Этапы работы и материалы учителя
Руководитель ИИП проводит (в любой из выбранных форм) защиту темы и плана проекта (первый год работы над проектом, не позднее 01 ноября).
Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта и предварительных результатах работы учащегося над проектом (первый год работы над проектом, не позднее 01 ноября).
Руководитель ИИП предоставляет по определённой форме отчёт о предварительных результатах работы учащегося над проектом с выставлением промежуточной оценки за работу над проектом. Результаты отчёта оформляются в виде справки (первый год работы над проектом, не позднее 15 мая).
Руководитель образовательной организации издает приказ о комиссии/ях по оценке защиты проектов (второй год работы над проектом, не позднее 10 декабря).
Комиссия по оценке защиты проектов оценивает защиту (в любой из выбранных форм), (второй год работы над проектом, не позднее 01 марта).
5. Требования к ИИП
5.1. Учащийся выбирает тему самостоятельно, ориентируясь на примерный перечень тем индивидуального проектирования, которые ОО определяет в качестве актуальных для образовательного процесса ОО. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно и отражать проблему, рассматриваемую в проекте.
5.2. Типы проектов:
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
5.3. Структура проекта включает в себя:
- глава 1 (обзор литературы, анализ предыдущих исследований на данную тему);
- глава 2 (результаты исследования);
5.4. Общие требования к оформлению ИИП изложены в
5.5. Основные требования к оформлению презентаций изложены в
5.6. Требования к результатам проектной деятельности.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
5.7. Каждый ИИП проходит экспертизу на этапе завершения работы. Обучающийся имеет право предоставить дополнительную экспертную оценку своей работы. В случае выявления на этапе предварительной экспертизы заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник ИИП к защите в форме публичного выступления не допускается.
5.8. Материалы, представленные к итоговой защите ИИП должны содержать:
5.9. Все материалы ИИП, успешно прошедшего защиту, остаются в ОО.
6. Права и обязанности участников работы над ИИП
6.1. Участниками процесса разработки ИИП являются:
6.3. Руководитель проекта:
6.4. Консультантом (при необходимости) ИИП может быть:
Консультант имеет право помогать руководителю в работе с обучающимся, согласуя с ним свои действия.
7. Защита ИИП
Защита ИИП производится публично, в виде устной или компьютерной презентации.
7.2. На защите с обучающимся обсуждаются вопросы:
7.3. На защите проекта обучающийся представляет результат работы над проектом, а также свою роль в реализации продукта проекта.
8. Требования к процедуре защиты ИИП
8.1. Защита проекта проходит в форме публичного выступления (доклад – не более 7 минут; ответы на вопросы – 5 минут)
8.2. К защите обучающийся представляет
8.3. Место защиты ИИП – ОО, время – в соответствии с графиком, утвержденным приказом руководителя ОО.
8.4. О О создает многопрофильную комиссию. Состав комиссии от 3 до 5 человек.
Председатель – представитель администрации ОО
Члены комиссии – педагоги по соответствующим профилям.
В комиссию (по согласованию) могут быть включены представители методических служб, отдела образования, родительской общественности, ВУЗов и т.д.
8.5. И ИП оценивается в соответствии с критериями оценки ИИП (
ИИП обучающегося оценивается в соответствии с критериями, разработанными в ГБОУ школе №404, учитывающими способности обучающихся к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных и коммуникативных действий.
Каждый обучающийся проводит самооценку умений, приобретенных в ходе выполнения ИИП.
ИИП оценивается руководителем проекта (по критериям 1-7), результат оценивания предоставляется в комиссию по защите ИИП не менее чем за неделю до установленного дня защиты проекта.
В день защиты ИИП он оценивается комиссией (по критериям 8-13).
Полученные баллы суммируются и принимается решение о результатах по выполнению обучающимся ИИП.
8.7. Для защиты ИИП выделяется один день в период с 1 марта по 1 апреля текущего года.
8.8. О О организует в дополнительные сроки защиту ИИП для обучающихся, отсутствовавших по уважительной причине в основной срок защиты (при наличии справки установленного образца).
8.9. По результатам публичного выступления обучающийся может:
– не защитить проект;
– защитить проект;
– защитить проект с отличием.
Незащищенный проект возвращается обучающемуся на доработку и допускается к повторной защите при условии исправления недочетов не позднее 25 мая текущего года.
8.10. Обучающийся – победитель, призер или лауреат научно-практических конференций уровня не ниже районного, может по решению педагогического совета ОО освобождаться от публичной защиты и по ходатайству педагогического совета ему может быть выставлена итоговая оценка «отлично» по предмету «Индивидуальный проект».
9.1. Для обучающихся:
9.2. Для руководителя проекта:
9.3. Для куратора (заместителя директора по УВР)
итогового индивидуального проекта
обучающегося ____ класса
20 ___ / 20 ___ учебный год
Цель проекта: ______________________________________________________________
информационный, творческий, исследовательский, социальный, практико-ориентированный, инженерный, (прикладной), ролевой (игровой),
(мультимедийный, полиграфический, модель, проект события и т.д.) __________________________________
Оценка проектной работы (критерии оценивания):
1. Самооценка обучающимся проектной деятельности (заполняет обучающийся):
Полностью самостоятельно – 3 балла
Самостоятельно, но были трудности – 2 балла
С помощью руководителя проекта или других людей – 1 балл
Не научился – 0 баллов
2. Оценивание проектной работы
Оценивание защиты проектной работы
Дополнительные баллы за опыт представления(на конференциях, конкурсах, внеклассных мероприятиях)_____________________________________________________________________________
Оценка проектной работы (с учетом самооценки) максимально –
Итоговый индивидуальный проект по химии
Пищевые добавки в йогуртах
20___/20___ учебный год
печатают 14-м размером шрифта, с интервалом 1,5. Отступ от левого края 2, 5 см; от правого – 1 см, верхний и нижний – 2 см. Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4. работы – 10-15 стандартных страниц формата А4 (без учета страниц приложения).
(Приложение 1) содержит следующие атрибуты: название учебного учреждения; название работы, год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации.
Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу нижнего поля страницы.
Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение, литература, приложения) должны начинаться с новой страницы.
После названия темы, подраздела, главы, параграфа (и таблицы, рисунка тоже) точка не ставится. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен пяти знакам (или 1-1,5 см). В заголовках не допускается разрыв слова. Текст
Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков,
рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных.
Количество источников литературы для работы в любом случае не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборник, так и книга. Таким образом, один сборник может оказаться упоминаемым в списке литературы и 2, и 3 раза, если использованы в работе 2-3 статьи разных авторов из одного сборника.
2. Требования к оформлению каждой структурной части
Введение является важной составной частью каждой работы, и следует тщательно проработать в нем каждую строку. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности). Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:
Объем введения составляет 1-3 страницы.
2.2. Основная часть (описание работы)
Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.
Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено иной величины (большей, чем основной текст). В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/главы/параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.
Таблицы, графики, диаграммы. Расположение данных в форме таблиц является одним из наиболее эффективных средств их подготовки для сравнения и оценки. Главная цель составления таблицы – сжатое представление и систематизация данных. Соответственно, любое значительное (10 пунктов и более) перечисление лучше представить именно в виде таблицы. Не должно быть более 1-2 таблиц (и перечислений) на одной странице, таблицы не могут располагаться подряд, друг за другом, без разделяющего их текста.
Те таблицы, которые имеют больший объем, переносятся в приложение. Анализ этих таблиц проводится со ссылкой на приложение.
– показать, что поставленная цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной должен быть четко . В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.
Объем заключения: 1-2 страницы.
Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.
Заголовок этого раздела формулируют на практике по-разному: литература, список литературы, список информационных источников и т.д.
Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. Г ОСТ 7.1.-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.
В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К ним относятся следующие материалы:
Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение
Основное содержание электронной презентации
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
3-8 слайды (основная часть) – непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
Типы исследовательских работ обучающихся
2.3. Различие проектной и исследовательской деятельности
2.4. Понятие проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования:
Реализация целей и задач, обозначенных в ФГОС СОО:
2.7. Планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
ФГОС СОО ориентирует при выполнении проектной и исследовательской деятельности на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
2.8. Основные формы мотивации обучающихся к проектной и исследовательской деятельности:
3. Формы организации проектной и исследовательской деятельности
3.1. На урочных занятиях:
3.2. На внеурочных занятиях:
4. Условия организационно-методического и ресурсного обеспечения проектной и исследовательской деятельности обучающихся
В школе должны быть созданы условия в соответствии с ФГОС СОО, а именно:
Материально-техническое оснащение учебно-исследовательской и проектной деятельности должно обеспечивать возможность:
5. Организация проектной/исследовательской деятельности
5.1. Проектная/исследовательская деятельность является составной частью образовательного процесса и осуществляется обучающимися в течение учебного года.
5.2. Представление тем проектных/исследовательских работ на уровне средней школы на текущий учебный год осуществляется не позднее 1 ноября, согласовывается методическим советом и утверждается приказом директора школы. При утверждении тем внимание обращается на их научную обоснованность, актуальность, соответствие возрасту обучающихся, наличие проблемы, связь с учебной программой. Перечень тем может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия по согласованию с руководителями проектов.
5.3. Проектная/исследовательская работа выполняется под контролем руководителя. Научными руководителями могут быть учителя-предметники, педагоги-организаторы, педагоги-библиотекари, методисты школы, родители и преподаватели вузов партнеров, владеющие технологией организации проектной/исследовательской деятельности и имеющие опыт в выполнения данной деятельности. Научные руководители несут ответственность за качество выполнения проектной/исследовательской работы обучающимися. Если проектная/исследова-тельская работа является межпредметной, по согласованию с руководителем к работе могут привлекаться один или несколько консультантов.
5.3.1. В рамках организации проектной/исследовательской деятельности в ежегодно проводятся следующие мероприятия:
5.4. Обучающиеся выполняют проекты/исследования в соответствии с нормативами основной образовательной программы среднего общего образования и выбранным профилем обучения. Ф ГОС СОО предусматривает обязательное выполнение обучающимися индивидуального итогового проекта.
5.4.1. Индивидуальный итоговой проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
5.4.2. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
5.4.3. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
6. Обязанности координаторов проектной и исследовательской деятельности
На координаторов проектной и исследовательской деятельности возлагаются следующие функциональные обязанности:
– нормативно-правовое сопровождение организации и осуществления проектной и исследовательской деятельности (разработка положений, локальных актов и т.п.);
– организация и проведение проектных сессий, формирование экспертных комиссий;
– оказание методической и консультационной помощи учителям, педагогам школы по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности;
– оказание методической и консультационной помощи обучающимся по выполнению проектных и исследовательских работ.
7. Обязанности руководителя проекта/исследования
7.1. Задачи руководителя:
– организовать консультации для обучающихся по вопросам выполнения проекта/исследования;
– разработать задания для индивидуальной или групповой работы обучающихся в соответствии с рабочей тетрадью «Индивидуальный проект: шаг за шагом»;
– обучить обучающихся проведению проекта/исследования, познакомить с методологией, технологией проведения исследования, выполнения проекта.
7.2. Основными функциями руководителя является
– оказание помощи участникам проекта/исследования в выборе темы, определении идеи проекта/исследования, определения его конечного продукта;
– консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения проекта/исследования;
– оказание помощи обучающимся в подборе необходимой литературы;
– консультирование обучающихся по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования;
– создание условий для активности школьника;
– содействие в прогнозировании результатов выполнения проекта;
– оказание помощи в подготовке доклада, презентации;
– помощь в оценке полученных результатов.
7.3. Обязанности руководителя:
– обеспечить обучающимся условия для выполнения проектного продукта, проведения исследования;
– перед проведением проектных сессий информировать координаторов проектной и исследовательской деятельности, а также администрацию школы о наличии проекта и ходе его реализации;
– осуществлять организацию и координацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся; осуществлять контроль за выполнением проектной или исследовательской деятельностью обучающихся;
– оказание помощи обучающимся в подготовке представления проектной или исследовательской работы для внешней оценки.
Обязанности классного руководителя
– инициировать участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности;
– способствовать участию обучающихся во внешних мероприятиях (экскурсии, форумы, конференции и т.п.) по теме проекта;
– проводить просветительскую работу с родителями обучающихся по организации проектно-исследовательской деятельности в школе, а также способствовать взаимодействию родителей с руководителями проектов/исследований.
– осуществлять контроль за выполнением проектов/исследований обучающимися в течение учебного года;
– организовать взаимодействие обучающихся и руководителей проектов/исследований.
Понятие исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность обучающегося – это форма организации учебно-воспитательного процесса, содержанием которой является исследование – самостоятельный творческий процесс приобретения новых знаний.
Исследовательская деятельность, как и любая деятельность, имеет структуру: цель, мотив, предмет, действия (операции), продукт, результат.
Целью исследовательской деятельности является получение нового знания. Поэтому исследовательская деятельность характеризуется приростом нового знания, которое может быть абсолютно новым или может быть новым аспектом, точкой зрения рассмотрения известного факта по выбранной теме.
Предмет исследовательской деятельности – получение нового знания.
Исследовательские действия: умственные (интеллектуальные) действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование) и практические (творческие, исследовательские), направленные на проведение собственно исследования, обеспечение осуществления исследования в соответствии с его целями.
Результатом осуществления исследовательской деятельности является новое знание в рамках той науки, в которой осуществлена работа. Результат научного исследования оформляется в письменном виде – в виде научного отчета, доклада, реферата, статьи, монографии, книги и т.д., что является, по своей сути, продуктом исследовательской деятельности.
Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным и его главной целью является развитие личности обучающегося.