ПОНЯТИЕ О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ДОУ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Методическая
работа в дошкольной образовательной организации – это целостная, основанная на
достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система
мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на
обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на
достижение  оптимальных результатов образования, воспитания и развития
детей.

Целью
методической работы в детском саду является создание оптимальных условий
для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников
образовательного процесса.

– обучение
и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;

– выявление,
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
педагогов детского сада;

– подготовка
методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

– координация
деятельности детского сада и семей в обеспечении всестороннего непрерывного
развития воспитанников;

– координация
деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации
задач развития воспитанников и детского сада в целом;

– анализ
качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в
развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности
педагогов.

Подходы к
организации методической работы основаны на:

– системно
– деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности дошкольной
организации, ее статуса и условий, а также обеспечения целостности
образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и
технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

– личностно
– ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и
способностей каждого педагога и ребёнка, коллектива в целом, направленности на
развитие;

– профессиональных
и личностных качеств педагогов;

– дифференцированном
подходе: учёте уровня профессиональной компетенции и индивидуальных
образовательных запросов в построении системы методической работы в детском
саду;

– подходе
свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных методик
и путей самореализации;

– мотивационно-стимулирующий
подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы
деятельности;

– коррекционный
подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга
недостатков и причин, их вызывающих.

Направления
методической работы в ДОУ.

Центром
всей методической работы в детском саду является руководитель методической службы.
Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении
передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах
воспитания и обучения детей.

Главная
задача руководителя методической службы сделать накопленный педагогический опыт
живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми,
так организовать работу методического центра, чтобы воспитатели чувствовали
себя в нём, как в своём рабочем кабинете.

В
методическом кабинете сформирован информационный банк данных,
где определены источники, содержание, направленность информации.

Информационный
банк данных содержит:

– нормативно-правовые
документы Законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия;
нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

– документы
и материалы:

– по
планированию деятельности ДОУ;

– по
организации методической работы в дошкольном учреждении;

–  по
организации и руководству образовательной деятельностью  ДОУ;

– по контролю
и регулированию образовательной деятельности ДОУ;

– по
развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

– по
организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;

– методическая,
дидактическая, психологическая литература; аудио, видеоматериалы, медиатека;
наглядно-дидактический материал; банк методических разработок, периодические
издания дошкольного образования.

Формами
организации методической работы в нашем детском саду являются:

Педагогические
советы (4 плановых педсовета в течение каждого учебного года);

районные
методические объединения педагогов дошкольного образования;

Для
повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как
обучение в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах
повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях
методических объединений и др.

Внутреннее
повышение квалификации педагогов ДОУ происходит за счет разнообразных форм
методической работы. При выборе форм и методов мы руководствуемся: целями и
задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; особенностями
образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОУ; реальными
возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как
групповые, так и индивидуальные формы методической работы.

Используемые
формы методической работы

Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать
тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Педагоги
самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих
интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к
изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере
образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической
науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам
самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты,
мастер-классы.

Изучение,
обобщение и распространение передового педагогического опыта является
неотъемлемой частью методической работы в ДОУ, так как решает определенные цели
с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы,
способствует достижению более качественных результатов.

Организация и направления системы методической работы

Потапенко С. В. – старший воспитатель

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.

– это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности детского сада и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и образовательного учреждения в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Организация системы методической работы в дошкольном учреждении:

– развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

– организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;

– информация периодических изданий дошкольного образования;

– банк внутренней информации;

– нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

– планирование деятельности ДОУ;

– организация и руководство образовательной деятельности ДОУ;

– контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ;

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.

К их числу относятся:

-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности

-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам

-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы

-предвидение и предотвращение конфликтов

-владение собой в критических ситуациях

-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

к организации методической работы в ДОУ основаны на:

– системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

– личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов;

– дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

– подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

– мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

– коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Планирование методической работы осуществляется на аналитической основе:

– анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, муниципального уровней);

– анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

– цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой.

Внешнее повышение квалификации происходит:

– за счет посещения курсов повышения квалификации в КРИПКиПРО (традиционная и дистанционная формы);

– обучение в учебных заведениях;

– участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:

– участие в работе совета педагогов;

– обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

– консультирование и др.

Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться, дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации.

Основными задачами аттестации являются:

– стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

– учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

– определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ

Обзор видов информации и формы методической работы:

– нормативно-правовые документы;

– современные программы, технологии, методики;

– современные тенденции развития дошкольного образования;

– содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д.;

– самостоятельная работа с материалами метод кабинета;

– педагогический совет;

– семинары (проблемные, практикумы);

– консультирование, обследование, лекции;

– информация на стенде;

– самообразование, наставничество, работа творческой группы;

– обучение на курсах повышения квалификации.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является  образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на ФГОС, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии. Таким образом, образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.

Работа с родителями

Детский сад – первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи:

– изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детского сада;

– группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей сада;

–  составление программы совместных действий педагога и родителя;

– анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности.

Выявление уровня педагогической культуры и степени участия родителей:

– анкетирование родителей;

– анкетирование воспитателей;

– тестирование родителей;

– индивидуальные беседы с родителями;

– индивидуальные беседы с детьми;

– посещение семьи ребёнка;

– изучение тестов – рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».

В системе методической работы представлены взаимосвязанные формы сотрудничества педагогического коллектива с родителями: наглядная агитация, посещение семей, работа с неорганизованными детьми, совместные досуги и мероприятия, беседы, консультации, дискуссии, круглые столы, тренинги, ролевые игры, форум на сайте ДОУ, почта, семейные клубы, анкетирование, дни открытых дверей.

Центром всей методической работы ДОУ является  Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя – сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать ФГОС ДО и таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно – аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют различные выставки и проводятся конкурсы, а также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материалы семинаров-практикумов; по инновационной деятельности профессиональные копилки педагогов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт.

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Дарья Михайловна Ромашкина

Эксперт по предмету «Педагогика»

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на новейших достижениях науки и передовом педагогическом опыте, направленная на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого воспитателя и всего коллектива воспитателей ДОУ в целом.

Сущность и цели методической работы воспитателя ДОУ

Методическая работа воспитателя в ДОУ является одним из важнейших условий повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Проходя через разнообразные формы методической работы, которые организуются методистом ДОУ, в виде определенной системы, воспитатель имеет возможность не только повысить собственный профессиональный уровень, но формируют у себя потребность в постоянном совершенствовании своих знаний и умений, посредством самовоспитания и самообучения.

Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста заключается в том, что она направлена на осуществление практического обучения воспитателей современным и актуальным методам, средствам и приемам работы с детьми дошкольного возраста. В этой связи методическая работа воспитателя является одним из элементов по повышению эффективности и качества реализуемого педагогического процесса.

Цель методической работы воспитателя – создание оптимальных условий для повышения собственного уровня педагогической культуры и профессиональных умений.

В этой связи основной задачей методиста ДОУ является выработка системы, включающей в себя наиболее доступные и эффективные методы повышения профессионального мастерства и педагогической культуры воспитателей ДОУ.

Основные задачи методической работы воспитателя ДОУ

Основными общими задачами методической работы воспитателей детей дошкольного возраста являются:

«Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» 👇

К частным задачам методической работы воспитателя относятся:

Решение данных задач будет эффективнее, если методистом ДОУ воспитателю оказывается всесторонняя помощь, на основании дифференцированного и индивидуального подхода (учитывается стаж воспитателя, его творческая активность, образование, категория и т.д.). Кроме того, методист должен быть готов при необходимости оказать консультативную помощь воспитателю по вопросам эффективной организации самообразования.

Эффективность решения указанных задач, осуществляется посредством оценки следующих критериев методической работы воспитателя:

Система методической работы в ДОУ

Система методической работы в ДОУ организуется для того, чтобы помочь воспитателям овладеть новым педагогическим мышлением, направленным на решение разнообразных сложных образовательных задач, а также помочь выработать стремление постоянно повышать уровень своих профессиональных умений и мастерства.

В настоящее время в современных детских садах сложилась достаточно четкая форма по повышению квалификации педагогических работников. Однако данная форма имеет ряд недочетов, связанных с тем, что ее отдельные элементы не отвечают актуальным потребностям и интересам воспитателей. Исходя из этого несоответствия, перед заведующей ДОУ и методистом, стоит задача по выработке такой системы, которая будет не просто включать в себя инновационные методы и средства повышения педагогического мастерства воспитателей, но и соответствовать их потребностям в профессиональном росте.

Эффективная система методической работы ДОУ включает в себя следующие направления:

Таким образом, сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с педагогическими кадрами и их оптимального сочетания между собой.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального
построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее
основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные
принципиальные требования к ее организации и осуществлению.

Рассмотрим, как ученые характеризуют понятие
«методическая работа» М. М. Поташник: «Методическая работа в образовательных
учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования».

А. М. Моисеев: «Методическая работа основана:

на достижениях науки и передового педагогического
опыта,

на конкретном анализе образовательного процесса,

П. И. Третьяков: «Методическая работа – процесс
длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом,
задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности
самореализоваться».

К. Ю. Белая: « Методическая работа – деятельность по
созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был
реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива».

Т. И. Шамова рассматривает работу с педагогическими
кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и
задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа
– это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является  неотъемлемой
составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров,
системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической
работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога
и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической
работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава
профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога
свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на
качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы
ДОУ.

Принципы организации
методической работы

Целостная система методической работы должна
развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принципы актуальности, единства теории и
практики – практической реализации закона РФ «Об образовании»,
учета современного заказа общества на образование, ориентации на социальную
значимость ребенка в современных сложных’ условиях жизни, учета проблем,
близких конкретному педагогическому коллективу.

который
нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов
современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые
требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе,
оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и
методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений
повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности,
преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают
превращение методической работы в часть системы непрерывного образования,
полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего
учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы –
моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для
творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и
индивидуального подхода требуют от методистов
проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его
передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание
квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической
деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

предполагает
творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы
методической работы.

Функциональные
особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов
подразумевает  совершенствование всех элементов методической работы –
задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо
уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют
способ и характер практической деятельности. Определить цели и  задачи –
значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают
повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы,
необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных
качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций
методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе
образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований
общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта 
педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической
науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого  ДОУ.

2. Функции  по отношению к педагогическому
коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития
дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной
деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными
педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической
деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной
работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

Знание основных задач и функций методической работы
необходимо организаторам этой работы  для правильного планирования и
организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога,
превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию
и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы
способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения
задач –  содержание методической работы в ДОУ.

Содержание методической работы формируется из
различных источников:

Государственно-правительственные документы о
перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании,
перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.

Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные
пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической
работы.

Достижения научно-технического прогресса, новые
результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по
проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.

Инструктивно-методические документы органов
образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации
и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.

Информация о передовом, новаторском и массовом
педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация,
нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.

Данные конкретного анализа образовательного
 процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне
воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для
данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Выбор содержания методической работы – дело
творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях
необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической
работе.

В  современных условиях выделяют следующие основные
направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в
дошкольном образовательном учреждении:

Мировоззренческая и методологическая подготовка
педагогов

Предполагает важнейшие аспекты:

– сущность и содержание социального, политического,
экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на
современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и
цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического
процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и
многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.

Частнометодическая подготовка педагогов

Выделяют три взаимосвязанных фактора:

– повышение квалификации педагогов в области той науки
или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела
программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение
новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области  методики преподавания своего
предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение
дошкольников.

Дидактическая  подготовка педагогов

В ДОУ необходимо  обеспечить:

–  изучение современных дидактических концепций и
идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических
рекомендаций, правил, требований;
–  изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда,
педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные
дидактические системы.

Воспитательная  подготовка педагогов

Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом
изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления
являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Основные источники содержания данного направления:

– знание общей, педагогической, возрастной и
социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных
тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития
воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами
педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его
профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности,
собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в
ходе образовательной и методической работы.

Этическая  подготовка педагогов

Педагогам необходимо знать принципы педагогической
этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых
формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического
процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении
с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

В ДОУ следует создать условия для постоянного 
повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений
своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе,
театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные
тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и
профессионального престижа педагога.

Техническая подготовка педагогов

Организация неформального технического всеобуча в ДОУ
с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и
аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого
из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех
направлений

Сложность и многообразие функций и задач методической
работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а
также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное
разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности
устоявшихся, традиционных и новых форм.

определяется
как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и
элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от
него, но обладает и относительной самостоятельностью и может,  поэтому
оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию
или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется
сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых
находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм
методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым
относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические
объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки  и
т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество,
работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Для эффективного повышения мастерства педагогов
необходимо создать соответствующие условия для осуществления
методической работы.

Предполагают
оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. 
Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания,
просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим
условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий,
оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность
педагога по дням недели и в течение года – все,  что в конечном счете
обеспечивает экономию времени.

Предполагают
создание благоприятные морально-психологические условия  для методической
работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть
возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае
возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого
педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы
педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его
творческую жилку.

Предполагают
материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение
методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием,
дидактическими пособиями и т.д.)

Предполагают охрану
и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности.  Забота о
здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности –
важнейшие условия хорошей организации методической работы.

Оптимальный вариант системы методической работы
определяется свой в каждом конкретном учреждении.

В основе оптимизации любой
деятельности лежат три принципа:

1. Принцип системности. Только применение
системы мер позволит добиться максимального использования всех имеющихся
резервов.
2. Принцип конкретности. Каждый педагогический коллектив может
добиться оптимальных результатов только с помощью своего, учитывающего
особенности конкретных педагогов и руководителей, т.е. отличного от других,
варианта системы.
3. Принцип меры. Каждый элемент содержания методической работы,
каждая форма должны быть представлены в конкретной системе по-своему, в «своей
мере».

Продумывая оптимальный вариант системы методической
работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов
деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и
дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи,
формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других.
Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный
момент задачи.

Конструируя оптимальный вариант системы методической
работы необходимо учитывать:

Задачи, поставленные в государственных документах о
ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.

Количественный и качественный состав педагогического
коллектива.

Результаты диагностического изучения личности и
деятельности  педагогов, конечных результатов работы ДОУ.

Особенности содержания методической работы.

Сравнительную эффективность различных форм
методической работы.

Меру в использовании разных направлений содержания,
форм и приемов методической работы.

Особенности конкретной ситуации в ДОУ.

Наличие времени для осуществления методической работы.

Материальные, морально-психологические и прочие
условия.

Реальные возможности у руководителей, руководителей МО
и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального
варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только
с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения
квалификации каждого педагога, но и  с точки зрения оптимальности расхода
времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью
минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об
оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели
результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в
соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в
ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной
динамикой уровня этих показателей.

Основными критериями оптимальности результатов
методической работы в ДОУ являются:

достигается,
если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до
оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.

Критерий рациональных затрат
времени, экономичности методической работы достигается там,
где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и
усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки
педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует
научный, оптимизационный подход к организации методической работы.

Критерий роста удовлетворенности педагогов
свои трудом  достигается, если  создаются творческая атмосфера, такой
морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого,
инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности
педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их
творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии
действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии занимают ведущее место в общей системе
критериев оценки эффективности методической работы.

Анна Организация методической работы в детском саду

Организация методической работы в детском саду

В наше время все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение. Умелый методист четко определяет задачи педагогического коллектива, ясно намечает пути в их решении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *