Басс Арнольд
Психология мотивации, Общая психология
Басс А́рнольд, Арнольд Герберт Басс (Arnold Herbert Buss) (7.8.1924, Бруклин, Нью-Йорк – 26.6.2021, Вест-Орандж, Нью-Джерси), американский психолог, известен своими работами в области агрессии, темперамента и застенчивости. Получил степень бакалавра Нью-Йоркского университета (1947) и докторскую степень Университета Индианы (1952). Профессор Университета Питтсбурга (1957–1965) и Университета Рутгерса (1965–1969), профессор психологии в Техасском университете в Остине (1969–2008), почётный профессор этого университета. Представитель психологии личности, определял агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Совместно с Э. Дарки (1957) выделил 5 видов агрессии (физическая, раздражение, вербальная, косвенная, негативизм) и разработал опросник (опросник Басса – Дарки), направленный на выявление форм агрессивных и враждебных реакций (Buss A. An inventory for assessing different kinds of hostility / A. Buss, A. Durke // Journal of Consulting Psychology. 1957. Vol. 21. P. 343–380).
Опубликовано 10 ноября 2022 г. в 15:06 (GMT+3). Последнее обновление 10 ноября 2022 г. в 15:06 (GMT+3).
Направленность
на общение для неразвитой личности
— стремление при любых условиях
поддерживать отношения с людьми,
ориентация на совместную деятельность,
но часто в ущерб выполнению конкретных
заданий или оказанию искренней
помощи людям, ориентация на социальное
одобрение, зависимость от группы, потребность
в привязанности и эмоциональных отношениях
с людьми.
Направленность
на общение развитой личности – это
наличие ориентира на Личную жизнь и
соответствующая личностная специализация.
Направленность
на дело – одна из основных направленностей
личности. В зависимости от уровня развития
личности может иметь разное содержание.
Направленность
на дело для неразвитой личности – заинтересованность
в решении рабочих проблем, выполнение
работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество,
способность отстаивать в интересах дела
собственное мнение, которое полезно для
достижения общей цели. Деловой подход
при этом может быть не сформирован. Он
о работе думает, но работать как следует
еще не умеет.
Направленность
на дело развитой личности – это наличие
ориентира на Дело и бизнес, соответствующая личностная
специализация и сформированность делового
подхода.
Проблема агрессивного
поведения является предметом постоянных
дискуссий. В центре внимания исследователей
находятся такие аспекты, как экспликация
понятия; определение функций агрессии,
биологических и социальных детерминант,
механизмов усвоения и закрепления, условий,
определяющих проявления агрессии; выявление
индивидуальных и половозрастных особенностей
агрессивного поведения и способов его
предотвращения.
В курсовой работе
были рассмотрены понятия конфликта
и агрессивности как объектов
исследования психолога Арнольда Басса.
Также был рассмотрен поведенческий
подход к изучению конфликта.
Анцупов А. Я. и Шипилов
А. И. , Проблема конфликта: аналитический
обзор, междисциплинарный библиографический
указатель. – М,1992.
2. Батаршев
А. В. Базовые психологические свойства
и самоопределение личности: Практическое
руководство по психологической диагностике.
– СПб.: Речь, 2009. С.49-54.
3. Бэрон Р., Ричардсон
Д, «Агрессия». С Пб., 2007г. – с. 25
4. Диагностики
эмоционально-нравственного развития
/ Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Издательство
“Речь”, 2002. – с. 80-84.
5. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной
личности. – 2- е изд., стер. – М.: Издательство
Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2008.
С.257-262.
6. Практикум по психологии профессиональной
деятельности. – СПГУ., 2000. С.119-124.
7. Практикум по психологии состояний:
Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова.
– СПб: Речь, 2009. С. 163-167.
8. Практическая психодиагностика. Методики
и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский
Дом «Бахрах», 2008. С.174-180.
9. Рогов Е. И. Настольная книга практического
психолога в образовании: Учебное пособие.
– М.: ВЛАДОС, 2007. С.167-172.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического
психолога. М., 1998. – С. 240-246.
11. Семенюк Л. М. Психологические особенности
агрессивного поведения подростка. – М.-Воронеж,
2006.
Психоаналитик
Федор Федоров считает, что для
того, чтобы избежать проблем с
проявлением агрессивности необходимо
своевременно диагностировать уровень
агрессивности у подростков, систематически
проводить психологическую работу с детьми,
подросткаи, а также с родителями подростков
с целью достижения наибольшей эффективности.
В комплексе данная деятельность будет
положительно влиять на формирование
взрослеющей личности.5
Поведенческий
подход – направление в психологии, рассматривающее
в качестве ее предмета поведение. Первые
попытки научно понять возникли на основе
механистического детерминизма, в категориях
которого поведение трактовалась по типу
взаимодействия физических тел. Эволюционное
учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило
объяснить целесообразность поведение
живых существ, стимулировав разработку
объективных методов исследования поведение
в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма
сложилось учение о высшей нервной деятельности
животных, синонимом которой И. Павлов
считал поведение. Бихевиоризм противопоставил
поведение сознанию, полагая, что предметом
психологии является только поведение,
которое было сведено к совокупности двигательных
реакций на внешние стимулы. В дальнейшем
сторонники бихевиоризма внесли в эту
схему коррективы.
Поведение
человека – направленные (направленные
к чему-то или от чего-то, в какой-то
мере осмысленые и целесообразные) личностно
или социально значимые действия, источником
которых является сам человек и авторская
ответственность за которые возлагается
на него. Поведением человека в узком смысле
слова называют только его свободные действия.
В более широком понимании к поведению
человека относят и автоматические реакции
его организма, если они внешне видимы
и как-то значимы («голова повернулась»).
В
личностно-поведенческом направлении,
в отличие от бихевиорального, психолог
видит в человеке, с которым он работает,
не объект воздействия, а личность – человека,
который может управлять своим поведением
и с которым можно обсуждать его выборы.6
Басс как
основатель поведенческого
направления
Наиболее
известным представителем поведенческого
подхода к агрессии является Арнольд Басс.
Он определяет фрустрацию как блокирование
процесса инструментального поведения
и вводит понятие атаки – акта, поставляющего
организму враждебные стимулы. При этом
атака вызывает сильную агрессивную реакцию,
а фрустрация — слабую.
А.
Басс указал на ряд факторов, от которых
зависит сила агрессивных привычек.
Во-первых, это частота и интенсивность
случаев, в которых индивид был
атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды,
которые получали много гневных стимулов,
будут, вероятно, реагировать более агрессивно,
чем те, которые получали меньше таких
стимулов. Во-вторых, это частое достижение
успеха путем агрессии, которое, по мнению
А. Басса, приводит к сильным атакующим
привычкам. Успех может быть внутренним
(резкое ослабление гнева) и внешним (устранение
препятствия или достижение вознаграждения).
Выработавшаяся тенденция к атаке может
делать невозможным для индивида различение
ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих
агрессию. В-третьих, это культурные и
субкультурные нормы, усваиваемые человеком,
которые могут облегчить развитие у него
агрессивности.
А. Басс ввел понятие враждебной
и инструментальной агрессии. Враждебная
агрессия мотивируется негативными
эмоциями намерением причинить зло. Под
инструментальной агрессией преследуются
цели, не связанные с причинением вреда,
т.е. агрессия становиться инструментом
личного обогащения или продвижения.
Агрессивные действия могут быть
как произвольными, так и непреднамеренными.
Неприемлемое непреднамеренное агрессивное
поведение может быть как случайным, так
и слабо осознаваемым. Паталогическая
агрессия может быть следствием психотического
состояния и требует медицинского вмешательства.
А.
Басс определял агрессию как любое
поведение, содержащее угрозу или наносящее
Не
менее существенно рассматривать
агрессию не только как поведение, но
и как психическое состояние,
знать его феноменологию, выделяя
познавательные, эмоциональные и
волевые компоненты.
Познавательный
компонент заключается в ориентировке,
которая требует понимания ситуации, видения
объекта для нападения и индетификации
своих «наступательных средств».
В
изучении агрессии очень важен и
эмоциональный компонент агрессивного
состояния. Здесь, прежде всего, выделяют
«гнев». Часто человек на всех этапах агрессивного
состояния (подготовка к агрессии, сам
процесс осуществления агрессивного действия,
оценка результата данного действия) переживает
сильную эмоцию гнева, иногда принимающую
форму аффекта, или ярости. Но следует
отметить, что агрессия не всегда сопровождается
гневом, и не всегда чувство гнева приводит к
агрессии.
Говоря
о волевой стороне агрессивности
следует отметить, что здесь проявляются
все формальные качества воли: целеустремленность,
настойчивость, решительность, а в ряде
случаев и инициативность и смелость.
Определения
агрессии по Басу можно назвать узкоспециальными,
так как они игнорируют какие
бы то ни было мотивационные предпосылки.
Арнольд Басс предложил наиболее,
быть может, известную из безмотивационных
концепций. В то время когда Басс писал
свою книгу (содержащую первый обзор новейших
психологических исследований человеческой
агрессии), он находился под влиянием предубеждений,
которые бихевиористы питают против так
называемых «менталистских» концепций.
Поэтому Басс попытался определить агрессию
дескриптивным способом, не используя
субъективные идеи, такие, как «намерение».
Басс указывал, что намерения было бы трудно
оценить объективно; ведь, нападая на кого-либо,
агрессоры нередко представляют свои
цели ложным образом, и даже если они хотели
бы оставаться верными истине, то могут
оказаться не в состоянии определить,
к чему же они стремились на самом деле.
С этой точки зрения агрессия лучше всего
определяется просто как «причинение
вреда другому человеку».8
Подобное
определение сразу же порождает
очевидную проблему: невозможно отрицать,
что «причинение вреда другому человеку»
совсем неравнозначно умышленной
попытке причинить кому-то вред. Пешеход,
нечаянно толкнувший кого-то в потоке
людей, конечно же, должен трактоваться
иначе, чем школьный хулиган, намеренно
обижающий других детей.
Ориентационная
анкета Арнольда
Басса
Ориентационная
анкета Басса предназначена для
школьников юношеского возраста и взрослых
Анкета
позволяет выявить направленность личности по
трем важным для профпригодности шкалам:
Направленность
личности – совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности и
относительно независимых от наличных
ситуаций. Направленность личности характеризуется
ее интересами, склонностями, убеждениями,
идеалами, в которых выражается Мировоззрение человека.
Направленность – к чему личность стремится.
Личность
может стремиться к развитию, к
гомеостазу или к защите.
Развивать
себя можно в разные стороны. Это
может быть развитие:
Характеристики направленности
личности
Уровень
высокий или низкий – определяется
общественной значимостью направленности
человека. Человек идейный, высоких идеалов
– или приземленный, интересы на уровне
“трусики и покушать”.
Направленность
на себя — ориентация на прямое вознаграждение
и удовлетворение безотносительно
работы и сотрудников, агрессивность
в достижении статуса, властность, склонность
к соперничеству, раздражительность,
тревожность, интроверовертированность.
Направленность
на общение — стремление при любых
условиях поддерживать отношения с
людьми, ориентация на совместную деятельность,
но часто в ущерб выполнению конкретных
заданий или оказанию искренней
помощи людям, ориентация на социальное
одобрение, зависимость от группы, потребность
в привязанности и эмоциональных отношениях
с людьми.
Направленность
на дело — заинтересованность в
решении деловых проблем, выполнение
работы как можно лучше, ориентация
на деловое сотрудничество, способность
отстаивать в интересах дела собственное
мнение, которое полезно для достижения
общей цели.
Анкета
Басса состоит из 27 пунктов-суждений, по
каждому из которых возможны три варианта
ответов, соответствующие трем видам направленности
личности. Респондент должен выбрать один
ответ, который в наибольшей степени выражает
его мнение или соответствует реальности,
и еще один, который, наоборот, наиболее
далек от его мнения, или же наименее соответствует
реальности.
Ответ
“наиболее” получает 2 балла, “наименее”
— 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы,
набранные по всем 27 пунктам, суммируются
для каждого вида направленности отдельно.
При
высоком уровне эти направленности
становятся тремя основными ориентирами
направленности личности – Рост и Развитие, Личная
жизнь, Дело и Бизнес. Тот, у кого направленность
личности – Личная жизнь, при развитии
личности обычно выбирает специализацию
“Отношения с людьми”. Тот, у кого
направленность на Рост и Развитие, обычно
увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен
на Дело и Бизнес, затачивают свою личность
под Деловую успешность.
Направленность
на себя – одна из основных направленностей
личности. В зависимости от уровня развития
личности может иметь разное содержание.
Направленность
на себя для неразвитой личности —
ориентация на прямое вознаграждение
и удовлетворение безотносительно работы
и сотрудников, агрессивность в достижении
статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность,
интроверовертированность.
Достижение
личного счастья – это тоже проявление
направленности на себя.
Направленность
на себя развитой личности – Рост и Развитие,
стремление к самоактуализации.
Направленность
на общение – одна из основных направленностей
личности. В зависимости от уровня развития
личности может иметь разное содержание.
теория
организационных систем (Р. Блейк, Дж.
Мутон);
теория
и практика переговорного процесса
(Р. Фишер, Д. Прюитт, Д. Рубин, У. Юри).
В
истории изучения конфликта в
западной социологии
выделяются три этапа:
вторая
половина XIX в. — социал-дарвинизм (Г. Спенсер
и др.), описавший проявления социальной
борьбы при столкновении интересов, унаследованных
норм и новых идей, привлекшие внимание
к проблеме конфликта, и теория Маркса,
где классовый конфликт рассматривался
без теоретического анализа его разнообразных
поведенческих форм;
первая
половина XX в. — функциональная теория
конфликта (Г. Зиммель)
и
структурный функционализм (Т. Парсонс),
ставивший задачу найти эффективные методики
разрешения конфликтных ситуаций в организациях,
на производстве. При этом конфликты оценивались
как негативные процессы, сдерживающие
развитие общества;
вторая
половина XX в. — теория позитивно-функционального
конфликта
(Л.
Козер), конфликтная модель общества
(Р. Дарендорф), общая теория конфликта
(К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт
в виде всеобщей категории, присущей всему
живому и неживому миру, служащей базой
для анализа любых процессов.
ГЛАВА 2. Поведенческое
направление в
изучении конфликта
Проблема
агрессивности — одна из самых значительных
проблем современной психологии. Попытки
объяснения агрессивных действий подростков
затрудняются тем, что не только в обыденном
сознании, но и в профессиональных кругах
и во многих теоретических концепциях
явление агрессивности получает весьма
противоречивые толкования, мешая как
его пониманию, так и возможности воздействия
в целях снижения и устранения агрессивности.
Особенно актуализируется анализ проблемы
агрессивного поведения детей подросткового
возраста. Эта проблема является объектом
большого числа психологических работ.
Ей, в частности, посвящены монографии
А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковица и многих
других ученых.
В
словаре психологических терминов,
агрессия определяется как любая
форма поведения, нацеленного на оскорбление
или причинение вреда другому существу,
не желающего подробного обращения с собой.
В
быту термин «агрессия» имеет широкое
распространение для обозначения
насильственных действий. Агрессия и
агрессоры всегда оцениваются резко
отрицательно, как выражение антигуманизма,
наличия культа грубой силы. В то же время,
имеются случаи когда об агрессивных действиях
говорят, как об энергично наступательных
и дают им положительную оценку. Такое
понимание уместно, если речь идет о спортивных
состязаниях, где отсутствие у команды
спортивной «злости» или агрессивности
оценивается как существенный недостаток.
Однако позитивная агрессия является,
скорее, исключением, имеющим место в узко
специальной сфере.
В
основном под агрессией понимается
деструктивное поведение. Причем, в понятии
«агрессия» объединяются различные по
форме и результатам акты поведения. От
таких, как злые шутки, сплетни, враждебные
фантазии, деструктивное поведение до
самой крайней формы и последствий – бандитизма
и убийств.
В
подростковой жизни нередко встречаются
формы насильственного поведения, которые
определяются терминами: «задиристость»,
«драчливость», «озлобленность», «жестокость».
К
агрессивности можно отнести
состояние враждебности. Враждебность
– более узкое по направленности
состояние, всегда имеющее определенный
объект. Часто враждебность и агрессивность
сочетаются, но нередко люди могут, находятся
во враждебных отношениях, но при этом
не проявляют агрессивности. Бывает совершенно
противоположное состояние, когда причиняется
вред людям, к которым никаких враждебных
чувств не испытывают.
Психологи,
находящиеся на бихевиористических
позициях, обычно говорят об агрессивном
поведении, как об открытых, внешне
выраженных действиях, что эти действия
очень активны, часто инициативны
и всегда приносящие объекту (человеку,
иногда неодушевленному предмету) какой-то
вред. Таким образом, агрессивные действия
всегда разрушительны, но степень этой
разрушительности зависит как от агрессора,
так и от оказываемого ему сопротивления.
В
изучении агрессии нельзя опираться только
на внешнее ее проявление. Дж. Каган справедливо
утверждал, что для суждения агрессивного
акта необходимо знать его мотивационную
сторону. М. Фешбах так же утверждал, что
для определения агрессии необходимо
включение мотивационных факторов.
Ф.
Алан описывает ее, как внутреннюю
силу, дающую человеку возможность
противостоять внешнему воздействию,
но при этом не дает объяснение ее происхождения.
Зоопсихолог
Л. Берковиц говорил, что «агрессия
может быть определена как специфически
ориентированное поведение, направленное
на устранение всего того, что угрожает
физической иили целостности живого организма».
Хекхаузен
Х.: «Мы полагаем, что мотивом агрессии
является такое нанесение вреда
другим или интересам других, которое
устраняет источник фрустрации, в результате
чего ожидается благоприятный эмоциональный
сдвиг. Достижение такого сдвига представляет
собой цель мотивированного агрессией
поведения».
Согласно
этим определениям, агрессия является
реакцией враждебности на созданную
другим фрустрацию независимо от того,
была ли эта фрустрация, в свою очередь
обусловлена враждебными намерениями
или нет. Фрустрация (от лат. frustratio – обман,
тщетное ожидание) — негативное психическое
состояние, обусловленное невозможностью
удовлетворения тех или иных потребностей.
Вместе с тем возможны, что очевидно, и
такие случаи агрессии, которые не являются
реакцией на фрустрацию, а возникающую
«самопроизвольно», из желания воспрепятствовать,
навредить кому-либо, обойтись с кем-то
несправедливо, кого-нибудь оскорбить.
Поэтому следует различать реактивную
и спонтанную агрессию.
В
конце тридцатых годов возникла
концепция фрустрации С. Розенцвейга,
которая помогла сделать вывод,
что агрессия – это один из выходов
из фрустрирующей ситуации.
М
Фишбах предложил три вида агрессии: экспрессивную,
инструментальную, враждебную. Экспрессивная агрессия
представляет собой непроизвольный взрыв
гнева и ярости, нецеленаправленный и
быстро прекращающийся, причем источник
нарушения спокойствия не обязательно
подвергается нападению (типичным примером
могут служить приступы упрямства у маленьких
детей).
А
Л. Берковиц в таких случаях предпочитает
говорить об импульсивной агрессии.
Г.
Кауфман в своих работах писал,
что случайное, то есть непреднамеренное
действие, причинившее вред, нельзя
называть агрессивным.
Наиболее
важно различать враждебную и инструментальную агрессию.
Целью первой является, главным образом,
нанесение вреда другому, в то время как
вторая направлена на достижение цели
нейтрального характера, а агрессия используется
при этом лишь в качестве средства. М. Фешбах
подразделяет инструментальную агрессию
на индивидуальную и социально мотивированную.
А.
Басс определял агрессию как любое
поведение, содержащее угрозу или наносящее
ущерб другим.
Не
менее существенно рассматривать
агрессию не только как поведение, но и
как психическое состояние, знать его
феноменологию, выделяя познавательные,
эмоциональные и волевые компоненты.
Познавательный
компонент заключается в ориентировке,
которая требует понимания ситуации,
видения объекта для нападения и индетификации
своих «наступательных средств».
В
изучении агрессии очень важен и
эмоциональный компонент агрессивного
состояния. Здесь, прежде всего, выделяют
«гнев». Часто человек на всех этапах
агрессивного состояния (подготовка к
агрессии, сам процесс осуществления агрессивного
действия, оценка результата данного действия)
переживает сильную эмоцию гнева, иногда
принимающую форму аффекта, или ярости.
Но следует отметить, что агрессия не всегда
сопровождается гневом, и не всегда чувство
гнева приводит к агрессии.
Говоря
о волевой стороне агрессивности
следует отметить, что здесь проявляются
все формальные качества воли: целеустремленность,
настойчивость, решительность, а в
ряде случаев и инициативность и
смелость.
Р.
Кратчфилд и Н. Левинсон говорят
о социализации агрессии, которой можно
назвать процесс научения сдерживания
собственных агрессивных устремлений
и выражения их в приемлемых формах. В
результате социализации многие учатся
регулировать свои агрессивные импульсы,
адаптируясь к требованиям общества.
У
Зигмунда Фрейда детерминирующим фактором
человеческого поведения являются
бессознательные врожденные инстинкты
и влечения человека, объясняя психическую
жизнь человека как постоянную борьбу
в нем двух начал: сознательного
и бессознательного, причем последнее
есть основа человеческой психики, а сознательное
лишь надстраивается над бессознательным,
скрывая от человека подлинные мотивы
его поведения. В своих ранних работах
З. Фрейд утверждал, что все человеческое
поведение берет начало из эроса – инстинкта
жизни, чья энергия (либидо) направлена
на упрочнение, сохранение и воспроизведение
жизни. З. Фрейд рассматривал агрессию
как реакцию на блокирование или разрушение
либидозных импульсов.
Благодаря
общественному прогрессу разрушительному
стремлению можно только придать безобидные
формы разрядки.
Конрад
Лоренц утверждал, что агрессивный
инстинкт много значил в процессе
эволюции, выживания и адаптации
человека. На основании изучения поведения
животных в естественных для них
природных условиях он пришел к выводу,
что в определенных обстоятельствах у
животных автоматически срабатывает механизм
агрессии, и они нападают на других представителей
своего же вида.
В
то же время К. Лоренц и большинство
его последователей признают, что
процесс эволюции и естественный
отбор выработали у животных соответствующий
запретный инстинктивный механизм, не
позволяющий им иметь агрессивные инстинкты
в ущерб своему виду. Рассматривая биологические
принципы в качестве некой универсальной
модели, К. Лоренц механически перенес
их в сферу общественной жизни на отношения
между индивидами, классами, нациями и
государствами, утверждая, что поведение
животных служит абсолютным прототипом
поведения человека.
Эта
теория возникла как противопоставление
психоаналитическому подходу. Здесь
агрессивное поведение рассматривалось
как ситуативный процесс, а не эволюционный
процесс. Основоположником этого направления
считается Дж. Доллард. Согласно его теории,
агрессия – это не автоматически возникающее
в организме человека влечение, а реакция
на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие
на пути к удовлетворению потребностей,
достижению удовольствия и эмоционального
равновесия.
Рассматриваемая
теория утверждает, что, во-первых, агрессия
всегда есть следствие фрустрации,
во-вторых, фрустрация всегда влечет за
собой агрессию.
Наиболее
известным представителем поведенческого
подхода к агрессии является Арнольд
Басс. Он определяет фрустрацию как
блокирование процесса инструментального
поведения и вводит понятие атаки
– акта, поставляющего организму
враждебные стимулы. При этом атака вызывает
сильную агрессивную реакцию, а фрустрация
— слабую.
А.
Басс указал на ряд факторов, от которых
зависит сила агрессивных привычек.
Во-первых, это частота и интенсивность
случаев, в которых индивид был
атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды,
которые получали много гневных стимулов,
будут, вероятно, реагировать более агрессивно,
чем те, которые получали меньше таких
стимулов. Во-вторых, это частое достижение
успеха путем агрессии, которое, по мнению
А. Басса, приводит к сильным атакующим
привычкам. Успех может быть внутренним
(резкое ослабление гнева) и внешним (устранение
препятствия или достижение вознаграждения).
Выработавшаяся тенденция к атаке может
делать невозможным для индивида различение
ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих
агрессию. В-третьих, это культурные и
субкультурные нормы, усваиваемые человеком,
которые могут облегчить развитие у него
агрессивности.
Фромм
Эрих Фромм, немецкий психоаналитик, исследовал феномен человеческой агрессии на протяжении практически все своей жизни. Его труд нашел свое воплощение в книге «Анатомия человеческой деструктивности», которая была опубликована, когда автору было уже 73 года.
По концепции Фромма, агрессивность делится на доброкачественную и злокачественную, или деструктивную. Первый тип относится к инстинктивным реакциям, тогда как второй – явление экзистенциального свойства, исключительно социальное, его истоки лежат в характере человека.
Также по мнению ученого агрессивность – очень сложное явление, сочетающее в себе как генетические предпосылки, так и обусловленность социальными и прочими причинами. Он доказал, что биологически в человеке заложена лишь оборонительная, защитная агрессия. Проявление жестокости, деструктивность – продукт социума.
Басс-Дарки
Теория Арнольда Басса говорит о том, что агрессия – это любой вид угрожающего или наносящего ущерб поведения. Басс разделял понятие агрессии и враждебность, которую он определял, как развивающую негативные чувства реакцию.
В 1957 году Басс совместно с Энн Дарки разработали методику диагностики агрессивного поведения с помощью опросника, состоявшего из 75 утверждений, на которые опрашиваемый отвечал «да» или «нет». В этом опроснике Басс и Дарки выделили восемь видов агрессивной реакции:
Сейчас метод диагностики состояния агрессии Басса-Дарки пользуется большой популярностью по всему миру.
Бандура
Альберт Бандура, известнейший канадский и американский психолог, которому сейчас 93 года, разработал теорию социального научения, постулатом которой является то, что кроме фрустрированности и неудовлетворенности потенциальный агрессор должен иметь пример для подражания.
Усвоение последовательности агрессивный действий по Бандуре происходит через наблюдение или непосредственный опыт.
Широко известен эксперимент Альберта Бандуры с куклой Бобо, проведенный в начале шестидесятых годов. Этот эксперимент доказал, что те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, чаще его впоследствии демонстрировали.
Причем подопытные имитировали поведение взрослых своего пола, то есть мальчики – мужчин, девочки – женщин. Кроме того, мальчики проявляли физическую агрессию чаще девочек.
Берковиц
Леонард Берковиц – ведущий мировой ученый, исследовавший альтруизм и агрессию человека. Его перу принадлежат более ста семидесяти трудов по психологии.
Берковиц выдвинул теорию, согласно которой агрессию порождают особенные стимулы, названные им аверсивными. Под действием этих стимулов, причиняющих боль, фрустрацию и дискомфорт, человек становится готовым проявить агрессию. Однако для ее окончательного проявления нужен посыл. Этим посылом для человека может стать любая вещь или явление, связанное в его сознании с физической или вербальной агрессивностью.
Лоренц
Конрад Лоренц предложил эволюционный подход, согласно которому агрессия базируется на природном инстинкте борьбы за выживание. Ученый считал, что агрессивная энергия вырабатывается в организме человека непрерывно и постоянно, прорываясь под действием определенных стимулов в случае превышения предельного количества.
Также по теории Лоренца любые живые существа имеют способности к подавлению агрессии. При этом опасные хищники имеют сильные сдерживающие центры, а люди, относящиеся к менее опасным, сдерживаются слабо – этим объясняется высокий уровень насилия людей по отношению к своему виду.
Фрейд
Имя Зигмунда Фрейда, автора знаменитой Теории бессознательного, известно во всем мире. Однако психоаналитик работал и над проблемами агрессивности, совместно с дочерью, Анной Фрейд, создав Теорию влечения.
Суть этой теории в том, что человеческая агрессия инстинктивна и неизбежна по своей природе. По Фрейду, человек сочетает в себе два наиболее важных инстинкта: сексуальный (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первый направлен на сохранение и продолжение жизни, второй – на разрушение и смерть.
Между двумя этими энергиями постоянное напряжение, и механизмы психологической защиты «выталкивают» энергию Танатоса на поверхность. Таким образом агрессия выводится наружу, и это неизбежно, так как такая энергия, направленная внутрь, ведет к разрушению личности.
Аммон
Гюнтер Аммон развил собственную теоретическую концепцию, начало которой было положено новым определением агрессивности, как конструктивной силы, двигателя жизни и креативности.
Ученый называет три основных вида агрессии:
При этом изначально присутствует только конструктивная агрессия, являющаяся центральной в развитии личности, впоследствии трансформирующаяся под действием социального окружения.