ПОДГОТОВКА К ГИА ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

План – конспект урока

«Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении».

Учитель: Цетденова С. В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Цаган – Уснская  СОШ»

Предмет:  Русский язык

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний учащихся

Базовый учебник: «Русский язык» 9 класс. Авторы  М. М. Разумовская, С. И. Львова,  Москва «Дрофа» 2013 год.

Технологическая карта изучения темы:

Технологическая карта урока в 9 классе

по  русскому языку по теме «Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении».

Учитель Цетденова С. В.

1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013

2. . Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998

3 . Булгакова И. В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990

: Различные виды придаточных предложений.

: обобщение и систематизация знаний  и способов деятельности.

Уровень подготовки класса:

повторить и закрепить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения».

повторение опознавательных признаков СПП;

совершенствование умений давать синтаксическую характеристику СПП; формирование умений классифицировать СПП; развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.

развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

. Акцентологическая минутка.

Расставьте ударение в словах.

рпать (знания), собол

(   определит. )

Тема всех предложений

Внимательно посмотрите на упражнение и сформулируйте задание. (расставить знаки препинания, определить тип придаточных; определить тему, объединяющую предложения) Что общего у этих предложений?

Формулирование темы и цели урока.

(все эти предложения являются сложно подчиненными)

Четвертый этап. Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

каждая группа выполняет задание, затем сравнивают. Если у групп разные ответы на поставленные вопросы, то все три группы приходят к общему решению.

подчеркнуть в тексте «ошибкоопасные» места? Анализ орфограмм.

определить тему, основную мысль, тип и стиль текста, определить языковые средства, которые используются в тексте.

подчеркнуть основы, выделить части предложения. Определить вид придаточных.

Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных  мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями.

Работа со словарями: найти значение словосочетания

Подчеркнуть словосочетания, которые пригодятся для написания сочинения-миниатюры. Написать сочинение –миниатюру.

Неподвижный туман; тонкий пар; разлитый в воздухе; золотисто-жёлтый луч; несказанно великолепен; нежно сияющая вершина; сказочное дерево; радостно мчатся (волны); золотые листья; лёгкая свежесть; радостная сила; капелька неба; чистое небо.

Я оцениваю себя:

Домашнее задание: написать статью в газету об экологии нашего края; найти афоризм о природе или сделать синтаксический разбор предложения и морфологический – слова

С придаточными определительными

С придаточными изъяснительными

С придаточными обстоятельственными

С придаточными присоединительными

Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия

Обобщающий урок по теме “Виды придаточных в сложноподчиненном предложении”

Учитель: Шаритдинова Гульемеш Азаматовна

Предмет: Русский язык

Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме “Виды придаточных в сложноподчиненном предложении”.

Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов связи в них.

Воспитывающая: совершенствование навыков культуры устной речи.

Оборудование урока: доска, интерактивная доска

СЛАЙД 2  Приветствие.

СЛАЙД 3 Определение темы урока, постановка цели и задачи.

Для чего нам нужно уметь работать со сложноподчинёнными предложениями? Когда они нам могут понадобиться?

СПП тренируют логическое мышление, учат видеть тонкие оттенки смысла, помогают осознать, как богаты выразительные возможности нашего языка. И мы хотим  уметь пользоваться этими богатыми возможностями. Успешно выполнить задания ОГЭ, в которых встречается эта тема.

СЛАЙД 4 открываем тетради, записываем число, классная работа  и тему 4урока

III. Актуализация знаний

Теоретическая часть: обучающиеся характеризуют виды придаточных предложений, приводят свои примеры (можно пользоваться учебником или домашним заданием).

Отвечают на поставленные вопросы.

-Сколько групп придаточных предложений выделяют в русском языке?  (три)   СЛАЙД 5

-Как они называются? (изъяснительные, определительные, обстоятельственные)

-На какие вопросы отвечают такие предложения? (изъяснительные  – вопросы косвенных падежей,  определительные – какой? чей?,  обстоятельственные – где?, когда, куда?, п какой причине?, с какой целью? И т.д.)

*Назовите особенность определительных придаточных. Характеристика придаточных предложений. ( Определительное придаточное предложение относится в главном предложении к существительному, местоимению или слову другой части речи в роли существительного, давая ему характеристику или раскрывая более детально его признак. Эта зависимая часть сложноподчиненного предложения находится непосредственно за определяемым словом или отделяется от него несколькими словами.)

*Дайте  характеристику местоименно-определительным придаточным, назовите  их, расскажите, чем они отличаются от придаточных  определительных? ( По значению к придаточным определительным близки Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного)

*Дайте определение придаточным изъяснительным предложениям. Как можно  отличить союз от союзного слова? Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства не является членом предложения, иногда его  опустить или заменить другим   – это член предложения, его  заметить другим членом предложения, с которым данное   соотносится. Федор сказал, что машина придет только вечером. – Что –  опустить: Федор сказал: машина придет только вечером. Когда (= если) труд – удовольствие, жизнь хороша. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей)

Обстоятельственные придаточные предложения присоединяются ко всему главному составными союзами потому что, оттого что, с тех пор, как, для того, чтобы и др. В этом случае запятая ставится перед составным союзом. Сравните, например: Пишу на открытке, потому что нет бумаги (  – составной союз) и Пишу на открытке только потому, что нет бумаги ( – простой союз, а в главном предложении употреблено указательное наречие – . Если составной союз стоит в начале сложного предложения, то запятая ставится только после придаточного предложения, С тех пор как мы расстались, прошло пять лет.

Чем отличается простой союз от составного? Как правильно расставляются знаки препинания в сложных предложениях с составными союзами? Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор, как, до тех пор пока и др. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные). Проехали по сухой просёлочной дороге так, что поднялась пыль столбом.

IV.  Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание: Найдите главное предложение,  по вопросу определите вид придаточного и постройте схему

Задание: Составьте предложение по схеме и определите вид             придаточного

Обучающиеся, по готовой схеме (схема на экране),  составляют предложения, записывают на доске и в тетрадях, указывают вид придаточного.

Его удивило то чувство, которое возникло у него после просмотра фильма

Я объяснила ему, что мне нужно готовиться к урокам.

Кто много читает, тот многое знает.

Несмотря на то что пошёл дождь, дети пошли гулять.

—Ребята, с чем было сложнее работать – с готовыми предложениями или со схемами? –

Работа с пособием по подготовке к ОГЭ.

Сейчас, Ребята,   поработаем по учебнику для подготовки к ОГЭ, открываем стр. 92, задание 8.

Молодцы, хорошо поработали, запишите домашнее задание к следующему уроку.

V. Домашнее задание

–Ребята, какое произведение мы сейчас изучаем на уроках литературы?

Из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»  выписать по два придаточных  изъяснительных, определительных, обстоятельственных.

На доске тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

Своё впечатление от сегодняшнего урока я прошу вас написать в тетради. Подсказка на слайде.

обстоятельственные – где?, когда, куда?, п какой причине?, с какой целью и т.д.

Схемы предложений, ссылка на тест.

Кто много читает, тот много знает.

Несмотря на то что было жарко, на речку мы не пошли.

Тест на тему «Виды придаточных сложноподчинённых предложений»

Схемы на доске

СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

– закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; – дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

– формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

– совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин.ый, рас.чёт, команд.вать, незван.ый, ак.омпанемент, ровес.ник, грам.отный, вследстви. дождя, кован.ый, оч.ровательный, опас.ный, безветрен.ый.

– Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т.варищи спр.сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т.жело было (в)эти дни тем кто покинул р.дные м.ста.

В) Мы ра.пол.жились на о.дых у дер.ва что р.стёт у самой в.ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

– Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

– А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

– Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

– Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. ( СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

– Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

– Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении

– Обозначить грамматические основы

милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

– Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. 

Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. 

Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. 

Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! 

Значит, это он виноват во всем! 

Но никто из нас не попрекнул Алешу. 

Мы были потрясены не меньше, чем он. 

Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. 

Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

– Спасибо,

 – сказал Назаров,

 – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,

 но в Москве я знаю только Вас,

 и я хотел спросить,

 можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– Нет,

 нет,

 – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,

 потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,

 путаясь и напрягаясь,

 блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,

 Ваня страдал.

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по – детски радовался, когда я не мог отгадать их.

– Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по – детски радовался моему неумению отгадать их).

V. Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

а) от содержания главной части в целом;

б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.

Упражнения по теме «Типы придаточных в сложноподчинённом предложении»

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид придаточных.

1) Всё было готово когда в конце к_ридора повилась зн_комая сутуловатая ф_гура учителя. 2) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шев_льнулся пока я не зар_дил ружья и не поднял к_ростеля. 3) Покамест слуги упр_влялись и возились г_сподин отправился в общую залу. 4) В то время как она выходила из гости(н, нн)ой в п_редней послышался звонок. 5) Лягу спать и ш_пчу стихи закрыв глаза пока не засну. 6) Дверь была з_крыта но отврилась легко едва он нажал. 7) Перед тем как изл_жить на бумаге свои воспом_нания Репин ра(с, сс)казывал их неск_льким людям — мне моей семье случайным г_стям. 8) Когда на море вздымается волна то слышен (н_)шум пр_боя а хрустенье льда и ш_рох ос_дающего снега.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1) Ветры дуют (н.)так, как хотят к.рабли. 2) Чем больше кошку глад.шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к.рась (н.) др.мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр.гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н.) чему (н.) науч.шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н.) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Тест по теме «Виды придаточных в сложноподчинённом предложении»

1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

1) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом. 2) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной. 3) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности. 4) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

2. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?

1) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя. 2) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп. 3) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон. 4) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

3. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

1) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать. 2) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее. 3) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа. 4) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

4. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

1) Как только рассвело, мы отправились в путь. 2) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить. 3) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих. 4) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

5. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

1) Муза! Ты видишь, как счастливы все. 2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя. 3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он. 4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

6. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?

1) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса. 2) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений. 3) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор. 4) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.

7. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они. 2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев. 3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова. 4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

8. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины. ( В. Астафьев)

1) цели 2) изъяснительное 3) причины 4) определительное

9. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. ( Л. Андреев)

1) определительное 2) изъяснительное 3) меры и степени, образа действия 4) цели

10. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему так, что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной, и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает, оставляя меня. ( Л. Толстой)

1) сравнительное, времени, изъяснительное 2) меры и степени и образа действия; времени, изъяснительное 3) причины, условия, изъяснительное 4) меры и степени и образа действия, места, определительное

11. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели). 2) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное). 3) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия). 4) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).

12. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места). 2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени). 3) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия). 4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).

13. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели). 2) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия). 3) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия). 4) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).

14. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени). 2) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия). 3) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное). 4) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (ответы)

1. 4) 2. 1) 3. 3) 4. 4) 5. 4) 6. 1) 7. 4) 8. 1), 4) 9. 1), 3) 10. 2) 11. 2) 12. 3) 13. 4) 14. 1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме «Придаточные предложения и их виды» 9 класс.

Учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна.

Создать условия для повторения и систематизации знаний осложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, определять вид придаточных, средства связи; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

определять структуру СПП с разными видами придаточных; составлять их схемы;

работать с тестами.

Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: закрепление изученного материала.

тетрадь, раздаточный материал.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. Скоро вам предстоит сделать выбор своей профессии. Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание В. Пескова, который говорит: «Настоящий успех – это найти дело своей жизни в работе, которую ты любишь».

Мы будем вести разговор о профессии, которую выбираем на всю жизнь.

2. Словарная работа

– Используя приложение к учебнику, найдите толкование слов «профессия», «склонность».

Профессия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять) – род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Склонность – эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности.

Задание: Составить словосочетания с этими словами. ( Профессия врача, престижная профессия, склонность к науке.

3. Определение темы и целей урока.

Работа с текстом. Работа в парах.

Правильный выбор профессии

1. К сожалению, очень часто люди занимаются тем, что им не нравиться.

2. Это может быть результатом ошибочного профессионального выбора, когда человеку не подходит профессия, которой он владеет. 3. Нередко бывает так, что профессия вполне устраивает, но конкретное место работы не по душе. 4. На негативное отношение к работе может влиять и должность, которую человек занимает. 5. Например, сотрудник стремится к творческой работе, хочет проявить свои знания и способности, а ему приходится изо дня в день оформлять накладные. 6. Для выхода из подобных ситуаций есть выход. 7.Нужно еще в юности задуматься над тем, каким делом вы будете заниматься. 8. Любое ваше увлечение или склонность к чему–либо в будущем может стать любимой работой.

(Энциклопедия для детей «Правильный выбор профессии»)

Примечание: ученикам дан вариант без знаков препинания.

Прочитайте текст выразительно.

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Вопросы по 3 заданию.

– Ребята, вы согласны, что это текст? Да, это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой).

Какова основная тема данного текста? Тема уже сформулирована в заглавии текста).

– Найдите ключевые слова по этой теме. ( Профессиональный выбор, профессия, склонность, стремление).

– Какую проблему решает автор? Проблема, которую поднял автор, очень важна и актуальна. Она утверждается автором в последнем предложении).

– Автор предлагает развивать свои склонности и увлечения для того, чтобы вы смогли выбрать профессию по душе.

– Определите тип и стиль речи. ( Композиция этого текста напоминает научное рассуждение. Это характерно для публицистического стиля).

– Что еще характерно для этого стиля? В тексте публицистического стиля анализируются и оцениваются пути решения проблемы, даются выводы, текст напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль, приводит аргументы).

4. Анализ предложений.

– Запишите номера простых предложений. (6, 8).

Выпишите грамматические основы предложения с сочинительной связью. (5. Сотрудник стремится, хочет проявить, приходится оформлять).

Запишите номер предложения с сочинительной и подчинительной связью.

– Запишите номера СПП с разными видами придаточных.

– Определите вид придаточных в предложениях 1, 4. (1. Изъяснительное. 4. Определительное).

Проверка. взаимооценка выполнения.

– Как бы вы сформулировали тему урока? (Виды придаточных предложений).

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться различать виды правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении).

4. Обобщение и систематизация знаний .

1. Теоретическая разминка. Работа в группе.

1) Чем различаются ССП и СПП?  (Части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное).

2) Сколько придаточных предложений может быть в СПП? (В СПП может быть одно или несколько придаточных.)

3) Какие способы прикрепления придаточных вы знаете? (Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

4) Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? (Союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом, оно выделяется логически).

5) Каково место придаточного по отношению к главному? (В зависимости от смысла место придаточного предложения может быть постоянным, а может быть непостоянным).

6) От чего зависит вид придаточного предложения?

7) На какой вопрос отвечает придаточное определительное? (Придаточное определительное отвечает на вопрос «Какой?»).

8) На какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное? (Придаточное изъяснительное отвечает на падежные вопросы).

9) Назовите виды придаточных обстоятельственных.

10) На какие вопросы отвечает придаточное места? (Где? Куда? Откуда?).

11) На какие вопросы отвечает придаточное времени? (Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?).

12) На какие вопросы отвечает придаточное сравнения?

13) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия, степени? (Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?).

14) На какие вопросы отвечает придаточное цели? (Зачем? С какой целью? Для чего?).

15) На какие вопросы отвечает придаточное условия? (При каком условии?).

16) На какие вопросы отвечает придаточное причины? (Почему? Отчего? По какой причине?).

17) На какие вопросы отвечает придаточное следствия? (Что из этого следует?).

18) На какие вопросы отвечает придаточное уступки? (Несмотря на что? Вопреки чему?).

Проверка выполнения. Самооценка.

2. Найдите соответствия  предложений с данными схемами, укажите вид придаточного предложения. Работа в парах.

1) Свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.

2) Должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.

3) В наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.

4) Если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. ( Сенека)

5) Работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.

6) Даже если профессию выбирают несколько раз, каждый выбор должен быть осознанным и продуманным.

Проверка выполнения работы.

3. Работа с тестами.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Психологи разработали научные методы

с помощью

которых

надеются определить степень нашего одиночества.

1) 1, 3              3) 1, 2

4) 2, 3

2. Художники

свободного времени

у которых

было много

охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

1) 1, 3              3) 2, 4

2) 1, 4              4) 1, 2, 4

3. В номерах почище

заезжали куда

бильярдные короли и провинциальные драматические артисты

разместились заведующие секциями и их помощники.

1) 3, 4             3) 2, 4

2) 1, 3, 4         4) 1, 4

Найдите придаточные предложения и укажите их значение.

1) Было слышно, как Варвара Гавриловна бормотала за вязанием.

2) Когда вернулся Вермель, Пахомов рассказал ему о телеграмме.

3) Тут кругом так мрачно и дико, что отдых не радует. ( Обстоятельственное образа действия).

4) Потом там, где бежали ручьи, потекут золотые потоки лютиков.

5) Петя отправился в каюту для того, чтобы первым известить тетю о виденном зрелище.

Самопроверка по шаблону

5. Итог урока.

-Напишите мини-сочинение на тему «Роль СПП с придаточными в речи».

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Для этого мы с вами не должны выражаться простыми, однообразными фразами. Используя сложные предложения в своей речи, мы делаем ее доступнее для понимания. Чем речь красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя.

6. Домашнее задание.

– Написать сочинение-рассуждение по высказыванию В. Пескова, используя в тексте СПП с придаточными предложениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *