ЧТО ТАКОЕ ПОРТФОЛИО И КАК ОНО ПОЯВИЛОСЬ?
Довольно часто в современном мире в различных сферах жизни используется портфолио. Что такое портфолио? Как оно появилось? ДЕТСКИЙВОПРОС. РФ с радостью ответит на ваши вопросы.
Этимология слова «портфолио» имеет давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе ещё в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в Соединённых Штатах Америки в середине 80-х годов. После Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.
Портфолио может представлять собой визитную карточку, то есть совокупность сведений о человеке, организации, или досье ― собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах.
В настоящее время существует достаточно большое количество видов портфолио. Важно уметь различать их, поэтому предлагаем вам ознакомиться с несколькими из них.
Портфолио документов ― собрание материалов, которое формируется за определённый промежуток времени. Этот вид портфолио позволяет наглядно продемонстрировать прогресс в той или иной сфере. В портфолио документов могут входить практически любые материалы ― проекты, рефераты, результаты тестирования и т. д.
Портфолио развития предназначается для определения результатов, которых достиг человек в определённой сфере за некоторый период времени.
Портфолио трудоустройства ― портфолио студентов, в которое помещаются лучшие работы, позволяющие определить реальный уровень знаний и навыков. Многие компании при приёме на работу студентов смотрят портфолио, позволяющее оценить реальную готовность человека к выполнению своих обязанностей.
Портфолио для поступления в ВУЗ
Портфолио для поступления в ВУЗ ― это портфолио, в которое входят лучшие работы ученика за несколько лет обучения. При поступлении в высшие учебные заведения портфолио может послужить основанием для начисления дополнительных баллов.
Творческое портфолио ― визитная карточка специалиста в творческой сфере. Творческое портфолио содержит коллекцию работ.
Важно уметь не только различать виды портфолио, но и уметь грамотно его составлять и красиво оформлять. Совсем скоро мы вам об этом расскажем! Следите за новостями.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска Дзержинского района
630089 город Новосибирск, улица Бориса
Тест для педагогов по теме
участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста
учитель начальных классов
участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста»
Что можно поместить в раздел “Результаты педагогической деятельности”
а) работа в методическом объединении
б) участие в педагогических конкурсах
в) подготовка творческого отчета
г) результаты участия воспитанников в школьных олимпиадах и конкурсах
Что не должно включать в себя «
а) заключение о качестве выполненных работ
б) табели успеваемости
г) рекомендательные письма
учителя, в котором наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи профессиональной
наиболее не удобен для того, чтобы собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности?
в виде презентации
в виде папки с файлами
На что не делается акцент в
а) на самооценку ученика
б) что знает ученик по данному предмету
в) на процесс достижения результатов работы
г) на то, что ученик не знает
Каким образом педагог не должен презентовать свое
а) подготовить выставку учебно-методических материалов
б) сокращенно изложить разделы
в) подготовить доклад, сопровождаемый компьютерным показом с помощью мастера
г) представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени
Что означает слово «» в переводе с итальянского языка?
а) папка с документами
Что не относится к определению
а) записки личного характера, ведущиеся изо дня в день
б) совокупность документов, материалов, относящихся к моей профессиональной деятельности, и мой анализ результатов моей работы
в) некоторое количество работ, раскрывающих отдельные аспекты деятельности, тем самым, формирующих полную картину
г) одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс
9. В каком разделе педагога должен находиться перечень оригинальных наглядных пособий?
а) внеурочная деятельность
б) научно-методическая деятельность
в) учебно-материальная база
г) результаты педагогической деятельности
Что из данного не относится к обязательным разделам
б) педагогическая деятельность
в) методическая работа
г) классное руководство
Что не является принципом построения
в) полнота представления
а) в России
б) во Франции
в) в США
г) в Италии
а) активная постоянная рефлексия работы педагога, отражение работы в действии
б) отобранные педагогом примеры, которые лучше всего отражают аспекты преподавания и профессионального роста
в) средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования
г) сбор планов уроков и заданий для учащихся
Какие показатели должны обязательно рассматриваться при оценке
а) достижения учащихся
б) профессиональные навыки, знания, обязанности учителя
в) достижения педагогического коллектива
г) общие результаты школы
С чего нужно начать составление
а) определение структуры
б) сбор материалов
в) определение цели
Какую роль должен выполнять классный руководитель в составлении
а) является консультантом и помощником
в соответствии с принятой в школе структурой
в) помогает в оформлении
г) организует проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области
“систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых”?
а) Д. Майер
б) Ю. А. Шкляр
Какие общие сведения о педагоге не указываются в
б) семейное положение
в) трудовой и педагогический стаж
г) преподаваемый предмет
Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя
Выступление Шевыревой О. Д., учителя химии
МБОУ Калачеевская СОШ №1
РМО, 1.11.2017 г.
это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценку) индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл – «показать все, на что ты способен».
Данный термин пришел в педагогику из политики и бизнеса. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов сотрудников, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в профессиональной деятельности». Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х гг. В США. В конце прошлого века идея применения “портфолио» в образовательных учреждениях становится популярной во всем мире, в том числе в России.
В современных образовательных учреждениях все более популярной становится идея создания портфолио, которое позволит перейти от административной системы учета результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности педагога.
Важная цель портфолио представить отчет по организации воспитательно-образовательного процесса, «картину» значимых результатов своей деятельности в целом, продемонстрировать навыки самооценивания, самоанализа.
Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности педагога, но и помогает решать следующие задачи:
В настоящее время в теории и практике образования выделяют несколько типов портфолио
Портфель документированных достижений педагога. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы (5 баллов) блоков 1,2 и т.д.
Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ, лучших конспектов занятий и мероприятий с детьми. Портфолио оформляется в виде текстов с приложением его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий.
Преимущество этого варианта: Портофолио данного типа дает широкое представление о динамике педагога. « Портфолио работ»- дополнительная форма выражения успешности самореализации, состоятельности педагога.
Примерный вариант записей в «Портфолио работ»
Включает в себя оценку деятельности педагога родителями, коллегами, работниками органов управления образованием, а также самооценку своей деятельности, обозначенные успешные мероприятия, занятия и т.д.
Преимущества данного варианта. Эта форма портфолио дает возможность использовать механизмы самооценки деятельности педагога, понимания воспитательно-образовательных потребностей системы образования, ответственности в самостоятельном определении принципиальных основ своей деятельности и степени реализации своей миссии.
Портфолио – одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм формирования, которая ориентирована на процесс самооценивания.
Портфолио специалиста дошкольного образования оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшиватель). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагог.
Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам:
-срезов ЗУИ, ценностных отношений детей;
– конспекты видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом;
– творческих работ детей;
-отзывы родителей о деятельности педагога
-фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников
Творческие находки педагога
Создание предметно-пространственной среды в детском коллективе
Опыт показывает, что успеха добиваются не столько способностями, сколько усердием. Побеждает тот, кто душой и телом отдаётся своей работе. (Бакстон Томас Фауэлл- английский филантроп).
Портфолио – быть или не быть?
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов).
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы Х вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХ вв. она становится популярной во всём мире.
Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Несколько лет в нашей стране назад мы заговорили о портфолио ученика. В настоящщее время это уже не идея, а острая необходимость. С первого класса у детей появляется портфолио, который они пополняют на протяжении всего периода обучения.
Позднее появилась идея создания портфолио учителя, портфолио школы. Идея создания портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио представляет собой коллекцию собственных достижений и результатов.
Цель портфолио – показать, на что способен профессионал на практике. Портфолио Учителя рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Портфолио даёт возможность отслеживать развитие профессионального уровня Учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Работа над портфолио очень трудоемкая, но есть высказывание на эту тему « . – Чем больше мы совершаем, тем ещё больше мы способны совершить». ( Уильям Хэцлитт – английский литературный критик и эссеист). Нужно стать исследователем, чтобы переосмыслить свой педагогический опыт, условия развития устойчивого познавательного интереса, результаты диагностики. Овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием формирования учителя как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования (особенно, когда речь идёт о качестве образования). Портфолио – инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя.
Сбор информации, систематизация и анализ собранной информации – двигатель Учителя. В нём прослеживается механизм самообразования, самопознания, самоактуализации и рефлексии учителя. Портфолио учителя – это очередной этап в развитии профессии.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
Портфолио является одним из стимулов к самосовершенствованию. Заглянув в портфолио педагога или учителя, можно судить о его компетентности, профессиональном росте, достижениях и заслугах, подтвержденных различными сертификатами, грамотами и поощрительными наградами. Это является своеобразным мониторингом профессиональной деятельности. Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.
Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, родителей об учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.
Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:
Итак, в портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности.
С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.
В начале нынешнего учебного года я начала создавать своё портфолио, но оно в бумажном варианте. Составляла его в соответствии с рекомендациями создания портфолио учителями английского языка, изложенными в методическом журнале «Английский язык в школе», издательство «Титул», г. Обнинск.
В июне, когда приехала с курсов, администрация школы порекомендовала мне поучаствовать в конкурсе «Электронное портфолио перспективы использования в профессиональной деятельности. Рекомендации по содержанию». Решила попробовать . Это новая технология, роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития. Не всё получается, знаний не всегда хватает. Но появилось желание сделать это портфолио. В каком виде представить портфолио – индивидуальный выбор и творческий подход педагога.
Идеей создания электронного портфолио я заинтересовалась в процессе работы. Теперь буду экспериментировать, искать материал, который разбросан по тетрадям, папкам и т. д., приводить всё в порядок (иначе будет стыдно перед коллегами), ведь портфолио не свалка. Хочется сделать его интересны, нескучным, а главное, полезным для других, особенно молодёжи.
Портфолио в электронном виде гораздо удобнее бумажного: здесь можно всё подправить, вставить, удалить, добавить интересную анимацию.
Я думаю, что за электронным портфолио будущее. Сидишь дома, отправляешь его по электронке в организацию (а может и в несколько организаций) и ждёшь ответа.
Захотел обменяться опытом, посмотрел опыт других учителей, при желании скачал себе и пользуйся на здоровье, пополняя копилку уроков, внеурочных мероприятий. Получилось хорошо что-то у самого – поделился с другими. Всё это быстро. Обмен идёт не на уровне школы или района, а принимает глобальный характер.
А какой это плюс для аттестации. Всё собрано, разложено по папочкам. Дома места не занимает и хранить можно на диске. Бумажный вариант, как правило, многотомный, тяжёлый – за один заход не унесёшь.ч
Итог. Портфолио быть! А электронному варианту тем более. Необходимость иметь такое портфолио скоро осознают все. Конечно, я бы добавила ещё несколько рубрик, которые, на мой взгляд, окажутся полезными для молодых педагогов:
Из раздела «Экспертиза и диагностика», добавила бы материалы оценивания: критерии и шкалы оценивания продуктов различных видов деятельности (сочинения, диалогическая, монологическая речь, чтение и т.д.