ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа «Использование игровых технологий на уроках с целью повышения мотивации обучающихся».

Учитель начальных классов

Программа «Использование игровых технологий на уроках с целью повышения мотивации обучающихся».
для обучающихся с УУО
Цель: применение игровых технологий на занятиях с целью повышения качества обучения.
Задачи:
совершенствовать методы и приёмы игровых технологий;
создание благоприятных условий обучения и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
формировать правильное отношение к элементам игры во время урока.

СОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»

Программа «Использование игровых технологий на уроках с целью повышения мотивации обучающихся».

Программу составила учитель: Карпенкова В. И.

Использование игровых технологий на уроках с целью повышения мотивации обучающихся. применение игровых технологий на занятиях с целью повышения качества обучения.совершенствовать методы и приёмы игровых технологий;

создание благоприятных условий обучения и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями

Планируемые результаты освоения учебных предметов

овладение игровыми технологиями на урокахрусского языка, математики, развития речи, рисования, чтения.

сопровождать речью совершаемые действия;

раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур,

выполнять поручения по словесному заданию учителя, детей;

делать словесные отчеты о выполняемом или выполненном действии;

закреплять знания о временах года;

учиться составлять предложение;

соотносить формы овощей и фруктов с геометрическими фигурами;

собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

решать задачи-драматизации с открытым результатом;

умение отгадывать загадки на уроках русского языка, математики, развития речи;

развитие слухового восприятия;

развитие фонематического слуха;

различать гласные и согласные; уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, участвовать в беседе;

В младших классах коррекционной школы, в том числе, и обучающихся по АООП УО (ИН) вариант 2, одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, являются игровые технологии. Элементы игры, включающиеся в образовательную деятельность, способствуют созданию эмоционального настроя, вызывают положительные отношения к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность повторить один и тот же материал. Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и чтения. В качестве основных ориентиров в работе учителя на основном этапе можно назвать следующие:

учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;

расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.

Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки.

Сравнение на слух слов, раз­ли­ча­ющихся одним звуком.

Использование элементов игровых технологий на уроках математики.

Использование счетной машинки при подсчетах в процессе практических упражнений по бытовой ориентировке, в процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская».

Игры с различными строительными наборами (например: «Детская площадка», конструктор «Лего», «Цвет и форма» и др.). Выполнение по образцу, данному учителем, простейших конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу.

Обучение выбору шаров, кубов, треугольных призм (крыши), кирпичиков (прямоугольные призмы), кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников.

Конструирование квадрата, треугольника из палочек разной величины, пересчет количества сторон.

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе различных дидактических игр и игровых упражнений.

Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками.

Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь — закрыты глаза, руки под щекой — спит; день — прыгает, изображает какое-то действие; зима — сжались, холодно; лето — раскрылись к солнцу и т. п.).

Использование элементов игровых технологий на уроках развития речи, устной речи, окружающего мира. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Общение и его значение в жизни. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами?

Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).

Ролевые игры по теме ситуации.

Я — пассажир.

Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.

Ролевая игра «В автобусе».

Игровые ситуации, ролевые игры, используемые в следующих темах.

Улица полна неожиданностей. Правила поведения на дороге. Где и как переходить улицу? В гостях у светофора. Где можно и где нельзя играть? Опасные ситуации на дороге. Транспорт и правила поведения в нем. Мы пассажиры. Мы идем в школу. Движение по мокрой и скользкой дороге. Животные вокруг нас. Собака: друг или враг? Меры безопасности при общении с домашними животными.

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

2. Авдеева Н. Н., Князева Н,Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности. – СПб: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2009.

3. Авдеева Н. Н., Князева Н,Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Рабочая тетрадь-СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

6. Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры.

7. Учебное издание Комарова Софья Вадимовна Речевая практика.

8. Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающем миром.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/390787-programma-ispolzovanie-igrovyh-tehnologij-na-

Также вас может заинтересовать

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

• Приобретение навыков работы с научной литературой (навык осмысленного чтения научных трудов);

• Приобретение навыков оформления своей научной работы (проекта или исследования);

• Приобретение навыков защиты своей научной работы (стендовая или презентационная защита);

• Приобретение опыта участия в научных конгрессах, конференциях, форумах, семинарах, круглых столах;

• Знакомство с возможной будущей профессией, специальностью или направлением деятельности;

• Подготовка к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях;

• Подготовка к будущей работе в курсантском или студенческом научном обществе ВУЗ. Список использованной литературы:

1. Панарина Н. Г., Телкова Л. Б. Организация исследовательской деятельности школьников в научном обществе средней школы поселка Красное: опыт учителя // Инновационные проекты общественных объединений научной молодежи и НКО в области научно-технического творчества. Сборник докладов Всероссийской конференции-выставки. Под редакцией Е. В. Киприяновой. 2016. С. 10.

2. Сухоносов А. П., Сухоносов Д. А. Проблема формирования креативного лидерства как качества личности // Сборник: Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Брянск, 2021. С. 173-177.

3. Трошин С О., Янусов А. В., Поляков А. Ю. Особенности организации военно-научного общества слушателей и курсантов как фундамента развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Международный научный журнал Вестник науки №5

том 5. I SSN 2712-8849. С. 176 -181. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/artide/4529

Педагог первой КК, ПДО Г. Воронеж, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одним из ключевых приемов обучения дошкольников является игра. Почему именно через игру дошкольники легко осваивают окружающий мир? Как использовать игру в образовательном процессе? На эти вопросы вы найдете ответы в моей статье.

Ключевые слова Игра. Воспитание. Обучение. Виды игр.

Что такое игра? Игра («игровая деятельность») – инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными. В любом возрасте, в любой национальности, в любой точке земного шара дети играли, играют и будут играть.

Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, т. к. именно в игре и через игру дети легко и непринужденно усваивают даже самый сложный материал. На эту тему написано много трудов выдающихся педагогов и психологов.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ

Так как игра – это универсальный метод освоения нового, отработки, закрепления, обобщения материала, проработки психологических трудностей, то существует несколько классификаций педагогических игр.

1. По видам деятельности:

2. По характеру педагогического процесса:

3. По игровой методике:

• имитационные и др.

4. По игровой среде:

• с предметом и без,

• компьютерные и др.

Я, как педагог дополнительного образования, работающий с детьми дошкольного возраста по подготовке к школе, использую игры разной направленности. С помощью игры мы знакомимся друг с другом, адаптируемся к новым условиям, узнаем правила поведения на занятиях, узнаем новый материал, закрепляем его, проводим физминутки на занятии и многое другое.

Дошкольное детство – короткий период в жизни человека, но самый насыщенный. Больше никогда в жизни человек за такой срок не овладеет таким большим спектром навыков и умений, не узнает столько важной информации.

В игре ребенок развивает память, воображение, сообразительность, скорость мышления, ловкость, а также в каждой игре прослеживается воспитательная часть.

На своих занятиях я использую очень много обучающих, развивающих и развлекательных игр. Благодаря использованию игровых технологий на занятиях можно продиагностировать ребенка, научить его, проследить динамику и скорректировать слабые стороны. Играя, ребенок даже не замечает, какую сложную работу проделывает его мозг, особенно, если это игры с элементами соревнования.

На мой взгляд, игра должна соответствовать следующим принципам:

1. Приносить радость – Игра должна быть интересна всем участникам и радовать, иначе ребенок не захочет вернуться второй раз к этой игре.

2. Все игры должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Это очень важное условие, т. к. ребенок с помощью игры учится осваивать мир, поэтому нужно давать посильные задачи, но совсем немного сложнее, чем ребенок может выполнить, тогда, получив хороший результат ребенок будет гордиться своим успехом, из чего формируется самооценка человека.

3. В игру нельзя «переигрывать», т. е. нельзя играть настолько долго, чтобы ребенок насытился ею, нужно всегда заканчивать игру раньше, нежели она надоест ребятам.

