по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
«Подросток и закон»
Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди
⎯ пропаганда правовых знаний (уголовный и административный кодексы РФ,
⎯ формирование навыков самостоятельного принятия ответственного
⎯ формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
⎯ формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они
не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим
⎯ развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести
Материалы, оборудование: мультимедийная установка, карточки с
ситуациями, памятки для учащихся
Ход классного часа
1. Социальный педагог: Добрый день, уважаемые участники нашего
мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной
проблеме о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их
последствиях. Тема нашего классного часа «Подросток и закон»
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л. Н.
Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям
соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «Подросток и закон» актуальна на сегодняшний день, так как, к
сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им
противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым
последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс.
преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания
наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен
сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые
деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на
путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать,
грабить, оскорблять, драться плохо. И тем на менее количество малолетних
преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова
Л. Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные
шалости» часто превращаются в правонарушение?
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее
вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом
государственной власти в установленном Конституцией порядке.
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» эта пословица пришла к нам из
далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных
поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, социальный педагог
поправляет и дополняет примеры)
1. плохо учатся, а потом бросают школу;
2. курят и выпивают;
3. грубят и сверстникам и взрослым;
4. унижают маленьких и слабых;
5. лгут даже без причины;
6. стараются выяснить отношения только с помощью силы;
7. играют в карты;
9. портят школьное имущество и многое другое.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к
высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную
решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в
воспитательнотрудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти
ответ на этот вопрос.
Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре
3. Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
(памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность ответственность за нарушение законов,
предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное
уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный
строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный
порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения,
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения,
предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К
административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного
движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные
правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф,
предупреждение, исправительные работы.
3 . Дисциплинарная ответственность это нарушение трудовых
обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул
без уважительной причины.
4. Гр а ж д а н с к о – п р а в о в а я о т в е т с т в е н н о с т ь
имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение
вреда, уплата ущерба. 4.Социальный педагог:
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния
отображаются на слайдах)
• «Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
• «Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
• «Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
• «Распитие спиртных напитков» Ст. 20.20. КоАП РФ;
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала
в зале появилась группа парней и девушек. Смотреть фильм стало
парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду
и оскорбил их. Ктото из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части
милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре
полицейских упоминается административное правонарушение.
задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать
название правонарушению, комментируют какое должно последовать
наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного
порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся
применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно
уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
– а р е с т о м с р о к – х л е т ;
– до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
– тюремное заключение на срок от 4х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в
общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие
подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие
граждан, влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест
на срок до 15 суток».
2.«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или
приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление
• и с п р а в и т е л ь н ы м и р а б о т а м и » .
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
На скамейке сидят две девочки
1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали? 2
я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца
зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в
старом пальто деньги забыли.
1-я девочка: А где же ты их взяла?
2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.
1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги
Лена оценивающе смотрит на Катю.
проболтаешься, нам не поздоровится!
1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!
1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?
другой район поедем, а там нас никто не знает.
1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.
На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя
и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.
1-я девочка: Да ты что? Украли?
1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?
2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-
одной сережки шум поднимать.(Обращается к 3й девочке) Ведь правда же
милиция не поможет.
3-я девочка: А что случилось?
1-я девочка: У нее вчера сережки украли.
3-я девочка: Дорогие?
2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила.
Ой, вот точно как у тебя.
3-я девочка: Мне тоже мама подарила.
3-я девочка: Да вы что, девочки!
2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережкито и не
Девочка снимает сережку 1-я девочка: Похожа?
2-я девочка: Вроде похожа.
1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?
2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась
отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом
3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.
2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.
1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо,
только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки,
да не волнуйся, мы вон в том доме живем.
2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из
3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать
На сцене Катя и Лена.
2-я девочка: Вот видишь, как просто.
1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.
2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.
1-я девочка: Точно, сережто дорогая.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке,
они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно
последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или
3) «Вымогательство» инсценировка 3 мальчика сидят на скамейке.
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
1-й мальчик: Может занять у когонибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул На, забирай
свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за
обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют
дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать
наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого
4. « Распитие спиртных напитков в общественных местах или
появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 20.20. КоАП РФ)
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до
16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на
родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является
Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.
У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная
прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек
работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением
Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким
правонарушениям это приводит?
2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить
какойнибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на
то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа,
предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать» нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки
приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о
возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а
затем отказаться от предложенного напитка.
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет
оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
5. Задания для учащихся в группах разбор ситуаций
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме
соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения
взрослых. Какое наказание ему грозит?
№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке.
После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил
мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил
подросток? С какого возраста наступает ответственность за это
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись,
нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает
ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
6.»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках
негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к
• пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
• стремление к примитивному времяпровождению.
• преобладание материальных потребностей различных вещей и других
• резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная
• неуверенность в завтрашнем дне.
• стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои
интересы, стремления, эмоции.
• Низкий материальный уровень жизни населения.
• Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания
• Ответственное отношение к учебе, знаниям.
• Обладание внутренним миром
• Общение и искусством, природой
Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в
человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.
Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к
Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе,
знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные
команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам,
общение с искусством, природой – основа духовности.
Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е.
приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое
зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они
могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных
действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это
душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед
наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от
зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы
будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок,
вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и
Классный час по профилактике правонарушений среди подростков “Мы в ответе за свои поступки”
« МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»
*профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
*пропаганда правовых знаний
*формирование навыков самостоятельного принятия
* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
* формирование у учащихся понимания того, что, совершая
проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим
родным и другим людям
* развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести
1. Классный руководитель: Добрый день, уважаемые участники нашего
мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной
важной проблеме о правонарушениях, которые совершают подростки,
и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л. Н.
Толстого на доске):
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так
как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им
противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и
трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается
более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них
направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен
необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и
желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой
наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться
плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? (ответы детей)
далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых
неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный
руководите поправляет и дополняет примеры)
найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач нашего классного часа предупредить вас об опасностях в
игре с законом.
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,
предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное
уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный
строй, собственность, личность, права и свободы граждан,
общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления,
мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная
ответственность наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения,
предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.
К административным нарушения относятся: нарушение правил
дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности
привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение,
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых
прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные
отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата
вывешиваются на доске либо выкладываются на электронную доску)
«Кража» Ст. 158
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало
соседнем ряду и оскорбил их. Ктото из зрителей позвонил в лицию.
Наряд прибыл мгновенно.
милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в
разговоре милиционеров упоминается административное
последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного
порядка, выражающее явное неуважение к обществу,
сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его
применения, а равно уничтожением или повреждением чужого
– арестом на срок до х лет;
– до 5 лет;
– тюремное заключение на срок от 4х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных
общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и
другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и
спокойствие граждан, влечет наложение штрафа или исправительные
работы, или арест на срок до 15 суток».
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)!
забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
мамочка не узнает.
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого
4. « Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление
в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет
наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является
У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная
человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с
поведением пьяного человека
Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким
2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили
выпить какойнибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться,
несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины
отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто
сказать»нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки
приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о
возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом
«ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без
сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима
задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.
Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись,
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста
наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
Пустое сознание может давать телу только самые примитивные
наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е.
зло. И никакая лиция, никакие суды не заставят человека быть
добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать
противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не
смогут. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой
плачет от зависти, добрый от радости.
проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим
родным и другим людям.
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Закон и ты»
учитель истории и обществознания
Цели проведения:
*профилактика правонарушений несовершеннолетних;
*пропаганда правовых знаний;
*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
* формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
* развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
«Закон и ты»
Разработал классный руководитель
1. Классный руководитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л. Н. Толстого (на доске):
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л. Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
(Определения написаны на доске)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководит.-ль поправляет и дополняет примеры)
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
3. Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
– арестом на срок до 2-х лет; – до 5 лет;
– тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, – наказывается:
исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
3. « Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.
У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека
Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?
2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать»нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
4. Задания для учащихся в группах – разбор ситуаций
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
5.»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.
Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может
давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/392017-klassnyj-chas-po-profilaktike-pravonarushenij
«Свидетельство участника экспертной комиссии»