Поскольку набор
ценностей, которые усваивает индивид
в процессе социализации ему «транслирует»
именно общество, исследование системы
ценностных ориентаций личности
представляется особенно актуальной
проблемой в ситуации серьезных социальных
изменений, когда отмечается некоторая
«размытость» общественной ценностной
структуры, многие ценности оказываются
порушенными, исчезают социальные
структуры норм.
Семья является
источником накопления и стабилизации
физических и духовных сил человека, в
ней каждый удовлетворяет свои жизненно
важные потребности и интересы независимо
от возраста.
Во время пубертатного
периода подростки обращают все больше
внимания на свой внешний вид. Они
наблюдают за изменением своего тела и
колебаниями в своих переживаниях со
смешанным чувством любопытства, интереса,
а порою и страха.
Пытаясь интегрировать
эти новые образы и чувства, они ищут для
себя ролевые модели среди друзей, членов
семьи, людей, известных из средств
массовой информации.
К. С. Дивисенко
выделяет два аспекта ценностей, которые
осваивают подростки: процессуальный и
содержательный.
Содержательный
аспект реализуется через освоение
знаний о ценностях, нормах поведения,
осознание необходимости определенного
поведения в соответствии с ценностями
и готовности поступать в соответствии
с имеющимися знаниями.
Таким образом,
важнейший фактор развития личности
подростка – его собственная большая
социальная активность. Специфическая
социальная активность подростка
заключается в большой восприимчивости
к усвоению норм, ценностей и способов
поведения, которые существуют в мире
взрослых и в их отношениях.
Главным
новообразованием этого периода является
становление самосознания, где ведущим
типом деятельности является общение,
а также самоопределение, которое
опирается на мировоззрение подростка
и связано с выбором профессии. В
подростковом возрасте возникают и
оформляются нравственные убеждения.
Система ценностных
ориентаций у подростков составляет
основу отношений к себе самому, к другим
людям, к окружающему миру и основу
мировоззрения. Именно в это период,
ценности, привитые в детстве ребенку
семьей, проверяются на прочность:
выдержат ли они испытание, достаточно
ли надежно они укоренились в его сознании.
Соседние файлы в предмете Маркетинг
В
первые годы своей жизни ребенок
устанавливает контакт с внешним миром
практически только через родителей, и
их представления и оценки влияют на
восприятие ребенка. Позднее определенное
влияние оказывают школа и сверстники.
Однако с ростом самосознания подросток
начинает понимать, что его личный
социальный опыт не является единственным
критерием окружающего. Он присматривается
к другим ценностям и правилам, постигая
их в процессе общения со сверстниками.
Подросток стремится расширить свои
социальные горизонты, познакомиться с
альтернативным социальным опытом,
получить представления о системах
ценностей, на которые ориентируются
его ровесники, и обрести собственное
видение мира. Именно в этот период
ценности, привитые ребенку в детстве,
проверяются на прочность: выдержат ли
они испытание, достаточно ли надежно
они укоренились в его сознании.
Юношей
и девушек 11-12-15-16-17 лет мы называем
подростками; это период развития личности
от детства до зрелости. В этот самый
короткий по астрономическому времени
период подросток проходит великий путь
в своем развитии: через внутренние
конфликты с самим собой и с другими,
через внешние срывы и восхождения он
может обрести чувство личности. Однако
раскрывающееся его сознанию общество
жестоко инициирует его. Особенности
этого периода зависят от особенностей
физического развития подростков. Но
это не только физическое и половое
созревание, но и формирование личности.
Подростковый
возраст – это период, когда подросток
начинает по-новому оценивать свои
отношения с семьей. Стремление обрести
себя как личность порождает потребность
в отчуждении от всех тех, кто привычно,
оказывал на него влияние, и в первую
очередь это относится к родительской
семье. Отчуждение по отношению к семье
внешне проявляется в негативизме –
первичная форма механизма отчуждения,
и она же является началом активного
поиска подростковой уникальной сущности,
собственного «Я».
Подростковый
возраст благодаря потребности познать
себя и стремлению открыть через постоянные
рефлексии свою ускользающую сущность
лишает подростка спокойной душевной
жизни. Тем более, что именно в этом
возрасте диапазон полярных чувств
чрезвычайно велик. У подростка пылкие
чувства, подчас ничто не может остановить
его в достижении избранной цели: для
него не существует в этот миг ни
нравственных препон, ни страха перед
людьми и даже перед лицом смерти. Кроме
собственной цели – весь мир ничто. Но
вот еще чуть-чуть – и он вновь охвачен
страстью новой цели.
Подростковый
возраст является очень важным для
становления системы взглядов и ценностей
человека. Подростковый возраст обычно
считается переломным, переходным,
критическим периодом в жизни ребенка.
Кризис этого возрастного периода состоит
в том, что нет готового ответа на вопрос
«Кто я?». Его нужно найти, и подросток
пробует себя, пробует границы своих
возможностей. Таким образом, это возраст
проб и возникающих в связи с этим
специфических переживаний. Стремление
найти свое Я, определить границы своих
возможностей, подтвердить свое бытие
находит выражение именно в ситуациях
проб; именно в таких ситуациях
обнаруживаются разные грани себя,
стороны своего Я; а сами такие ситуации
сопряжены с риском (с рискованием,
рискованными ситуациями).
Соседние файлы в папке курсовая docx525
Подростковый
возраст – очень важный период в развитии
идеалов личности. Идеалы становятся
образцом для подражания, правилом,
согласно с которым подростки пытаются
действовать.
Подростковый
возраст характеризуется как период
активного формирования системы взглядов
на окружающую действительность, взглядов
на самого себя и других людей, принятие
себя в многогранном мире, что составляет
мировоззренческую структуру человека.
Особо сильное влияние на развитие
личности подростка оказывает
совершенствование его самооценки и
самосознания, где самооценка выступает
центральным звеном в изменениях,
происходящих в его психическом развитии,
а общение становится ведущей деятельностью.
В этом возрасте происходит формирование
«Я-концепции», осознание себя
индивидуальностью, обращение к своему
внутреннему миру. Подростки достаточно
восприимчивы и эмоциональны к окружающей
их обстановке.
По
мере взросления ребенок входит в социум,
который имеет свою уникальную
ценностно-ориентационную структуру,
где отражена самобытность данной
культуры, в которой он живет, и осваивает
нормы и правила, проходит свой
индивидуальный путь социализации. Все
изменения, происходящие в этом возрасте,
оказывают непосредственное влияние на
формирование ценностно-смысловых
ориентаций и на самоопределение
подростка.
Ценностно-смысловая
сфера представляет собой системообразующий
фактор единицы психологического анализа.
Процесс регуляции индивидом своей жизни
заключен в рамки неких ограничений и
проходит путь формирования мотивов,
смыслов и ценностей, в единстве своем
выполняющих детерминирующую и регулирующую
функции. Различие наблюдается лишь в
преобладании того или иного источника
личностной активности. В системно-структурной
организации ценностно-смысловой сферы
и регуляции преобладают дифференциация
и интеграция, психологическая целостность
которых обеспечивает выполнение тех
или иных регулятивных функций, что как
раз и составляет психологический
механизм изменения ценностно-смысловой
сферы.
Формирования
ценностной структуры в подростковом
возрасте определяется характерной для
этого периода специфической ситуацией
развития.
В
подростковом возрасте в процессе общения
с окружающими, человек постоянно попадает
в ситуации, требующие от него принятия
того или иного решения. Принятие решения
означает выбор из возможных вариантов.
Возникает необходимость рассмотреть
и оценить возможные альтернативы –
главным образом в сфере определения
своих ценностных ориентаций, своих
жизненных позиций. Однако ценности еще
не устоялись и испытываются практикой
собственного поведения и поступков
окружающих.
Семья
является наиболее важным фактором
социализации личности и одним из факторов
формирования ценностных ориентаций
подростка.
В
формировании у подростков многих
гражданских и личностных качеств важную
роль играет социальное окружение. Вместе
с тем семейный микроклимат может оказать
неоценимую помощь в своевременном
достижении этой цели. Приоритет в
формировании многих качеств личности
принадлежит семейному окружению.
Независимо
от любой модификации, семья является
источником накопления и стабилизации
физических и духовных сил человека, в
ней каждый член этой малой группы
удовлетворяет свои жизненно важные
интересы и потребности независимо от
возраста.
Во
время пубертатного периода подростки
обращают все больше внимания на свой
внешний вид. Они наблюдают за изменением
своего тела и колебаниями в своих
переживаниях со смешанным чувством
любопытства, интереса, а порою и страха.
Правомерно
можно выделить два аспекта освоения
подростками ценностей: процессуальный
и содержательный.
Содержательный
компонент реализуется через освоение
знаний о ценностях, нормах поведения,
способность к сочувствию и сопереживанию,
осознание необходимости определенного
поведения в соответствии с ценностями,
готовность поступать в соответствии с
имеющимися знаниями и имеет ряд
особенностей (неустойчивость,
недостаточность), обусловленных
возрастными особенностями подросткового
возраста.
Процессуальный
аспект включает в себя этапы освоения
подростками нравственных ценностей:
от познания смыслового содержания
нравственных норм и ценностей до
реализации в поведении.
Для
определения эффективности формирования
ценностных ориентации Н. Н. Ушакова
выделяет следующие критерии:
1.
Знание ценностей. Результатом здесь
является умение формировать ценностные
ориентации. Понятие ценностей считается
усвоенным, если подросток полностью
овладел содержанием понятия, его объемом,
знанием его связей, отношений с другими
понятиями, а также умением оперировать
понятием в решении практических задач.
2.
Дифференциация ценностей – умение
подростков производить ценностный
выбор.
Итак,
система ценностных ориентаций составляет
основу отношений к окружающему миру, к
другим людям, к себе самому, основу
мировоззрения.
Семья является наиболее важным фактором
социализации личности и одним из факторов
формирования ценностных ориентаций
подростка. В младшем подростковом
возрасте у детей ценности еще не устоялись
и испытываются практикой собственного
поведения и поступков окружающих.
Ребенок растет и мыслит, так вот задача родителей — контролировать мыслительный процесс, направлять его в требуемое русло. Очень важно привить духовные ценности подростку, сделать из своего ребенка самого настоящего «рыцаря без страха и упрека».
Но каковы ценностные ориентации подростков, к чему стремится современное поколение в свете споров и душевных противоречий? Самое время поговорить о принципах, которые преобладают в сложном переходном возрасте в сознании каждого второго подростка.
Основные принципы жизни подрастающего поколения
Лидерская позиция в коллективе.
Каждый школьник стремится к лидерству, но не всякий становится заводилой класса. Так вот подавляющее большинство подростков выбирает себе школьного кумира и старается ему во всем подражать. Подростки подсознательно наделяют его высокими качествами, делают культом и центром собственного мировоззрения. Миф о кумирах поддерживается лишь в переходном возрасте, позднее духовные ценности несколько меняются и появляется собственное мнение с заявкой на получение статуса «Белая ворона».
В подростковом возрасте для детей общение — это все, а друзья ближе родственников. Каждый подросток стремится выглядеть гораздо лучше, чем он есть на самом деле; появляется стремление к совершенству и периодически желание выглядеть лучше своего товарища. Такие ценности с возрастом меняются.
В подростковом периоде человек стремиться к популярности, постоянно заводит новые связи знакомства, старается пребывать на пике популярности. По мере взросления такой ажиотаж проходит, появляются семейные ценности, стремление бывать только в кругу лучших друзей, а главным принципом по жизни становятся слова: «Старый друг лучше новых двух».
Несмотря на то, что подростки постоянно конфликтуют с родителями, они всегда отстаивают их позицию в обществе. Особенно мальчики яро защищают своих мам, не позволяя никому плохо о них отзываться. Такие принципы сохраняются на протяжении всей жизни, демонстрируя мужское начало и святость семьи. Что касается девочек, то в подростковом возрасте таких проблем практически не возникает.
Когда школьник пребывает в стадии подросткового возраста, самая заветная мечта — скорее бросить школу и вырваться во взрослую жизнь. По мере взросления такое желание отпадает, даже наоборот, возникает особая заинтересованность в учебе, стремление к саморазвитию и перспективам на будущее. Не зря же молодежь добровольно поступает в институт, мало того, стремится ко второму высшему образованию.
Если в подростковом периоде хочется влюбляться и знакомиться с новыми людьми, то по мере взросления такое желание отпадает. Взрослому человеку хочется встретить достойную вторую половину, обрести себя и семейное счастье.
Теперь очевидно, что духовные ценности подростка и взрослого человека в корне отличаются, а причина такой разности взглядов очевидная — юношеский максимализм. Изначально человеком движут амбиции и стереотипы, стремление добиться истины любыми путями. С годами курс на жизнь несколько меняется, появляется гибкость и коммуникабельность, которая позволяет с гибкостью идти по жизни.
Чтобы окончательно сформировать свои духовные принципы и определить ценности, подростку необходимо набраться жизненного опыта, и только после этого рассуждать о духовных ценностях. Ранее его разговоры все равно никто всерьез не воспримет.
Основные ценности в подростковом возрасте
Каждый подросток стремится к счастью и совершенству, порой забывая об элементарных моральных ценностях. Это в корне неправильный подход к жизни, однако переубедить подрастающее поколение в правоте родителей просто нереально. Но что именно хочется школьникам в возрасте 13 — 16 лет?
Начать стоит со здоровья, которое в столь юном возрасте еще не доставляет определенных проблем. Подросток понимает, что оно должно быть безупречным, но для себя уверен, что по-другому просто быть не может. Если же начинает болеть, ощущает собственную уязвимость и ранимость. Поэтому после выздоровления всегда желает себе отменного здоровья.
Деньги — это еще одна колоссальная ценность для подрастающего поколения. Многие дети уверены, что именно деньги вращают мир, поэтому постоянно стремятся к обогащению за счет щедрых родителей. Не совсем правильные моральные устои, но со временем они могут измениться в лучшую сторону.
Любовь — эта та сфера жизни, которую особенно ценят подростки. Именно в этом возрасте имеется полная уверенность, что «Любовь спасет мир». Отчасти так и есть, поскольку подростковая влюбленность окрыляет, придает решительности и настраивает на самые настоящие подвиги. Человек с пылко любящим сердцем чувствует собственную неуязвимость в любые времена, поэтому такие духовные ценности чаще всего сохраняются на всем жизненном этапе.
Работа и творчество — это те неважные для подростка ценности которыми живут целые поколения. В возрасте 13-15 лет о таких вещах не думаешь, в голове только амбиции, чувство влюбленности и желание иметь больше карманных денег на личные расходы.
Если в сознании подростка что-то пошло не так, а моральные ценности столкнулись с ощутимыми препятствиями, такие перемены в мировоззрении до добра не доведут, могут стать причиной нервных срывов, замкнутости и изменения отношения к жизни. Самое время поговорить подробнее о таких скрытых угрозах.
Чего опасаться в подростковом возрасте
Как известно, в этот непростой период основной движущей силой для подростка становится юношеский максимализм, когда человек верит в собственную неуязвимость и безнаказанность. Однако все может измениться в любой момент, вот тогда требуется помощь не только родителей, но и дипломированного психолога.
Когда подросток понимает, что его духовные ценности не вписались в современное общество, первым делом впадает в тоску и депрессию. Появляется хандра и апатия, а у некоторых такое неприятное состояние заканчивается попытками суицида. Если родители своевременно не обратят внимание на перемены в поведении и сознании своего ребенка, последствия для его жизни могут оказаться необратимыми.
Не все дети решаются на самоубийство, некоторые все же пересиливают себя и по-другому смотрят на окружающий мир. Это и есть опыт, который так важен в жизни каждого человека. Определяющим фактором в выборе своего будущего является воспитание и целостность личности. Также стоит напомнить, что некоторые сложные подростки только пугают родителей попытками суицида, на самом же деле не способны добровольно наложить на себя руки.
Мнения психологов и советы родителям
Квалифицированные специалисты уверены, что духовные ценности каждого ребенка закладываются еще в утробе матери. После его появления на свет они только развиваются при участии и содействии заботливых родителей. Задача взрослых — направить свое чадо на истинный путь, помочь избежать ошибок и разочарований.
Однако это вовсе не означает, что ребенка следует опекать до пенсионного возраста, родители должны своевременно отпустить его и дать возможность окончательного выбора. Только так можно не сомневаться, что по жизни он выберет свой путь, в котором будет чувствовать себя максимально уверенно и комфортно.
Специалисты уверяют, что невозможно навязать подрастающему поколению свои духовные ценности, сделать их догмой в чужой жизни. Важно понимать, что подросток должен наступить и на собственные грабли, чтобы пришло долгожданное прозрение. Если этого не сделать, в судьбе останется некое чувство неопределенности, незавершенности и даже пустоты.
Многие родители уверены, что именно они знают обо всех потребностях и желаниях своего ребенка. На самом деле это неправильный подход, который в будущем только накалит отношения между двумя поколениями. Не стоит навязывать чужие истины, тем более делать их нормой в доме. Чаще всего именно в таких семьях дети неожиданно совершают попытку суицида, а родители еще долгое время не могут понять, что именно предшествовало столь радикальной мере.
Если моральные ценности подростков и их родителей в корне отличаются, взрослые не должны давить собственным авторитетом. Такие меры воздействия на новое поколение все равно останутся безрезультатными, можно только настроить против себя собственного ребенка. Лучше всего прислушиваться к его позиции, как альтернативной, черпать для себя полезную информацию на будущее.
Так или иначе, духовные ценности подростка — это плоды стараний его родителей или отголоски семейных традиций. Со временем мнение ребенка еще несколько раз поменяется, поэтому не стоит зацикливаться на юношеском максимализме и часто примитивных стереотипах.
Жизнь научит каждого, главное — всегда принимать к сведению ее ценные уроки. Если подросток с такой задачей не справляется, самоанализом должны заниматься его заботливые родители.
Остается только добавить, что моральные ценности учащихся начальных классов, среднего звена и выпускников в корне отличаются. Виной тому не только социальный фактор, с возрастом приходит опыт и глубокое понимание многих вещей, которые раньше казались примитивными и ненужными. Так что заботливым родителям остается только набраться терпения и подождать, пока их чадо окончательно повзрослеет в своих планах на жизнь.
Жизненные ценности человека — это фундамент, на котором базируется вся его жизнь, это результат нашего опыта. Огромную роль в формировании жизненных ценностей играют родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем
Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих. Не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что не будет фундамента. Многие не могут понять, почему они не достигают целей, о которых так мечтают. Другие же достигают успеха, но все же чувствуют пустоту и неудовлетворенность.
Интерес к данной теме сохраняется на протяжении многих лет. Не стоит забывать высказывание, приписываемое Сократу «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям», датируемое V веком до нашей эры. Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных ценностей, в меркантилизме и т.п. Представители поколения Z – прагматики, у них практически отсутствуют идеалы, романтика, стремление к подвигу. А нравственный выбор осуществляется с позиции «выгодно – невыгодно» или «так делают все». Замещение подлинной жизни виртуальной реальностью приводит к смещению нравственных ориентиров. Подростки хотят быть похожими на блогеров (кстати, именно эту деятельность многие мечтают сделать своей профессией), медийных актеров, участников популярных групп и спортсменов. В своей работе мы попытаемся рассмотреть ценности старшей группы подростков. Мы предполагаем, что ценности современного информационного мира (ориентированность на личный успех, стремление к самореализации и личному комфорту) могут сосуществовать с так называемыми традиционному ценностями (семья, родина, здоровье).
Для подтверждения нашей гипотезы нам необходимо реализовать следующие задачи:
Во-первых, определить понятие «ценности» и «система ценностей»;
Во-вторых, рассмотреть факторы формирования систему ценностей;
В-третьих, проанализировать роль ценностей как условия становления и реализации жизненных планов.
Объектом исследований являются ценности старшей возрастной группы подростков (15-16 лет). Такой выбор обусловлен тем, что старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой – их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям.
В эмпирической части нашего исследовании мы попытались выявить не только содержательные компоненты их системы ценностей, но и иерархию ценностей современных подростков. Основными методами нашего исследования является анкетирование, а также анализ и интерпретирование результатов.
Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованы в определённую систему. Она представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов, т.е. связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченные цели. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – положениях ценностей в иерархии в зависимости от значимости.
Стоит отметить, концепцию иерархии потребностей американского социолога и психолога А. Маслоу, которая, по существу, представляет собой иерархическую теорию ценностей. Основные уровни потребностей, которые выделяет Маслоу, можно соотнести с иерархией потребностей.
Материальные ценности. К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.
Социальные ценности. Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:
• принадлежность к определенной социальной группе;
• круг общения;
• коммуникативные способности;
• политические взгляды и убеждения;
• социальный статус в иерархии межличностных отношений.
Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.
Духовные ценности. Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т.д. Группа духовных ценностей очень обширна: сюда входят целые группы этических, эстетических, моральных, нравственных, религиозных ценностей. Основное значение духовных ценностей понятно из определения данного понятия. Они помогают нам принимать решения, служат ориентиром, управляют нашей жизнью и придают ей смысл.
Формирование системы ценностей складывается в результате ближайшего социального окружения. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне, близком к тому процессу, который известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (англ. «запечатление образа»). Такой подход не требует от родите лей специальной работы с детьми, но делает значимым их, родителей, поведение. Кроме того, родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Не исключается и внушение, объяснение, установление причинно-следственных связей между поступком ребенка и результатом.
Система образования (дошкольные образовательные учреждения и школы) также ставят перед собой задачу формирования определённой системы ценностей детей и подростков. Заданные стандарты определяют необходимость формирования таких ценностей как патриотизм, любовь к чтению и интерес к художественной культуре, созидательное отношение к природе и окружающей среде, высокий познавательный интерес и ценностное отношение к труду.
При этом, в условиях современного общества стоит выделить ту информационную среду, которая также влияет на складывание системы ценностей.
Тем более не стоит забывать, что в связи с воспитанием, личных качеств и навыков индивид не всегда сможет быть легко подвержен вредному влиянию интернета. Но все равно не стоит отменять, что именно подростки являются двигателем информационного развития общества.
В исследовании приняло участие 31 человек. Респондентами выступили: 61,3% девушек и 38,7% юношей, обучающихся 9-10 классов МОУ «СОШ №5 УИМ» города Магнитогорска.
На первом этапе анкетирования мы предложили самостоятельно перечислить и проранжировать ценности, актуальные для участников исследования. Количество указываемых ценностей не ограничивалось. 12 человек ответили «деньги», «семья», «здоровье», «карьера»; 6 человек ответили «добро», «красота»; 4-5 людей ответили «жизнь», «безопасность», «образование», «свобода»; остальные варианты, такие как «совесть», «родина», «красота», «комфорт», «время» ответили 1-3 человека.
Через две недели было проведен повторный опрос, при этом был предложен перечень ценностей, из которых нужно было выбрать 3-5 наиболее значимых и проранжировать их по степени значимости.
Минимальное количество указанных ценностей равно 1, максимальная величина равна 23. Наиболее приоритетными ценностями девушки называли «деньги», «любовь», «добро» (58,1% опрошенных), среди юношей наиболее часто встречались ответы «деньги», «образование», «здоровье» (54,9% опрошенных). Редко встречающимися были указаны такие ценности как «религия», «благополучие», (и среди юношей и среди девушек менее 5% опрошенных). Вне зависимости от выбора, участники опроса согласились, что ценности в жизни человека – это опора, помогающая человеку чувствовать себя устойчиво независимо от обстоятельств.
Возвращаясь к вопросу, что был задан в начале, можно сказать следующие: да, в большинстве своем, подростки выбирают материальное благо, дабы реализовать себя было проще при помощи таких источников, как например деньги, но при этом они не отказываются от нравственных ценностей, таких как любовь, добро или семья. Они так же думают о себе и о собственном развитии, выбирая образование и здоровье, что показывает из увлеченность в продолжении своего самопознания. Заметим, что многие варианты тоже были отмечены, хоть и не упомянуты в тексте, но все же нашли своих подростков, что ценят уверенность в себе, свободу и правду, а это значит, что нас, поколение Z, нельзя назвать чистыми прагматиками или эгоистами, ведь мы, как и прошлое, так и следующее поколения будем передавать заложенные в нас ценности доброты и уважения к другим.
РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
жизненных ценностей подростков
Вилегодский район, 2018
Глава 1. Особенности подросткового возраста 4
1.1. Периодизация подросткового возраста 4
1.2. Изменения в подростковом возрасте 2
Глава 2. Жизненные ценности в подростковом возрасте 2
2.1. Характеристика ценностей 2
2.2. Формирование ценностей в подростковом возрасте 6
Глава 3. Изменения жизненных ценностей подростков на примере обучающихся МБОУ «Ильинская СОШ» 2
3.1. Проведение исследования 2
3.2. Анализ изменений жизненных ценностей подростков 2
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, –
На самом деле то, что именуют мной, –
Не я один. Нас много. Я – живой!
Н. А. Заболоцкий, стихотворение «Метаморфозы».
В старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни – отрочеством. Отрочество называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Но переход к взрослости не происходит спокойно: подростковый возраст один, а ведущие виды деятельности меняются в процессе взросления и социализации. Если мы хотим правильно оценивать чувства, настроения и поступки подростков, то важно понять, какие ценности важны для них. Поэтому целью моей работы стало изучение изменений жизненных ценностей подростков. Я предполагаю, что в каждой возрастной группе жизненные ценности будут иметь отличия.
Для достижения цели я поставила задачи:
1) изучить особенности подросткового возраста;
2) изучить жизненные ценности подростков;
3) исследовать и проанализировать изменения жизненных ценностей подростков МБОУ «Ильинская СОШ»;
4) составить Карту изменений жизненных ценностей подростков 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ».
Предметом исследования стало выявление изменений в жизненных ценностях подростков. Объектом исследования – жизненные ценности обучающихся 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ».
Методы исследования: изучение литературы, беседа, письменный опрос, ранжирование, сравнение, анализ, классификация.
Исследование будет способствовать пониманию духовного мира подростков. Результаты можно использовать на уроках обществознания, классных часах и родительских собраниях об особенностях подросткового возраста.
Теоретической основой исследования стали идеи Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Л. И. Божович; использовался материал учебных пособий по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова, по возрастной психологии под редакцией В. Е. Клочко. и др.
Глава 1. Особенности подросткового возраста
Отрочество связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но многие его черты еще остаются в поведении подростка. Почувствовав себя уже не ребенком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нем как можно больше, стать его равноправным членом. Общение со взрослыми становится более привлекательным, чем общение с детьми. Ведущий вид деятельности меняется с учебной, главной в начальной школе, на общественно-полезную и интимно-личностное общение со сверстниками. Отсутствие такой деятельности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям.
В этот период начинаются серьезные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости. За всю свою жизнь человек не растет так бурно, как в этот период – 5-8 см в год. Поэтому многие подростки кажутся нескладными, угловатыми. Одна из черт этого возраста – резкая смена настроений. Под влиянием происходящих в организме изменений нервная система подростка не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что отражается на его поведении. Другая особенность – быстрая утомляемость, усталость. Поэтому подростку необходимо большое внимание обращать на режим дня, правильное распределение труда и отдыха, на четкую организацию своей жизни. Подростки любят мечтать, задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток стремится выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Глава 2. Жизненные ценности в подростковом возрасте
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Выделяют ценности, соответствующие разным проявлениям общественной жизни: моральные, эстетические, политические, познавательные, политические и т.д. Ценности могут быть личностными и социальными. Особую роль играют общечеловеческие ценности, т.е. присущие максимальному количеству людей: свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, дети и другие. В контексте данной исследовательской работы под ценностями или ценностными ориентациями будут пониматься те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.
Формирование ценностей в подростковом возрасте
Исходя из того, что границы подросткового возраста достаточно неопределенны и отсутствует единая периодизация данного возраста (о чем было сказано выше), мной использовался подсчет по классам, а не по возрасту обучающихся, что упростило процесс подсчетов и анализа результатов исследования.
В исследовании принимали участие обучающиеся 6-10 классов, по 30 человек из каждой параллели, всего 150 человек. Подросткам были выданы индивидуальные листы с перечнем из 14 ценностей: деньги и материально обеспеченная жизнь, дружба и общение, любовь, развлечения, здоровье, свобода, саморазвитие, интересная работа, уверенность в себе, поучение хорошего образования, семья и дети (в будущем), счастье других, общественное признание, вера в Бога . Перед школьниками стояла задача провести ранжирование жизненных ценностей, расположив самую важную для них ценность на первом месте, и далее по убыванию. Таким образом, на последнем 14-м месте оказалась наименее важная, по их мнению, ценность. Опрос проводился анонимно, без указания фамилии и имени подростка. Его результаты заносились в таблицу, подсчитывался средний балл ценности и определялся ее рейтинг в каждой параллели. Из полученных данных была составлена сводная таблица рейтинга жизненных ценностей обучающихся 6-10 классов. Также были определены наиболее важные и наименее важные ценности для подростков, обучающихся как в параллели, так и по всем опрошенным (Приложение 2). Продуктом исследования стала Карта изменений жизненных ценностей подростков 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ» (Приложение 1).
Анализ изменений жизненных ценностей подростков
В процессе исследования обнаружились сходства и различия в ранжировании жизненных ценностей опрошенных из разных классов. Для интерпретации (объяснения) результатов ранжирования ценностей подростками, была проведена консультация с школьным психологом Ю. В. Пироговской, изучалась информация из учебных пособий по обществознанию и возрастной психологии.
Рейтинг ценностей подростков 6 класса (Приложение1):
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Любовь; 4. Получение хорошего образования; 5. Семья и дети (в будущем); 6. Уверенность в себе; 7. Саморазвитие; 8. Интересная работа; 9. Свобода; 10. Счастье других; 11. Развлечения; 12. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 13. Вера в Бога; 14. Общественное признание.
Рейтинг ценностей подростков 7 класса:
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Семья и дети (в будущем); 4. Получение хорошего образования; 5. Саморазвитие; 6. Уверенность в себе; 7. Любовь; 8. Интересная работа; 9. Свобода; 10. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 11. Счастье других; 12. Вера в Бога; 13. Общественное признание; 14. Развлечения.
Рейтинг ценностей подростков 8 класса:
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Любовь; 4. Свобода; 5. Получение хорошего образования; 6. Семья и дети (в будущем); 7. Саморазвитие; 8. Уверенность в себе; 9. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 10. Интересная работа, счастье других; 11. Развлечения; 12. Вера в Бога; 13. Общественное признание.
Рейтинг ценностей подростков 9 класса:
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Любовь; 4. Свобода; 5. Саморазвитие; 6. Семья и дети (в будущем); 7. Получение хорошего образования; 8. Уверенность в себе; 9. Развлечения; 10. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 11. Интересная работа; 12. Счастье других; 13. Общественное признание;14. Вера в Бога.
Рейтинг ценностей подростков 10 класса:
1. Здоровье; 2. Свобода; 3. Дружба и общение; 4. Любовь; 5. Семья и дети (в будущем); 6. Уверенность в себе; 7. Саморазвитие, получение хорошего образования; 8. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 9. Интересная работа; 10. Развлечения; 11. Счастье других; 12. Общественное признание; 13. Вера в Бога.
При сравнении результатов ранжирования по параллелям 6,7,8,9,10 классов получились следующие результаты (Приложение 2): 1. Здоровье (100%, т.е. обучающиеся из всех параллелей поставили эту ценность на первое место); 2. Дружба и общение (80%); 3. Любовь (60%); 4. Семья и дети (в будущем); 5. Получение хорошего образования; 6. Свобода; 7. Саморазвитие; 8. Уверенность в себе (60%); 9. Интересная работа; 10. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 11. Счастье других; 12. Развлечения; 13. Вера в Бога; 14. Общественное признание (60%).
Анализ результатов ранжирования по параллелям выявил следующие особенности:
1. Здоровье. Чем объяснить 100% выбор этой ценности? Подростки получают много информации о проблемах экологии, генетических заболеваниях, оказывающих серьезное влияние на здоровье людей. Влияние оказывают государственная политика, средства массовой информации (интернет, телевидение и т.д.), популяризация здорового образа жизни.
3. Любовь. В младшем подростковом возрасте любовь рассматривается также с позиции общения. У старших подростков внимание переключается на противоположный пол.
4. Семья и дети (в будущем). Подростки осознают, что в будущем у них будет семья, но в данном возрасте эта ценность не так актуальна. На мнение подростков также влияет социальная установка на укрепление семейных ценностей.
5. Получение хорошего образования. Подростки из 6, 7, 8 классов ориентируются на профессию, которая им просто нравится. Обучающимся 9, 10 классов дают знать о себе трудности в учебе: предстоящие экзамены для девятиклассников и увеличившаяся учебная нагрузка десятиклассников. Поэтому они имеют более реальные представления о жизни, в учебно-профессиональной деятельности ориентируются на заработную плату.
6. Свобода. Эта ценность является показателем противоречивости подросткового возраста. Они хотят быть свободными, но в то же время не готовы брать ответственность за свои поступки.
7. Саморазвитие. Предположительно, подростки из 7 и 9 классов ассоциируют саморазвитие с занятиями в кружках и секциях. Возможно, для обучающихся в 6, 9, 10 классах эта ценность имеет меньшее значение, но все равно они задумываются о выборе дальнейшего жизненного пути, поэтому разница в рейтинге ценности составила два пункта.
8. Уверенность в себе. Ценность также характеризует противоречивость подросткового возраста. Подростки 6, 7 классов зарабатывают статус в коллективе, «место под солнцем». Для них важно быть уверенным в себе. 8, 9 классы ассоциируют эту ценность с дальнейшим выбором профессии. У десятиклассников этот выбор был сделан в 9 классе и это подталкивает их к второму самостоятельному решению в 11 классе.
10. Деньги и материально обеспеченная жизнь. Эта ценность не стоит на последнем месте в рейтинге, однако имеет значение, но не такое, как здоровье и любовь, например. Она не настолько важна для этого возраста.
11. Счастье других. Одиннадцатое место в рейтинге отражает проявление эгоцентризма подростков, они думают о себе, своем счастье, своих мечтах. Это закономерно: в современных условиях жизни, когда в обществе думают в первую очередь о себе и своем благе, подростки не являются исключением.
12. Развлечения. На первые места подростки ставят приоритетные ценности, значит, эта ценность сейчас для них не актуальна. Для девятиклассников важно интимно-личностное общение, они хотят быть в компании, привлекать внимание противоположного пола.
13. Вера в Бога. Это свободный выбор каждого человека. Может быть, в силу возраста, подростки еще не сталкивались с такими ситуациями, когда человек ищет защиту, ответы на вечные вопросы бытия.
14. Общественное признание. У подростков пока нет понимания этой жизненной ценности, подростки хотят быть «как все».
Исследование выявило наиболее важные жизненные ценности подростков: здоровье, дружба и общение, любовь, семья и дети (в будущем), получение хорошего образования; и наименее важные: развлечения, вера в Бога, общественное признание.
В представленном исследовании мною были выполнены следующие задачи: я изучила особенности подросткового возраста и жизненные ценности подростков; провела исследование и анализ жизненных ценностей подростков МБОУ «Ильинская СОШ». Продуктом исследования стала Карта изменений жизненных ценностей подростков 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ».
Исследование показало, что одинаково важной для всех подростков также стала ценность здоровья. Относительно других ценностей я пришла к выводу, что в каждой возрастной группе подростков есть свои приоритеты в жизненных ценностях.
Результаты исследования охватывают лишь некоторые аспекты изучения ценностей и ценностных ориентаций подростков. В следующем учебном году я планирую провести такой же опрос и сравнить результаты. Я считаю, что знание жизненных ценностей подростков помогает взрослым лучше понять их, а самим подросткам лучше узнать себя.
1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 256-269.
Аверьянов Ю. И. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 5 класс – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология – М.: Владос, 2005. – 264 с.
. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Шашкина А. О., Конюхова К. О. Исследование ценностей современной российской молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 868-871. — URL https://moluch.ru/archive/88/17375/ (дата обращения: 27.01.2018).
Карта изменений жизненных ценностей подростков,
обучающихся в 6 -10 классах МБОУ «Ильинская СОШ»
Рейтинг жизненных ценностей подростков,