ПОЧЕМУ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ В ЛЕСУ 1 КЛАСС

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Прозвенел звонок.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

(Р) волевая саморегуляция

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

– Что вы услышали?

– Кто из вас уже слышал настоящее лесное пение птиц, поднимите руку.

– А что еще можно услышать кроме пения птиц?

– А что необходимо для того, чтобы услышать живые лесные звуки?

– Оказывается тишина в лесу нужна не только для того, чтобы слышать лесные звуки. Для чего еще необходимо соблюдать тишину, мы сегодня постараемся выяснить.

-Как называют людей, которые исследуют явления в природе, изучают особенности природы?

-Пение птиц, звуки леса.

-Необходимо соблюдать тишину.

учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

(Поднять и опустить руки)

Выйти на дорожку,

Да притопни ножкой,

(Шаги на месте с высоким подниманием коленей)

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся».

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

(Сесть за парты)

– Да мы сегодня будем исследователями. А куда нам предстоит отправиться, чтобы найти ответ на вопрос сегодняшнего  урока?

– Скажите, а кого в лесу можно увидеть?

–  А что же можно услышать?

– Давайте прислушаемся, один из обитателей уже нас встречает. А кто именно, нам поможет узнать загадка: «В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телефонист!

– Скажите, а как еще называют дятла?

– А почему его так называют?

-«Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Прилетели в гости к нам.»

– Скажите, а что же нам поможет отличить синицу от других птиц?

Синицы – это подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день большое количество гусениц. Когда синички кормят своих птенцов, то за один день они очень много раз прилетают к гнезду, чтобы накормить птенцов.

– Встречаем следующего гостя: «В лесу ночном кукует птица.

Не спит опушка.

– А что вы знаете особенного про кукушку?

– Да, но несмотря на это, кукушка – верный хранитель леса. Она из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день огромное количество личинок и гусениц.

– Давайте прислушаемся и попробуем отгадать лесного жителя:

«Ночь, как смоль, черным –черна.

Серой птицы не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко.

А как крикнет – станет жутко.

Вздрогнет спящая трава.

– Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, а ночью охотятся на мышей, полевок, лягушек, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно.

-Отправимся в лес.

-Лесной доктор, санитар леса.

Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком  вытаскивает из-под нее вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Дятел прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет дерево от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает очень много насекомых и личинок. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

-Она подбрасывает свои яйца в гнезда другим птицам.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Ребята, внимательно посмотрите на птиц и скажите, на какие группы их можно разделить.

-Скажите, что еще кроме пения птиц можно услышать в лесу?

– Скажите, а зачем в лесу необходимо соблюдать тишину- Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.

-На дневных и ночных, дневные – дятел, кукушка, синица; ночные – сова.

-Для того, чтобы услышать звуки леса.

(Р) оценка, контроль, коррекция

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Стихотворение «Дикарь в лесу»

– Ребята, вы любите ходить на прогулку в лес? И я люблю гулять по лесу. Послушайте историю белочки,  как однажды прогуливался по лесу один человек:

«Хозяйка-белочка в лесу

Она в лесу том

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Пришел с большой котомкой,

Небрежно сбил ногою гриб

И  выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех – сорвал,

И, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке

На это было больно».

-Нравится вам такая прогулка по лесу?

– Чего он не знает? – Так почему же нужно соблюдать тишину в лесу?

– А сейчас мы будем работать в группах. Каждой  группе необходимо собрать картинку.

– Давайте еще раз повторим вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?». Так мы нашли на него ответ? Давайте ответим?

-Нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые для человека, в лесу нельзя громко говорить, ломать кусты.

-Чтобы слышать звуки леса, не пугать жителей леса, чтобы увидеть обитателей леса.

-Получилась лесная полянка с животными.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Ребята, когда мы идем в лес, то видим, что там растут.

– Посмотрите внимательно на нашу полянку и скажите, чего не хватает?

– Да это не простое дерево, это дерево наших достижений, наших знаний.  А достижения – это листочки дерева. У вас на столах лежат листочки зеленого, желтого и красного цветов. Если вы сегодня узнали новое, то прикрепите зеленый листок, если вы только уточнили знания, которые уже у вас были, то – желтый листок, а если вы ничего не узнали – красный листок.

– Мы сегодня очень хорошо поработали, узнали новые знания.

– Итак, почему необходимо соблюдать  тишину в лесу?

-Еж пыхтит и морщится, Что я вам уборщица?

Лес ни как не подмету,соблюдайте чистоту.

-Деревья, кустарники, травка.

-Птички, насекомые, животные.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Воспитатель группы продлённого дня ГБОУ школы №404 Санкт-Петербурга Александрова Александра Вадимовна

Вы можете вспугнуть птицу из гнезда. Многие животные выводят потомство, и Когда в лесу шумят, кричат, слушают музыку, все это нарушает привычный образ жизни животных. Ведь вам не понравится, если в вашем доме будут делать все, что захочется. Без тепла яйца погибнут. шум вспугнет их. Почему в лесу нужно вести себя тихо?

Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату? Оставить себе и позаботиться о нём. Отнести в лес. Дома он погибнет. Поиграть с ним и отпустить.

Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь? Пройду мимо. Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем. Отломлю.

Птенец прыгает по дорожке. Твои действия. Поглажу, покормлю. Пройду мимо. Посажу обратно в гнездо. Понаблюдаю, недолго.

Мальчик стоит около берёзы. Он собирается полакомиться берёзовым соком. Правильно ли он поступает? Да, у берёзы много сока, на всех хватит . Да, мальчик поможет дереву избавиться от лишней воды . Нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые берёзе для развития и роста.

Весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые ландыши. Что вы будете делать? Сорву только один цветок. Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым. Нарву маленький букетик и подарю маме.

Мир вокруг нас Почему в лесу нужно соблюдать тишину

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем.

До нас с вами в весеннем лесу побывали поэты и писатели. Что они там увидели и услышали?

Еще подснежник не расцвел, Ручей бурлит в овраге. Полно проталин возле сел, Снег тоньше стал бумаги. Ступай, зима, и не ворчи! Весь воздух полон звону, И гнезда мастерят грачи, И каркают вороны.

Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины .

Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. В полях журчат еще маленькие ручейки.

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.

Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы.

Звонко отстукивает о сухое дерево дятел.

Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи.

В лесу слышно кукование кукушки.

Прилетают ласточки и стрижи.

У грачей, ворон, галок, сорок, воробьев появились птенцы.

У белок, лисиц, волков и других зверей — детеныши.

Лес звенит от певчих птиц. Все живет полной, радостной, шумной жизнью.

Если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса! Если мы ведём себя в лесу тихо, лесные обитатели не пугаются нас. И мы можем многих из них увидеть. Если мы шумим в лесу, животные испугаются и попрячутся. И мы их не увидим! Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Возможно, многие животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.

Поэтому мы с вами должны помнить и соблюдать главное правило поведения в лесу. Какое это правило?

Подготовим презентацию для 1 класса по теме “Почему в лесу мы будем соблюдать тишину”.

Составим план выполнения презентации:

Пример выполнения презентации:

Лес – это природное сообщество, состоящие из различных деревьев и животных, которые живут в лесу, считают лес своим домом.

В лесу живут различные животные. Это птицы, которые строят в лесу гнезда и высиживают птенцов. Это звери, которые строят себе домики, роют норы и также выводят потомство

Это насекомые, которые порхают, полают, бегают, добывают себе пищу и размножаются.

В лесу царит благословенная тишина. Мы слышим пение птиц, шепот ветра в листве, стук дятла, треск старых веток, жужжание насекомых, журчанье ручья. Все это красивые звуки живой природы.

Человек приносит в лес крик и громкий смех, музыку, стук.

Эти звуки пугают лесных обитателей, они могут бросить свои гнезда и норы, они могут просто погибнуть. И тогда их детки станут сиротами, и тоже могут погибнуть.

Вывод: В лесу мы должны вести себя тихо, как в храме. Ведь лес и является храмом – храмом природы.

Пример оформления презентации по теме “Почему в лесу мы будем соблюдать тишину”:

«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

создать условия для знакомства обучающихся со звуками леса; обосновать и сформулировать один из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу; разработать экологические знаки запретов; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

обучающиеся научатся определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; формулировать правила поведения в природе; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

научатся строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков; осуществлять поиск информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказов и т.д.);

ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;

обмениваться мнениями, слушать друг друга; строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

открытие новых знаний

учебник «Окружающий мир», 1 класс, тетрадь на печатной основе, аудиозаписи, «письмо», запрещающие знаки в природе, иллюстрации птиц, плакат.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок наш начнём.

-Проверьте, чтобы у вас на парте находились все необходимые принадлежности для урока.

Ребята, на прошлом уроке окружающего мира вы совершили путешествие в царство природы.

-Давайте вспомним, почему нельзя рвать цветы?

-Почему нельзя ловит бабочек?

-Так с какими же растениями вы познакомились на прошлом уроке?

-Название каких бабочек вы запомнили? (Крапивница, Лимонница, Голубянка)

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в царство природы, а вот куда именно вы сейчас скажите мне сами. Необходимо отгадать загадку.

Есть у ребят зелёный друг —

весёлый друг, хороший,Он им протянет сотни рук

и тысячи ладошек.

-Так куда же мы отправимся?

-Да, ребята, мы отправимся в лес.

Мы сегодня сходим в лес

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

-А для того, чтобы мы с вами не заблудились в лесу, нашим спутником будет Муравьишко, а ещё он является хозяином леса.

-Мы идём с вами в гости к природе.

Вспомним правила этикета, как вести себя в гостях.

– Я выбрала ключевые слова «лес» и «тишина». Как они связаны между собой?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Откройте учебник на стр. 48. Прочитайте, как же звучит наша тема урока?

– Какие поставим цели и задачи?

-И сегодня мы узнаем, какие звуки природы можно услышать в лесу, а также мы научимся ещё одному правилу поведения в природе.

1. Игра «Я художник»

Ребята, представьте, что вы художники пейзажисты, т.е. те, кто рисует природу. Как бы вы изобразили лес? При помощи каких красок?

2. Прослушивание записи

-Ребята, а теперь замрите, закройте глаза и послушайте как разговаривает лес.

–Скажите, что мы должны соблюдать, чтобы услышать шёпот леса.

Аудиозапись «Звуки леса»

Кого же вы услышали? Чьи это голоса?

4. Игра «Мастер голоса»

-А теперь я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мастер голоса». Откройте учебник на стр. 48 и рассмотрите рисунок. Попробуйте его озвучить, оживить, передав голосом звуки леса.

-Какие звуки природы вам понравились больше всего? Почему?

Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед. (Развели руки в стороны, вперед.)Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Хлопаем в ладоши.)Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

1. Разбор ситуаций

– Ой, ребята, я что – то нашла. Это письмо. Для вас, от жительницы леса.

Однажды я в лесу орехи собирала.

И я в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви.

Отбросил куст и, как медведь, пошёл себе довольный.

А мне же бедной и смотреть на это было больно.

– Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал?

-Ребята, посмотрите на рисунок на 49 стр. Похоже, что дети тоже не знают правил поведения в лесу. Давайте попробуем им объяснить, как нужно вести себя в лесу и почему нужно соблюдать тишину.

-Прочитайте памятку «Знаете ли вы», она поможет вам дать правильные рекомендации детям.

2. Рассказ учителя

1. Разработка запрещающего знака

Посмотрите на знаки, что они обозначают, что выражают?

Откройте тетрадь на печатной основе. Найдите задание под номером 2. Рассмотрите знак, который изготовил Муравей Вопросник. Как вы думаете, что он значит?

-Вам необходимо придумать свой знак, запрещающий шуметь.

Какие же звуки природы можно услышать в лесу?

-Какое правило поведения в природе мы договорились соблюдать?

-Почему это правило необходимо соблюдать?

– Теперь пришло время оценить свою работу на уроке. Я буду называть начало предложения, а вам его нужно будет закончить.

-И напоследок я бы хотела сказать вот такие слова:

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *