Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота.
– знать необходимость соблюдения правил тишины в лесу;
– знать звуки леса и их разнообразие;
уметь определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса;
иметь уважение к
– иметь интерес к познанию окружающего мира
– уметь адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
– уметь слушать своих одноклассников.
«открытие» новых знаний.
учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков 1 класс 2 часть (программа «Школа России»), рабочая тетрадь по окружающему миру А. А. Плешаков 1 класс 2 часть (программа «Школа России»), презентация, карточки для работы в группе, самостоятельной работы, цветные карандаши.
Как поступить в Онлайн-школу и получить аттестат?
Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Что у нас над головой? Что у нас под ногами?
Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока
Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.
Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке
Мир вокруг нас Почему в лесу нужно соблюдать тишину
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем.
До нас с вами в весеннем лесу побывали поэты и писатели. Что они там увидели и услышали?
Еще подснежник не расцвел, Ручей бурлит в овраге. Полно проталин возле сел, Снег тоньше стал бумаги. Ступай, зима, и не ворчи! Весь воздух полон звону, И гнезда мастерят грачи, И каркают вороны.
Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины .
Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. В полях журчат еще маленькие ручейки.
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.
Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы.
Звонко отстукивает о сухое дерево дятел.
Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи.
В лесу слышно кукование кукушки.
Прилетают ласточки и стрижи.
У грачей, ворон, галок, сорок, воробьев появились птенцы.
У белок, лисиц, волков и других зверей — детеныши.
Лес звенит от певчих птиц. Все живет полной, радостной, шумной жизнью.
Если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса! Если мы ведём себя в лесу тихо, лесные обитатели не пугаются нас. И мы можем многих из них увидеть. Если мы шумим в лесу, животные испугаются и попрячутся. И мы их не увидим! Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Возможно, многие животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.
Поэтому мы с вами должны помнить и соблюдать главное правило поведения в лесу. Какое это правило?
Методическая разработка урока окружающего мира
«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 156 г.о. Самара
Приложение № 1
Лист самооценки и оценки работы товарищей
Познакомить учащихся с лесом и изучить правила поведения в природе.
изучение и первичного закрепления новых знаний
: фронтальная, индивидуальная.
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь №2 к данному учебнику, атлас – определитель.
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Универсальные Учебные Действия
познакомиться разнообразием животного мира, формировать необходимость сохранения природного окружения человека ,знакомиться с правилам поведения в лесу.
формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязи в природе на основе информации учебника; отвечать на итоговые вопросы; работать в паре.
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
I. Орг. момент.
II. Речевая разминка.
III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.
IV. Определение темы и цели урока.
V. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
VI. Этап первичной проверки понимания изученного.
VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.
IX. Подведение итогов.
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема урока : Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
познакомить со звуками леса; обосновать и сформулировать одно из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу; разработать экологические знаки запретов; воспитывать бережное отношение к природе.
решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; получат возможность научиться оценивать свое поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков; – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позициюдопускать существование различных точек зрения.
ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
I. Организационный момент.
развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Подготовка рабочего места.
II. Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о необходимости соблюдать правила поведения в лесу;осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
Сегодня мы вместе с Муравьишкой отправились к нему в гости домой, в лес. Послушайте записи со звуками леса.
Какие звуки издают птицы?
Да, мы услышали целый концерт птиц. А еще что слышали?
Как звенит вода в ручейке, жужжат пчелы, шелестят деревья.
Вам было приятно побывать в таком лесу?
Я сейчас познакомлю вас с некоторыми обитателями леса. ( Слайды с изображением различных трав.)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки;
На земле лежат листки –
Все эти травы лечебные.
III. Практическая работа.
Откройте учебники (с. 50). Я вам буду рассказывать о растениях, а вы покажите карандашом, о каких растениях я говорю.
Когда мы смотрели лес Муравья, то видели там насекомых. Некоторые насекомые напоминают нам зверей (с. 51). Соедините линиями насекомых с образами зверей.
По дорожке полевой Будто кто-то в высоте
От реки спешу домой. Носит воду в решете.
А из тучки-невелички Дождик, лей веселей,
Льется дождик проливной. Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь!
IV. Объяснение нового материала (работа по учебнику, с. 49).
Как вы думаете, смогут ли эти ребята увидеть и услышать то, что услышали и увидели мы, когда были в гостях у Муравья в лесу?
Чем заняты ребята в лесу?
Ученики бегают, шумят, рвут цветы.
А как ведут себя животные на этой полянке?
Животные убегают от шума.
Скажите, почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Нужно соблюдать тишину потому, что шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше.
Давайте попробуем составить правила, как вести себя на природе, и придумаем запрещающие знаки.
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
2. Не рви на лугу и в лесу цветов.
3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Не лови диких животных и не уноси их домой.
5. Не разоряй муравейники.
И в конце урока я хотела бы вам прочитать стихотворение С. Викулова.
V. Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
Нельзя шуметь в лесу, так как животные пугаются. Надо соблюдать правила поведения в лесу, беречь и охранять природу.
Кто собой довлен? Кто испытывал на уроке трудности ? Какие?
Спасибо за урок!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ялтинская общеобразовательная школа № 6»
Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:
(с элементами природосообразной биоадекватной методики
УМК «Школа России»
Преподаватель Козко Ю. В.
Учитель высшей категории
Ялта, 2016 г.
Цель: формировать знания о правилах поведения в природе (лесу); учить определять
лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; развивать умение
устанавливать причинноследственные связи; обеспечить опыт анализа и оценки
поведения людей в лесу и его последствия; содействовать воспитанию чувства
ответственности и долга за состояние природы; оценивать свой вклад в ее
благосостояние, ценить ее красоту.
Оборудование: Окружающий мир. 1 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с
приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч.2./ А. А. Плешаков.е изд. – м.:
Просвещение, 2011. – 95 с.: ил. – (Школа России). аудиозапись «Голоса птиц»
(фрагменты, «Дятел», «Кукушка», «Ручей»), видеозапись Чайковский «Адажио»,
видеозапись «Релаксация. Лес»; иллюстрации: птиц, деревьев, ветра, скрипичный
ключ; сюжетные картинки для работы в паре.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, паре.
В процессе обучения формируются следующие блоки УУД.
-внутренняя позиция школьника;
– -познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
– способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ,
– умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. Сегодня мы побудем с вами не
только на уроке окружающего мира, но и окажемся на УРОКЕ ЭМОЦИЙ,
НАСТРОЕНИЙ, где вы будете переживать и радоваться, но не за себя, а за других.
Будете сопереживать и сочувствовать. Ну и, конечно, будете ДУМАТЬ и
ОТКРЫВАТЬ для себя чтото новое.
Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Угадайте, куда?
Дом со всех сторон открыт,
Заходи в зеленый дом,
Красоту увидишь в нем.
В какой зеленый дом мы отправимся? Каким вы представляете себе лес? Кто может
сказать, что такое лес?(Дети высказывают свои предложения)
(Владимир Даль написал в своем словаре«Лес – это пространствапокрытые
большими, растущими деревьями».
Всех богатств лесных не счесть.
Назовем все те, что есть.
Если мы в него пойдем,
То припасов там найдем.
Он излечит и накормит,
Свежестью своей напоит,
Жителей лесных покажет,
Дом для них устроит даже.
III. Сообщение темы и цели урока
Прежде чем мы окажемся в лесу, давайте попробуем услышать друг друга и все звуки,
которые нас окружают.
Что для этого нужно сделать?
Предлагаю взять ее в лес. А зачем???
Тишине в лесу и будет посвящена тема нашего урока
Тема: Почему мы будем соблюдать тишину
Тишина нужна вокруг,
Мы докажем это сами.
Наш урок не подведёт,
Ответ верный нам найдёт.
IV. Изучение нового материала.
Я хочу чтоб вы попробовали как по мановению волшебной палочки оказаться сейчас в
Для этого закройте глаза, прилягтеПредставьте, что вы сейчас оказались в лесу.
(включ. видеоролик «ЗВУКИ ЛЕСА»)
Тишина в лесу такая,
Что я слышу, как жужжит
Комаров летучих стая,
И как деревце скрипит.
Как кузнечики стрекочут,
Дятел клювиком стучит,
Птички ласково щебечут,
Как трепещут тихо листья
Как вздыхает ветерок,
Как журчит переливаясь,
Для сердечного вокала
Что вы представили, увидели???
Вам удалосьпредставить и услышать всю красоту природы.
Как вам удалось это сделать?
-Что для этого необходимо?(Нужно соблюдать тишину)
Какие же звуки есть у леса???
Если лес издает столько звуков, можно ли сказать что лес ЖИВОЙ???
-Когда можно услышать все эти звуки живого леса??? (если соблюдать тишину)
В лес пришёл тыне шути!
Тихо там себя веди!
3. Работа с учебником
Прочитаем в учебнике выделенный текст на стр. 49 сравним его с нашими
(Дети ищут ответ на вопрос, сравнивают с предположениями, делают вывод).
4. Игра «Птичий хор»
А хотелось ли вам побывать на месте лесных обитателей?
Тогда давайте попробуем воспроизвести звуки леса, которыми он нас радует.
Разделимся на 4группы.
Все время стучит,
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
1. ДЯТЕЛ (стучат карандашами)
Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось в лесу “куку”.(кукушка)
2. КУКУШКИ ( тихо кукуют )
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.(жук)
Не увидишь меня глазом,
Я способен на проказы.
На бегу, срываю шляпы,
Елок раскачаю лапы.
Унести белье с веревки,
Хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету,
Вот в лесу любой заметит:
Я, ребята, буду дирижером
У нас получился настоящий лесной концерт. Гости невольно оказались в нашем
(они соблюдали тишину)
Скажите, ребята, а можно ли, соблюдая тишину, нанести лесу вред???
Для этого есть еще правила посещения леса. И вы сами попробуете мне их назвать.
А для этого вы сейчас попробуете превратиться в семена и луковички лесных цветов!
Где находится семя и луковичка лесного цветка???( в земле)
(включаю музыку «АДАЖИО»
Какая великолепная красота!!!! И я красота
НО чьято тень закрыла собой солнце!!!!!!!
Как больно!!!! Я не хочу умирать!!!
Смогли ли вы ощутить на себе чувства цветка???
Что произошло? О чем предупреждает эта миниатюра
(Не срывайте цветы и растения!)
Я иду тропинкой узкой,
Пробираюсь в лес густой;
Стелят ветви надо мной.
По бокам трава с цветами,
Песни птиц звенят кругом;
Ручеек звенит в ложбинке,
Струйки блещут серебром.
Я одна, и мне не страшно:
Кто обидит здесь, когда
Сюда пришла не обижать я –
Отдохнуть пришла сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать;
Если жизнь я дать не в силах,
Как могу ее отнять???
Давай пройдемся медленно по лесу
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
V. Закрепление изученного материала.
Предлагаю вам увеличить свои знания. Сейчас поработае в парах, и каждая пара
придумает еще правила посещения леса. А помогут вам в этом рисунки на парте.
Подумайте, посоветуйтесь, о чем предупреждают рисунки???(Творческая
Насекомые, животные и птицы.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.
Надеюсь, что все участники нашего разговора запомнили как нужно вести себя в лесу.
И теперь лесные обитатели могут жить спокойно, ведь, придя домой, вы расскажите
своим родителям, друзьям о чём?
(В лесу нужно соблюдать тишину)
Ребята, мне хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание
весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох
снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную
тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
Вот и подошел наш урок к концу.
Кто все понял и кому урок доставил удовольствие – поапплодируйте.
Кто чтото не понял или не уяснил, составьте к следующему уроку вопросы и мы их
Спасибо всем. Молодцы!
К тому стремиться
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
Как самым верным
Во всей Вселенной
Что будет делать
Без нас она?
1. Учебник: А. А. Плешаков Мир вокруг нас. 1 класс. М.: Просвещение, 2014
2. Нуждина Т. Д –Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо –
всюду. Ярославль: «Академия развития», 1998.320 с.
3. От земли до неба: Атласопределитель для учащихся начальных классов (автор А. А.
Плешаков, издательство «Просвещение»).
4. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (автор А. А. Плешаков,
(Открытие нового знания)
Семёнова Надежда Фёдоровна,
учитель I квалификационной категории,
классный руководитель 1а класса
МОУ “Средняя школа №6”
города Волжска Республики Марий Эл.
Формируемые универсально-учебные действия:
– внутренняя позиция школьника;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– самоанализ и самоконтроль результата;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
– способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
– умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Рисунки деревьев, кустарников, трав, птиц, зверей, насекомых.
Картина Муравьишки и Мудрой Черепахи.
Учебник, рабочая тетрадь.
Тесты, листочки для рефлексии.
Презентация, фонограмма шума леса, песня «Земная красота».
1. Орг. момент:
(Гостям) Пожелайте нам удачи,
б) Проверка готовности к уроку
– Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.
– Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация необходимых знаний
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать много нового и интересного.
– Чтобы узнать, в какой уголок природы мы отправимся, необходимо отгадать загадку.
Есть у ребят зелёный друг – весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек (Ответ – лес).
– Правильно, ребята, мы отправимся в лес.
Мы сегодня сходим в лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
– А чтобы нам не заблудиться, у нас будет провожатый, который в случае затруднения будет нам помогать. Только осталось определиться, кого же мы выберем себе в спутники?
(После выбора детей на доске появляется рисунок Муравьишки).
3. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.
– Почему вы выбрали муравья?
– Выбрали муравья, так как лес – это его дом, значит, он там – хозяин, а мы – «гости». Вспомним правила этикета, как вести себя в гостях
(В гостях будь вежливым, веди себя спокойно).
– Я выбрала ключевые слова «лес» и «тишина».
– Как они связаны между собой?
– Сформулируем вместе ТЕМУ урока.
(Слайд 4 включается после ответа детей).
Откроем учебник на стр.48. Прочитаем тему урока.
– Что же мы с вами на уроке узнаем?
– Куда же мы с вами сегодня должны отправиться?
– В лес.
4. Организация познавательной деятельности. Открытие новых знаний и способов действий.
– Что же такое лес?
– Какие деревья растут у нас в лесу?
(дети вывешивают рисунки деревьев на магнитную доску)
– Что еще кроме деревьев растет в лесу?
– Травы и цветы. (дети вывешивают на магнитную доску рисунки трав и цветов)
А без кого скучен лес?
– Без птиц, зверей, насекомых.(дети вывешивают картины на магнитную доску)
– Ребята, мне что –то шепчет Муравьишка.
– Вот это лес! Сказал и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.
-И так отправляемся мы с вами в этот замечательный лес.
(читает подготовленный ученик)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью томной грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(После этого включаю фонограмму «Гармония мира. Звуки природы»).
– Давайте прислушаемся к голосам леса. Что вы услышали?(веселое щебетание птиц)
– Для чего птицы издают голоса?(они так разговаривают ,общаются между собой)- Кроме птичьих голосов услышали что-нибудь?(Журчание воды в ручейке, шелест деревьев)
-Приятно побывать в таком лесу?
– Попробуем сейчас изобразить шелест листьев и травы, жужжание шмеля, кукование кукушки.
Игра «Озвучь картину».
1 ряд- озвучит шелест листьев: ш-ш-ш.
2 ряд- пение кукушки :ку-ку.
3 ряд – жужжание насекомых :ж- ж- ж, писк комара :з-з-з.
– А вы, ребята, любите ходить в лес?
– Почему на отдых люди стремятся в лес? Как дышится в лесу?
– Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое кладовая? Давайте попросим помощника помочь нам.
(Выясняем по словарю Ожегова значение слова).
– Давайте заглянем в неё. Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая.
Пища грибы, ягоды, орехи, шишкиЛекарства ландыш, подорожникТопливо сухие деревья, мох Дом для зверей и птиц норы, дупла деревьевДома, спички, мебель деревьяМузыка голоса зверей и
Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. ( Шагаем на месте.)Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед. ( Развели руки в стороны, вперед.)Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. ( Присели.)А потом все дружно встали, великанами мы стали. ( Встали.)Дружно мы похлопаем. Раз, два, три. ( Хлопаем в ладоши.)Ножками потопаем! Раз, два, три.(Топаем ногами.)Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
– А почему не слышно больше звуков леса: птичьих голосов, шелеста листьев?
– Ой, я что – то нашла. Это письмо. Для вас, ребята.(открываю письмо и читаю)
Однажды я в лесу
И я в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А мне же бедной
На это было больно.
– Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал?
(нельзя сбивать грибы, если они даже ядовиты для человека,
в лесу нельзя говорить громко, ломать ветки, кусты. )
5. Первичное закрепление.
-Откройте учебник на странице 49. Найдите рисунок.
-Как вы думаете, смогут ли эти ребята увидеть и услышать то, что услышали мы, когда побывали в гостях у Муравья в лесу?
-Чем заняты ребята в лесу?
-Ученики бегают, шумят, включают громкую музыку.
-А как ведут себя животные на этой поляне?
-Убегают от шума.
-Скажите ,почему в лесу надо соблюдать тишину?
-Потому что мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше.
-Давайте попробуем составить правила, как вести себя на природе.
(После каждой проанализированной ситуации заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе).
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
(На доске появляется 1 правило: Не шуми в лесу!)
-Чем занимается ребёнок на этом слайде?
-Как вы думаете ,почему этого делать нельзя?
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
(На доске появляется 2 правило: Не разоряй птичьи гнёзда!)
-Что делает мальчик?
-Почему же нельзя ломать деревья? Их же в лесу много.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?
( На доске появляется правило 3. Не ломай деревья и кустарники!)
-Какие же дети хорошие. Нашли в лесу ёжика и птенчиков и несут домой.
Дети правильно поступают?
-Почему вы так считаете?
Они живут там смело и летом и зимой:
(Появляется правило4:Не лови диких животных и не уноси их домой!)
-Что же мы видим на этом слайде?
-Ребята ,а для чего в лесу появились кормушки для зверей и птиц?
В лютые морозы выжить трудно не только птицам, но животным.
Лесники знают излюбленные места лосей ,других диких животных. И делают им кормушки. Дают не только траву ,но и соль. Для лосей это вкуснее сладостей.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
(Появляется правило 5:Делай кормушки для птиц и зверей.)
Птицам особенно трудно зимой. Из 10 синиц выживает только 1 синица. Вы тоже внесли свою помощь. Многие ребята в январе сделали с родителями кормушки . А мы с вами потом развесили в школьном парке. Птицы вам были благодарны.
2017 год –год экологии. 5 января Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
-Чем же мы дети можем помочь в решении этого вопроса?
– Мы должны заботиться о чистоте окружающего мира.
-Какое правило напишем?
– Итог: Почему в лесу необходимо соблюдать правила поведения?
– Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.
– Наш провожатый Муравьишка очень рад вашим ответам, доволен вашей работой. Вот что он прошептал мне на ушко:
Мне по нраву тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
– Предлагаю вам проверить свои знания. Положите перед собой тест. Нужно обвести значок нужного, по-вашему мнению, ответа.
(Вывешиваю своё дерево на магнитную доску)
-Ребята, поднимитесь те, кто отметил в тесте знаки-листочки. Это были правильные ответы. Теперь оцените свою работу на уроке, выберите цвет своего листочка и украсьте им дерево.
(Дети вывешивают на плакат свои листья.)
8. Итог урока.
– Вот и закончилось наше чудесное путешествие в лес.
– Ребята, находясь в лесу, какое важное правило надо соблюдать? Почему?
– Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, получили новые знания. И мне хочется закончить наш урок песней «О земной красоте».
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес,
полный сказок и чудес!