ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС НА ТЕМУ ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Падеж имён существительных

(с использованием технологии развития критического мышления)

познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении;

тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.

Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная

Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.

–Здоровья всем, радости, радужного настроения!

Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!

Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»

–Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»  В чем сила этих слов? Что это значит?

– Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

– Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно.  Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка»  Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

– Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?

– А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.  Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)

-Какой будет тема урока?   (на доске появляется серединка ромашки)

-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или  повторять уже известные?(повторим, откроем)

– Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.

Прием «Цветок ассоциаций»

– Обратите внимание на доску (на доске/экране цветок без лепестков). Перед нами цветок, который называется «Имя существительное», вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. Соберём на лепестки все ассоциации, связанные с этой частью речи (называют по цепочке признаки, стараясь не повторяться, помощники прикрепляют лепесток на место; педагог тоже заполняет на случай, если учащиеся что – то упустили).

– Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное».

– Можно на этом остановиться?  (Хотелось бы, что бы знания были организованы, структурированы в систему. Надо оформить их в кластер)

2. Составление кластера

Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

3. Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока. Постановка учениками собственных целей.

Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы.

Текст для чтения. Существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.

Каждая пара получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте представим падежи имени существительного:

С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.   Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил?Ах да, нужны предлоги!Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри:Тогда смогу я рассказать,О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

Какие задачи мы должны были решить на уроке?

Смогли ли мы достичь поставленных целей.

Домашнее задание: Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных.»

Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.

Оборудование: компьютер, доска,  карточки с заданиями.

Тип урока:  урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? Тогда начнем с минутки чистописания.

2. Минутка чистописания.

– Чтобы узнать какие буквы мы будем писать на минутке чистописания, нужно отгадать ребусы. ( Слайд № 2)


ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС НА ТЕМУ ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Валя,  Иван,  Россия,  Толя,  Даша,  Полина.

– Что объединяет эти слова? (имена собственные). Запишите только первую букву. (В   И  Р   Т    Д   П)

– Какое слово «лишнее»? (Россия – название страны, все остальные имена людей).

– Что заметили?  Какая буква «лишняя»?  Что напоминают  эти  буквы? (Первые буквы в названии падежей). Запишите буквы в  «правильном порядке». И Р Д В Т П

3. Актуализация знаний.

Учитель: –  Дети, а что вы знаете о названиях падежей? Как они появились?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

– Почему у каждого падежа по два вопроса?

– Как называются все  падежи кроме Именительного? (Косвенные).

– А что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).

4. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался, какая у нас будет тема урока?

– Тема урока русского языка «Падеж имён существительных». И как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).

– Давайте вспомним падежи и вспомогательные слова. ( Слайд №3)

5. Работа над темой урока.

Как определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. ( Слайд №4)

б) Работа с предложением.  (Слайд №5)

– Назовите орфограммы. Запишите правильно. Луч (м.р.), солнце – непроизносимая согласная, раз – приставка, природа – словарное слово.

ПЕРВЫЙ   ЛУЧ   СОЛНЦА  РАЗБУДИЛ   ПРИРОДУ.

– Определите части речи. ( Слайд №6)

Полный разбор с характеристикой предложения (Повест, невоскл, распрост, простое). Выпишите словосочетания.

Луч (какой?) первый – сущ. + числит.

Луч (чего?) солнца – сущ.  + сущ.

Разбудил (что?) природу – гл. + сущ. (Слайд №7)

Вывод: Как определить падеж имени существительного?

– Давайте потренируемся определять падеж у имен существительных.

– Откройте учебники по закладкам на странице 59, упр. 107. Самостоятельно, потом проверить).

Нарисовал в альбоме (П.п), доехал до деревни (Р.п.), был на ужине (П.п.), спрятался под кровать (В.п.), вышел из комнаты (Р.п.), рассказал о компьютере (П.п.), подъехал к метро (Д.п.), обвести вокруг пальца (Р.п.), прокатить с ветерком (Т.п.).

В альбоме – сущ, (ЧТО?) Н.ф. альбом. неод., нариц., м.р., в П.п. (дополнен)

д) Работа в группах. Выполнение творческих заданий. ( Слайд №8)

Приступаем к выполнению творческих заданий. Они у вас на карточках.

1 и 2 группа

1. Прочитайте слова.

Вьюга,   стужа,   неправда,   врач,   кино.

2.  Подберите к ним синонимы.

3. Поставьте их Творительном падеже 1 группа. В родительном падеже 2 группа.

4. Запишите на листочке и приклейте.

Ответы: Синонимы: вьюга – метель;  стужа – мороз,  неправда – ложь, врач – доктор, кино – фильм

Метелью, морозом, ложью, доктором, фильмом ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ.

Метели, мороза, лжи, доктора, фильма РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (Слайд №9)

3 и 4 группа

1. Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.

2. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

3. Приклей пословицы на листочек.

РАБОТА в паре. Несклоняемые имена сущ.

В русском языке есть слова, которые не склоняются. Как правило, они иностранного происхождения. Прочитай объяснение смысла слов.

Соедини их стрелочками с понятиями.

– Какие ставили цели? Достигли?

Нарисуйте в тетради  5 ступенек.   Расположите себя на этих ступеньках.

5. Я умею  определять падеж у имен сущ. И  могу научить одноклассника.

4.  Я умею  определять падеж у имен сущ., но не  могу объяснить  однокласснику.

3. Я с трудом определяю падеж им. Сущ. Мне нужна помощь.

2. Я путаю падежи. Мне их нужно доучить.

1 . Я не знаю, что такое  падеж имен существительных.

3. Приклей пословицы на листок.

Вьюга, стужа, неправда, врач, кино.

3. Поставьте  их  Родительном падеже.

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Гюббенет Яна Феликсовна, учитель начальных классов ГБОУ №642 Гимназии «Земля и Вселенная»

Василеостровского района, г. Санкт-Петербурга.

Данный урок отражает мою деятельность по проблеме: «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей на основе современных технологий».

– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

–  развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость,  способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных  действий.

– воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения,  аккуратность в работе.

– формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения,  развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

– осознание значимости отобранного материала;

– формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

– формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

– формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

– готовность к преодолению трудностей;

– развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– формировать умение  находить общее решение;

– умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

– способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

закрепление навыка определения падежей имён существительных,  правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;

– создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

– выведение алгоритма действий.

компьютер, доска,  карточки с заданиями,  перфокарты, светофоры.

: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.

наглядные (карточки, перфокарты),

практические (работа по карточкам), проблемные,  игровые.

Постановка темы и цели урока.

Объяснение домашнего задания.

Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише.  Молодцы!

Ученик читает стихотворение:

Я живу в России, и русский – мой язык. Нет его красивей, я к нему привык. Хоть язык мой трудный, я его люблю:Я пишу диктанты, правила учуИ хотя он не цветок, он нуждается в заботе. Прихожу я на урок и уже готов к работе.

Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? И сейчас мы это проверим.

Паде .    – падежи, падежные вопросы

Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

Открою тетрадь, напишу на «5»!

Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?

Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. ( Настя)

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. ( Рита)

Как называются все  падежи кроме  Именительного?

В каком падеже стоит подлежащее?

Какой падеж без предлога не употребляются?

пишутся с существительными в

Вспомогательное слово “вижу”

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога?

Вспомогательное слово “горжусь”

Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? (

Ребята, а кто-нибудь догадался  какая у нас будет тема урока? Тема урока русского языка «Падеж имён существительных» И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).

Какую букву надо здесь написать? Почему? Какое это слово? Значит какое будет проверочное? А как эти слова ещё можно назвать? Запишите эти слова себе в тетрадь.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например:

б) Работа по учебнику. Работа с текстом.

Тогда приступим к определению падежей имён существительных.

Откройте учебники по закладкам на странице 23, упр.4.

1. Вова (м.р., ед.ч., И.п.) принёс альбом (м.р., ед.ч., В.п.) для рисования (ср., ед.ч., Р.п.).

2. Поезд ( м.р., ед.ч., И.п.) приближался к станции (ж.р., ед.ч., Д.п.).

3. За дверью (ж.р., ед.ч., Т.п.) послышались шаги (м.р., мн.ч., И.п.).

Мы боксеры, мы штангисты.

Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря.

Всюду есть у нас друзья.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

г) Игра «Заселяем дома»

На доске прикреплены изображения домов (из цветной бумаги), на крыше которых написаны названия падежей, у учащихся на столах листочки с напечатанными словосочетаниями (стоит под деревом, шла по дороге и т.д.) Ребята,  определив падеж существительного, прикрепляют эти листочки на домик с нужным падежом.

– к данным именам существительным подобрать имена существительные, близкие по значению, но не однокоренные.

Вьюга, стужа, неправда, врач, друг, кино.

Поставьте их в творительном падеже.

– из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.

Перьями птица человек а красна ученьем.

Не спеши делом торопись языком.

– вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.

Проверка заданий и работа с перфокартами.

е) Игра «Какое яблоко с этой яблони?»

На доске прикреплено изображение яблони, на которой написано В.п., а ниже яблони яблоки со словосочетаниями в Р.п. и В.п. Ребята должны выбрать те яблоки, существительные которых стоят в В.п.

ё) Игра «Кто быстрее определит в команде какого он падежа»

Классная доска разделена на три части, на которых написано: Д.п., Т.п., П.п.

У детей на столах лежат маленькие прямоугольные листочки, на которых написаны словосочетания, в которых существительные стоят в данных падежах. Они определяют падеж и прикрепляют листочек в команду своего падежа. Побеждает команда того падежа, в которой учащиеся быстро и правильно выполнили работу.

Что такое родина? Подберите к нему слова синонимы

– Измените слово родина  по падежам.

И.п.  что?                   родина

Р.п.  нет чего?            Родины (а это хорошо, когда нет родины? Почему?)

Д.п. рад чему?           родине

Р.п. вижу  что?           родину

Т.п. любуюсь чем?   родиной

П.п. говорю о чём?  О родине

Придумайте предложение, чтобы слово родина стояло в И.п. (Моя родина – Россия).

(Дети поют песню о родине).

(Мы любим свою родину).

А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).

Песня «С чего начинается Родина».

А с чего для вас начинается родина? (С родного дома, села, школы и, конечно, с урока русского языка).

7. Итог урока.

Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка?

Как же определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).

И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).

Мы русские люди, и должны хорошо знать русский язык. А Валентин не должен забывать и свой родной украинский язык.

Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:

8. Домашнее задание: упр. 3, стр. 23 (учебник).

9. Выставление отметок с комментированием.

Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

по русскому языку

«ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)»

урок «открытия» нового знания

способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.

Направленные на достижение личностных результатов:

– развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

– формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

– формировать умение оценивать себя и других учеников;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

– определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

– формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

– уметь высказывать свое мнение;

– развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

– ориентироваться в своей системе знаний;

– формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

– развивать мыслительную деятельность;

– формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

– развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

– формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Направленные на достижение предметных результатов:

– формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

– формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;

– применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;

– закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;

–  закрепить умение определять род имен существительных.

– УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;

– электронная презентация;

– компьютер, проектор, экран;

– памятки для коллективной работы;

– карточки с текстом для групповой работы;

– карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;

– листы самооценки;

– Прозвенел звонок,

– Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Садитесь!

– Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Прочитайте орфографически число и вид работы. Запишите без ошибок.

– Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (Комната)(см. Приложение 1)

Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)

Запишите это слово в своих тетрадях каллиграфически. Не забывайте про соединение с буквой М. ( Показать на доске соединение букв ). После слова  запишите два однокоренных слова.

– Просклоняйте имена существительные: вариант 1 –  по вопросам. Выделите окончания.

(У доски работают два ученика. На доске написаны сокращенные названия всех падежей и падежные вопросы.)

– Проверим, всё ли правильно выполнили ребята у доски.

– Что менялось в именах существительных?

– Почему менялись окончания в именах существительных? (Менялись вопросы, которые мы задавали к слову)

– Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – грамматический признак имени существительного.

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.

Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена – падежи:

Упр. 67, с. 38.

(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)

(Алгоритм на слайде. Раздать памятки с алгоритмом (см. Приложение 2))

Я вам буду называть имена существительные.

– Если существительное  присели – встали мальчики, если существительное женского рода – присели –  встали девочки, если существительное хлопнули в ладоши.

Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.

– Разбейтесь на группы по 3-4 человека.

– Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.

– На листочках (см. Приложение 3) записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:

– Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

словом не заменишь. ( И.п.)

2.     Без  не выловишь и рыбку из пруда. ( Р.п.)

3.     Мы радуемся

4.     Я на дереве вижу

5.    Славен человек не , а делами.  (Т.п.)

6.    Есть много пословиц о

У кого всё правильно получилось?

Игра «Третий лишний»

На доске прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

– Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах.дился в ло.ке.

Т.традь без обло.ки, гн.здо без насе.ки, всадник на лошади.

Ж.л в гор.де, полз по .дежде, подошёл к ферме.

– Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

Упр. 69. (из  текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж)

Используемая методическая литература

Конспект урока русского языка

учитель: Скудина Валентина Анатольевна

«Падежи имен существительных»

способствовать формированию интереса к учебной деятельности;

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

учебники, тетради, карточки-задания (тест-самоконтроль), карточки-задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые), карточки-задания с деформированным текстом, офтальмотренажер.

– Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поздороваемся с ними. – Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

Сели ровно и плечи расправили,

Ноги вместе все дружно поставили,

Наклонив тетрадь слегка,

Держит левая рука.

Правой ручку надо взять,

Приготовиться писать. ( Дети записывают число)

– Сегодня на уроке мы напишем букву, которая обозначает согласный твердый глухой звук, который имеет звонкую пару –з-. (-с-)

А для чего нам нужна минутка чистописания?

– Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

А чтобы отгадать остальные два слова, ответьте, в какой форме всегда употребляются имена существительные «молоко», «кофе», «пальто»? (Е Ч)

– Какова цель нашего урока? (Грамотно, красиво писать. Дружно работать. Беречь здоровье.)

– Поднимите руку, кто готов работать, узнать на уроке что-то новое, интересное.

– Что нам нужно, чтобы достичь цели урока?

(Внимание, аккуратность, умение слушать, терпение, знание, самостоятельность, поддержка друга).

– А чтобы узнать нашу языковую тему, предлагаю вам словарную работу.

Картинный диктант с последующей проверкой.

– Обозначьте ударения в записанных словах и подчеркните ошибкоопасные места.

– На какие две группы можно разделить эти слова?

Определение языковой темы «Братья наши меньшие».

У вас на партах лежат карточки с тестом-самоконтролем. Вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Если задание будет выполнено правильно, с обратной стороны карточки получится картинка.

(Учащиеся выполняют тест)

– Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.

– Почему у нас два вида падежных вопросов?

Изменение по падежам слова «кошка» (у доски)

(Гимнастика для глаз)

– Стали, руки за спину, посмотрели на дальнее дерево, на носик, на дерево, на носик, зажмурились, удивились, сели.

Восстановление деформированного текста (Работа в группах)

– Выполнив следующее задание, вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек. У вас на парте лежат карточки с деформированным текстом. Прочитайте предложения и составьте из них текст, ориентируясь на падеж существительного «кошка». Это слово должно следовать в предложениях в порядке склонения, т.е. от И. П. до П. П. по порядку.

Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.

Она произошла от дикой кошки.

Многие народы поклонялись домашней кошке.

В Египте кошку считали священным животным.

На Руси также дорожили кошкой.

О кошке сложили много легенд и сказок.

– Прочитайте то, что у вас получилось. Как можно назвать эти предложения? Докажите, что это текст. Определите тип этого текста. Что узнали нового?

Синтаксический разбор предложения: Многие народы поклонялись домашней кошке.

Гимнастика для глаз (офтальмотренажер)

Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах (I вариант) и слово «кот» вместе с подходящими по смыслу предлогами (II вариант)

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый (

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от (

А теперь и за версту

Не приблизится к (

Крыса старая – и та,

Видя грозного (

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с (

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о (

– Какие трудности вы испытывали при выполнении работы?

– Если вы хотите узнать побольше о кошках, вы можете обратиться в библиотеку и посмотреть в энциклопедии.

– Ребята, давайте вспомним, что мы повторяли сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

– С каким настроением вы уходите с урока?

– Урок прошел плодотворно, поставленной цели мы достигли и говорим всем «СПАСИБО»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *