ПО ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОСВАИВАЮТСЯ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характе- ристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание раз- личных функциональных разновидностей языка в тексте, сред- ства связи предложений в тексте.

Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказы- вания в соответствии с целью, темой и коммуникативным за- мыслом.

Язык и речь

Создавать устные  монологические  высказывания  объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информа- ции, сообщение информации)  на  бытовые,  научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реп- лик).

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных, художест- венных, публицистических текстов различных функциональ- но-смысловых типов речи.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.

Осуществлять выбор языковых средств для создания выска- зывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списыва- ния текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объ- ёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с не- проверяемыми написаниями).

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности современного русского язы- ка: разговорная речь; функциональные стили: научный (науч- но-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).

Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.

Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные при- знаки художественной речи: образность, широкое использова- ние изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
        




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания  объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впе- чатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассужде- ние, монолог-повествование); выступать с научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом

не менее 5 реплик.

Владеть различными видами диалога: диалог — запрос ин- формации, диалог — сообщение информации.

Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов раз- личных функционально-смысловых типов речи.

Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных публи- цистических текстов (рассуждение-доказательство, рассужде- ние-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных пуб- лицистических текстов (для подробного изложения объём ис- ходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжа- того и выборочного изложения — не менее 200 слов).

Осуществлять адекватный выбор языковых средств для со- здания высказывания в соответствии с целью, темой и комму- никативным замыслом.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
        

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списыва- ния текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объ- ёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего  года  обучения  орфограммы,  пунктограммы  и  слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме пра- вила речевого этикета.

Функциональные разновидности языка

Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.

Ценности научного познания

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль Заявление Расписка Научный стиль Словарная статья Научное сообщение

Язык и речь

Язык и речь Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности

Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художествен- ной и научно-популярной литературы

Устный пересказ  прочитанного  или  прослушанного  текста, в том числе с изменением лица рассказчика

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благо- дарности

Сочинения различных видов с опорой на жизненный и чи- тательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения- миниатюры)

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности официально-делового стиля, научного стиля; перечислять требования к составлению сло- варной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сооб- щение).

Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в ре- чевой практике.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс, авт. В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Слово и предложение

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Морфология. Культура речи. Орфография

Применять знания о частях речи как лексико-грамматиче- ских разрядах слов, о грамматическом значении слова, о сис- теме частей речи в русском языке для решения практико-ори- ентированных учебных задач.

Распознавать имена существительные, имена прилагатель- ные, глаголы.

Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.

Проводить орфографический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного).

Применять знания по морфологии при выполнении языково- го анализа различных видов и в речевой практике.

Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки и синтаксические функции имени существи- тельного; объяснять его роль в речи.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
        

Определять лексико-грамматические разряды имён суще- ствительных.

Различать типы склонения имён существительных, выяв- лять разносклоняемые и несклоняемые имена существитель- ные.

Проводить морфологический анализ имён существительных. Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён су- ществительных, постановки в них ударения (в рамках изучен-

ного), употребления несклоняемых имён существительных.

Соблюдать правила правописания имён существительных: безударных окончаний;
) после шипящих и
в суф- фиксах  и  окончаниях;  суффиксов  –
–  —  –

-); корней с чередованием

на конце имён существительных после шипящих; слитное и раз- дельное написание
с именами существительными; правопи- сание собственных имён существительных.

Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки и синтаксические функции имени прилагатель- ного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных.

Проводить частичный морфологический анализ имён прила- гательных (в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изучен- ного).

Соблюдать правила правописания имён прилагательных: безударных окончаний;
после шипящих и
в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; правила слитного и раздельного написания
с именами прилагательными.

Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.

Называть грамматические свойства инфинитива (неопреде- лённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.

Федеральная рабочая программа

Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.

Проводить  частичный  морфологический   анализ   глаголов (в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки уда- рения в глагольных формах (в рамках изученного).

Соблюдать правила правописания глаголов: корней с чередо- ванием
после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица един- ственного числа;
в глаголах; суффиксов

; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом
в формах прошедшего времени глагола; слитно- го и раздельного написания

Морфология. Культура речи. Орфография

Нормы произношения имён существительных, нормы поста- новки ударения (в рамках изученного)

Нормы словоизменения имён существительных Морфологический анализ имён существительных

Правила слитного и дефисного написания
– со словами

Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного)

Качественные, относительные и притяжательные имена при- лагательные

Степени сравнения качественных имён прилагательных Словообразование  имён  прилагательных Морфологический анализ имён прилагательных Правописание
в именах прилагательных Правописание суффиксов –
– имён прилагательных

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
        

Правописание сложных имён прилагательных

Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударе- ния (в рамках изученного)

Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного)

Общее грамматическое значение имени числительного Син- таксические функции имён числительных

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные

Разряды имён числительных по строению: простые, слож- ные, составные числительные

Словообразование имён числительных

Склонение количественных и порядковых имён числитель- ных

Правильное образование форм имён числительных Правильное употребление собирательных имён числительных Морфологический анализ имён числительных

Правила правописания  имён  числительных:  написание  
в именах числительных; написание двойных согласных; слит- ное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных

Орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного)

Общее грамматическое значение местоимения Синтаксиче- ские функции местоимений Роль местоимений в речи

Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределён- ные, отрицательные, определительные местоимения

Склонение местоимений Словообразование местоимений Морфологический анализ местоимений

Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте

Правила правописания местоимений: правописание место- имений с
; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений

Орфографический анализ местоимений (в рамках изученного)

Федеральная рабочая программа

Переходные и непереходные глаголы Разноспрягаемые глаголы

Безличные глаголы Использование личных глаголов в без- личном значении

Изъявительное, условное и повелительное наклонения гла- гола Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изучен- ного) Нормы словоизменения глаголов Видо-временная соот- несённость глагольных форм в тексте

Морфологический анализ глаголов

как  показателя  грамматической  формы в повелительном наклонении глагола

Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного)

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Понятие о сложном предложении (повторение). Классификация сложных предложений.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Виды сложносочинённых предложений. Средства связи ча-

стей сложносочинённого предложения.

Интонационные особенности сложносочинённых предложе- ний с разными смысловыми отношениями между частями.

Употребление сложносочинённых предложений в речи. Грамматическая  синонимия  сложносочинённых  предложений и простых предложений с однородными членами.

Нормы построения сложносочинённого предложения; прави- ла постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинён- ных предложений.

Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и при- даточная части предложения.

Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смыс- ловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложе- ний и простых предложений с обособленными членами.

Сложноподчинённые предложения с придаточными опреде- лительными. Сложноподчинённые предложения с придаточ- ными  изъяснительными.   Сложноподчинённые   предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени. Сложноподчи- нённые предложения с придаточными причины, цели и след- ствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с прида- точными образа действия, меры и степени и сравнительными. Нормы  построения  сложноподчинённого  предложения;  ме- сто придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение  сложноподчинённого  предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной

Федеральная рабочая программа

, союзными словами
. Типичные грамматические ошибки при построении сложно- подчинённых предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточ- ными. Однородное, неоднородное и последовательное подчине- ние придаточных частей.

Правила постановки знаков препинания в сложноподчинён- ных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчи- нённых предложений.

Бессоюзное сложное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Упо- требление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамма- тическая синонимия бессоюзных сложных предложений и со- юзных сложных предложений.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисле- ния. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном пред- ложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением противо- поставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессо- юзной связи

Типы сложных предложений с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный анализ сложных пред-

ложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Прямая и косвенная речь

Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с пря- мой и косвенной речью.

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. Нормы построения предложений с прямой и косвенной ре-

чью; правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.

Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
        

Язык и речь

Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повество- вание; выступление с научным сообщением

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке

Богатство и выразительность русского языка Лингвистика как наука о языке

Основные разделы лингвистики

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение грамоте Развитие речи

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Морфология. Культура речи. Орфография

Характеризовать особенности словообразования имён суще- ствительных.

Соблюдать правила слитного и дефисного написания

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рам- ках изученного), словоизменения имён существительных.

Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать правила правописания

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
        

в именах прилагательных, суффиксов
имён при- лагательных, сложных имён прилагательных.

Распознавать числительные; определять общее грамматиче- ское значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению.

Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций чис- лительных; характеризовать роль имён числительных в речи.

Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать правила правописания имён числительных, в том числе написание
в именах числительных; написание двой- ных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание чис- лительных; правила правописания окончаний числительных.

Распознавать местоимения; определять общее грамматиче- ское значение; различать разряды местоимений; уметь скло- нять местоимения; характеризовать особенности их склоне- ния, словообразования, синтаксических функций, роли в речи. Правильно употреблять местоимения в соответствии с требо- ваниями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать правила правописания местоимений с
, слитного, раздельного

и дефисного написания местоимений.

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разно- спрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном накло- нении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.

Соблюдать правила правописания
в формах глагола пове- лительного наклонения.

Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять  зна- ния по морфологии при выполнении языкового анализа раз- личных видов и в речевой практике.

Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правопи- сания слов.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографи- ческий анализ слов; применять знания по орфографии в прак- тике правописания.

Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтак- сический и пунктуационный анализ предложений (в рамках

Федеральная рабочая программа

изученного); применять знания по синтаксису и  пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в ре- чевой практике.

Язык и речь

Создавать устные  монологические  высказывания  объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, моно- лог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистиче- скую тему.

Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мне- ниями) объёмом не менее 4 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художе- ственных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных науч- но-учебных и художественных текстов различных функцио- нально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: уст-

Федеральная рабочая программа

но и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов раз- личных функционально-смысловых типов речи (для подроб- ного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов).

Осуществлять выбор  лексических  средств  в  соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребле- ния; использовать толковые словари.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списыва- ния текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объ- ёмом 20—25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года  обучения  орфограммы,  пунктограммы  и  слова с непроверяемыми  написаниями);  соблюдать  в  устной  речи и на письме правила речевого этикета.










Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое коли- чество часов, отводимое на изучение тем, повторение и различного вида контрольные работы.

Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

Общее количество — 170 часов.

Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 10 часов, из них в начале учеб- ного года — 5 часов; в конце учебного года — 5 часов.

Рекомендуемое количество часов для организации и проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы) — 12 часов.






Общее количество — 204 часа.

Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 12 часов, из них в начале учеб- ного года — 6 часов; в конце учебного года — 6 часов.

Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 16 часов.






Общее количество — 136 часов.

Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 8 часов, из них в начале учебного года — 4 часа, в конце учебного года — 4 часа.

Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 10 часов.






Общее количество — 102 часа.

Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 8 часов, из них в начале учебного года — 4 часа; в конце учебного года — 4 часа.

Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 9 часов.






Общее количество — 102 часа.

Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 8 часов, из них в начале учебного года — 4 часа; в конце учебного года — 4 часа.

Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изло- жения, тестовые работы и другие формы контроля) — 9 часов.

В разделе тематического планирования рабочей программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует зако- нодательству об образовании (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).

Федеральная рабочая программа

Функциональные разновидности языка

    Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка

  • РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
            

  • художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художе- ственном произведении.

    Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным раз- новидностям языка.

    Использовать при создании собственного текста нормы по- строения текстов, принадлежащих к различным функциональ- но-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания ре- ферата.

    Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.

    Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соот- ветствия их коммуникативным требованиям и языковой пра- вильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

    Выявлять отличительные особенности языка художествен- ной литературы в сравнении с другими функциональными раз- новидностями языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.

    Морфология. Культура речи. Орфография

    Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служеб- ные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звуко- подражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфоло- гические признаки, синтаксические функции.

    Характеризовать причастие как особую форму глагола. Опре- делять признаки глагола и имени прилагательного в причас- тии; определять синтаксические функции причастия.

    Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и ха- рактеризовать полные и краткие формы страдательных при- частий. Склонять причастия.

    Проводить морфологический, орфографический анализ при- частий, применять это умение в речевой практике.

    Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные обороты.

    Уместно использовать причастия в речи. Различать созвуч- ные причастия и имена прилагательные (

    Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.

    Применять правила  правописания  падежных  окончаний и суффиксов причастий;
    в причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом

    действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом
    страдательных причастий прошедшего време- ни; написания

    Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

    Проводить пунктуационный анализ предложений с причаст- ным оборотом.

    Характеризовать деепричастие как особую форму глагола. Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, син- таксическую функцию деепричастия.

    Федеральная рабочая программа

    Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

    Проводить морфологический, орфографический анализ дее- причастий, применять это умение в речевой практике.

    Конструировать деепричастный оборот. Определять роль дее- причастия в предложении.

    Уместно использовать деепричастия в речи. Правильно ставить ударение в деепричастиях.

    Применять правила написания гласных в суффиксах деепри- частий; правила слитного и раздельного написания
    с дее- причастиями.

    Правильно строить предложения с одиночными дееприча- стиями и деепричастными оборотами.

    Правильно  расставлять  знаки  препинания  в  предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

    Проводить пунктуационный анализ предложений с одиноч- ным деепричастием и деепричастным оборотом.

    Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматиче- ское значение наречий; различать разряды наречий по значе- нию; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.

    Проводить морфологический, орфографический анализ на- речий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике.

    Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.

    Применять правила слитного, раздельного и дефисного на- писания наречий; написания
    в наречиях на
    ; на- писания суффиксов –
    наречий с приставками
    на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий –
    после шипящих; напи- сания
    наречий; слитного и раз- дельного написания

    Слова категории состояния

    Определять общее грамматическое значение, морфологиче- ские признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.

    Служебные части речи

    Давать общую характеристику служебных частей речи; объ- яснять их отличия от самостоятельных частей речи.

    РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
            

    Характеризовать предлог как служебную часть речи; раз- личать производные и непроизводные предлоги, простые и со- ставные предлоги.

    Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать правила право- писания производных предлогов.

    Соблюдать нормы употребления имён существительных и ме- стоимений с предлогами, предлогов
    в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов. Проводить  морфологический  анализ  предлогов,  применять это умение при выполнении языкового анализа различных

    видов и в речевой практике.

    Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль сою- зов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

    Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать правила право- писания союзов, постановки знаков препинания в сложных со- юзных предложениях, постановки знаков препинания в пред- ложениях с союзом

    Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.

    Характеризовать частицу как служебную часть речи; разли- чать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тек- сте, в образовании форм глагола; понимать интонационные осо- бенности предложений с частицами.

    Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать правила правописания частиц.

    Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.

    Междометия и звукоподражательные слова

    Характеризовать междометия как особую группу слов, раз- личать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподра- жательных слов и их употребление в разговорной речи, в худо- жественной литературе.

    Федеральная рабочая программа

    Проводить морфологический анализ междометий; приме- нять это умение в речевой практике.

    Соблюдать пунктуационные правила оформления предложе- ний с междометиями.

    Различать грамматические омонимы.

    Функциональные разновидности языка

    Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы)

    Орфография и пунктуация

    Правила правописания и их применение:

    • раздельное написание слов в предложении;
    • прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
    • перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
    • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
    • сочетания чк, чн;
    • слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

    Функциональные разновидности языка

    Понятие о функциональных разновидностях языка: разго- ворная речь, функциональные стили (научный, публицистиче- ский, официально-деловой), язык художественной литературы Публицистический стиль Сфера употребления, функции,

    Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, ин- тервью)

    Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля

    Официально-деловой стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности Инструкция




    Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори
    , сформулированные в Примерной программе воспитания.

    Язык и речь

    Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуж- дение; сообщение на лингвистическую тему

    Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями

    Функциональные разновидности языка

    Официально-деловой стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности

    Жанры официально-делового стиля (заявление, объясни- тельная записка, автобиография, характеристика)

    Научный стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности

    Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему) Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте

    Язык и речь

    Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).

    Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирова- ние, чтение (повторение).

    Федеральная рабочая программа

    Создание устных и письменных высказываний разной ком- муникативной направленности в зависимости от темы и усло- вий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).

    Подробное, сжатое, выборочное  изложение  прочитанного или прослушанного текста.

    Соблюдение орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского литературного языка; орфогра- фических, пунктуационных правил в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

    Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими слова- рями, справочной литературой.




    Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Рус- ский язык» разработана с целью оказания методической помо- щи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенден- ции в школьном образовании и активные методики обучения Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Рус-

    ский язык» позволит учителю:

    реализовать в процессе преподавания русского языка совре- менные подходы к  достижению  личностных,  метапредмет- ных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО;

    определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, ФООП ООО;

    разработать календарно-тематическое планирование с учё- том особенностей конкретного класса, используя рекомендо- ванное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    Русский язык — государственный язык Российской Феде- рации, язык межнационального общения народов России, на- циональный язык русского народа Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации

    Федеральная рабочая программа

    Высокая функциональная значимость русского языка и вы- полнение им функций государственного языка и языка меж- национального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлеж- ности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, по- нимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения опре- деляют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях

    Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и соци- альное взаимодействие людей, участвует в формировании со- знания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль- турных традиций, истории русского и других народов России Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной де-

    Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать ин- формацию текстов разных форматов, оценивать её, размыш- лять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои зна- ния и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доми- нантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновид- ности языка»)

    ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:

    осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государствен- ному языку Российской Федерации и языку межнациональ-

    РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
            

    ного общения;  проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения  и  хране- ния духовного богатства русского и других  народов  России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общерос- сийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

    овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоот- ношений, инструментом преобразования мира;

    овладение знаниями о русском языке, его устройстве и за- кономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского ли- тературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в соб- ственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуацион- ной грамотности; воспитание стремления к речевому самосо- вершенствованию;

    совершенствование речевой деятельности, коммуникатив- ных умений,  обеспечивающих  эффективное  взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и нефор- мального межличностного и межкультурного общения; овладе- ние русским языком как средством получения различной ин- формации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения,  ана- лиза, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления  определённых  закономерностей  и  правил,  кон-

    кретизации и т п в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осущест-

    влять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и ис- пользовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств

    Федеральная рабочая программа

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литера- тура» и является обязательным для изучения

    Содержание учебного предмета «Русский язык», представ- ленное в настоящей Федеральной рабочей программе, соответ- ствует ФГОС ООО, ФООП ООО

    Учебным планом  на  изучение  русского  языка  отводится 714 часов: в 5 классе — 170 часов (5 часов в неделю), в 6 клас-

    се — 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе — 102 часа (3 часа в неделю), в 9 клас- се — 102 часа (3 часа в неделю)

    РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
            

    Язык и речь

    Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повество- вание

    Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, за- прос информации, сообщение информации

    Язык и речь

    Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентирован- ных учебных задач и в повседневной жизни.

    Создавать устные  монологические  высказывания  объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

    Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблю- дений объёмом не менее 3 реплик.

    Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художе- ственных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

    Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.

    Понимать содержание прослушанных и прочитанных науч- но-учебных и художественных текстов различных функцио- нально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: уст- но и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содер- жание исходного текста (для подробного изложения объём ис- ходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжа- того изложения — не менее 110 слов).

    Осуществлять выбор языковых средств для создания выска- зывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

    Федеральная рабочая программа

    Соблюдать на письме нормы современного русского литера- турного языка, в том числе во время списывания текста объ- ёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемы- ми написаниями); уметь пользоваться разными видами лекси- ческих словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

    Функциональные разновидности языка

    Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публи- цистический, официально-деловой), язык художественной ли- тературы.

    Характеризовать   особенности    публицистического    стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления язы- ковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).

    Создавать тексты публицистического стиля в жанре репорта- жа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).

    Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.

    Характеризовать  особенности  официально-делового   стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особен- ности), особенности жанра инструкции.

    Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в рече- вой практике.

    Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

    Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и пред- ложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в рече- вой практике.

    Распознавать словосочетания по морфологическим свой- ствам главного слова (именные, глагольные, наречные); про- стые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными  членами,  включая  предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повество- вательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второ- степенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепен- ные члены предложения, способы выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме имени- тельного падежа с существительным или местоимением в фор- ме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени чис- лительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), типичные сред- ства выражения второстепенных членов предложения (в рам- ках изученного).

    РУССКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы
            

    Соблюдать на письме пунктуационные правила при поста- новке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, свя- занными бессоюзной связью, одиночным союзом
    ); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами
    ; оформлять на письме диалог.

    Проводить пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного).