Компетенция — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Компетентность — это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.
Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность педагога трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
Профессиональная компетентность представляет собой следующие сформированные позиции готовности специалиста:
• информационно-смысловая (Я знаю);
• эмоционально-мотивационная (Я хочу);
• деятельностно — технологическая (Я могу);
Профессиональная компетентность — это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят:
• общественно-политическая осведомленность,
• психолого-педагогическая эрудиция,
• педагогическая техника,
Профессиональная компетентность имеет следующие существенные признаки: компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях; компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.
Существует трехуровневая иерархия компетентностей.
Ключевые компетентности. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации. Базовые компетентности. Для профессиональной социально-педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определённом этапе развития общества.
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Разумеется, все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности, и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности.
Профессиональная компетенция как совокупность знаний по организации профессиональной деятельности будущего педагога-воспитателя.
Различают следующие виды компетенций:
• Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
• Информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
• Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Проблема компетентности
как свойства профессионала и ее конкретных
видов традиционно является одной из
важнейших в психолого-акмеологических
исследованиях, так как компетентность
представляет собой необходимое условие
профессионализма личности и деятельности.
В педагогической науке, психологии и
акмеологии проведены как теоретические,
так и прикладные исследования различных
видов компетентности – профессиональной,
социальной, психологической,
коммуникативной, аутопсихологической,
конфликтологической, социально-психологической,
компетентности при осуществлении
кадровой работы и пр.
Профессиональная
компетентность в данном понимании
означает высокий уровень специальных
профессиональных знаний и овладение
разными сферами профессиональной
деятельности, глубокое понимание
насущных профессиональных проблем,
деловую надежность и способность успешно
и безошибочно решать широкий круг
профессиональных задач. В проведенных
исследованиях подчеркивалось, что
профессиональная компетентность связана
прежде всего с профессиональной эрудицией
и профессиональным опытом, которые
приобретаются в процессе базового и
дополнительного образования и с годами
в процессе практической деятельности.
Структура и содержание
профессиональной компетентности во
многом определяется спецификой
выполняемой профессиональной деятельности
и ее принадлежности к определенным
типам.
Она может как
включать в себя другие виды компетентности
как системные составляющие, так и в
значительной мере отождествляться с
ними (В. Г. Зазыкин). В психолого-акмеологических
исследованиях профессиональная
компетентность не отождествляется с
профессионализмом (особенно с
профессионализмом личности), но
рассматривается как необходимое условие
его достижения . Основные отличия
компетентности от профессионализма,
по данным А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина,
проявляются в доминировании гностического
или когнитивного компонента, отражающего
наличие у компетентного субъекта
необходимых профессиональных знаний;
меньшей роли регулятивного компонента;
важной роли рефлексивно-статусного
компонента, дающего право за счет
признания авторитетности действовать
определенным образом, а так же регулирующей
функции нормативного компонента,
определяющего круг полномочий, сферу
профессионального ведения, влияющего
на формы поведения и отношений.
Высокие уровни
сформированности у человека труда
профессиональной деятельности,
профессионального общения, личности
профессионала создают основу для
развития разных сфер и видов профессиональной
компетентности.
Профессиональная
компетентность — это способность
человека решать определенный круг
профессиональных задач. Профессионализм
складывается из многих видов
профессиональной компетентности. Внутри
компетентности иногда выделяют
компетенции как способности к чему-либо,
зависимые как от знаний, умений, так и
от степени убежденности и потребности
пользоваться этой способностью.
Могут быть выделены
группы профессиональной компетентности
(компетентность в профессиональной
деятельности, компетентность в
профессиональном общении и компетентность
в реализации личности профессионала)
и виды профессиональной компетентности
внутри каждой из групп.
Компетентность в
профессиональной деятельности и ее
виды:
— специальная
(знание своего дела);
— профессиологическая
(осведомленность в мире профессий);
— экономическая и
т. д.
Компетентность в
профессиональном общении и ее виды:
— коммуникативная,
общенческая (способность к сотрудничеству);
— социально-перцептивная
(способность к восприятию другого
человека);
— диагностическая
(способность к изучению другого человека);
— межкультурная,
социокультурная (терпимость к другим
культурам);
— конфликтная и
др.
Компетентность в
развитии личности профессионала и ее
виды:
— психологическая
(умение изучать другого человека);
— индивидуальная,
аутопсихологическая (умение изучать
себя);
— культурная
(способность к усвоению культурных
норм, принятых в данном обществе как
эталонов для развития своей личности),
— рефлексивная и
др.
Профессиональные
“акме” возникают вначале в границах
профессионализма и компетентности,
сложившихся в профессии в данное
историческое время. Позднее могут
достигаться более высокие уровни
профессионального акме, означающие
профессиональное творчество, выход за
пределы опыта профессии, обогащение ее
новыми задачами, способами и результатами.
Словарь иностранных
слов трактует понятие компетентность
как «обладание компетенцией, обладание
знаниями, позволяющими судить о чем –
либо». Само же понятие «компетенция»
(от лат. сompetentia – принадлежность по
праву) в том же словаре определяется
как: «круг полномочий, какого-либо органа
или должностного лица круг вопросов, в
которых данное лицо обладает познаниями,
опытом». Термин «компетентность»
встречается и в смежных с психологией
науках. Так в социологии компетентность
выступает как атрибут профессионализма.
Компетентность
определяется как наиболее доскональное
знание своего дела, существа выполняемой
работы, сложных связей, отношений,
существующих в ней, возможных средств
и способов достижения намеченных целей.
В психологии зарубежного менеджмента
впервые понятие профессиональной
компетентности было сформулировано в
рамках ситуационного подхода. Где
организация понимается как открытая
система, находящаяся в постоянном
взаимодействии с внешней средой, а сам
процесс управления включает в себя
четыре основных макроэтапа, первым из
которых является формирование
управленческой компетентности
руководителя, т. е. его овладение
средствами управления, которые доказали
на практике свою эффективность. Таким
образом, компетентность руководителя
с точки зрения ситуационного подхода
– это сформированные умения и навыки
управления.
Ж. Йеннекенс
описывает понятие «компетентность» и
понимает под ним «ответственность и
права менеджера» таким образом, что они
неразрывно связаны с задачами и целью
деятельности. Где под ответственностью
понимается: обязанность выполнять
задачу как можно лучше и обязанность
доложить о выполненном. Права подразумевают
под собой право принимать решения об
исполнении.
В современной
практике термин «профессиональная
компетенция» чаще всего определяет
способность сотрудника выполнять задачи
в соответствии с заданными стандартами.
Профессиональная
компетенция — способность успешно
действовать на основе практического
опыта, умения и знаний при решении
профессиональных задач.
В подходах к
пониманию профессиональных компетенций,
можно выделить два основных направления
толкования понятия компетенции:
1. Способность
человека действовать в соответствии
со стандартами;
2. Характеристики
личности, позволяющие ей добиваться
результатов в работе.
Существует несколько
подходов к описанию компетенций. Первый
можно условно назвать «функциональным»,
поскольку он основан на описании задач
и ожидаемых результатов, а второй –
«личностным», так как в фокусе – качества
человека, обеспечивающие успех в работе.
В работах британских
специалистов можно найти множество
схожих определений профессиональной
компетенции:
– адекватная или
достаточная квалификация, способности;
– адекватные или
достаточные физические или интеллектуальные
качества;
– способность быть
квалифицированным;
– способность
делать что-либо хорошо или в соответствии
со стандартом, приобретенная опытным
путем или в результате обучения;
– умение быть
квалифицированным и способным выполнять
определенную роль, охватывающее знания,
способности, поведение.
Американские
специалисты в сфере психологии труда,
как правило, являются сторонниками
«личностного» подхода. Они традиционно
ограничивают объем понятия профессиональной
компетенции либо качествами личности,
либо знаниями, умениями, способностями,
и используют аббревиатуру KSAO:
– знания (knowledge);
– умения (skills);
– иные характеристики
(other).
Интересно, что
применение такой простой формулы к
описанию ключевых компетенций сопряжено
с трудностями в определении и диагностике
двух ее элементов: знания и умения (KS)
гораздо легче определить, чем способности
и иные характеристики (АО), в частности
из – за абстрактности последних. Кроме
того, в разное время и у разных авторов
символ «А» означал разные понятия
(например, attitudes — отношение), а «О»
отсутствовало вовсе (используется для
обозначения физического состояния,
поведения и т. п.). Каждая профессиональная
компетенция может быть описана с помощью
определенных индикаторов. Они представляют
собой стандарты поведения человека.
Таким образом,
если «личностный» подход описывает
«как?» (с помощью каких своих ресурсов
и какие люди могут выполнять работу
хорошо), то «функциональный» диктует
«что?» (на каком уровне и с каким качеством
работник должен выполнять профессиональные
действия (функции). « Функциональный»
подход не учитывает, за счет чего будет
достигнут результат: опыта или знаний,
способностей или повышенной мотивации
работника — главное, что работа будет
выполнена на должном уровне.
Число сторонников
функционального подхода растет. И в
современной практике термин
«профессиональная компетенция» чаще
всего определяет способность субъекта
профессиональной деятельности выполнять
задачи с заданными стандартами.
Итак, профессиональная
компетенции – это способности работника
выполнять работу в соответствии с
требованиями должности, а требования
должности – задачи и стандарты их
выполнения, принятые в организации или
отрасли.
Библиографическое описание
Панфилова, О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия / О. И. Панфилова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11080/ (дата обращения: 08.10.2023).
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический
Новые социально-экономические преобразования, происходящие в России позволяют поднять творческий потенциал граждан и актуализировать их ответственность за судьбы каждого человека, целых групп и социальных слоев молодежи.
Так, например, возникли новые явления и процессы, с которыми общество раньше не сталкивалось. Появилось большое число социально незащищенных детей, неблагополучных с точки зрения как психического, так и физического здоровья, социального положения, нуждающихся в квалифицированной поддержке, социально-педагогической помощи.
Чтобы решить эту задачу повышения квалификации, в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025 год) подчеркивается: «Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания».
В настоящее время необходимо обратить особое внимание на воспитательную функцию школы, а это зависит от квалификации и уровня развития личности учителя. Новые подходы к развитию всей системе образования и воспитания рассматриваются в Профессиональных стандартах педагогов, в котором подчеркивается важность:
«Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.)»
Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и продолжают обращаться такие ученые как: В. А. Сластенин, Л. М. Митина, Е. И. Рогов, А. Д. Гонеев, И. П.Осипова, И. А. Зимняя.
Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. О. Ключевский, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский.
Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем А. Т. Куракин, В. А. Караковский, А. И. Григорьева, A. B. Мудрик, Л. И. Новикова,Н. Л. Селиванова.
Специфическая позиция педагога как субъекта коллектива воспитателей школы отражена в работах В. А. Сластенина, Н. И. Болдырева, А. И. Григорьевой.
В педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Н. П. Гришина, Л. М. Митина, Ф. З. Мустафина, Н. П. Попова и др.). В. А. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность. Что же конкретно вкладывают в понятие «профессиональная компетентность» ученые, придерживающиеся разных подходов в в науке?
- Кричевский, В. Ю. Профессиограмма директора школы- Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М. Педагогика, 1987.
- Педагогика, учебник, Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.2002.
- Савельев Д. С. Материалы с семинарских занятий заместителя директора школы. Ульяновск, ИПК ПРО, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, Митино, педагогическая деятельность, подход, профессиональная деятельность, интегральная характеристика, личностное качество специалиста, нравственная позиция личности, универсальный подход, учебно-воспитательный процесс.
Козлова, С. Л. Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании / С. Л. Козлова, Е. В. Колесникова, С. С. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88300/ (дата обращения: 08.10.2023).
Сегодня немаловажной педагогической проблемой считается задача внедрения в образовательный процесс новых методик и средств, которые помогут обучающимся среднего профессионального учебного заведения развить свой потенциал, раскрыть качества личности, овладеть умением принимать самостоятельные решения, успешно адаптироваться в изменяющихся ситуациях на современном производстве, профессиональная компетенция поможет им раскрыться в выбранной профессии.
Ключевые слова:
образование, компетенция, компетентность, квалификация.
На сегодняшний день очень много разговоров о профессиональной компетенции в образовании, давайте попробуем разобраться, что же это такое на примере среднего профессионального образования.
Понятий «компетентность» и «компетенция» в исследовательских труда ученых и педагогов не содержится однозначного определения их сущности. Что касается слова «компетентность», чаще всего оно употребляется в целях выражения уровня квалификации и профессионализма. Показатель является качественным, т. е. не предполагает конкретных единиц измерения.
В «Словаре иностранных языков» этот термин трактуется как владение знаниями, дающими возможность делать суждение о чем-либо, а также высказать экспертное мнение.
В «Советском Энциклопедическом словаре» слово разъясняется как наличие знаний и опыта.
Авторами глоссария в рамках Болонского процесса было дано еще одно определение. Суть его заключается в том, что компетенция представляет собой динамический комплекс характеристик — знаний, навыков, способностей и качеств личностного характера. Этот набор задает описание итогов обучения в рамках образовательной программы. То есть, по сути, компетенция — это то, в чем нуждается выпускник для осуществления результативной профессиональной деятельности, а также для развития в жизни в целом.
Говоря о процедуре образования в стенах среднего профессионального учреждения, компетенция — это:
– характеристика способности обучающегося к реализации собственных знаний, умений и опыта, предполагающая высокий уровень саморегулирования и моментальную адаптацию к изменениям обстоятельств;
– отличительная черта квалификации;
– степень соответствия требованиям, предъявляемым работодателем к молодому специалисту, с принятием во внимание особенностей регионального рынка труда;
– способность выполнять специфические работы и рационально выходить из проблемных ситуаций.
Основная цель образовательной программы заключается именно в развитии профессиональной компетентности. Оно должно происходить абсолютно на всех этапах обучения.
В качестве образовательной программы, нацеленной на подготовку молодого специалиста к получению определенной профессии (в рамках учреждения среднего образования) выступает документ, который базируется на федеральных стандартах. Он создает четкую структуру для объема знаний, которые обучающийся получает в процессе освоения теории и практики. Также в нем содержатся следующие параметры:
– формы организации процесса обучения;
– этапы изучения азов;
– перечень дисциплин;
– сроки проведения мероприятий (курсов, лекций, семинаров);
– инструменты оценивания полученных знаний;
– порядок предоставления итогов аттестации;
– ожидаемые итоги.
В перечень образовательных программ входит так называемый региональный компонент. В нем обычно принимаются во внимание требования, предъявляемые промышленной отраслью в конкретном регионе. Однако в качестве основы в любом случае выступают базовые нормы подготовки.
Образовательная программа в стенах учреждений среднего профессионального образования должна иметь свою цель, это повышение результатов обучающихся по тем или иным дисциплинам. Эксперты считают, что именно такой подход позволит повысить уровень компетенции и обрести большое количество практических умений.
Слово «компетентность» имеет более широкий смысл, нежели термин «компетенция». Ведь оно имеет не только когнитивное знание, но и мотивационный, поведенческий, регулятивный аспект.
Проявление мотивационного элемента заключается в потребности и интересе обучающихся к самосовершенствованию в рамках выбранной профессии. А также в стремлении к самореализации в профессиональном плане.
Поведенческий нюанс состоит в повышении работоспособности и строгом соблюдении норм дисциплины. Важную роль играет увлеченность специалиста и его желание сталкиваться с трудностями, а также успешно их преодолевать.
Регулятивный компонент — это способность самостоятельной постановки целей и планирования развития. Сюда же относится контроль своей жизнедеятельности и внесение в нее корректировок по мере необходимости. А также аналитика собственного потенциала, оценка деятельности и личностных качеств, т. е. компетентность подразумевает, что человек постоянно стремится к улучшению имеющихся знаний, их совершенствованию.
По официальным данным в понятии «компетентность» объединены не только конкретные знания, умения и навыки, но и сам процесс, направленный на освоение норм социального и профессионального значения, ценностей. В эту же категорию входит способность к реализации этого опыта в практической деятельности, а также формирование верных установок в отношении выбранной профессии.
Если вести речь об этих позициях, то профессиональная компетентность может быть рассмотрена как характеристика, имеющая профессионально-личностное и социальное значение. Владея ею, человек сможет использовать знания и опыт на практике. Причем делать это он будет не только с той целью, чтобы реализовать себя в той или иной профессии, но и для осознания важности своей деятельности.
Наряду с этим компетентность может изучаться как целостная система комплекса знаний, умений и навыков, а также практического опыта, без которого не обойтись в карьерном росте.
Ключевым фактором в процессе подготовки специалиста к работе является формирование стратегии образовательного процесса, с помощью которой можно было бы обеспечить создание всех важных качеств будущего работника.
Нельзя сформировать профессиональную компетентность, не освоив аспектов, связанных с предметов трудовой деятельности. Ведь она подразумевает максимальное пользование знаниями и навыками, а также рациональное применение практического опыта в конкретной сфере. Сюда же можно отнести грамотное использование определенных дисциплин, технологий и прочих инструментов.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, выбранная профессия, профессиональная компетентность, знание, компетенция, молодой специалист, практический опыт, профессиональная компетенция, профессиональное образование, слово.
Профессиональная компетентность определяется
как некое подтвержденное право принадлежности к определенной
профессиональной группе работников, признаваемое со стороны
социальной системы в целом и представителями не только конкретной
профессиональной группы, но и других социальных и профессиональных
групп.
Такое понимание основано на трактовке понятия
«компетентность», данной в энциклопедическом
словаре. Кроме того, профессиональная компетентность определяет объем
компетенций, круг полномочий в сфере профессиональной деятельности. В
более узком понимании под профессиональной компетентностью понимается
круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом и
совокупность которых отражает социально-профессиональный статус и
профессиональную квалификацию, а также некие личностные,
индивидуальные особенности (способности) или качества, обеспечивающие
возможность реализации определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональная компетентность может быть рассмотрена
как совокупность профессиональных компетенций. Каждая компетенция
включает в себя теоретическое представление об объекте воздействия
(взаимодействия) и способ работы с этим объектом (рис. 1).
Рис. 1. Структура профессиональной компетенции
Личностные же профессионально значимые способности
выступают как специфические способности (наряду с общими
способностями). Специфические способности представляют собой некие
матричные структуры, которые наполняются в процессе профессиональной
деятельности непрерывного профессионального образования все более
адекватными теоретическими представлениями об объектах воздействия
(взаимодействия) и способами работы с ними. Именно это и обеспечивает
рост профессиональной компетентности.
И далее, деля объем понятия «профессиональная компетентность»,
в ней можно выделить следующие составляющие:
Такое понимание позволяет нам развернуть
представление о профессиональной компетенции (рис. 2).
Рис. 2. Структура профессиональной компетенции
Профессиональная компетентность также определяет
объем компетенций, круг полномочий медицинского работника в
социальной сфере, особенно в той ее части, которая непосредственно
примыкает к сфере собственно профессиональной. Исходя из этого, в
профессиональной компетентности следует фиксировать ее социальный
аспект, который отражает особенности профессии медицинского работника
как представителя группы профессий социальной сферы.
Основные соотношения между компонентами системного понятия
профессиональная компетентность можно описать следующим
образом (рис. 3)
Рис. 3. Соотношения между компонентами понятия
«профессиональная компетентность»
Однако для оценивания профессиональной
компетентности необходимо, прежде всего, описать всю совокупность
понятий, описывающих пространство этого термина, а также их
взаимосвязи и взаимозависимости.
Именно все это позволит объективно оценить профессиональную
компетентность медицинского работника в рамках непрерывного
профессионального образования.
Остановимся на характеристике социально-профессионального статуса.
Его оценивание необходимо рассматривать как некую идентификацию
специалиста относительно социальной системы, определяющую его место и
роль в ней. Внешний аспект деятельности медицинского работника
отражает сугубую специфичность профессии, которая обеспечивается
исключительно профессиональной квалификацией работника и его
профессионально значимыми личностными особенностями.
Профессиональная составляющая социально-профессионального
статуса является отражением представления о профессиональной
квалификации в социальной сфере. Другими словами, этот аспект
отражает факт, насколько важными для социальной сферы являются
продукты, созданные медицинским работником в профессиональной
деятельности. Понятием социальный аспект профессионального статуса
фиксируется мера соответствия оценки профессиональной
квалификации медицинского работника с оценкой социальной значимости
продуктов, созданных в его деятельности.
Например, существует ряд ситуаций, когда имеется бесспорно высокий
уровень профессиональной квалификации, а социальная оценка
деятельности работника (этическая, моральная, нравственная и др.) со
стороны представителей социальной сферы в целом неоднозначна или даже
негативна.
Далее, также необходимо выделять понятие собственно социальный статус
медицинского работника в профессиональной среде. Этот
компонент показывает, какое место занимает медицинский работник как
субъект определенных систем социальных отношений в конкретной
профессиональной среде и фиксирует меру соответствия оценок продуктов
профессиональной деятельности со стороны различных
социально-профессиональных статусных позиций (коллеги, руководители,
подчиненные).
Итак, социально-профессиональный статус
характеризует результаты оценивания: соответствия требованиям к
профессиональной деятельности внутри профессиональной сферы и
соответствия требованиям со стороны социальной системы.
Теперь остановимся на характеристике
профессиональной квалификации. Квалификация обеспечивается
исходным либо откорректированным уровнем освоенности содержания
профессиональной деятельности, т.е. теоретических представлений о ней
и способов ее реализации. Профессиональную квалификацию необходимо
рассматривать как теоретическую и практическую подготовленность к
деятельности и продуктивность этой деятельности. В результате
профессиональной деятельности создаются социально и профессионально
значимые продукты.
Таким образом, в профессиональной квалификации можно выделить
следующие составляющие:
В качестве продуктов деятельности, в зависимости от
системообразующих признаков, могут выступать стандартизованные
объекты, субъектные сущности. Представляется важным тот факт, что
анализу подвергается не изолированно взятая деятельность, а
продукты, произведенные субъектом в деятельности, ибо неправомерно
оценивать деятельность в отрыве от ее субъекта, так же как
неправомерно производить оценку субъекта вне осуществляемой им
деятельности и созданных продуктов деятельности.
К сказанному можно добавить, что традиционный подход предлагает
сначала дать описание и определение профессиональной деятельности.
Это определение и описание совокупности признаков как бы
абсолютизируется, хотя наши реальные представления о деятельности
всегда будут относительны. Поэтому важно также подчеркнуть, что
анализу подвергаются наши представления о деятельности и сравнение их
происходит относительно имеющегося в профессиональном общественном
сознании обобщенного представления о ней. И, второе, поскольку мы не
имеем возможности, чаще всего, оценить непосредственно деятельность
(например, присутствуя при профессиональных действиях), то оцениванию
подлежат прежде всего ее продукты, которые выступают как своеобразные
образы этой деятельности. Из этого следует, что для оценки продуктов
профессиональной деятельности необходимо провести их предварительный
анализ с целью отнесения их к определенному типу, виду, классу,
группе и т.п.
При оценивании продуктов профессиональной деятельности необходимо
также иметь в виду, что они могут и должны отражать и
профессионально-личностные качества субъекта профессиональной
деятельности. В этой связи представляется целесообразным
охарактеризовать личностные профессионально значимые особенности
как составляющую профессиональной деятельности.
Специфической чертой профессиональной деятельности медицинского
работника является высокая включенность личности в профессиональную
деятельность, т.е. личностные особенности работника выступают как
инструмент его профессиональной деятельности. Поэтому правомерно
рассматривать в качестве продукта профессиональной деятельности как
внешние, реализованные личностью, но отчужденные проявления
профессиональной деятельности, так и степень выраженности
определенных индивидуальных характеристик личности работника в
процессе профессионального воздействия и взаимодействия.
Таким образом, личностные профессионально значимые качества проявляют
себя в продуктах профессиональной деятельности и позволяют
характеризовать их как некий индивидуальный стиль деятельности.
Оценивание созданных продуктов может быть произведено с опорой на
следующие принципы:
Приведенные выше принципы могут быть положены в
основу классификации (типологии) продуктов профессиональной
деятельности (рис. 4).
Рис. 4. Типология продуктов профессиональной
деятельности
Таким образом, можно дать описание типовых продуктов
и их основных признаков. В зависимости от локализации
преимущественной значимости и востребованности продукта
профессиональной деятельности можно сделать акцент на социальных или
профессиональных компонентах компетентности.
В заключение, следует отметить, что степень выраженности личностных
профессионально значимых качеств не обязательно обусловливается
объемом полученных профессиональных знаний о содержании и способах
профессиональной деятельности. Мы хотим подчеркнуть тем самым, что
профессиональное образование является важным базовым компонентом
профессиональной подготовленности, но ее наличие не обязательно
предполагает высокую степень выраженности личностных профессионально
значимых качеств. В тоже время, отношение к деятельности как к
системе общественно значимых, профессионально-ценностных ориентаций,
определяющим образом влияет не только на уровень самой деятельности,
но и на отношение к профессиональному образованию как к непрерывному
процессу.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, медицинский работник, профессиональная квалификация, социальная сфера, социально-профессиональный статус, социальная система, продукт, профессиональная сфера, социальный статус.
Профессиональная компетентность как составляющая
В
последнее время, практически в каждой
дисциплине, в том числе и педагогике,
предметом пристального внимания стали
вопросы профессиональной компетентности
и профессионализма (А. К. Маркова,
С. А. Дружилов, В. Д. Симоненко, Ю. П. Поваренков
и др).
Понятие
профессиональная компетентность может
быть описан как результат профессиональной
подготовки, поскольку компетентность
всегда проявляется в деятельности, при
решении профессиональных задач, это
границы определенной области действий
специалиста.
«Компетенция-
1) круг вопросов, в которых кто-нибудь
хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то
полномочий, прав.
Компетентный-
1) знающий, осведомленный; авторитетный
в определенной отрасли; 2) специалист,
владеющий компетентностью.
Компетенция
– это
круг вопросов, явлений, в которых человек
обладает авторитетностью, познанием,
опытом. Например: образовательная
компетенция учащихся, педагогическая
компетенция учителя, медицинская
компетенция врача и т.д.
Профессиональная
компетентность способна к проявлению
только в единстве с человеческими
ценностями, при личностной заинтересованности
в данном виде деятельности, что, в
конечном счете, приводит к достижению
необходимого результата.
Трактовки
термина «профессиональная компетентность»
российских и зарубежных авторов довольно
различны.
Таким
образом, компетентность является
свойством личности с высокой мотивацией
и направленностью действий, сформированность
соответствующих знаний, умений и навыков,
адекватность самосознания и готовность
к рефлексии, самоконтролю и самооценке.
Проблема
профессиональной компетентности в
интерпретации российских авторов
рассматривается в качестве выражения
уровня квалификации и профессионализма,
как необходимые элементы для успешного
введения в практику различных инноваций
и для реализации поставленных задач.
Профессионал
должен хорошо знать и уметь делать свою
работу, применяя полученные знания и
умения на практике, а оценкой
профессионализма выступает эффективность
данной профессиональной деятельности.
Исходя
из смысла термина «профессионализм»,
очевидно, что оно является более широким
понятием, чем «профессиональная
компетентность», но, тем не менее, одно
без другого существовать не может, это
две стороны одной медали.
Главными
составляющими профессиональной
компетентносии, по мнению В. Д. Симоненко
являются:
Таким
образом, что две части одного целого –
это профессиональная компетентность
и профессионализм, включают индивидуальные
способности личности и профессиональные
знания, между которыми существует связь,
указывающая на их неразрывность и
дополнение друг друга(рис.1).
Структуру
профессиональной компетентности
составляют – индивидуальные способности:
ценности, личностный интерес, творчество,
мастерство и др. А также, профессиональные
знания: усвоение теоретических и
практических умений и навыков,
характеризующие умственную деятельность
и степень подготовки.
Рис.
1. Структура профессиональной компетентности
Профессиональная
компетентность есть круг полномочий и
прав, предоставленных законом, уставом
или договором конкретному лицу или
организации в решении соответствующих
вопросов, а также совокупность определенных
знаний, умений и навыков, в которых
человек должен быть осведомлен и иметь
практический опыт работы.
В
данном контексте можно представить
выдержку из работы С. А. Дружилова
«Профессиональная компетентность и
профессионализм педагога: психологический
подход». С.А. Дружилов выделяет четыре
компонента профессиональной компетентности:
мотивационно – волевой, функциональный,
коммуникативный, и рефлекторный.
«Мотивационно
– волевой компонент включает в себя:
мотивы, цели, потребности, ценностные
установки, стимулирует творческое
проявление личности в профессии;
предполагает наличие интереса к
профессиональной деятельности.
Функциональный
компонент в общем случае проявляется
в виде знаний о способах педагогической
деятельности, необходимых учителю для
проектирования и реализации той или
иной педагогической технологии.
Коммуникативный
компонент компетентности включает
умения ясно и четко излагать мысли,
убеждать, аргументировать, строить
доказательства, анализировать, высказывать
суждения, передавать рациональную и
эмоциональную информацию, устанавливать
межличностные связи, согласовывать
свои действия с действиями коллег,
выбирать оптимальный стиль общения в
различных деловых ситуациях, организовывать
и поддерживать диалог.
Будучи
стержнем профессиональной деятельности
педагога, профессиональная компетентность
позволяет характеризовать его как
субъекта деятельности, определять
качество этой деятельности, выраженное
в способности действовать адекватно,
самостоятельно и ответственно в постоянно
меняющейся профессиональной ситуации.
Становится,
очевидно, что профессиональная
компетентность со всеми ее составляющими
структурообразующими компонентами,
является необходимым звеном для
профессионализма.
Согласно
требованиям к
формированию нового типа специалиста,
конкурентоспособного на рынке труда
диктуют упорную потребность в изменении
взгляда на проблему профессионализма.
В настоящее время профессионализм
педагога рассматривают как систему,
состоящую из двух взаимосвязанных
подсистем – профессионализма личности,
т.е. личностный аспект и профессионализма
деятельности, т.е. функциональный аспект.
По
мнению А. А. Деркача, функциональный
аспект – это качественна характеристика
человека, отражающая высокую
профессиональную квалификацию и
компетентность, разнообразие эффективных
профессиональных умений и навыков, в
том числе основанных на творческом
решении и стабильной продуктивностью.
Об
уровне профессионализма могут говорить
умения и навыки работы с печатными
источниками, умения добывать информацию
из других источников и дидактически ее
преобразовывать, ясно и четко излагать
учебный материал, учитывая специфику
предмета. Важно учитывать уровень
подготовленности учащихся, их жизненный
опыт и возраст.
Исходя
из этого, педагог должен логически
правильно построить и вести конкретный
рассказ, объяснение, беседу, формулировать
вопросы в доступной форме, кратко, четко
и выразительно, применять технические
средства, средства наглядности, выражать
мысль с помощью графиков, диаграмм,
схем, рисунков. И все это является только
частью из возможных категорий
профессионализма.
В
данном случае, профессиональная
компетентность рассматривается, как
результат длительного теоретического
обучения и переход к практическому
обучению, для приобретения необходимого
профессионального опыта – профессионализма.