ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ РЕБЕНКА

Роль родителей в образовании является важнейшей составляющей успеха и развития детей. В наше время, когда образование стало все более цифровым и технологичным, родители сталкиваются с вызовом активно участвовать в учебном процессе своих детей.

В этой статье мы рассмотрим, как искусственный интеллект бота «Ассистент учителя»
может помочь родителям эффективно поддерживать учебу детей дома.

  • Обеспечение дополнительных объяснений: Родители могут использовать «Ассистент учителя» для получения дополнительных объяснений по учебным темам, которые становятся сложными для их детей. Задавая вопросы, связанные с математикой, науками или гуманитарными предметами, родители могут получить развернутые и понятные ответы от бота «Ассистент учителя», которые помогут им лучше понять материал и передать его детям.

Пример: «объясни мне правило умножения двух отрицательных чисел»

попробовать

  • Помощь в выполнении домашних заданий: бот может стать надежным помощником для родителей, когда дело касается проверки домашних заданий и исправления ошибок. Родители могут предоставить ответы или работы своих детей боту для проверки на правильность и получить обратную связь о возможных исправлениях или улучшениях.

Пример: «проверь моего ребенка на решение этой математической задачи и подскажи, как его можно улучшить»

попробовать

  • Адаптация к индивидуальным потребностям: ChatGPT может помочь родителям создать индивидуальные задания и упражнения, соответствующие уровню и способностям каждого ребенка. Родители могут запросить ChatGPT предложить дополнительные задания для расширения знаний или задачи на закрепление материала.

Пример: «предложи мне задания на английском языке для уровня начинающего у моего ребенка»

попробовать

  • Обучение новым навыкам и предметам: Родители могут использовать «Ассистент учителя» для изучения новых навыков и предметов, чтобы поддерживать образование своих детей в различных областях. Бот может быть отличным источником информации о новых технологиях, научных открытиях, исторических фактах и многом другом.

Пример: «расскажи мне о современных тенденциях в обучении и использовании технологий в образовании»

попробовать

  • Развитие креативности и творческого мышления: «Ассистент учителя» может помочь родителям предложить различные творческие задания и идеи, которые помогут детям развивать креативность и творческое мышление. Это может быть что-то вроде создания сказок, рассказов или рисования иллюстраций.

Пример: «предложи мне темы для творческих письменных работ, чтобы стимулировать творческие способности моего ребенка»

Искусственный интеллект ChatGPT интегрирован в телеграмм бота «Ассистент учителя» представляет собой уникальный инструмент, который может значительно облегчить учебный процесс для родителей. Он обеспечивает доступ к разнообразным образовательным ресурсам и помогает создать индивидуальный и интересный подход к обучению каждого ребенка. При использовании ChatGPT родители могут стать эффективными наставниками и поддержать образование своих детей, способствуя их личному и учебному развитию.

Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.

Закон Российской Федерации “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.
 В Российской культуре и педагогике воспитание всегда было связано с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей  не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Главная задача школы заключается в том, чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребёнка. Успех в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, какую позицию занимают родители. На практике же отношение родителей к своим детям неоднозначно.  Отношении обучения и воспитания детей Л. М. Зальцман выделял три группы родителей:

Активные родители: они активно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с учителями, понимают свои обязанности, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации.

Пассивные родители: они, конечно же, заботятся о своих детях, но безынициативно, рекомендации выполняют только под контролем учителей, жизнь ребёнка в школе их не интересует, успехи в учёбе не впечатляют.

Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребёнка в детский сад или школу и забыли о нём, эти родители тяжело переживают общение с ребёнком.

В связи с данной классификацией можно сделать вывод, что даже самая тщательная работа специалиста не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей. В таком случае непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять с помощью коллективной и индивидуальной работы.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье случаются ситуации, когда поведение ребёнка ставит родителей в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Ничего страшного в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать,
 
как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них.
 
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования ребёнка формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость. Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако это чаще всего оборачивается большими проблемами. Необдуманная строгость приводит опять же к лукавству ребёнка и отчуждению.  

Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.

Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, повышает уровень знаний, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются:

– принятие ребёнка – это значит любить его не за отметку в дневнике, а за сам факт его существования.

– признание ребёнка – это сохранения у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах.

– родительская любовь.

– быть доступным – это значит прийти на помощь в любую минуту, отложив все дела.

– воспитание ответственности и самодисциплины – чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность
 
за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.

родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

Взаимодействие школы и семьи, по моему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. “ Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В. А. Сухомлинский).

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Роль родителей в образовании детей

ava

Клинический психолог, наставник и тренер Программ развития подростков MAXIMUM Education

Как бы не хотелось полностью встать на сторону детей и подростков и сказать, что они абсолютно самостоятельны в своем обучении — сделать это будет неправильно. Хотят они того или нет, родители накладывают отпечаток на осознанные и неосознанные характеристики обучения своего ребенка. Роль родителя в образовании детей можно грубо разделить на две категории — пассивное и активное влияние. Разбираемся в каждом виде.

В этой статье:

Пассивная роль родителя в образовании детей
Активная роль родителя в обучении

роль родителей в образовании детей
Роль родителей в образовании детей

Пассивная роль родителя в образовании детей

Под пассивной ролью я имею в виду неосознанное (или частично осознанное) влияние на учебную позицию, мотивацию ребенка, привычки в выстраивании учебного процесса, положение в школьном социуме и т.д. На все это родитель влияет вне зависимости от степени осознанности.

Родительский пример

Дети на протяжении всей жизни в своем поведении с большей или меньшей очевидностью ориентируются на своих родителей. Например, ребенок, который вырос в семье, где все всегда были и остаются трудягами, может увидеть, что людям комфортно в таком режиме, и перенять стратегию. Причем в данном случае неважно, что говорят в семье о подход к труду, потому что эмоции взрослых в течение и после работы говорят детям гораздо больше. Однако обратная зависимость тоже имеет место: если после работы родители приходят уставшие и злые, вероятность, что ребенок решит минимизировать свою активность в учебной деятельности растет.

Родительская оценка

Второй часто неосознанный, но от этого не менее важный вклад в поведение ребенка вносят реакции родителей на его успехи и неудачи. Наша эмоциональная и психическая жизнь течет непрерывно, поэтому мы не способны отследить все эмоциональные реакции и мимические проявления, которые вызывают у нас те или иные стимулы. Однако люди, которым это важно, замечают эти сигналы. 

Представьте ситуацию: ребенок приходит из школы, гордый от того, что получил первую пятерку по новой теме, которая никак ему не поддавалась. Он бежит к маме, когда та возвращается с работы, чтобы похвастаться, а она даже не вслушивается в то, что говорит сын, потому что ей нужно решить еще ряд деловых вопросов, и просто «гмыкает». Нет, ребенок получал пятерку не для нее, но ему было важно почувствовать поддержку матери, чтобы восполнить силы двигаться дальше. И нет, мать не плохая, потому что должным образом не отреагировала на успех сына, но обстоятельства сложились именно так.

Детям труднее делать нелюбимые занятия без собственной мотивации, чем взрослым. Учеба в большей или меньшей степени относится именно к нелюбимым, во всяком случае потому, что ребенок ее не выбирал. Трудиться, потому что на примере родителей видно, что это полезно и интересно, или потому, что внутри семьи делят радость за твои успехи — проще.

Мотивация ребенка также сильно зависит от того, нравится ли ему изучать те или иные предметы. Как правило, чем увлекательнее тема, тем интереснее ей заниматься: тогда и оценки хорошие, и усталости меньше, и настроение лучше. Замечательнее всего то, что это увлечение вполне можно превратить в профессию. Получив образование по направлению, которое ему нравится, ребенок и найдет себя, и обретет гармонию в жизни.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, предложите ребенку бесплатный тест по профориентации
. С помощью нашего теста он узнает сферы, в которых ему будет комфортно развиваться, а также получит список из 3 наиболее перспективных для него профессий. Приятный бонус: еще мы расскажем, в каких вузах и колледжах эти профессии можно получить и какие экзамены для этого надо сдать.

