ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Калинка»

На помощь птицам

Глава 2. Поможем зимующим птицам.

Глава 3. Заключение.

Птицам трудно приходится зимой. Во время сильных морозов много птиц погибает от холода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Много зимующих птиц нуждается в нашей помощи. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Мы считаем, что в настоящее время необходима зимняя подкормка птиц. Это имеет большое воспитательное значение, так как учит и детей и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Самый доступный распространенный вид работы – развешивание кормушек и подкормка птиц. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги-дети-родители). Старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Тема проекта «На помощь птицам» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося всем радость и пользу. Мы призываем всех к участию в ежегодной акции, призываем заботиться о птицах.

Глава 1. Паспорт проекта.

Ф. И. О. участников: Фомина Ольга Михайловна, дети подготовительной группы, родители.

Место работы: МБДОУ  «ЦРР – детский сад «Калинка».

Название проекта: на помощь птицам.

Тип проекта: по доминирующей деятельности: информационно-практико-ориентированный.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный (ноябрь 2016г. – март 2017г.)

1.1. Проблемное поле проекта.

Как помочь птицам зимой?

Данная проблема посвящена экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. У детей не сформированы представления о том. Что необходимо сделать, чтобы облегчить жизнь птицам в зимний период. У них недостаточно для этого знаний, мало внимания уделяется данной проблеме дома.

Практическое использование данного проекта позволит сформировать у детей чувство ответственности за судьбу природы.

Процесс познания природы способствует формированию гуманного отношения ко всему живому. Дети становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками проекта.

Зима – особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях. В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только одна-две, а остальные гибнут от холода, а не от холода. Проблема?

Пусть зима будет доброй

Для пернатых друзей!

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасения птицы ждут он вас!

Кормите их! Согрейте!

По мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц. Так кто же, как не мы, позаботимся о братьях наших меньших – о зимующих птицах.

1.3. Цели, задачи проекта.

Создание познавательной ситуации развития через создания условий для совершенствования представлений о птицах и формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

1. Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности по теме проекта.

2. Познакомить детей с видами зимующих птиц, с поведением и поводками птиц нашей местности и способах подкормки птиц.

3. Формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма.

4. Вызвать желание у детей и родителей заботиться о птицах и помочь им пережить суровое время.

5. Создать картотеку игр, стихов, загадок по теме проекта.

6. Развивать творческое воображение в процессе продуктивной деятельности детей.

7. Воспитывать любознательность, доброе, бережное отношение к птицам, любовь к природе.

1.4. Гипотеза, ожидаемый результат, продукт проекта.

Если каждый из нас будет много знать о зимующих птицах нашего края, постоянно подкармливать их то: возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу.

Пути реализации проекта.

2.1. Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

Создание условий для реализации проекта:

Любовь                     Терпение               Добро

По пути в детский сад воспитатель находит письмо и приносит его в группу. Письмо упало ему прямо в ноги. Спрашиваю у детей: «Что будем делать?». Выслушиваю ответы детей. Письмо зачитывается.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам зимующие птицы. Мы знаем, что у вас добрые сердца. Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, то мы не знаем, куда нам лететь. Поможете ли вы пережить нам эту холодную зиму?»

В наглядной форме довести информацию до родителей о начале работы проекта: оформить папку-передвижку, где родителям сообщается тема проекта, цель, сроки, план работы, какая помощь потребуется от родителей.

Нацелить родителей на оказание помощи детям (наблюдение за птицами на улице, подбор иллюстраций с изображением птиц, художественное слово, посещение библиотеки).

2.2. Основной (практический) этап.

Внедрение в образовательно-воспитательный процесс знаний и практический умений дошкольников о зимующих птицах Хакасии.

Организация взаимодействия между всеми участниками процесса, постоянное обсуждение полученных в ходе реализации проекта результатов.

Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности.

2.5  Заключительный этап

Анализ проведенной работы по реализации проекта , достигнутых результатов.

1. Анализ анкетирования родителей на подготовительном этапе показал:

– в анкетировании приняли участие 20 семей воспитанников;

– развешивают кормушки, подкармливают птиц и наблюдают за ними 15% семей воспитанников;

– художественную литературу о птицах читают только 25% семей воспитанников;

– о видах кормов для птиц знают 50% опрошенных;

– желание принять участие в проекте выразило 75% респондентов;

2. Анализ изготовленных кормушек показал:

– кормушки принесли 17 семей. Большинство  из них прочные , сделаны из дерева и пластика. 3 кормушки из бросового материала, 2 кормушки сделаны из коробок, 2 кормушки сделаны из бумаги. Эти кормушки недолговечны и быстро испортились. Одна  кормушка сделана из тыквы.

Считаю, что работа с родителями по использованию и изготовлению кормушек из долговечных материалов проведена в недостаточной степени.

Возможно затраты  на ее изготовление оказались большими для большинства участников проекта.

Считаю, что необходима более активная агитация родителей для  увеличения числа изготовленных кормушек. Изготовление кормушек необходимо продолжить.

Юные художники устраивали выставки своих творческих работ.

В познавательно-исследовательскую деятельность вовлечены большинство родителей воспитанников. Вместе с родителями они сочиняли истории , принесли и развесили кормушки, корм для птиц, подкармливают птиц во дворах своих домов.

В акциях приняли участие все:  дети, родители , воспитатели. На территории участка  детского сада было развешено 14 кормушек.

Первыми прилетели стайкой голуби. Корм собирали на кормушках и под ними, подходили к детям. Они каждый день ждали ребят , когда они выйдут на прогулку и сопровождали их к участку, радостно издавая звуки. Это стало постоянным сопровождением зимой . Воробьи прилетали небольшой стайкой . На кормушке они дерутся , кричат , ссорятся из-за корма. Прилетали синички , воробьи уступали им место. Единственный раз прилетали свиристели . На кормушки не садились, а наблюдали со стороны.

В результате проведенной работы с детьми узнали:

1. Участие в проектной деятельности  стало для детей способом удовлетворения познавательной активности , средством выражения и развития творческих способностей .

2. Ценностно-ориентированная деятельность помогает детям  осознать многостороннее значение природы. Участники  проекта получают не только знания, но и приобретают знания бережного , созидательного отношения к птицам.

3. Совместная проектная деятельность помогает родителям осваивать педагогические приемы необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами.

3.2      Итоги работы

1. Вовлечение родителей воспитанников в активное участие в реализации проекта.

2. Родители отмечают высокий уровень подготовки и реализации проекта « На помощь птицам» , его ярко выраженную экономическую и социальную направленность, результативность.

3. Расширяется познавательные интересы у детей и представление о жизни птиц, их пользы для природы и человека.

4. В группе созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

5. Наблюдая за птицами и проводя исследовательскую работу пришли к выводам: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых.

Таким образом наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из под снега . Мы сохраняем их численность.

6. Накопленные педагогами группы информационного багажа по теме проекта.

Работа в рамках проекта получается интереснее, увлекательней для всех участников проекта. Проект позволяет расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировались любознательность, познавательная активность, цели и задачи, поставленные в начале проекта, выполняются.

Привлечение воспитанников к практической природоохранной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Привлечение птиц  на кормушках создает возможности для увеличения состава птиц нашей местности и их изучение . Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждогоживого существа. Мы вместе с воспитанниками и их родителями получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам. Забота о птицах сплотила детей, родителей и педагогов.

В каждом из нас живет желание заботиться о братьях наших меньших. Мы, взрослые, должны помогать в этом своим детям. Проявляя сочувствие к птицам, мы можем помочь пережить им суровую зиму. Конечно, мы не спасем всех птиц, но поможем многим!

Список использованной литературы.

  • Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель, Волгоград. 2008.
  • Т. А. Шорыгина. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМиД» , 2000

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.4. Перед метелью воробьи чирикают.5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.6. Синицы порхают под окном – к холоду.7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.8. Снегирь зимой поѐт на снег, вьюгу и слякоть.9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещаяптаха подаѐт голос – загаданному сбыться.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественнойлитеретурой. Сказка А. Толстого «Сорока»- познакомить детей с творчеством А. Толстого- продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностяхсказки- учить детей понимать главную мысль сказки, ее мораль.

– Сегодня я хочу вам рассказать о необычных сказках. Мы с вами знаем, чтобывают сказки народные и других стран и народов; и бывают сказкиавторские, которые написали писатели-сказочники. А те сказки, о которых сегодня пойдет сегодня — особенные. Ихавтором считается Алексей Николаевич Толстой. Но писатель самрассказывал, что сказки, которые он написал для детей, на самом деленародные. Писатель слушал сказки, записывал их, а потом придумывалсоединить все самое интересное и забавное, что слышал за многие годы, инаписать целую книжку сказок. Конечно, когда эта книга создавалась,писатель добавлял в сказки и что-то свое. Эти сказки — русские народные впересказе Алексея Толстого. Сегодня я расскажу вам сказку, которая называется «Сорока»Послушайте ее.

Беседа по содержанию сказки.

– Правда, ребята, интересная сказка? Вы слышали ее раньше?- Как мы с вами определили, что это сказка?( Звери разговаривают, на малиновом кусту растут калачи да пряники.)- Кто главные герои сказки?Какие характеры у сороки и синички?- Вы знаете, что обозначает выражение « У черта на куличках»? (далеко,неизвестно где.)- Почему синичка не захотела помочь сороке?- Как вы считаете, какова главная мысль этой сказки? Какой русскойпословицей можно выразить эту мысль?- Попробуйте придумать другую середину и финал сказки. Воспитатель выслушивает варианты детей, самые интересныезаписывает. Затем он предлагает детям нарисовать к этой сказке так, чтобыполучилось настоящая книга с текстом и рисунками.


ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Цель: расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства сопереживания, желания и готовности помочь в трудные минуты.

– Ребята, какое сейчас время года?

– Что зима принесла с собой?

– Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

Публикация «Беседа „Как помочь птицам зимой?“» размещена в разделах

Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

Есть птицы перелетные (улетающие на зимовку в южные страны) и зимующие (смелые, не улетающие от нас зимой птиц).


ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Ем я сало и пшеничку,

2) Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей

3) Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

4) Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

– Каких зимующих птиц вы еще знаете? (ответы детей. Ворона, сорока, снегирь, голубь, синица, воробей, клёст, поползень, дятел, свиристель).

Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна.).

Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Cамая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми. Кормушки должны быть удобными для подлета и сидения птиц.

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, – подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.

Прекрасно, если вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы вам было удобно наблюдать за ними.

Но что делать, если папа или дедушка не может вам помочь смастерить кормушку из фанеры, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку. Удобны кормушки-автоматы, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления. Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку.

Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное.

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

– во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

– подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

– кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

– корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

А чем можно кормить птиц? (ответы детей)

Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. И черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Пшено клюют только воробьи. Дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира. Для такого случая нужно взять сало и подвесить его на веточках кустарника. Красавцы снегири и свиристели любят ягоды рябины, бузины. Щеглы – семена лопуха, подсолнуха. Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку – скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Чтение стихотворения Александра Яшина.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Ребята, оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они приносят нам пользу! Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большому количеству. Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений.

– Подскажите, чем ещё полезны птицы? (ответы детей)

• радуют нас песней;

• украшают природу.

Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, а в зимний период помогать, подкармливать их. Сегодня мы с вами изготовим и развесим кормушки в нашем поселке и птицы будут нам очень благодарны


ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Птицы это один из естественных саморегуляторов природы.

Одни птицы уничтожают насекомых, спасая тем самым деревья и кустарники от вредных насекомых. Другие питаются плодами деревьев и кустарников, разнося их по окрестности, увеличивая зону лесов. Третьи – в основном хищные птицы, их называют пернатыми санитарами, обитают в лесах, питаются мышами и мелкими пернатыми в основном больными или ослабленными.

В московском регионе встречаются более 300 видов птиц, одни постоянно гнездятся здесь, других можно увидеть в теплое время года, третьих наоборот только зимой, четвертые мигрируют транзитом и их можно увидеть, когда они останавливаются для пополнения сил между перелетами.

Все это разнообразие птиц имеют свою среду обитания – одни селятся повсеместно, другие предпочитают определенную среду обитания: водоемы, болта, леса, луга, места сельхозугодий и города. Во многом это объясняется «рационом» питания птиц.

В средней полосе России, кроме большого и разнообразного семейства воробьиных, можно встретить представителей различных водоплавающих, хищников.

На сезонное поведение птиц очень большое влияние оказывает рацион питания птиц.

Те птицы, основа питания которых имеет выраженный сезонный характер (насекомые, лягушки), практически все мигрируют туда, где могут найти себе корм – в «теплые края». К ним можно отнести птиц, среда обитания которых исчезает с наступлением холодов. Яркими представителями этой группы являются скворцы, трясогузки, жаворонки, озерные чайки, камышевки, лебеди и т.д.

Птицы, в рационе которых преобладает растительная пища, чаще всего ведут оседлый образ жизни (например: дрозд рябинник, пестрый дятел, черноголовый щегол), хотя некоторые из них могут мигрировать в места, где они могут найти свою любимую еду (например: длиннохвостая синица).

Хищных птиц тоже можно разделить на перелетных и оседлых. Причиной их миграции в основном является наличие или отсутствие кормовой базы. Их миграция в основном связана с поиском пищи.

Есть еще одна категория птиц, так называемых «городских жителей», которые ведут оседлый образ жизни и являются постоянным спутником человека. К ним в первую очередь относятся серая ворона, голуби и воробьи.

Значение питания птиц зимой

Многие задумывались над тем как тяжело выжить птицам зимой?Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия привычного полноценного питания. Поэтому, для сохранения популяции птиц, многим из них необходима подкормка. Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается их кормовая база. Для того, что бы не замерзнуть им требуется много энергии для согревания, а для этого нужно постоянно пополнять ее – питаться, причем чаше и больше, чем в летний период времени. « Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Зимний день короток и время на поиск пищи у птиц немного. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, поселки, деревни ближе к людям.

Подкармливать птиц зимой забота о природе

Кормушки для птиц это не просто забота о братьях наших меньших, но и забота о себе. Представьте себе, если разом пропали все птицы, уничтожающие насекомых-вредителей – последствия будут просто катастрофическими, которые будут угрожать самому человечеству. Прежде всего – это касается мелких представителей пернатого семейства остающихся на зиму, в рационе питания которых присутствует растительная пища, а так же различные насекомые-вредители. Зимой многие из этих птиц перебираются ближе к человеку, в города поселки и деревни, потому что здесь им легче прокормиться и выжить. Правильно организованная подкормка, поможет зимой выжить большему количеству птиц, их благодарность летом – уничтожение насекомых- вредителей в лесах, парках, скверах и на приусадебных участках.

Зимующие птицы или какие птицы остаются зимовать

Для начала рассмотрим некоторых птиц, основа питания которых насекомые, они наиболее уязвимы зимой. Обычно это представители отряда воробьиных и больше других нуждаются в помощи человека. Этих птиц можно отнести и к городским птицам и к обитателям парков, аллей, садов и другим городским зеленым зонам больших и малых городов.

Поговорим о других зимующих птицах

Типично городскими обитателями являются голуби и серые вороны.

Это одни из самых умных птиц, основная среда обитания большие и малые города. Они всеядны. Выбирают места, где им меньше всего причиняют беспокойство. В основном держатся стаями, в которой прослеживается иерархия. Очень часто ведут себя агрессивно, особенно в период выращивания птенцов. В подкормке не нуждается, потому, что всегда найдет, где и чем поживиться. Их еще можно назвать городским пернатым санитаром.

Человек оказал очень большое влияние на распространение и популяцию этих птиц, это самые многочисленные городские птицы, которые произошли от дикого сизого голубя. Однако, прежде чем эти птицы научились жить рядом с человеком, они прошли многовековую историю одомашнивания. Городские голуби хотят кушать постоянно, но для них не делают кормушек. К тому же это птицы коллективные и если сначала появился один голубь, то через пару минут их может слететься целая стая. Городские голуби очень хорошо запоминают места, где их подкармливают. Средняя продолжительность жизни городских голубей составляет 2-3 года, тогда как дикие голуби живут по 12-15 лет. Это связано, прежде всего, с питанием и плотностью «заселения». Голубям, как и остальным птицам противопоказаны «крошки со стола» и любая другая пища содержащая различные жиры. Лучше всего голубей кормить различными крупами, зерновыми и бобовыми, не жареными и не солеными семечками, а также сырыми нарезанными овощами и фруктами. Городские голуби – наверно единственная птица, которая сильно зависит от человека. Поэтому подкармливать или нет, каждый для себя решает сам.

Из водоплавающих зимующих птиц можно выделить:Кряквы

Они заняли доминирующее положение на незамерзающих городских прудах. Основа их рациона составляет растительность (семена, листья и стебли трав, осока, ряска, роголист, рдест, горчак, злаки, леерсия рисовидная, стреполист, ежовник), насекомые (кузнечики), моллюски, икра рыб, земляные черви, лягушки, головастики, улитки и слизни (особенно для молодые птиц). Для кормежки предпочитает мелководье (не глубже 35-40 см), чтобы можно было дотянуться клювом до дна.

Вторые по численности, но, тем не менее тоже обычный обитатель городских прудов и речушек.

Питается в основном водными беспозвоночными. Летом основу рациона составляют насекомые и их личинки – ручейники, мотыли, водяные жуки, стрекозы, клопы, мошка и др. Зимой больше употребляет в пищу моллюсков и ракообразных. Также питается дождевыми червями, земноводными и мелкой рыбой, осенью в небольших количествах семенами, корешками и вегетативными частями водных растений.

Городские утки очень часто гибнут из-за неправильного питания.

Не рекомендуется кормить уток, как ни странно – хлебом, он не содержит полезных для птицы элементов и создает ощущение сытости, в результате утка перестает искать другую пищу. Следует учесть, что размокший хлеб загрязняет воду и приводит к гибели некоторых обитателей водной среды. Желательно исключить арахис, молоко, и любые продукты, которые содержат насыщенные жиры.

Если вы действительно хотите помочь водоплавающим пернатым, то лучше всего для подкормки подходят:

– тертый сыр;

– мягкие фрукты и овощи (например, клубника, или мягкие яблоки), допускается и экзотика, например, бананы;

– овсянка, в виде крупы или хлопьев для завтрака.

Эти продукты полезно давать уткам, особенно весной, во время вывода птенцов. Из нейтральных продуктов, которые по крайней мере не навредят птицам, но и не принесут пользы – картошка, капуста, черви, мелкая рыба.

Некоторые особенности подкормки птиц зимой

Наше стремление помочь птицам можно охарактеризовать, как «Доброе дело». Многие из нас устраивают для пернатых подкормочные площадки, кормушки. Но для того, что бы наши благие побуждения не обернулись для птиц бедой, необходимо соблюдать некоторые правила в кормлении:

1. Постоянно, по мере расходования корма, но не более чем раз в сутки пополнять кормушки. Причем желательно это делать по утрам, примерно, в одно и тоже время.

2. Следует учитывать, что птицам противопоказаны обжаренные или подсоленые семена, сало, мясо – для них это яд.

3. Нельзя подкармливать птиц крошками черного или ржаного хлеба, это может привезти к их гибели.

4. Ни в коем случае не давайте птицам прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты, т.к. в них вырабатываются токсины, смертельные для птиц.

5. Нельзя давать птицам пшено, так как оно не имеет оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ, болезнетворных организмов.

6. Нельзя просто перекармливать птиц, поэтому обновлять содержимое кормушки рекомендуется не чаще одного раза в день.

Лучше всего для кормления птиц подходят:

1. Просо, овес, пшеница – наиболее универсальный корм, который привлекает птиц, питающихся различными семенами и злаками.

2. Семена подсолнечника – универсальный корм для зимующих птиц. Большое количество растительных жиров, содержащихся в них, являются важным источником пополнения энергии в условиях зимних холодов.

3. Сало, мясо – так же можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят некоторые виды птиц. Но стоит помнить, что эта пища должна быть несоленой и не подвергаться термической обработке. Эту подкормку нужно размещать таким образом, что бы она не досталась воронам, сорокам, галкам, кошкам и собакам. Обычно ее подвешивают на веревочках около кормушек или на специальные жердочки в птичьих кормушках.

4. Сушеная рябина и боярышник – нужно заготовить и высушить заранее, с осени. Они привлекают самых красивых зимних пернатых представителей – снегирей и свиристелей.

5. Семена клена и ясеня – их семена еще называют крылатки. Они большей частью облетает с деревьев осенью и становятся недоступными для птиц. Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки.

6. Шишки, желуди, орехи – являются основным рационом некоторых птиц. Заготовив их осенью, Вы можете привлечь к своей птичьей кормушке дятлов и соек.

Во многих специализированных магазинах продаются готовый корм для птиц, это во многом упрощает для Вас подкормку птиц в зимний период.

Сроки и нормы подкормки птиц

В средней полосе России продолжительность сезона подкормки—180 дней (октябрь-март).

Общая продолжительность сезона подкормки зависит от климатических условий, урожая естественных кормов, и других причин.

Не имеет смысла начинать подкормку птиц, если в октябре стоит тихая теплая погода, а в природе еще достаточно естественных кормов. Подкормку в октябре месяце следует начинать при неблагоприятных погодных условиях – ранние холода, дождливая погода, раннее выпадение снега, а так же неурожай естественных кормов.

Самое тяжелый период – абсолютная бескормица наступает лишь с промерзанием почвы или выпадением глубокого снежного покрова.

Поэтому норму кормов следует распределять по периодам:

Первый период — прикормочный, составляет примерно 30-45 дней (с 15 октября по 30 ноября). Это время приучения птиц к кормушкам. Корм выкладывается в количестве не более 15-20% от нормы (пока птицы поедают их неохотно).

Второй период — основной, самый ответственный и длится около 90 дней (примерно с 1 декабря по 1 марта). В это время птицы особенно нуждаются в подкормке, поэтому им необходимо давать полную норму кормов. Однако не рекомендуется перекармливать птиц, особенно семенами подсолнечника, – птицы перестают потреблять естественные разнообразные корма (считая, что их тут неплохо кормят), а это снижает их естественную сопротивляемость инфекциям, и они становятся чрезмерно зависимыми от подкормки и как результат – при её прекращении хотя бы на 2 дня птицы нередко гибнут.

Третий период – заключительный, длится около 10-25 дней (примерно с 1 по 25 марта). В этот период следует выкладывать 60-80% полной нормы. Но этот период очень часто зависит от капризов природы, но в любом случае подкормку следует продолжать до появления первых проталин на земле.

В местах, куда необходимо привлечь птиц, возможно размещение не отдельных кормушек, а целых подкормочных площадок.

Стационарные подкормочные площадки — участки размером примерно 5х5 или 7х7 м, кормушки должны располагаться равномерно по этой территории. Площадки для подкормки птиц обычно устраивают в местах, где их удобно обслуживать, и меньше всего будут беспокоить птиц. Обычно это парки аллеи и т.п.

Примерные нормы кормов для подкормки птиц

Зерновые смеси (просо, овес или овсянка, конопля или подсолнечник, овес, дробленая пшеница):На одну кормушку в день – 200 гНа весь сезон – 11,2 кгСмесь семян сорняков: На одну кормушку в день – 200 гНа весь сезон – 11,2 кгМясо:На одну кормушку в день – 50 гНа весь сезон – 2,8 кг

Подкормку при этом нужно организовать так, чтобы привлекать на одну кормушку не более пяти птиц, т.к. скопление большого числа птиц в одном месте повышает риск заражения различными болезнями.

Виды кормушек для птиц

Вот где есть место развернуться фантазии!

Для изготовления кормушек можно использовать разные материалы – дерево, пластик, картон и их различные сочетания.

Самые простые варианты – это кормушки из пластиковых бутылок, пакетов из под молока или сока.

Следует предостеречь, что очень нежелательны те кормушки, где предусмотрена непрерывная (постоянная) подсыпка корма сверх нормы. Как уже говорилось выше птиц надо подкармливать, а не перекармливать. Перекормленная птица меньше двигается, из-за чего у нее в организме замедляются обмен веществ, уменьшается сопротивляемость болезням и они гибнут.

При изготовлении кормушек для птиц необходимо соблюдать несколько простых рекомендаций:

1. Размеры кормушки должны быть рассчитаны на тех птиц, которых Вы решили подкармливать. Всем известно, что там, где появляются вороны и голуби другим птицам места нет.

2. Кормушка обязательно должна иметь крышу (навес) для защиты корма от атмосферных осадков (дождь, снег). Намокший корм быстро портится, а выпавший снег значительно затрудняет доступ к пище.

3. Птичий корм желательно насыпать в какие-либо небольшие емкости, что позволяет более экономно расходовать корм, т.к. он меньше разбрасывается и теряется, а также не перекармливать птиц.

4. Если кормушка закрытого типа, то отверстия для птиц должны быть такими, что бы пернатые могли свободно попасть внутрь, но увлекаться большими размерами не стоит, т.к. через них может высыпаться корм, особенно при сильном ветре.

5. Заранее предусмотреть способ крепления кормушки. На подвеске, к стене, столбу или дереву.

Изготовление кормушки, наряду с подкормкой птиц, это воспитательный процесс и зачастую трудоемкий. К тому же не каждый родитель может доверить «своему чаду» ножовку, дрель, электролобзик и молоток, а делать кормушку самому в присутствии ребенка не совсем правильно. Тем более, что изготовление кормушки для птиц, можно сделать частью трудового воспитания мальчишек, приобретению ими навыков конструирования, сборки и работы с простым инструментом.

Часто складывается так, что есть желание сделать Доброе дело, но по каким-то, независящим от Вас причинам, нет такой возможности, тогда Вас выручат готовые наборы.

Готовые наборы кормушек для птиц из дерева продаются в разобранном виде, укомплектованные всем необходимым, поэтому Вашему ребенку под присмотром родителя, достаточно потратить не более получаса на сборку.

Компания «Десятое королевство», российский производитель развивающих игр, предлагает готовые конструкторы-кормушки для птиц

В чем преимущество этих готовых наборов:1. Материал кормушек – березовая шлифованная доска.2. Окраска производилась безвредными красками на водной основе.3. Продукция сертифицирована.4. Безопасны для детей, потому что отсутствуют острые и мелкие детали.

Все эти кормушки для птиц включены в программу «Доброе дело». Вы можете купить понравившуюся кормушку для птиц в интернет магазине производителя «Десятое королевство».

Размещение кормушки для птиц

К размещению кормушек стоит подходить не менее серьезным образом, чем изготовлению.

Кормушку нужно располагать в тихих, безветренных местах, обязательно с южной стороны дерева, опушки (если на лесной поляне) или строения. Итак, где можно разместить кормушки для птиц.

1. Первое, что приходит многим на ум – это повесить кормушку за окном или на балконе. Прежде всего, из-за удобства самому человеку, но при этом возникает несколько нюансов:

– Главный и существенный – это мусор, как у Вас на окне или балконе, так и у соседей снизу.- Это вредно для самих птиц, т.к. они не всегда чувствуют преграду в виде стекла и могут просто разбиться.- О том, что бы размещать кормушку на окне первого этажа даже не стоит задумываться. В этом случае птицы могут стать легкой добычей для кошек.2. На отдельно стоящей опоре, столбе или стволе дерева. Для этого лучше всего подходят кормушки закрытого типа, что бы максимально затруднить доступ для любителей полакомиться птичками.3. На подвеске. Это самый безопасный способ размещения кормушки для птиц. Также немаловажная особенность такого размещения – возможность подлета птиц с любой стороны.

Следует заметить, что размещением кормушек и подкормкой птиц в больших лесопарковых зонах занимаются специалисты орнитологи. Они отслеживают количество зимующих птиц, их виды, погодные условия и в соответствии с этим подбирают состав и количество корма. Если птицы собираются зимой у кормушки, это значит, что они нуждаются в Вашей помощи. А помогая птицам, Вы делаете Доброе дело не только для зимующих птиц, но и для себя.

Вопросы и ответы

В данной таблице сформулированы, часто встречающиеся, вопросы и ответы на них:

Ольга Сторожева Проект. Помоги птицам зимой.

Тип проекта :

познавательно – исследовательский.

Вид проекта :

Участники проекта :

дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Актуальность проекта :

Зима – холодное время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. Зимой доступной пищи становится значительно меньше, а иногда корм становится практически недоступным, поэтому птицы не могут пережить зиму и погибают. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди.

Публикация «Проект, Помоги птицам зимой,» размещена в разделах

Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие, в желание помочь пичугам в холодное, голодное время. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности : изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, способствует укреплению детско-взрослого сообщества – воспитатели – дети – родители.

Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности.

Задачи проекта :

1. Сделать совместно с родителями кормушки и установить их.

2. Открыть «Столовую для птиц», которую можно видеть детям из окна.

3. Провести наблюдения за повадками и питанием зимующих птиц в течение недели, фиксировать наблюдения рисунками в дневнике.

4. Сделать фотоальбом «Зимующие птицы нашего края».

5. Воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им.

Гипотеза проекта :

Если привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц через организацию практической деятельности, то это будет способствовать развитию их познавательно-исследовательских способностей.

Продукт проекта :

«Столовая для птиц».

Дневник наблюдения за жизнью птиц в зимнее время.

Результат познавательного – исследования:

1. За время наблюдения за зимующими птицами ребята узнали :

– Птицы зимой боятся не холода, а голода.

– Какие птицы прилетают зимой к жилищу человека и нуждаются в его помощи.

– Узнали, какой корм предпочитают пернатые.

2. Дети участвовали в совместной работе с родителями в постройке кормушек.

3. Получили эмоциональный настрой, сопереживание, желание помогать пичугам перезимовать.

14 декабря 2022

Поделиться

Зимой на юг улетают птицы, которые питаются живой пищей, например жуками, червями или лягушками, а также большинство живущих в воде и у воды. Зимовать остаются синицы, клесты, чижи, щеглы, свиристели, поползни и другие, чей рацион составляют мелкие насекомые, ягоды и семена растений.

Зимой птицы продолжают добывать себе пропитание — искать личинки под корой деревьев или склевывать ягоды, оставшиеся на кустах, но в холода добывать пищу им гораздо сложнее. Кроме того, световой день становится короче, а значит, остается меньше времени на ежедневный поиск пропитания. От бескормицы птицы погибают гораздо чаще, чем от холода, поэтому зимой многие из них перебираются из леса в города в поисках пищи. Подкормка помогает птицам перезимовать и в дальнейшем благополучно вывести птенцов. В теплое время года птицы приносят людям огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, так что поддерживать их зимой можно и нужно.

Чем можно подкармливать птиц и почему это не должен быть хлеб?

Подкормка должна быть похожей на естественный рацион, а вот обработанная «человеческая» еда может навредить и даже привести к смерти.

Птиц не рекомендуется подкармливать

Зимующие птицы с удовольствием едят перловую крупу, овес и овсяные хлопья, просо, пшеницу, а также продукты, в которых содержится много жиров — дробленый арахис, несоленые семечки подсолнечника и тыквы, несоленое сало. Многие птицы любят ягоды рябины и боярышника, крылатки клена (их можно собирать летом или осенью), шишки, желуди, кусочки подсушенных яблок и сухофрукты без сахара. Лесным птицам можно купить птичий корм в зоомагазине, а водоплавающим, оставшимся зимовать, — сельскохозяйственный комбикорм.

Еще можно растопить сало, смешать его с семенами, сформировать небольшие шарики, заморозить и развесить на деревьях. От подкормки во многом зависит, какие птицы прилетят к вашей кормушке. Например, зерновые нравятся воробьям и щеглам, замороженное сало — синицам, ягоды — снегирям и свиристелям, а шишки и желуди — дятлам и клестам.


ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Как помочь бездомным животным: подробная инструкция

По статистике, в России около 4 миллионов бездомных собак и кошек. Им живется непросто: большинство страдает от холода, недоедания, болезней и человеческой жестокости. Рассказываем, как им можно помочь и почему приюты для бездомных животных не лучший выход.

Как правильно подкармливать и когда начинать?

Не стоит начинать подкормку слишком рано, когда еще тепло, иначе птицы могут потерять навык самостоятельного поиска пищи и погибнуть, если подкормка по какой-то причине прекратится. Кроме того, подкормка на стыке сезонов может задержать миграцию птиц, и перелет на юг станет для них более трудным и опасным. Ориентируйтесь на погоду и доставайте кормушки, когда установится минусовая температура, промерзнет почва и ляжет снег.

Кладите еду в кормушку 1–2 раза в сутки в одно и то же время — тогда пернатые привыкнут и будут прилетать регулярно. Впрочем, даже в морозы птиц не стоит перекармливать — часть пропитания они должны добывать сами. Но и пустая кормушка — это опасно: если птица прилетит на привычное место и не найдет корма, у нее может не хватить сил для поиска другой еды. Лучше всего подсыпать небольшую порцию каждый день или использовать кормушку с дозатором.

Нужно ли подкармливать городских птиц?

Зимой наиболее уязвимы мелкие лесные птицы, но голубей, воробьев и уток, которые остаются зимовать в городе, тоже можно подкармливать. А вот ворон и сорок кормить не стоит: эти птицы всеядны и способны сами позаботиться о пропитании.

Как сделать кормушку и где ее разместить?

Кормушку можно сделать из дерева, фанеры, пустой пластиковой бутылки или тетрапака, а также купить готовую.

Вот несколько нюансов, которые надо учесть

Зимой птицы не ночуют на улице, а ищут себе укрытие в дуплах деревьев, еловых ветвях, под крышами домов и в других местах, где можно спрятаться от холода. Если сделать небольшой утепленный домик-скворечник, они с удовольствием будут прилетать в него каждую ночь. А еще можно организовать для птиц поилку. Вода в естественных водоемах зимой замерзает, а клевать снег для птиц опасно: чтобы согреться после такого «водопоя», нужно очень много энергии. Поэтому поилка будет очень кстати, только придется следить, чтобы вода в ней не замерзала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *