Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 41»
Петропавловск-Камчатского городского округа
«Толерантность – путь к миру».
учитель информатики и ИКТ,
классный руководитель 8 класса
Дунаева Нина Юрьевна
– сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
– формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
– воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
– развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
– способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Ход классного часа:
Девиз классного часа
«Прийти вместе – это начало,
остаться вместе – это развитие,
работать вместе – это успех»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Знакомство с понятием «толерантность».
толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
что общего в этих определениях? умение жить в мире и согласии со всем миром.
(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН
Задание 1. « Соотнеси высказывание с заповедью».(Учащиеся работают в группах)
а) соотнесение высказывания с заповедью;
итак, быть толерантным, значит:
понятие «толерантность» изображено в виде солнышка. Почему? – солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её.
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Задание 2. « Толерантная и интолерантная личность».
Распределить в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.
Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность»
Решение проблемных ситуаций.
все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
– Как поступите в этой ситуации?
– Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?- Как можно избежать драки?
обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
– Как вы поступите в этой ситуации?
Задание 3. Составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».
а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
– Обижали ли вас когда-нибудь?
– Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?
– Умеете ли вы прощать?
– А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?
Задание 4. « Собери пословицу».
Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!
– Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.
– Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.
– А что у вас общее?
Б) цель – получить образование;
В) класс, т.е коллектив;
Г) возрастные интересы.
– И всё это вам поможет жить в мире.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!
Классный час о толерантности
Формирование представления о толерантном отношении
1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;
2. Углубить понимание его значения;
3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.
4. Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.
-Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас, гости, на классном часе в стенах нашей школы.
. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
“Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” – сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним “ансамблем” отношений, входя в такие социальные образования, как “страна”, “семья”, “город”, “школа”, “класс”.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.
Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
2. Сообщение темы и цели.
Тема классного часа так и звучит «Толерантность».
На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
3. История понятия толерантность.
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто . Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
4. Этимология понятия “толерантность.
Обратимся к этимологии понятия “толерантность”.
понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
“толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
“быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
“толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
“толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
– Какое из определений вам импонирует более всего?
– А что же объединяет эти определения?
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
– это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
– А какие мы сами?
– Чем мы отличаемся друг от друга?
-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
-Каждому из вас было предложено дома написать о каких-то трех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. ( Информация должна носить позитивный характер.)
-Предупреждаю, что записи зачитаю вслух, а вы должны отгадывать, кто автор утверждений.
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.
Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать особенности партнера.
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
7. Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно
Все варианты произносятся и проецируются на компьютере.
– Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Ты договорился со знакомым о встрече. Прождал полчаса, а он не пришёл.
– это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте попробуем составить правила толерантного общения.
Правила толерантного общения:
– Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.
– Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.
11. « Первый шаг в воспитании толерантности»
Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.
В заключение классного часа послушайте стихотворение «Доброта и толерантность спасут мир»
Доброта и толерантность спасут мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?Когда становится он добрым или злым?Быть может, он рождается таким?И существует ли добро в ХХ веке?Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей. Но я уверенна, что большинство людей В душе любовь и веру сохранили,Хотя войну и голод пережили. Добро и поныне в мире живёт,Нет, оно никогда не умрёт!Потому что всегда и во все времена Люди верили в силу добра!
Доброта – это мир, это истина, правда. Добрый должен быть каждый из нас,,Чтоб частичку её подарить когда-тоОбделённым в жизни хоть раз. Хоть разок сделать доброе людям,В них надежду и веру вселить,Что зло умирает со зрением,Но добро продолжат жить!Да, в мире много добрых людей,И они живут среди нас,И добротой бескорыстной своейПомогает нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,А солнце – ясным!Пусть человек не будет злым,И станет мир прекрасным. Выйдите люди, из своих квартир!Слова мои хорошо слышны?“Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”И вы мне поверить должны!
– Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности.
Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.
МОУ Лесная СОШ
Классный час на тему
«Толерантность-путь к миру»
Классный руководитель 8 б класса
Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру»
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Сформировать правильное представление о толерантном поведении;
Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;
Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;
Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу.
– На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с
любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
– Девиз нашего классного часа звучит так: Прийти вместе – это начало,
Работать вместе – это успех.
Игра «Волшебная рука
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладони – то, что хотелось бы изменить в себе
– (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость». Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. ( Испанский)
– готовность быть терпимым, снисходительным. ( Английский)
– позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. ( Китайский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. ( Арабский)
– Что общего в этих определениях? Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Население планеты Земля составляет почти 7 миллиардов человек различных национальностей. Символ толерантности – радужный флаг и сплетенные разноцветные руки
Задание «Соотнеси высказывание с заповедью».
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
«Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».
«Ничто притворное не может быть продолжительным».
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность.
– Итак, быть толерантным, значит:
Любить ближнего своего.
Быть добрым, терпимым.
– Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему? Учитель: – цветок это красота мира, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Задание «Толерантная и интолерантная личность».
Распределить в две колонки: – черты, присущие толерантной личности, – интолерантной личности.
Умение владеть собой
Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
– Как поступите в этой ситуации? – Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? – Как можно избежать драки? Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
2. Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
Задание составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации». А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Сказка Ольги Дунец «Молчание и молчание».
Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось – не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»
(Благословенны будьте, травы
И воды в зелени оправ!
Виновных нет: все люди правы,
Но больше всех – простивший прав!
(Звучит песня «Прости, поверь» в исполнении А. Варум.)
Задание « Объясни пословицу».
Есть слёзы – ( есть и совесть).
Упавшего не считай (за пропавшего).
Кайся, да опять (за старое не принимайся).
Тому тяжело, (кто помнит зло).
Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит).
– Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!
– Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.
– Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?
– Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?
– Кто был смущён? Почему комплименты были разными?
Продолжите фразу: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!
Дети отвечают :
Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, печально.
Тест «Насколько я толерантен?»
-А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Терпеть и верить: Все на свете Прекрасны – Взрослые и дети, Коты собаки и Медведи, И сослуживцы и соседи. Терпимость – Наш взаимный шанс, Ведь кто-то также терпит нас.
Рефлексия «Дерево толерантности» . Творческая работа.
– Вырастим вместе дерево Толерантности на нашей планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.(на доске).
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным мир!!!
формирование чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
формировать позитивный опыт толерантности.
способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
создавать благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей учащихся класса.
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, переживания за других, сострадания совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:
В сфере познавательных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
Форма проведения мероприятия: беседа – тренинг.
Целевая аудитория и время проведения: классный час рассчитан на учащихся 3 класса. Так как он приурочен к календарному дню, его целесообразно проводить накануне, в конце октября или после каникул в начале ноября.
Оборудование и оформление: памятки, пословицы на разрезных карточках, разноцветные человечки , мультимедийное оборудование, плакаты, рисунки, записи музыки, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами слова «толерантность»; , CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни «Родина моя», «Дети солнца», «Должны смеяться дети».
Звучит песня Д. Тухманова на стихи Р. Рождественского «Родина моя».
(На доске висит карта России, рисунки по тематитке, на экране демонстрируются слайды с фотографиями детей разных народностей, населяющих Российскую Федерацию).
Вступительное слово классного руководителя.
Ребята, только что прозвучала прекрасная песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», мы посмотрели фотографии детей разных национальностей, населяющих нашу огромную Родину, на доске вы видите карту России. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?
– наш классный час будет посвящен дружбе между детьми разных национальностей.
– Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.
– Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном. Мы живем в одной из самых больших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей. Все люди, населяющие нашу Родину, абсолютно разные, но каждый неповторим и имеет право жить на планете достойно. Надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, быть терпимыми по отношению друг к другу. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Ученик читает стихотворение.
. Введение понятия толерантность.
Мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Что обозначает это понятие?
– Слово «толерантность» произошло от латинского tolerantia — терпение — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям (на слайде).
– Как это слово определяется на разных языках?
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
– Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
– 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, прежде всего нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Предлагаю обсуждение нескольких ситуаций.
– Ребята нам прочитают нам стихотворения о толерантности.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Счастье, дружба и успех.
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!
Толерантность – это дружба, Труд и уважение. И для нас она не служба, А одно спасенье.
Совладать сумей с собой, Слушай своих близких. В мире мы живем семьей, Нет поступкам низким!
Доверяй своим друзьям! Будь, терпим и вежлив! Не кричи по пустякам! Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга, Сам узнает горечь бед, И на сердце будет вьюга, Если дружбы в сердце нет!
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
Люди на свет
Ты смог понимать,
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
В своем сердце хранить!
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный, бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим, то
мы сделаем толерантным наш мир!
. Учимся толерантности
Семь основных принципов (символов) толерантности
Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей.
Понимание индивидуальной неповторимости.
Взаимодополняемость как основная черта различий.
Взаимозависимость как основа совместных действий
Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Заселение поляны человечками. (на плакате нарисована поляна) У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.
– Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье, и сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне.
Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.
В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?
– А сейчас давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
Учитель выслушивает ответы детей, а затем проводит игру «Собери пословицы».
Дети выполняют задание в парах.
. Игры, развивающие толерантность.
– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный цветок, если вам подходит первое выражение, синий – второе.
1. Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
2. Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
3. Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
4. Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
а) Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
9. Пожилая женщина медленно идет.
Ты говоришь, что все девочки – нули.
Ты разговариваешь с ней.
Ты говоришь, что все мальчики – нули.
Ты разговариваешь с ним.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.
– Ребята, что значит
– Означает уважать других, невзирая на различия.
– Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Любить друг друга
Игра «Пойми меня». (класс делится на две команды).
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём, каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй – ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.
. Создание дерева толерантности.
-Сегодняшнее занятие я хочу закончить хорошим мероприятием. У нас в классе есть дерево – дерево нашего класса. Это дерево дружбы, у него мощный ствол и крепкие сучья, оно может покрыться прекрасными цветами, но пока у него нет даже листьев. Давайте «оденем» дерево . У вас на столах есть заготовки листочков. Напишите на листочке по одному толерантному качеству и приклейте листок на дерево.
-Это дерево мы поместим в классном уголке. Как вы думаете для чего? (Оно будет нам напоминать о том, что толерантным быть необходимо)
(учащиеся пишут на листках качества толерантности: снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, злоба, ненависть, жестокость, пренебрежение, презрение, раздражительность, нетерпимость к другим, недоверие, неумение владеть собой.)
Вот видите, каким красивым стало наше дерево!
. Подведение итогов классного часа.
– Какой будет жизнь на планете, если все люди будут обладать такими качествами?
– все будут жить дружно;
– не будет войн;
– люди будут помогать друг другу,
– на планете воцарится мир.
– В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
– Ребята, кто недавно ссорился с одноклассниками, можете сейчас протянуть руку и помириться?
Одним словом, «Мы выбираем – Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
– Ребята! Чему вы научились на уроке дружбы? Какие выводы для себя сделали?
– На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.
– И всё это вам поможет жить в мире. Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Исполняется песня «У моей России».
Классный час играючи. – М.: ТЦ «Сфера». – 2013.
Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2012. – № 7.
Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. – М.: «Глобус». – 2007.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», Максимочкина В. Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.
Классный руководитель. – М., 2013.