Активная роль родителя в обучении

Под активной ролью я имею в виду осознанные целенаправленные действия родителей для регуляции и поддержки процесса обучения своего ребенка. Спектр возможных действий широк и более очевиден, чем в случае с пассивным вкладом. 

Кнут и пряник

Самое простое и идущее сквозь историю развития человечества средство — активный контроль «кнутом и пряником». Система поощрений и наказаний строится на основании ценностей и воззрений самого родителя.

И единственное, что тут можно рекомендовать — как и во всем, постараться увидеть учебную ситуацию глазами самого ребенка. Вдруг «двойка» по математике случилась и правда не из-за компьютера? 

Помочь захотеть

Перейдем ко второму варианту участия родителя — мотивации на учебный процесс. Причем, как правило, мотивировать ребенка на учебу в школе приходится не только перед первым классом, но и в периоды учебных кризисов.

Учиться ради того, чтобы учиться хотят только младшие школьники (и то, только в идеальном мире). Учебная мотивация — хрупкая структура, и ярче всего ее падение видно со вступлением ребенка в подростковый возраст. Главной задачей в жизни становится общение со сверстниками, и учеба у многих отходит на второй план.

Здесь придется подключать весь свой жизненный опыт и мастерство коммуникации с ребенком, чтобы поддержать его на этом этапе.  Задача родителя — помочь понять «зачем мне учиться?». 
Почему подростку может быть полезно учиться? Может быть, он найдет интерес в определенной группе сверстников? Например, какая-то секция или кружок по интересам, где могли бы удовлетвориться все потребности в общении, но и ловко присоединилась бы учеба?

Пирамида потребностей

Не стоит забывать и про самое очевидное — чтобы была актуальная такая сложная и поздняя потребность как получение знаний,  все базовые потребности должны быть удовлетворены
. Ребенок должен иметь:

  • крышу над головой;
  • средства для того, чтобы оставаться сытым (карманные деньги, возможность поесть дома и т.д., кому что удобнее);
  • безопасное пространство в Доме, куда он может прийти из внешнего небезопасного мира и почувствовать безусловную поддержку семьи.

Кроме того, на некоторых этапах школьного обучения ребенку может потребоваться репетитор или поддержка родителя в освоении школьной программы. Все эти материальные блага входят в роль родителя.

Иногда без репетиторов действительно не обойтись. Когда у ребенка начинаются проблемы с оценками, например, или его ждут важные экзамены в конце 9 или 11 класса, дополнительные курсы подготовки незаменимы. На них ребенок получит недостающие знания, закроет пробелы, подготовится к важным письменным работам, разберется в особенностях экзаменов. Если вы ищете подходящие курсы для вашего ребенка, воспользуйтесь одной из наших бесплатных консультаций
. Исходя из ваших интересов и пожеланий, мы подберем для вас и вашего ребенка тот курс, который подойдет именно ему: выбор профессии, подготовка к государственным экзаменам, повышение знаний и многое другое.

Не стоит недооценивать роль родителя в школьном обучении, потому что и так многое в нашей жизни остается без внимания. К счастью, это не значит, что нужно следить за каждым своим шагом, это не шахматы. Тем не менее стоит оставаться открытым к вопросам, честно делиться своим опытом, когда это уместно, и, как и всегда,  оставаться другом для своего ребенка

`



Родителям


«Роль родителей в образовательном процессе школьников»

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 491

Проценко Татьяна Сергеевна

В статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

В этом союзе нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.

 – взаимодействие, сотрудничество учителя, родителей и детей.

При хорошо организованном взаимодействии семья и школа становится реальными партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи.

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:

объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

В содержании работы с семьей младшего школьника придерживаюсь трех основных направлений:

  1. Соблюдение преемственности между семейным дошкольным и школьным воспитанием, изучение особенностей семейного воспитания первоклассников с целью изучения их уровня подготовленности к школе (анкетирование, занятия с будущими первоклассниками)
  2. Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной
  1. Организация воспитательной работы в школе и классе с активным привлечением семей

Реализация данных направлений требует разнообразных форм и приемов работы учителя с родителями.

Своей работе использую:

– родительские собрания

– индивидуальные и групповые консультации

– работа творческих групп

– работа с родительским комитетом

– внеклассные мероприятия с участием родителей

– походы и экскурсии

– День открытых дверей

Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагога.

Родительские собрания сближают учителя и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На своих родительских собраниях я использую самые разные формы проведения. Это – обмен мнениями, торжественные собрания, семинар-практикум, лекция, собрание – праздник, беседы, час сердечного общения.

На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Именно на родительских собраниях решаются основные задачи работы учителя с родителями первоклассников: систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании. В каждом наборе традиционно провожу такие родительские собрания: «Ваш ребенок становится школьником», «Как помочь ребенку учиться», «Первые уроки школьной отметки», «Стили семейного воспитания», «Педагогика сотрудничества», «Режим дня в жизни младшего школьника», собрание-отчет по итогам года.

Исходя из плана работы с родителями младших школьников, наблюдений за поведением детей в школе, подбираю материал для коллективных бесед, консультаций.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку.

Индивидуальная работа с родителями требует от классного руководителя гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Индивидуальную беседу строю по алгоритму:

– Вводная беседа, в ходе которой устанавливаю доверительные отношения с родителями.

– Определение имеющихся проблем. Стараюсь точно охарактеризовать возникшие у ребенка проблемы. На этом этапе важно, чтобы у сторон было достигнуто одинаковое понимание проблемы.

– Определение возможных решений происходит в ходе выяснения и открытого обсуждения возможных альтернатив решения проблемы. Совместно с родителями происходит поиск всех возможных вариантов и способов решения проблемы.

– Реализация плана. Помогаю родителям строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат. Родители должны усвоить, что частичная неудача еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, стремясь к конечной цели.

– Оценка и обратная связь. Происходит совместное оценивание уровня достигнутого результата.

При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Особенно важной формой взаимодействия с родителями является деятельность родительского комитета. Именно он – моя опора.

Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Ежегодно в сентябре выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 творческие группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все – и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя концерты, конкурсы, викторины, загадки, танцы, подарки, чаепитие.

Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результаты. Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

Я придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Наши родители бывают в школе и на Дне открытых дверей. Открытые уроки обычно организую с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Кроме того каждый родитель знает, что для него двери открыты в любое время, на любом уроке.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

Безусловно, достичь успехов в воспитании наших учеников помогают нам наши родители только тогда, когда они становятся нашими союзниками во всех наших делах. Только мы вместе можем сделать жизнь наших детей интересной и содержательной.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями считаю

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.

2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностик.

3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.

4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя.

5. Хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.

6. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Родители моих учеников с удовольствием посещают школу, общаются, перезваниваются, и не отказываются от помощи учителю, школе, друг другу. Дети дружат между собой, ходят в гости друг к другу, посещают кружки.

Я рада успехам моих учеников и уверена, что их развитию помогает сплоченный коллектив единомышленников: дети – родители – учитель.

Взаимодействие семьи и школы

Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

     
Права и обязанности родителей определены:

в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

–в  Законе Российской Федерации «Об образовании».

     В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

     Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

    Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

        Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.  «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

      Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

      Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.  А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

 
    Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.  Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

      Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть.  И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи.
 Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок
. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. 
Работа школы с родителями

 и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.



          Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В. А. Сухомлинского: 
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.
 Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание». 



       Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В. А. Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. 



родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной

Амбициозные родители — не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.

У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.

  • Первая причина – стремление к статусу

Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок — это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

  • Вторая причина – нереализованные мечты

Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем — в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.

Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.

Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.

Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.

Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.

Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что  

родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».

Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить  взаимодействие с родителями  на основе таких идей-принципов, как:

– обращение к чувству родительской любви;

– умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

– уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и                общественной деятельности.

 Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.  

Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:

– психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

– вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

– участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

       
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение
 родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

– родительские лектории;

– индивидуальные или тематические консультации;

– родительские собрания.

     Вовлечь родителей в
 можно с помощью следующих форм деятельности:

– дни творчества детей и их родителей;

– открытые уроки и внеклассные мероприятия;

– помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

в управлении учебно-воспитательным процессом
 можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

– участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

– участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

     Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

– в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

– в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

– в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

– в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

– в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *