ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БИОЛОГИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78

Московская обл., Ногинский р-н, д. Пятково, ул. Береговая, д.1/1

Виды познавательной деятельности обучащихся на уроках биологии.

Из опыта работы учителя биологии

Турлуповой О. В.

Одно из условий эффективности урока – повышение удельного веса самостоятельной учебной работы школьников непосредственно на уроке.

Главное на уроке – учебный труд обучащихся. Часто на уроке ученики являются пассивными слушателями. Необходимо активизировать познавательную деятельность школьников. Обучение – это поиск истины самими  учениками. И этот поиск истины идет успешнее, если использовать интерактивные технологии.

Активная познавательная деятельность обучащихся – главная забота учителя на уроке. Спланировать эту деятельность, подготовить необходимые для этого учебные материалы – во многом обеспечить успех занятий.

Условия успешности самостоятельной работы в учебном процессе:

Формы работы учащихся на уроках биологии.

1. Работа в парах:   обсуждение текста;

составление вопросов к тексту;

анализ (оценка) письменной работы соседа.

2. Исследовательская работа.

Научить делать аннотацию к тексту параграфа: читая текст, выписать ведущие понятия (опорные слова), используя которые можно восстановить этот текст. По списку слов воспроизвести текст.

3. Составление опорного конспекта: составить в виде схем, знаков, букв, рисунков, отдельных слов конспект параграфа. Условия: маленький размер, нельзя использовать предложения.

4. Задания «Найди ошибку»: обучащиеся получают тексты, в которых допущены ошибки. Необходимо выявить ошибки.

5. Работа с литературными произведениями.

Например: А. С. Пушкин «Осень» (поэма)

И. А. Крылов «Листы и корни»

6. Дидактические игры.

А) Составить двузначное число.

1. крестоцветные                                        1. фасоль

2. розоцветные                                            2. рожь

3. бобовые                                                    3. капуста

4. пасленовые                                              4. шиповник

5. сложноцветные                                        5. яблоня

6. лилейные                                                  6. лук

7. злаки                                                          7. картофель

13, 24,25, 31, 47,58, 59, 66, 72

Б) Составить трехзначное число.

348, 159, 267

В) Биологическое лото

Г) Четвертый ( третий ) лишний.

А) доклад: объем – А4 с одной стороны,  можно по материалу учебника, что не успевает рассказать учитель на уроке. Доклад рассказывать наизусть.

Б) стихи, сказки, небылицы.

В) рисунки загадочных животных, растений (6,7 классы)

8. Лабораторные работы.

9. Летние задания:

Поделки из природного материала, фотографии, гербарии.

Приложение. Сказки – небылицы.

Максимова Ольга 7 класс

Шелкопряды под окном

Пряли поздно вечерком:

«Кабы я была царица», –

Вдруг сказала кружевница,-

Я бы майского жука

Поколотила бы слегка».

Говорит ее сестрица –

Я бы рака с пауком

Облила бы кипятком».

Третья молвила сестрица,-

То на весь отдел одна

Намотала б кокона´.

Только так она сказала,

Стала бабочку ловить,

Чтобы в клетку посадить.

Рекордсмены нам нужны,

Чтоб был шелк для всей страны.

Будем нитки продавать,

Сестры тут перепугались,

Вокруг клетки заметались,

Стали думать да гадать,

Как бы бабочку достать?

Долго так они кружились,

В мрачну думу погрузились.

А тем временем злодей

Паутину свил над ней.

В уголке паук сидит

Да жертвою следит.

Хочет он поймать сестрицу

На все руки мастерицу,

Что грозилась кипятком

Облить рака с пауком.

Майский жук вблизи летал,

Стал на помощь звать друзей

Кузнецов и саранчей.

Кузнецы и саранча

Дружно взялись сгоряча.

Пауку бока помяли,

Только клетку, как назло,

Разломать не повезло.

В клетке бабочка сидит

И на всех с мольбой глядит:

Кто же сможет ей помочь

Вылететь из клетки прочь?

Вдруг видят, как рак ползет из речки,

Все притихли, как овечки.

Что же может сделать рак?

Не такой уж он дурак.

Рак клешни свои расправил,

Прутья в клетке откусил,

И, окошко сделав в клетке,

Тут все хором закричали:

«Вот так рак! Вот молодец!

Браво раку! Браво раку!»

Вот и сказке сей КОНЕЦ!

Писаренко Эвелина 7 класс

(сказка – небылица: найди ошибки)

Часто, сидя дома или на улице, мы слышим нудный писк бабочки. Которая норовит нас укусить. Помимо бабочек, часто достают нас и пауки, летающие по всей квартире. У пауков есть «близкие родственники» – мухи, которые строят сети-западни по углам и на ветвях деревьев. В эти ловушки часто попадаются и становятся жертвами мух колорадские жуки и другие полезные насекомые. Но у мух есть злейший враг – блоха, которая в несколько раз больше мухи. Блоха также является врагом стрекоз и шмелей. Со стрекозами мы встречаемся очень часто гуляя по лесу, натыкаясь на бугорки из веточек, соломы. Это жилище стрекозы – стрекозник. Стрекозы очень полезные насекомые, они служат санитарами леса. Они питаются гусеницами тараканов и других насекомых. Со шмелями мы встречаемся реже, так как это ночные насекомые. Они питаются растениями. Живут в гигантских дуплах. Шмели очень маленькие – величиной 3-5 мм.

Так же нам очень вредят речные раки, которые поедают ботву картофеля. С речными раками очень трудно бороться, так как у них очень большая плодовитость. В водоёмах нас часто хватает своей клешней за ногу божья коровка, но увидев, что не на тог7о напала, скрывается в своем убежище – коровнике.

Еще очень противное насекомое – майский жук. Он часто бегает в школах и в домах. Питается остатками еды.

Иногда после прогулок в лесу мы находим на себе кровососущих пчел. Которые, присосавшись, доставляют нам много неприятностей. Такие пчелы могут также разносить энцефалит, смертельный для человека.

Вот так много вредных насекомых в нашей жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА  УРОКАХ  БИОЛОГИ

изучить методы организации познавательной деятельности на уроках биологии для формирования предметной и общеучебной  компетенции .

Отбор наиболее актуальных приемов для повышения интереса к познавательной деятельности.

2. Апробация  этих приемов  на уроках биологии

3. Провести обработку данных, полученных в ходе исследования.

4. Сделать выводы о наиболее продуктивных приемах для повышения интереса к познавательной деятельности.

На  сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что наличие познавательного интереса у школьников во многом определяет качество усвоение знаний, сформированность предметной и общеучебной компетентностей, развитие мышления и творческих способностей. Целеустремленность, положительно-эмоциональное отношение к знаниям, их приобретению, дальнейшему расширению и углублению, иными словами, познавательный интерес, выступает как мотив учебной деятельности. В свою очередь только в процессе деятельности может сформироваться у обучающихся стойкий познавательный интерес, происходить развитие творческой активности и самостоятельности.

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Всем хорошо  известно, что, чем выше познавательная активность школьников, тем сильнее интерес к изучаемому предмету. Как сформировать этот интерес? Несомненно, можно изложить те приемы и методы, которые используется на уроке. Но этого недостаточно. Атмосфера урока, единение с детьми, радость и удивление в глазах  – вот  ради чего идешь на урок, на встречу с детьми.

В развитии интереса к своему предмету, биологии, нельзя полагаться только на изучаемый материал. Наука, несомненно, может увлечь школьника. Но как помочь усвоить сложный материал? Как сделать так, чтобы от простого созерцания на уроке, ребенок перешел к активной познавательной деятельности? Проектируя урок, хочется, чтобы знания пригодились и при участии в конкурсах, олимпиадах, и при поступлении в  вуз, и  просто в повседневной жизни. Хочется, чтобы в элементарном, они могли увидеть важные закономерности,  а в сложном – простоту; хочется, чтобы думали на уроке, а не отсиживали, чтобы искали ключики для решения задач, а не шли проторенным путем, чтобы стремились к знаниям, а не довольствовались готовыми фактами.  Поэтому главной целью своей педагогической  деятельности считаем создание на уроке условий  для развития творческих, коммуникативных, познавательных  способностей. Достижению этой цели помогает использование элементов различных технологий: игровой деятельности, проблемного обучения, группового самостоятельного обучения. Эффективным средством развития творческих способностей учащихся можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Несомненно, поддерживать интерес к предмету помогает эксперимент, требующий поиска путей познания живой природы, развивающего мышление.

Естественно, что при формировании интереса  к изучаемой теме, необходимо менять  способы воздействия на детей, которые  зависят от уровня развития творческой активности учащихся, их психолого-возрастных характеристик,  индивидуальных особенностей. Так как в 5-7 классах преобладает эмоциональный компонент познавательного интереса, то педагогическое воздействие на этом этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к процессу познания, к процессу обучения. У более старших детей (8-9 класс) происходит становление интереса к установлению причинных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В этом случае мы стремимся  поддерживать стремление ребят к самостоятельному исследованию биологических явлений, процессов, решению задач, раскрытию сущности,  как понятий, так и явлений природы.  Интеллектуальный компонент познавательных интересов выступает на первое место. И тем не менее, с какой бы возрастной группой мы не работали, главная задача – показать значимость биологических знаний в жизни каждого человека и  общества в целом; помочь увидеть взаимосвязи в природе и выделить роль человека, его ответственность за сохранение живого на Земле. Важно найти такой подход к детям, чтобы «тронуло за живое»,  чтобы работал не только ум, но и чувствовала душа. Труд детей на уроке будет более интересен, если он будет разнообразен. А значит, уроки должны быть разноплановы и по типам, и по применяемым приемам, и по способу подачи материала. Мы стараемся, чтобы каждый урок имел свою «изюминку». И тогда в  глазах детей появляется неподдельный интерес, желание познания, стремление к деятельности, самостоятельности.

На разных этапах уроков можно использовать разнообразные   приемы, повышающие познавательный интерес. Приводим некоторые из них.

Тема: «Биология – наука о живом». Этап актуализации знаний.

Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание,  природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание,  Составьте рассказ о том, что изучает наука биология, используя эти слова.

Этап первичного закрепления знаний. Тема «Увеличительные приборы».

1. Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.  Покажите эти части на микроскопе.

Тема: «Видоизменения корней». Этап актуализации знаний.

Прослушайте загадки: Хоть и не плод, а просится в рот; как зародится, так и в пищу годится (Морковь). Дед в земле, борода в земле. ( Хрен). Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис). О чем идет речь во всех загадках? В чем особенность этих корней? Сколько лет живут эти растения?  В природе есть растения, у которых  корни выполняют не только те функции, о которых речь шла раньше. Наша задача на уроке познакомиться с видоизменениями корней.

Тема «Лишайники». Этап актуализации знаний.

Древняя легенда рассказывает, что однажды много дней толпа народа брела по пустыне. Все припасы были съедены. Люди падали от истощения. Вдруг поднялся ветер. Путники увидели, что он гонит сероватые кусочки. Ветер поднимал их над землей. « Манна небесная!» – кричали люди. Они собирали кусочки и ели их, варили кашу, пекли лепешки. Что бы это могло быть?

Тема «Паразиты». Этап актуализации знаний.

«Злые корчи», «антонов огонь» – так называли в старину страшную болезнь, которая унесла много тысяч жизней. Злейшим врагом картофеля является  фитофтора, которая порой уничтожает половину урожая. На коже человека  иногда появляются покраснения, язвочки, вызывающие неприятные ощущения. На деревьях растут копытообразные грибы. Какая причина  всех этих недугов?  О чем пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь сформулировать интересующие вас вопросы.

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные». В древней легенде говорится как дочка красильщика пурпуром Арахна возомнила из себя мастерицу ткать ковры не хуже богини Афины. За что и поплатилась. Афина её наказала:

«Будь ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину».

Имя Арахна легло в основу названия класса Arachnida и науки Арахнология. Что она изучает? В переводе со старославянского «паук»- значит «криворучка и кривоножка». Что вы знаете об этих существах?

Тема «Земноводные. Особенности внешнего строения». Этап изучения нового материала. Задание: Рассмотрите внешнее строение лягушки. Заполните таблицу:         Черты приспособленности земноводных.

Тема: «Особенности внешнего строения рыб». Этап изучения нового материала.

Опишите свойства воды. Опишите внешнее строение рыб, используя рисунки и чучела рыб. Сопоставьте свойства воды и строение рыб по таблице, найдите соответствие. Стрелками обозначьте это соответствие.

Тема «Членистоногие». Этап обобщения знаний (игра).

Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За минуту, передавая лист, нужно написать признаки, животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.

На доске записаны тройки слов. Найти лишнее и объяснить.

Шмель – водомерка – креветка;              чесоточный зудень – скорпион – краб;

мокрица – лангуст – оса;                          слепень – комар – стрекоза;

бражник – цикада – махаон;                    оса – муравей – муха;

саранча – кузнечик – майский хрущ;       лесной клоп – жужжелица – пчела.

Тема: «Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы». Этап изучения нового материала. Работа в группах (5 групп).

Группа 1.  Задание.

«догоняшки». Когда  В. бежал  по коридору, резко открылась дверь кабинета № 314. Мальчик сильно ударился лбом о ребро двери. Он упал, на какое-то время забылся, изо лба текла струйка крови. Когда его подняли одноклассники, В. поташнивало. Предположите возможную травму. Ваши действия в таком случае?

Окажите помощь однокласснику, предположив, что сломан большой палец правой руки. Действия обоснуйте.

Группа 2.  Задание.

Окажите первую помощь человеку, у которого «перелом» кости предплечья. Действия обоснуйте.

Тема: «Опорно-двигательная система». Этап изучения нового материала. Беседа о свойствах костей начинаем с задания.

1. В среднем масса человека составляет 70 кг. Масса костей около 8-9 кг. Это меньше 10%. 2. Бедро выдерживает вертикально груз 1500кг, большая берцовая кости – 1650кг, плечевая –850 кг, кость крепче кирпича в 30 раз, прочность кости приблизительно равна прочности чугуна. Как же объяснить высокую прочность костей при их относительной легкости? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить каков состав и строение кости.

Тема: «Мышцы». Этап закрепления знаний.

Работа с терминами. Используется прием «Горячий стул». Ученик сидит на стуле спиной к доске. Учитель пишет на доске слово: мышца, брюшко мышцы, фасция, поперечно-полосатая мышечная ткань, головка мышцы. Учащиеся характеризуют термины по очереди, не называя ключевого слова. Ученик должен определить его.

Тема «Фотосинтез». Этап актуализации знаний.

Задание классу: Догадайтесь по перечисленным фактам, о  каком процессе идет речь (учитель зачитывает по одному факту, пока ребята не догадаются):

Исходя из поставленных задач, мы пришли к выводу:

Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения  помогает нам  организовать так работу детей, чтобы интерес,  как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся.

1. Безух К. Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.// Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.

2 . Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. 2007. № 1. С.35-38.

Познавательная деятельность на уроках биологии

Рекомендации из опыта работы по активизации познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии

Перед обучением встали новые задачи:не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Цель работы Повышение учебной мотивации через активную деятельность ученика на уроке и вне урока. Задачи: Подбор приемов и методов обучения способствующих активной познавательной деятельности. Адаптация традиционных приемов и методов к требованиям ФГОС. Подбор адаптированных приемов и методов к условиям конкретных уроков и к конкретным ученикам.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат

. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание – запоминанием; восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Причиной низкого качества знаний учащихся по биологии во многих школах является главным образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся, сводится, лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остается времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов. И наоборот: хороших результатов добиваются именно те учителя, которые учебный процесс строят в соответствии с этим законом. Необходимо, чтобы все названные выше этапы усвоения знаний, умений выполнялись лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» . В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся. Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. В структуре активности выделяются следующие компоненты: – готовность выполнять учебные задания; – стремление к самостоятельной деятельности; – сознательность выполнения заданий; – систематичность обучения; – стремление повысить свой личный уровень. Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики , К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут свое начало из высказываний ученых и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.

1.2. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте. . Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: – состав аудитории (комплектование групп), – адаптация к учебному процессу, – способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

1.3. Методы активного обучения

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

• отстаивать свое мнение; • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; • рецензировать ответы товарищей; • оценивать ответы и письменные работы товарищей; • объяснять более слабым обучающимся непонятный материал; • самостоятельно выбирать посильное задание; • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: – освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; – о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; – о человеке как биосоциальном существе; – о роли биологической науки в практической деятельности людей; – о методах познания живой природы; – овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; – использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; – работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; – проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; – воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; – культуры поведения в природе; – иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим ; – оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;Изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету – является главной задачей учителя. При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. Дидактические игры

Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты.

Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.

Все дидактические игры можно классифицировать на классно-урочные игры и внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками: – Строгие правила, которые лучше не нарушать; – В игре должен принимать участие весь класс; – Игры с возрастом должны усложняться. Учебная игра выполняет несколько функций: – оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор; – учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи; – мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

1. Определенные методические знания и умения помогут правильно провести дидактическую игру. 2. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии . 3. Атрибуты должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. 4. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. 5. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей. 6. Учитель, как ведущий игры, постоянно активизирует работу пассивных учащихся. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы. 7. Учителю следует не допускать снижения интереса у детей к игре, субъективности в нечестности. 8. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания. 9. Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью, т.к. слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом. Игра может быть положена как в основу всего урока, так и в его отдельные моменты. Игры упражнения. К играм-упражнениям относятся: разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности.

Загадки, ребусы, головоломки использую на уроках биологии в 6-7 классах.

Работа с загадками помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивает логическое мышление. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляю на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи. Применяем загадки при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: – К какому семейству относятся эти растения? – К какому классу? – Назовите общие признаки класса, семейства. – Что вы знаете об этом растении? – Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать? Таким образом, происходит закрепление полученных знаний. Игры – упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды. Кроссворд – это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. Чаще всего использую кроссворды при изучении терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. Можно также предложить детям закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы. Ребус – это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков.

Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:

«Свиток»- класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Розоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру. « Продолжи ряд» – дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.«Цепочка»- хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим – растительноядный, следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков. Значение этих игровых моментов на уроке очень велико, так как, играя, ученик совершает лишь мотивированные действия, а не по принуждению, значит, введенные в игру знания усваиваются прочно и надежно.

В старших классах дидактические игры применяются реже, т.к. изучение биологии происходит у учащихся более осознанно. На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача – есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся.

На уроках биологии использую следующие типы задач:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления. б) Задачи на распознавание натуральных объектов. в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта. Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой – нет. Как это можно объяснить?Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения. Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных – корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах уроках.

«Ключевые слова» – каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка. Кишечнополостные Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________ материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся. Ключевые слова текста которые должны быть вписаны: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачки, мальки рыб, водные насекомые, рифы, строительные, ожоги. ВЫВОДЫ 1. В представленной работе рассмотрена сущность активного обучения, активизация познавательной деятельности обучающихся. 2. Основные пути активизации познавательной деятельности – разнообразие форм и методов, которые стимулируют активность и самостоятельность обучающихся. 3.Осуществлена подборка учебно-методических материалов по использованию методов активного обучения на уроках биологии . 4. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что использование методов активного обучения на уроках биологии обеспечивает повышение уровня мотивации к изучению предмета, следовательно, способствует качественному усвоению материала.

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *