ПОЛХОВСКО МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ


ПОЛХОВСКО МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Только что закончившаяся выставка в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) “Неистово-малиновое чудо” стала поводом для попытки разобраться в истоках этого самобытного промысла. Об истории его возникновения корреспонденту “РГ” рассказала заведующая отделом отечественного искусства НГХМ Ирина Маршева.

Село Полховский Майдан находится в Вознесенском районе на юго-западе Нижегородской области. В начале XIX века местные крестьяне занимались добычей липы и токарным делом – мастерили посуду и игрушки. Причем так активно, что в один момент липа у них практически перевелась, пришлось закупать сырье в других местах. В начале XX века наиболее предприимчивые из умельцев решили последовать примеру подмосковных кустарей: там производились деревянные изделия с рисунком, контур которого выполнялся выжиганием.

Сперва полховско-майданские художники использовали масляную краску. С тех пор сохранилось несколько предметов, которые, кстати, были представлены на выставке. Но со временем перешли на анилиновые красители: они стоили дешевле, а изделия получались ярче. К тому же не имели характерного запаха масла. Но со временем мастера остановились на гуаши. А от анилиновых красителей осталась цветовая гамма.

– Основана она на кислотных, ярких цветах. И вот эта избыточная, на взгляд рафинированного ценителя, декоративность привела к тому, что роспись стала невероятно популярной у широкого потребителя. В 60-е годы прошлого века интерес к ней подстегнуло внимание к наивному искусству. На фоне городецкой и хохломской росписи полховско-майданские изделия обладают по-настоящему крестьянской эстетикой, – рассказывает Ирина Маршева.

Рыночное признание промысла привело к расцвету села. Люди в Полховском Майдане жили довольно богато по сравнению с соседями из других сел и деревень. Как рассказывали обитатели райцентра, полховско-майданские парни ездили на хороших мотоциклах, а девчонки были все в золотых украшениях.

– Возможно, благодаря рыночной успешности умельцы жили достаточно замкнуто, – продолжает Ирина Маршева. – Но это скорее культурологическая тема, а не искусствоведческая. Особому исследованию их творчество не подвергалось, они практически не участвовали в выставках, поэтому сохранилось недостаточное количество имен, событий. В 2010-е годы мне посчастливилось там побывать. В то время производство фактически заканчивало свою жизнь: там сохранился музей и крошечная мастерская при местном Доме культуры. После того как закрылась фабрика, все продолжило существовать в основном в рамках надомного труда. Традицию продолжает и местное предприятие, которое занимается токарной игрушкой. В его ассортименте присутствуют изделия с полховско-майданской росписью.

И в годы перестройки изделия буквально возами увозили в Москву и за границу. Столичные умельцы рисовали на полховско-майданских матрешках лица Горбачева и Ельцина. У зарубежного потребителя был огромный интерес к этой росписи. Самый большой рынок сбыта находился в Чехословакии и Германии, до 80 процентов продукции местных мастеров отправлялось за границу.

Со временем спрос снизился, затем приостановился из-за пандемии.

А про истоки типичного полховско-майданского мотива – полыхающего цветка – рассказывает легенда, которая опирается на исторические факты. Во времена бунта Степана Разина на юге Нижегородской губернии орудовала банда во главе с атаманшей Аленой Арзамасской. Про нее сохранилось не так много достоверных сведений, но немало фольклора. Есть версия, что в отряде Степана Разина были еще и казаки. И когда их разгромили, то часть людей сослали на юг Нижегородчины, где соседствуют русские и финно-угорские села. Алену Арзамасскую сожгли на костре, на месте которого, как гласит предание, распустился алый шиповник. Он стал основой полховско-майданских мотивов, а буйная, темпераментная и энергичная расцветка возникла благодаря этому этническому котлу из русских, финно-угров и казаков, которые обитали в тех краях.

Однако полховско-майданская роспись имеет не только славное прошлое, но и богатое настоящее. Нижегородка Инна Захарова – член Союза художников России – занимается росписью с третьего класса. Хобби со временем переросло в дело всей жизни: Инна не только создает уникальные изделия в техниках полховско-майданской и городецкой росписи, но и учит этому мастерству других. Не так давно завершился придуманный Инной флешмоб: полховско-майданские матрешки объехали весь мир.

Художница регулярно бывает в Вознесенском районе, общается с местными мастерами. И собирает информацию о полховско-майданской росписи.

– В Нижегородской области есть пять основных видов росписи: городецкая, хохломская, полховско-майданская, семеновская и мериновская. Три последние довольно схожи между собой, но есть стилистические особенности. Сам букет, расположение цветков, их построение сильно отличаются. Полховско-майданская роспись схожа с крутцовской, они развивались бок о бок. В селе Крутец (находится неподалеку от Полховского Майдана. – Прим. ред.) мастера трудились на дому, в них больше народной стилистики. Я работаю в существующем каноне полховско-майданской росписи, но при этом стараюсь внести роспись в современную жизнь. Ведь это живое искусство, которое продолжает развиваться в том числе благодаря работающим в этой технике мастерам, – говорит Инна Захарова.

Как отличить полховско-майданскую роспись от других? Городецкая, например, гораздо спокойнее по цветовой гамме и богаче по количеству оттенков: есть четкий канон, который устоялся за триста лет, и свои традиционные мотивы – народные гуляния, пейзажи, лошадки, птицы. Городецкие изделия более утилитарны: как правило, это кухонная утварь и мебель.

Для полховско-майданской росписи характерна прежде всего игрушка. Цветовое решение – куда более яркое. Классический сюжетный мотив – это зорька: берег, речка, домики и над всем этим – ярко-алая заря. Ну и, конечно, самый популярный мотив – это цветок шиповника. Местные токари любят соревноваться, создавая многосоставные матрешки. У виртуозов количество членов матрешечной “семьи” может превышать восемьдесят штук, самая крупная из деревянных кукол достигает почти человеческого роста. Увидеть их можно в местном музее.

Артель «Красная заря»

В 1928—1930 годах в Полх-Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приёмы местной росписи. Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Технология росписи

На раскраску матрешки мастерицы тратят больше времени, нежели мужчины, заготавливающие «белье». Мастерица выбирает заготовку, на которую будут наноситься краски.


ПОЛХОВСКО МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Роспись матрешки поэтапно:

В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.

Стоит сказать, что и самостоятельные мастера вынуждены работать быстро, не концентрируясь на одной куколке долго. Нижегородские и московские заказчики торопят, покупать более искусных, художественно-совершенных кукол им не выгодно. На роспись таких матрешек тратится больше времени, а значит, и стоят они дороже. А вот окупаемость их ниже. Разве что ценители могут позволить себе приобрести более тонкую работу, обычному же покупателю нужен красивый и доступный по цене сувенир.

Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.

Удачи в творчестве!

В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

Цвета

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.


ПОЛХОВСКО МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.

Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х годов, видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х годов анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Особенности росписи матрешки

Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.


ПОЛХОВСКО МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.

Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

Классическое изображение полховской матрешки

Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.

История появления и развитие полхово-майданской росписи

Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.


ПОЛХОВСКО МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.

Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.

Нужно было что-то менять, подстраиваться под советские реалии. И отдельные мастера решают объединиться в артель «Красная заря». Так некрашеные деревянные изделия, наконец, становятся живописными.

В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х годов начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Мотивы и орнаменты

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:

Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. « Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *