Посвящение в химики
Урок-соревнование 8 класс
Цели: формирование общеучебных умений и навыков, применяя игровые формы обучения.
Наглядные пособия: электронная презентация PowerPoint «Посвящение в химики» Приложение 1
Раздаточный материал: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; карточки с заданиями.
Лабораторное оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: вода, растворы серной кислоты, гидроксида натрия, лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный индикатор.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем зачетном уроке-соревновании. Класс делится на 3 группы – экипажи (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы в экипажах должны быть примерно равные). Каждый экипаж выбирает себе командира (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем командиры готовят свои экипажи к игре-путешествию. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Учитель рекомендует школьникам дополнительную литературу, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии.
Прозвенел уже звонок,
Здравствуйте, начнем урок
И докажем, что не зря
Тратим время с сентября.
Где-то вас уже встречали.
И представьте всех друзей. Слайд 1
Командиры экипажей представляют всех членов своей команды, провозглашают название команды и дружно зачитывают девиз экипажа.
1 этап Индивидуальный. ” Пинг-понг”. Участвуют все члены экипажа, которым задаются по 1 вопросу в форме блиц-опроса. Вопросы и правильные ответы высвечиваются на экране монитора и озвучиваются учителем. Слайд 2
Буду задавать вопросы,
Не раздумывайте долго.
Кто окажется быстрее,
Да к тому же всех умнее
Знак отличия получит,
Что не зря предмет сей учит.
1 команда Слайд 3
(вода) Слайд 5
(химия) Слайд 7
(серная) Слайд 9
(карбонаты) Слайд 11
(основания) Слайд 13
(простые вещества) Слайд 15
(металлы) Слайд 17
2 команда Слайд 18
(углекислый газ) Слайд 20
(химический элемент) Слайд 22
(азотная) Слайд 24
(сульфаты) Слайд 26
(кислоты) Слайд 28
(сложные) Слайд 30
(ионная) Слайд 32
3 команда Слайд 33
(кислород) Слайд 35
(атом) Слайд 37
(соляная) Слайд 39
(нитраты) Слайд 41
(неметаллы) Слайд 43
(ковалентная неполярная связь) Слайд 45
(оксиды) Слайд 47
2 этап. Командный. Слайд 48
Надо нам скорей собраться
В наших знаньях разобраться.
Нет ли мест у нас пустых
И узнаем ли своих?
Все ли ионы нам важны?
Где для кода взять ключи?
Задания выполняются всей командой за 5 минут
На столе лежат карточки с формулами веществ для экипажей команд. Какая из команд быстрее и правильнее заполнит вагоны пассажирами, та и победит.
Даны ионы, какая из команд за 3 минуты составит больше химических формул и даст названия полученным веществам, та и побеждает.
Na+, Al3+, H+, OH–, SO42–, Cl–, O2–
Составьте возможные химические формулы и дайте названия полученным веществам.
3 этап. Практический (загадочный) Слайд 52
Химия – наука века.
Но не терпит озорства
Безопасность в ней важна.
Щелочь, кислота, вода,
Как узнать их без труда?
Экипажам предлагаются загадки, предусматривающие выполнение лабораторного опыта при правильном ответе.
1 команда. ” От щелочи я желт, как в лихорадке
Краснею от кислот, как от стыда.
Но я бросаюсь в воду без оглядки
И здесь уж не заест меня среда. Слайд 53
(метилоранж) Слайд 54
2 команда “Попасть в кислоту – для него неудача
Но он перетерпит без вздоха, без плача,
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина” Слайд 55
(фенолфталеин) Слайд 56
3 команда. ” Эта желтая бумажка все укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота,
Коль, нейтральная среда – не изменит цвет тогда.
Мы за эти указанья называем ее?” Слайд 57
(универсальная) Слайд 58
4 этап. Театрализация.
Так уж химия скучна?
Может, вовсе не нужна?
Ни любви, ни встреч, ни песен,
Иль предмет мой интересен?
Можно сказки сочинять
Сценки даже разыграть.
1)Обращаюсь к вам друзья
Амнезия у меня.
Где мой дом, этаж скажите.
Мне дорогу покажите.
«Адрес» верный напишите
Где, живу я объясните.
(характеристика элемента по плану)
2) Я вспомнил- я Кальций у меня 1е– на наружном уровне, совсем недавно я встретил подружку Хлорию, мы очень дополняем друг друга. Думаю,между нами может возникнуть связь, но какая?( ионная).
3) Я знаю, что я-металл, но кто мои соседи?
Кто по свойствам сильнее меня, а кто слабее? Укажите стрелками и объясните, на каком основании расставлены стрелки.
Очень осторожен я.
Кто соседи у меня?
Можно ль силой потягаться,
Или все же их бояться?
Сверху, снизу, справа, слева
Расскажите про соседа
Укажите силу их.
Не искать же мне других.
Клятва химиков Слайд 59
Клянусь учебником своим
В ученье быть упорным. ( Клянусь!)
Клянусь по знаниям моим
Оценка будет твердой. ( Клянусь!)
Клянусь тетрадкой и доской
К уроку быть готовым. ( Клянусь!)
Клянусь в окошко не глазеть
Стремиться к знаньям новым .(Клянусь!)
Клянусь законы все учить
Науку химия любить. ( Клянусь!)
Паузы между экипажами конкурсов заполняются либо занимательными опытами по выбору учителя и подготовкой старшеклассников, либо химическими миниатюрами сценками, интересными фактами по теме.
МОУ Орудьевская СОШ
Московская область, Дмитровский район, с Орудьево
повышение познавательного интереса к науке химии;
показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни;
показать ее связь другими науками о природе;
вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия.
Таблица Менделеева
Наборы для конструирования моделей молекул
Химический стакан, вода, яблочный уксус, питьевая сода, ложечка для сухих веществ, ягода винограда.
Свеча, тигель, тигельные щипцы, спички.
Смеси железа и серы, воды и масла, соли и почвы. Магнит, штатив, воронка для разделения жидких фаз, 3 химических стакана, вода, фильтровальная бумага, воронка, чашка для выпаривания, тигельные щипцы, горелка.
Кристаллизаторы, вода, пластмассовые воронки. Моющее средство для посуды.
. Дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы совершить таинство посвящения в химики. В 8 классе вы будете изучать новый для вас предмет – химию и за это время, надеюсь, успеете её полюбить.
Великий М. В. Ломоносов говорил:
«Химия руками, математика очами физическими по справедливости называться может».
О, физика – наука из наук!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трёх сестёр
Познания в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остёр
И знанье человеческое шире.
М. Алигер. Поэма «Ленинские горы»
Вот мы говорим – химия, это наука о веществах. Вещества, вещества. А знаем ли мы, о чем идет речь? Начнем с малого – с таинственного мешка. Ваша задача – закрыв глаза, нащупать предмет и, не раскрывая глаз, назвать этот предмет (свеча, спички, ручка, карандаш, калькулятор, воронка, пачка соли, лучинка, кисть винограда).
Спасибо – это сегодня – наши первые помощники.
В принципе, многие предметы можно назвать физическими телами. Вещество – это то, из чего состоит физическое тело. А сейчас – небольшой конкурс, за 3 минуты подчеркните в полученном списке названия веществ – одной чертой, а названия физических тел – волнистой линией.
Химия – наука экспериментальная. Приступать к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности.
Сунул палец я в пробирку,
Вместо пальца – просто дырка.
Вот беда! Игра опасна,
Слёзы льёшь теперь напрасно.
Чтоб жизнь свою не подвергать опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности!
(5 минут ) – результаты в жюри.
Но всё же, ребята хотя вещества нужно уважать, их не нужно пугаться. Как мы уже убедились – химия, это не нечто экзотическое – вещества вокруг нас. В том числе, и на нашей кухне.
Открываю нашу «кухонную» лабораторию.
Знакомые незнакомцы. ( ОБОРУДОВАНИЕ: химический стакан, до половины наполненный водой с ягодой винограда на дне, химические стаканы с содой и яблочным уксусом, ложечка для сухих веществ, стеклянная палочка). З АДАНИЕ – НА ДНЕ ЛЕЖИТ АБСОЛЮТНО НЕПОДВИЖНАЯ ЯГОДА ВИНОГРАДА. КАК «ОЖИВИТЬ» ЕЁ, ЗАСТАВИТЬ ДВИГАТЬСЯ В СТАКАНЕ, НЕ ПРИКАСАЯСЬ К НЕЙ РУКАМИ. О БСУДИТЕ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, КОМАНДА, КОТОРАЯ ПЕРВАЯ ПОДНИМЕТ РУКУ И ПРЕДЛОЖИТ СВОЙ ВАРИАНТ ДЕЙСТВИЙ, ПОЛУЧИТ БАЛЛ В НАШЕЙ ИГРЕ. Н У А МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПРОВЕСТИ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕТИМЕНТ, ПОДТВЕРДИВ ВАШУ ГИПОТЕЗУ.
В стакан с водой и ягодой винограда помещаем соду (чайную ложку), заливаем яблочным уксусом. Происходит реакция с выделением углекислого газа, ягода, окруженная пузырьками углекислого газа, двигается в стакане.
Что произошло? Какой газ выделился в результате реакции соды и уксуса? Подумайте и предложите варианты, как я могу доказать с помощью имеющихся в нашем кабинете средств, доказать наличие именно этого газа? (Зажигаем спичку, и вносим в баночку с реагирующими содой и уксусом – спичка гаснет. Значит это – углекислый газ).
На суку сидит сова
Такова формула этого вещества. Вещество состоит из частиц, которые называют молекулами. В свою очередь молекулы состоят из более мелких частиц – атомов.
Давайте попытаемся составить из модельного набора молекулу углекислого газа СОДоговоримся, что атом С(углерод) будет черный, атомы О (кислорода – красные). Команды делают модель молекулы углекислого газа и предоставляют их в жюри.
Давайте составим модель еще одного знакомого вам вещества, с которым вы сейчас работали.
Сапоги мои того,
Учитель пишет на доске формулу вещества, разъясняет его состав (давайте договоримся, что атом кислорода будет красным, а атомы водорода – синими). Команды делают модель молекулы воды и предоставляют её в жюри.
Ну что же, ребята – теперь мы имеем некоторое представление о строении молекул веществ и о мельчайших частицах – атомах.
В настоящее время учеными описано множество атомов (химических элементов). Их названия, как в алфавите, находятся в таблице, которую называют в честь основоположника классификации и систематизации атомов (химических элементов). Подробно эту систему вы изучите в 8 классе. А сейчас на основе таблицы Д. И. Менделеева мы устроим занимательную игру.
Ваша задача – в игровой таблице прочитать задания и догадаться – о каком элементе (атоме) идет речь. Найдите его в таблице Менделеева и запишите название в пустую графу. Затем сдаем игровые таблицы в жюри.
С элементом, который был в задании последним, мы сейчас познакомимся поближе. Возьмите свечу, зажгите её, зажмите в щипцах чашку для выпаривания жидкости (тигель) и подержите донышко этой чашки над пламенем свечи. Что вы видите? Это одна из форм существования этого элемента – углерода – перед нами сажа. Но оказывается. Эти атомы могут «складываться в молекулы других знакомых нам веществ. Послушайте стихотворение и догадайтесь – каких именно.
Ответы: сажа, уголь, алмаз, графит
Уж если мы начали эксперименты со свечой, давайте проведем еще один конкурс. Перед вами на столе данные предметы (банка с крышкой, свеча, спички). Погасите свечу, не задувая её. Команда, делавшая это первой получает три балла. Остальные – по одному баллу. (школьники ставят свечу в банку, зажигают её и закрывают крышкой.
Ответьте пожалуйста на вопрос – почему свеча погасла? Какое еще вещество выделилось в результате химической реакции?
ЗАДАНИЕ 8. Ох уж эти смеси. Ребята. Перед вами смеси железного порошка и серы, соли и грязи, масла и воды. С помощью того, что вы видите в ящике, постарайтесь разделить данные вещества. Удачи вам. Школьники делают задание, объясняя ведущему свои действия.
ЗАДАНИЕ 9. Химия и математика – лучшие друзья.
Решите задачу. Для того, чтобы прополоскать больное горло, Саша в 100 г. воды растворил 5г поваренной соли. Каков процент соли в получившемся растворе? Ответ запишите с точностью до сотых)
. Что химия – волшебница, знают все на свете. Ждут многого от химиков и взрослые, и дети. Но, чтоб волшебниками стать, нужно очень много знать. Как реакция пойдет, и что такое водород?Что покажет индикатор, и для чего катализатор?Как сделать из песка хрусталь, а из руды – чугун и сталь?Конечно, это не секрет. На все вопросы мы ответВ курсе химии найдем, учебник лишь перелистнем!Куда ни бросим взгляды мы, увидим химии плоды. Жить без нее никак нельзя, так будьте с нею вы, друзья!
В заключение – последняя загадка. Как из имеющихся здесь предметов сделать веселое развлечение (на лабораторный стол выставляются моющее средство для посуды, кристаллизаторы, стакан воды, 3 пластмассовые воронки). Ребята делают раствор для мыльных пузырей.
Конкурс на самый большой пузырь.
Вот вы успешно прошли все испытания, приготовленные для вас химиками нашей школы. Поздравляю вас! Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас вам нужно дать клятву юного химика. Вы готовы?
Клянусь я кислотой и хлором Всегда урок по химии учить И быть в учении упорным. Клянусь! Клянусь Периодическим Законом Достичь того, чего не знал, И до всего дойти умом. Клянусь! Клянусь я синим купоросом Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!
А теперь разрешите вручить вам дипломы юного химика. ( Вручаются дипломы)
Название команды _____________________
(внеклассное мероприятие для восьмиклассников)
развитие познавательного интереса учащихся к новому изучаемому предмету
Оборудование и реактивы: роданид калия или аммония, растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия,
2. Вводное слово учителя.
3. Демонстрация опытов
4. Состязания команд
5. Подведение итогов и награждение.
6. Посвящение в химики
7. Фейерверк в честь химиков.
Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на празднике «Посвящение в химики».
Химия – наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука, она требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно! Любители химии вам помогут. Сегодня моими помощниками будут учащиеся 9 класса. Например, вам хочется газированной водички? Неплохо бы, да?
Опыт « Газированная вода»
Возьмем химический стакан с белыми камешками (карбонат кальция) и прильём прозрачной бесцветной жидкости (раствор соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не угостим ею, т.к. пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.
Опыт « Получение молока»
Наверное, кто-то из вас любит молоко! Мы, химики, можем его получить из простой воды (демонстрация опыта).
Опыт «Вулкан» на столе.
В тигель насыпать холмиком кристаллический дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием. Вершину холмика смочить спиртом. Поджечь спирт горящей лучинкой.
Опыт «Скрытое письмо».
На листе плотной бумаги заранее надо написать слова « Хочу стать химиком!». При помощи кисточки слова «хочу» и «химиком» пропитать разбавленным раствором сульфата меди, слово «стать»- разбавленным раствором хлорида железа ( III) и просушить. Наполнить пульверизатор раствором гексацианоферрата (II) калия.
Опыт «Кровь без раны».
Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа (III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия KSCN с массовой долей 3%. Для демонстрации опыта используют тупой нож (можно использовать детскую посудку). Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». « Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия.
Оперирую без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!» (Необходимые реактивы: роданид калия или аммония и растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия. Опыт проводится поэтапно, каждый раз с проговариванием слов стихотворения:
Опыт «Фараонова змея»
Это самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи – для этого достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Можно положить таблетку глюканата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Из таблетки выползет светло-серая “змея” с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества – она может достигнуть длины 10-15 см.
Опыт « Натрий с водой»
Приготовим чашку с дистиллированной водой и добавим к воде несколько капель индикатора фенолфталеина: фенолфталеин изменит окраску, когда в растворе появится щелочь. Скальпелем осторожно отрежем небольшой кусочек натрия. Сразу же опускаем натрий в воду. Металл бурно взаимодействует с водой. Выделяется газообразный водород. Фенолфталеин становится малиновым: в растворе образовалась щелочь – едкий натр.
Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса – это для непосвященных людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения или химические реакции.
Вы знаете, ребята, я могу вас удивить своими экстрасенсорными способностями. Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять. По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента.
(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д. И. Менделеева).
Участвуют 3 команды по 5 человек, которым предстоит раскрыть перед нами все свои способности.
А оценивать способности и умения учащихся будет справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам.
Придумать название и девиз команды
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения ( за каждый правильный ответ-1балл ):
(Не все то золото, что блестит).
(Белый как мел).
(Куй железо, пока горячо).
(за медный грош удавился)
(Слово – серебро, а молчание – золото).
(Стойкий оловянный солдатик).
(С тех пор много воды утекло).
Участники команд должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий (команда, которая ответит первая получит 3 балла, следующая – 2 балла, последняя – 1 балл)
О каком элементе идет речь? (Можно выбрать несколько понравившихся вопросов )
Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ-1балл
1. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС? (Водород)
2. Какой элемент всегда рад? (Радон)
3. Какой неметалл является лесом? (Бор)
4. Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
5. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)
6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
7. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (Водород, Углерод, Кислород)
8. Какие химические элементы легко превратить в веселое зрелище? (Цирконий)
9. В состав названия, какого металла входит дерево? (Никель)
10. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?(Платина)
11. Часть какого химического элемента является настольной игрой? (Золото)
12. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий, Радон, Нильсборий)
13. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, Хром)
14. Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (Цирконий)
15. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания и кипячения воды?(Титан)
16. Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн? (Молибден)
17. Какие два химических элемента отличаются между собой всего лишь небольшой чертой (Галий – Талий)
18. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний)
19. Название какого металла имеет кость скелета животного или человека? (Серебро)
20. Какие химические элементы состоят из троек?(Натрий, Итрий)
21. Какой газ утверждает, что он- это не он? (Неон)
22. Какой химический элемент можно получить из электронной лампы, если отколоть от нее небольшой кусочек? (Диод-Иод)
23. Какие элементы являются музыкальными? (Водород, Серебро, Кадмий и др.)
24. Какой химический элемент входит в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (ЗаБор)
25. Какой химический элемент, хотя и частично может присутствовать на футбольном или хоккейном матче? (Гольмий)
Отгадать кроссворд. Время – 2мин (За правильно отгаданные слова команда получает баллы)
6. Великий русский ученый, автор закона сохранения массы. ( Ломоносов)
7. Наука о веществах, их свойствах и превращениях. ( Химия)
Попросим наше строгое, но справедливое жюри подвести итоги состязаний команд.
Мы думаем, что все вы достойны, быть юными химиками. Желаем вам огромного успеха в изучении этой самой интересной и важной науки!
Ученики вслух читают вместе с учителем клятву.
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать. Жидкие не проливать.
Газообразные не выпускать наружу.
Жить, учится, и химичить, как завещал великий Менделеев.
А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука химиков.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
В заключении ФЕЙЕРВЕРК
Для опыта необходимо смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки.
Поздравляем всех со званием юного химика! Спасибо за работу!
Проявление надписи «Успех», «Удача», « 5+» и т.п.(заранее на фильтровальной бумаге нанести надписи раствором соли кобальта). Нагреть над пламенем спиртовки.
ГБОУ СПО ЛО «Волховский политехнический техникум»
Тема: «Посвящение в химики»
способствовать развитию познавательного интереса студентов; обобщить, систематизировать, закрепить первоначальные знания учащихся о химических элементах и их расположении в Периодической системе Д. И. Менделеева; продолжить формировать умение определять степени окисления элементов, исходя из их положения в периодической системе химических элементов, составлять формулы веществ, классифицировать неорганические вещества и называть их.
: карточки с заданиями, два лотка с химическим оборудованием (пробиркодержатель, кольцо, лапка, спиртовка, пробирка, колба, цилиндр, стеклянная палочка, ступка, пестик, химический стакан, капельница), два стакана с водой, стаканы со щелочью и кислотой, лакмус, штативы с пробирками (с раствором щелочи), большой стакан со смесью раствора соляной кислоты и фенолфталеина, стальной тигель, перманганат калия, порошок железа, древесный уголь.
А. В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.
Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию студентов нашего техникума и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.
Представление команд и жюри.
Задание 1 «Разминка» (по два участника от каждой команды).
Химия – это наука, которой несколько тысяч лет. Кого же считали химиками и тогда, и сегодня? Вам предлагается расшифровать высказывание Вернеля.
Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице Д. И. Менделеева и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.
После расшифровки учитель объединяет два отрывка и получается фраза: «Химики – это весьма немногочисленное сообщество со своим языком, законами и тайнами».
Пока четверо учащихся расшифровывают послание, учитель проводит разминку с другими игроками и их болельщиками, задавая шуточные вопросы:
1. Какой элемент всегда рад? Радон.
2. Какой газ утверждает, что он не он? Неон.
3. Какой элемент может родить воду? Водород.
4. Какой элемент состоит из двух животных? Мышьяк.
5. Какой элемент вращается вокруг Солнца? Уран.
6. Какой элемент является настоящим гигантом? Титан.
7. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей?
8. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.
9. Какой элемент не имеет постоянной прописки в таблице Д. И. Менделеева?
10. Часть какого элемента лает? Гафний.
11. В состав каких элементов входят названия рек? Нильсборий,
радон, индий, полоний.
Задание 2 «Эстафета»
Задача игроков: выстроившись в цепочку и передавая мел друг другу, расставить степени окисления элементов, исходя из их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева, и составить формулы соединений. Последним идет капитан и проверяет правильность составления формул.
I CH , HS , KP , LiN , CaF
II NaS , AlCl , NH , MgN , SiH
Задание 3 Литературный конкурс
Учитель читает отрывки из стихотворений, в которых упоминаются названия металлов. Задача игроков: отгадать название стихотворения и автора.
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжьей шапкой и главой
Возглашают над собой.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Под моим окном
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Старушонка хлеб поймала,
«Благодарствую, – сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови».
И к царевне наливное
Прямо яблочко летит.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
С. Есенин «Черемуха».
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
В слезах отчаянья Людмила
От ужаса лицо закрыла,
Бежит в серебряную дверь.
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Задание 4 «Ассорти»
Перед командами лежат карточки с формулами веществ. Задача первой команды: выбрать оксиды и кислоты, второй – основания и соли. Все вещества необходимо назвать.
I KOH, HCl , MgO , H
O , AgCl , Ca(OH)
II SO , NaOH , HS , Al
Задание 5 «Химическое оборудование»
В лотках находится химическое оборудование. Задача команд: назвать предлагаемые предметы и определить, для чего они предназначаются.
: пробиркодержатель, кольцо, колба, спиртовка, цилиндр, стеклянная палочка.
: лапка, пробирка, капельница, ступка с пестиком, химический стакан.
Задание 6 «Умники и умницы»
Командам предлагается, подумав 1 минуту, ответить на вопросы:
Химик нефтяной компании предложил простой и эффективный способ очистки
бензина от сахара. Как вы думаете, какой? Учтите, что сахар не растворяется в
бензине, а полная очистка бензина отстаиванием или фильтрованием занимает
Предложите свой вариант аналогичной жеребьевки.
Задание 7 (участвуют болельщики)
Соперникам необходимо называть известные им металлы. В случае ошибки игрок выливает в стакан с раствором кислоты и фенолфталеина слабый раствор щелочи. Игра идет до тех пор, пока смесь в стакане не окрасится. Первоначальная жеребьевка проводится с помощью лакмус
Задание 8. Загадки.
Командам предлагается угадать элементы, о которых идет речь в стихотворении.
В этих строчках элементы
От твоих укрылись глаз.
Ты подумай над загадкой
Полминуты, а не час.
Этот – дивный хвойный лес,
Что красой своей пленяет,
Этот – греческий гигант,
Что с Богами в спор вступает.
Эти – страны. Их в Европе
Ты отыщешь без труда,
Если буквы поменяешь:
Букву «й» на букву «я».
Если три последних буквы
Поменяешь на одну,
Алый камень ты получишь –
Точно я сказать могу.
Ну а этот превратится
В превосходнейший десерт,
Если две последних буквы
Не учитывать совсем.
B , Ti , Ge , Fr , Rb , Fe
Команды поочередно отвечают на вопросы. Выигрывает та команда, которая последней дает правильный ответ.
– Какие частицы находятся в узлах молекулярной кристаллической решетки?
– Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются (простыми)
– Сколько основных классов неорганических соединений вам известно?
– Какую степень окисления проявляет кислород в оксидах? (-2)
– Способ разделения жидкостей, основанный на разнице их температур кипения,
– Как называются частицы, в которые превращаются атомы в результате принятия или отдачи
электронов? (ионы)
– Каково число электронов в атоме натрия?
– Какую окраску приобретает метилоранж в кислой среде? (розовую)
– Какой из металлов: натрий или магний, имеет больший радиус? (натрий)
– Как называется в быту вещество состава NaCl ? (поваренная соль)
Жюри подводит итоги.
А теперь настало время для торжественного посвящения в юные химики.
Читает клятву химика:
Мы, учащиеся ВПТ, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы находить ответы. Клянемся!
В заключении учитель устраивает фейерверк (смесь перманганата калия, порошка железа и древесного угля в соотношении 1:1:1 насыпать в металлический тигель и нагреть в пламя спиртовки).
– развитие и формирование устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников;– развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей;
– реализация межпредметных связей;– развитие коммуникативности, отзывчивости и чувства ответственности.
Оборудование : пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химический стакан, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком.
Реактивы: вода, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р), универсальная индикаторная бумажка, метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин.
1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все – от песчинок малых – до планет
Из элементов состоит единых.
2 ведущий : Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе –
«Посвящение в химики».
1 ведущий: В начале 19 века химия как наука еще не существовала. Но уже к середине 19 века благодаря заслугам ряда ученых: Л. М. Ломоносова, Якова Берцелиуса, Эдуарда Франкланда и ,наконец, Д. И. Менделеева химия получила почти современный облик.
2 ведущий: Мы изучаем достижения века в течение года. Пока мы на половине пути, почти не отличаемся от алхимиков, но уже кое-что можем.
1 ведущий: Представьте начало 19 века, собрание алхимиков, которые принимают в свои ряды новую смену.
2 ведущий: Представители команд борются за право быть принятыми в тайное общество алхимиков.
1 ведущий: Определим правила игры: за каждый конкурс команда получает определенное количество баллов. Можно заработать дополнительный балл за помощь другой команде, если она не справляется. Баллы суммируются. Команда, набравшая максимальное количество баллов – победитель.
2 ведущий: Также определим «лучшего знатока химии» и «самого активного игрока» конкурса, которые принесут команде дополнительные баллы.
1 ведущий: Оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы – дорогие зрители и строгое и справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам
II. Основная часть
ЗАДАНИЕ №1. Представитель от команды выходит, выбирает название команды.
Задание: Определить по изображению название химического элемента.
Объяснить, почему данный химический элемент может быть так обозначен.
Алхимические символы элементов.
1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера; 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо
ЗАДАНИЕ №2. Проверяем знание вами химических элементов. Вам предлагается кроссворд. Используя названия химических элементов, вы должны назвать ученого, фамилия которого зашифрована в кроссворде под № 10. За дополнительный балл – ответить на вопрос: вклад его в развитие химии.
ЗАДАНИЕ №3. Проверяем умение составлять химические формулы по степени окисления.
Задание: Составить формулы бинарных соединений. Указать названия.
PO, MgCI, NaS, CaH, ZnN, AIC, KP, LiBr
ЗАДАНИЕ №4. Проверяем ваши математические способности.
Задание: Рассчитайте молекулярные массы веществ. Укажите названия данных веществ: SO2, H3 PO4 , Ca CO3
ЗАДАНИЕ №5. Вам предстоит решить задачу.
Вычислите число молекул, массу, объем 0,2 моль углекислого газа CO2.
ЗАДАНИЕ №6. Молодцы: считать вы умеете. Проверим: насколько хорошо вы знаете правила техники безопасности.
Задание: Вам предлагается текст: описание проведения практической работы учеником. Ваша задача: выявить нарушения правил техники безопасности учеником.
Идет практическая работа. Саша Иванов, посоветовавшись с соседом по парте, решил начать работу с опыта №2 «Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании». Саша взял пробирку и насыпал в нее порошок оксида меди(II) из пузырька. Но решил, что взял много порошка и отсыпал часть порошка обратно в пузырек. Затем добавил в пробирку раствор серной кислоты. Зажег спиртовку т начал нагревать пробирку, держа ее вертикально над пламенем. Жидкость быстро закипела и резко выплеснулась соседу на рукав пиджака. Саша не растерялся, успокоил товарища и предложил убрать пятно с помощью носового платка, что сосед и попытался сделать. Саша же продолжил нагревание, но тут раздался треск и пробирка разбилась, а содержимое вылилось на Сашину тетрадь, окончательно ее испортив. Видя, что опыт не удался, Саша решил не продолжать нагревание. Набрав воздух, он резко подул на спиртовку и был буквально оглушен: фитиль спиртовки с шумом подлетел к потолку и шлепнулся на злополучную тетрадь. Совершенно расстроенный и разочарованный неудавшимся опытом Саша открыл учебник химии, нашел статью «Правила техники безопасности» и начал читать.
ЗАДАНИЕ №7. На уроках химии мы пользуемся различным оборудованием. Предлагаем вам черный ящик.
Задание: Достаете из ящика предмет. Даете название. Объясняете его назначение.
(воронка, держатель, штатив для пробирок, ступка с пестиком, колба, химический стакан, пробирка)
ЗАДАНИЕ №8. Экспериментальная работа: с помощью предложенных веществ распознайте вещества: гидроксид натрия, соляная кислота, вода.
ЗАДАНИЕ №9. Приведите примеры омонимов химических терминов. Омонимы-слова одинаковые по звучанию, но различные по смыслу. Для каждой команды предлагаются разные выражения. Если команда затрудняется ответить, другие команды имеют возможность получить дополнительный балл.
ЗАДАНИЕ №10. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения. Для каждой команды предлагаются разные выражения. Если команда затрудняется ответить, другие команды имеют возможность получить дополнительный балл.
ЗАДАНИЕ №11. Загадки. Предлагаем несколько загадок. Команда, первая правильно отгадавшая загадку, получает 1 балл.
В минералах и воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня – огонь потух. ( Кислород)
Очень летчиком любимый,
А характер переходный. Алюминий)
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. ( Вода)
Много жизней он унес.
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. ( Фтор)
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил. ( Магний)
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа.
Очень в сплавах хороша! (Медь)
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко красным –
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу синим стану я.
Назовите-ка меня. ( Лакмус)
И тверже моих сплавов нет на свете.
Как только лампочку включаешь
Меня ты сразу накаляешь. ( Вольфрам)
Родился в огненной стихии.
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии. Железо)
В природе без меня ни шагу.
И с кислородом я в момент
Даю живительную влагу. ( Водород)
ЗАДАНИЕ №12. Проверим, как вы знаете химические вещества по описанию.
Каждой команде будут прочитаны определения, относящиеся к заданному веществу.
Если ответ готов после первого определения, то команда получит 5 баллов, со второго – 4 и т.д. Если команда не отвечает, то может ответить команда соперника.
1. А) Этот металл известен человеку с глубокой древности.
Б) Его содержание в водах Мирового океана ≈ 8 млрд.т
В) Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
Г) Из этого металл делают украшения, монеты.
Д) Этот металл – символ солнца. ( Золото)
2. А) В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови. Б) По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и
В) Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты,
содержащие его в чистом виде.
Г) Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько
тысячелетий до н.э.
Д) В честь него назван век. ( Железо).
3. А) Его называют всесъедающим.
Б) При открытии этого элемента погибло много исследователей.
В) Входит в состав фреона.
Г) Обладает высокой химической активностью, является самым сильным неметаллом.
Д) Этот элемент входит в состав зубной пасты. ( Фтор)
4. А) За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.
Б) Алхимики часто называли этот элемент меркурием.
В) Этот иеталл хорошо растворяет другие металлы.
Г) Пары металла ядовиты.
Д) Находится внутри градусника. ( Ртуть)
5. А) Весьма распространенный неметалл.
Б) Этот неметалл входит в состав белков.
В) Незаменимый элемент в производстве резины.
Г) Горит сине-голубым пламенем.
Д) При взаимодействии с водородом образует газ с запахом «тухлых яиц» (Сера)
Жюри подводит итоги. Музыкальная пауза.
III. Подведение итогов. Награждение.
1 ведущий: Вот и закончилась наша химическая игра, но для вас дорога в этот удивительный волшебный мир ХИМИИ только начинается.
2 ведущий: Ну, конечно, без сомненья,
Надо химию учить,
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
1 ведущий: Мы рады, что вы преодолели все испытание с легкостью и с хорошим настроением. И сегодня присоединяясь к большой семье химиков, вы должны дать клятву.
Я, юный химик, торжественно клянусь:
2 ведущий: Нам осталось пожелать вам удачи и успеха.
1 ведущий: Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства – более тонкими.