– Конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах,
познакомимся с их свойствами, признаками и функциями.
– Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13вопросы и
задания, выучить термины.
Подскажи мне, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. Как деньги стали деньгами
3. Деньги меняют обличье.
4. Изучение нового материала:
жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого
они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей)А какие
чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на интерактивной доске.
(Приём “Корзина чувств”на доске пишется слово “Деньги”, а учащиеся подходят и
дописывают к нему свои чувства. Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер,
2. Учитель: одно из величайших достижений человечества. ( Слайд 7)
деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют
большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?
Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали
различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и
кластер. (ученики работают парами
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе
выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен
деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами
расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли
“солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные
раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные
колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было
переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество
свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)
Учитель: – Ребята, мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте
игру «Ярмарка».
. ( Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли
обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани,
пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для
стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продуктысоль; у охотников: меха, шерсть и
кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное
масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
3. Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмаркуУ каждого из
вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо
План-конспект урока по теме: «Деньги и их функции».
урок открытия нового знания.
технология проектного обучения.
Проектор, компьютер, учебник «Обществознание».
Основные понятия урока:
Как деньги стали деньгами.
Как менялись деньги.
сформировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу о необходимости и значимости появления денег; рассмотреть функции современных денег.
продолжить развитие умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания для решения учебных задач. Продолжить учится извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, научится анализировать, делать выводы.
определить, какие функции выполняют деньги в жизни современного общества и государства; уметь извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.
умение извлекать информацию из текста,
: умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий.
осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
Учащиеся научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции.
выполнять учебное задание в соответствии с целью. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, презентационной), в разных источниках (учебник, словарь). Умение применять полученную информацию. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Умение формулировать понятия.
. Организационный момент.
. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
Загадки – ребята, попробуйте отгадать загадки.
1) Для всех мы в изобилии рождаемся на свет. У одних нас много, у других нас нет.
3) Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя не важно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат.
Изучение нового материала.
1. Как деньги стали деньгами.
История денег (рассказ учителя)
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы». У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об обмене, вспомните, пожалуйста, зачем люди осуществляют обмен? Что такое бартер?
Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.
– нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.
: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.
Что такое деньги?
Ребята, попробуйте самостоятельно составить определение понятия деньги.
Деньги – всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и услуг.
Прочитать §13(стр:109-111) раздел «Как изменялись деньги»/ §17 (стр:185-187) «Деньги меняют обличие»:
Поработайте в парах и составьте схему: «Виды денег», дать определение новым терминам.
Проверка выполнения задания.
Ребята, какой незнакомый термин вы писали? Ассигнации! Что такое ассигнации? Все справились с заданием?
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
Прочитать раздел «Функции денег» §13(стр:106-109 /§17 (стр:181-184).
Поработайте в группах по 4-е человека и заполните схему: «Функции денег», объясните каждую функцию, приведитепримеры каждой функции.
. Закрепление знаний
1) Иван Петров получил в подарок от бабушки 5000 рублей и зарыл их на даче под берёзой.
2) Вскоре Иван понял, что телефон, который ему нравится стоит как раз 5000 рублей.
3) Петров вырыл деньги, пошел в салон связи и купил себе телефон.
4) Пенсионерка Марья Петровна положила 10000 рублей в банк под проценты.
5) Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 рублей. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 рублей.
6) Безработная Анна получает пособие по безработице.
7) Марина Николаевна оплатила услуги парикмахера.
8) Россия оплатила внешний долг Великобритании.
9) Студент получил повышенную стипендию в ВУЗе.
10) Банковский работник оплатил коммунальные услуги
Поднимите руки т, кто правильно определил все функции. Молодцы!
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что вас удивило?
Данная информация была для вас полезной?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни?
§13/§17, выполнить задания «в классе и дома» №1,2,3(письменно).
УМК под редакцией Боголюбова Л. Н. « Обществоведение», 7 класс
Тема урока: «Деньги и их функции»
– познакомить учащихся с историей денег и их ролью в современном обществе,
– продолжить формирование умений делать выводы, работать с текстом учебника,
– воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности, стремление к получению новых знаний.
Тип урока: комбинированный
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
оборудование для презентаций.
Список используемой литературы:
Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.
Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./
Т. А. Аглинцева, Е. Н. Кукушкина, Г. М. Сухонос и др./
под редакцией А. В. Юрова. – М.: Финансы и статистика, 1994 – 288 с.
Эпиграф к уроку: «Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь». ( Фрэнсис Бэкон)
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы переходим к изучению темы: «Деньги и их функции». Обратите внимание на план работы на уроке (Сегодня мы поговорим об истории денег и об их основных функциях. На следующем уроке мы изучим развития денежного обращения на Руси.
2. Переход к изучению новой темы
Откройте ваши учебники на странице 135 (§ 13). Пожалуй, сложно найти человека, который бы не сталкивался с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость приобрести что-то необходимое. А что значат деньги для вас? (слайд 4)
3. Изучение новой темы
Рассказ учителя с элементами беседы о товарах – посредниках
В ходе обсуждения поставленной проблемы с учителем учащиеся понимают, что деньги играют весьма важную роль в современном мире. Без них сложно осуществлять сделки (купли-продажи и т. д.)
: На прошлых уроках вы узнали об обмене. Мы говорили о том, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Расскажите об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде. (слайд 5)
Бартер – это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого – нож. Владельцу сосуда понадобился нож, а владельцу ножа – сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.
Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар – посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли
Запись в тетрадь: Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. (слайд 6)
В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Начертите в тетради следующую таблицу (слайд 7). В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.
Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением на тему: «История денег»
Рассказ учителя об истории денег с опорой на иллюстративный ряд
Считается, что первые монеты появились в Китае и в Лидии в 7 в. до н. э.( Около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий ввел монеты вместо бартера. Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах . Марко Поло писал, что бумажные деньги – способ достичь той цели, к которой стремились алхимики. В 13 в. правительство Чингисхана обменивало бумажные деньги на золото, и их стали подделывать. В 1500 г. в Китае прекратили выпуск бумажных денег из-за финансовых трудностей, но некоторые частные банки все равно продолжали эмиссию. В разное время в разных странах деньгами были слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т. д.
Дополнительно учитель может привести ряд интересных фактов из истории денег с опорой на иллюстративный материал
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег» и будьте готовы объяснить каждую из функций.
Результатом работы учащихся должна стать заполненная схема «Функции денег» (слайд 14)
Практическая работа учащихся
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета)
Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. (слайд 15)
Одному из учащихся предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена.
В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет.
Запись в тетрадь: Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Легенда – надписи на монете
Гурт – боковая поверхность монеты
4. Закрепление изученного материала
Ответьте на следующие вопросы:
– Почему у человека появилась потребность в деньгах?
– В чем преимущества и недостатки бартера?
– Почему появились металлические деньги?
– Каковы основные функции денег?
– Какую информацию может дать изучение монеты?
5. Подведение итогов
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами (
5. Домашнее задание
Дома вы изучите § 13 учебника до раздела «Человек в истории» (с. 135-141) и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» (с. 147). Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси», «Денежная реформа С. Ю. Витте»
6. Выставление учащимся оценок за работу на уроке
План урока обществознания в 7 классе
Тема. Деньги и их функции
Всем добрый день.
Ребята! В настоящее время мы изучаем важный раздел нашего курса – экономику.
? дайте одно из многочисленных определений экономики.
II. проверка домашнего задания
,2,3,4,5 – начинаю я менять. Гимнастическую палкуПоменяю на скакалку,А скакалку на машинку,А машинку на картинку,А картинку на стекляшку, А стекляшку на бумажку,Ну а с нею, так и быть,Полагается водить.
Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено: можно было сначала обменять на товар – посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли
Ну, а теперь нетрудно угадать тему урока. Ещё одна Интеллектуальная разминка “Загадка”: определение темы урока.
Ну что сказать о первом слогеО нем известно, слава БогуЧто он антоним слову “ночь”И приведенья гонит прочь.
Второй же слог – спросите мамуФранцуза, автора романов,Усатого де МопассанаПо имени все как зовут.
И что за слово вышло тут?Что получают в день зарплаты?Что прячут в сундуках пираты?За что конфеты продают?
Действительно, тема нашего урока «Деньги и их функции»
(Звучит мелодия песни из кинофильма «Сватовство гусара») Какое отношение к деньгам звучит в песне?
В действительности очень бы хотелось, чтобы вы относились к деньгам серьезно. Деньги – это богатство : «Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь».эти слова великого мыслителя и будут эпиграфом нашего урока.)
2. Стадия активного восприятия нового материала.
Учитель: Проверим задание на доске. Итак, появление денег закономерно, при обмене необходим посредник. В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Работаем вместе по слайду. Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
1993 год. Изобретены “цифровые деньги” – DigiCash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты – карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, для некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука
Практическая работа с использованием монет. Выполнение задания «О чем рассказала монета».
Что содержится в легенде монеты?
– надпись, содержащая название города, государства, год чеканки, наименование монеты.
4. Продолжим работу. Рассмотрим важный вопрос нашего урока – функция
Все вы ежедневно и не раз держите деньги в руках, берете взаймы или одалживаете их, совершаете покупки. Но, наверняка, никогда не задумываетесь о том, какую функцию выполняют деньги в данный момент времени. Что вы понимаете под словом «функция»? А «функция денег
– это определенное действие или “работа” денег.
Давайте узнаем, как работают деньги, т.е. какие функции они выполняют.
Идет работа по схеме «Функции денег» с пояснением учителя:
деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар
– деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки
– деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем
– деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
3 стадия. Осмысление. Размышление. ( Закрепление)
Каковы функции денег в следующих ситуациях (каждая из них обозначена цифрой в скобках)?
1. Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку .
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять гpoшей какому-то мальчишке.
2. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление
3. Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку
4.«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса но и устроить целый театральный фестиваль
Рефлексия, домашнее задание.
2. Информация «Деньги не пахнут»
– Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?
Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.
Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.
В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.
Каковы функции денег в следующих ситуациях?
Разработка открытого урока в 7 классе по теме «деньги и их функции»
соответствии с требованиями ФГОС на ступени основного общего образования
по учебнику Боголюбов Л. Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2014.
Учителя истории Тюриной Е. С.
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах
возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и
значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой
жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать
информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства
товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и
действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Оборудование: мультимедийное для использования презентации, доска, учебник
«Обществознание», авт. Л. Боголюбов, М,, «Просвещение», 2013 год.
Основные понятияденьги, цена, мера стоимости, валюта, капитал
Основные термины: деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал
Тип урока: изучение нового материала.
Обоснование целесообразности использования ИКТ на уроке
1. Считаю необходимым учитывать особенности класса. В составе обучающихся
в 7 классе (человек) учатся на» и «5». Это показатель того, что менее
половины обучающихся в полном объёме могут овладевать необходимыми
познавательными навыками. Поэтому подкрепление процесса обучения
информационнокомпьютерными материалами позволяет активизировать
мыслительные функции, заинтересовать, держать на высоком уровне
познавательную мотивацию, вовремя проверять усвоение знаний, стимулировать
самоконтроль. Кроме этого, мыслительные процессы многих ребят не отличаются
заметной динамикой, поэтому ИКТ позволяют наиболее энергично и естественно
активизировать скорость протекания мыслительных операций.
2. Экономическая тематика сложна даже для старшеклассников, уровень
развития семиклассников зачастую не позволяет полноценно усвоить и применить
знания. Использование ИКТ в данной ситуации неоценимо. Ненавязчиво и
естественно, через использование анимации, видеои аудиофрагментов учитель
может добиться желаемых результатов.
3. Переход на новые образовательные стандарты предусматривает
формирование саморегуляции, активный самоконтроль, самоорганизацию во время
урока. В помощь учителю приходит ИКТ. Всевозможные схемы, таблицы,
анимированные фрагменты позволяют сделать процесс самоконтроля естественным
и интересным и интересным.
1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:
Ребята, мы продолжаем изучение темы «Экономика». Я предлагаю начать его
просмотра слайда и ответьте на вопрос: «Что это?» (Слайд 1)
– Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй,
одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе
аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном
мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы
только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать
досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы
– Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о
деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками
– Запишите тему урока: «Деньги» (Слайд 2) и домашнее задание: параграф 13
вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 устно и задания «В классе и дома» №1(Слайд 3)
Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать: (Слайд 4)
2. Как деньги стали деньгами
2. Изучение нового материала:
Напишите их на доске. (Приём “Корзина идей”на доске вывешивается слово
“Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например
торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы
пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые
покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях межд
людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных
народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты,
предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер.
(ученики в тетради, один составляет
обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У
некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии
названия некоторых денег произошли от слова “скот”.
появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные
раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные
каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине
возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у
людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». СлайдПредставьте себя
жителями древней Руси, которые пришли на ярмаркуУ каждого из вас есть
привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на
необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на
выполнение задания – 3 минуты.
(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет
на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо:
зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи,
топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи;
им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное
масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.) (Приложение 2)
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
4. Учитель: – Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А
вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».
Сообщение: Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во
времени. Сначала нужно вещь обменять на какойто товарпосредник, а уж потом
обменять этот товар на нужную вещь. Товар посредник в таком случае выступает в
роли эквивалента. (Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное
или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились
первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или
услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее
серебру и золоту. (слайд №). Металлы, особенно благородные, отличались такими
свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что
их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго
сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над
недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что
очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров
осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги
могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
– Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся, обобщение учителя:
«Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого
выражается стоимость всех других товаров.). Запишите в тетрадях определение
6. Наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного
обращения по монетам. ( Слайд 17)
7Практическая работа в парах
Работа с наличными деньгами
– У вас на столе лежат российские монетыДавайте рассмотрим их. У монет есть
специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них
изображено и написано, как называются части монеты
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс – лицевая сторона монеты,
Реверс оборотная сторона монеты,
Легенда надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных
Гурт – боковая поверхность монеты. ( Слайд 18)
3. Итог урока Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью метода
Учитель: Ребята, я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу. ( Приложение 3)
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой
и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время
существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это
говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое
внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в
единственную цель в жизни. Слайд 20Английский экономист Френсис Бэкон
высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не
только монета. Спасибо! До свидания.слайд
Параграф 13 (страница , вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 – устно, задания «В
классе и дома» №1. ( Слайд 23)