ПОВЫСИТЬ ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ СТУДЕНТОВ

Сегодня одной из актуальных проблем является такая, как развитие правосознания гражданского общества в России. Для достижения этой цели надо развивать политику, которая повышает уровень правовой культуры граждан. Также надо найти правильное направление для становления правовой культуры не только граждан государства, а еще и нашего подрастающего поколения.

Правосознание и правовая культура является одним из основных разделов общей теории государства и права. Научные представление о правосознании и правовой культуре и их соотношения с правом представляют очень важную определяющую специфику право-понимания. Существование действия права генетически предопределяет появление правосознания. Культура — это и есть способ существования человека, его деятельности и результатов этой деятельности. Право, как и другие соционормативные системы регулирования, является институтом культуры, определяющаяся её уровнем и характером развития. Влияние культуры на право и их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура». Правовая культура является частью общей культуры, т. е. культуры отдельной личности, общества, цивилизации, под которой понимают всю совокупность ценностей, выработанных обществом.

Сегодня наше подрастающее поколение и молодежь являются вполне самостоятельным субъектом-носителем правовой культуры в обществе, поскольку обладают всеми необходимыми его признаками: активной мобильностью, внешней обособленностью, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.

Правосознание играет важную роль в формировании и развитии не только государства, но и самой молодёжи. Правосознание зависит от воли, убеждений, взглядов граждан на правовые и политические явления, которые окружают сегодняшнюю молодёжь изо дня в день. Правосознание имеет свою структуру: правовая идеология, правовая психология, личностные ценности индивида, субъективная воля индивида и индивидуальные знания о праве.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение индивида и общества к нраву, а правовая культура представляет собой положительный тин отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура- понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения: познавательный (гносеологический), ценностно- ориентационный, деятельностный (поведенческий).

Отсюда следует, что правосознание отражает взгляды, убеждения и отношения граждан к праву. Правосознание граждан строится прежде всего на правосознании каждого индивида, а его правосознание в свою очередь формируется под влиянием политического, нравственного и других видов воспитания, в том числе и религиозного.

Механизм формирования правосознания молодой личности функционируется посредством работы большого количества субъектов- носителей правовой культуры, к которым, прежде всего, следует отнести семью, контингент сверстников, коллектив, средства массовой информации, различные молодёжные объединения и государства.

В 2012 году в обязательную школьную программу были введены курсы ОРКСЭ и ОДНКНР («Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы нравственно- духовной культуры народов России. В некоторых образовательных учреждениях помимо изучения основ религии, ещё и изучали такой предмет, как «правоведение». Это послужило не малым показателем уровня правосознания и правовой культуры у обучающейся молодёжи России. Я считаю, что, введя раньше в наших школах курсы изучения основ религии своего народа, повышали уровень правовой грамотности, что способствовало формированию правосознания и правовой культуры. Но, к сожалению, в 2019 году эти предметы исключили из школьной программы. Конечно, исключение этих школьных предметов отнюдь не главная преграда к формированию правового знания.

В ходе исследования данной проблемы, в одном из районов нашей республики мы провели опрос в форме анкетирования «Правовая грамотность», участниками которого стали обучающиеся общеобразовательной школы районного центра и маленького села. Согласно полученным нами данным, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0 % опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем 29 % и 31 % соответственно. Самое большое число респондентов 40 % приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовой грамотности.

Таким образом, из ответов респондентов видно, что уровень правового знания находится не на высшем уровне. Большинство при необходимости информацию о правах и свобод берут из интернета. Необходимо осуществлять больше просветительской работы по правовой грамотности как со стороны школы, так и со стороны родителей. Как родители, так и образовательные учреждения должны помнить, что повышение уровня правового знания является гарантией снижения числа правонарушений.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребёнка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов. Содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры подрастающего поколения.

Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, подрастающее поколение, правовое воспитание, правовая грамотность, правовое знание, правосознание, гражданское общество, норма, уровень, формирование правосознания.

Построение правового государства — одна из ключевых задач нашего времени. Для работоспособности правовых механизмов внутри страны необходимо создать условия для формирование правой культуры граждан еще со школьной скамьи.

Ключевые слова:

правовая культура, современное общество, формирование, правовая грамотность, школьники.

Ключевой особенностью современного общества является наличие механизмов правового регулирования. Главным условием реализации и работоспособности данных механизмов является высокий уровень правовой культуры граждан. Для формирования правового государства необходимо, воспитывать и развивать чувство правосознания у юных граждан.

Актуальность данной темы заключается в особой важности и роли правовой культуры в социализации личности. В современном обществе правовая культура стала частью всеобщей культуры. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Целью образования является формирование правовой культуры и грамотности учащихся, знание и уважение законов своей страны и умение на практике применять полученные знания, уметь отстаивать свои права.

Формирование правовой культуры школьника — это сложный процесс его приобщения к социально-правовой среде, на который влияют множество разных факторов. Социально-правовое сознание начинает формироваться в подростковом возрасте. Изначальное представление и понимание таких понятий как закон, порядок вначале складывается в семье, а уже затем и в школе.

Правовое воспитание несовершеннолетних играет важную роль в современном обществе. Правильное и своевременное воспитание у подростков правовой культуры, а, следовательно, и морально нравственных ориентиров поможет выработать в ребенке индивидуальность, поможет сформировать твердую гражданскую позицию и будет способствовать его адекватному развитию.

На формирование правовой культуры школьников оказывают влияние самые различные факторы (отношение родителей, позиция учителя в данном вопросе, поведение и поступки сверстников и т. п.). Главную роль на школьном этапе в формировании правового сознания школьников является деятельность учителя в данном вопросе. Задача педагога — наладить цельный и хорошо организованный учебный процесс, который сможет повлиять на сознание школьников и будет способствовать формированию у них правовой культуры и правового сознания. В процессе формирования правовой культуры школьников учитель должен учитывать следующие факторы: знание правовых норм; осознание своего правового статуса и соответствующих ему прав и обязанностей; овладение практическими навыками в сфере права. Стоит понимать и учитывать, что заложенная основа понимания и уважения к закону является основой при формировании личности законопослушного гражданина.

Процесс формирования правовой культуры школьников может осуществляться в разных формах. Вот пример нескольких из них:

Формирование правосознания и правовой культуры у школьников, как целенаправленный процесс, ставит перед собой ряд задач:

— Создание у учащихся правовой базы высокого уровня, умения правильно трактовать и понимать законы и правовое акты;

— Создание условий для формирования уважительного отношения к закону, праву и правопорядку;

— Научить школьников применять полученные правовые знания на практике;

В современных условиях, при расширении границ индивидуальной свободы и формирования самосознания правовая культура и правосознание не ограничивается только теоретическими и практическими знаниями в правовой сфере. Современная правовая культура помимо теоретических и практических навыков носит в себе также и морально нравственный характер. Стало недостаточно просто знать законы и уметь применять их на практике, необходимо также формировать уважительное отношение к этому закону, доносить до детей мысль о необходимости его соблюдения и уважения к правовой системе в целом.

Для решения данной задачи необходимо организовать правовое обучение и воспитание в стране, начиная со школьного возраста. В России в последнее время уделяется много внимания воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях образования. Так, Правительство РФ своим распоряжением от 29 мая 2015 г. утвердило Стратегию развития воспитания в России, действие которой продлится до 2025 г. Она направлена на развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межрегиональной и межведомственной координации усилий общественных институтов, развитие кадрового потенциала, на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, на утверждение позитивных моделей поведения в детской среде, формирование правовой и политической культуры учащихся и др.

Одной из ключевых проблем наших дней является низкий уровень правовой культуры у подростков. Незнание законов или пренебрежительное отношение к ним может привести к тому, что гражданин не сможет защитить свои права или станет жертвой мошенников или даже сам может встать на путь преступлений.

Проблема низкой правой культуры может быть решена при привлечении всех заинтересованных сторон: учителей, родителей, правоохранительных органов. Для достижения результата необходимо установить связи наладить сотрудничество школ с средними профессиональными и высшими учебными заведениями, необходимо наладить работу общественных движений и организаций, занимающихся вопросами правового просвещения молодежи.

Нельзя игнорировать данную проблему или относиться отстраненно к вопросу формирования и развития правового сознания и правовой культуры молодежи, это является главной задачей государства и общественности, и они в свою очередь должны приложить все усилия, чтобы решить данную проблему.

Для построения здорового общества и создания сильного государства необходимы люди с крепкой гражданской позицией, высоко развитым правосознанием и активной гражданской позицией. Одной из ключевых задач при воспитании молодого поколения является формирование высокого уровня правой культуры и способность применять полученные знания в повседневной жизни. Закон играет ключевую роль в жизни государства, на законе и праве строится государства и общество, следовательно, для создания сильного и крепкого государства необходимо дать будущему поколению все необходимые знания для самостоятельной жизни и успешного развития в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, современное общество, формирование, знание, высокий уровень, подрастающее поколение, правовая грамотность, правовая культура школьников, процесс формирования, уважительное отношение.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

TRAINING AND EDUCATION

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Gavrish E. M.

ТМ FORMATION OF LEGAL CULTURE OF SCOOLCHILDREN AS AN IMPORTANT ELEMENT OF CIVIC EDUCATION AND UPBRINGING

В статье проанализированы общие вопросы по необходимости формирования правовой культуры у школьников на современном этапе развития российского образования, где основными ориентирами в формировании правовой культуры у школьников являются умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм, умение использовать возможности правовой системы государства.

Ключевые слова: правовая культура, правовые вопросы, правовое воспитание школьников, формирование правовой культуры.

In the article the general questions on the necessity of formation of a legal culture among schoolchildren at the modern stage of development of the Russian education are analyzed. The main landmarks in the formation of legal culture among schoolchildren are the ability to defend their rights, knowledge of the fundamental legal norms, the ability to use the opportunities of the legal system of the state.

Keywords: legal culture, legal issues, legal education of pupils, formation of legal culture.

В современной школе, да и в современном обществе целом, значительно возрастает роль правовой культуры. Это связано, прежде всего, с тем, что в последние десятилетия происходят обновления законодательства и недостаточное накопление правоприменительной практики. Происходит разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания наших граждан. И как раз здесь ведущая роль в устранении этого разрыва принадлежит школе. Конечно, основными ориентирами в формировании правовой культуры у школьников являются умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм, умение использовать возможности правовой системы государства.

Растет количество правонарушений среди подростков. Школа является профилактическим органом в правовом образовании, которая развивает и формирует

нормы правового поведения. Осваивая основы правовой культуры, учащиеся учатся самоиндифицировать себя как полноправного участника в развитии общества. В основе формирования правовой культуры лежит прямое участие школьника в жизни класса, школы, семьи, социума.

На современном этапе развития российского образования в «Концепциях модернизации российского образования» отмечено усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования. В свою очередь составной частью гражданского образования и воспитания является правовая культура.

Работая социальным педагогом в общеобразовательной школе, нельзя не отметить повышение числа правонарушений со стороны несовершеннолетних в 20082010 гг. по сравнению с прошлыми показателями. Увеличение раннего возрастного употребления алкогольных напитков, никотина, а где-то и наркотических веществ, национальной нетерпимости, экстремистских настроений и др., всё это отражается на поведении наших детей.

В школе ребенок проводит большую часть времени своей жизни и поэтому именно здесь и происходит теоретическое и практическое становление общественного существования. И задача школы в том, чтобы формировать в каждом ребенке вне зависимости от его индивидуальных особенностей высокие нравственные принципы. Как этого сейчас требуют новые стандарты образования. Поэтому актуальным является проблема формирования правовой культуры у школьников. А вот как это сделать, это конечно достаточно сложный и трудный вопрос, на который ответить стремятся сегодня многие, в том числе и мы, как непосредственно самые близкие к этой проблеме. Поэтому главное направление в работе любого социального педагога -это профилактика правонарушений среди детей, как одно из важнейших средств, профилактики преступности. Но профилактика не может быть осуществлена без преодоления правовой безграмотности.

Для решения этих и других проблем необходима работа не только с нашей стороны – самого низкого звена в этой большой правовой цепочке – образовательной школы, но и, в первую очередь, целенаправленная политика государства на повышение уровня правовой культуры общества.

В нашем случае проводилась комплексная работа по формированию правовой культуры на примере учащихся 6 – 7 классов. Она заключалась в следующем. Был проведен анализ утвержденной образовательной программы обучения школьников по предмету «Обществознание» (Кравченко А. И., Певцова Е. А Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений., М, 2010; Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М, 2008). Анализ образовательной программы по предмету показал, что учебный курс дает наиболее общее представление о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Основной акцент направлен именно на социальные аспекты и отношения, правовые вопросы взаимодействия личности с обществом и в обществе практически не затрагиваются, и сводятся преимущественно к элементарным знаниям основных нормативно-правовых документов (Конституция, кодексы и т.д.). Поэтому, в ходе изучения общеобразовательного курса по «Обществознанию» учащиеся получают преимущественно теоретические знания в области права, навыки практического применения знаний на практике не формируются, что позволяет говорить о том, что изучение «Обществознания» как учебного предмета недостаточно для формирования правовой культуры у учащихся и необходимо проведение дополнительной работы.

Наша комплексная работа предполагала распределение учащихся параллели на три группы (распределение по классам).

1 группа («Б» класс) – формирование правовой культуры осуществлялось на основе существующих методов формирования правовой культуры как теоретических, так и практических, ранее предложенных другими авторами и описанными в литературе.

2 группа («В» класс) – использование существующих методов формирования правовой культуры (30%) и внедрение собственных методических разработок по данному вопросу (70%).

3 группа («А» класс) использовалась в качестве контрольной группы -формирование правовой культуры осуществлялось только по средствам традиционных методов работы во время образовательного процесса, никакая дополнительная внеурочная работа с данной группой не осуществлялась.

Была разработана и апробирована программа повышения правовой культуры школьников, включающая в себя традиционные методы работы, проводимые социальным педагогом:

– лекции по правовой культуре с привлечением сотрудников районного ОВД района «Зябликово» г. Москвы: проводимые 2 раза в год.

– лекции по правовой культуре с представителями центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие», проводимые 2 раза в год.

– школьные Олимпиады по праву «Я и мои права», «Я гражданин своей страны».

– «Дни открытых дверей» в рамках, которых, организовываются «круглые столы» для детей и их родителей по правовым вопросам. Проводятся два раза в год.

– стенгазеты по правовым вопросам;

– игры «Судебное решение»;

– правовой отряд класса;

– коллективная разработка и утверждение правового кодекса класса;

Методы повышения правовой культуры школьников, описанные в литературе другими авторами, такие как:

– турниры знатоков права (авторская разработка Орловой Н. А.);

– правовые семинары «Я и мои права» (авторский курс Ходаева О. К.);

– элективный курс «Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве» (Авторский курс Ходаева О. К.), 16 часов.

Применение собственных методических разработок по формированию правовой культуры, на которых мы остановимся подробней:

– постановочные мероприятия по правовым вопросам;

– ящик «мои права нарушены» для анонимных писем учащихся;

– видео трансляции «их права нарушены!»;

– проведение дискуссий «Я знаю, что делать!»;

– индивидуальная поддержка и помощь детям в он-лайн режиме через коммуникацию в социальных сетях;

– разработка коммуникативной группы в социальной сети «В Контакте» по актуальным для детей правовым вопросам.

Постановочные мероприятия по правовым вопросам представляют собой театрализированные представления, в которых базовый сюжет постановки откорректирован исходя из знания и умения героями на практике, применить свою правовую компетентность.

Ящик «мои права нарушены», в который учащиеся помещают анонимные записки относительно нарушения и ущемления их прав и свобод.

Положительным моментом создания такого ящика являлось то, что дети активно участвуют, рассказывая откровенно в своих письмах многие ситуации, о которых им страшно или стыдно говорить вслух.

Видео трансляции «их права нарушены!» – представляют собой подборку и просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов, в которых происходит нарушение прав и законов. После просмотра которых, происходит коллективное обсуждение и выявление нарушений, а также анализ того, как поступать в подобных ситуациях с точки зрения действующего законодательства.

Проведение дискуссий «Я знаю, что делать!» – подборка учащимися из СМИ, в которых происходит нарушение прав человека для последующего коллективного анализа. Такой вид работы помогает сформировать у учащихся понимание относительно того, как поступать в подобных ситуациях с точки зрения действующего законодательства. Важно отметить, что большую часть подборок формируют сами учащиеся и приносят на дискуссии для обсуждения. Подборками чаще всего выступают фрагменты новостных блоков из интернета.

Индивидуальная поддержка и помощь детям в он-лайн режиме через коммуникацию в социальных сетях. Многие учащиеся состоят в статусе «друзей» у социального педагога в социальной группе «В Контакте», достаточно часты случаи обращения детей именно в социальной сети для решения волнующих их проблем правового характера. При этом в большинстве случаев дети обращаются за помощью и поддержкой в непосредственный момент возникновения проблемы и необходимости получения помощи. Большинство вопросов находятся в компетенции самостоятельного решения со стороны социального педагога, но к решению некоторых проблем иногда приходится привлекать правоохранительные органы, КДН и ЗП, а также школьного психолога, чаще всего это проблемы правового нарушения со стороны родителей детей.

Мы считаем, что общение через социальные сети на сегодняшний день актуально и более того – это ведущая коммуникация, продиктованная нашим временем, имеющая тенденцию к увеличению роста. Опыт проведения работы, описанный выше, показал, что наиболее открыто и раскрепощено дети сообщают о своих проблемах и просят помощи в их решении именно через социальную сеть. Также преимуществом такой работы является то, что социальный педагог в режиме он-лайн может помочь ребенку в решении его проблемы. При этом в современном мире Интернет становится одним из наиболее активных методов коммуникации среди подростков. Опыт такой работы лег в основу создания группы помощи детям в социальной сети «В Контакте» – «МЫ». В группе три руководителя: социальный педагог, юрист и психолог. Данная группа на данный момент создана, дорабатывается и функционирует, но в большей степени она представляет собой пока информационный ресурс, нежели социальную сеть. Коммуникация осуществляется в меньшей мере, чем хотелось бы, но работа по привлечению в группу подростков активно осуществляется. В настоящий момент в группе зарегистрировано 42 пользователя. В дальнейшем в контексте группы планируется коллективное обсуждение наиболее важных для детей вопросов, не только социально-педагогического и правового характера, но и психологического посредствам привлечения в качестве одного из модераторов группы школьного психолога. Наличие в он-лайн режиме специалистов готовых и знающих как помочь ребенку вести себя в той или иной ситуации в наибольшей мере помогают в формировании общей личностной культуры учащихся, в том числе и правовой.

При выявлении результативности проведенной работы, мы получили следующие результаты. Предложенные нами методы, например, такие как – ящик, видео-трансляции, социальная сеть являются наиболее эффективными и

перспективными. Т.к. полученные результаты сравнения показателей учащихся на констатирующем и формирующем этапах и результаты математической статистики позволяют утверждать, что уровень сформированности правовой культуры больше в том классе, где мы непосредственно использовали собственные методические разработки по формированию правовой культуры. А следовательно, мы планируем их активно применять уже на уровне всей школы.

1. Завьялова М. С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М. С. Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. – Красноярск: КГУ, 2006. – С.30-45.

2. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М, 2008.

3. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений., М, 2010.

4. Никитин А. Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988.

5. Орлова Н. А., Турниры знатоков права//Методические рекомендации №4 «Единый день правовых знаний»., М. Центр «Школьная книга», 2009, с.48

6. Фриш Г. Л. Книжка для тех, кто хочет знать о правах и обязанностях учеников и родителей в школе. М.: Перспектива, 2005.

7. Ходаев О. К., Элективный курс «Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве»//Методические рекомендации №4» Единый день правовых знаний»., М. Центр «Школьная книга»,2009, с. 71

8. Ходаев О. К., Правовые семинары «Я и мои права» »//Методические рекомендации №4» Единый день правовых знаний»., М. Центр «Школьная книга», 2009, с.62

О СООТНОШЕНИИ СРЕДОВОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОДХОДОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

Grishayeva Y. M.

ABOUT CORRELATION OF INVIRONMENTAL AND SPATIAL APPROACH IN ECOLOGICAL EDUCATION

В статье представлены результаты анализа содержаний понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» на основе соотношения средового и пространственного подходов экологическом образовании, обоснован алгоритм проектирования экологической компетентности личности.

Формирование правовой культуры обучающихся

Дятлова Г. Ю., Шавкун И. В., МБОУ «Полянская СОШ», Выборгский район, Ленинградской области

Вступая в жизнь, молодым людям  необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм.

Очевидно, что без правовых  знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека,  прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.

В настоящее время у большей части современной  молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении,  молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Анализ научной литературы и практики по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволил нам выявить следующие противоречия:

– между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового образования;

– между развитой теоретической базой по правовому образованию и недостаточной практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры обучающихся,  в целостном педагогическом процессе школы;

Исходя из данных противоречий,  можно выделить проблему, заключающуюся  в необходимости изучения формирования правовой культуры, в особенности, правовой социализации школьника и особенностей интерпретации правовых норм под влиянием образовательного процесса,  которые должны быть отражены в программе развития школы.

Однако  проблеме формирования нравственно-правовых представлений школьников в системе  образования уделено недостаточно внимания.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, человек вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям – при переходе из одной социальной среды в другую.

Важнейшим элементом социализации является семья. Она составляет первое и самое близкое “социальное окружение” ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток.

Одновременно семья – это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми – все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка.

Школа, как элемент социализации, принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

Еще одним важным элементом социализации является окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей.

Среди других элементов социализации следует выделить средства массовой информации и в первую очередь телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков огромно.

Началом правовой социализации учащимися становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

– позволять переживать ситуации реализации своих прав или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;

– заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;

– приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;

– учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

– создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Следует отметить, что рассматривая вопрос о формировании  правовой культуры школьников, необходимо учитывать   психологический,  социологический, профилактический и воспитательный аспекты.

Социализация является эффективным качественным результатом воспитания, одного из аспектов образования. А формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава

Учебно-воспитательная работа в условиях образовательной среды является важнейшим структурным компонентом процесса формирования нравственно-правовых ценностей школьника.

Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания обучающихся необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

При проведении работы по формированию  правовой грамотности школьников необходимо учитывать следующие особенности работы:

Учет возрастных и психологофизиологических особенностей школьников, а так же специфику интересов.

Формирование воспитывающей среды для школьников,

учитывающей их кругозор, широту интересов, способности и возможности.

Параллельно с групповой работой, уделялось внимание индивидуальному подходу к осуществлению психологической и социальнопедагогической работы по формированию правовой культуры  школьников.

Учитывалась  заинтересованность обучающихся в

самодетерминации через создание для них условий социализации и

При проведении психологопедагогической  работы со школьниками

необходимо выделили следующие методы и формы работы:

традиционный анализ конкретных ситуаций (глубокое исследование реальной или имитированной ситуации),

метод проигрывания ролей,

брейнсторминг (мозговые штурмы),

метод морфологического анализа (коллективное принятие решений),

формат одного вопроса,

Анализируя результаты работы  по формированию  правовой грамотности школьников можно отметить, что:

Увеличился процент школьников, умеющих грамотно контактировать со сверстниками и педагогами, решать конфликты,  уметь отстаивать свою точку зрения,  знать свои права и уметь их отстаивать.

Обучающиеся начинают более открыто высказывать свою точку зрения, отстаивая свои права, и становятся,  более независимы от чужого влияния.

После получения представления, знания у школьников сложились определенные установки и правильное понимание своих прав и обязанностей. Формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые являются мотивами правомерного поведения.

Повышается уровень социальной  зрелости  обучающихся, направленный на сформированный  непротиворечивый  тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере, ориентируемый на  развитие  своих интеллектуальных способностей  и  реализацию творческого  потенциала.

Однако, еще велик процент школьников, для которых характерна  неопределенность или  противоречивость жизненного выбора, вследствие  чего  они  подвержены  ситуативному  влиянию. Любое  изменение  социальных условий  влечет за собой  корректирование их ориентации  и  жизненных планов.

Кроме этого, можно выделить группу учащихся, у которых наблюдается

отсутствие  интереса к  учебе. В структуре  ценностных   ориентаций у этих обучающихся преобладают  внеобразовательные и  внепрофессиональные

ценности, что  свидетельствует о  направленности  их  интересов  в другие  сферы  жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве  своем эти  школьники  психологически не  готовы  к  самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального  становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая социализация учащихся должна рассматриваться как процесс приобщения школьников к социально-правовой среде, реализуемой через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений); ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости); деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию, учащихся являются:

– организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

– интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

– учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

– психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

В наше время образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Поэтому, одним из главных вопросов образования становится вопрос нравственного воспитания обучающего, в которой самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая ценность.

1.   Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Г. С. Абрамова. М.: Академический проект: Алма мастер, 2005.- 704 с.

2.   Айзерман, JI. С. Уроки нравственного прозрения/ JI. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2003.-129 с.

3. Андреева Г. М., Хелкима К. Н., Дубровская Е. М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология – 2007 – № 4 – С.31 – 41.

4. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2009 – 376с.

5.      Беляев, М. Ф. Основные положения психологии интереса / М. Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. – Иркутск, 2000. – Вып. . – С. 212 – 257.

6.      Белякович, Н. Н. Права и свободы человека: практ. пособие/ Н. Н. Белякович. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. – 174 с.

7.      Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы) / В. А. Блюмкин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.-143 с.

8.      Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 2002. – С.7-45.

9.      Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. – 64 с.

10.    Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 2004. – т. 4. – 432 с.

11.    Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 2003. – т.3. – С.5 – 329.

12. Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика – 2001 – №2 – С.38 – 43.

13. Гуляхин В. Н. Правовая социализация человека//М:Юстицинформ, 2014.-282 с.

14.    Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

15.    Забавский, И. В. Общая теория права: учебно-метод. комплекс/И. В. Забавский. Мн.:Веды, 2004.- 186 с.

16. Заяцковский О. А. Проблемы правовой социализации в условиях аналитики российского общества//Вестник балтийского университет . 2010 – № 9

17.    Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г. И. Иванов. Мн.: НИУП, 2002. – 184 с.

18.    Кацубо, С. П., Жорова, М. А. Семья в жизни человека: правовые основы. – Гомель: Рес. унит. предприятие “Центр науч.-тех. и деловой информации”, 2003. – 88 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *