Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характе- ристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание раз- личных функциональных разновидностей языка в тексте, сред- ства связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказы- вания в соответствии с целью, темой и коммуникативным за- мыслом.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информа- ции, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реп- лик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных, художест- венных, публицистических текстов различных функциональ- но-смысловых типов речи.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания выска- зывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списыва- ния текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объ- ёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с не- проверяемыми написаниями).
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности современного русского язы- ка: разговорная речь; функциональные стили: научный (науч- но-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.
Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные при- знаки художественной речи: образность, широкое использова- ние изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впе- чатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассужде- ние, монолог-повествование); выступать с научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом
не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос ин- формации, диалог — сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов раз- личных функционально-смысловых типов речи.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публи- цистических текстов (рассуждение-доказательство, рассужде- ние-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных пуб- лицистических текстов (для подробного изложения объём ис- ходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжа- того и выборочного изложения — не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для со- здания высказывания в соответствии с целью, темой и комму- никативным замыслом.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списыва- ния текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объ- ёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме пра- вила речевого этикета.
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.
Ценности научного познания
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль Заявление Расписка Научный стиль Словарная статья Научное сообщение
Язык и речь
Язык и речь Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художествен- ной и научно-популярной литературы
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благо- дарности
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и чи- тательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения- миниатюры)
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля, научного стиля; перечислять требования к составлению сло- варной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сооб- щение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в ре- чевой практике.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс, авт. В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматиче- ских разрядах слов, о грамматическом значении слова, о сис- теме частей речи в русском языке для решения практико-ори- ентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагатель- ные, глаголы.
Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.
Проводить орфографический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного).
Применять знания по морфологии при выполнении языково- го анализа различных видов и в речевой практике.
Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки и синтаксические функции имени существи- тельного; объяснять его роль в речи.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
Определять лексико-грамматические разряды имён суще- ствительных.
Различать типы склонения имён существительных, выяв- лять разносклоняемые и несклоняемые имена существитель- ные.
Проводить морфологический анализ имён существительных. Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён су- ществительных, постановки в них ударения (в рамках изучен-
ного), употребления несклоняемых имён существительных.
Соблюдать правила правописания имён существительных: безударных окончаний;
) после шипящих и
в суф- фиксах и окончаниях; суффиксов –
– — –
-); корней с чередованием
на конце имён существительных после шипящих; слитное и раз- дельное написание
с именами существительными; правопи- сание собственных имён существительных.
Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки и синтаксические функции имени прилагатель- ного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных.
Проводить частичный морфологический анализ имён прила- гательных (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изучен- ного).
Соблюдать правила правописания имён прилагательных: безударных окончаний;
после шипящих и
в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; правила слитного и раздельного написания
с именами прилагательными.
Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопреде- лённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.
Федеральная рабочая программа
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки уда- рения в глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать правила правописания глаголов: корней с чередо- ванием
после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица един- ственного числа;
в глаголах; суффиксов
; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом
в формах прошедшего времени глагола; слитно- го и раздельного написания
Морфология. Культура речи. Орфография
Нормы произношения имён существительных, нормы поста- новки ударения (в рамках изученного)
Нормы словоизменения имён существительных Морфологический анализ имён существительных
Правила слитного и дефисного написания
– со словами
Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного)
Качественные, относительные и притяжательные имена при- лагательные
Степени сравнения качественных имён прилагательных Словообразование имён прилагательных Морфологический анализ имён прилагательных Правописание
в именах прилагательных Правописание суффиксов –
– имён прилагательных
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
Правописание сложных имён прилагательных
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударе- ния (в рамках изученного)
Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного)
Общее грамматическое значение имени числительного Син- таксические функции имён числительных
Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные
Разряды имён числительных по строению: простые, слож- ные, составные числительные
Словообразование имён числительных
Склонение количественных и порядковых имён числитель- ных
Правильное образование форм имён числительных Правильное употребление собирательных имён числительных Морфологический анализ имён числительных
Правила правописания имён числительных: написание
в именах числительных; написание двойных согласных; слит- ное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных
Орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного)
Общее грамматическое значение местоимения Синтаксиче- ские функции местоимений Роль местоимений в речи
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределён- ные, отрицательные, определительные местоимения
Склонение местоимений Словообразование местоимений Морфологический анализ местоимений
Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте
Правила правописания местоимений: правописание место- имений с
; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений
Орфографический анализ местоимений (в рамках изученного)
Федеральная рабочая программа
Переходные и непереходные глаголы Разноспрягаемые глаголы
Безличные глаголы Использование личных глаголов в без- личном значении
Изъявительное, условное и повелительное наклонения гла- гола Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изучен- ного) Нормы словоизменения глаголов Видо-временная соот- несённость глагольных форм в тексте
Морфологический анализ глаголов
как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного)
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Понятие о сложном предложении (повторение). Классификация сложных предложений.
Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Виды сложносочинённых предложений. Средства связи ча-
стей сложносочинённого предложения.
Интонационные особенности сложносочинённых предложе- ний с разными смысловыми отношениями между частями.
Употребление сложносочинённых предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами.
Нормы построения сложносочинённого предложения; прави- ла постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинён- ных предложений.
Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и при- даточная части предложения.
Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смыс- ловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложе- ний и простых предложений с обособленными членами.
Сложноподчинённые предложения с придаточными опреде- лительными. Сложноподчинённые предложения с придаточ- ными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени. Сложноподчи- нённые предложения с придаточными причины, цели и след- ствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с прида- точными образа действия, меры и степени и сравнительными. Нормы построения сложноподчинённого предложения; ме- сто придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной
Федеральная рабочая программа
, союзными словами
. Типичные грамматические ошибки при построении сложно- подчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточ- ными. Однородное, неоднородное и последовательное подчине- ние придаточных частей.
Правила постановки знаков препинания в сложноподчинён- ных предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчи- нённых предложений.
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Упо- требление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамма- тическая синонимия бессоюзных сложных предложений и со- юзных сложных предложений.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисле- ния. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном пред- ложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением противо- поставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессо- юзной связи
Типы сложных предложений с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный анализ сложных пред-
ложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Прямая и косвенная речь
Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с пря- мой и косвенной речью.
Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. Нормы построения предложений с прямой и косвенной ре-
чью; правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.
Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повество- вание; выступление с научным сообщением
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка Лингвистика как наука о языке
Основные разделы лингвистики
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имён суще- ствительных.
Соблюдать правила слитного и дефисного написания
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рам- ках изученного), словоизменения имён существительных.
Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать правила правописания
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
в именах прилагательных, суффиксов
имён при- лагательных, сложных имён прилагательных.
Распознавать числительные; определять общее грамматиче- ское значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций чис- лительных; характеризовать роль имён числительных в речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать правила правописания имён числительных, в том числе написание
в именах числительных; написание двой- ных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание чис- лительных; правила правописания окончаний числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматиче- ское значение; различать разряды местоимений; уметь скло- нять местоимения; характеризовать особенности их склоне- ния, словообразования, синтаксических функций, роли в речи. Правильно употреблять местоимения в соответствии с требо- ваниями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать правила правописания местоимений с
, слитного, раздельного
и дефисного написания местоимений.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разно- спрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном накло- нении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.
Соблюдать правила правописания
в формах глагола пове- лительного наклонения.
Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять зна- ния по морфологии при выполнении языкового анализа раз- личных видов и в речевой практике.
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правопи- сания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографи- ческий анализ слов; применять знания по орфографии в прак- тике правописания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтак- сический и пунктуационный анализ предложений (в рамках
Федеральная рабочая программа
изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в ре- чевой практике.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, моно- лог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистиче- скую тему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мне- ниями) объёмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художе- ственных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных науч- но-учебных и художественных текстов различных функцио- нально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: уст-
Федеральная рабочая программа
но и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов раз- личных функционально-смысловых типов речи (для подроб- ного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребле- ния; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списыва- ния текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объ- ёмом 20—25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое коли- чество часов, отводимое на изучение тем, повторение и различного вида контрольные работы.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
Общее количество — 170 часов.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 10 часов, из них в начале учеб- ного года — 5 часов; в конце учебного года — 5 часов.
Рекомендуемое количество часов для организации и проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы) — 12 часов.
Общее количество — 204 часа.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 12 часов, из них в начале учеб- ного года — 6 часов; в конце учебного года — 6 часов.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 16 часов.
Общее количество — 136 часов.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 8 часов, из них в начале учебного года — 4 часа, в конце учебного года — 4 часа.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 10 часов.
Общее количество — 102 часа.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 8 часов, из них в начале учебного года — 4 часа; в конце учебного года — 4 часа.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 9 часов.
Общее количество — 102 часа.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 8 часов, из них в начале учебного года — 4 часа; в конце учебного года — 4 часа.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 9 часов.
В разделе тематического планирования рабочей программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует зако- нодательству об образовании (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Федеральная рабочая программа
Функциональные разновидности языка
- Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художе- ственном произведении.
Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным раз- новидностям языка.
Использовать при создании собственного текста нормы по- строения текстов, принадлежащих к различным функциональ- но-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания ре- ферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соот- ветствия их коммуникативным требованиям и языковой пра- вильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художествен- ной литературы в сравнении с другими функциональными раз- новидностями языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
Морфология. Культура речи. Орфография
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служеб- ные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звуко- подражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфоло- гические признаки, синтаксические функции.
Характеризовать причастие как особую форму глагола. Опре- делять признаки глагола и имени прилагательного в причас- тии; определять синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и ха- рактеризовать полные и краткие формы страдательных при- частий. Склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ при- частий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи. Различать созвуч- ные причастия и имена прилагательные (
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий;
в причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом
действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом
страдательных причастий прошедшего време- ни; написания
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить пунктуационный анализ предложений с причаст- ным оборотом.
Характеризовать деепричастие как особую форму глагола. Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, син- таксическую функцию деепричастия.
Федеральная рабочая программа
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ дее- причастий, применять это умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот. Определять роль дее- причастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи. Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепри- частий; правила слитного и раздельного написания
с дее- причастиями.
Правильно строить предложения с одиночными дееприча- стиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Проводить пунктуационный анализ предложений с одиноч- ным деепричастием и деепричастным оборотом.
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматиче- ское значение наречий; различать разряды наречий по значе- нию; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ на- речий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного на- писания наречий; написания
в наречиях на
; на- писания суффиксов –
наречий с приставками
на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий –
после шипящих; напи- сания
наречий; слитного и раз- дельного написания
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объ- яснять их отличия от самостоятельных частей речи.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
Характеризовать предлог как служебную часть речи; раз- личать производные и непроизводные предлоги, простые и со- ставные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать правила право- писания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и ме- стоимений с предлогами, предлогов
в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов. Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль сою- зов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать правила право- писания союзов, постановки знаков препинания в сложных со- юзных предложениях, постановки знаков препинания в пред- ложениях с союзом
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Характеризовать частицу как служебную часть речи; разли- чать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тек- сте, в образовании форм глагола; понимать интонационные осо- бенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать правила правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, раз- личать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподра- жательных слов и их употребление в разговорной речи, в худо- жественной литературе.
Федеральная рабочая программа
Проводить морфологический анализ междометий; приме- нять это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложе- ний с междометиями.
Различать грамматические омонимы.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы)
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
- раздельное написание слов в предложении;
- прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
- перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
- гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
- сочетания чк, чн;
- слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разго- ворная речь, функциональные стили (научный, публицистиче- ский, официально-деловой), язык художественной литературы Публицистический стиль Сфера употребления, функции,
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, ин- тервью)
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля
Официально-деловой стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности Инструкция
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори
, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуж- дение; сообщение на лингвистическую тему
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности
Жанры официально-делового стиля (заявление, объясни- тельная записка, автобиография, характеристика)
Научный стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему) Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте
Язык и речь
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).
Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирова- ние, чтение (повторение).
Федеральная рабочая программа
Создание устных и письменных высказываний разной ком- муникативной направленности в зависимости от темы и усло- вий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Соблюдение орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского литературного языка; орфогра- фических, пунктуационных правил в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими слова- рями, справочной литературой.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Рус- ский язык» разработана с целью оказания методической помо- щи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенден- ции в школьном образовании и активные методики обучения Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Рус-
ский язык» позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания русского языка совре- менные подходы к достижению личностных, метапредмет- ных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, ФООП ООО;
разработать календарно-тематическое планирование с учё- том особенностей конкретного класса, используя рекомендо- ванное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Феде- рации, язык межнационального общения народов России, на- циональный язык русского народа Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации
Федеральная рабочая программа
Высокая функциональная значимость русского языка и вы- полнение им функций государственного языка и языка меж- национального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлеж- ности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, по- нимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения опре- деляют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и соци- альное взаимодействие людей, участвует в формировании со- знания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль- турных традиций, истории русского и других народов России Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной де-
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать ин- формацию текстов разных форматов, оценивать её, размыш- лять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои зна- ния и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доми- нантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновид- ности языка»)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государствен- ному языку Российской Федерации и языку межнациональ-
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
ного общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хране- ния духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общерос- сийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоот- ношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и за- кономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского ли- тературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в соб- ственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуацион- ной грамотности; воспитание стремления к речевому самосо- вершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникатив- ных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и нефор- мального межличностного и межкультурного общения; овладе- ние русским языком как средством получения различной ин- формации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, ана- лиза, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, кон-
кретизации и т п в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осущест-
влять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и ис- пользовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств
Федеральная рабочая программа
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литера- тура» и является обязательным для изучения
Содержание учебного предмета «Русский язык», представ- ленное в настоящей Федеральной рабочей программе, соответ- ствует ФГОС ООО, ФООП ООО
Учебным планом на изучение русского языка отводится 714 часов: в 5 классе — 170 часов (5 часов в неделю), в 6 клас-
се — 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе — 102 часа (3 часа в неделю), в 9 клас- се — 102 часа (3 часа в неделю)
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повество- вание
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, за- прос информации, сообщение информации
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентирован- ных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблю- дений объёмом не менее 3 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художе- ственных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных науч- но-учебных и художественных текстов различных функцио- нально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: уст- но и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содер- жание исходного текста (для подробного изложения объём ис- ходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжа- того изложения — не менее 110 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания выска- зывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Федеральная рабочая программа
Соблюдать на письме нормы современного русского литера- турного языка, в том числе во время списывания текста объ- ёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемы- ми написаниями); уметь пользоваться разными видами лекси- ческих словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публи- цистический, официально-деловой), язык художественной ли- тературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления язы- ковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репорта- жа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особен- ности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в рече- вой практике.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и пред- ложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в рече- вой практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свой- ствам главного слова (именные, глагольные, наречные); про- стые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повество- вательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второ- степенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепен- ные члены предложения, способы выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме имени- тельного падежа с существительным или местоимением в фор- ме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени чис- лительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), типичные сред- ства выражения второстепенных членов предложения (в рам- ках изученного).
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
Соблюдать на письме пунктуационные правила при поста- новке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, свя- занными бессоюзной связью, одиночным союзом
); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами
; оформлять на письме диалог.
Проводить пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного).