1.1. Политика информационной безопасности в МБОУ ООШ № 33 (далее – Школа) определяет цели и задачи системы обеспечения информационной безопасности) и устанавливает совокупность правил, процедур, практических приемов, требований и руководящих принципов в области информационной безопасности (далее-ИБ), которыми руководствуются работники школы при осуществлении своей деятельности.
1.2. Основной целью Политики информационной безопасности школы является защита информации школы при осуществлении уставной деятельности, которая предусматривает принятие необходимых мер в целях защиты информации от случайного или преднамеренного изменения, раскрытия или уничтожения, а также в целях соблюдения конфиденциальности, целостности и доступности информации, обеспечения процесса автоматизированной обработки данных в управлении.
1.4. Выполнение требований Политики ИБ является обязательным для всех структурных подразделений школы.
1.5. Ответственность за соблюдение информационной безопасности несет каждый сотрудник школы. На лиц, работающих в управлении по договорам гражданско-правового характера, положения настоящей политики распространяются в случае, если это обусловлено в таком договоре.
2. Цель и задачи политики информационной безопасности
2.1. Основными целями политики ИБ являются:
-сохранение конфиденциальности критичных информационных ресурсов;
-обеспечение непрерывности доступа к информационным ресурсам школы;
-защита целостности информации с целью поддержания возможности школы по оказанию услуг высокого качества и принятию эффективных управленческих решений;
-повышение осведомленности пользователей в области рисков, связанных с информационными ресурсами школы;
-определение степени ответственности и обязанностей сотрудников по обеспечению информационной безопасности в управлении.
-повышение уровня эффективности, непрерывности, контролируемости мер по защите от реальных угроз ИБ;
-предотвращение и/или снижение ущерба от инцидентов ИБ.
2.2. Основными задачами политики ИБ являются:
-разработка требований по обеспечению ИБ;
-контроль выполнения установленных требований по обеспечению ИБ;
-повышение эффективности, непрерывности, контролируемости мероприятий по обеспечению и поддержанию ИБ;
-разработка нормативных документов для обеспечения ИБ школы;
-выявление, оценка, прогнозирование и предотвращение реализации угроз ИБ школы;
-организация антивирусной защиты информационных ресурсов школы;
-защита информации школы от несанкционированного доступа (далее- НСД) и утечки по техническим каналам связи;
– организация периодической проверки соблюдения информационной безопасности с последующим представлением отчета по результатам указанной проверки директору школы.
3. Концептуальная схема обеспечения информационной безопасности
3.1. Политика ИБ школы направлена на защиту информационных ресурсов (активов) от угроз, исходящих от противоправных действий злоумышленников, уменьшение рисков и снижение потенциального вреда от аварий, непреднамеренных ошибочных действий сотрудников школы, технических сбоев автоматизированных систем, неправильных технологических и организационных решений в процессах поиска, сбора хранения, обработки, предоставления и распространения информации и обеспечение эффективного и бесперебойного процесса деятельности.
3.2. Наибольшими возможностями для нанесения ущерба обладает собственный персонал школы. Риск аварий и технических сбоев в автоматизированных системах определяется состоянием аппаратного обеспечения, надежностью систем энергоснабжения и телекоммуникаций, квалификацией сотрудников и их способностью к адекватным и незамедлительным действиям в нештатной ситуации.
3.3. Стратегия обеспечения ИБ школы заключается в использовании заранее разработанных мер противодействия атакам злоумышленников, а также программно-технических и организационных решений, позволяющих свести к минимуму возможные потери от технических аварий и ошибочных действий сотрудников школы.
4. Основные принципы обеспечения информационной безопасности
4.1. Основными принципами обеспечения ИБ :
-постоянный и всесторонний анализ автоматизированных систем и трудового процесса с целью выявления уязвимости информационных активов школы;
-своевременное обнаружение проблем, потенциально способных повлиять на ИБ школы, корректировка моделей угроз и нарушителя;
-разработка и внедрение защитных мер;
-контроль эффективности принимаемых защитных мер;
-персонификация и разделение ролей и ответственности между сотрудниками школы за обеспечение ИБ школы исходит из принципа персональной и единоличной ответственности за совершаемые операции.
5.1. Объектами защиты с точки зрения ИБ в управлении являются:
-информационный процесс профессиональной деятельности;
-информационные активы школы.
5.2. Защищаемая информация делится на следующие виды:
– информация по финансово-экономической деятельности школы;
– любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;
6. Требования по информационной безопасности
6.1. В отношении всех собственных информационных активов школы, активов, находящихся под контролем школы, а также активов, используемых для получения доступа к инфраструктуре школы, должна быть определена ответственность соответствующего сотрудника школы. Информация о смене владельцев активов, их распределении, изменениях в конфигурации и использовании за пределами школы должна доводиться до сведения директора школы.
6.2. Все работы в пределах школы должны выполняться в соответствии с официальными должностными обязанностями только на компьютерах, разрешенных к использованию в управлении.
6.3. Внос в здание и помещения школы личных портативных компьютеров и внешних носителей информации (диски, дискеты, флэш- карты и т.п.), а также вынос их за пределы школы производится только при согласовании с администратором ЛВС.
6.4. Все данные (конфиденциальные или строго конфиденциальные), составляющие тайну школы и хранящиеся на жестких дисках портативных компьютеров, должны быть зашифрованы.
6.5. Руководители подразделений должны периодически пересматривать права доступа своих сотрудников и других пользователей к соответствующим информационным ресурсам.
6.6. В целях обеспечения санкционированного доступа к информационному ресурсу, любой вход в систему должен осуществляться с использованием уникального имени пользователя и пароля.
6.7. Пользователи должны руководствоваться рекомендациями по защите своего пароля на этапе его выбора и последующего использования. Запрещается сообщать свой пароль другим лицам или предоставлять свою учетную запись другим, в том числе членам своей семьи и близким.
6.8. В процессе своей работы сотрудники обязаны постоянно использовать режим “Экранной заставки” с парольной защитой. Рекомендуется устанавливать максимальное время “простоя” компьютера до появления экранной заставки не дольше 15 минут.
6.9. Каждый сотрудник обязан немедленно уведомить администратора ЛВС обо всех случаях предоставления доступа третьим лицам к ресурсам корпоративной сети. Доступ третьих лиц к информационным системам школы должен быть обусловлен производственной необходимостью. В связи с этим, порядок доступа к информационным ресурсам школы должен быть четко определен, контролируем и защищен.
6.10. Сотрудникам, использующим в работе портативные компьютеры школы, может быть предоставлен удаленный доступ к сетевым ресурсам школы в соответствии с правами в корпоративной информационной системе. 6.11. Сотрудникам, работающим за пределами школы с использованием компьютера, не принадлежащего управлению, запрещено копирование данных на компьютер, с которого осуществляется удаленный доступ. 6.12. Сотрудники, имеющие право удаленного доступа к информационным ресурсам школы, должны соблюдать требование, исключающее одновременное подключение их компьютера к сети школы и к каким-либо другим сетям, не принадлежащим школы.
6.13. Все компьютеры, подключаемые посредством удаленного доступа к информационной сети школы, должны иметь программное обеспечение антивирусной защиты, имеющее последние обновления.
6.14. Доступ к сети Интернет обеспечивается только в производственных целях и не может использоваться для незаконной деятельности. Рекомендованные правила:
– сотрудникам школы разрешается использовать сеть Интернет только в служебных целях;
– сотрудники школы не должны использовать сеть Интернет для хранения корпоративных данных; – работа сотрудников школы с Интернет-ресурсами допускается только режимом просмотра информации, исключая возможность передачи информации школы в сеть Интернет;
– сотрудникам, имеющим личные учетные записи, предоставленные публичными провайдерами, не разрешается пользоваться ими на оборудовании, принадлежащем управлению;
– сотрудники школы перед открытием или распространением файлов, полученных через сеть Интернет, должны проверить их на наличие вирусов; – запрещен доступ в Интернет через сеть школы для всех лиц, не являющихся сотрудниками школы, включая членов семьи сотрудников школы. 6.15. Администратор ЛВС имеет право контролировать содержание всего потока информации, проходящей через канал связи к сети Интернет в обоих направлениях.
6.16. Сотрудники должны постоянно помнить о необходимости обеспечения физической безопасности оборудования, на котором хранится информация школы.
6.17. Сотрудникам запрещено самостоятельно изменять конфигурацию аппаратного и программного обеспечения. Все изменения производит администратор ЛВС.
6.18. Все компьютерное оборудование (серверы, стационарные и портативные компьютеры), периферийное оборудование (например, принтеры и сканеры), аксессуары (манипуляторы типа “мышь”, шаровые манипуляторы, дисководы для СD-дисков), коммуникационное оборудование (например, факс-модемы, сетевые адаптеры и концентраторы), для целей настоящей политики вместе именуются “компьютерное оборудование”. Компьютерное оборудование, предоставленное управлением, является ее собственностью и предназначено для использования исключительно в производственных целях.
6.19. Каждый сотрудник, получивший в пользование портативный компьютер, обязан принять надлежащие меры по обеспечению его сохранности.
6.20. Все компьютеры должны защищаться паролем при загрузке системы, активации по горячей клавиши и после выхода из режима “Экранной заставки”. Для установки режимов защиты пользователь должен обратиться к администратору ЛВС. Данные не должны быть скомпрометированы в случае халатности или небрежности приведшей к потере оборудования. Перед утилизацией все компоненты оборудования, в состав которых входят носители данных (включая жесткие диски), необходимо проверять, чтобы убедиться в отсутствии на них конфиденциальных данных и лицензионных продуктов. Должна выполняться процедура форматирования носителей информации, исключающая возможность восстановления данных.
6.20. При записи какой-либо информации на носитель для передачи субъектам, участвующим в информационном обмене, необходимо убедиться в том, что носитель чист, то есть не содержит никаких иных данных. Простое переформатирование носителя не дает гарантии полного удаления записанной на нем информации.
6.21. Порты передачи данных, в том числе FDD и CD дисководы в стационарных компьютерах сотрудников школы блокируются, за исключением тех случаев, когда сотрудником получено разрешение на запись администратора ЛВС.
6.25. Все компьютеры, подключенные к корпоративной сети, должны быть оснащены системой антивирусной защиты, утвержденной администратором ЛВС.
6.26. Сотрудники школы не должны:
– блокировать антивирусное программное обеспечение;
– устанавливать другое антивирусное программное обеспечение;
– изменять настройки и конфигурацию антивирусного программного обеспечения.
6.28. Использование сотрудниками школы публичных почтовых ящиков электронной почты осуществляется только при согласовании с ответственным за обеспечение безопасности информации ЛВС .
6.29. Сотрудники школы для обмена документами должны использовать только свой официальный адрес электронной почты.
6.31. Не допускается при использования электронной почты:
– рассылка рекламных материалов;
6.33. Все пользователи должны быть осведомлены о своей обязанности сообщать об известных или подозреваемых ими нарушениях информационной безопасности, а также должны быть проинформированы о том, что ни при каких обстоятельствах они не должны пытаться использовать ставшие им известными слабые стороны системы безопасности.
6.34. В случае кражи переносного компьютера следует незамедлительно сообщить администратору ЛВС.
6.35. Если имеется подозрение или выявлено наличие вирусов или иных разрушительных компьютерных кодов, то сразу после их обнаружения сотрудник обязан:
-проинформировать администратора ЛВС;
– не пользоваться и не выключать зараженный компьютер;
-не подсоединять этот компьютер к компьютерной сети школы до тех пор, пока на нем не будет произведено удаление обнаруженного вируса и полное антивирусное сканирование администратором ЛВС.
6.36. Конфиденциальные встречи (заседания) должны проходить только в защищенных техническими средствами информационной безопасности помещениях.
6.37. Перечень помещений с техническими средствами информационной безопасности утверждается директором школы.
6.38. Участникам заседаний запрещается входить в помещения с записывающей аудио/видео аппаратурой, фотоаппаратами, радиотелефонами и мобильными телефонами без предварительного согласования с администратором ЛВС.
6.39. Аудио/видео запись, фотографирование во время конфиденциальных заседаний может вести только сотрудник школы, который отвечает за подготовку заседания, после получения письменного разрешения руководителя группы организации встречи.
6.40. Доступ участников конфиденциального заседания в помещение для его проведения осуществляется на основании утвержденного перечня, контроль за которым ведет лицо, отвечающее за организацию встречи. 6.41. Сотрудникам школы запрещается:
– нарушать информационную безопасность и работу сети школы;
– сканировать порты или систему безопасности;
– контролировать работу сети с перехватом данных;
– получать доступ к компьютеру, сети или учетной записи в обход системы идентификации пользователя или безопасности;
– передавать информацию о сотрудниках или списки сотрудников школы посторонним лицам;
– создавать, обновлять или распространять компьютерные вирусы и прочие разрушительное программное обеспечение.
6.42. Ответственность за сохранность данных на стационарных и портативных персональных компьютерах лежит на пользователях. 6.43. Необходимо регулярно делать резервные копии всех основных служебных данных и программного обеспечения.
6.44. Только администратор ЛВС на основании заявок руководителей подразделений может создавать и удалять совместно используемые сетевые ресурсы и папки общего пользования, а также управлять полномочиями доступа к ним.
6.45. Сотрудники имеют право создавать, модифицировать и удалять файлы и директории в совместно используемых сетевых ресурсах только на тех участках, которые выделены лично для них, для их рабочих групп или к которым они имеют санкционированный доступ.
6.46. Все заявки на проведение технического обслуживания компьютеров должны направляться администратору ЛВС.
6.47. Все операционные процедуры и процедуры внесения изменений в информационные системы и сервисы должны быть документированы, и согласованны с администратором ЛВС.
7. Управление информационной безопасностью
7.1. Управление ИБ школы включает в себя:
-разработку и поддержание в актуальном состоянии Политики информационной безопасности;
-разработку и поддержание в актуальном состоянии нормативно- методических документов по обеспечению ИБ ;
-обеспечение бесперебойного функционирования комплекса средств ИБ;
-осуществление контроля (мониторинга) функционирования системы ИБ;
-оценку рисков, связанных с нарушениями ИБ.
8. Реализация политики информационной безопасности
8.1. Реализация Политики ИБ школы осуществляется на основании документов, регламентирующих отдельные процедуры и процессы профессиональной деятельности в управлении.
9. Порядок внесения изменений и дополнений в политику информационной безопасности
9.1. Внесение изменений и дополнений в Политику информационной безопасности производится не реже одного раза в три года с целью приведения в соответствие определенных Политикой защитных мер реальным жизненным условиям и текущим требованиям к защите информации.
10. Контроль за соблюдением политики информационной безопасности
10.1. Текущий контроль за соблюдением выполнения требований Политики информационной безопасности школы возлагается на сотрудника, назначенного приказом школы образования.
10.2. Директор школы образования на регулярной основе рассматривает реализацию и соблюдение отдельных положений Политики информационной безопасности, а также осуществляет последующий контроль за соблюдением ее требований.
Понятие ИБ в образовательной организации
Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.
В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:
Также специалисты по ИБ обязаны не допустить несанкционированные изменения данных и их утрату.
Меры защиты
Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях:
Рассмотрим подробнее меры защиты, предпринимаемые на каждом из этих уровней.
Нормативно-правовой способ защиты
Законодательством определяются данные, которые должны быть защищены от несанкционированного доступа третьих лиц. К числу таких сведений относятся:
Морально-этические средства обеспечения информационной безопасности
В рамках мер по обеспечению ИБ создаются перечни источников (программ, документов и т. д.) способных травмировать детскую психику. В результате принимаемых мер должен предотвращаться доступ таких источников на территорию образовательного учреждения.
Меры административно-организационного характера
Система административно-организационных мер строится на базе внутренних регламентов и правил организации, которыми регламентируется порядок обращения с информацией и ее носителями. В том числе должны быть разработаны:
Разработанными методиками должен определяться порядок доступа учеников в интернет во время занятий в компьютерных классах, меры по предотвращению доступа детей к определенным ресурсам, предотвращение использования ими своих носителей информации и т. д.
Физические меры
Ответственность за реализацию мер защиты компьютерной сети и носителей информации физического характера несет непосредственно руководитель образовательной организации и ее IT-персонал. Не допускается перекладывание этих мер на наемные охранные структуры.
К числу физических мер относятся:
Также среди физических мер можно назвать правила по созданию паролей и их периодической замене.
Технические меры
Технические меры защиты предусматривают использование специализированного программного обеспечения. В том числе в образовательных организациях рекомендуется использовать DLP и SIEM-системы, которые эффективно обнаруживают угрозы ИБ и обеспечиваю борьбу с ними. При невозможности использования подобных систем по причине бюджетных ограничений, применяются рекомендованные и разрешенные антивирусы и другие виды специального софта.
Применяемое для технической защиты программное обеспечение должно обеспечивать контроль электронной почты, которой пользуются ученики или персонал образовательной организации. Также могут устанавливаться ограничения на копирование данных с жестких дисков компьютеров. Обязательно рекомендуется использование контент-фильтра, с помощью которого ограничивается доступ детей к определенным ресурсам в интернете.
Угрозы информационной безопасности
Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.
Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:
Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:
Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.
Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.
Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность.