Методические рекомендации по составлению
методических разработок теоретических уроков
– это методическое пособие, рассчитанное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно организовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усвоение уч-ся учебного материала.
Методическая разработка может быть написана на любую тему теоретических занятий лабораторно- практических работ, по любому вопросу учебно-воспитательного процесса.
В методической разработке должна идти речь о том, что изучать на занятии. Но главном образом как изучать, в каком порядке и а какой последовательности, какими методами и приемами, с привлечением каких наглядных пособии, средств обучения и способов активизации занятий к закрепление знаний учащихся и т.п. (показать на конкретных примерах, как необходимо пользоваться. Методическая разработка теоретических занятий должна состоять, как правило, из двух разделов:
– характеристика темы и её учебно-воспитательных работ
– методических указаний к проведениию занятий
1. Характеризуя тему методической разработки необходимо указать её точные наименование в соответствии в программой, количество часов, время изучения, степень сложности ее особенности, связь темы с пройденным материалом и тем, которой предстоит изучать в дальнейшем, с лабораторно-практическими занятиями и другими предметами, какие знания и умения должны приобрести уч-ся и какие воспитательные задачи необходимо решить в результате изучение данной темы.
2. Организация и методика проведения занятия:
на котором сочетаются различные виды работ – объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др. и урок изучения нового материала, где основное внимание уделяется
урок формирования и закрепление умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности.
3.обобщающий урок, на котором систематизируются изученный материал по определенным темам и разделам.
на котором уч-ся выполняют различного рода проверочные и контрольные, устные и письменные работы .
урок – семинар, урок – деловая игра, урок – конференции, урок – дискуссия, урок – викторина, урок – соревнование, интегрированный урок, урок – открытых мыслей, урок – лекция, урок – рассказ, урок – беседа, урок решения познавательных задач, киноурок с последующим анализом и обсуждением, лабораторная работа, практическая работа, письменная контрольная работа, устной опрос, письменный опрос, урок – урок взаимоконтроля, урок – взаимообучения, урок размышления, урок – сочинение, урок – экскурсия, нетрадиционный урок
рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа, демонстрации объектов, практические -упражнения, методы программированного обучения (машинное и безмашинное)
Их объединяют по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности на
– рассказ, беседа, лекция и д.р. с использованием Т. С. О, наглядных пособий. При использовании данного метода следует учесть, что только правильное соотношение теоретической и иллюстративной части может обеспечить усвоение учебного материала,
– методы, когда форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Поэтому используются обычно при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала, знания из личного опыта ученика, проблемные методы наплавлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Главное внимание сосредотачивается; на формировании проблемной ситуации.
направлены для выполнения исследовательских задач*
– Выбираются те методы обучения, которые наилучшим способом обеспечивают решение поставленных учебно-воспитательных задач и способы активизации учащихcя.
– Определяется структура урока, последовательность изучение материала и время на структурные элементы урока,
Особенности построения уроков различного типа.
Структура урока сообщения. новых знаний
1. Организация начала урока
и задачи урока
3. Подготовительная работа и обеспечение нового (проверка дом. заданий воспроизведение ранее изученного и др.)
5. Итоги урока и задание на дом,
Главная часть – объяснение, однако успех урока зависит от всех компонентов. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока.
СТРУКТУРА урока закрепления
1. Организации начала урока
2. Постановка цели и задач урока
4. Итоги и задание на дом
Основная часть ypoка – практическое задание, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочное упражнение, самостоятельные работы,
Структура урока обобщения или повторения;
I Организация начала урока
2 Постановка цели задач урока
4. Итоги урока и задание
4. Обобщение и систематизация учебного материала
особенность систематизации и обобщение состоит а том, что учитель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихcя в ходе выполнения упражнений, большое внимание уделяется теоретическому анализу, который приводит к обобщенным выводам и способствует развитию логически правильного мышления.
Структура комбинированного урока
3. Постановка цели и задач урока
4. Объяснение нового материала
5. Закрепление, повторение
6. Итоги урока и задание на дом
тип урока представляет собой комбинацию всех элементов* причем каждая часть имеет равноценное значение среди других.
Структура контрольного урока
I. Объяснение цели проверки и инструкции об организации работы
Проверка готовности уч-ся к выполнению задания
2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами
4. Предварительное подведение итогов урока.
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
1. Высокий уровень психолого-педагогической подготовки преподавателя, его мастерство, творческий подход к построению урока или системы уроков.
2. Подготовленность учащихся к деятельности при данном сочетании методов и средств обучения.
3. Наличие необходимых учебно-информативных источников (учебников, справочников, пособий и др.) для качественного достижения целей.
4. Материально-техническое оснащение.
5. Психологический климат.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА
Исходным моментом подготовки к уроку является постановка его целей.
Всестороннее развитие личности учащегося предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этого, процесс обучения призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции – образовательную, воспитательную и развивающую, которые реализуются в том числе и на уроке.
Молодые преподаватели часто затрудняются в постановке целей урока. Возможно, предоставленные ниже рисунок и примеры, помогут в решении этой задачи.
Определяя обучающую цель уроков, следует исходить из содержания учебного материала и педагогических задач.
Формулировки целей могут быть такими:
При сообщении нового материала:
– “Объяснить сущность (закона, процесса, явления и т.д.)
При закреплении и совершенствовании знаний:
– “Обобщить знания по теме
При применении знаний:
При учете и контроле знании:
При постановке развивающих целей урока можно пользоваться следующими формулировками:
– “Развивать (профессионально важные) качества личности: трудолюбие, аккуратность, настойчивость и др.”
– “Сформировать умения систематизировать полученные знания”
– “Развивать навыки научной организации труда”
При постановке воспитательных целей использовать такие формулировки:
– “Формировать научное мировоззрение”
– “Прививать навыки коллективного труда”
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ УРОКОВ
в помощь преподавателю
при подготовке методических разработок
Составитель Винокурова С. В.
Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки и написания методической разработки, определяют предъявляемые к ней требования, содержат дополнительные сведения о видах и типах уроков, формах организации учебной деятельности, дидактической структуре урока и т.п., которые могут быть полезны преподавателям при написании методических разработок.
В пособии также даются методические рекомендации начинающему преподавателю по подготовке урока, проведению самоанализа и оценке эффективности урока.
Содержание и виды методических разработок
– это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
Например, цель может быть следующей:
Структура и требования, предъявляемые к методической разработке
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Структура методической разработка учебной темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
учебной темы необходимо:
Структура методической разработки урока теоретического обучения
В основной части можно выделить следующие разделы:
Пример методического обоснования темыДанная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 века остаётся «белым» пятном в изучении исторических событий. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, являющимся свидетелями этих событий».
Пример методических рекомендаций по проведению урока: Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.
в колонках технологической карты следует указывать конкретные задания, вопросы, учебные пособия и т.д.
технологическая карта серии уроков (темы, раздела):
Цели и задачи:
Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М. И.):
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М. И.) :
определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов, которая доминирует на уроке:
Дидактическая структура урокаосновные этапы урока) включает в себя следующие дидактические задачи:
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и студентов (по Молчан Л. Л.):
– это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические.
Методы обучения – путь исследования или познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи.
В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей.
(по Лернеру И. Я.)
часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках.
Приемы делятся на (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения);
(запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям);
(вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов).
подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
для каждого урока подразумевает:
Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Методические рекомендации по подготовке урока
( в помощь начинающему преподавателю)
о том, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.
Подготовленный урок отражается в плане-конспекте /технологической карте, содержащих 2 основные части: формальную и содержательную.
Формальная часть отражает: дату, № учебного занятия, тему, цели (обучения, воспитания, развития), оборудование, тип и вид занятия, последовательность этапов, литературу.
Содержательная часть включает тексты всех заданий, новый учебный материал, рекомендации по выполнению домашнего задания, таблицу с указанием видов деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе урока.
Начинающему преподавателю рекомендуется включить в конспект занятия аналитическую часть – самоанализ учебного занятия.
Методические рекомендации для преподавателей по самоанализу учебного занятия
Самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность преподавателя, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.
Особенность самоанализа учебного занятия заключается в том, что он должен проводиться через ракурс группы и конкретных студентов. Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить преподавателя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам. При самоанализе учебного занятия преподавателю рекомендуется искать ответы на следующие вопросы:
В самоанализе ценно показать не то, как мы добиваемся успеха, а то, с какими проблемами сталкиваемся, какие решения оказываются эффективными, а какие – менее эффективными, как это скажется на работе в дальнейшем, чего на учебных занятиях прибавится, а от чего вы отойдете.
Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий
(по Т. И. Шамовой)
Оценка проводится в баллах:
– реализовано полностью
– реализовано частично
– не реализовано
Эффективность учебного занятия рассчитывается по формуле:
сумма баллов, выставленных экспертом,максимально возможная сумма баллов
– 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный
от 65% до 84% – урок хороший
от 45% до 64 % – урок удовлетворительный
Общие требования к оформлению методической разработки
Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Невского района г. Санкт-Петербурга
Памятка по созданию методических материалов /под ред. С.М. Платоновой, С-Петербург, 2005 г.-12 с.
Платонова С. М., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии образования ЛГУ им. А.С. Пушкина, научный консультант ДДТ «Левобережный».
Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.
В предложенной Вам памятке обобщен опыт общения заведующего методическим кабинетом Дома детского творчества «Левобережный» с авторами методических разработок, когда приходилось просить педагогов раскрыть, зачем он делал то или иное, как пришел к идее, пояснить, о чем идет речь и т.д. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.
Памятка предназначена: педагогическим сотрудникам учреждений дополнительного образования детей.
Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.
Рекомендации по содержанию и целям
Рекомендации по оформлению методических материалов:
• методические разработки
Методические материалы и их виды
Методические материалы (методическая продукция) – одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.
методическим материалам относятся:
«Программа» (от греч. – объявление, распоряжение.
Программа – документ, представляющий содержательно-организационную модель деятельности, т.е. документ, определяющий цель, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок её реализации.
Образование – процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ.
Дополнительная образовательная программа – это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.
Сценарий – литературное произведение с подробным описанием действия, для организаторов является отправным документом.
Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, вечера, концерта, любого дела. Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторять ошибок.
Методическая разработка – описание методов, способов, приемов педагогической деятельности. В разработке педагог отвечает на вопросы: как, каким образом я достигаю цели, получаю желаемые результаты своей деятельности?
Методические рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития. Чаще всего основой для разработки методических рекомендаций является обобщенный опыт деятельности педагога.
5. К ОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебное занятие – промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.
Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребенка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Конспект учебного занятия включает в себя описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия; используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.
6. Т ВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
К творческим работам учащихся относятся сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий, методическим разработкам педагогов.
ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ
Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.п.
8. К УРСОВЫЕ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Работа является итоговой работой слушателя за курс обучения. В работе слушатель должен продемонстрировать теоретические и практические знания по проблематике курсов, предъявить умение изучать теоретические работы, систематизировать и структурировать полученный материал, обобщать и делать выводы.
9. Т ЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Выступления па семинарах, конференциях, педсоветах, методических объединениях являются одним из способов обобщения и распространения передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт – это высокое мастерство педагога, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающее высокий результат, соответствующий современным требованиям, а также способное в современных условиях удовлетворить актуальные потребности практики обучения и воспитания. Тексты выступлений дают возможность познакомиться с данным опытом большему числу педагогов.
10. П ЛАНЫ РАБОТЫ
План – это определенный порядок, последовательность в изложении чего-либо (научного или литературного произведения, статьи, речи), а также намеченная на определенный период работа с указанием её целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, исполнителей или ответственных за выполнение.
11. П УБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
Материалы (статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.
12. М АТЕРИАЛЫ ГОРОДСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
При проведении городских методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.
создания методических материалов
Приступая к работе над каким-либо из видов методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:
Рекомендации по оформлению образовательных
Более подробно требования к оформлению образовательных программ изложены в Письме Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16.
Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:
Рекомендации по оформлению методических разработок и методических рекомендаций:
Рекомендации по оформлению конспектов учебных занятий:
Рекомендации по оформлению творческих работ учащихся:
Рекомендации по оформлению фото и видео материалов:
Рекомендации по оформлению курсовых работ слушателей повышения квалификации:
– введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)
– теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы)
– основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и негативные результаты самостоятельной работы слушателя)
– заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы, рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)
– библиография (перечень источников – печатных, архивных, рукописных, электронных и иных, которые упоминаются или цитируются в работе)
– приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)
Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:
Рекомендации по оформлению планов работы: титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной период составлен план
Рекомендации по оформлению публикаций в СМИ! и печатных изданиях:
Рекомендации по оформлению списка литературы.
Все источники литературы размещаются в алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы; полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга; издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название (без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы, фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год издания.
2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.
1. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
2. Буланова Е. В. Поговорим о программах: взгляд методиста // Ярославль: «Внешкольник» – 2004. – №1 – с. 49-55
4. Добрецова Н. В., Инц И. Г. Учебно-методический комплекс – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога (учебно-методическое пособие). – СПб, 2004. – 62 с.
5. Методическая деятельность, словарь-справочник / под ред. Е.В. Титовой. – Л.: 1991. – 45
Методические рекомендации по оформлению сценария, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ
7. Положение об аттестационной работе слушателя курсов повышения квалификации, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.