ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПАПКЕ РАННЕГО ДЕТСТВА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ НА ТЕМУ

Игры с детьми раннего возраста на прогулке.

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.   Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: 1. дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;                                                                                       -2.совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;                                                    3.развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;                  4.воспитаниe самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.   В целях безопасности утром до прихода детей воспитатель осматривает все участки, чтобы там не было опасных предметов (палок с гвоздями, острых предметов, стекла и др. нежелательных предметов). Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует Дети должны быть одеты по сезону. Одежда должна быть удобной, легкой, не сковывать движения. На прогулку выносятся игрушки (пластмассовые, резиновые, деревянные), которые можно мыть. Игрушки хранятся в специальном блоке. Песок в песочнице периодически очищается и меняется. Игрушки должны быть разнообразными:- моторные (мячи, обручи, каталки);- технические (автомобили разных видов, пароходы, вертолеты)- кукла, которую можно мыть и стирать одежду;- пособия для игры с куклой (посуда, одежда);- наборы игрушек (домашние животные, дикие животные);- лопатки, формочки, совочки для игры с песком и снегом;- природные материалы (шишки и др.). Игрушек должно хватать на каждого ребенка. Они должны быть яркими и не сломанными. Дети раннего возраста играют индивидуально или небольшими группами 2 – 3 человека, поэтому игрушки необходимо размещать на всей территории прогулочной площадки. Структурными компонентами прогулки являются:- дидактические игры-занятия;- трудовые поручения;- подвижные игры;- самостоятельная игровая деятельность.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.   Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.   Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.   Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей    Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.   Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.    Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.   Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики,  поощряет игры в семью, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.   С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры  и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в  игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями  сверстника. Детей учат двигаться стайкой, не мешая  друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке».  Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под  «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда  собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки Детей:  «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить  перевозбудившихся, чтобы снова  включить их в игру). Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки (А. Барто «Снег кружится») и т.д. При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям  их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых: «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль»). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей: «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»    Игры на свежем воздухе –  всегда весело и увлекательно!Играйте с детьми— это  укрепляет взаимосвязь между взрослыми и малышами, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений.

Игры на прогулке весной

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Как сосульки плакали?

Так, так, так.

(Трём кулачками глазки.)

Кап, кап, кап.

(Стучим пальчиками по ладошке.)

Собрались все капельки

(Стучим указательным пальчиком одной руки от локтя до ладошки другой.) Ручейки звенят, бегут

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Тает лёд на солнышке,

(Трясём кистями рук перед собой.)

От сосулек нет уже

(Разводим руки ладонями вверх.)

Открываем мы оконце.

(Разводим руки в стороны.)

Над землёй восходит солнце.

(Поднимаем руки вверх.)

Солнца яркие лучи

Стали очень горячи.

В небе солнышко сияет.

(Руки вверху, растопыриваем пальцы.)

Снег в сугробах оседает.

И от солнечных лучей

По земле бежит ручей.

На полу – листы бумаги. Это проталины. Дети должны пройти по комнате, наступая только на них. Тот, кому это удастся, победит.

Мы находимся в весеннем лесу. В некоторых местах снег растаял, и появились проталины. Нужно пройти по ним. А по снегу нельзя, потому что снег весной рыхлый, мокрый и можно промочить ножки.

Вот земля нагрелась,

(Встаём, поднимаем руки вверх.)

Травка стала выше,

На ветру качается.

(Руки вверху качаемся.)

Солнце из-за крыши

(Руки вверху разводим их в стороны.)

И ушло поспать.

Мы по берегу шагаем

(Идём на месте.)

Вербу сразу мы узнаем

(Поднимаем руки вверх и разводим их в стороны.)

Вот мы ветки наклоняем,

(Руки выставляем вперёд, опускаем вниз и наклоняемся.)

Мы пушинки посчитаем –

Раз, два, три.

(Выпрямляясь, кладём ладони на колени, на живот, на грудь.)

Ветерок качает ветки

(Качаемся из стороны в сторону.)

И дрожат пушинки-детки

(Трясём кистями рук.)

Игра «Собираем пушинки»

Воспитатель объясняет детям, что верба потеряла свои вербушки-пушинки и надо их собрать. Пока звучит музыка, дети собирают пушинки (комочки ваты) и складывают их в ведёрко. Может быть введён элемент соревновательности (по усмотрению воспитателя).

Под высокою сосной

Появился дом лесной.

Дом большой стоит без крыши,

Скоро будет ещё выше.

Муравьи повсюду ходят,

Листья, веточки находят.

В дом несут хвоинки,

(Показываем, как несём.)

Строят муравьи весь день,

И работать им не лень.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Строят, строят домик свой

Под высокою сосной.

Воспитатель называет действия, которые совершает муравьишка. Дети выполняют эти действия. Например: муравьишка бежит (все бегут на месте), муравьишка прыгает (все прыгают), муравьишка спит (все приседают), муравьишка собирает травинки, лезет на дерево (все показывают) и т. д.

По лесу идёт,

(Идём на месте, изображая медвежью походку.)

Мишке прямо в лоб.

(Хлопаем ладошкой по лбу.)

И ногою топ!

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Мы по лесу ходим, бродим.

Вокруг ёлки хороводим.

(Ходим по кругу, держась за руки.)

А над ёлкой снег, снег.

А под ёлкой снег, снег.

Под сугробом спит медведь.

Будет он на нас реветь: р-р-р!

(Машем руками, отмахиваемся.)

Слушаем стихи и выполняем прыжки. В конце приседаем.

Лягушонок по дорожке –

У него промокли ножки –

Вот он скачет по листочкам –

По тропинкам и по кочкам –

А потом на дно нырнул

И тихонечко заснул.

Птицы с юга к нам летели –

(Машем руками, как крыльями.)

Выше дуба, выше ели.

Крылья вверх, крылья вниз –

Ещё выше поднялись.

Птицы крыльями махали

День и ночь, потом устали.

(Опускаем руки вниз.)

Птицы низко покружились

И на землю опустились.

Посидят и отдохнут,

Гнёзда вить потом начнут.

(Делаем руками перед собой такие движения, будто плетём гнездо.)

Игра «Птички и Лисичка»

Роль Лисички играет воспитатель (или кто-то из детей). Все дети – птички. Они летают, бегают, веселятся. Воспитатель говорит: «Прячьтесь, птички! Идёт Лисичка!» Дети должны быстро спрятаться в свои гнёзда (разложенные на полу обручи) или просто присесть и замереть. Того, кто не успел спрятаться, или того, кто пошевелился, Лисичка забирает. Игра закончится, когда все птички будут пойманы.

Другой вариант окончания игры: победителем объявляется птичка, оставшаяся последней.

Игра «Одуванчики на полянке»

Воспитатель раскладывает на полу одуванчики, вырезанные из жёлтой бумаги. Дети должны пройти по полянке так, чтобы не наступить на цветочки. Нужно перешагивать или перепрыгивать через них. Тот, кто наступил, выходит из игры. Игру можно повторить.

Игра «Курочка с цыплятами»

Для игры нужно выбрать Курочку. ( У ребёнка в руках может быть игрушечная курица.) Остальные дети – цыплята. Игру можно сопровождать музыкой. В конце игры Курочка проходит по комнате (ищет цыплят), а цыплята идут за ней. Возможно повторение игры.

Вышла Курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

(Курочка выходит вперёд.)

А за ней цыплятки,

Жёлтые ребятки. ( Идём за Курочкой.)

Не ходите далеко!

Не жалеют лапки.

(Прыгаем на месте.)

. Где мои ребятки?

. Мы играем в прятки.

Разбежались по кустам

И попряталися там.

(Бежим в разные стороны и прячемся: приседаем.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель изображает животных (показывает походку, повадки, голос). Дети стараются отгадать, какое животное изображается.

Игра «Бабочки летают»

В поле бабочки летают,

Над цветочками порхают.

Они крылышками машут,

Они кружатся и пляшут.

(Кружимся на месте.)

Быстро бабочки летают,

Они кружатся легко

И летают высоко.

(Кружимся, руки вверх.)

Всюду бабочки летают,

Полетали, полетали –

Крылышки у них устали.

(Трясём руками перед собой.)

В поле бабочки летели,

На цветочки они сели.

Наталья Савкина Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ХОДЬБОЙ И БЕГОМ

Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.

Публикация «Картотека подвижных игр для детей раннего возраста» размещена в разделах

учить ходить друг за другом, не наталкиваясь

На полу лежат параллельно друг другу две доски (ширина 20 см) на расстоянии 1-1, 5 м. Дети двумя колоннами выполняют ходьбу по доскам -«тропинкам», свободно балансируя руками.

воспитатель напоминает им, что спину и голову нужно держать прямо.

Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

учить детей ходить подгруппой (всей группой) на носочках.

Ребенок идет вместе с вами с одного конца комнаты (площадки) на другой. Вы предлагаете ему пройти тихо-тихо, на носочках, так, чтобы не было слышно. « Осторожно идем по мостику, чтобы не оступиться и не намочить ног». Указания к проведению.

воспитатель следит за правильной осанкой ребенка и за тем, чтобы он не утомился.

Варианты: ходьба по кругу на носочках.

ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ

учить ходить по прямой дорожке с перешагиванием через предметы.

на пол посередине комнаты кладут 2-3 палки на расстоянии 1 м одна от другой. Малыш становится в 2-3 шагах от палок лицом к ним. На противоположной стороне комнаты стоит стул, на котором лежит флажок или погремушка. По указанию ребенок идет, перешагивая через палки, к стулу, поднимает флажок и машет им, затем кладет флажок на стул и возвращается обратно.

необходимо дойти до стула, поднять флажок (погремушку) и помахать.

Варианты: увеличить количество палок до 5. Можно использовать для перешагивания обручи.

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.

Содержание игры: Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. « Догоните меня!» – предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.

Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».

Варианты: Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. « Воробушки вылетают из гнезда!» – говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

1. Нельзя убегать за границы площадки

2. Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.

3. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках – кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. « Дождь пошел, бегите домой!» – говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».

2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!»

Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу воспитателя, приучить детей помогать друг другу.

на сигнал «Птички летают!» дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал «Кот!» «птички» «улетают» в свои домики.

внимательно слушать и действовать по сигналу воспитателя:

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя; бегать, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.

Дети находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне раскладываются предметы (погремушки, флажки, игрушки). Воспитатель предлагает кому-либо добежать до игрушек, взять одну и принести. Рассмотрев с ребенком принесенную игрушку, просит отнести ее обратно. Затем то же задание предлагает другому ребенку. Дети могут выполнять задание и по двое-трое одновременно. Игру можно усложнить, предлагая детям добежать до предметов по дорожке (длиной 3—4 м).

Такая дорожка обозначается двумя параллельными линиями, начерченными на земле (на расстоянии 25—30 см одна от другой).

По мере овладения движениями дети могут бегать за предметами небольшими группами. В этом случае они приучаются бежать в одном направлении, не мешая друг другу. Выполнение таких заданий имеет некоторый элемент соревнования. Хотя воспитатель не ставит задачу, чтобы дети соревновались на скорость, каждый ребенок старается принести игрушку первым.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПОЛЗАНИЕМ

ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ

учить детей подлезать под шнур, не задевая его; упражнять в ползании по ограниченной площади; развивать навыки лазанья, воспитывать смелость и ловкость.

сначала педагог предлагает одному ребенку показать, как нужно подлезать под шнур, и при этом объясняет: «Лена подходит к шнуру, становится на четвереньки (с опорой на ладони и колени) и выполняет ползание, как «жучок», голову наклоняет так, чтобы не задеть шнур. Доползла до погремушки, встала, взяла погремушку и погремела ею».

После показа и объяснения воспитатель предлагает детям занять исходное положение и по сигналу приступить к выполнению задания. Упражнение повторяется 3 раза.

Правила: не толкаться, выполнять задание по сигналу воспитателя

Варианты: подлезание под дугу.

ПРОПОЛЗТИ В ВОРОТЦА

совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его к этому движению, учить проползать под дугой, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади.

Малыш сидит на стульчике. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга – воротики. Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Предложите ребенку на четвереньках доползти до дуги, подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.

Варианты: пройти под препятствием, пригнувшись, но, не дотронувшись руками до земли (“Пройти под дугой”).

НЕ ПЕРЕПОЛЗАЙ ЛИНИЮ!

совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его к этому движению; упражнять в ползании по ограниченной площади.

Воспитатель проводит на полу две параллельные линии длиной 3-4 м на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочередно проползают на четвереньках между линиями, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен встать, поднять обе руки вверх, потянуться или хлопнуть в ладоши над головой, затем вернуться на свое место.

Указания. Для упражнения можно использовать доску шириной 40-50 см, положенную на пол.

Содержание игры: Воспитатель предлагает детям-обезьянкам по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и подняться на три-четыре рейки, начиная с первой, т. е. взобраться на дерево за фруктами. Дети поднимаются приставным шагом и спускаются вниз. Другие наблюдают, как обезьянки “собирают на деревьях бананы и апельсины”. Затем следующие дети выполняют задание.

Указания. Следить, чтобы дети не пропускали ступеней, ногу ставили серединой стопы. Когда дети уверенно будут выполнять лазанье вверх, задачу можно усложнить: обезьянки поочередно поднимаются на первую секцию, потом приставным шагом переходят на другую, третью – “из дерева на дерево”. Движения выполняются поточным способом.

С БРОСАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ МЯЧА

МЯЧ В КРУГУ

Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

учить детей катать мяч двумя руками друг другу.

дети подходят к стульям (скамейке, на которых заранее разложены мячи большого диаметра, берут их и становятся на исходную линию, обозначенную шнуром. По команде воспитателя: «Покатили!», оттолкнув мяч двумя руками, прокатывают его в прямом направлении и догоняют. На исходную линию малыши возвращаются шагом. Упражнение повторяется.

Правила: выполнять задание по команде воспитателя «Покатили!»

Варианты: катание мяча под дугу одной рукой.

учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.

Дети становятся в круг. Инструктор с большим ярким мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и поочередно бросает мяч, называя имя ребенка: «Вова, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его инструктору.

ПОПАДИ В ВОРОТЦА

учить ребенка прокатывать мячи (шары, обручи) в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании.

Малыш сидит на стульчике, по Вашей просьбе встает и подходит к обозначенному воспитателем месту, впереди которого на расстоянии 2-3 шагов стоят воротца – дуги. Ребенок наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, ребенок идет и собирает их.

Варианты: сбивание кеглей.

ребенок держит в руке маленький мяч или мешочек с песком. Поставьте ящик или большую корзину (расстояние от цели до детей не более 1,5-2 м). Предложите ребенку бросать мяч, который находится у него в руках, в ящик (корзина, сетка).

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

1. Убегать можно только после слов: «Догоню!»

Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.

ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ

Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

– дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит!

– шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

1. Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.

ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ

Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» – и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на

корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм.

«Полетели птички в гнёзда!» – говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

не толкаться, помогать друг другу вставать в обруч, использовать всю площадь, выделенную для игры.

разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» – дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.

НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПPOCТPAНСТВЕ

Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза.

А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.

Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).

Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. « Пора!» – говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинается снова.

1. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!».

Вместо словесного указания использовать колокольчик. Кто первый найдет флажок, тот его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, за деревьями

ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ И ПЕНИЕ

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». « Поезд подъезжает к станции» – говорит воспитатель.

Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Двигаться можно только после гудка, т. е. по сигналу воспитателя.

Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.

учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, внимательно слушать сигналы, выполнять движения в соответствии с текстом.

игра с пением, слова и музыка народные

дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель поет песенку и показывает детям движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, этак топни ножкой!

Дети топают ножкой, руки на поясе.

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, этак бей в ладоши! (2 раза)

Дети хлопают в ладоши.

Вот так, этак повернись! (2 раза)

Дети поворачиваются 1-2 раза. Руки на поясе.

Вот так, этак попляши! (2 раза)

Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может.

Вот так, этак поклонись! (2 раза)

Дети наклоняются, разводя руки в стороны.

Правила: количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только первый, второй, четвертый куплеты. При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песни.

На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться, выполняя движения. При следующем водящем можно добавить еще один куплет: Песню воспитатель должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей

Вот так, этак выбирай! (2 раза)

Ребенок выбирает другого заиньку, и игра повторяется.

Игры, обучающие детей быстро бегать

Цель: Умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», при этом манит их рукой.

Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»

Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:

Дети садятся на стульчики. « Отдохнули?» — спрашивает взрослый.

«Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите! Кто быстрее?»

Лови меня

Цель: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Взрослый, убегая от ребенка, предлагает поймать его. Ребенок пытается догнать взрослого, а тот убегает. После того как ребенок поймет смысл игры, он убегает от взрослого, а тот становится водящим. Игра повторяется несколько раз, чередуясь с отдыхом.

Догони мяч

Цель: Развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.

Материалы: Корзина или коробка с мячами.

Ход игры: Ребенок стоит рядом со взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый бросает мячи из корзины подальше от ребенка. После его команды: «Догони мяч!» — ребенок бежит за мячом, подбирает его и снова кладет в корзину. Так он собирает все остальные мячи.

В то время, когда ребенок бежит за мячом, взрослый ритмично читает стихотворение.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

Походи и побегай

Цель: Обучение бегу в разном темпе, развитие чувства ритма.

Материал: Бумажные самолетики.

Ход игры: Взрослый показывает самолетик и спрашивает:

— Что это?

— Что он делает?

— Где летает?

— Высоко в небе.

Затем читает стихотворение Н. Найденова «Самолет»

Самолет гудит: «У-у-у-у!»

Я лечу в Москву!

Самолет ведет: «У-у-у-у!»

По комнате пускают бумажные самолетики, которые ребенок ловит и приносит взрослому, а потом садится на стульчик. Взрослый предлагает ребенку самому «полетать» по комнате.

Сначала ребенок «заводит мотор», двигается не очень быстро, повторяя: «Жу — жу — жу — лечу!» Взрослый машет флажком, ребенок разводит руки в стороны (на высоту плеч) и переходит с ходьбы на бег. Некоторое время он свободно бегает по комнате, повторяя: «У-у-у-уу!», затем «мотор» выключается, малыш произносит: «Ш-ш-ш» и садится на место.

Быстрее — медленнее

Цель: Развитие чувства ритма, формирование умения двигаться в разном темпе.

Материал: Игрушечная машинка, руль, колокольчик.

Ход игры: Малыши сидят на стульчиках, а взрослый показывает им игрушечный грузовик, рассказывает о нем и задает детям вопросы: «Какой он?», «Где колеса?», «Где кабина?», «Где кузов?», «Где руль?», «Что возит грузовик?», «Куда он ездит?» и т. д.

Ребенку дают игрушечный руль, объясняют, что он будет шофером и поведет свой грузовик сначала медленно, потом побыстрее. Во время езды нельзя ни на что натыкаться, надо внимательно смотреть вперед и по сторонам.

Взрослый звонит в колокольчик, ребенок встает со стульчика и, держа руль, медленно «ездит» по комнате. Услышав другой сигнал («би-би-би»), ребенок переходит на бег («машина едет» быстрее).

Во время игры взрослый следит, чтобы ребенок не горбился, держал спину и голову прямо, обращал внимание не только на руль, но и на то, что находится вокруг него.

По сигналу колокольчика ребенок замедляет бег и переходит на ходьбу. Некоторое время он свободно ходит по комнате, затем отдает игрушку взрослому и садится на свой стульчик.

Игры, обучающие детей прыжкам

Цель: Формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп, автоматизация звука «Ч» в звукоподражании.

Материал: Детский стульчик или скамеечка.

Ход игры: Ребенок-«воробушек» сидит на стульчике «в гнездышке» и спит.

В гнезде воробушки живут

И дружно утром все встают.

Ребенок открывает глаза, громко поет: «Чирик – чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».

Во время пения ребенок встает со стульчика, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка только за руку и прыгает вместе с ним.

Цель: Обучение прыжкам, умение двигаться ритмично.

Ход игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его головку ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Подпрыгни до ладошки

Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки.

Материал: Любая яркая игрушка, бубен или колокольчик.

Ход игры: Взрослый подзывает ребенка, протягивает свою руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.

Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.

Попрыгай на носочках

Цель: Обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.

Ход игры: Взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю. Тувима «Скакалка»:

Наша козочка скакала

Да и ноженьку сломала.

Но скажу тебе по чести —

Ведь сидеть нельзя на месте,

Это всем давно известно —

Без игры неинтересно,

Наша козочка поплачет,

А поправится — заскачет,

Ребенок вместе с взрослым в эго время подпрыгивают на месте, а когда стихотворение кончается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!» Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая «Козочка, прыг-скок, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.

Мячик

Цель: Обучение прыжкам, развитие координации движений.

Ход игры: Взрослый бросает мячик об пол, говоря при этом:

Мой славный мяч,

Забавный мяч —

На месте не сидит.

Ловлю его, ловлю его

И снова он летит!

Взрослый предлагает ребенку попрыгать, как мячик, ребенок прыгает, а взрослый бросает мяч и говорит: «Беги, мячик!»

Ребенок бежит на свое место. Когда он немного отдохнет, игра повторяется.

Игры, формирующие навыки ползания

Цель: Тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову («кошечка» крадется), затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьет). Игра проводится на коврике.

Собачка

Цель: Развитие навыков простейших передвижений в горизонтальном и вертикальном положении. Укрепление мышц туловища и конечностей, умение ориентироваться в пространстве, развитие слуха.

Материал: Игрушечная собачка, надувное бревно или другое небольшое препятствие.

Ход игры: Взрослый становится на четвереньки и ползает по полу, как собачка, приглашая ребенка сделать так же. Показывая игрушечную собачку, он говорит ребенку: «Ну-ка, покажи, как собачка бегает и лает».

Ребенок ползает на четвереньках, подражает лаю собак: «Гав-гав ».

Ползание можно усложнить переползанием через бревно.

Собираем шарики

Цель: Развитие элементарных навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, укрепление мышц туловища, развитие умения правильно различать цвет и форму предметов.

Материал: Цветные шарики разных цветов и размеров.

Ход игры: Взрослый высыпает на пол цветные шарики или мячики и просит ребенка собрать их, принести и положить в ящик. Чтобы усложнить игру, можно поставить перед рассыпанными шариками несколько преград (например, стульчик, скамейку), которые ребенок должен преодолеть, а затем собрать шарики. Можно попросить ребенка собрать только красные или зеленые, или только маленькие шарики и т. д.

Дорожка препятствий

Цель: Тренировка разносторонней координации движений, развитие навыков в ходьбе, подлезании, переступании. Тренировка самостоятельности и быстроты реакции на команды.

Ход игры: В начале дорожки взрослый укрепляет веревку в горизонтальном положении низко над землей, затем ставит стул, низкий стол, кладет несколько больших кубиков и т.д. В конце дорожки кладут игрушку, интересную для ребенка (мячик, большую куклу и т. п). Ребенок должен преодолеть препятствия, установленные на пути к игрушке — перелезая, подлезая, переступая через них. Если детей несколько, можно устроить соревнование.

Котята и щенята

Цель: Развитие навыков бега, лазания, ходьбы, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, чувства равновесия, ловкости, выдержки.

Ход игры: Играющих делят на две группы — «котят» и «щенят». « Котята» находятся около своих стульчиков, «щенята» — на другой стороне комнаты, за своими стульчиками, «в будках». По сигналу взрослого «котята» начинают бегать легко, мягко. На слова взрослого «Котята!» они произносят «Мяу!» В ответ на это «щенята» лают «Ав-ав- ав», перелезают через стульчики, на четвереньках бегут за «котятами», которые быстро влезают на свои стульчики. « Щенята» возвращаются в свои «будки».

После 2—3 повторений дети меняются ролями. В конце игры взрослый предлагает всем пройти тихо, медленно, по-кошачьи. Контролируется осанка и смыкание губ.

Игры, развивающие чувство равновесия

Эти колыбельные помогут ребенку расслабиться, успокоиться, снять излишнее эмоциональное напряжение.

Взрослый берет ребенка на руки и покачивает его, баюкает, напевает одну из песенок:

Не ложися на краю,

А то с краю упадешь

И головку расшибешь.

Придет к тебе бирючок

И ухватит за бочок.

За бочок за правенький,

Мой сынок кудрявенький.

Сон дорогу нашел,

К тебе в гости пришел,

Ты его не гони,

Спи, малышка, усни:

Завтра выйдешь опять

В сад весенний гулять,

А пока отдохни,

Спи, малышка, усни.

(Русские народные песни)

Тучи и ветер

Цель: Тренировка вестибулярного аппарата.

Ход игры: Ребенок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, которые гонит по небе ветер.

Погладь мишку

Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрения и слуха. Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, формирование правильной осанки, укрепление стоп, упражнение в беге по наклонной плоскости.

Материал: Игрушечный мишка, доска, высокий кубик или табуреточка.

Ход игры: Ребенок стоит перед взрослым, который делает горку из длинной доски, положенной одним концом на высокий кубик или любое другое возвышение. Наверху горки взрослый сажает мишку и говорит ребенку: «Много нашей детворы ходит к Мишеньке с горы».

Ребенок по доске поднимается на горку, гладит мишку, затем сбегает вниз и садится отдохнуть. Упражнение повторяется еще несколько раз.

Можно поиграть с мишкой по-другому. Взрослый произносит: «Мы к медведю подбежим, зарычит — мы убежим». Ребенок бежит к медведю, а по сигналу «Р-р-р» быстро убегает.

Повторяют игру 3—4 раза. Взрослый предлагает ребенку идти тихо, чтобы медведь не услышал.

Качели — карусели

Цель: Развитие чувства равновесия, чувства ритма

Ход игры: Взрослые поднимают ребенка, который лежит на спине, до уровня своего пояса (один держит ребенка под мышки, другой за обе ноги) и раскачивают его в выпрямленном положении — получаются своеобразные качели. Затем один, продолжая держать ребенка под мышки (другой опускает ноги малыша), кружится с ним вправо и влево, как карусель. Эту игру желательно проводить под ритмичную музыку или ритмично приговаривать:

А недавно две газели

Позвонили и запели:

В самом деле

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Все качели Погорели?

Пройди по ребристой доске

Цель: Профилактика нарушений осанки, плоскостопие.

Материал: Ребристая доска, массажный коврик, или другой предмет с неровной поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит на скамейке. По просьбе взрослого он должен пройти по ребристой доске, взять с находящегося в двух метрах от конца ребристой доски стула игрушку и передать ее взрослому. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок дышал носом, у него была прямая спина, рот закрыт.

Через речку

Цель: Развитие равновесия, навыка хождения по ограниченной площади. Формирование правильного прикуса.

Материал: Длинная доска, резиновое или пластмассовое колечко (можно использовать колечко от пирамидки).

Ход игры: Взрослый кладет на пол доску — это «мостик». Ребенок встает на «мостик», открывает рот и высовывает язык, на кончик которого взрослый кладет колечко (оно не должно быть слишком маленьким). Пройдя «мостик», ребенок снимает с языка колечко и отдает его взрослому.

Сначала ребенка держат за руку, затем он идет самостоятельно.

Взрослый следит за правильностью осанки.

Ноги маленькие, ноги большие

Цель: Тренировка мышц брюшного пресса.

Материал: Палочка или любая яркая игрушка.

Ход игры: Ребенок из положения лежа на спине (на коврике) поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди с помощью взрослого и под его счет. Потом игра изменяется: ребенок в этом же положении — лежа на спине — пытается достать то одной, то другой ножкой, то обеими вместе яркую палочку, которую держит над ним взрослый на высоте 30—50 см от пола.

Цель: Развитие гибкости, чувства равновесия.

Ход игры: Сидя на корточках, ребенок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках под счет взрослого. Взрослый, присев, держит ребенка за обе руки и демонстрирует эти движения, а ребенок ему подражает. За успешное выполнение ребенок поощряется.

Покачаемся

Ход игры: Взрослый сидит на стуле и покачивает ребенка, сидящего верхом у него на коленях или стоящего на подъеме стопы, поддерживая малыша.

Маленький самолетик

Цель: Развитие мышц плечевого пояса, координация движений.

Ход игры: Взрослый берет ребенка под предплечья и грудную клетку и поднимает в горизонтальном положении вверх. Если ребенок боится, то вначале держится ручками за плечи взрослого, и тот поднимает его на своих напряженных руках, поддерживая туловище снизу. После того как ребенок преодолеет страх, взрослый может немного покружиться, а ребенок разводит руки в стороны и, прогнувшись в спине, изображает летящий самолет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *