Практическая функция современного обучения
любому учебному предмету заключается в
ориентации обучения на решение жизненных иногда
бытовых проблем, на формирование умения
исследовать явления реального мира. И если
изначальным стимулом развития знаний является
потребность в решении конкретных практических
задач, то результатом обучения должно быть
умение применять накопленные знания в
практической деятельности. “ Если принять
универсализм школьного обучения за основу, то
общеобразовательный смысл в решении предметных
задач состоит в том, чтобы научить ученика решать
задачи вообще. Решать любые задачи, которые
приходится решать каждому человеку:
рассчитывать свой бюджет, разбираться в
отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и
куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить
в суп при его готовке и т.п. Тогда цель решения
предметных задач – обучить детей универсальным
подходам к решению любых задач. Но тогда именно
это и надо проверять в качестве результата
обучения” пишет в своей статье “Как решать
любые задачи? Можно ли на школьных задачах
научиться решать жизненные задачи?” А. В.
Хуторской.
На современном этапе модернизации образования
на первый план выходит практическая
направленность обучения, формирование не просто
умений, а компетенций, то есть умений,
непосредственно сопряженных с опытом их
применения в практической деятельности,
реализацию принципа связи обучения с жизнью.
“Зачем мы это изучаем? Где мы можем это
применить?” И личная практическая
заинтересованность ученика без всяческих
сомнений приведет к повышению качества обучения.
Компетентностный подход, являясь компонентом
личностно-ориентированной модели образования,
предполагает не усвоение учеником отдельных
друг от друга знаний и умений, а овладение ими в
комплексе. Одним из главных этапов процедуры
конструирования компетенций является –
определение необходимых для составления
предметных компетенций структурных элементов,
таких как: объекты реальной действительности,
социальная значимость знаний, умений, навыков и
способов деятельности по отношению к данному
объекту, а так же личностную значимость для
ученика формирования данной компетенции.
Предлагаемая разработка внеклассного
мероприятия направлена на формирование
ключевых, общепредметных и предметных
компетенций при изучении некоторых тем химии в 8
и 9 классе.
Ток-шоу “Большая стирка”
Цель мероприятия: стимулировать у обучающихся
познавательный интерес к предмету, обогатить
интеллект и кругозор дополнительными знаниями
по химии, способствовать развитию творческих
способностей детей.
Попробуем решить эти проблемы с помощью
химии.
Сегодня у нас в гостях хозяйки:
Маргарита Сергеевна и Надежда Васильевна.
Встречайте их, а так же ученые – химики,
посвятившие свою научную деятельность проблемам
стирки.
Маргарита Сергеевна: Разрешите,
пожалуйста, наш спор. Я и Надежда Васильевна
стираем одинаковыми средствами. Но у меня всегда
что-то не отстирывается. Я думаю, Н. В. скрывает от
меня, чем стирает.
Надежда Васильевна: Ничего я не
скрываю.
Ведущий: Не спорьте, пожалуйста,
сейчас мы разберемся в ваших проблемах.
Химик-1 (8 кл): Скажите, пожалуйста, как
вы готовитесь к стирке?
Маргарита Сергеевна: Что значит как? Я
беру кастрюлю с широким дном и ставлю на плиту.
Надежда Васильевна: А я ставлю бак на
подставку, затем на плиту.
Химик 1: Да, понятно. Для горения
газовой горелки необходимо хороший доступ
воздуха. Если поставить бак с широким дном на
низкую подставку, доступ воздуха к горелке будет
затруднен и пламя может погаснуть. Если сразу же
не выключить газ, он будет накапливаться в
помещении, что может привести к взрыву. Так что
действия М. С. можно считать опасными. А вы
работаете правильно.
Надежда Васильевна: Спасибо. А дальше
грею воду до кипения и кипячу 5 минут, а затем
охлаждаю до 60 градусов и только после этого
начинаю стирку.
Маргарита Сергеевна: К чему такая
трата времени. Если написано в инструкции, что
температура воды должна быть 60 градусов, то нужно
подогреть её до 60 градусов и все.
Ведущий: Да, интересно. Влияет ли такая
мелочь на качество стирки.
Химик 2 (9 клас): Какая же это мелочь.
Мыло и другие моющие средства намного
эффективнее действуют в мягкой воде. А в нашей
местности вода жесткая, в ней присутствуют
гидрокарбонаты и сульфаты Са и Mg. При кипячении
гидрокарбонаты выпадают в осадок в виде
карбонатов.
При нагревании воды только до 60 градусов эти
реакции не происходят, и вода остается жесткой.
Так что белье лучше отстирывается у той хозяйки,
которая прокипятила воду. Это легко доказать
простым опытом: опустить кусочек мыла в
подогретую воду и воду той же t, но прокипяченную.
В прокипяченной воде мыло растворяется почти без
осадка, а в сырой воде образуется осадок в виде
хлопьев.
Маргарита Сергеевна: Хорошо, убедили
меня. И если вы такие ученые объясните,
пожалуйста, почему после кипячение белья со
стиральным порошком, на белье появились желтые
пятна, а на стенках бака – белый рыхлый налет. Я
забыла сказать – бак у меня оцинкованный, правда
старый.
Химик 3 (9 кл): Все понятно. Вы выбрали
соду NaHCO3. он гидрировался.
2Na + CO3 – 2Na + HCO3 + OH
Среда как видите щелочная 2Na + OH а (Zn) цинк –
активный металл, он легко растворяется в
кислотах, а при нагревании и в щелочах.
Так что белый рыхлый налет на стенках бачка
содержит цинкиты натрия. Кстати, этот налет можно
удалить слабым раствором любой кислоты, например
уксусной. А бачок старый, значит ,цинк
растворился и открытые участки жести, то есть
железа, а оно легко подвергается коррозии.
Значит, желтые пятна на белье-это следы ржавчины
Fe2O3. вывести эти соединения не просто, так как все
соединения железа имеют интенсивную желтую
окраску.
Маргарита Сергеевна: Значит белье
испорчено окончательно?
Химик 3 (9 класс): Обесцветить их можно,
капнув несколько капель лимонного сока или
раствора лимонной кислоты. Так что, не все
потеряно, потому что лимонная кислота образует с
Fe(III) бесцветные комплексные соединения.
А в следующий раз, чтобы не испортить белье,
надо положить на дно бака тряпку, которая будет
препятствовать соприкосновению белья с
ржавчиной.
Ведущий: Сейчас в продаже появилось
огромное количество моющих средств. Всегда ли мы
умеем их выбирать и пользоваться грамотно.
Надежда Васильевна: Вот на пакетике
“Персоли” написано, что отбеливать надо при
температуре 60 градусов, то есть почти довести до
кипения. Объясните мне, как надо работать:
выключить газ и добавить “Персоль” или наоборот
добавить в воду “Персоль” и нагреть, не доводя
до кипения.
Ведущий: А может, нет никакой разницы?
Химик (9 класс): “Персоль” имеет
состав Na2 CO3 * 1,5 H2O * H2O. Он
отталкивает за счет окисления органических
загрязнений пероксидной группой – О-О-. реакция
окисления загрязнений, как и все химические
реакции протекает с определенной скоростью,
поэтому для отбеливания нужно время. То есть
необходимо поддержать температуру, указанную в
инструкции.
Маргарита Сергеевна: У меня дома есть
бутыль с жидким отбеливателем. Этикетка, к
сожалению, сорвана. Выбрасывать жалко, хозяйка я
бережливая. Как мне с ним пользоваться?
Химик (9 класс): Препарат имеет сильный
запах хлора.
Ведущий: Да, интересно, как тут быт? На
этот вопрос нам ответит ученый химик.
Химик 4 (9 класс): Препарат имеет запах
хлора, значит, здесь присутствуют соли
хлорноватистой кислоты HclO, их получают путем
пропускания хлора через раствор щелочи.
Раствор, содержащий NaCl и NaClO – называется
“жавелевая вода” – используется очень давно для
отбеливания тканей, так как хлорноватистая
кислота отбеливает органические вещества
загрязняющих веществ.
Ведущий: А скажите, выбор посуды имеет
значение: пластмассовый тазик, оцинкованный
тазик или что-то другое.
Химик 4 (9 класс): Несомненно, имеет
значение. Эта кислота будет растворять оксидную
пленку цинка, окислять железо. Кроме того,
некоторое количество хлора будет окислять
(железо) и цинк.
Zn + Cl = ZnCl2; 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Таким образом, следует выбрать:
Маргарита Сергеевна: Я поняла,
пластмассовый тазик.
Надежда Васильевна: Да посуда в стирке
играет не маленькую роль. А вот подскажите,
пожалуйста, как правильно говорить оцинкованное
железо или оцинкованная жесть.
Маргарита Сергеевна: Ну, Н. В. какая
разница?
Химик 1 (8 класс): Разница есть.
“Оцинкованное железо” с позиции химика –
бессмысленное понятие, так как железо-название
химического элемента, а все что называется
железом в быту, представляет собой сплавы железа
с другими элементами, то есть смеси. А жесть – это
тонкий стальной прокат. Поэтому человеку,
изучающему химию, следует употреблять термин
“оцинкованная сталь”.
Маргарита Сергеевна: Спасибо за
разъяснение. Только ведь всего не объяснишь, вот,
например, почему после стирки в жесткой воде
появляется “серый налет”. Я так свитер свой
черный не испортила.
Химик 3 (9 класс): Мыло в жесткой воде
плохо мылится и образует осадок стеарита
кальция, этот осадок и проступает в виде серого
налета. Избавится от него можно, если
прополоскать вещи в слабом растворе уксусной
кислоты.
Ведущий: Да, интересная наука химия,
непонятная иногда, но полезная всегда. Иногда
наше настроение могут испортить разные мелочи.
Допустим, я сегодня сам себе решил пожарить
картошку. На брюки посадил пятно от
подсолнечного масла, порезал палец. Но эти еще не
все, когда обрабатывал палец йодом, несколько
капель попало на рубашку. Химия здесь, наверное,
бессильна?
Химик (8 класс): Почему бессильна?
Прежде всего, следует попытаться удалить оба
пятна органическим растворителем-бензином,
керосином. Пятно иногда проще удалить,
использовав способность йода легко возгоняться.
Ткань следует подогреть (утюгом, на батарее или
над пламенем). Это ускорит процесс возгонки.
Только надо отметить, что все эти процессы не
химические, а физические.
Маргарита Сергеевна: Как хорошо, что
мы с Н. В. пришли, столько полезного узнали.
Особенно про отбеливание.
Надежда Васильевна: Только объясните
нам, пожалуйста, вот что. Вот два пятна, оба
жирные. Только одно от растительного масла, а
другое от растительного сала. Первое через
несколько дней никак не смогла удалить с
растворителем, а второе очень просто вывелось
даже спустя долгое время.
Ведущий: Какие сложные вопросы задают
наши хозяйки. Кто из химиков сможет ответить на
такой вопрос?
Химик (11 класс): растительные жиры
состоят преимущественно из непредельных
соединений, в их молекулах имеется двойные связи
и они могут поляризоваться, как все соединения
–С=С- связями. За счет этих процессов происходит,
например, высыхание масляных красок с
образованием прочного покрытия, так как все
олифы изготовлены на основе растительных масел.
При старении пятна растительного масла, особенно
на свету и при повышенных температурах, не только
образуется прочные полимерные молекулы, но так
же за счет двойных связей происходит
взаимодействие молекул жира с полимерными
молекулами ткани. Вывести такое пятно очень
трудно. Животные жиры относятся к предельным
соединениям, их молекулы не вступают в
химическое взаимодействие ни между собой, ни с
волокнами ткани, поэтому такие пятна можно без
труда вывести и спустя длительное время.
Ведущий: А все так просто оказалось.
Тема нашего шоу очень актуальная и, я вижу, в зале
есть вопросы. Пожалуйста.
Зрительница: Помогая, подруге
готовиться к приему гостей, я посадила масляное
пятно на новую шерстяную юбку. Я знаю от бабушки,
что такое пятно можно удалить, если сразу же
засыпать его мелкой солью или зубным порошком.
Зубного порошка дома не оказалось, соль была
только крупная и подруга предложила мне засыпать
мне пятно питьевой содой. Стоило ли мне
воспользоваться этим советом?
Химик (9 класс): Нет, лучше этого не
делать. Поваренная соль NaCl и зубной порошок (мел
или CaCО3) не вступают в химическое
взаимодействие с жирами, а только адсорбируют
жир с волокнами ткани. Питьевая сода, хотя по
внешнему виду и напоминает зубной порошок , может
в присутствие влаги вступать в химическое
взаимодействие с жирами за счет гидролиза и
образования щелочи
NaHCO3 + H2O-NaOH + H2CO3
NAOH может вступать во взаимодействие с жирами
(реакция омыления), кроме того, возможно
изменение цвета ткани и уменьшение прочности
волокон шерсти. Так что после обработки пятна
содой вещь может быть испорчена окончательно.
Зритель: Я историк и у меня такой
вопрос: в 50-е годы еще не появились стиральные
порошки, многие женщины кипятили белое белье в
растворе силикатного клея. Как это можно
объяснить?
Химик (9 класс): Силикатный клей
представляет собой водный раствор силикатного
натрия Na2SiO3, который в водных
растворах подвергается гидролизу.
Na2SiO3-2Na + SiO3
2Na + SiO3 + 2H2O-2Na + 2OH + H2SiO3
то есть водный раствор силикатного клея имеет
щелочную реакцию. А щелочь разлагает жиры. Так
что действие силикатного клея аналогично
действию соды и мыла.
Ведущий: Поэтому не спешите
выбрасывать пузырьки с засохшим силикатным
клеем: его можно размочить и использовать для
стирки и кипячения сильно загрязненного белого
белья. Правильно я говорю?
Химик (10 класс): Совершенно верно.
Маргарита Сергеевна: Можно вопрос? Я
узнала о стирке, наверное, все. А процесс
высыхания одинаков ли для хлопчатобумажных
волокон и для шерстяной ткани.
Химик (11 класс): Изделия из
хлопчатобумажных волокон высыхают в результате
физического процесса – испарения воды, так как в
целлюлозе не происходит химических превращений
под действием воды.
Натуральная шерсть с точки зрения химии
представляет собой кератин – белок, физические
свойства которого обусловлены наличием
различных типов химических связей между
белковыми цепями. Водородные мостики
разрушаются под действие воды, уменьшая жидкость
белковых цепей, поэтому во влажном состоянии все
трикотажные шерстяные изделия очень сильно
растягиваются. При их высыхании вода не только
испаряется из промежутков между волокнами, но и
восстанавливаются водородные связи между
белковыми цепями, то есть происходят химические
процессы.
Таким образом, если высыхание хлопчатобумажных
вещей – чисто физический процесс, то высыхание
шерстяных изделий сопровождается обратными
химическими превращениями.
Надежда Васильевна: Теперь понятно,
почему нельзя сушить в подвешенном состоянии
шерстяные вещи.
Ведущий: Приближается к концу наша
передача. А у нас есть еще вопросы от
телезрителей по интерактивной связи.
(?) “Следует ли закрывать бачок крышкой при
кипячении белья с персолью?”
Химик (9 класс): Лучше крышку закрывать.
Потому что отбеливание происходит не только за
счет пероксогруппы Н2О2, но и за
атомарного кислорода, который постоянно
переходит в молекулярный. Чтобы образующийся О2
не улетучивался из емкости, лучше ее закрывать.
Ведущий: Спасибо. Еще один вопрос:
“Почему стиральные порошки с биодобавками
особенно сильно разрушают руки?
Химик (9 класс): В этих пороках есть
ферменты, которые разрушают белковые
загрязнения. Эти добавки будут частично
разрушать и молекулы кератина, из которого
состоит верхний роговой слой кожи.
Ведущий: Спасибо. Время нашей передачи
на исходе. Вам, милые дамы, слово.
Маргарита Сергеевна: Я счастлива, тем,
что вы пригласили меня на встречу с учеными. Я
узнала, как правильно стирать и сушить белье но
самое главное я поняла как глубоко связана химия
с нашей повседневной жизнью, как можно, имея даже
минимальный запас знаний по химии, облегчить
решение многих бытовых проблем.
1. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из
повседневной жизни. – М.: 1999 г.
2. Хуторской А. В.; Центр дистанционного
образования “Эйдос”, 2008
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.
Произошедшие в последние годы изменения в
практике отечественного образования не оставили
без изменений ни одну сторону школьного дела.
Повышение качества образования – важнейшая
задача модернизации школьного образования. На
современном этапе модернизации образования
одной из главных составляющих является
практическая направленность обучения,
формирование не просто умений, а компетенций, то
есть умений, непосредственно сопряженных с
опытом их применения в практической
деятельности, реализацию принципа связи
обучения с жизнью. “ Зачем мы это изучаем? Где мы
можем это применить?”.
Физика – предмет достаточно сложный и от
учителя требуется немалое мастерство, чтобы
овладение физическими знаниями школьниками было
успешным.
Однообразие, шаблон, формализм и скука ведут к
снижению уровня знаний обучающихся и качества
преподавания предмета.
Как оживить процесс обучения, создать
атмосферу радостной приподнятости,
сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать
учебную деятельность жизнерадостной,
увлекательной и интересной? Как пробудить у
обучающихся тягу к знаниям?
В физике используются различные методы
обучения, которые ведут к повышению качества
образования. Большие возможности в этом плане
открывает проектная деятельность учащихся.
Проект – это специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый учащимися
комплекс действий, где они могут быть
самостоятельными при принятии решения и
ответственными за свой выбор и результат труда,
за создание творческого продукта.
Основная цель проектов – способствовать
развитию творческой, активно действующей
личности и формированию системы
интеллектуальных знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в
выборе и выполнении какого-либо объекта труда,
посильного и доступного учащемуся и разработке
необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является
возможность совместной творческой работы
учителя и учащегося.
Д. С. Лихачев: “Учитель учит и воспитывает
своей личностью, своими знаниями, своим
отношением к миру”.
В течение всего периода изучения предмета
школьники систематически включаются в проектную
деятельность. Они участвуют в разработке и
реализации того или иного проекта.
В зависимости от сложности проект может быть
индивидуальным или коллективным
При подборе объектов проектной деятельности
учитываю основные требования:
Обучающимся с низкой мотивацией к учебе
предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом
работ.
На следующем этапе провожу индивидуальные
консультации с каждым школьником, определяя
конкретные задания, выбор материалов и
инструментов, необходимой литературы, повторяем
правила техники безопасности.
Затем ученики приносят план работы над
проектом, эскиз или рисунок. Вместе с учащимися
просматриваем эскиз изделия, анализируем его
конструкцию и технологию изготовления. При
необходимости вношу поправки. После этого
учащиеся приступают к практической работе по
изготовлению изделия и поэтапному оформлению
творческого проекта. Дальнейшую помощь учащимся
в работе над выполнением проектов в порядке
консультаций.
Если работа требует больших затрат времени, то
предлагаю выполнять её частично дома. Таким
образом появляется возможность для общения
детей и родителей, укрепляется взаимопонимание,
поддержка в выполнении общего дела. Иногда
родители помогают с правильным выбором темы
проекта.
Успешность выполнения учебного проекта
окончательно выясняется на его защите.
При оценке проекта учитываю целесообразность,
сложность и качество выполнения изделия, кроме
того – полнота, аккуратность выполнения, уровень
самостоятельности, степень владения материалом
при защите.
При работе над проектом учащиеся представляют
результаты своей работы в виде презентаций
(выполненных в MS PowerPoint), публикаций (выполненных в
MS Word, MS Pablisher), плакат, модель, рисунок и т.д.,
Проектная методика позволяет каждому учащемуся
освоить на достаточно хорошем уровне создание
презентаций, публикаций, что несомненно повышает
интерес и к информационным технологиям и к
физике или другому предмету. Результат работы
над проектом может быть внешним и внутренним.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить,
применить в реальной практической деятельности,
внутренний результат (опыт деятельности)
становится достоянием учащихся, соединяя в себе
знания и умения, компетенции и ценности.
В методе проектов привлекает его нацеленность
на актуализацию имеющихся и формирование
новых знаний и умений, значимый результат,
атмосфера делового сотрудничества учителя и
учащихся – учитель помогает ученику
самостоятельно добывать знания.
На уроках физики провожу краткосрочные
проекты:
1. Физика в походе; физика для поваров; физика у
костра; физика за обедом.
2. Физика дома (консервирование, приготовление
пищи, обустройство дома и т.д.).
