Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению.
- Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребенка к школе.
- Вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
- Познакомить с развивающей программой педагога-психолога через продукты детской деятельности, полученные в процессе диагностической и развивающей работы, а также используя видео и фотоматериалы.
- Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала группы.
Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Средства: двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные, музыкальные.
Форма работы: групповая
Длительность мероприятия: 45 минут
Материалы и оборудование:
Стенд 1
– схема «Готовность ребенка к школе»
Стенд 2
– высказывания детей на тему «Для чего нужна школа»
Бейджики с разноцветными вкладышами (для написания имен участников), маркеры, доска, стулья по количеству участников, бумага писчая, мягкий мяч, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника, список качеств ребенка – первоклассника, анкета-рефлексия на каждого участника.
Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с разноцветными вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами.
Столы расставляются полукругом, стулья стоят за столами. Родители свободно рассаживаются. В центре полукруга стоит Стенд 1
со схемой, стол ведущего.
1 часть. Знакомство – приветствие
«Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе, ее компонентах. Я познакомлю вас со своей работой в рамках подготовки ваших детей к школе, вы станете свидетелями этой плодотворной деятельности, получите возможность понаблюдать за своими детьми в процессе нашей работы. Наша встреча рассчитана на 45 минут. Надеюсь, они станут для вас интересными и познавательными».
Игра-приветствие «Давайте познакомимся»
Цель – способствовать формированию общегруппового запроса, снятию напряжения в начале работы.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка-телефон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет пару слов о своем ребенке, а также «На какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече?»
2 часть. Раскрытие понятия «Школьная готовность ребенка к школе»
«Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребенка к школе. Для начала предлагаю выяснить, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребенка в школе.
Практическое задание №1.
Инструкция: Напишите на своих листах ТО главное, что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс школы.
Родители работают самостоятельно (отводится 1–2 минуты). Далее, по очереди, прикрепляют свой листок на доску, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, ведущий обобщает ответы родителей, составляя «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника».
Следует подвести к мысли, что родители назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на Стенде 1
.
«Теперь предлагаю вам познакомиться с «портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника». Перед вами представлены все направления готовности ребенка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребенка в школе. Предлагаю поочередно познакомиться с каждым их них.
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга
Тема: «Скоро в школу»
Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н. В.
Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к школе.
Практическое упражнение №1.
«Первый раз в первый класс»: На экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку. Родители смотрят.
Это наверное Вам сейчас навеяло мысли о нового этапа в вашей жизни – это школа
.
Кто – то вспомнил себя в школе, кто-то уже второй раз будет испытывать эти ощущения.
Практическое упражнение № 2 «Корзина чувств»
Уважаемые мамы и папы!У многих родителей поступление в школу вызывает не только радость, но и опасения, тревогу, и вы не исключение. Я предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающего школьного обучения. У меня в руках корзина, в которой находятся шарики с написанными на них разнообразными чувствами. Здесь есть позитивные и негативные чувства, т.е. все которые может испытывать человек.
Что чувствуете Вы в связи с тем, что Ваш сын или дочь идет в школу? Какие эмоции испытываете?
(Родители описывают)
Положительные чувства:
радость, удовольствие, веселье, удивление, гордость, воодушевление, интерес, любознательность, восторг.
Отрицательные чувства:
неуверенность, страх, равнодушие, отвращение, беспечность, беспокойство, тревожность, отчаяние, растерянность, неопределенность.
Мы с Вашими детьми подготовились к этому мероприятию и они нарисовали рисунки «Как я представляю себя в школе». Я Вам предлагаю рассмотреть и попробовать описать и проанализировать состояние ребенка, что же чувствует по отношению к школе, есть ли тревога опасения, беспокойство, или радость, гордость интерес.
Обсуждение рисунков детей на тему: “Как я представляю себя в школе”
Родители по кругу рассказывают свое мнение по поводу переживаний ребенка, нарисовавшего рисунок.
Школа это не только праздник, цветы, воздушные шарики, но это еще и ответственность, новая ступенька в жизни, выполнение определенных требований.
И сейчас я Вам предлагаю определиться и раскрыть понятие «Школьная готовность ребенка» и составить всем вместе «Портрет идеального первоклассника». Каким должен быть первоклассник.
(МОЛЬБЕРТ и Фломастер )
Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка”
Родители работают самостоятельно (2-3 минуты). Затем, по очереди зачитывают своё мнение и передают его педагогу-психологу. Педагог-психолог обобщает ответы родителей, составляя портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.
Далее я показываю свои слайды о школьной готовности ребенка.
Практическое задание №3 (работа с шаром и слайдами «Мама кормит малыша»)
Сейчас я Вам предлагаю провести небольшой эксперимент. Необходимо провести этот шар по наклонной плоскости. Кто желает?
Наклонная плоскость и шар. Родители пробуют покатить шар вверх по плоскости.
У вас получилось?
Что Вы делали, когда прокатывали шар?
Вы прилагали усилия!?
А теперь отпустите шар. Родители отпускают шар. Что с ним произошло? Он тут же скатился назад с доски.
Обсуждение
Наклонная плоскость –это трудности, а шар –это ребенок, а рука – это Вы. Вот обратите внимание на данную картинку.
(Педагог демонстрирует (рисунок с изображением мамы, кормящей малыша.)
Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.
Педагог-психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам.
Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.
А сейчас мы поиграем в игру «Терпение» и проверим как Вы умеете правильно объяснять, так чтобы вас поняли другие. Кто желает выйти сюда и объяснить?
Практическое упражнение №4 «Терпение»
Ведущему выдается рисунок – композиция (например, девочка держит в левой руке шарик, справа от нее дерево и т.п.), он смотрит рисунок и своей паре начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя).
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия.
Получилось ли объяснить? Понял ли вас ваш партнер?
Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?
Эта игра нацеливает на то, что каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.
Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.
Если ребенок не понял — это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.
Данное упражнение позволяет встать нам на точку зрения партнера, понять его мысли и, следовательно, более доступно донести свою информацию. В эту игру вы можете играть и дома. Точно также и ребенок может быть ведущим и объяснять что нарисовано и поймете ли вы его, то что он вам хотел объяснить.
Я Вам желаю чтобы вы понимали своих детей, было взаимопонимание , шли с ними рядом., помогали своим детям но при этом не делали все за них.
8. Подведение итогов: игра Эстафета.
Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, 90% того, что сам делает.
Рубрика
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Памятка для родителей
Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям развращают их, делают неискренними.
Создайте рабочее место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий.
Продумайте такой режим дня, чтобы в него были включены не только подготовка домашних заданий, но и прогулка на свежем воздухе, общение с друзьями, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр, доставляющих ребенку удовольствие.
Умейте прощать ребенка и терпеливо помогать ему в исправлении сделанных ошибок.
Не реже одного раза в месяц посещайте школу, узнавайте о поведении и успехах своих детей, общайтесь с классным руководителем.
Не говорите ничего плохого о школе и педагогах в присутствии ребенка. Старайтесь привить любовь и уважение к школе и учителям. Спорные вопросы разрешайте в школе лично без участия детей.
- Способствовать расширению представлений
родителей, дети которых посещают
подготовительную группу, о готовности к
школьному обучению. - Организация совместной работы детского сада,
семьи по формированию готовности ребенка к школе
и благополучной адаптации его к школьному
обучению.
- Привлечь внимания родителей к проблеме
подготовки детей к обучению в школе. - Определить, что входит в понятие
“психологическая готовность к школе” - Вовлечь родителей в понимание готовности
ребенка к школе через опыт активного обучения. - Применять различные виды работ для достижения
задач семинара.
Форма работы:
групповая
Виды работы:
короткое информационное
сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа
в небольших группах
Цель: активизация положительных эмоций,
настрой на совместную работу.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить
о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, о
подготовке к школе
Наше знакомство мне хотелось бы начать с
приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется
мяч представиться (имя ребенка, свое имя
отчество, место работы)
Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы
знаете своих детей. Все присутствующие получили 3
листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы
поднимаете листочки.
- “Да” – красный цвет.
- “Нет” – зеленый.
- “Не знаю” – синий.
- Добрый ли ваш ребенок?
- Вежливый ли ваш ребенок?
- Общительный ли ваш ребенок?
- Щедрый ли ваш ребенок?
- Внимательный ли ваш ребенок?
- Правдивый ли ваш ребенок?
- Отзывчивый ли ваш ребенок?
- Справедливый ли ваш ребенок?
- Жизнерадостный ли ваш ребенок?
- Ответственный ли ваш ребенок?
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л. А.)
2 . Раскрытие понятия “Школьная
готовность ребенка школе”
Безусловно, родители заинтересованы в школьных
успехах своего ребенка, получении положительных
эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с
ребенком не только на специальных занятиях, но и
в повседневной деятельности – в играх, в труде в
общении с взрослыми и сверстниками.
Практическое задание № 1
Инструкция: Напишите на своих листах главное,
что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.
Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты).
Затем все родители зачитывают свои ответы.
Психолог обобщает ответы родителей, составляет
“портрет идеального (по мнению родителей)
первоклассника”
Затем предлагает познакомиться с “портретом
идеального (по мнению психологов, педагогов)
первоклассника”
- Физическая
- Педагогическая
- Интеллектуальная
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Эмоционально-волевая
Данный компонент школьной готовности
заключается в приобретении определенного
кругозора, запаса знаний в развитии памяти,
внимания, мышления, воображения, речи. Умение
элементарно рассуждать, выделять существенные
признаки предметов и явлений, доступные
пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить
различия и сходство, выделять целое и его часть,
группировать предметы по определенным
признакам, делать простейшие умозаключения и
обобщения и др. Развитие произвольного внимания
(способность удерживать внимание на выполняемой
работе в течении 15–20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к
опосредованному запоминанию: связывать
запоминаемый материал с конкретным символом /
слово-картинка либо слово-ситуация).
Очень важна речевая готовность ребенка.
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь
задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь
навык пересказа. Речь тесно связана с
интеллектом и отражает как общее развитие
ребенка, так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах
отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит
фонематический слух.
Коммуникация – общение.
1. Умение устанавливать контакт с учителем,
сохранение чувства дистанции. В общении с
взрослыми ребенок должен осознавать контекст
общения и уметь действовать исходя из этого
контекста. Например, знать, когда можно вставать
во время урока и следовать этому; спрашивать
учителя по делу, а не по пустякам.
Важным компонентом школьной готовности
считают мотивационную готовность, наличие
мотивации к учебной деятельности
К моменту поступления в школу у ребенка должно
быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если
спросить ребенка, хочет ли он в школу, то
большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет
разным. Внешняя мотивация связана с внешней
атрибутикой, например, “хочу портфель как у
брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя
мотивация связана с непосредственным желанием
учиться, обретать знания.
Серьезного внимания требует и формирование
волевой готовности будущего первоклассника.
Ведь его ждет напряженный труд, от него
потребуется умение делать не только то, что ему
хочется, но и то, что от него потребуют учитель,
школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных
элементов волевого действия: ребенок способен
поставить цель, принять решение, наметить план
действия, исполнить его, проявить определенные
усилия в случае преодоления препятствия, оценить
результат своего действия. Но все эти компоненты
волевого действия еще недостаточно развиты. Так,
выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и
осознанны; удержание цели в значительной степени
определяется трудностью задания, длительностью
его выполнения.
– развитие мелкой моторики (рука развита хорошо,
ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами,
для овладения письмом важно развитие мелких
групп мышц);
– пространственная организация, координация
движений (умение правильно определять
“выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);
– координация в системе “глаз-рука” (ребенок
может правильно перенести в тетрадь простейший
графический образ – узор, фигуру, зрительно
воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Для ребенка переход в школу – трудный и
ответственный период в его жизни. И от родителей
требуется особое внимание. В семье должна царить
добрая нравственная атмосфера, уважение друг
другу. Родительское влияние в данный момент
самое сильное, самое действенное. От родителей
зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к
самостоятельности, организованности,
аккуратности. Именно этих качеств не достает
нашим первоклассникам.
А сейчас предлагаю определить степень Вашего
беспокойства по поводу приближающего школьного
обучения
– Испытываете сильное беспокойство, поднимите 2
руки вверх (встают на черную дорожку)
– Слегка волнуетесь (умеренное) – поднимите 1
руку, например, правую (синяя дорожка)
Если испытываете чувство уверенности за своего
ребенка (нет особого беспокойства) – сложите
руки перед собой, как ученики (красная дорожка)
Родители разбились на группы по дорожкам. Идет
обсуждения. От кого или от чего зависит
нормализация в улучшении вашего самочувствия
или что должно измениться, чтобы вы чувствовали
себя лучше?
Задание №1 родителям
У вас на карточках написаны фразы, которые
довольно часто употребляют родители. Прочтите и
попробуете прокомментировать их:
Какие детские чувства могут стимулировать у
детей эти реплики
(утрата веры в себя, желания ходить в школу,
возникновение чувство неуверенности)
– “ Только попробуй мне сделать ошибки в
диктанте!”
(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка
могут возникнуть враждебные чувства к
родителям), развиваться комплекс
неполноценности и др)
– “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”
(на ребенка ложится двойная нагрузка иными
словами, взрослый человек, испытывая страх
“унижением” делает ответственным за свою
самооценку ребенка)
Задание № 2
Проблемные ситуации для родителей
-
Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно
встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши
действия? - Вы купили новую игру(головоломку, пазлы или др.)
После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что
она неинтересная. Ваши действия? - Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет)
внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши
отношения к этому?
Игра с родителями “Разброс мнений”
Раздаются карточки с первыми словами
предложения, а родители должны его продолжить.
3. Ритуал прощания
Тема: «Как помочь своему ребенку учиться»
«Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера». Левис.
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, – это чересчур торопиться». Ж. Руссо.
«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». А. Чехов.
Цель:
Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
Форма проведения:
семинар – практикум.
Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени, конечно) обязательно участвуете. Помните, сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях, когда ваши дети, тогда еще малыши, пошли в школу? К сожалению далеко не все из них сбылись, а для некоторых учеба превратилась в тяжелую повинность, а ее формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Наши ученые, работая над этой проблемой, приводят интересные факты. И один из них заключается в том, что более 2\3 неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин оказалось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
И сегодня наша с вами задача – выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка, он прикладывает специальные усилия для их расширения, жадно усваивает житейский опыт значимых для него людей, пытаясь применить весь этот багаж в обыденной жизни.
Важным стимулом к учению при этом является притязание на признание среди сверстников. Здесь высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае возникает внутренний дискомфорт и даже конфликт. Устойчивые учебные мотивы формируются лишь на основу познавательных интересов и потребностей. А познавательные интересы подростков сильно различаются. У кого-то они изменчивы, ситуативны, неопределенны. У других проявляются к большинству учебных предметов, у некоторых – лишь к узкому их кругу. При этом учащихся интересуют разные стороны предметов: факты, логические рассуждения, сущность явлений, выводы, возможность использования на практике.
Учебная деятельность имеет свою
структуру
(по Д. Б. Эльконину):
Учебная задача
– то, что должен усвоить
ученик; подлежащий усвоению способ действия;Учебные действия
– то, что ученик должен делать
, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;Действие контроля
– сопоставление
воспроизведенного действия с образцом
;Действие оценки
– определение того, насколько
ученик достиг результата
, степени изменений, которые произошли в ребенке.
Самое существенное в учебной деятельности
– это отслеживание новых достижений и произошедших изменений. Это можно выразить формулой:
«Не умел – умею, не мог – могу, был – стал»
Использование ребенком данного алгоритма позволит выработать интерес к учебной деятельности, повысить ее продуктивность.
А сейчас мы с вами вместе попытаемся «докопаться» до причин недостаточного интереса детей к учебной деятельности.
* Работа в группах. « Дерево проблем».
Инструкция:
Перед вами «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос: «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» значимые на ваш взгляд причины записывайте на подготовленные «листья», а по окончании обсуждения представители от каждой группы приклеят их, прокомментировав свой выбор.
(Возможные причины: недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание; недостаточное умение читать и понимать текст; недостаточный словарный запас, начитанность и умение выражать мысль; несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности; неумение сравнивать, находить аналогии; отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника; однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров; авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности; низкая самооценка школьника)
* « Параллельное» анкетирование «Оценка своей роли и степени участия в учебной деятельности детей». Анализ и сравнение с ответами учащихся.
Подведение итогов:
Замечательно, если число совпадений 10 или близко к 10.
Очень серьезно следует задуматься, если число совпадений 5 или менее. Вероятно, что вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и вам следует находить больше времени для его поддержки.
* Тестирование «Какой вы родитель?»
«Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»
А сейчас попробуем на практике выработать советы для достижения успеха в различных ситуациях.
* Работа в группах. « Ситуация»
Инструкция:
Перед вами проблемная ситуация. Вам необходимо продумать два варианта выхода из нее: как не следует поступать и как поступать надо.
(Можно предложить записать свои, волнующие родителей, ситуации и обменяться ими в группах для работы)
Общий вывод:
Нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, учитывающие возможности, способности, притязания ученика и ожидания его родителей, а есть решения, не учитывающие всего этого. Поэтому, чтобы меньше принималось вторых решений, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.
Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – учебе, мы должны понять:
Чего мы хотим достичь
К чему стремимся
Если мы думаем, что уметь учиться – это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс.
Если мы считаем, что уметь учиться – это не болтать, не вертеться и слушать учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Необходимо понять, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. И не бойтесь переборщить! Ведь эмоциональная положительная реакция бывает для ребенка гораздо важнее, чем хорошая оценка.
Ну, а если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы сможете ему помочь, соблюдая ряд простых правил.
*«Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей»
(раздать памятки)
* «Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности»
Рефлексия «Завершение фразы».
Итак, сегодня мы убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех любите его, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
И у вас, самых близких для него людей, это обязательно получится!
Дереклеева Н. И. Родительские собрания в 1-11 кл. – М., 2001.
Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей: диагностика, тренинги, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Кривцова Е. В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 2004.
Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. – М., 2000.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
Учебная задача
– то, что должен усвоить
ученик, подлежащий усвоению способ действия;Учебные действия
– то, что ученик должен делать
, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;Действие контроля
– сопоставление
воспроизведенного действия с образцом
;Действие оценки
– определение того, насколько
ученик достиг результата
, степени изменений, которые произошли в ребенке.- Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика. – М., 1994.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006.
- Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. – СПб.: Дельта, 1997.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. Уебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. – СПб: Союз, 1997.
- Хасанов А. Е. Тесты для родителей. – Минск, 1999.
150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2002.
Анкета для учащихся.
Анкета для родителей.
Анкета для родителей.
Анкета для учащихся.
Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как.
Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, бросался жвачкой».
Ребенок получил четвертую двойку по одному из предметов.
Ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?
Накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?
Придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?
«Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера». Левис.
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, – это чересчур торопиться». Ж. Руссо.
«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». А. Чехов.
Структура учебной деятельности:
Семинар – практикум для родителей
«Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»
Цель:
Гармонизация детско-родительских отношений.
– Обучить родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.
– Дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания своего ребенка.
– презентация “Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?”;
– музыкальное сопровождение (спокойная классическая музыка), видео «Карта отношений между детьми и родителями»;
– буклеты «Способы эффективного взаимодействия с детьми»;
– стулья (по количеству участников);
– бумага для записей;
Ориентировочное время проведения:
1-1,5 часа.
Ведущий.
Добрый день! Я рада встречи с вами. Давайте улыбнемся и представимся друг другу!
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии и его судьбу. Многие невротические симптомы (расстройства сна, заикание, страхи и т.д.), отклонения в поведении (гиперактивность, драчливость, агрессивность) – результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Как же построить нормальные отношения с ребенком? Как правильно общаться с ребенком? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Но сначала, давайте поиграем.
Упражнение:
«Сами с усами»
Предлагаю на время побыть в роли маленьких детей, которые любят отвечать на разные вопросы хором и быстро. Любой ответ будет правильным. Не раздумывая, быстро ответьте на вопросы:
Какие две рыбы из русских народных сказок выполняли все желания?
Как звали каждого из трех сказочных поросят?
Как звали девочку, уронившую в речку мячик?
Кто подарил полено папе Карло?
Как звали собаку девочки с голубыми волосами?
Как звали кота из сказки «Золотой ключик»?
Имя сказочной героини, которое произошло от грязного вещества?(Замарашка)
Что украла Клара у Карла?
Лучший в мире крокодил?
Какого цвета середина у светофора?
Имя, какой девочки, говорит о ее росте?(Дюймовочка)
Как называется сказочная скатерть?
Назовите отчество Буратино?(Карлович)
Какая фамилия Кощея?
Как звали детей в сказке «Снежная королева»?
Общение – способ взаимодействия людей, в ходе которого происходит обмен информацией и осуществляется совместная деятельность.
Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ «Я», взаимоотношения, самооценка.
Главным условием формирования адекватных детско – родительских отношений, в которых родитель становится конструктивным партнером и помощником ребенку, является передача информации ребенку о принятии его как самоценной личности. Безусловное принятие. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
По каким проявлениям ребенок понимает, что мы его принимаем и по каким не принимаем?
Язык принятия и непринятия
Ребенку подобные знаки принятия особенно нужны, т.к. они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
Общение реализуется с помощью ряда коммуникативных техник, таких как «активное слушание», использование «Я – сообщений», разрешение конфликтных ситуаций.
Технику «активное слушание» разработал известный американский психолог Карл Роджерс. Он назвал его «Эмпатическим слушанием», то есть сочувствующее слушание. Слышать и слушать – различные понятия. Слышать – различать, воспринимать что-то слухом. Слушать – направлять слух на что-то (по Ожегову). Умение слушать – это дар. Слушание может быть – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций (минимум – «да, да», «я слушаю»), кивание головой в знак согласия. А «активное слушание» – это позиция, в которой взрослый не дает оценок, советов, разъяснений и сосредотачивается на возможно полном и точном описании чувств и эмоциональных состояний ребенка. Есть несколько правил активного слушания:
– Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к ребенку лицом и посмотрите ему в глаза.
– Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( Например: Сын: «Не буду играть с Петей». Папа: «Ты на него обиделся» (в утвердительной форме).
– Очень важно в беседе «держать паузу» (после каждой реплики лучше помолчать, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании).
– В вашем ответе так же иногда полезно повторить то, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. ( Сын: «Не буду играть с Петей!». Отец: «Не хочешь больше играть с Петей.» (далее в утвердительной форме) «Ты на него обиделся»).
Приемы «активного слушания»:
– уточнение (выяснение чего-либо «Не повторишь ли еще раз»)
– отражение чувств (проговаривание чувств – «Мне кажется, ты обижен»)
– проговаривание подтекста (т.е. что стоит за словами ребенка – «Мама, я все сделал сам» – подтекст «Ты бы меня похвалила»)
Сейчас я хочу предложить использовать приемы активного слушания на практике.
Упражнение
«Мудрый слушатель».
Цель: развитие навыков активного слушания.
Ведущий зачитывает высказывание всей группе. Участники отвечают, используя техники активного слушания.
а) «Я вчера ходила в магазин, мне там два раза пробили сметану и два раза пробили хлеб и я переплатила 60 рублей!».
б) «Сколько можно, мой ребенок второй раз в этом учебном году теряет у вас в школе сменку!».
в) «Мама, со мной никто не играет!»
Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений.
– Что первое пришло в голову, как захотелось сказать ребенку?
– Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете?
Результат «активного слушания»:
– исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;
– ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше;
– ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Существует 2 формы обращения к другому человеку: «Ты – сообщения» и «Я – сообщения».
«Ты – сообщения» часто нарушают коммуникацию, т.к. вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что родитель всегда прав («Ты опять не убрал игрушки»).
«Я – сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением»:
1. Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
2. « Я – сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей.
3. Когда мы открыты и искренны в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать, что взрослые им доверяют и им тоже можно доверять.
4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.
Научится посылать «Я-сообщение» непросто, так же как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка. Давайте мы с вами проанализируем ситуации и выберем из ответов тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».
Упражнение:
«Выбери ответ» (ситуации)
Ситуация 1.
Вы который раз зовете дочь сесть за стол. Она отвечает: «Сейчас!» и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
Да сколько же раз тебе надо говорить?
Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и то же.
Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2.
У вас важный разговор. Ребенок то и дело его прерывает.
Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
Не мешай разговаривать.
Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3.
Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).
Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?
Уберите за собой посуду.
Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.
Ключ к упражнению:
Ситуация 1.
«Я-сообщение» – фраза 2.
В реплике 1- типичное «Ты-сообщение», фраза 3 начинается как «Я- сообщение», а затем переходит в «Ты-сообщение».
Ситуация 2.
«Я-сообщение» –
фраза 1, обе
остальные – «Ты сообщение». Хотя во второй фразе «ты» отсутствует, но оно подразумевается (читается «между строк»).
Ситуация 3.
«Я-сообщение» – фраза 3.
Мы говорим о том, что делать, когда отрицательные чувства у нас уже возникли. А как уменьшить саму возможность появления таких чувств.
Предупреждение конфликтных ситуаций:
– Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
– Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
– Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Когда ребенок стоит перед реальным испытанием, ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве. « Я – сообщение» не дает ему повода сделать «назло», совершить поспешный, необдуманный поступок.
Используемые в практике семейного воспитания способы общения не относятся к способам быстрого достижения результата. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Цели более далекие и более общие. А запреты, угрозы, шлепки, принуждения наоборот позволяют быстрее получить результат. Только какой?
Право выбора остается за каждым из вас!
Сегодня вы познакомились с различными способами эффективного взаимодействия с детьми и использовали их на практике.
– Чем полезно именно для вас данное занятие?
– Что нового узнали?
– Что вы чувствовали?
Подведение итогов. Родители делятся друг с другом своими методами воспитания детей.
Спасибо за общение, за сотрудничество. Мне было приятно работать с вами, надеюсь и вам со мной.
«Всего самого хорошего вам, успехов вам в воспитании ваших детей! До свидания!».
Просмотр видео «Карта отношений между детьми и родителями».
Рекомендации для родителей
DOC / 501 Кб
Презентация “Умеете ли вы общаться со своим ребенком?”
PPT / 373.5 Кб
( https://www.youtube.com/watch
)
Родителям раздаются памятки-буклеты.
Ю. Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 256 с.: ил.
Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг” (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.
Мотивационная готовность
«Желание пойти в школу» и «Желание учиться» – это одно и то же или разные понятия?»
Педагог-психолог предлагает разделиться на 2 подгруппы и поспорить, слушая размышления друг друга. Предлагает подгруппам подискутировать (бейджики на одежде помогут обратиться к нужному собеседнику).
Педагог-психолог обращает внимание родителей на Стенд 2
с детскими высказываниями. В ходе экспресс-диагностики определялась мотивация ребенка к обучению в школе. Предлагает родителям зачитать последовательно все высказывания и определить, какая мотивация преобладает у ребенка.
«Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Как же создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? Педагог-психолог предлагает родителям познакомиться с «Памятками для родителей будущего первоклассника» в Приложении 1
,
в них изложены всевозможные приемы создания положительной мотивации ребенка к обучению в школе. Ведь мотивация может меняться в зависимости от различных факторов.
Интеллектуальная готовность
Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.
ВИДЕОМАТЕРИАЛ с ответами детей, свидетельствующими о наличии у них кругозора. Психолог задает детям вопросы познавательного характера, дети дают на них полные ответы.
«Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С. Я. Маршак написал:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.
Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните
: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата».
Педагог-психолог предлагает игру на демонстрацию навыков общения «Ищу друга» в Приложении 2
. После ее проведения организуется анализ игры и ощущений, которые испытали участники в течение игры.
3 часть. Подведение итогов, рефлексия
«Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.
Для определения вашего восприятия нашей встречи, предлагаю запомнить анкету – рефлексию. Пожалуйста, будьте откровенны (отводится 2 – 3 минуты)».
Физическая готовность (эмоционально-волевая готовность)
«Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?»
Педагог-психолог предлагает родителям познакомиться с предлагаемым списком возможных качеств, которые развиваются через подвижные упражнения. Родители должны выбрать нужные и объяснить свой выбор.
Необходимо подвести родителей к мысли, что в первую очередь в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве.
При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а следовательно, усидчивости и внимания.
Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Пропуски букв, описки, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.
Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных в схеме.