Библиографическое описание
Лыкова, И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) / И. В. Лыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1016-1018. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9900/ (дата обращения: 08.10.2023).
Ключевые слова: ИКТ-компетенция, информационная компетенция, коммуникационная компетенция, технологическая компетенция.
В качестве одной из основных компетенций выпускника общеобразовательной школы следует рассматривать ИКТ-компетенцию, так как она соединяет в себе способности и умения самостоятельного поиска, анализа, отбора, обработки и передачи нужной информации.
Так как понятие «информационно-коммуникационная — технологическая компетенция» по своей структуре является достаточно сложным, то оно может быть рассмотрено как синтез информационной, коммуникационной и технологической компетенции. Для более детальной характеристики проведем анализ составляющих этой компетенции — определим их структуру, особенности и взаимосвязь друг с другом.
Проанализировав, выше приведенные определения «информационная компетенция» можно прийти к выводу, что общим для этих определений является следующее: информационная компетенция связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами НИТ.
Коммуникацией можно назвать обмен информацией между учащимися посредством общей системы символов, другими словами, это процесс кодирования и передачи информации от источника и приема получателем сообщения.
В психологической и социологической литературе термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира; процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т. п. в человеческом общении); а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.
Существует и такая трактовка, в которой коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия с помощью технических средств связи.
В литературе встречаются различные трактовки понятия «коммуникативная компетенция» (И. Д. Агафонова, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.). Анализ особенностей коммуникативной компетенции позволил нам сформулировать данное понятие следующим образом: коммуникативная компетенция — это вид компетенции, обеспечивающей возможность использования средств устной и письменной коммуникации адекватных ситуации межличностного взаимодействия. Врезультате исследования нами был определен ряд ее специфических свойств: она является универсальной и проявляется при межличностном взаимодействии; обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию учащегося; определяется совокупностью знаний, умений и значимых личностных качеств, необходимых для эффективного общения; включает в себя владение вербальными и невербальными средствами коммуникативного поведения; складывается из готовности ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, получать необходимую информацию и передавать ее адекватно ситуации общения.
Проведя теоретико-методологический анализ можно сделать вывод, что понятие «информационно-коммуникационно-технологической компетенции» в настоящее время находится на стадии комплексного научного изучения. При этом ИКТ — компетенция является сложным и многоуровневым понятием, определяется информационно-коммуникативными знаниями, умениями, значимыми личностными качествами, имеет деятельно выраженный и ситуативный характер, является метапредметной и относится к базовым компетенциям учащихся.
Поэтому под ИКТ — компетенцией ученика общеобразовательного учреждения следует понимать интегративное личностное образование, которое характеризуется:
– совокупностью системных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и ИКТ;
– способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью творчески их использовать в своей учебной и внеучебной деятельности;
– осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в сфере ИКТ.
1. Вердербер Р., Вердербер К. ( Психология общения). — СПб., 2003
3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение
4. Маруев С-А. Технологии дистанционного обучения) С-А. Маруев М-, 2005.
5. «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009
8. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. — С.32.
9. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journаl/2005/0910–11.htm.
10. Ядвиршис, Л. А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально педагогической деятельности / Л. А. Ядвиршис // Образование и общество. 2007. № 1
Основные термины (генерируются автоматически): технологическая компетенция, информационная компетенция, ИКТ, коммуникационная компетенция, умение, информационно-коммуникационная компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникативное поведение, межличностное взаимодействие, письменная коммуникация.
Шмелева, О. В. И КТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС / О. В. Шмелева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 08.10.2023).
Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.
Ключевые слова: ИКТ — компетентность, Федеральные государственные образовательные стандарты, проектирование урока
ФГОС нового поколения фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить обучающихся их эффективному применению. Так, некоторые требования к результатам образования, согласно стандартам, напрямую связаны с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник должен:
– активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
– фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
– готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
– уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и т. п.
Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью.
На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.
ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он
– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;
– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;
– использует компьютер как средство управления информацией;
– свободно работает с информацией в сети Интернет.
Современный педагог должен
– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;
– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);
– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;
– владеть методикой дистанционного обучения.
Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.
В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, т. е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют три дидактических принципа обучения.

Рис. 1. Диаграмма «Дидактические принципы обучения с ИКТ»
При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.
Диаграмма отражает основные этапы проектирования современного урока.

Рис. 2. Диаграмма «Этапы проектирования урока»
Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо
– составить временну́ю структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;
– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;
– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;
– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;
– составить поминутный план урока.
Безусловно, можно отметить ряд важных преимуществ урока с использованием ИК-технологий.

Рис. 3. Преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности
Нельзя забывать при использовании ИК-технологий о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998
- http://pedagogcentr.ru/publication/1/9/659
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, внеурочная деятельность, использование ИК-технологий, организация обучения, отраженное свечение, проектирование урока, прослушивание аудиозаписи, современный педагог, требование, урок.
Клименко, Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования / Е. И. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 816-818. — URL: https://moluch.ru/archive/102/22425/ (дата обращения: 08.10.2023).
Запросы современного общества ставят перед высшим образованием задачи повышения качества выпускаемого специалиста, чей профессионализм сейчас определяется не только объемом знаний, но и умением ориентироваться в информационных потоках, оставляя в памяти самое значимое, а также умением находить недостающую информацию. Кроме того, профессионализм характеризуется опытом применения полученных знаний и умений, как по образцу, так и в новой, нестандартной ситуации. При этом имеется в виду, как личностное развитие специалиста, так и формирование таких его качеств, как умение договариваться с коллегами или взаимодействовать с окружающими. Все это указывает на необходимость овладения ключевыми компетентностями и как следствие, информационно — коммуникативной компетентностью.
Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе. Иными словами, информационно-коммуникативная компетентность объединяет в себе коммуникацию, работу с информацией, выполнение социальной роли, толерантное отношение к партнеру по общению, умение создавать оптимальное коммуникативное пространство, интеграцию IT-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационные ресурсы, освоение новых знаковых систем и другое. Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации. ( Круглякова, 2007) То есть, информационно-коммуникативная компетентность — это интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного за счет актуализации приобретенного социокультурного опыта сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств в условиях ценностно-смыслового существования в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства. Опираясь на данное определение, можно выделить восемь компонентов в структуре ИКК:
1) информационный — способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы
2) коммуникативный — построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде
3) личностный — умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей; чувства ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации
4) аксиологический (духовно-нравственный) — способность регулировать свое поведение в рамках значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность); оперирование различными понятиями и смыслами
5) технологический — способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности
6) лингвистический — умение грамматически правильно строить предложения, формировать осмысленные высказывания, соотносить выражения с соответствующей социокультурной ситуацией
7) профессиональный — способность оперировать профильными знаниями в условиях трудовой деятельности
8) межкультурный — возможность реализовать все указанные выше компоненты ИКК в разных социокультурных системах и пространствах
Информационно-коммуникативная компетенция, обладая свойственными общей компетенции характеристиками, имеет специфические показатели, такие как:
знания и концептуальные понятия, позволяющие свободно ориентироваться в профессиональном информационном пространстве с применением средств, приемов и методов самоорганизации, саморазвития и профессионального самовыражения;
умения эффективного поиска, сбора, переработки профессиональной информации, а также умения целенаправленного продуцирования обработанной информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере;
способности к целенаправленной информационной деятельности и продуктивной коммуникации на межкультурном уровне, способности к профессиональному прогнозированию и рефлексии;
инициатива, которая выражается в креативном применении усвоенных знаний, умений и навыков, активная гражданская позиция специалиста, направленная на развитие и укрепление общества и государства.
Весь процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности рассматривается как система, характеризующаяся открытостью, динамичностью, концептуальностью.
Информационно-коммуникативная компетентность концентрирует в себе всю совокупность качественно новых знаний, умений и навыков:
знания об информации в целом и о видах ее поиска, сбора и хранения, систематизации, обработки, о способах представления информации и ее переход в знания; знания о коммуникации в целом и об элементах коммуникативного процесса; знания об интеграции информации и коммуникации и ее ключевой роли в создании условий для процесса профессионально-педагогического взаимодействия
умения ориентироваться в информационных потоках, то есть в способности находить актуальную, необходимую и достаточную информацию; умения ее обрабатывать и интегрировать согласно уровню понимания участников коммуникационного процесса; умения использовать современные технологии для презентации информационных продуктов и умения защищать данный продукт индуктивно-дедуктивными методами аргументации
навыка как опыта применения всех полученных знаний, умений в деятельности или по образцу, или в новой, нестандартной ситуации.
То есть, информационно-коммуникативная компетентность — педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста. Она характеризует качественные показатели личности, включающие в себя единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности. Она является интегральной характеристикой профессиональных, личностных и деловых качеств специалиста и предусматривает сформированность умений активного информационного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает умения эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и трансляции информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере. Она рассматривается как структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, информационно-коммуникативная компетентность, знание, профессиональная сфера, способность, информационно-коммуникативная компетенция, коммуникативная открытость, нестандартная ситуация, образовательный процесс, эффективный поиск.
ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога
До 1 января 2020 года в образовательных организациях должен состояться переход к новым профессиональным стандартам. Одна из целей нововведения – улучшение подготовки учителей и условий этой подготовки, что включает развитие ИКТ-компетентности. Требования стандарта на бумаге и в жизни, а также список компетенций от ЮНЕСКО разобрал учитель высшей категории, победитель престижных конкурсов Магомедшапи Дибиров.
29 апреля 2019
Информационно-коммуникативная компетентность в новом профстандарте
Хорошая новость: если вы читаете эту статью на сайте, то, скорее всего, владеете основными ИКТ-компетенциями. Рассмотрим подробнее, что именно требует новый стандарт.
«Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно»
Обратите внимание на уточнение про эффективность. Не так давно в школах наблюдалась тенденция: применять технологии везде, технологии ради технологий. Однако те или иные инструменты не всегда бывают уместными (например, на некоторых занятиях по физкультуре). При этом упускаются из виду действительно важные инструменты. Не у всех детей достаточно развит навык использования малой вычислительной техники, а зря: инженерный калькулятор выпускники имеют право использовать на ЕГЭ (по химии, физике, географии). Авторы корпорации «Российский учебник» стараются восполнить этот пробел. Так, ученики часто работают с калькуляторами при прохождении курса
«Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» Г. К. Муравина и О. В. Муравиной.
«Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате»
Не секрет, что многим ученикам комфортнее общаться в интернете, чем взаимодействовать вживую с одноклассниками и учителями. Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги.
Также профстандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды (с учетом возможного отсутствия некоторых элементов непосредственно в школе).

Новейший самоучитель. Компьютер и интернет
Новое издание самоучителя представляет вам полностью обновленные курсы по самому свежему «софту», а также описание множества полезных бесплатных программ и новых интернет-сервисов – как для обычного компьютера или ноутбука, так и для мобильных платформ, а также расширенный раздел по безопасности и анонимности в Интернете.
Что теперь должен уметь учитель?
Из профстандарта учителя математики и информатики:

Составляющие ИКТ-компетентности учителя, предложенные ЮНЕСКО
В 2011 году, на два года раньше утверждения российского профессионального стандарта педагога, был представлен документ UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. В структуре компетенций создатели документа выделили 6 основных аспектов работы преподавателя: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие. Структура ИКТ-компетенций преподавателя, по версии ЮНЕСКО, выглядит следующим образом:
Популярные инструменты ИКТ в образовании
Обращаясь к иностранным ресурсам, необходимо учитывать правила хранения персональных данных учеников на зарубежных серверах.