ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГПД

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня

Для успешной работы группы продлённого дня важно то, насколько правильно

организован в ней режим. Соблюдение в течение длительного времени

правильного режима способствует укреплению здоровья, создает

жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников.

Неукоснительное соблюдение режима воспитывает у учащихся такие ценные

качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность.

Наивысшую работоспособность у детей можно сохранить только в том случае,

если правильно организовать чередование труда и отдыха.

Свободные от выполнения домашних заданий время, должно быть заполнено

умно, интересно, чтобы его проведение было полезно воспитанию детей.

Конечно, в значительной степени это зависит от воспитателя группы

продленного дня, его умения заинтересовать детей, интересным делом, дать

выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно

проявить свои способности, реализовать себя. Ведь, группа продленного дня

является одной из форм воспитания детей и помогает организовать

благоприятные условия для их отдыха, обучения и воспитания, сочетание

учебновоспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Она

обеспечивает, учитывая возрастные особенности, их умственное, нравственное,

эстетическое, физическое, духовное развитие, создает условия для организации

производительного труда, открывает возможности всестороннего выявления и

развития индивидуальных, способностей, запросов и интересов

Наибольшую помощь в этом воспитателю группы продленного дня может

предоставить игровая деятельность, так как у детей, особенно у

первоклассников постоянно существует потребность в

Игровая деятельность это особая сфера человеческой активности, в которой

личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления

физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому

игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности.

Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения,

искусства и спорта

Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные,

музыкальные, художественные, спортивные; игратруд, играобщение, игра

драматизация и т. д.

В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Игровая деятельность

является важной частью жизни младшего школьника. Наряду с ведущей

учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к

школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала

личности, коммуникативных способностей.

В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в

разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь,

моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы

обучения и воспитания.

Популярными среди детей являются игры, описанные ниже, в которые при

правильной организации и повторении дети через какоето время начинают

играть без активной помощи воспитателя группы продлённого дня.

Один ребёнок выходит за дверь и меняет там что-то в своём внешнем виде (например, засучивает

рукава блузки, снимает одну серёжку), возвращается, и все отгадывают, что в его одежде изменилось.

«Узнай по голосу»

Среди играющих детей выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям.

Его задача – узнать по голосу ребёнка, которого коснётся второй водящий. Этот ребёнок произносит

имя первого водящего. Первый водящий угадывает произносившего по голосу (может быть несколько

попыток), затем первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный

ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.

Дети встают (садятся) в круг. Один выходит в центр, а другие говорят ему комплимент – хвалят его.

Либо в кругу дети делают комплимент соседу справа, затем соседу слева.

Не придумал комплимент – выбывай. Выигрывает тот, кто дольше продержится.

«Узнай по описанию»

Среди играющих выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его

задача – угадать ребёнка по описанию его внешнего вида (глаза, волосы, одежда, обувь и т.п.). Второй

водящий описывает коголибо из детей. После угадывания первый водящий становится вторым

водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.

Перед детьми несколько предметов (например, 7 игрушек). По сигналу дети закрывают глаза, а

водящий чтото меняет (например, меняет местами какиелибо две игрушки, убирает (добавляет)

какую-то игрушку). Дети угадывают, что изменилось.

Указанные игры позволяют развивать внимание, память, стимулируют мыслительную активность,

Сюжетноролевые игры иногда их называют сюжетными) занимают особое

место в моральном воспитании ребенка. Они имеют преимущественно

коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе.

Разделяют их на ролевые, режиссерские, игрыдраматизации. Сюжетом могут

быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно

конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе

жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно

воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или

разыгрываются фантастические ситуации, что не имеют пока аналогов в жизни.

Основные компоненты ролевой игры тема, содержание, воображаемая

ситуация, сюжет и роль. Дети младшего школьного возраста любят такие игры

как «Семья», «Школа», «Я беру интервью», «Театр пантомимы»,

«Кукольный театр» и др.

В начальной школе широкое применение имеют дидактические (обучающие)

игры. Их цель: создание условий для расширения, углубления, закрепления

знаний и умений.

Игры на усвоение названий предметов и действий. « Что пропало?», «Угадай,

кто тут?», «Наша улица»;

Игры, связанные с определённым видом трудовой деятельности людей

построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл?», «Кем

Игры, развивающие сенсорные способности учащихся: «Назови одним

словом», «Что лишнее?», «Собери картинку»;

Игры, направленные воспитание у детей правил поведения

общественных местах: «Мой друг светофор», «Правильно ли он поступил?»;

Игры, направленные на воспитание чувства уважения к людям труда,

защитникам нашей Родины, любви к родному краю: «Гости нашего города»,

«Путешествие по городу», «Природа и человек»

Возможно проведение игрсоревнований без использования дополнительных

источников информации. Например, можно предлагать заданиязадачи, ребусы,

кроссворды. Работая по теме «Экология» во 2 классе, ребятам предлагались

экологические задачи. Например:

1) Несколько белок обитало у лесного озера, которое загрязняли туристы. Когда экологи очистили от

мусора берег озера, у белок родилось 9 бельчат, и их тогда стало 16. Сколько белок жило у озера до

Ответ: 7 белок.

2) От лесного пожара люди спасли 17 животных. Из них было 6 зайцев, 7 белок, а остальные – лисицы.

Сколько лисиц спасли люди?

Ответ: 4 лисицы.

3) Завод сбрасывал отходы в реку. В 1ый месяц изза этого погибло 30 кг рыбы, а во 2-ой столько же,

да еще 15 кг. Сколько всего килограммов рыбы погибло за эти 2 месяца, до того, как завод закрыли?

4) На участке посеяли травянистые растения для создания красивого газона. Вскоре ростки взошли.

Когда стебельки стали высотой 1 дм, их постригли на высоту 5 см. Сколько сантиметров стебля

срезали во время

Ответ: 5 см.

5) На пришкольной аллее посажено 20 липок, но вскоре 3 из них были поломаны. Сколько липок

Ответ: 17 липок.

6) После вырубки лесов посадили 20 берёзок, ёлочек на 5 больше, чем берёз, а дубков на 10 меньше,

чем берёзок. Сколько всего саженцев посадили?

Ответ: 55 саженцев.

Детям очень нравится игра по типу «Крестикинолики». Все участники делятся

на 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики». Игровое поле

разделено на 9 клеток, каждая из которых имеет свой номер, своё

название. Каждая клетка закрыта. Команды по очереди выбирают номер

игровой клетки. В открытой клетке находится задание. Ведущий объясняе

правила выполнения задания. Победившая команда в этой клетке ставит свой

знак – «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих

Представляю материалы игры «Здорово быть здоровым!», проведённой в

форме«Крестикинолики» среди второклассников.

№1. Верю –

1) Пульс – это ритмическое расширение стенок кровеносных сосудов (артерий), вызываемое

сокращениями сердц (Да)

2) Для зрения особенно полезен витамин С. ( Нет, витамин

3) Курение может быть причиной рака лёгких. ( Да)

4) Алкоголь разрушает мозг.

К какому врачу нужно обратиться?

1) Детский врач. ( Педиатр)

4) Специалист по зрению. ( Окулист – офтальмолог)

6) Специалист, который лечит многие болезни и выполняет операции.

№3. Мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья». Серия «Быть здоровым – здорово».

Вопросы после просмотра мультфильма:

1) Назовите три основы здорового образа жизни. ( Правильное питание, гигиена,

2) Кого нужно в себе победить для своего же здоровья? (Обжору, грязнулю, лентяя)

Каждой команде даются буквы, из которых нужно составить слово, связанное с темой «Здоровье».

1) Буквы: з, а, р, я, д, к,

2) Буквы: з, а к, а, л, к,

Детям каждой команды выдаются карточки с английскими словами, дети переводят.

Например: ball (мяч),football (футбол), baseball (бейсбол), health

В командах по 6 чел. Передача мяча в колонне снизу, под ногами, в конец колонны и над головами в

начало колонны. Задача – сделать это быстро, не уронив мяч. Если мяч уронили, поднять его и

продолжить с того места, где произошло падение.

Дети задают вопросы о содержимом в ящике, на которые учитель отвечает «Да» или «Нет».

В ящике – яблоко.

Какие продукты считаются наиболее полезными? (Овощи и фрукты)

Исполнение частушек о правилах дорожного движения: по 3 человека от каждой команды. Текст

частушек написан на листах бумаги.

Не менее привлекательны для детей игрыпутешествия, придающие

познавательному содержанию необычность. В состав игрыпутешествия могут

входить песни, загадки, ребусы и т.д. Например, игра «Путешествие по

Лингвинии» может включать станции: «Лес потерянных букв», «Поляна

арифметики», «Река слов», «Поляна анаграмм», «Поляна шуток», «Замок

Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей

дошкольного и школьного возраста. Они всегда требуют от тех, кто играет,

активных подвижных действий, направленных на достижение условной цели,

указанной в правилах.

Преимущество подвижных игр в том, что в процессе игры используют все виды

присущих человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанья, метание,

бросание и ловлю, упражнения с предметами, и поэтому является

универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр есть не только богатство и разнообразие

движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что

создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.

Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя,

ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения,

необходимого для достижения цели.

Привожу пример популярных подвижных игр, которые нравятся детям.

Волк во рву.

Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 50 – 70 см. одна от другой. Эти линии

образуют ров, в котором живёт волк (водящий). Остальные участники игры – козочки, они находятся

на одной из сторон площадки. По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону площадки, по

дороге перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят (пятнают) перебегающих. Пойманные

козы подсчитываются и отпускаются . После трёх – четырёх перебежек выбирают нового волка ( или

двух волков, если ширина рва позволяет это сделать). Выигрывают козы, ни разу не попавшиеся

волкам, и волки, сумевшие поймать больше козочек. Не разрешается задерживаться перед рвом более 5

секунд и заступать в ров ногой. Козочки, нарушившиеся это правил ,считаются пойманными. Коза не

считается пойманной, если она осалена волком, ступившим за пределы рва

Играющие становятся по кругу парами, один позади другого, лицом к центру круга. Расстояние между

парами 12м. Двое водящих – за кругом, один из них убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони,

убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним».

Он теперь должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснётся) убегающего, то

они меняются местами.

Мы весёлые ребята.

На расстоянии 1520м чертятся две параллельные линии. Это дом. В центре площади становится

водящий, а все остальные располагаются за линией одного из домов. По сигналу воспитателя дети

Мы, весёлые ребята.

Любим бегать и играть,

Но попробуй нас догнать!

После слова, «догнать» играющие бегут в противоположный «дом».

Водящий пытается, догнав их, коснуться рукой. Запятнанные отходят в сторону. После игра

повторяется вновь. Водящих следует менять через 34 перебежки. Вместе с новым водящим в игру

Игра со скакалкой на выносливость и координацию движения.

В неё можно играть большой группой (1020чел.)

Выбирается водящий, он начинает вращать скакалку, так, чтобы та скользила по полу, делая круг за

кругом под ногами детей.

Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого – либо и них. Кто заденет скакалку

становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий занимает его место (или

выбывает из игры). Победителями становятся 23 игрока, которые не задели скакалку.

Поймай и угадай

Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача поймать кого – то из игроков и угадать, кого

он поймал. Если водящий

ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится

водящим и игра продолжается.

Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в

ладоши, привлекая его внимание.

Море волнуется раз.

Выбирается водящий. Он произносит вслух :

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

( играющие делают разные затейливые движения или раскачиваются, имитируя волны.)

Морская фигура замри!

После этих слов играющие замирают на месте и никто не шевелится. Водящий ходит между замерших

фигур и выбирает самую оригинальную. Теперь водящим становится игрок, изобразивший самую

интересную фигуру. Игра продолжается.

Вариант 2: После слов игроки замирают на месте и никто не шевелится. Водящий ходит между

замерших фигур и если кто – то зашевелился, то он выбывает из игры. Игра продолжается. Побеждают

последние 2-3 игрока, которые не выбыли из игры.

Выбирается водящий – «совушка». Играющие на площадке, а «совушка» в гнезде (отведённое для

этого место) сигналу «День наступает» дети, подражая полёту

«превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они

изображают. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой

она их застала. «Совушка» выходит на «охоту» шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День

наступает» «совушка» уходит в гнездо и играющие опять «оживают». « Совушка» меняется через 2

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг —

мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо,

приговаривая: «Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши

вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети,

стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие

выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки

увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра

В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в

Шишки, жёлуди, орехи.

Дети встают тройками, взявшись за руки, образуют круг.

Каждый из тройки имеет название: «шишки», «жёлуди», «орехи».

Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово: «орехи» (или «шишки»,

«жёлуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять

чьё нибудь место. Если это ему удаётся, то он стаёт (орехом, шишкой, жёлудем), а тот, кто остался

без места, стаёт на место

Зелёный, красный, жёлтый.

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зелёный, красный, жёлтый) – посредине. Учитель

даёт команды: «Остановились! Приготовились! Пошли!» одновременно поднимая соответствующий

кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из

Дети делятся на две команды. Каждый ребёнок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо

воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей : «Здравствуйте, цветы!»

Команда цветов: «Здравствуйте, дети!»

Угадайте наши имена. Дети по очереди, перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в

стороны. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

В центре – «птицелов» с завязанными глазами. « Птицы» дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

Он в неволю нас возьмёт.

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают.

Он начинает искать. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую выбрал. « Птицелов»

угадывает название птицы и имя ребёнка.

На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала

стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живет волк, остальное место — луг. Выбираются дети,

исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они

пасутся и летают.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором: Га, га, га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: да, да, да!

Пастух: Так летите!

Гуси: Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух: Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (расставив в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова,

старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек

подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые волк и пастух. Игра

Игра малой подвижности «Затейники»

Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за

руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на Месте! дружно вместе

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какоенибудь движение, и все должны

его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3—4 раза).

У медведя во бору.

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне, на противоположной сторон

проводится линия – опушка леса. За линией, в двух трёх шагах от неё, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения имитирующие сбор ягод,

грибов, и в то же время все вместе

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово – «рычит», «медведь с рычанием выскакивает из берлоги и

старается кого – то поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы

трое – пятеро.

Успей занять место

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре

круга. Он громко называет два каких – либо номера. Вызванные номера должны немедленно

поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается определить одного из них и занять

его место. Если ему это удастся, то тот кто останется без места, идёт водить. Номера, присвоенные

участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «коснитесь жёлтого: раз, два, три!». Игроки как можно

быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел –

выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом, Побеждает оставшийся

Ехал царь по лесу.

Дети встают в круг и повторяют слова.

Нашёл себе принцессу 3раза;

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подрыгаем – 3раза;

Мы ручками похлопаем

И ножками потопаем 3раза;

Давай с тобой покружимся 3раза;

Ну а потом подружимся 3раза.

Кто выполнил правильно, ни разу не ошибся – побеждает.

Воспитатель стоит с детьми в круге и предлагает выполнять за ним различные движения, кроме

заранее запрещённых. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Выигрывают дети не сделавшие

На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки

размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут

водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям.

Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба

Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я —

Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путьдороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не

боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки,

а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз,

застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после

чего они присоединяются к играющим.

С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит

закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей

образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто

же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом,

спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает

на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по

площадке кто куда, а хитрая лиса пытается когонибудь поймать. После того, как 23 человека

пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается

Игровая деятельность, организованная в группе продлённого дня, объединяет

детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт

условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при

Игра это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно

вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания.

Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному,

поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих

способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание

детей в ГПД более интересным и содержательным.

Игры для детей в группе продленного дня

ГБОУ № 622 Санкт –Петербург

Воспитатель группы продленного дня

Игры для детей в группе продленного дня

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание

подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не

может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной

От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня,

насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их

сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной

работы в целом.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности

младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции

педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.

На протяжении пребывания ребёнка в группе продлённого дня происходит формирование

личностных качеств, осуществляется процесс социализации, формируются общепринятые

жизненные навыки. А поскольку дети начальной школы направлены на игру, оптимально

осуществлять педагогическое влияние помогают игры и игровые ситуации. « Игра имеет

важное значение в жизни ребёнка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет

деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда

вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходить в первую очередь в игре»,

говорил А. С. Макаренко.

Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая

героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие

Игра, как основная деятельность ребёнка в раннем и младшем школьном возрасте,

является постоянным его спутником. Игра для ребёнка – первая возможность проявить

себя, самовыразиться и самоутвердиться. В играх школьники не только отображают

реальную жизнь, но и перестраивают её. По словам Л. Выготского, «игра ребёнку – это не

простое воспоминание о том, что было, а творческое переосмысление пережитых

впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, которая отвечает

запросам и интересам самого ребёнка», то есть игра рассматривается как творческая

деятельность. Игры бывают разные.

Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная

деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я

Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного

Предлагаю некоторые интеллектуально развивающие игры, которые я провожу в группе

продленного дня “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить

знания, полученные уроках, сформировать положительное отношение к учебе.

Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или

триДети находят и записывают слова:

БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ,

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них

новые. доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ

Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из

второговторой, а из третьего третий.

Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК ЧЕНИК)

Эту игру можно проводить с первого по

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные

слова по различным признакам, “лишнее” слово, которое им

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают

слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить

более сложную игру на “выбывание слов”.

Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ

ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого

необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ единственный глагол, стоящий в

неопределенной форме и т.д.

Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой

форме знания, полученные уроках.

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются

(набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в

типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР

СЕВ ВЕС ВЕСЛО

Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.

Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какогото из четырех

слов. У вас должны получиться новые слова.

6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “ Найди

Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу

слова из правого

Алфавит аккуратный

Огонь алый

Шалун скакать

Чистый азбука

Конница пламя

Прыгать озорник

Бросать кавалерия

Красный кидать

Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ

СУТК АВИ КОКАШ.

Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.

Такие интеллектуальноразвивающие игры я провожу на

Взаимодействие игровой и учебнопознавательной деятельности детей на занятиях

самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для

целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и

обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе

Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СКОРУЮ РУКУ

1. « Мы – весёлые

Дети находятся в одной стороне зала, по центру – двое водящих. Все ребята выбегают со

словами: «мы – весёлые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать». Дети

перебегают, водящие ловят.

Делим детей на 34 шеренги. Мяч у первого игрока в каждой шеренге. Передают по

сигналу друг другу в шеренге, последний ударяет о пол и передаёт назад. Повторить 2

раза. Детям необходимо стараться не уронить мяч.

Поделить детей 3 с мячом

1 м находится водящий. По очереди бросает мяч игрокам. Поймав мяч, ребёнок бросает

обратно водящему, а сам садится на пол. Потом второму и т. д. Кто быстрее.

4. « Узнай голосу»

Дети разбежались. Услышав команду: «1, 2, 3 – в круг скорей беги!», все сбегаются и идут

по кругу. В кругу водящий : «Ты загадку отгадай, кто тебя назвал – узнай». Один называет

фамилию и имя. Если угадал – меняются.

2-4 команды детей. Столько же гимнастических скамеек на расстоянии 1,5 – 2 м. одна от

другой. В конце скамейки круг радиусом 3040 см. Это место приземления. По сигналу

дети входят на скамейку (в самолёт). По сигналу – спрыгивают парашютисты точно в

круг, сохраняя устойчивость (при этом необходимо выпрямиться в основную стойку и

выйти из круга. За 1 человека засчитывается 1 очко.

На площадке кругиракеты с надписями «Земля – Венера – Земля» и пр. В ракету садятся

4 человека. Все дети в большом кругу идут и говорят: «Ждут нас быстрые ракеты, для

прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет –

опоздавшим места нет». Все стараются занять место в ракете. Кто опоздал – возвращается

в круг. И так повторить несколько раз. Отмечаются те, кто совершил больше полётов.

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, образовывая пары. По сигналу первые

догоняют вторых, а бегут за черту. Определяются более ловкие дети.

Ребята идут в обход по залу. Услышав один хлопок, кладут руки на пояс, 2 хлопка –

опускают вниз, 3 хлопка – руки за спину, ошибся – назад.

9. « Мяч над головой»

Делим детей на 24 колонны. У первого в руках мяч, мяч передают над головой прямыми

руками. Последний ребёнок с мячом бежит и отдаёт первому. Повторять3 раза.

10. « Метко в цель»

2-3 команды детей. 1-я выстраивается вдоль линии. У каждого мячик для метания. В 5-8

метрах напротив каждого – кегля. По сигналу выбивают каждый свою кеглю. В каждой

команде считаются очки. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество

Все дети стоят в кругу. По центру водящий с верёвкой, на конце которой мешочек с

песком. Водящий крутит верёвку, все подпрыгивают, чтобы их не задело. Тот, кто попался

на удочку, выбывает из игры.

Две колонны. Слова:

Гори, гори ясно

Чтобы погасло.

Глянь на небо – птички летят

Последняя пара бежит вперёд и старается стать впереди и взяться за руки. Водящий

пытается поймать одного.

Две команды стоят спиной друг к другу на расстоянии 2 м, по команде «День» І команда

убегает в свой дом, а «Ночь»(ІІ команда) ловит. И наоборот.

Круг. На первыйвторой рассчитываются дети. 1 – охотники. 2 – утки. Утки в кругу. Мяч у

охотников. Охотники передают мяч друг другу, выбивают уток. Когда большее

количество выбито, меняются ролями.

Дети – куры. Назначается лиса. Гимнастические скамейки – насест. По сигналу учителя

лиса перепрыгивает через скамейки и ловит кур. Курица на насесте – ловить нельзя. Долго

на насесте сидеть нельзя. По сигналу учителя лиса уходит к себе подсчитывать пойманых

курей. Затем назначается новая лиса.

ИГРЫ НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ

В командах по б—7 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По

сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего второй берет его за

пояс и они вращаются вдвоем, затем втроем и т. д. Игра заканчивается, как только

последний участник одной из команд присоединится к своей колонне и все ребята

повернутся вокруг оси.

В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде: «Марш!» первые игроки

быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и

возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе

они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти и во

время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда паровоз (передний

игрок) звратится место с полным составом, он должен подать протяжный гудок.

Выигрывает команда, первой прибывшая

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15—20 м от них

проводится черта. По сигналу руководителя первые и вторые номера каждой команды,

взявшись за руки, бегут за черту. Первые номера остаются на новом месте, а вторые

возвращаются, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до черты. Затем

остаются вторые номера, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т.

д. игроки которой первыми окажутся другой стороне.

4. Эстафета с мячами:

Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6—7 шагах от линии старта

перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим

стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего

возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последующие номера,

поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен

побежать ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру.

Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому

5. Мяч в кругу

Участники игры берутся за руки, образуют круг, а после отступают назад насколько

возможно. Разомкнув руки, играющие перекидывают друг другу мяч без определённой

очерёдности. Каждый, кому брошен мяч, должен ловить его, не сходя с

Кто не поймает поданный мяч, тот становится водящим и занимает место в середине

круга. Теперь любой игрок, поймав мяч, может бросить его в водящего, которому

разрешается увёртываться как угодно; но отбивать мяч водящий не имеет права. Если же

мяч пролетит мимо, то промахнувшийся игрок сменяет водящего. И так далее.

Двое, желанию или выбору, становятся водящими; остальные игроки разбегаются

по заи,по

из игроков. Кого водящие окружат, сомкнув руки, тот считается пойманным; пойманный

отходит в сторону и ждёт, пока водящие изловят ещё одного игрока. Тогда оба пойманных

образуют новую пару водящих и ловят игроков так же, как и первая пара.

Игра заканчивается, когда все играющие будут переловлены. Пойманному запрещается

освобождаться силой – разрывать руки поймавшей его пары. может проскользнуть под

руками и увернуться, пока двое ловящих не сомкнут руки.

Участники игры становятся по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Каждый

должен помнить свой номер. Ведущий становится в центре круга; в руках у него палка

длиной примерно в метр. Он ставит палку концом на землю, другой конец придерживает

рукой. Затем громко называет какойлибо номер и быстро отпускает палку, отбегая в

сторону. Играющий, номер которого назван, должен подбежать и схватить палку, прежде

чем она упадёт. Если ему это удаётся, он становится ведущим, а ведущий занимает его

место под тем же номером. Если палка упадёт на землю, ведущий остаётся прежний, а

игрок занимает своё место.

Участники игры стоят по кругу; в середине его – водящий. Играющие быстро

перебрасывают мяч один другому без всякой определённой последовательности. Водящий

старается куснуться мяча, когда он находится у когонибудь в руках или в воздухе.

Игрок, у которого в руках запятнан мяч, сменяет водящего. Если мяч запятнан на лету, то

на место водящего идёт тот, кто бросил мяч. Игрок, уронивший мяч, сменяет водящего.

Мяч можно бросать выше рук, поднятых над головой.

9. За мячом противника

Две команды играющих, колоннами одному, становятся

Головные игроки получают от ведущего мячи; по сигналу каждый из них бросает мяч

вперед насколько возможно дальше и сейчас же бежит за мячом противника. Кто скорее

принесет мяч обратно на черту, тот выигрывает в пользу своей команды 1 очко.

Пробежав, первый игрок передает мяч второму из своей команды и становится в хвосте

колонны. Так, сигналу ведущего, игроки, пара за

Выбрав водящего, участники игры становятся по кругу спиной к центру. Водит водящий,

бежит, огибая круг с внешней стороны, на секунду останавливается перед любым

игроком, хлопает в ладоши и ещё быстрее продолжает бег в противоположную сторону.

Тот, кого вызвал водящий, сейчас же бежит за кругом, но в противоположном

направлении. У обоих одна задача: занять свободное место. Оставшийся без места

Дети встают в пары спинами друг к другу, сцепляются локтями и начинают приседать на

счет. Задача – не расцепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со

всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче

работать, а с кем – труднее.

Дети выстраиваются в шеренгу и превращаются в «вагончики». Все закрывают глаза,

кроме «паровоза», который возит «вагончики» по всей комнате, а потом приезжает в

какойнибудь угол. Задача детей, не угадать, где оказался поезд. Задача

«паровоза» не уронить «вагоны», не стукнуть их об окружающие предметы. Затем

проводится обсуждение, дети решают, кто был лучший паровозом.

Игра с мячом. Все встают в круг и перебрасывают мяч друг другу, задавая вопросы или

отвечая на них. Можно давать детям определенное задание, например: «Говори наоборот»

(дети должны называть словаантонимы). Важно проследить, чтобы мяч побывал у

Участники считают по порядку, не называя определенные числа (например,

заканчивающиеся на цифру 3), можно просить их вместо запретного числа выполнять

какоенибудь движение (хлопнуть в ладоши).

Участники повторяют за ведущим все движения, кроме запрещенного. Тот, кто ошибся,

Это упражнение помогает расслабиться, сбросить напряжение. Все бегают, как хотят, а по

сигналу ведущего должны замереть. После следующего сигнала дети снова бегут. Тот, кто

не успел замереть, или пошевелился до сигнала, разрешающего движение, выбывает из

17. Сядьте – встаньте

Участники превращаются в роботов, которые понимают и выполняют лишь две команды:

«Сядьте!» и «Встаньте!». Ведущий командует, постепенно увеличивая темп, а потом

вдруг произносит новую команду, например, «Попрыгайте!». Тех, кто не смог удержаться

от выполнения этой команды, «отправляют в ремонт».

ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ

Особое место среди игр этой группы занимают ролевые и сюжетноролевые. В них дети

не просто копируют действительность, а сочетают впечатления жизни с личным опытом.

Сначала они придумывают сюжет игры, находят средства для его реализации, затем

определяют свое место в этой игре. Вмешательство взрослого в такие игры нежелательно.

Оно допустимо лишь тогда, когда необходимо дать игре нужное направление. И даже в

этом случае следует помнить, что вмешательство будет успешным, если у взрослых

доверительные отношения с детьми. Влияние на содержание, т. е. на выбор темы,

развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов — основной

путь воспитания в игре.

Приведу в качестве примера игру следующим сюжетом:

Идет сильный дождь. Ребенок стоит под зонтом, а рядом с ним человек без зонта. Ему

необходимо решить, как он поступит”. Сюжет развивается в разных вариантах: “с зонтом

девочка — без зонта мальчик”, “с зонтом мальчик — без зонта девочка”, “с зонтом

взрослый — без зонта школьник”.

Игру следует начать так: “К разным людям мы относимся поразному. Представь, что

вчера ты забыл в школе очень нужную книгу (подумай какую) и тебе необходимо ее

найти. Для этого ты должен спросить о ней по очереди у друга, учителя и ученика, с

которыми давно разговаривал. Как будешь спрашивать, каким тоном? Подумай.”

Эта игра поможет детям научиться позитивно, не нанося психологических травм другим

людям, разрешать конфликты.

Сюжет игры заключается в том, что в “скворечнике” поздней осенью поселяются три

“воробья”. За время зимы они обжились в своем домике, обустроили его. Им хорошо и

уютно жить вместе. Но вот пришла весна, и из теплых краев возвратились три “скворца”.

Они подлетели к своему домику и увидели, что он занят “воробьями”.

Далее детям предоставляется возможность действовать самостоятельно. Игра

заканчивается, как только “воробьи” и “скворцы” придут к какомунибудь общему

Оно может быть следующим:

– “скворцы” помогают найти “воробьям” другой домик и обустроиться там, а также

договариваются, что зимой “воробьи” могут вновь его занять;

– “скворцы” улетают, увидев, что их дом занят;

В заключение игры важно сделать вывод, что в конфликте всегда необходимо увидеть и

понять позицию другого и искать способ разрешения сложившейся ситуации вместе.

Предложите ребенку подумать, как должен поступать хороший врач в следующих

– К врачу на прием пришла мама с мальчиком, который очень боится укола и плачет.

(Вариант решения: врач должен поговорить с мальчиком, угостить его конфетой,

рассказать сказку, а затем уже сделать укол.);

– К врачу пришел старик, который не согласен с тем, как врач его лечит. ( Вариант

решения: врач должен внимательно выслушать его, спокойно высказать свое мнение, а

затем показать книги по медицине, которые подтверждают правильность выбранного

лечения, и предложить ему прочесть их.);

– врача ругаются несколько больных;

– часто опаздывает

– плохо моет медицинские

Пусть ребенок выберет одну ситуацию и придумает небольшую сценкудиалог, которую

Попросите ребенка подумать, как бы он поступил в следующих ситуациях, как проявил

бы ситуаций, и вместе инсценируете

– мама заболела. ( Вариант решения: надо уложить ее в постель, принести чай с

малиновым вареньем или медом; открыть форточку, чтобы в комнате был свежий воздух,

и поставить маме градусник.);

– – из учителя) плохое

– или сестру, друга)

Попросите ребенка представить, что однажды во всех сказках герои стали хорошими,

совершающими добрые поступки. Пусть он выберет две известные сказки и составит из

них одну таким образом, чтобы отрицательные персонажи двух сказок совершали в общей

сказке только добрые поступки (например, сказку про Красную Шапочку и сказку про

трех поросят). Однажды Красная Шапочка пошла к бабушке. По дороге она встретила

волка, который работал лесным врачом. Волк рассказал ей, что идет в домик к поросятам,

потому что они заболели гриппом.

Красная Шапочка тоже захотела навестить поросят и пошла к ним вместе с Волком. Волк

дал поросятам лесную микстуру ягод малины и листьев мяты, и им

Затем Волк предложил Красной Шапочке проводить ее к бабушке, потому что было уже

темно. Бабушка очень волновалась, что Красной Шапочки долго нет. Она думала, что ее

внучка заблудилась в лесу, и от волнения у нее началось сильное сердцебиение. Когда

Волк и Красная Шапочка пришли, Волк дал бабушке несколько мятных таблеток, чтобы

она успокоилась. Потом они вместе стали пить чай с пирожками и брусничным вареньем.

На прощание бабушка подарила Волку банку вкуснейшего джема и попросила отнести в

подарок трем поросятам вкусных пирожков.

Эта игра будет интересной, если в ней примет участие как можно больше

Выберите того, кто будет давать ответы на вопросы “журналистов”. Рядом за столом

вместе с ним садится “ведущий”, желательно взрослый, напротив располагается пять

шесть “журналистов”, которые задают вопросы, когда им предоставят слово. Вопросы

должны касаться разных сторон жизни ребенка: школы, класса, учителей, семьи, его

интересов и т. д.

Если вопрос окажется некорректным, ребенку будет сложно на него ответить, “ведущий”

имеет право отклонить его. ” Журналист”, перед тем как задать вопрос, должен встать и

назвать газету или журнал, который он представляет. Вопросы задаются четко и в

вежливой форме. Ответы должны быть ясными и полными.

Попросите ребенка взять интервью у нескольких взрослых. Например, у бабушки или

дедушки, старшего брата или сестры, тети или дяди. Можете помочь ребенку, предложив

– почувствовали, что стали взрослым?

– взрослым, когда были ребенком?

– о своем детстве, и когда

– вас –

– вернуться в детство? Ребенок должен

ответы взрослых и сравнить их, выявляя общие закономерности. Будет хорошо, если в

конце он составит рассказ на тему “Мир взрослых”.

Дети по кругу передают карандаш, мысленно превращая его в любой другой предмет. При

этом все остальные участники игры должны понять в какой именно. Например, ученик

подносит карандаш к волосам, и по его движениям все понимают, что это расческа. Когда

предмет угадан, участник передает карандаш следующему. Повторяться нельзя.

Игра начинается со слов: “Перед тобой окно с очень толстым стеклом, через которое не

проникают звуки. Ты хочешь чтото сказать товарищу. Заранее реши что. Можно

артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах”.

Второй участник игры, которым можете быть и вы сами, должен его понять и ответить

тем способом.

Каждый воспитатель в своей копилке должен иметь свою коллекцию игр, которую он мог

бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуальнотипологических

особенностей. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на

формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие

способности детей она должна развивать. Правильно подобранную, умело и уместно

проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом

образовательной работы, как и урок. Играя в игры, дети получают навыки сплочения в

группе, происходит развитие их коммуникативных способностей, создается радостное

настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *