1. О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями?
а) идентификации+
б) эмпатии
в) рефлексии
2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе?
а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; +
б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; +
в) назначается;
г) обладает определенной системой различных санкций.
3. Что свойственно манипуляторному стилю общения?
а) имеет тайный характер намерений;
б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; +
в) предполагает ясность внутренних приоритетов;
г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.
5. Что будет являться существенным признаком внушения:
а) некритическое восприятие информации+
б) недоверие
в) критичность
6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией?
а) психическое заражение
б) конформность+
в) убеждение
г) подражание
7. Что свойственно эффекту стереотипизации?
а) удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала;
б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств;
в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов;
г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. +
8. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия?
а) убеждение
б) психическое заражение+
в) эмпатия
9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения?
а) понимание целей партнера
б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+
в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
г) знание индивидуальных особенностей партнера
10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение:
а) оперативка
б) переговоры+
в) брифинг
г) совещания+
д) беседа+
е) видеоконференция
11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает?
а) комплиментом
б) лестью+
в) критикой
12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других?
а) примитивное
б) закрытое
в) ролевое
г) открытое+
13. Отметьте этапы делового общения:
а) установление контакта
б) выявление мотивов общения
в) взаимодействие
г) завершение общения
д) все варианты верны+
14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека:
а) эмпатия
б) все ответы верны+
в) рефлексия
г) идентификация
1. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя следующее:
а) качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком
б) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи
в) жесты, мимику, пантомимику +
2. Название формы познания иного человека, основанной на возникновении к нему положительных чувств:
а) аттракция +
б) идентификация
в) рефлексия
3. Речь это:
а) психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов
б) средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений
в) общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка +
4. Что из данного не относят к эффективным приёмам слушания?
а) активная поза слушающего
б) умение задавать уточняющие вопросы
в) активное слушание
г) нерефлексивное слушание +
5. Выберите, как быть внимательным во время беседы:
а) не доминируйте во время беседы
б) не давайте волю эмоциям
в) смотрите на собеседника +
г) не принимайте позы обороны
6. Что из перечисленного не относят к правилам эффективного слушания?
а) перестаньте говорить
б) будьте терпеливы
в) задавайте вопросы
г) планируйте беседу +
7. Отметьте, что НЕ относят к невербальным средства коммуникации:
а) нерефлексивное слушание +
б) взгляд
в) тактильный контакт
г) рефлексивное слушание
8. Движения тела человека и визуальный контакт – это:
а) жест
б) походка
в) мимика
г) все ответы правильные +
9. Как называется общение, при котором учитываются индивидуальные особенности личности, но для интереса дела?
а) деловое +
б) примитивное
в) духовное
10. Определите, что такое общение:
а) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации
б) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга +
в) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям
11. Верно ли, что примитивное общение – это общение, при котором оценивают объект с точки зрения пользы или отсутствия таковой?
а) да +
б) нет
в) отчасти
12. Выберите вариант, который является обязательным признаком любых форм общения:
а) постановка цели
б) речь
в) передача информации +
13. Отметьте жесты открытости:
а) пиджак расстегнут
б) ладони рук прижаты к груди
в) развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх
г) все ответы правильные +
14. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной говорит о следующем:
а) самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности
б) крайне отрицательное отношение к собеседнику +
в) высокая степень заинтересованности в предмете разговора
г) недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность
15. Выберите, в чем заключается процесс общения:
а) приобретении навыков для ведения бизнеса
б) налаживании связей между различными регионами
в) налаживании контактов между отдельно взятыми людьми +
16. Какие бывают стороны общения?
а) коммуникативные +
б) компромиссные
в) комментирующие
17. Речь, которая состоит из длинных фраз:
а) показывает эрудицию говорящего
б) плохо воспринимается по смыслу +
в) свидетельствует о гибкости ума
г) свидетельствует о неуверенности говорящего
18. Неразборчивая речь способствует следующем:
а) снижает интерес у собеседника +
б) плохо воспринимается по смыслу
в) вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум
г) создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение
19. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – называются так:
а) мимика
б) Жесты +
в) позы
г) жесты и позы
20. Название зоны общения с большой аудиторией, на расстоянии более 3,6 м,:
а) межличностное расстояние
б) социальная зона
в) общественная зона +
21. Такесика это:
а) процесс передачи вербальной информации
б) прикосновение людей друг к другу во время общения +
в) визуальный контакт
22. Что такое коммуникативная сторона общения?
а) обмен информацией +
б) восприятия друг друга
в) взаимодействие
23. Верно ли следующее — примитивное общение – это общение, при котором определены социальные роли – «учитель – школьник»:
а) нет +
б) да
в) отчасти
24. Название абсолютно формального общения, при котором говорят то, что положено говорить в подобной ситуации:
а) примитивным
б) светским +
в) манипулятивным
25. Название речевой тактики, при которой неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что «так бывает»:
а) неожиданностью
б) примером
в) обобщением +
26. Выберите, какие качества отличают манипулятора:
а) лживость
б) примитивность чувств
в) недоверие к себе и другим
г) все ответы верны +
27. Особенность невербального общения:
а) отсутствие возможности подделать эти импульсы
б) его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
в) оба ответа правильны +
28. Определите название осознанного внешнего согласия с группой при внутреннем расхождении с ее позицией:
а) конформность +
б) психическое заражение
в) подражание
29. Выберите, чем характеризуется косвенное общение:
а) неполным психологическим контактом при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения
б) включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации +
в) осуществлением общения с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.
30. Что из данного относится к неречевому общению?
а) взгляд +
б) телефонный разговор
в) чтение стихотворения вслух
1. Дайте определение процессу «общение»?
1) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;+
2) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;
3) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.
2. « Паралингвистика» — это:
1) организация пространства и времени коммуникативного процесса;
2) визуальный контакт.
3) система вокализации.+
3. Какие из указанных выражений характеризуют язык?
1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений.
2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.+
3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.
4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.
5. Что такое прямое общение?
1) включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации;
2) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения;
3) естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.+
6. Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:
1) либеральный
2) индивидуальный;
3) демократический;+
4) авторитарный
7. Что подразумевает под собой массовое общение?
1) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;+
2) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;
3) непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
8. Общение по содержанию делят:
1) материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное;+
2) биологическое, социальное;
3) непосредственное, опосредствованное, прямое, косвенное.
9. Под «такесикой» понимается:
1) прикосновение людей друг к другу во время общения;+
2) визуальный контакт;
3) процесс передачи вербальной информации.
10. Что такое коммуникативная сторона общения?
1) обмен информацией+
2) взаимодействие
3) восприятия друг друга
11. Что включает в себя оптико-кинетическая система знаков?
1) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи;
2) качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.
3) жесты, мимику, пантомимику.+
12. Как называется форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств?
1) аттракция;+
2) рефлексия;
3) идентификация.
13. Какие из указанных выражений характеризуют речь?
1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений.
2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.+
4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.
14. Какой стиль общения позволяет обоим участникам общения чувствовать себя личностью?
1) эмоциональные;
2) смысловые;+
3) культурные.
16. Как называется уровень, на котором осуществляется общение, когда один из партнеров подавляет другого?
1) манипулятивный;
2) высший;
3) примитивный;+
4) деловой
17. В каком случае возникает стилистический барьер общения?
1) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
2) из-за невнятной речи;
3) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;+
4) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору
18. Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций —это:
1) стереотипы;+
2) предвзятые представления;
3) пренебрежение фактами;
4) всё вышеперечисленное.
19. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:
1) рефлексия;
2) эмпатия;+
3) идентификация;
4) стереотипизация.
20. Дайте определение невербальной коммуникации.
1) это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме;+
2) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи;
3) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).
21. Манипулятора отличают такие качества:
1) недоверие к себе и другим
2) лживость
3) примитивность чувств
4) все ответы верны+
22. Особенность невербального общения:
1)его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
2) отсутствие возможности подделать эти импульсы
3) все ответы верны+
4) его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения
1) психическое заражение
2) конформность+
3) убеждение
4) подражание
24. Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:
25. Чем характеризуется косвенное общение?
1) включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации;+
2) осуществлением общения с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.;
3) неполным психологическим контактом при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Психологическая характеристика общения
Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели (рис.
Рис. Функции общения
Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.
В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис.
Рис. Виды общения
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, умения и навыки.
Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Посодержанию общение представлено следующими видами.
При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.
Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.
Когнитивное общение – обмен знаниями.
Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.
По цели общение делится на биологическое и социальное.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.
Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.
Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств – жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.
Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.
Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.
Далее различают массовое и межличностное общение.
Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована.
Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.
Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.
По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение.
Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.
Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов. Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.
Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т. психологической несовместимости.
По форме отношений, т. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориен-тированное общение.
Социально-ориентированное общение – это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.
Групповое предметно-ориентированное общение – это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Задачей предметно-ориентиро-ванного общения является организация коллективного взаимодействия.
Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».
По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.
Межперсональное общение – общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
Ролевое общение – общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т. Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.
Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима. Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т. ), наличия конкретных психологических умений, позволяющих:
§ формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;
§ устанавливать и поддерживать межличностный и деловой контакт;
§ преодолевать психологические барьеры в общении;
§ использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.