В работе классного руководителя главным является формирование у учащихся интереса к классным часам. Так как основной формой работы с учащимися был и остается урок, но в, то, же время огромный простор для деятельности дает нам внеклассная работа. Внеклассная работа способствует развитию индивидуальных способностей детей, дает возможность ближе познакомиться с общими волнующими темами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал. В ходе этой работы формируется мировоззрение учеников, патриотические чувства, развиваются творческие способности.
Название работы: «Сценарий классного часа «Дружба – это здорово!».
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация способствует эмоциональному подъему и повышает познавательный интерес учащихся. При подготовке к внеклассному мероприятию была проведена подготовительная работа: разучивание песен о дружбе, знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, чтение книг и просмотр мультфильмов по данной теме. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, практические упражнения тренинга, нестандартная форма проведения рефлексии, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.
«ДРУЖБА – ЭТО ЗДОРОВО!!!»
Форма проведения: классный час
Тема: «Дружба – это здорово!»
Учитель: Козлова Оксана Николаевна
Школа: МОУ «Будогощская СОШ»
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся:
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий;
– устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
– уметь работать по предложенным инструкциям;
– уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, – – анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
– определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
– уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах;
– уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
– формировать положительную мотивацию к обучению;
– формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг»);
– формировать умение перерабатывать жизненные ситуации с точки зрения
-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки и приготовьтесь слушать.
(СЛАЙД № 1)
Объявление темы урока
-Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мостЧудо-мастер смастерилМост высокий без перил. / Радуга./
(СЛАЙД № 2)
Я хочу вам подарить «Радугу», но только она спрячется в лепестках волшебного весеннего цветка.
(СЛАЙД № 3)
ОбществуДаритРадостьУлыбку Желания Благородным Единственный
Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? (О дружбе.)
Работа по теме урока
Ученица читает «Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?
-Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово “дружба” – и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Как плохо бывает человеку, когда он остаётся один. Представьте, что у вас не было бы друзей. Жизнь без друга скучна и неинтересна. Чтобы такого не случилось, надо учиться общаться с людьми, уважать их, быть терпимыми.
А что же обозначает слово «ДРУЖБА»?
Работа над понятием «дружба».
Дети высказывают свою точку зрения.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». ( СЛАЙД № 4)
В толковом словаре С. И. Ожегова:
1 ученик: ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
-Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями?
– С чего же всё начиналось? Как возникло само слово «друг».
Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Друг», а вы подумайте зачем человеку понадобился друг?
Создание проблемной ситуации
– Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. ( Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
– Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
– Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
– Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
– Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
– Почему мы дольше помним обиды?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.
– Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Игра «Кто с кем дружит»
Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? (СЛАЙД № 5)
Учитель: Так кого же мы можем смело назвать своим другом?
(СЛАЙД № 6)
Работа с корнем друж-
Ребята, посмотрите внимательно на доску и скажите, что объединяет эти слова? (корень –друж-)
Попробуйте вспомнить слова с корнем – друж –(дружить, подружишь, дружелюбие, дружественный, дружок и др.).
-Кто такой друг?
-Каким он должен быть?
(СЛАЙД № 7)
Работа с пословицами
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
Друга ищи, (а найдёшь береги).
Друг за друга стой, (выиграешь бой).
Доброе братство, (лучше богатства).
Друг лучше старый, (а платье новое).
Старый друг – (лучше новых двух).
Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
(СЛАЙД № 8)
А сейчас мы послушаем ещё одно стихотворение.
Выступают 2 девочки
– Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
– Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу).
– Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.
_ Какими качествами должен обладать человек, чтобы его могли назвать настоящим другом?
(СЛАЙД № 9)
– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
Могут ли руки подружиться?
– Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
– Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
– Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга).
Как пахнет дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили дружбу?
– С какими животными можно связать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?
Исполнение песни «Дружба» гр. Барбарики
(СЛАЙД № 10)
Давайте с вами выработаем правила дружбы:
Игра «Угадай мелодию»
Ребята, а где мы можем увидеть, услышать или прочитать о друзьях?
(Выслушиваются ответы детей)
Да, конечно, о дружбе и о друзьях можно услышать и в песнях.
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай мелодию»
(СЛАЙД № 11)
-Кого мы называем другом?
– Каких друзей нам хотелось бы иметь?
-А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Игра «Закончи предложение»
– У меня появилось желание
Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
(СЛАЙД № 13)
– Ребята, посмотрите на нашу солнечную поляну (на доске). Как вы думаете, чего на ней не хватает? (ответы детей)
– Чем мы можем эту поляну украсить? (цветами) На столах у каждого из вас лежат цветы, на которых мы сейчас напишем пожелания своим друзьям!!!
Исполнение песни кота Леопольда
1. « Внеклассные мероприятия» Авторы – составители: Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко,
Л. П. Барылкина, Л. А.Обухова. Москва «Вако» 2007 г.
2. « Праздники в начальной школе – 2» Составитель: Н. Г.Кувашова. Издательство
3. Журналы “Педсовет” за 1998 – 2002 г.
4. Троицкая Н. Б. Сценарии школьных праздников. Москва, Дрофа, 2003.
5. О. В. Перекатьева. Сценарии школьных праздников, театральных постановок, конкурсов
и викторин. Серия “Школа радости”. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002.
6. Журналы «Начальная школа» за 2006 – 2012 гг.
7. Уроки мастерства. « Мастер – класс учителя начальной школы. Выпуск -2. – М.,
8. Троицкая И. Б., Г. А.Королёва «Сценарии школьных праздников» – М., «Дрофа» 2003.
9. Ярова Л. Н., О. Е. Жиренко, Л. П.Барышкина, Л. А.Обухова «Внеклассные
мероприятия» – М., «Вако» 2004.
10. Павлова О. П. « Тематические классные часы в начальной школе» – Волгоград,
11. Http://www. proshkolu. ru/club/classru/file2/743840 Форсова Елена Вячеславовна, учитель начальных классов
12. Http://www. uchportal. ru/load/47-1-0-5200 Астафьева Е. В., учитель начальных классов
13. Http://festival.1september. ru Клочко Галина Франтишковна, учитель начальных классов
Директор МОУ «Будогощская СОШ» О. В. Юхневич
Самоанализ проведённого классного часа в 3 классе.
учитель начальных классов Козлова О. Н.
Тема: «Дружба – это здорово!»
Форма: классный час (беседа с элементами творческого характера).
Направляющая функция данного классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, так как знания переходят в убеждения, в реальные поступки.
Цель классного часа: расширение знаний детей о дружбе.
Цель классного часа достигалась путём решения следующих задач:
Свой классный час я начала с эмоционального настроя (оргмомент), что помогло создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. ( Ребята пожали друг другу руки, улыбнулись). Дети получили заряд положительных эмоций. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД .
В ходе занятия дети сформулировали тему и определили проблему
(Как надо себя вести ,чтобы быть настоящим другом ). Целеполагание –
умение ставить, принимать цель и учебные задачи. Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Учащиеся искали и выбирали необходимую информацию, применяли
методы информационного поиска (самостоятельно знакомились с законами дружбы). П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.
Осознанно строили речевые высказывания в устной форме ,что
способствовало формированию КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.
В процессе работы дети овладевали такими компетенциями как:
– уметь делать выбор;
– уметь принимать решения;
– уметь применять свои знания в конкретной ситуации, ориентироваться
на свой жизненный опыт;
Этап рефлексии прошел в виде игры «Закончи предложение»,такие как:
Это способствовало формированию внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формированию инициативности и самостоятельности; формированию социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
В целом классный час прошёл в достаточно хорошем темпе, не затянуто.
Стиль общения – демократический, эмоциональный. Чётко прослеживались все этапы урока и УУД. Все поставленные задачи удалось реализовать.
Использованы различные формы работы на классном часе: фронтальная (постановка задачи, обобщение, рефлексия); групповая (решение проблемных ситуаций); самостоятельная работа (оформление цветочной поляны с пожеланиями).
Материал преподносился через различные методы (приёмы): словесный (понятия), наглядный (карточки, клип), практический проблемно-поисковый (решение проблемных ситуаций), рефлексия.
Средства, используемые на уроке: ТС (технические средства для просмотра мультфильма, аудиозапись), карточки с надписями, плакат для самостоятельной работы (цветочная поляна).
Данный классный час является всего лишь небольшим шагом к достижению поставленной цели. Но уже сейчас можно сделать позитивный прогноз на будущее.
В конце классного часа ребята получили дипломы «За умение дружить».
Дети ушли с урока с положительными эмоциями, а это самое важное.
Я считаю, что классный час достиг поставленной цели.
Классный час на тему: «Дружба»
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, вызывает у них желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна для детей.
Цели: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, сплотить коллектив, создать дружескую атмосферу.
Задачи: развить представления о товариществе и дружбе и умении их поддерживать, побудить ребят задуматься над своим отношением к одноклассникам.
Обучающая: формирование умений анализировать отношения между людьми, расширить знания учащихся о теме «Дружба», приобщить к общечеловеческим ценностям.
Развивающая: создать условия для активизации творческих способностей; повышения уровня нравственного потенциала; формирования коммуникативных навыков, творческих способностей.
Воспитательная: воспитание чувства видения прекрасного вокруг, уважения друг к другу, дружелюбия, внимательности.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ручки, чистые листы бумаги.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
А что же такое дружба? (ответы детей)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
(С. И. Ожегов «Словарь русского языка»)
Все друзья между собой похожи, недаром ведь говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». И нередко истинность этой «крылатой» фразы подтверждается примерами из нашей же жизни.
Вы, наверняка, тоже с кем-нибудь дружите. У вас есть лучший друг или подруга, есть просто друзья, есть друзья по переписке. И всё это объединяется в одно большое, ёмкое слово – ДРУЖБА.
Ребята, давайте разделимся на пары (так как вы на данный момент сидите за партами).
Например, мы с тобой похожи тем, что мы учимся в одном классе.
Мы с тобой похожи тем, что у нас одинаковый цвет волос и т.д.
(отвечает каждый человека из пары)
Вот видите, каждый из вас похож чем-либо на своего соседа по парте, хоть вы можете этого совсем не замечать, но это так и мы с вами это выяснили.
А сейчас давайте ответим на вопрос: «Для чего нужна дружба?».
Например, для общения, взаимопомощи и т.д.
(Ответы детей записываются на доске).
Итак, как видите, без всего этого мы обходиться не можем.
Ребята, а давайте сейчас поиграем, т.к. вы уже устали сидеть, встаём из-за парт и немного разомнёмся. Игра называется «Капитаны». ( Если я говорю слово капитаны вы повторяете моё движение, если я не говорю это слово, вы не повторяете за мной.) Тот, кто ошибся, садится на своё место.
Молодцы, а сейчас следующая игра на внимательность. Условия игры: если я говорю слова: воздух – руки вверх; вода – руки в стороны, земля – руки вниз, огонь – поворот вокруг себя. Я буду показывать и называть по очереди эти слова, ваша задача правильно их повторить, так как я буду иногда путать их местами. Например, я могу сказать «вода», а показать «воздух».
Мы видим кто из вас самые внимательные. Молодцы, спасибо!
– Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
– Один за всех (и все за одного).
– Старый друг (лучше новых двух).
– Гора с горой не сходится, (а человек с человеком сойдутся).
– Друзья познаются (в беде).
– Дружба дружбой, (а служба службой).
А сейчас доставайте цветные карандаши, фломастеры, ручки. Я раздам вам по листку бумаги, вы обведёте на нём свою ладошку. В этой ладошке вы напишите 10 положительных качеств, своего соседа (друга), если вам трудно, то напишите пожелание или какие-нибудь приятные слова друг другу. Ведь каждому будет приятно получить нарисованную вами ладошку.
Кто всё сделал, может зачитать, что у вас получилось, нам будет очень интересно вас послушать.
А сейчас подарите друг другу свою ладошку. До свидания, ребята!
«Важность дружбы: кто такой настоящий друг?»
Класс: 3 класс
способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.
: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
План классного часа:
1. Организационный момент.
Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки.
2. Постановка темы классного часа.
– Сегодня у нас интересная и серьезная тема, а чтобы определить название темы, разгадайте кроссворд.
– О чём будет наш сегодняшний разговор?
3. Сообщение темы классного часа.
– Тема классного часа «Важность дружбы: кто такой настоящий друг?».
– На занятии мы должны ответить на следующие вопросы:
4. Обсуждение основных вопросов классного часа.
1) Знакомство с понятием «дружба».
Чтение и обсуждение стихотворения.
– Послушайте, как о дружбе пишут поэты.
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
– Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
– Это что-то огромное,
Это, когда ребята все сразу,
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Вопросы для обсуждения:
-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
– А кто это все на свете?
– Почему должны дружить все на свете?
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон «Без истинной дружбы жизнь – ничто».
Обсуждение пословиц о дружбе.
– Прочитайте пословицы и объясните её значение.
• Нет друга – ищи, а нашёл – береги. • Человек без друзей, что дерево без корней. • Платье лучше новое, а друг старый. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Старый друг лучше новых двух. • Друг познается в беде. • Дружбу помни, а злобу забывай. • С другом веселее при удаче, легче в беде.
– Чему же учат нас эти пословицы?
Обсуждение понятие «дружба».
– Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»? А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?
– Вот какое определение слову «дружба» предлагает С. И. Ожегов в Толковом словаре русского языка. Д РУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ( С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка)
Упражнение «Расшифруй слово».
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р – радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
– Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях.
2) Знакомство с понятием «друг»
Игра «Кто с кем дружит?»- В книгах, в мультфильмах мы очень часто встречаем верных друзей. Посмотрим, знаете ли вы их. Послушайте, отгадайте загадку и назовите его друга.
Был раньше он игрушкой
Теперь герои сказок завидуют ему.
И Винни-Пух, и Джерри,
Ведь талисманом сборной
В подъезде повстречались Успенского герои,
И с той поры все знают о них, кого не спросим.
Работают на грядках, корове сено косят,
И нет дружней в деревне, чем Федор
Герой другого фильма
Не Нюша и не Лунтик.
Спас поросенка клоун,
Он к ней прибежит
Он с Шариком дружит,
От грома дрожит.
Заснет, о сосиске
Он любит шары,
Но может и лопнуть,
Сорвавшись с горы.
Веселые глазки и хвостик – крючок.
– Многие считают себя друзьями, но не все являются настоящими.
– Вот вам пример из мультфильма. Перед вами Малыш и Карлсон. Подумаете. Кто из них настоящий друг? Почему вы так думаете? А почему Карлсона нельзя назвать настоящим другом?
– Теперь посмотрите на вторую иллюстрацию. Кто здесь является настоящим героем: Вовка или Кеша? Как Кеша предал дружбу?
-Человека, который делает что-то для себя, ради своих интересов называют корыстным. А тот, кто делает всё от души, – бескорыстным.
– Кто же такой друг? Какими качествами должен обладать настоящий друг?- Перед вами перечень качеств человека, вам надо определить, какие качества можно отнести к настоящему другу, а какие – нет.
– Если я называю качество, которое относится к настоящему другу, то вы хлопаете в ладоши, а если таким качеством не должен обладать настоящий друг, то сидите тихо.
Добрый, строгий, трудолюбивый, вежливый, честный, ленивый, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, терпеливый, льстивый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный.
– Так какой же он, настоящий друг?
1. Настоящие друзья всегда рады вашим успехам
2. Настоящие друзья никогда не соперничают
3. Настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу
4. Настоящие друзья не навязчивы
5. Настоящие друзья всегда готовы прийти на помощь
6. Настоящие друзья умеют слушать
7. Настоящие друзья принимают вас таким, какой вы есть
– Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать настоящим другом.
6. Продолжение обсуждений основных вопросов классного часа
Чтение и обсуждение притчи о дружбе.
– Послушайте притчу о дружбе.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».
Выполнение теста и анализ его результатов.
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.
Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог.
Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
3) Составление законов дружбы
– Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?
– Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы.
– Я надеюсь, что мы теперь будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы я предлагаю вам поместить в классном уголке.
– Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым.
Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. ( Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
– О чем говорили на уроке? Что такое дружба? Когда дружбу можно считать настоящей? Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
– Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. ( Дети по цепочке отвечают.)
– Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом – даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
– Итак, если мы с вами всегда будем добрыми, честными, вежливыми, внимательными, отзывчивыми, будем уважать друг друга, то в классе у вас будут царить мир и согласие, вы будете жить дружно.
– Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших Вам друзей!
Тема: «Поговорим о дружбе»
1. Раскрыть сущность понятия «дружба».
2. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.
3. Содействовать формированию дружного коллектива.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
– Дорогие ребята, сегодня в школу приходил почтальон и принёс письмо для 1 класса.
– Как вы думаете, что это может быть?
– Давайте посмотрим. ( Вскрываю конверт и достаю диск.)
– Что же это может быть? Давайте послушаем.
Прослушивание песни «Дружба крепкая».
– Как вы думаете, почему на диске именно эта песня? Для чего нам её прислали?
– О чём мы сегодня будем говорить?
– Правильно. Сегодня мы будем с вами говорить о дружбе.
– Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли озеро, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями, бабушками, братьями, сёстрами?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
– Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
–О дружбе написано много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
– Немного отдохнём.
Ты дрозд и я дрозд (показывают).
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).
V. Продолжение работы.
– А кого можно назвать другом?
(- понимает меня;
– с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;
– верный человек; с кем я могу поделиться секретом).
Вот какое значение этих слов в словаре С. И. Ожегова:
-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;
– Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
– Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
А сейчас я предлагаю вам послушать одну историю, которая называется «Третий лишний».
– Найдите ошибку в поведении Ксюши.
– Как мы могли бы помочь девочкам?
– Можно ли назвать этих девочек настоящими подругами? Почему?
– Какого друга можно назвать настоящим?
– Выполните задание на слайде. Назовите лишнее. 5
– Знаете ли вы пословицы о дружбе? (Дети называют).
Игра «Закончи пословицу».
– А я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу». Внимание на слайд.
– С чего начинается дружба?
– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Игра «Назови закон».
– Дружба начинается
– И сейчас вы будете в парах придумывать законы дружбы.
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы, которых вы не ещё назвали. Вот некоторые из них.
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
– Какие качества вам больше нравятся?
– У нас получается как в притче, качества, написанные мелом, мы можем смыть, а качества, написанные на бумажном цветке смыть нельзя.
– А закончить наш сегодняшний классный час я хочу словами всеми любимого героя мультфильма.
– А какого именно, вы узнаете собрав мозаику.
– Так какие же слова были любимыми Кота Леопольда и он их постоянно повторял?
– Конечно же «Ребята, давайте жить дружно!»
– Помните, что вы – одноклассники и должны всегда быть хорошими друзьями и обладать только хорошими качествами.
– На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу!
Выход из класса под песню «Дружба крепкая».
Открытый классный час:
«Дружба – какое чудесное слово»
Классный руководитель 5 класса: Пономарева Евгения Алексеевна
Цели: Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Форма организации:классный час.
Оборудование: плакаты; проектор; альбомные листы
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
– Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
-Ребята, на столах разбросаны буквы, помогите из них собрать слово и вынесите его на доску.
(Дети собирают слово «Дружба»)
-Какое слово вы собрали?
-Прочитайте хором: дружба.
– Как вы думаете, какая тема нашего занятия? О чём мы будем говорить?
– Тема нашего занятия «Дружба – какое чудесное слово» ( СЛАЙД 1)
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ученик 2 :
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость.
Друг’ поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
Это высший идеал.
Ведь дружба – это ценный дар!
Сегодня мы вспомним, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Вспомним какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому.
– Мы оправляемся по дороге доброты. А кого берут с собой в дорогу?
-А наш класс, ребята, дружный? А сейчас я проверю, собрались ли здесь дружные ребята?
-Послушайте сказку. С ЛАЙД 2.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
– Вот выбирай, – сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота,четвертую – Печаль, пятую –. Дружба.
– Твоя правда. – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
– А кого выбрали бы вы?
Ответы детей: радость, дружбу, красоту
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
– Почему Любовь выбрала Дружбу?
СЛАЙД 3- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
«Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
– В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
– Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?
Ответы детей:доверие друг другу
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Дружба – главное чудо всегда,
И любая беда – не беда,
– Ребята, наверное, у вас у каждого есть свой друг.
– А, что вы можете рассказать о своих друзьях?
Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют свой выбор.
– Почему вы считаете их своими друзьями?
– Какими качествами обладают ваши друзья? (Добрые, веселые, умные и т.д.)
– Расскажите о хорошем поступке вашего друга.
– Давайте за более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Чтение стихотворения о друге.
– А сейчас, ребята, послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ответы детей: Нет, героя нельзя назвать настоящим другом.
– А может дружба распасться? А по каким причинам?
– Ребята, надо всегда помнить о том, что друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Понятие «Настоящий друг».
– Ребята, нам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в парах) На карточках записаны слова- Какими качествами должен обладать настоящий друг? Почему?
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
Физкульминутка (дети выполняют движения под песню «Улыбка»)
Работа над пословицами в группах (делю на группы)
– Ребята, о дружбе написаны много пословиц и поговорок. Я нашла несколько пословиц, но они без окончания. Помогите закончить пословицу и объясните её смысл.
3) Настоящую дружбу, (топором не разрубишь)
8) Не имей сто рублей,а( имей сто друзей.)
-Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать законы дружбы. Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно помнить о них. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Сбор «цветика – семицветика».
( Дети по- одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок.)
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их.
6. Не предавайте, не обманывайте.
7. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
8. Старый друг лучше новых двух.
9. Останови друга, если он делает что – то плохое.
10. Не нарушайте своих обещаний.
– А теперь давайте закрепим эти правила:
Игра “Да-да-да, нет-нет-нет”.
-Будем крепко мы дружить?
-Нашей дружбой дорожить?
-Мы научимся играть?
-Друг другу будем помогать?
-Да-да-да. -Друга нужно разозлить?
-А улыбку подарить?
-Друга стоит обижать?
-Чай с друзьями будем пить?
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз вам слова эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То желанье любое исполнится.
Игра «Волшебная рука» (музыка)
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
– А теперь давайте составим дерево дружбы.
Кроссворд на тему: «Дружба» (проводят Подхватилина В., Афанасьевская М.)
Заключительная часть. Итог занятия.
– Вот и подошёл к концу наше внеклассное мероприятие. Давайте встанем (встаём в круг кладём ладошки на руку учителя)и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
– Ну, вот и подошло наше занятие к концу! Мне хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами смайлики желтые и голубые.
– Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение- возьмите в руки желтый смайлик, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – голубой.
– На этом наше занятие окончено. До новых встреч!