Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.
Тема урока. Швейные ручные работы. Перенос линий выкройки, смётывание, стачивание.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с ручными швейными операциями и терминологией; приобретению умений выполнять ручные швейные операции.
Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, обязательного использования ИКТ, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят “поиском истины”, стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Виды ручных стежков и строчек» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Наиболее эффективное усвоение материала учащимися достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно-поисковым методом обучения. Организация работы учащихся на уроке может быть и индивидуальной, и групповой (они сами могут выбирать). Степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться. Способы проверки знаний учащихся могут быть в виде тестов, контрольных вопросов, а также в виде вопросов, которые составили сами учащиеся после изученного материала. Такой способ проверки знаний удачно подходит при групповой работе учащихся. Группа заполняет технологическую карту, выполняет швы, составляет вопросы и задает их другим группам, а для учителя это способ выявить, насколько правильно и глубоко учащиеся усвоили пройденную тему урока.
План урока по технологии в 5 классе
Тема урока: Ручные швы
Технология 5 класс
Разработала учитель технологии: Трофимова Ольга Леонидовна.
Ответь на вопросы
Цель урока: Овладеть основами древнего
выполнения ручных стежков и строчек
– Воспитывать аккуратность при выполнении
работы, заинтересованность в конечном
результате своего труда.
Качество изделий зависит от:
Работа портного требует старания и терпения
Не качественная строчка:
Основные понятия ручной работы
Часть строчки между
2-мя проколами иглы
Ряд повторяющихся стежков
Место соединения деталей
4. Длина стежка
Расстояние между началом и концом стежка
5. Ширина шва
Расстояние от срезов детали до строчки
1. Шов «вперед иголка» (сметочный стежок)
1. Обметочный (петельный)
2. Копировальный стежок (силки)
Ручные строчки временного назначения
1. Шов «вперед иголка» (сметочный стежок):
2. Копировальный стежок (силки):
Ручные строчки постоянного назначения
1. Обметочный (петельный):
– Применяют для постоянного закрепления подогнутых краев детали
3. Отделочные: – служат для украшения изделия
Техника безопасности при работе с иглой, ножницами и нитками
Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».
«Изготовить игольницу «Яблочко»
1 способ: используя сметочные стежки
2 способ: используя петельные стежки
Необходимые инструменты и материалы для работы
Закрепляем детали изделия булавками
Детали изделия закрепляем временной строчкой – «шов вперед иголка», удаляем из изделия булавки, внутрь изделия помещаем наполнитель.
По краю изделия выполняем отделочный шов постоянного назначения – «петельный шов».
1. Чему вы научились сегодня на уроке?
2. Назовите эти швы.
3. Перечислите основные понятия
4. Какие строчки бывают?
1. Новейшая энциклопедия. Вышивка: самое полное и подробное пошаговое руководство для начинающих/ Дарья Егорова, Ирина Ключникова, Анна Шантуаль. – Москва: Издательство «Э», 2017.
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ГБОУ СОШ № 201 ТКАЧ Л. А. Ручные швы и строчки
Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов Задачи: -Познакомить учащихся с видами ручных швов. – Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек. – Показать сферу применения ручных швов. – Развивать воображение и фантазию. – Воспитывать эстетический вкус.
Основные понятия Стежок Строчка Шов Законченный процесс переплетения ниток на ткани. Ряд повторяющихся стежков на ткани. Ниточное соединение деталей. Длина стежка Расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Виды ручных стежков Стежки временного назначения Стежки постоянного назначения Отделочные ручные стежки 1 2 3
Для работы понадобится: Игла Ткань Ножницы Игольница Наперсток Пяльцы
Правила безопасности 1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. 2.Во время работы иголки вкалывать в подушечку, нельзя брать иголку в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, не оставлять иголку в изделии. 3.Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. Ножницы хранить в определенном месте. 2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавать кольцами вперед. 3. Не оставлять ножницы в раскрытом виде. 4. Следить за движением и положением лезвий во время работы. 5. Использовать ножницы только по назначению.
Название швов: Шов ручная «строчка» Шов «назад иголку»
Стебельчатый шов Шов «козлик» Шов «тамбур» Шов «петля в прикреп»
Шов «колосок» Шов «пунктир» Шов «узелок»
Шов «вперед иголку» или сметочный, считается самым простым. Им временно соединяют участки ткани. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.
Выполняется в два приема. Вначале по прямой линии «вперед иголку». После этого иглу с ниткой ( обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань . Таким швом можно украсить одежду, полотенце, скатерть, салфетку. « Шов шнурок»
Шов «назад иголку». Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
« Стебельчатый шов» внешне напоминает крученый шнур. Получил свое название из-за того, что таким швом часто пользуются для вышивки стебельков цветов. Стебельчатый шов напоминает шов «назад иголку». Стебельчатым швом в растительных орнаментах вышивают стебельки цветов, листьев, бутонов. Этим швом можно вышить полностью узор или обшить контур детали, уже выполненный другими швами.
Этот шов используют для обработки петель, откуда он и получил свое название. Также его традиционно применяют при обработке края изделия. Петельный шов можно также использовать в качестве контура узора. « Петельный шов»
Это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется для вышивания контура и для сплошного заполнения узора. « Тамбурный шов»
1. Ознакомить учащихся с машинными швами,
необходимыми для изготовления фартука.
2. Научить выполнять соединительные и краевые
швы с соблюдением технологии и правил техники
безопасности.
3. Воспитывать эстетический вкус,
дисциплинированность, внимательность.
4. Прививать навыки культуры труда и
аккуратности.
5. Развивать координацию движений рук.
Оборудование: компьютер, мультимедиа
проектор, презентация, швейные машины, утюг,
учебник, рабочая тетрадь, набор ручных
инструментов, ткань для выполнения образцов,
инструкционные карты, образцы готовых швов.
I. Организационная часть урока
Проверка наличия учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала
Вопросы для закрепления:
Игра в “ЛОТО”
Учащиеся получают карточки с терминами и их
значениями. Надо правильно подобрать пару. На
каждую парту раздаётся конверт с 4-мя словами.
III. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя.
Машинные швы условно делятся на три группы:
соединительные, краевые и отделочные.
Соединительные швы служат для прочного
соединения деталей швейного изделия между собой.
К ним относятся:
Краевые швы служат для обработки краев и
предохранения их от осыпания.
К краевым относятся:
Отделочные швы служат для украшения изделий. К
ним относятся:
Стачные швы взаутюжку и вразутюжку применяются
для соединения деталей, одинаковых по размеру, по
совмещенным контурам.
Шов вподгибку с закрытым срезом применяется
для обработки срезов деталей. Например,
застрочить срезы фартука и косынки.
Накладной шов применяют при соединении мелких
деталей с изделием. Например, настрочить
накладные карманы.
Зарисовать на доске рисунки всех выполняемых
машинных швов.
IV. Практическая работа “Выполнение образцов
машинных швов”
Требования, предъявляемые к выполнению
машинных работ.
1. Все внутренние машинные строчки выполняются
нитками в цвет ткани.
2. Машинные строчки должны быть ровными, ширина
шва должна быть одинаковой.
3. После выполнения машинной работы нитки всех
временных строчек (сметывания, наметывания и т.д.)
удаляются.
4. Готовые швы надо приутюжить.
Учащиеся выполняют практическую работу,
пользуясь инструкционной картой.
V. Целевой обход учителя
Во время практической работы учитель следит за
правильностью выполнения приемов работы на
машине, соблюдением техники безопасности,
технологии выполнения, соблюдением правильной
посадки и положением рук.
Обратить внимание учащихся на аккуратность в
работе, бережное отношение к оборудованию,
экономное расходование ниток.
VI. Закрепление изученного материала
Вопросы для закрепления (тесты)
1. На какие три группы делятся все машинные швы?
(Найдите лишнее)
2. Для чего служат соединительные швы? (Выбрать
правильный ответ)
А) для закрепления подогнутого края изделия;
Б) для прочного соединения деталей швейного
изделия между собой;
В) для временного соединения двух деталей.
3. Какие швы относятся к соединительным?
(Выбрать правильный ответ)
А) стачной взаутюжку;
Б) шов вподгибку с открытым срезом;
В) накладной с закрытым срезом;
Г) шов вподгибку с закрытым срезом.
4. Какие швы относятся к краевым? (Выбрать
правильный ответ)
А) накладной с закрытым срезом;
Б) шов вподгибку с закрытым срезом;
В) стачной вразутюжку.
5. Для чего применяются краевые швы? (Выбрать
правильный ответ)
А) для прочного соединения деталей швейного
изделия между собой;
Б) для закрепления подогнутого края изделия;
В) для украшения изделий.
6. Для чего применяется накладной шов с закрытым
срезом? (Выбрать правильный ответ)
А) для присоединения накладных карманов;
Б) для притачивания манжет;
В) оба ответа верны
VII. Анализ и оценка урока
Показ лучших работ учащихся. Обратить внимание
на качество строчек, если есть ошибки.
Выставление оценки за выполненные образцы швов.
VIII. Домашнее задание
Выучить название машинных швов по таблице в
учебнике. Прикрепить образцы в альбом.
Приложение 1. Инструкционная карта
по выполнению машинных швов.
Приложение 2. Тесты по теме
машинные швы 5 класс.
Приложение 3. Презентация
“Машинные швы”.
Приложение 4. Рисунки.
Приложение 5. Карточки лото.
Материальные технологииТехнологии обработки текстильных материалов§25. Швейные ручные работы
При изготовлении швейного изделия одни операции выполняют на швейной машине (машинные операции), другие — руками (ручные работы).
Швейные ручные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек, которые могут быть временными и постоянными. Временными строчками закрепляют подогнутый край изделия, соединяют детали между собой, чтобы получить качественную машинную строчку или провести примерку изделия. В дальнейшем эти строчки удаляют.
Постоянными ручными стежками также можно соединить детали между собой, пришить пуговицы, подшить низ изделия.
В зависимости от вида работы швея может выполнять её стоя или сидя за столом. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Во время работы нужно следить за правильной осанкой, положением позвоночника. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Инструменты и приспособления для ручных работ
Для швейных ручных работ необходимы некоторые специальные инструменты и приспособления. С большинством из них вы уже знакомы.
Ручные швейные иглы бывают различной длины и толщины. Чем тоньше ткань, с которой вы работаете, тем тоньше нужна игла. Для шитья короткими стежками используют короткие иглы, для шитья длинными стежками (при смётывании) — длинные. Игла должна быть идеально гладкой и ровной. Ржавчина или повреждённое остриё делают её негодной для шитья: такая игла испортит ткань, она более опасна при ранении.
Наперсток предназначен для защиты пальца от уколов во время работы с иглами. Его подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Напёрсток не должен соскакивать с пальца или слишком сжимать его.
Маленькие ножницы нужны для мелких работ, например для отрезания нитки.
Распарывателем очень удобно распускать машинные и ручные швы.
Понятие о стежке, строчке и шве
Основной способ соединения деталей из ткани — с помощью ниток. Такое соединение называется ниточным. При соединении материалов игла совершает постоянно повторяющуюся работу: она дважды прокалывает ткань, протаскивает нитку и оставляет за собой стежок. Стежок состоит из лицевой и изнаночной частей. Их общую длину называют длиной стежка. Несколько стежков, проложенных друг за другом, называются строчкой (рис. 125). Соединение строчкой двух или нескольких слоев материала называют швом. Расстояние от края детали до строчки — шириной шва.
Рис. 125. Строчка прямых стежков
Все стежки должны быть ровными, расстояние между ними как с лицевой, так и с изнаночной стороны — одинаковым, а нитки равномерно затянутыми.
Длина стежков зависит от их вида и толщины материала.
Требования к выполнению ручных работ
1. Толщина меловых линий, наносимых на ткань при раскрое, не должна быть больше 1 мм.
2. При выполнении строчек временного назначения подбирают нитки, контрастные цвету ткани.
3. Цвет строчек постоянного назначения должен совпадать с цветом ткани.
4. Номер иглы должен соответствовать толщине ткани и характеру выполняемой операции.
5. Длину стежков и расстояние между ними нужно выбирать в зависимости от выполняемой операции и вида ткани.
6. Для удаления ниток временного назначения их нужно разрезать ножницами через каждые 10 – 15 см, затем осторожно вытянуть концы ниток.
Перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом
Если контурные линии детали нужно видеть на изнаночной стороне обеих деталей кроя, можно воспользоваться портновскими булавками и мелом. Этот способ непригоден для очень тонких тканей, так как булавкой можно вызвать раздвижку нитей.
1. Вколоть булавки насквозь через два слоя ткани в точках пересечения прямых линий (рис. 126, а).
При переносе кривых линий булавки вкалывают так часто, как это нужно, чтобы выявить контуры линии.
2. Перевернуть детали кроя и соединить точки, обозначенные булавками, с помощью линейки и портновского мела (рис. 126, б).
Рис. 126. Перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками
Перенос линий выкройки на детали кроя прямыми стежками
Если линии выкройки должны быть видны с лицевой стороны детали, их переносят с помощью копировальных стежков ниткой контрастного цвета. Самыми простыми копировальными стежками являются прямые стежки.
1. Детали разъединить.
2. Проложить строчку прямых стежков по следу меловой линии отдельно в каждой детали (рис. 127).
Рис. 127. Перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых стежков
Ручная закрепка
Начало и конец строчки ручных стежков нужно закреплять не узелком, а двумя-тремя короткими стежками на одном месте (рис. 128). Такую закрепку легко удалить. Попадая под машинную иглу, она не портит строчку.
Рис. 128. Выполнение ручной закрепки
Практическая работа № 39
Изготовление образца ручных работ
Внимание! Помним и соблюдаем правила безопасной работы.
Вам потребуются: детали кроя, выкроенные на прошлом уроке; линейка; портновские ножницы; булавки; портновский мел; катушечные нитки основного (в цвет ткани) и контрастного цвета.
1. Отколите выкройку (рис. 133, а). Перенесите линии выкройки на парную деталь с помощью булавок, портновского мела и линейки (рис. 133, б).
2. Разъедините детали. Перенесите ниткой контрастного цвета на лицевую сторону каждой детали одну из линий выкройки с помощью прямых стежков. Это линия перегиба припусков на подгибку (рис. 133 в).
Рис. 133. Изготовление образца ручных работ:а – детали кроя; б – перенос линий выкройки на парную деталь с помощью булавок, линейки и карандаша; в – смётывание и стачивание деталей; г – готовый образец
3. Выполните ручные работы.
1) Сложите две детали вместе лицевой стороной внутрь так, чтобы линии перегиба и линии шва совпали. Сколите булавками.
2) Сметайте, прокладывая временную строчку на расстоянии 1 мм от линии шва в сторону срезов ниткой контрастного цвета в одно сложение (на рис. 130 — нитка красного цвета).
3) Стачайте вручную детали по линии шва петлеобразными стежками (назад иглу) ниткой синего цвета в одно сложение (на рис. 131 и 133, в — нитка синего цвета).
4) Удалите нитку временного назначения (контрастного цвета).
5) Разверните детали. Разверните припуски на шов. Обметайте один продольный срез косыми, а другой — петельными ручными стежками ниткой контрастного цвета в одно сложение (см. рис. 129 и 133, г).
6) Подверните по линии перегиба один из припусков на изнаночную сторону и заметайте (см. рис. 132, а и 133, г).
7) Подверните по линии перегиба второй припуск на подгибку детали и заметайте по краю; подверните ещё раз припуск на подгибку на 10 мм и заметайте (см. рис. 132, б и 133, г).
Запоминаем опорные понятия
Ниточное соединение деталей, стежок, длина стежка, строчка, шов, ширина шва, обмётывание, смётывание, стачивание, заметывание: с открытым срезом, с закрытым срезом.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Ознакомьтесь, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, с историей создания иглы .
Проверяем свои знания
1. Для чего используют швейные ручные работы?
2. Зачем нужно обмётывать срезы?
3. Чем различаются операции смётывания и замётывания?
Конспект урока
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.
Наглядные пособия: стенд с образцами швов.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить.
Организационный момент.
Приложение 1, Приложение 2.
Кроссворд «инструменты».
III. Объяснение нового материала.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Стежок – это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. Приложение 3
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Приложение 4
При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.
Терминология, применяемая при выполнении ручных работ
Текущий инструктаж.
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости. Приложение 5
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование. Приложение 6, Приложение 7.
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.
«Выполнение ручных стежков и строчек».
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия)
Заключительная часть.
Вопросы для повторения.
VII. Анализ допущенных отклонений.
Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
Оценка работы.
VII. Домашнее задание
Учеб. № 4;. Практическая работа № 5 стр. №24.
Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек»
Дополнительный материал.
Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.
На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.
Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.
Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метром в минуту.
Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам.
До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.
В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.
В XIV в. Начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.
Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.
Н протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.
Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.
Глозман, Е. Кулакова, Ю. Хотунцев, О. Кожина, И. Воронин, В. Воронина, А. Глозман
Вспомните, какие виды швов вы освоили в младших классах. Перечислите некоторые из них.
Процесс изготовления швейных изделий складывается из различных операций, для выполнения которых требуются определённые инструменты (ножницы, иглы), приспособления (булавки, игольница, напёрсток, портновский мел, колышек, распарыватель, зажимы и другие предметы, облегчающие выполнение работы), оборудование (швейная машина, утюг) и материалы (нитки, ткань).
Инструменты для пошива одежды разделяют на рабочие (ручные иглы, ножницы) и измерительные (линейка, угольник, сантиметровая лента).
Ножницы должны быть разной величины: большие используются для раскроя, меньшие — для выполнения других работ во время шитья (обрезания ниток, выравнивания срезов и т. д.).
Иглы ручные изготавливают из стальной проволоки. Они бывают разных номеров (от 1 до 12). Номер иглы определяет размер иглы по её толщине и длине.
Булавки используют для скалывания частей изделия. Длина булавки примерно 3—4 см, один конец булавки хорошо заострён, чтобы она свободно проходила в ткань, а другой имеет утолщение в виде петельки или шарика.
Напёрсток служит для предохранения пальцев от проколов при проталкивании иглы через ткань.
Портновский мел используют при раскрое изделий. Он обычно бывает плоским, его края должны быть острыми и оставлять тонкую и чёткую линию.
Колышек — костяной, металлический или пластмассовый стержень с заострённым концом, который используется для выправления углов бретелей, пояса и других деталей, а также для удаления стежков временного назначения.
Распарыватель применяется для удаления строчек временного назначения и распарывания машинных строчек.
Нитки используют для шитья вручную и на швейной машине. Они имеют номера с 10 по 100 (для хлопчатобумажных ниток). Чем больше номер ниток, тем они тоньше. Все швейные принадлежности следует хранить в специальной укладке, чтобы всё необходимое всегда было под рукой (рис. 5.9). Необходимо помнить, что неисправный инструмент или несоблюдение правил безопасного труда может привести к травмам.
Рис. 5.9. Инструменты и приспособления для ручных работ в укладке
1. Рабочее место должно быть организовано так, чтобы всё необходимое находилось в порядке на рабочем столе и было под рукой.
2. При работе с иглами или булавками перед началом работы напёрсток надевают на средний палец рабочей руки (рис. 5.10, а).
3. Контурные и вспомогательные линии на деталях проводят портновским мелом или сухим мылом с помощью линейки. Толщина линий не должна превышать 1 мм (рис. 5.10, б).
4. Детали перед смётыванием совмещают, скалывают булавками точно по контурным линиям и проверяют, чтобы с другой стороны детали остриё попало тоже в контурную линию (рис. 5.10, в). Скалывая детали, булавки располагают в одном направлении (рис. 5.10, г).
5. Все смёточные работы выполняют на расстоянии 1 мм от намеченной контурной линии в сторону среза детали, чтобы строчки временного назначения (CBH) при дальнейшей обработке не попали под машинную строчку, иначе потом их будет трудно удалить (рис. 5.10, д
6. При выполнении CBH используют хлопчатобумажные нитки (№ 50, 60), отличающиеся по цвету от используемой ткани.
7. Начало и конец CBH закрепляют двумя-тремя стежками (рис. 5.10, е).
8. Чтобы удалить CBH, её разрезают ножницами через каждые 5—10 см, а затем вынимают нитку с помощью колышка (рис. 5.10, ж) или распарывателя (рис. 5.10, з).
9. Пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц, а пуговицы на ножке — нитками в цвет ткани. Пришивая пуговицы, нужно следить, чтобы между пуговицей и тканью оставалось некоторое пространство (рис. 5.10, и).
Терминология ручных работ. Существует множество разных способов соединения деталей и вариантов выполнения ручных работ (табл. 5.3). Для каждого из них существует своё название.
Терминология ручных операций
Ниточное соединение деталей. При изготовлении одежды используется ниточное соединение деталей, которое может выполняться на швейных машинах (машинные строчки) или вручную (ручные строчки). Машинные строчки используют для постоянного соединения деталей, так как они обеспечивают более прочную, быструю и качественную обработку деталей изделия, чем ручные строчки.
В результате соединения двух или нескольких слоёв материала строчкой получается шов 1 (рис. 5.11), т. е. место соединения деталей. При изготовлении швейных изделий особое значение имеет ширина шва. Ширина шва 3 — это расстояние от срезов деталей до строчки. Она зависит от назначения шва и вида ткани.
Ниточное соединение деталей производят одной или несколькими строчками. Строчка состоит из повторяющихся стежков. Стежок 2 (см. рис. 5.11) — это расстояние нитей между двумя проколами ткани иглой.
Рис. 5.11. Ниточное соединение деталей
Длина и частота стежков могут быть различными. Бытовая швейная машина выполняет стежки длиной (L) от 0 до 4 мм. Для ручных стежков понятие «длина стежка» (L) складывается из двух величин: a — длины нити на поверхности ткани; b — расстояния между стежками, т. е. L = а + b (рис. 5.12).
Рис. 5.12. Общий вид прямого стежка: L — длина стежка; а — длина нити на поверхности ткани; b — расстояние между стежками
Длина ручных стежков зависит:
— от толщины ткани (чем толще ткань, тем больше длина стежка);
— от вида выполняемых работ (назначения строчки: смёточная, замёточная, намёточная, вымёточная и др.).
Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами
1. Иглы и булавки следует хранить только в игольнице.
2. В случае поломки иглы или булавки их следует положить в специально отведённую коробочку.
3. Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки.
4. Передавать ножницы следует всегда с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд.
5. На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего.
6. Перед началом ручных работ следует надеть на средний палец рабочей руки напёрсток.
7. По окончании ручных работ нужно убрать рабочее место.
Практическая работа № 22
«Выполнение образцов ручных строчек прямыми стежками»
Цель работы: научиться выполнять ручные строчки прямыми стежками.
Оборудование и материалы: утюг, гладильная доска, ножницы, ручная игла, булавки, линейка, треугольник, мел, образцы ткани размером 10 × 10 см — 8 шт., нитки.
Порядок выполнения работы
1. C помощью линейки и мела разметьте и выполните образцы строчек прямого стежка (смёточная строчка, намёточная строчка, замёточные строчки с открытым и закрытым срезом) (см. табл. 5.3).
2. Проконтролируйте качество выполненной работы.
3. Приклейте образцы строчек в рабочую тетрадь.
Основные понятия и термины
инструменты, приспособление, оборудование, материалы, ручные работы, строчка временного назначения, шов, ширина шва, строчка, стежок, сметать, наметать, приметать, заметать, выметать.
Вопросы и задания
1. Какие инструменты и приспособления используются для выполнения ручных работ?
2. Какие правила безопасной работы следует соблюдать при выполнении ручных работ?
3. Что такое стежок? Что такое строчка?
4. Что такое шов? От чего зависит ширина шва?
5. Нитками какого цвета прокладывают строчку временного назначения?
6. Почему булавки следует накалывать в одном направлении?
7*. Объясните, для чего применяется смёточная строчка; замёточная строчка.
Задание 1
В мире существует большое количество памятников, необычных, особенных, занимательных и даже странных. Среди них оказались памятники, посвящённые швейным принадлежностям, приспособлениям, оборудованию, фурнитуре, швеям, портным. Соберите коллекцию фотографий, воспользовавшись Интернет-ресурсами и другими источниками. Придумайте название своей коллекции и презентуйте её одноклассникам. Может быть, такой памятник есть в вашем городе или посёлке? Расскажите об истории его появления.
Задание 2
Подготовьте сообщение об истории утюга. Свой рассказ сопроводите мультимедийной презентацией.
Посмотрите на различные швейные изделия: как соединяются между собой их детали? Всегда ли они соединены одинаково? Обратите внимание, как обработаны края швейных изделий, есть ли разница в их обработке?
Соединение деталей, обработка срезов и отделка изделий производятся различными швами, выполненными на швейной машине. Каждый из машинных швов имеет своё назначение и определённые размеры. Машинные швы бывают соединительными, краевыми и отделочными. Они служат соответственно для соединения деталей одежды, для обработки краёв и украшения (отделки) изделий. Выбор шва зависит от вида ткани, назначения изделия и других причин.
Требования к выполнению машинных работ
1. Перед выполнением машинных операций проверяют, чтобы в деталях изделия не оставалось булавок.
2. Для выполнения машинных строчек применяют хлопчатобумажные нитки, номера ниток и машинных игл должны соответствовать толщине ткани (табл. 5.5).
Подбор игл и ниток для хлопчатобумажных и льняных тканей
3. Все строчки выполняют нитками в цвет ткани. Отделку (тесьму, кружево, аппликацию) пришивают нитками в цвет отделки.
4. При выполнении машинной строчки припуски на шов располагают справа от иглы, а саму деталь изделия — слева.
5. Машинную строчку прокладывают точно по намеченной контурной линии.
6. В начале и в конце машинную строчку всегда закрепляют (обратным ходом швейной машины), длина закрепок от 7 до 10 мм.
7. Ширина шва (расстояние от среза детали до строчки) должна соответствовать размерам, указанным в технологических картах.
8. При шитье ткань нельзя тянуть или подталкивать.
9. Руки при шитье нельзя держать близко к движущимся частям машины (особенно к машинной игле).
Терминология машинных работ. При выполнении швейных изделий применяются различные приёмы и операции. Они все имеют свои названия (табл. 5.6).
Терминология машинных работ
При соединении деталей швейного изделия используют стачные швы вразутюжку и взаутюжку, они относятся к соединительным швам.
Выполнение стачного шва вразутюжку
1. Сложите две детали лицевыми сторонами внутрь, уровняйте срезы и сколите их булавками.
2. Сметайте детали прямыми стежками длиной от 7 до 10 мм, сделайте закрепки в начале и в конце строчки.
3. Стачайте детали по намеченной линии, закрепив строчки в начале и в конце (рис. 5.26, а). Удалите смёточные строчки.
4. Шов стачивания разутюжьте (разложите срезы в разные стороны и закрепите их в этом положении с помощью утюга) (рис. 5.26, б).
Если при выполнении BTO шов притачивания заутюжить в одну сторону, то он будет называться стачным швом взаутюжку (рис. 5.26, в).
Рис. 5.26. Выполнение стачного шва: а, б — вразутюжку; а, в — взаутюжку
Для обработки краёв деталей швейного изделия применяется шов вподгибку с закрытым или открытым срезом, они относятся к краевым швам.
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом
1. Подогните край детали по намеченным линиям и приутюжьте (рис. 5.27, а, б).
2. Заметайте подогнутый край детали на расстоянии 4 мм от первого подгиба прямыми стежками длиной 10—15 мм, делая закрепки в начале и конце строчки.
Рис. 5.27. Выполнение шва вподгибку: а — в — с закрытым срезом; а, г — с открытым срезом
3. Проложите машинную строчку на расстоянии 1—2 мм от первого подгиба детали. Удалите намёточную строчку, выполните BTO (рис. 5.27, в).
При обработке низа швейных изделий из толстых или трикотажных тканей используют шов вподгибку с открытым срезом. Перед обработкой этим швом срез детали предварительно обмётывается и подгибается только один раз (рис. 5.27, г).
Практическая работа № 25
«Выполнение образцов машинных швов»
Цель работы: научиться выполнять машинные швы.
Оборудование и материалы: швейная машина, утюг, гладильная доска, ножницы, ручная игла, булавки, линейка, мел, образцы ткани размером 10 × 10 см — 6 шт., нитки.
1. Выполните образцы швов: стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку, шов вподгибку с открытым и закрытым срезами.
2. Приклейте образцы швов в рабочую тетрадь.
3. Проконтролируйте качество выполненной работы.
машинные строчки (стачивание, притачивание, обтачивание, настрачивание, застрачивание); соединительные, краевые, отделочные швы; шов стачной взаутюжку и вразутюжку, шов вподгибку с открытым и закрытым срезами.
1*. Какие требования предъявляются к выполнению машинных работ?
2. Для чего в начале и в конце машинной строчки выполняют закрепку?
3. Что означают термины «стачать», «застрочить»?
4. Укажите область применения стачного шва вразутюжку.
5*. Укажите область применения шва вподгибку с закрытым срезом.
Подготовьте сообщение о современном оборудовании швейного производства, используя Интернет или другие источники информации. Оформите сообщение в виде компьютерной презентации.