На своих занятиях использую развлекательные и общеразвивающие игры, которые придумала сама. А для обучающей цели очень люблю использовать настольные игры такие как: «Доббль», «Скоростные цвета», «Найди пару», «Мудрая сова» (различные серии), «Миконки», «Азбука Муррзе», «Читай – хватай» , «Этажики», «Турбосчет», «Барабашка» и многие другие. Также использую следующие игровые технологии: Кубики Никитина, Сложи узоры Никитина, Блоки Дьенеша.

Наблюдая за результатами ребят, сравнивая скорость освоения новых навыков, сложно переоценить роль игры в обучающем процессе.

Поэтому многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект,- М.: Изд-во АСТ. – 2016

2. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори, – М.: ЭКСМО. – 2019

3. Корчак Я. Как любить ребенка, – М.: Изд-во АСТ. – 2014

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В чем заключается развитие ребенка дошкольного возраста? Многие родители бросают колоссальные силы на обучение чтению, счету и другим механическим навыкам. Куда важнее общее развитие мозги, умение критически мыслить, ориентироваться в пространстве, а значит и в жизни. Умение легко и быстро ориентироваться в пространстве автоматически обеспечивает умение решать логические задачи, вычленять важное и многое другое.

Развитие дошкольника. Пространственная ориентация. Ориентация «на себе». Ориентация «от себя».

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, возникают в самом раннем возрасте, когда ребенок делает первые неуверенные движения за интересующим его предметом, но процесс освоения пространства и свободной ориентации в нем является достаточно сложным. В формировании пространственной ориентации участвуют различные анализаторы, например, кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой.

Для ребят дошкольного возраста основным путем развития является эмпирический, когда ребенок должен самостоятельно попробовать, мозг обработает эту информацию и только тогда она усвоится. Никогда дети не поймут, что это горячее, пока самостоятельно не убедятся в этом. Поэтому с самого рождения необходимым условием развития является накопление чувственного опыта. В дошкольном возрасте обучение должно быть максимально экспериментальным, т. е. дети должны делать как можно больше опытов, наблюдений.

В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: “Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся

Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию. Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня лежит на ДОУ, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей и воспитательный процесс. Перед педагогами ДОУ стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях  каждый воспитанник работал  активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Педагоги разрабатывают авторские образовательные программы, гибко сочетая традиции и новаторство, стремятся создать условия для развития познавательной и творческой активности детей. По их мнению, если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

Теперь более подробно рассмотрим представленные выше виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала.

3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности – взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

– функция социализации;

– развивающее – терапевтическая;

– культурно – этническая;

– лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет -.наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятся ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр Моды».

Проанализировав использование игровых технологий в обучении детей по программе «Театр Моды», я могу сделать выводы, что использование игровых технологий повышает мотивацию обучающихся, так как:
• Наряду от наслаждения от самой игры, дети получают удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других. Формируют основу мироощущение, пробуждает интерес к окружающему миру.
• В показах участвуют обучающиеся разного возраста, это
сплачивает, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
• Игры моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, что позволит ребенку достичь больше шансов на успех в будущем.
• Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным.
• Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
• Игры помогают каждому из участников становиться лучше, быстрее, мудрее, умнее

Байкова Виктория Викторовна,

первая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования – Центр детского творчества

Железнодорожный район г. Екатеринбург

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр Моды».

Современная педагогика уделяет огромное внимание не только всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, но и изобразительным умениям и навыкам, которые направлены на развитие трудовой и творческой активности детей, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Перед педагогами дополнительного образования стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях ребенок работал активно и увлечённо. Для этого они создают свои авторские программы, где гибко сочетаются традиции и новаторство и появляются условия для развития познавательной и творческой активности детей.

Мною разработана программа«Театр моды», на примере которой рассмотрим применение игр и игровых технологии, которые в большей мере способствуют такому развитию.

В объединении «Театр моды» обучающиеся воплощают свои творческие идеи в костюмах и образах. Основной акцент в работе объединения делается не на технологию создания и пошив одежды. Я обучаю детей созданию образа, росписи уже готовых футболок, платьев, джинсов, а так же создание одежды из нетрадиционных материалов, например из мешковины. Обучающиеся сочетают свои умения рисовать, создавать костюмы и образы.

В своей деятельности я использую современные образовательные технологиидающие возможность повышать качество образования, такие как:

Проектные методы обучения;

Обучение в сотрудничестве;

Технология индивидуального обучения;

Но,целью повышения мотивации обучающихся к познанию мира инаиболее эффективной, я считаю использование игровых технологий. Рассмотрим на примерах создания двухколлекций « Гид по Миру» и « 4 Стихии», где использовалисьигры.

В процессе работы на проектом« Гид по Миру» обучающиеся познакомились с архитектурными достопримечательностями мира, например, Эльфелевая башня, Нотердам в Париже, Биг Бэн в Лондоне, здание сиднейского оперного театра,Статуя Свободы в США, Бразилия с Христом Искупителем, Египет с Пирамидами, разводные мосты СПБ, конечно же Москва с собором Василия Блаженного, Гумом и Кремлем и Екатеринбург Дом Севастьянов.

Для того,чтобы детям было интересно, я применяла игровые технологии, такие как сюжетно ролевая игры, игры – драматизации, дидактические, подвижные игры, забавы и развлечения, комплексные игровые праздники, программы.

Я использую дидактические игры – формы, которые по характеру используемого материала делятся: – на предметные (дидактические игры и материалы). – настольно печатные и логические.  – словесные (игры -загадки, задачи, игры -путешествия).

ознавать историю разных стран, традиции разных народов и архитектурные достопримечательности помогло включение в учебный процесс игр«Мемо» и «Карты Мира».

Настольно печатные и логические игры – «Мемо». « Мемо» позволяли в игровой форме запомнить достопримечательности мира, а так же различия костюмов народов мира. Игра состоит из карточек с парными изображениями, которые надо собрать. В процессеигры дети запоминали, что изображено на карточках.

Эта игра, безусловно, расширяет кругозор, развивает внимание, тренирует память. Появлялся интерес,больше узнатьинформацию о географическом расположении и истории стран, городов, традициях народов и их образе жизни.

И в процессе работы над коллекцией «Гид по миру» обучающиеся совместно со мной и родителями изучали информацию, описание всех мест, изображённых на карточках. И даже родители делились, что узнали много нового.

Предметные (дидактические игры и материалы) –«Карта Мира». Она помогает в игровой форме улучшать знания об окружающем нас мире, развивать внимание и кругозор. Совершить виртуальное путешествие в другие страны.

Игра «Карта мира» имеет географическую основу- это континенты, страны и города, океаны, моря, реки и крупные озёра, горы, вулканы и пустыни. Помимо этого размещены животные, птицы, обитатели морей и океанов, популярные виды спорта и музыкальные инструменты, флаги и полезные ископаемые, и конечно, народы мира и их жилища, достопримечательности. Дети получали задания и искали их на карте. Эти игры с лёгкостью поднимали настроение детей, в доступной форме шел познавательный процесс.

Работая над образом Екатеринбурга через игры – загадки по Екатеринбургу, игры – путешествия по городу обучающиеся выбрали визитной карточкой города – Дом Севастьянова. Они познакомилась с историей Дома и его настоящим. Сочетая в своём рисунке Дом Севастьянова и здание Высоцкий, дети передали исторический и современный образ города.

Подвижные игры мы применяли на такие предметах, как сценодвижение и показ. Цель – физическое воспитания. Обучающиеся осваивают технику владения своим телом, пространством, координацией движений, учатся работать в паре и группе, вырабатывают красивую и правильную осанку, закрепляют её, получают навыки самопрезентации, подбираюти передают на сцене характера движений и образов. Например, пластические этюды, которые характеризуютжителей Индии (молитвенная поза), Бразилии (выход с мячом, так как очень популярна игра футбол).

Или коллекция «4 Стихии» – вода, огонь, воздух и земля. Задача обучающихся было передать состояние первоэлементов не только через костюм и образ, а так же движение и представление на сценеветер, огонь, воду и землю. Тут потребовалосьтворческое решение ситуации и коллективный характер действий. 3. Игры – забавы и развлечения. Эта форма погружения в мир воображения, фантазии, ролевой игры. В игре можно вести себя в соответствии с поведением партнёров, взаимодействовать с друг с другом в неожиданных условиях и воображаемых ситуациях.

Почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднееобучающимся помогают нетрадиционные техники рисования. Например, в коллекции «Гид по Миру» дети расписывали футболки, платья и джинсы, где изображали достопримечательности мира.

В проекте «4 Стихии» мы использовали такие нетрадиционные материалы как: мешковина, цветочная упаковка, бумага, монтажная пена, природные материалы (ветки, ракушки), которые передавали образы первоэлементов (вода, огонь, земля и воздух) через костюм и образ.

4. Игры – драматизации. Предполагают творческое исполнение предполагаемого сюжета. Сценарий служит лишь конвой для импровизации. Наши показы коллекций – этоконцертное исполнение. Разыгрываетсявсе в театральной форме: сцена, занавес, костюмы и движение.

Каждый обучающийся является автором и создателем собственного образа. Но в тоже время он должен не выбиваться из целостности художественного образа коллекции, стилевого единства и выразительности всех участников, показать свой артистизм и креативность.

Хочу обратить внимание, что игры я выбирала на уровне возможностей детей и их возраста. После, каждый ребенок выбирал достопримечательность, расписывал ее на одежде, создавал образ, дополнял аксессуарами определенной страны и характерными движениями. Был создан простор для фантазии, творчества и импровизации.

В показах участвуют обучающиеся разного возраста, это  сплачивает, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

Игры помогают каждому из участников становиться лучше, быстрее, мудрее, умнее.

. Т.А. Польянова. Екатеринбург, 2003. 29с.

Шмаков С. А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1996. – 112 с.

Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации.

Коллекция «Гид по Миру»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/350561-ispolzovanie-igrovyh-tehnologij-s-celju-povys

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат №2

по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

Составила: руководитель ШМО учителей

начальных классов Е. В. Момит

Игра- это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.

Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии школьниках. Но они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения (А. К. Маркова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.). Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в целом.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б. И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И. С.),  то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников – проблема, которая остается актуальной до сих пор

Актуальность данной темы в том, что одна из первоочередных задач современной школы – добиваться глубоких прочных знаний, предусмотренных программой: научить каждого учащегося рационально пользоваться ими, овладеть соответствующими умениями и навыками. Как мотивировать детей к обучению в школе? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

При помощи применения педагогических технологий.

являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Играть можно в любом возрасте.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции,как

: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

: включение в систему общественных отношений.

Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

Игра-единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.

вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области  межличностных отношений(классические игры типа «дочки-матери»), в управлении( в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве- вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А.С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу». Каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке.

достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по

-возрастным возможностям их использования;

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

– различные игры с предметами и без них;

-компьютерные и с ТСО;

-с различными средствами передвижения.

Известный психолог Л. С. Выготский отмечает, что: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуальности развития. Обучение, основанное на использовании игры, относится к таким методам.( Слайд 14)

1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.2)  Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.3)  Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Педагогическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, т. к. она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Педагогические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях и на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку с учётом его умственных и психофизических возможностей, и максимально развивать способности каждого. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Педагогическую игру можно успешно использовать на уроках и во внеурочной деятельности как средство коррекционно-воспитательной работы со школьниками, так и для более успешного вовлечения детей, испытывающих трудности в обучении, в серьёзную учебную деятельность.

При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих условий

-соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

-доступность для учащихся данного возраста;

-умеренность в использовании игр на уроках.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. Учителю нужно обязательно помнить, что дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Игры не ведут автоматически к учению. Если мы хотим обеспечить постоянную связь между игрой и учением в школе, то добиться этого можно лишь путем привнесения духа игры в школьную жизнь, а не просто использованием дидактических игр.

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.