3. Физика и транспорт.
Проведение лабораторные работы, которые не
описаны в учебнике. Ученики сами составляют ход
работы и таблицу для записи результатов. Я
сообщаю только название работы и предполагаемое
оборудование. Можно сделать так, чтобы и
оборудование выбирали ученики сами. Например:
определить среднюю скорость движения от школы до
дома; определить давление, создаваемое на пол
одной и двумя ногами; определить среднюю
скорость ветра и др.
Провожу обобщающие уроки по темам, например,
уроки конструирования или использование
элементов конструирования. На таких уроках
предлагается придумать простейший прибор (или
модель), сделать его, объяснить принцип действия,
выдать главные технические характеристики
изделия. Как его изготовлять, не говорится, но
предоставляются материалы, которые можно
использовать, на начальном этапе подсказывается
идея конструкции. К таким задания можно отнести
изготовление следующих приборов: простейший
вариант ареометра, сделать весы, сконструировать
фильтр для воды, сделать компас, электроскоп, и
т.д.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает
продукт своего творчества, который доставляет
радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как
серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно
относится к ней. Только тогда можно ожидать
хороших результатов, когда процесс творчества
учащихся имеет серьёзную организацию.
Достоинство метода проектов в том, что учащиеся
видят перед собой конечный результат – продукт,
которым можно пользоваться, которое они сделали
своими руками, вложили в него свою душу, а ради
этого стоит потрудиться. При выполнении проектов
учащиеся задумываются над вопросами: на что я
способен, где применить свои знания – это
помогает им в профессиональном самоопределении
Таким образом, работа над проектом формирует у
обучающихся целостную систему универсальных
знаний, умений и навыков, а также опыта
самостоятельной деятельности и ответственности,
что и обеспечивает современное качество
образования и повышает качество преподавания
предмета. В конечном итоге это способствует тому,
что обучающиеся самостоятельно мыслят и
творчески развиваются.
Практическая направленность программы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2 Тел./факс:+7(499)172-10-19
старший методист ТО «Отрадное»
«____»__________________ 2016 г.
«Развитие координации движений у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики»
Среди детей младшего школьного возраста, с которыми ведется коррекционно-развивающая, а так же образовательная и восстановительная работа довольно часто встречаются дети с нарушением координации.
К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол-гимнастика. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах. ( А. А. Потапчук, Г. Г. Лукина, 1999 год).
Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта). В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.
Данная программа является модификацией методики Сайкиной Е. Г., Кузьминой С. В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах».
Средства адаптивной физической культуры позволяют воздействовать на все сферы развития ребенка и в том числе на те, которые имеют решающие значения не только для полноценного физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового и эстетического развития.
На занятиях АФК с детьми младшего школьного возраста фитбол мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета (А. А. Потапчук,Г. Г. Лукина ,1999).
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Использование фитбола в непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию основывается на достоинствах мяча, его физических свойствах. Программа обучения технике упражнений с фитболами предполагает определенную этапность.
Программа обучения фитбол-гимнастике строится на принципах, с соблюдением правил и методических приемов, свойственных фитбол-гимнастике : увеличение плотности , интенсивности ; расширение средств; увеличение сложности и амплитуды движений; правильное построение занятия
Научные, нормативно-правовые и методические основания программы
В данной программе произошло внедрение комплексов упражнений с фитбол мячами в основную часть занятия с постепенным усложнением выполнения упражнений, от более простого к сложному. А так же общая игровая направленность занятия, и коррекция осанки по средствам фитбол-гимнастики.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 17-26-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Практическая направленность программы
Данная программа предназначена для работы с детьми 7-9 лет, с нарушениями координационных возможностей.
Улучшение физического и психического развития детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики.
1. Развить координацию, сенсомоторное ощущение.
2. Укрепить физическое здоровье.
3. Повысить двигательную активность и работоспособность.
4. Сформировать правильное дыхание, а так же согласованность двигательных действиях и дыхания.
Групповая. Наполняемость группы 6-10 человек.
Условия реализации программы
Срок реализации программы пол года.
Режим занятий: 36 часов.2 раза в неделю по 45 мин.
Мы поможем в написании ваших работ!