Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, что значит быть природе другом, и какие правила соблюдать.
Давайте попробуем объяснить этим детям, почему в лесу нужно хранить тишину.
Дети на картинке ведут себя очень громко, шумят. А потому они не слышат тех чудесных звуков природы, которыми наполнен лес.
Они лишают себя прекрасной лесной музыки, а потому не могут оценить красоту природы в полной мере.
Используя эту информацию, выскажите предположения, к каким последствиям может привести шум в лесу.
Шум может испугать лесных зверей, птиц, насекомых.
Например, птица может побояться вернуться к гнезду, и её птенцы останутся голодными.
Шум в лесу мешает животным разговаривать, и они могут не услышать друг друга.
И тогда они могут не встретить свою пару и у них не будет детёнышей.
1) Вспомни, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Нельзя рвать цветы, так как растение без них не сможет вырастить семена. А значит на следующий год не появятся новые растения.
Бабочек нельзя ловить, потому что многие из них очень редкие и внесены в Красную книгу.
В лесу необходимо соблюдать тишину, чтобы не пугать его обитателей, птиц и зверей, их детёнышей.
2) Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с её помощью, почему многие растения и животные встречаются всё реже.
Из-за деятельности человека многие растения и животные встречаются всё реже.
Браконьеры убивают редких животных, и их численность ещё больше сокращается.
Они же ловят рыбу сетями, в которые попадают не только взрослые особи, но и мальки.
Вырубка лесов приводит к уменьшению их площади, а значит у животных не остаётся места для обитания.
Ловля насекомых приводит к сокращению их численности, особенно редких, но очень красивых видов.
Люди рвут красивые лесные цветы, и не дают вызреть их семенам. А значит эти цветы могут исчезнуть.
Промышленные предприятия загрязняют воду, землю и воздух, и многие животные и растения погибают.
Мир вокруг нас Почему в лесу нужно соблюдать тишину
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем.
До нас с вами в весеннем лесу побывали поэты и писатели. Что они там увидели и услышали?
Еще подснежник не расцвел, Ручей бурлит в овраге. Полно проталин возле сел, Снег тоньше стал бумаги. Ступай, зима, и не ворчи! Весь воздух полон звону, И гнезда мастерят грачи, И каркают вороны.
Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины .
Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. В полях журчат еще маленькие ручейки.
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.
Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы.
Звонко отстукивает о сухое дерево дятел.
Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи.
В лесу слышно кукование кукушки.
Прилетают ласточки и стрижи.
У грачей, ворон, галок, сорок, воробьев появились птенцы.
У белок, лисиц, волков и других зверей — детеныши.
Лес звенит от певчих птиц. Все живет полной, радостной, шумной жизнью.
Если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса! Если мы ведём себя в лесу тихо, лесные обитатели не пугаются нас. И мы можем многих из них увидеть. Если мы шумим в лесу, животные испугаются и попрячутся. И мы их не увидим! Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Возможно, многие животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.
Поэтому мы с вами должны помнить и соблюдать главное правило поведения в лесу. Какое это правило?
Познакомить учащихся с лесом и изучить правила поведения в природе.
изучение и первичного закрепления новых знаний
: фронтальная, индивидуальная.
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь №2 к данному учебнику, атлас – определитель.
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Универсальные Учебные Действия
познакомиться разнообразием животного мира, формировать необходимость сохранения природного окружения человека ,знакомиться с правилам поведения в лесу.
формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязи в природе на основе информации учебника; отвечать на итоговые вопросы; работать в паре.
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
I. Орг. момент.
II. Речевая разминка.
III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.
IV. Определение темы и цели урока.
V. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
VI. Этап первичной проверки понимания изученного.
VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.
IX. Подведение итогов.
Сегодня
я вновь прилетел на Землю и решил отправиться в лес. Как же здесь чудесно! Тихо
журчит ручеёк, шумит ветер, раскачивая верхушки деревьев. А воздух какой
прекрасный.
Вы
слышите, как поют птицы? Вот прозвучала быстрая трель зяблика. Флейтой
засвистел певчий дрозд. Ему вторит деряба, а потом
вдруг как затрещит. И вновь слышно мелодичное пение птиц. Подал голос лесной
конёк. Слышен звонкий, но не очень громкий голосок зарянки.
Тиликает мухоловка-пеструшка. Кукует кукушка.
Кукушка-кукушка,
сколько лет я буду жить? Ой, боюсь, кукушке до завтрашнего утра придётся
куковать. Ведь мы, глезианцы, живём очень-очень долго по вашим земным меркам.
Ну
а это кто стучит? Это дятел, как барабанщик в оркестре,
сопровождает многоголосое пение птиц. А вот ещё новое звучание. Это затенькала пеночка-теньковка.
А
как чудесно выглядит полянка, на которой я нахожусь! Кое-где пробилась
нежно-зелёная травка. Первые весенние цветы радуют глаз. Вот жёлтенькие
звёздочки гусиного лука. А рядом раскрыла свои малиновые и синие
цветочки-граммофончики медуница.
В
лесу можно встретить разных бабочек.
Над
цветами порхают бабочки-капустницы и крапивницы. Сидят
на стволе дерева бабочки-углокрыльницы – пьют сочащийся из трещинки
коры сладкий сок.
Гудят
шмели. Они облюбовали красивый нежный душистый цветок – хохлатку.
Посмотрите-ка,
чьи это ушки показались из-за куста? Это пугливый зайка наблюдает, а на полянку
выбежать боится. Зато медведь спокойно запустил лапу в муравейник, чтобы после
зимней голодовки полакомиться муравьями.
Вы
слышите, как трещат сухие ветки? Это могучий лось пробирается по лесу, ломая
лежащий на земле валежник – сухие ветви деревьев.
Посмотрите,
а эта полянка пустая и даже птицы не поют.
Что случилось? Кто
разогнал всех зверей и птиц?
А-а,
понятно! Это группа детей пришла в лес и всех распугала своими громкими криками
и музыкой.
Ну
разве так можно? Ведь весной птицы строят гнёзда, откладывают яйца и высиживают
птенцов. Представьте себе, что испуганная птица вспорхнёт из гнезда и улетит. А
из остывших яиц никогда не вылупятся новые птенцы.
А
если птенцы уже вылупились, но испуганная мама не сможет подлететь к своему
гнезду и накормить детёнышей? Голодные птенцы будут жалобно пищать и даже могут
погибнуть.
Часто
птичьи гнёзда находятся в траве или на кустах. И даже просто присутствие
человека рядом с гнездом может испугать птицу, которая высиживает яйца или
выкармливает своих птенцов.
А
ещё, оказывается, за людьми часто наблюдают хищные птицы. Например, вороны.
Они очень умные, хитрые, и делают это совершенно незаметно для людского глаза.
Увидел
человек птичье гнездо, подошёл к нему. Испуганная птица-мама улетела от гнезда.
Человек даже не дотронулся до него, просто посмотрел на птичьи яйца или на
маленьких птенцов да и пошёл дальше. А ворона кинулась к гнезду и разорила его.
Если
даже простое присутствие человека рядом с гнездом пугает птицу, то представьте
себе её ужас от громких криков и звуков музыки.
Но
не только птиц пугают громкие звуки. Оказывается, их слышат и насекомые. От
некоторых звуков бабочки теряют способность летать и падают на землю. Заслышав звуки
музыки, пытаются убежать гусеницы.
Подальше
в чащу леса убегают дикие животные.
Да,
как всё-таки внимательно и осторожно надо вести себя людям, чтобы не навредить
природе.
Ну
вот, шумные дети, распугав всех животных, наконец ушли.
Но
сколько же мусора они после себя оставили! Тут и полиэтиленовые пакеты с
остатками пищи, и пластиковые бутылки из-под воды. А ведь если животное съест
остатки еды вместе с пластиковым пакетом, оно погибнет. Кроме того, пластик
выделяет вредные химические вещества, загрязняя ими и почву, и воду, и воздух.
А потом эта отрава попадает в организм и животных, и людей.
Ребята,
а как вы ведёте себя в лесу? Неужели кто-то из вас ведёт себя так же, как эти
дети? Я думаю, что никому из вас не хочется, чтобы в лесу не цвели цветы, не
пели птицы, ушли все животные?
Вот
у нас, на планете Глизе, нет таких замечательных лесов и такого количества
растений и животных, как на Земле. И это очень грустно.
Чтобы ваша Земля сохранила свою природу,
я хочу дать вам несколько советов.
Гуляя в лесу или в парке в мае-июне, когда птицы выводят птенцов,
не заходите вглубь леса.
Если вы нашли гнездо – сразу тихонько уйдите. Ведь хозяева могут бросить
кладку и даже маленьких птенчиков. А хищникам будет проще найти и разорить это
гнездо.
Если вы видите, что рядом с вами тревожно летает птица, – отойдите
подальше, не тревожьте её.
Если вы нашли в лесу птенца или детёныша какого-либо лесного зверя,
трогать его не надо.
Скорее всего, его родители находятся где-то неподалёку. Но многие
звери и птицы после того, как до их детёныша дотронется человек, бросают своих малышей,
и те погибают.
Птиц беспокоят шум и дым, поэтому разговаривайте в лесу тихо и не
разводите костры. А если вам захотелось послушать музыку, пусть она звучит
негромко.
Ну вот, мы с вами сегодня и погуляли по весеннему лесу. Мне уже
пора возвращаться домой.
Но прежде, чем улететь, я ещё раз прошу вас, ребята: «Сохраните
свою замечательную природу! Не рвите лесные растения! Бережно относитесь ко
всему живому, что вас окружает!»
А теперь я прощаюсь с вами! До свидания, ребята!
«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
формировать знания о правилах поведения в природе (лесу); учить определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в лесу и его последствия; содействовать воспитанию чувства ответственности и долга за состояние природы; оценивать свой вклад в ее благосостояние, ценить ее красоту.
Окружающий мир. 1 класс.учеб. для общеобразоват. учреждений в 2ч. Ч.2./ А. А. Плешаков.- 2-е изд. – м.: Просвещение, 2012. – 95 с.: ил. – Школа России, презентация «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»; сюжетные картинки для работы в паре, раздаточный материал для изготовления экологических знаков
: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, паре.
В процессе обучения формируются следующие блоки УУД.
-внутренняя позиция школьника;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
– способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
– умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их – повернитесь и поздоровайтесь.
Сегодня мы отправимся в путешествие, где вы будете переживать и сочувствовать. И, конечно, узнаете и откроете для себя что-то новое. Вспомним и узнаем новые правила поведения в природе. Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Угадайте, куда?
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом,Красоту увидишь в нем. ( ЛЕС)
Вы угадали, мы отправляемся в лес. Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес? (Дети высказывают свои предложения)(Владимир Даль написал в своем словаре: «Лес – это пространства, покрытые большими, растущими деревьями».
Ребята, нам посчастливилось жить в таком замечательном уголке Земли! У нас красивая и разнообразная природа. Наш город со всех сторон окружает огромное количество лесов. А какие деревья растут в наших лесах? II. Актуализация опорных знаний-Ребята, скажите на прошлом уроке мы с вами где побывали? Вам там понравилось? А что понравилось? А какое правило мы вынесли с прошлого урока? А почему? Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром, а цветам плохо без бабочек, потому что они их опыляют.
А что тогда можно делать на лугу? Бабочки и цветы очень красивые. Ими можно только любоваться.
С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке? (Мак, ромашка, тысячелистник, клевер)-Названия каких бабочек вы запомнили? (голубянка, пестрянка, крапивница и т.д.)
III. Сообщение темы и цели урокаРебята, как вы думаете, что необходимо соблюдать на уроке, чтобы услышать объяснения учителя? (тишину)
-Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно. Тема нашего урока «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (слайд 3)
IV. Изучение нового материала.
– Итак, отправляемся в лес. .
(слайд 5, звуки включить)
Расскажите, что вы почувствовали, что представили? Красиво?
Какие звуки услышали?
Когда в лесу можно услышать звуки леса????
Игра «Птичий хор»
А хотелось ли вам побывать на месте лесных обитателей?
Тогда давайте попробуем воспроизвести звуки леса, которыми он нас радует.
Разделимся на 3 группы. Я загадаю вам загадки, а отгадывать будем по очереди. 1загадка для 1 группы. Кто это?
Все время стучит,
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
1. ДЯТЕЛ (стучат карандашами) слайд 6
Вторая загадка для 2 группы: Не ворона, не синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу “ку-ку”.(кукушка)
2. КУКУШКИ ( тихо кукуют ) слайд 7
Третья загадка для 3 группы: Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.(жук)
3. ЖУКИ ( тихо жужжат ) слайд 8
Для чего животные в лесу издают столько звуков?
Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, загадочностью, тишиной. В лесу можно встретить много интересного и необычного. Воздух чистый, пахнет травами, ягодами, грибами.
– Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое ? Давайте попросим помощника помочь нам.
(Выясняют по словарю значение слова).
– Давайте заглянем в неё. Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая.
Догадались почему говорят, что лес – КЛАДОВАЯ?
Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сдувает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже расскажем -Крылья сложили назад.
Работа по учебнику
Правильно ли вели себя ребята в лесу ? К чему может привести такое поведение? Какой сделаем вывод?
Игра «Правила вежливости»
Хочу проверить поняли ли вы как нужно вести себя в лесу? Я буду читать предложения. Если вы согласны со мной, показываете желтую сторону карточки, если нет – розовую.
1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не срывайте.
2. В лесу можно рвать букеты, листочки с деревьев. Всё равно новые вырастут.
3. В лесу можно шуметь, кричать, главное, что никому не мешаешь. Людей ведь нет!
4. Старайтесь не шуметь, а то побеспокоите лесных жителей.
5. Не пугайте животных!
6. Не ловите бабочек, они нужны цветам!
– Да, вы все правы, если мы будем себя вести тихо в лесу, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Никогда не забывайте, что в лесу мы просто гости, а для животных и птиц лес- родной дом.
А сейчас я предлагаю вам придумать знаки для людей – как вести себя в лесу. Ребята каждого ряда соберутся вместе и сделают один знак который нам скажет чего нельзя делать в лесу, а другой знак, что можно делать
Давайте посмотрим какие знаки получились? Что они нам говорят
Я думаю, что наши ребята запомнили как нужно себя вести в лесу. И теперь лесные обитатели могут жить спокойно, ведь, придя домой, вы расскажите своим родителям, друзьям о чём? (В лесу нельзя шуметь!)
(Открытие нового знания)
Семёнова Надежда Фёдоровна,
учитель I квалификационной категории,
классный руководитель 1а класса
МОУ “Средняя школа №6”
города Волжска Республики Марий Эл.
Формируемые универсально-учебные действия:
– внутренняя позиция школьника;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– самоанализ и самоконтроль результата;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
– способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Рисунки деревьев, кустарников, трав, птиц, зверей, насекомых.
Картина Муравьишки и Мудрой Черепахи.
Учебник, рабочая тетрадь.
Тесты, листочки для рефлексии.
Презентация, фонограмма шума леса, песня «Земная красота».
1. Орг. момент:
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
С ними нам вдвойне теплей!
(Гостям) Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
б) Проверка готовности к уроку
– Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.
– Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация необходимых знаний
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать много нового и интересного.
– Чтобы узнать, в какой уголок природы мы отправимся, необходимо отгадать загадку.
Есть у ребят зелёный друг – весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек (Ответ – лес).
– Правильно, ребята, мы отправимся в лес.
Мы сегодня сходим в лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
– А чтобы нам не заблудиться, у нас будет провожатый, который в случае затруднения будет нам помогать. Только осталось определиться, кого же мы выберем себе в спутники?
(После выбора детей на доске появляется рисунок Муравьишки).
3. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.
– Почему вы выбрали муравья?
– Выбрали муравья, так как лес – это его дом, значит, он там – хозяин, а мы – «гости». Вспомним правила этикета, как вести себя в гостях
(В гостях будь вежливым, веди себя спокойно).
– Я выбрала ключевые слова «лес» и «тишина».
– Как они связаны между собой?
– Сформулируем вместе ТЕМУ урока.
(Слайд 4 включается после ответа детей).
Откроем учебник на стр.48. Прочитаем тему урока.
– Что же мы с вами на уроке узнаем?
– Куда же мы с вами сегодня должны отправиться?
– В лес.
4. Организация познавательной деятельности. Открытие новых знаний и способов действий.
– Что же такое лес?
– Какие деревья растут у нас в лесу?
(дети вывешивают рисунки деревьев на магнитную доску)
– Что еще кроме деревьев растет в лесу?
– Травы и цветы. (дети вывешивают на магнитную доску рисунки трав и цветов)
А без кого скучен лес?
– Без птиц, зверей, насекомых.(дети вывешивают картины на магнитную доску)
– Ребята, мне что –то шепчет Муравьишка.
– Вот это лес! Сказал и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.
-И так отправляемся мы с вами в этот замечательный лес.
(читает подготовленный ученик)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью томной грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(После этого включаю фонограмму «Гармония мира. Звуки природы»).
– Давайте прислушаемся к голосам леса. Что вы услышали?(веселое щебетание птиц)
– Для чего птицы издают голоса?(они так разговаривают ,общаются между собой)- Кроме птичьих голосов услышали что-нибудь?(Журчание воды в ручейке, шелест деревьев)
-Приятно побывать в таком лесу?
– Попробуем сейчас изобразить шелест листьев и травы, жужжание шмеля, кукование кукушки.
Игра «Озвучь картину».
1 ряд- озвучит шелест листьев: ш-ш-ш.
2 ряд- пение кукушки :ку-ку.
3 ряд – жужжание насекомых :ж- ж- ж, писк комара :з-з-з.
– А вы, ребята, любите ходить в лес?
– Почему на отдых люди стремятся в лес? Как дышится в лесу?
– Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое кладовая? Давайте попросим помощника помочь нам.
(Выясняем по словарю Ожегова значение слова).
Пища грибы, ягоды, орехи, шишкиЛекарства ландыш, подорожникТопливо сухие деревья, мох Дом для зверей и птиц норы, дупла деревьевДома, спички, мебель деревьяМузыка голоса зверей и
Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. ( Шагаем на месте.)Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед. ( Развели руки в стороны, вперед.)Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. ( Присели.)А потом все дружно встали, великанами мы стали. ( Встали.)Дружно мы похлопаем. Раз, два, три. ( Хлопаем в ладоши.)Ножками потопаем! Раз, два, три.(Топаем ногами.)Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
– А почему не слышно больше звуков леса: птичьих голосов, шелеста листьев?
– Ой, я что – то нашла. Это письмо. Для вас, ребята.(открываю письмо и читаю)
Однажды я в лесу
И я в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А мне же бедной
На это было больно.
– Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал?
(нельзя сбивать грибы, если они даже ядовиты для человека,
в лесу нельзя говорить громко, ломать ветки, кусты. )
5. Первичное закрепление.
-Откройте учебник на странице 49. Найдите рисунок.
-Как вы думаете, смогут ли эти ребята увидеть и услышать то, что услышали мы, когда побывали в гостях у Муравья в лесу?
-Чем заняты ребята в лесу?
-Ученики бегают, шумят, включают громкую музыку.
-А как ведут себя животные на этой поляне?
-Убегают от шума.
-Скажите ,почему в лесу надо соблюдать тишину?
-Потому что мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше.
-Давайте попробуем составить правила, как вести себя на природе.
(После каждой проанализированной ситуации заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе).
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
(На доске появляется 1 правило: Не шуми в лесу!)
-Чем занимается ребёнок на этом слайде?
-Как вы думаете ,почему этого делать нельзя?
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
(На доске появляется 2 правило: Не разоряй птичьи гнёзда!)
-Что делает мальчик?
-Почему же нельзя ломать деревья? Их же в лесу много.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?
( На доске появляется правило 3. Не ломай деревья и кустарники!)
-Какие же дети хорошие. Нашли в лесу ёжика и птенчиков и несут домой.
Дети правильно поступают?
-Почему вы так считаете?
Они живут там смело и летом и зимой:
(Появляется правило4:Не лови диких животных и не уноси их домой!)
-Что же мы видим на этом слайде?
-Ребята ,а для чего в лесу появились кормушки для зверей и птиц?
В лютые морозы выжить трудно не только птицам, но животным.
Лесники знают излюбленные места лосей ,других диких животных. И делают им кормушки. Дают не только траву ,но и соль. Для лосей это вкуснее сладостей.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
(Появляется правило 5:Делай кормушки для птиц и зверей.)
Птицам особенно трудно зимой. Из 10 синиц выживает только 1 синица. Вы тоже внесли свою помощь. Многие ребята в январе сделали с родителями кормушки . А мы с вами потом развесили в школьном парке. Птицы вам были благодарны.
2017 год –год экологии. 5 января Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
-Чем же мы дети можем помочь в решении этого вопроса?
– Мы должны заботиться о чистоте окружающего мира.
-Какое правило напишем?
– Итог: Почему в лесу необходимо соблюдать правила поведения?
– Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.
– Наш провожатый Муравьишка очень рад вашим ответам, доволен вашей работой. Вот что он прошептал мне на ушко:
Мне по нраву тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
– Предлагаю вам проверить свои знания. Положите перед собой тест. Нужно обвести значок нужного, по-вашему мнению, ответа.
(Вывешиваю своё дерево на магнитную доску)
-Ребята, поднимитесь те, кто отметил в тесте знаки-листочки. Это были правильные ответы. Теперь оцените свою работу на уроке, выберите цвет своего листочка и украсьте им дерево.
(Дети вывешивают на плакат свои листья.)
8. Итог урока.
– Вот и закончилось наше чудесное путешествие в лес.
– Ребята, находясь в лесу, какое важное правило надо соблюдать? Почему?
– Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, получили новые знания. И мне хочется закончить наш урок песней «О земной красоте».
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес,
полный сказок и чудес!
Вспомните, как возникает и распространяется звук. Какие звуки вы слышали в лесу?
Учебник «Окружающий мир» рассказывает первокласснику о том, почему в лесу мы будем соблюдать тишину.
Звук возникает, если что-то дрожит и колеблется. Он распространяется волной в воздухе и отражается от препятствий.
Среди деревьев мы слышим шорохи листвы, треск сучьев, журчанье ручейка, жужжание насекомых, пение птиц и многие другие звуки.
Рассмотрите рисунок. Попробуйте его озвучить, оживить, передав голосом звуки леса.
Шмель тоже жужжит, но очень низко.
Ящерица шуршит в траве и по камням.
Птички поют на разные голоса: «Пинь-пинь», «Тр-тр-тр», «Фью-фью».
Речка журчит, листва шуршит
3) Какие ещё Правила друзей природы ты можешь предложить? Придумай и нарисуй в рабочей тетради знаки к этим правилам.
Основные причины, ведущие к сокращению численности животных и растений:
Здесь можно услышать разговоры лесных жителей, звуки, которые они издают передвигаясь, летая, ползая.
Легко услышать пение птиц.
В полутьме среди деревьев возможно услышать тонкое журчание ручья и шорох листвы.
Какое правило поведения в природе мы договорились соблюдать?
Не шуметь на природе, сохранять тишину.
Почему это правило необходимо соблюдать?
Это правило нельзя не выполнять, чтобы не пугать лесных обитателей и услышать чудесную, музыку природы.
2) Какие Правила мы договорились соблюдать, чтобы быть природе другом?
Мы не будем рвать цветы, ломать деревья и кустарники, ловить бабочек и других насекомых, обижать лягушек и жаб, уносить домой диких животных.
3) Как можно изобразить эти Правила с помощью условных знаков?
Нам следует в круге показать неправильный поступок человека и перечеркнуть его. Это будет означать, что так поступать нельзя.
Почему нельзя рвать цветы?
Потому что цветок не даст семян и растение погибнет.
Потому что за это могут оштрафовать.
Потому что сорванные цветы быстро засыхают.
Правильно!
Почему нельзя ловить бабочек?
Ловя бабочек, мы сокращаем их численность и они могут исчезнуть.
Почему в лесу нельзя шуметь?
Чтобы не пугать животных.
Чтобы тебя не нашли хищники.
Проверка знаний по теме «Будь природе другом»