ПОЛНОЦЕННЫЙ УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВПЕРВЫЕ БЫЛ ОБОСНОВАН И ПРЕДСТАВЛЕН УЧЁНЫМ

Елена Владимировна Михайлова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Нина Петровна Добренко

преподавательский стаж — 8 лет

Основные задачи урока

Каждый школьный урок предполагает решение трех основных задач: дидактической, то есть общеобразовательной, воспитательной и коррекционной.

Общеобразовательная задача включает следующие шаги:

Общеобразовательную задачу определяет конкретность, решаемость и соответствие возможностям учащихся.

Воспитательная задача предполагает:

Развивающая задача урока предполагает:

Обоснование классно-урочной системы

Одной из самых больших заслуг Я. А. Коменского считается исследование главных вопросов классно–урочной системы обучения и рассмотрение урока как формы организации обучения в школе.
В педагогической системе известны различные формы организации учебно – воспитательной работы. Основной при этом долгое время являлась персональная работа учителя с учениками, потому что прием в среднее учебное заведение происходил в любое время года независимо от возраста, и каждый ученик получал задание учителя лично. Так было во всех государствах практически до XVIII века, а в некоторых даже до конца XIX века.

Полноценный урок как форму организации процесса обучения представил именно Я. А. Коменский. В своих трудах он раскрывает основные положения его организации:

Коменский подверг резкой критике господствующий в его время школьный режим в целом и индивидуальною форму организации занятий в особенности. Именно урок он предложил в качестве основной правильной формы организации учебного процесса.

Много времени педагог уделил общим вопросам преподавания, четкому определению места и времени обучения. Так, были сформированы основные пункты, характеризующие классно-урочную систему:

«Я. А. Коменский о классно-урочной системе» 👇

По Коменскому, каждый хороший урок обязан содержать изложение нового материала и упражнения, которым он отводил 75% времени.

Сегодня по своему дидактическому назначению это ориентировочно соответствует такому типу урока, который называют комбинированным. Структуру урока педагог делит на 3 части начало (повторение пройденного и актуализация внимания), продолжение (показ, восприятие, разъяснение) и окончание (упражнения, овладение знаниями, их использование). Вопрос о трудоемких домашних заданиях он рассматривал негативно, так как центр тяжести в усвоении учащимися учебного материала переносится на самостоятельную работу, вследствие чего ребенку приходится испытывать огромные затруднения, заучивая непонятный для него материал. Во избежание этого Коменский требовал так пояснять материал и разрабатывать его при помощи упражнений, чтобы учащемуся приходилось дома только лишь быстро повторить все перед уходом в школу.

Таким образом, Я. А. Коменский не только осветил все главные вопросы преподавания, но и обосновал целую дидактическую систему классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного школьника должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Урок — динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

Современный урок ― это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника начальной школы с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации.

Обучение па уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.

Учебная ситуация ― дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Учитель тем увереннее будет чувствовать себя на уроке, чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее продумана его структура. Заранее точно продумать урок — означает необходимость определить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить соответствующие меры для их преодоления.

Трудности, с которыми сталкивается учитель в процессе подготовки к уроку:

Современный урок должен отражать владение педагогом классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Моделируя урок, педагог должен придерживаться следующих правил:

Здоровьесберегающий урок и требования к его организации

Здоровьесберегающий урок — это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности

Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Рассмотрим основные требования к организации здоровьесберегающего урока.

Внешние признаки усталости ученика — это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Для этого учитель должен знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относятся:

Современный урок как целостная система

Урок – это систематически используемый тип организации деятельности постоянного состава учителей и учеников в определенный отрезок времени, который применяется с целью решить задачи обучения, воспитания и развития учеников.

Урок представляет собой форму организации обучения группы учеников одного возраста, постоянного состава, по устоявшемуся расписанию и с единой для всех программой обучения. В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательной деятельности:

Сущность и назначение урока в процессе обучения в качестве целостного динамического процесса сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя с учениками, в результате которого учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают способности, опыт деятельности и общения, а также совершенствуется педагогическое мастерство педагога.

Таким образом, урок выступает, с одной стороны, формой обучения в целом, а с другой, в качестве формы организации обучения, предопределяемой основным перечнем требований к организационному построению урока учителем, что вытекает из закономерностей и принципов обучения.

В современной школе цель урока должна быть конкретной, содержащей указание средств по ее достижению и возможности ее перевода в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуют в реальной педагогической действительности посредством учебных задач, то есть задач для учащихся. Такими задачами отражается учебная деятельности учеников в конкретных учебных ситуациях.

Во всех известных определениях понятия «урок» содержится три основных аспекта этого термина:

«Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку» 👇

Иными словами, урок – многогранен, динамичен, многоплановый и конкретизированный, специально организуемый и логически завершаемый. На каждом уроке и на каждом его этапе решаются конкретные задачи, раскрываются отдельные темы программы, определяются необходимые формы учебно-познавательной деятельности.

Педагогические идеи Я. Коменского

Знаменитый чешский педагог, выдающийся писатель и философ Ян Амос Коменский оставил после себя уникальные труды разносторонней направленности, которые и сегодня остаются основополагающими для научной теории и практики.

Красной нитью через все его размышления проходит идея совершенствования как отдельного индивидуума, так и человечества в целом. Совершенствование это, прежде всего, должно отражаться на душе и характере человека. В связи с этим часть трудов Коменского по своей структуре относится к богословским сочинениям, а другая часть посвящена педагогике. Именно педагогические идеи автора оказали большое влияние на развитие системы образования и воспитания и прославили его на весь мир.

Я. А. Коменский великолепно знал и обобщил все полезное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в сфере методики обучения. При обосновании каких-либо выдвигаемых им педагогических положений он непрерывно ссылался на параллели из жизни природы или же домашней работы человека, впрочем практически все они опирались на многолетний опыт изучения детей и юношества.

Педагог был глубоко убежден в том, что в сфере преподавания и воспитания срабатывают законы, характерные для природы, а методы школьной работы обязаны на данные законы опираться, то есть быть природосообразными.

Метод обучения, предлагавшийся Коменским, был достаточно прост и в общем характеризовался рядом показателей, которые педагог представил в виде особых положений и правил, раскрытых в множественных его сочинениях, и, прежде всего, в «Великой дидактике». В целом требования к организации преподавания, сформулированные им, сводятся к тому, что в школе следует начинать обучение не со словесной характеристики каких-либо предметов и явлений, а непосредственно с их детального исследования, и только затем можно обсуждать изучаемое. Поскольку на практике не всегда возможно реально исследовать предмет, Коменский предлагал активно использовать разные дополнительные средства – картины, макеты, таблицы, модели и т.п. С уверенностью можно признать, что именно благодаря Я. А. Коменскому принцип наглядности в системе обучения занял прочное место и входит в число ведущих дидактических основ до настоящего времени.
Метод обучения, пропагандировавшийся педагогом, характеризовался стремлением сделать весь педагогический процесс четким и целенаправленным: содержание, размещение и исследование учебного материала должны быть поочередными, переходящими от простого к более сложному, от ближайшего к дальнему, от короткого к объемному. Это составило полную противоположность схоластической школе средневековья, так как позволяло развивать у детей интерес к познавательной деятельности без однообразия, скукоты, окриков и побоев.

В школьной работе педагог придавал огромное значение соблюдению дисциплины – следованию учащимися и учителями установленным правилам.

В то же время Коменский писал о регулярном учебном труде детей в классе, исполнение ими хозяйственных заданий, но при учете уровня их развития и имеющихся знаний, их интересов, нацеленных на познание находящегося вокруг мира. Только в том случае, если содержание и методы преподавания будут отвечать способностям детей, то есть будут им доступны, весь учебный процесс будет приниматься им положительно с неподдельным наслаждением. Учитывая все это, побуждая детей к накоплению индивидуального опыта в ходе интенсивной работы, возможно реформировать среднее учебное заведение, превратив его в то место, где складывается человеческая личность.

Методика обучения и воспитания, литературное и философское наследие Коменского до сих пор являются мощнейшим импульсом развития европейского общества и снова подтверждают свою актуальность в ходе складывания новых международных культурных взаимоотношений.

Структура урока

Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Определим структурные элементы урока:

Технологическая карта и аспекты планирования современного урока

ФГОС НОО предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог — в роли организатора коммуникации.

Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.

Технологическая карта позволяет учителю:

Технологическая карта должна отображать основные этапы организации учебной деятельности на уроке, описывать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы:

Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.

Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Критерии результативности современного урока

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». Современный учитель ― это профессионал, который:

Современный учитель ― это педагог, применяющий развивающие технологии, обладает информационной компетентностью.

Современный урок должен удовлетворять требованиям, предъявляемым ФГОС.

Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа. Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Для того чтобы урок оказался максимально результативным:

Подготовка учителя к проведению урока

Проведение каждого урока – творческий труд, успех которого обусловлен тщательной подготовкой. Для этого ставятся цели урока, отбирается учебный материал, определяются методы, тип и структура урока, подготавливаются наглядные пособия и составляется конспект урока.

Подготовка к уроку включает следующие этапы:

Учитель при подготовке к уроку предусматривает все возможные отклонения от намеченного плана, на основании конкретной обстановки его проведения. Например, если на предшествующем уроке какой-то материал не был полностью усвоен, и учитель вынужден его повторно объяснять, сокращается время, отведенное на другие этапы урока. Или напротив, учащимися материал усваивается быстрее, чем предполагал учитель, в связи с чем обязательно должен быть некоторый объем дополнительной информации.

Типология уроков

Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики, является типология уроков по дидактической цели:

Рассмотрим каждый из названных типов урока.

Урок изучения нового материала. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации изученного материала. Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.

Урок контроля и оценки знаний, умений и навыков. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности учащихся, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется па специальных уроках контроля.

Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.

Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность структурных элементов не является жестко закрепленной.

У традиционного урока есть ряд положительных сторон:

К слабым сторонам традиционного урока можно отнести:

Успех урока во многом зависит от мастерства и профессионализма учителя. Структура урока не может устанавливаться по шаблону. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям, могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т.п., но такие уроки проводятся эпизодически.

Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока.

Пути совершенствования урока:

Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.

Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:

В таблице приведены основные отличия между традиционным и современным уроком.

Требования, предъявляемые к современному уроку

Вне зависимости от того, какой тип урока выбрал педагог, определим, какие требования предъявляются Стандартами к современному уроку:

Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, учитель подбирает соответствующие элементам этого содержания методы и приемы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников при максимально плотном использовании времени урока.

Использование элементов проблемного обучения. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности школьника. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности. Оно поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность обучения.

Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос. Задача которого — активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока. При уплотненном опросе для ответа вызывается несколько учеников. Часть из них работает у доски, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях.

Для того чтобы избежать формализма в знаниях, необходимо вопросы сформулировать так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, школьник не только должен объяснить, почему он так решил, обосновать свой ответ.

Применение наглядных пособий. Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения материала и изжитию формализма в обучении. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.

В практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий:

Использование презентаций и кино- и видеофильмов. Учебные фильмы и презентации облегчают восприятие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо обращать особое внимание и на другие аспекты его проектирования. Основным требованием к современному уроку является его здоровьесберегательная направленность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *