Первый урок мы единая нация и Урок-час «Сила России – в единстве народов». Классный час (3 курс)

Цели и задачи:

проектор, презентация, воздушные шарики, пластиковые конверты с раздаточным материалом.

Здравствуй, школьное утро!

Здравствуй, школьный звонок!

Ты проснувшись, как будто

Вновь  зовешь на урок!

И первый лучик в небе синем

Нам шлет сегодня свой привет.

Над необъятным Казахстаном

Встает торжественно рассвет!

То слово не склоняется,Пример не получается,Всё это начинается со школьного звонка.

Уважаемые ученики! Сегодня такой замечательный день – Праздник Знаний! Совсем недавно – 30 августа – в республике Казахстан был торжественно отмечен государственный праздник – День Конституции.

Наша Конституция дает гарантию бесспорного развития государства и общества, вселяет надежду в граждан страны, воспитывает патриотические чувства к своей Родине, создает культуру соблюдения закона и уважения прав человека.

Свои земли на все времена.

В Казахстане цветет свой флаг

В Казахстане сияет свой герб

В Казахстане, как сбывшийся сон,

Свой счастливый и мудрый закон!

Наш флаг впитал цвет неба голубого

И золото пшеничное полей.

Наш Казахстан — земля родного дома,

Земля отцов и Родины моей.

Парит орёл —

Он празднует свободу,

Над степью вольно крылья распластал.

Семья больших народов,

За много лет богаче, краше стал.

Сверкают снегом горные вершины,

Но нам с дороги этой не свернуть

Мы с Родиною в помыслах едины

Нам солнце к счастью освещает путь.

Особый смысл приобретает значение этого праздника в год 30-летия Независимости Казахстана.

Казахстан – это земля мира, добра, согласия. Мы – часть мирового сообщества, открытый народ, единая нация. Мы единый народ, у нас единая цель, единые интересы, единое будущее! Это делает нас сильными, это защищает нас от ветров истории и выводит на широкую дорогу глобального мира.

Школа всегда величаво

Смотрит на мир с высоты.

Здесь вашей песни начало,

Школа откроет страницу

Жизненной книги большой.

Научит вас к цели стремиться

И закаляться душой.

Абай Кунанбаев – великий сын казахского народа, память о котором сохранилась через века. Его именем названы улицы в Египте, Индии, Германии, России и многих других странах. Казахстанцы стремятся хранить память о мудреце и поэте Абае. 2020 год – год 175 – летнего юбилея Абая Кунанбаева.

Наш холоден Ум наподобие льда,

Горячее Сердце согреет всегда.

Разумность и такт, прозорливость терпенья,

В нас Воли рождает тугая узда.

Держа в триединстве Ум, Сердце и Волю,

Ты к цельности редкой придешь без труда.

Но взяты поврозь, они будут ущербны, –

Не славят явлений, где много вреда.

Живу неспособный смеяться и плакать,

Лишь с сердцем мятущимся, с коим – беда.

Ум, Сердце и Воля – ничто друг без друга,

А Знанье их суть пронесет сквозь года.

Больше всего на свете, больше собственной жизни Абай Кунанбаев любил свой народ. Все думы и помыслы великого мудреца были посвящены будущему страны казахов.

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

В этом году все мы столкнулись с общей бедой, с большой проблемой – COVID-19.

– Бактерия по сравнению с вирусом является великаном. Не стоит путать бактерию и вирус.

– На кончике тонкой иголки может поместиться 100 тысяч вирусных частичек.

– Ученых до сих пор не определились: относить ли вирусы к живой или неживой природе. Ведь вне организмов они погибают и могут жить только за счет чужой живой среды. Но, как и живые организмы, они размножаются.

– Многие вирусы неопасны для человека. И тут следует отдать должное иммунной системе человека, которая защищает нас. Она вырабатывалась тысячелетиями. Но существуют новые вирусы, с которыми иммунитет побороться может не всегда. К таким относится коронавирус.

– 1 из 10 зараженных коронавирусом начнет испытывать недомогания. Другие же даже не заметят то, что инфицированы. Но они могут при этом заразить тех, с кем общаются. Особо опасен коронавирус для старших людей. Ведь здоровье бабушек и дедушек хуже, поэтому вирус они переносят тяжело.

– ветрянка, грипп, корь, скарлатина – заболевания, причиной которых также является вирус.

Родился вирус нелюбви

Однажды на планете.

И были им поражены –

И взрослые, и дети.

И целый мир сошел с ума.

И в панике планета.

И просто кругом голова,

Как будто – конец света.

Как этот вирус победить?

Попробуем его лечить,

А формула простая:

Научимся весь мир любить,

Не злясь, не осуждая.

Давайте будем жизнь ценить

И просто ЖИТЬ! Прощая.

Любить себя, своих родных

И нужно без оглядки

Всем навести в домах, в умах

И в действиях порядки!

И пусть исчезнет навсегда

Коварный этот вирус.

А в мире будет Доброта,

Любовь и Справедливость!

Звени, звонок! Звени, звонок!

Веселый, грустный, дерзкий!

Ждёт в жизни вас другой урок,

Уходит тихо детство!

Звени, звонок! Звени, звонок,

Мы к знаниям идём вперед,

Усталости не зная!

В добрый путь, в добрый час!

Школьный год впереди.

Всем желаем его удачно пройти!

Дорогие ребята, начинается новый учебный год. Сколько нас ждет интересных открытий впереди, встреч с любимыми учителями!

Учеба, здравствуй! Школа, здравствуй! Идем за знаньями в поход.

Сегодня праздник! Школьный праздник! Встречаем мы учебный год!

Пусть удачным будет переходный год!

Классный час на тему: Сила России в единстве народов.

Формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей.

Знакомство с историей формирования национального состава  населения  России;

– Дать представление о народах, проживающих на территории РФ.

-Расширять кругозор учащихся;

-Стимулировать интерес к изучению истории России.

-Воспитание культуры общения;

-Воспитание чувства гордости за  свою Родину;

-Воспитание гражданско-патриотических чувств.

Ход классного часаI. Орг. момент.

Цель: Создание эмоционального настроя на работу.

– Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.

II. Введение в тему классного часа.

-есть ли среди нас абсолютно одинаковые люди? (имеется в виду класс)

-что нас объединяет?

-посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Назовите их.

-чем являются эти предметы для нашей страны?

-напомните, как называется наша страна?

-посмотрите на карту нашего государства. Россия- крупнейшее государство мира.    Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.

Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой –  в городе Тамбове, третий в селе Афанасово и т.д. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и  в Москве, и в Тамбове, и в Афанасово, и в других городах и селах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия». Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной ? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

– Послушайте басню Л. Н Толстого, и тогда, я думаю, вам все станет ясно.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

– Какому жизненному правилу учит басня?

” Сила России – в единстве народов” так называется наш классный час.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Верно. Мы будем говорить о дружбе  россиян, о нашей общей безмерной любви к России, а также о силе России, и о том откуда эта сила берётся.  Я надеюсь, что сегодня  вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

– Внимание на экран. (просмотр видеоролика)

-о чем вы посмотрели ролик?

-какие национальности проживают в нашей стране?

В нашей стране живет много разных народов, которые заметно отличаются друг от друга своими привычками, обычаями и традициями. Её населяют более 190 национальностей.  Они живут в разных уголках нашей огромной страны, говорят на своём национальном языке, и все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом записано в Конституции Российской Федерации. Русская Нация сильна единством своего народа и может достойно ответить любому агрессору.

-Так в чём же сила народов России? (В единстве). Рассмотрим карту-схему, которая поможет нам ответить на вопрос.

Пояснить каждый блок.

(Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу. Одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий).

(Одной  из главных структурных составляющих исторической памяти являются традиции )

— огромная и дружная страна, состоящая из великого множества народов. Богатство нашей страны заключается в их культурной и  многогранности. У каждого народа своя судьба и свой исторический путь, который отражается непосредственно в . К сожалению, в наше время многие национальные   находятся на грани исчезновения.)

подразумевают передачу семейных ценностей, определенных взглядов, идей. Иногда  проявляются в том, что дети выбирают ту же профессию, что и их родители.)

Любовь к Родине   – это очень сильное чувство. Это   своей семье и тому месту, где ты родился и живешь. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам.    делает нас сильными. Это чувство помогло нашим прадедам совершить великий подвиг – победить в Великой Отечественной войне.     стране, где мы родились.)

– Артур Шопенгауэр(великий немецкий философ) говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.

Но большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Все мы наслышаны и обеспокоены событиями, которые проходят в Украине. На данный момент всё наше внимание занимают новости Украины. Почему так? Да потому, что когда – то несколько лет назад Украина входила в состав России. На территории этой страны проживают не только украинцы, но и русские люди. Когда-то мы считались братьями и сёстрами.  А сейчас!? А сейчас на украинской земле всё перепуталось. Где правда, а где ложь уже никто не знает. А раз в стране бардак, хаос, беспорядок,   то люди, думая о своем будущем, о будущем своих детей и о будущем своей страны, приняли решение о присоединении к России. Россия, та страна, которая твёрдо стоит на ногах, страна, которая живёт мирно и благополучно.  Поэтому  жители  четырех регионов сегодня считают, что только в составе России они могут быть защищены.

Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них. Запомните: «ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ – ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ЛЮДИ». Главное – не то, какая национальность у тебя или твоего приятеля. Главное, что все мы – люди. Мы – россияне!

Мы живем на прекрасной земле. Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве. Символом мира является голубь. Давайте вырежем бумажных голубей и отпустим в бескрайнее синее небо!

(Дети вырезают голубей, подходят к доске, магнитиками прикрепляют бумажных голубей на рисунок планеты Земля).

2 группа коллаж на тему «Сила России в единстве народов.

Мир трудно построить, но еще труднее – сберечь. Мир очень хрупкий. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир». Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать.

Символом единства является рукопожатие. Пожмите руку тем, с кем бы вы хотели это сделать. Запомните это чувство единения и пронесите его через всю свою жизнь.

Мы, богатый народ, Ни с кем не воюющий, мирный народ. Чтобы счастье с удачей народ наш познал, Чтобы враг на границы не посягал, Наготове мы копья держим свои, Никакому врагу не покорялись мы, Свободой одной наши души полны. Дружбой великой велик наш народ, И хлебом, и солью, благородный народ.

«Мы – народ, и мы – едины!»

Цель: приобщение воспитанников к народным традициям и богатейшей культуре нашей страны, развитие чувства национального достоинства, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, чувства гордости к историческому героическому прошлому России.

Подготовила и провела

Жульнитова Н. С.

Добрый день, дорогие ребята! Друзья, а вы знаете, какой праздник отмечает вся Россия 4 ноября? (Слайд 1)

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. ( Слайд 2)

Сегодня мы с Вами проведем конкурсную игровую программу, посвященную государственному празднику День народного единства.

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. ( Слайд 3) Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда – отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. ( Слайд 4) Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому что не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Кузьма Минин отправился в Нижний Новгород к воеводе Дмитрию Михайловичу Пожарскому. ( Слайд 5) Собрали они народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил иконой Минина и Пожарского на святое дело – изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все люди помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от врагов в 1612 году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери (Богородица). ( Слайд 6) Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. ( Слайд 7) И наступил в стране мир и покой. А героям-освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом, был поставлен памятник. ( Слайд 8)

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! (Слайд 9)

Именно поэтому, в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства. Приказом президента РФ в 2005 году установлен праздник 4 ноября.

В честь праздника – Дня народного единство мы проводим конкурсную игровую познавательную программу «В единстве наша сила!». Вас будет оценивать жюри. Те, кто наберет больше всего баллов победят и будут награждены. Каждый правильный ответ один бал. (Представление жюри). Интеллектуальные задания будут сочетаться с подвижными.

1 задание «Символы России»

У каждого государства есть свои символы. Давайте вспомним символы нашего государства.

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Избранный по праву

На четыре года

Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ) (Слайд 11)

2 задание «Моя любимая Россия»

Каждая команда должна нарисовать на плакате Россию так, как она ее себе представляет.

Дети рисуют под песню «Моя Россия». Подводится итог конкурса.


Первый урок мы единая нация и Урок-час «Сила России – в единстве народов». Классный час (3 курс)

Отгадка: Дружба народов – их богатство (башкирская пословица) (Слайд 13)

День народного единства, а это значит что? Чтобы победить, надо быть в команде, надо быть вместе.

4 задание. Игра с шариком.

Игроки каждой команды встают плечом друг к другу. Получается, что они касаются друг друга левым и правым плечом. И им завязывают руки – левую руку одного с правой рукой другого. И они поднимают руки вверх. Первому участнику дают воздушный шарик в его свободную правую руку. И он также поднимает руку вверх. И задача каждой команды передать шар или мячик в самый конец своей команды. Но передавать верхом, а так как руки связаны, то это будет сложно, ведь надо будет действовать сообща, потому что связаны две руки разных людей. В общем, какая команда вперёд передаст инвентарь, та и победила.

5 задание «История в памятниках скульптуры и архитектуры»

Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Соберите из пазлов иллюстрации, внимательно рассмотрите их и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:

а) Казанский собор;

б) памятник “Тысячелетие России”,

в) памятник Минину и Пожарскому

(Слайд 14)


Первый урок мы единая нация и Урок-час «Сила России – в единстве народов». Классный час (3 курс)

Первый урок мы единая нация и Урок-час «Сила России – в единстве народов». Классный час (3 курс)

6 задание. Игра с буквами

Команде из восьми человек даются буквы, из которых надо сложить слово – ЕДИНСТВО. Но дети не знают, какое слово им надо сложить. Они видят только набор букв. И когда ведущий им говорит, что надо составить слово и встать с буквами так, чтобы его можно было прочитать, то дети должны сообразить, что это за слово и встать так, как положено. Держа буквы в руках.

7 задание. Игра «Остров»

А теперь, ребята, я вам предлагаю выполнить упражнение «Остров».

Условия: на пол нужно прилепить скотчем (достаточно крепко) пять листов формата А 4.

Задание: необходимо, чтобы все члены команды поместились на этом острове в течение 2 минут. (можно, чтобы дети стояли на этом острове одной ногой или держали друг друга, главное, чтобы ноги не выступали за границы этих листов)8 задание «Собери пословицы»

Детям предлагается подобрать к началу пословицы их окончания, склеивая их прозрачных скотчем, друг за другом.


Первый урок мы единая нация и Урок-час «Сила России – в единстве народов». Классный час (3 курс)

9 задание «Расплети косичку»

От каждой команды по три человека. Надо приобрести ленточки одинаковой длины и трех цветов – красного, белого и синего и «сплести» косу из трёх ленточек, и эту косу держит один человек. Задача каждой команды из трёх человек. Размотать свою косу. Они должны действовать дружно и сообща, чтобы распутать косу, ведь она, как вы знаете, плетётся замысловато. Какая команда справится быстрее со своей задачей, та и победила.

10 задание «Строим древнерусский терем»

Задание: необходимо построить без использования слов древнерусский терем с помощью простых бумаг без клея, скрепок и т.д.


Первый урок мы единая нация и Урок-час «Сила России – в единстве народов». Классный час (3 курс)

Россия – дружная страна. Она гордится своими народами. В России проживают самые разные народы и национальности, с разными религиями и вероисповеданием.

А назовите, друзья мои, какие народы и национальности знаете вы?

Русские, белорусы, татары, башкиры, украинцы, казахи, узбеки и т.д.

А ребята, каких национальностей живут в нашем интернате? (Дети отвечают)

Ребята, чтобы нам вместе жилось дружно, мы должны хорошо относиться друг другу, уважать других и не обижать их. Ведь в дружбе – наша сила!

А теперь пусть каждый из вас обведет свою ладошку.

(Дети обводят ладошки маркером на ватмане с надписью: «Я! ТЫ! ОН! ОНА! -ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»)

Посмотрите, какие мы дружные, ребята! Мы вместе – дружная страна!

Ну что же! Наша встреча подходит к концу. Я надеюсь, что вам было весело и не скучно!

Я хочу верить, что вы, пока ещё молодые и юные ребята, повзрослев, принесёте славу нашей стране и своей родине! С вашей помощью она станет ещё лучше, ещё богаче, ещё красивее! Мы, взрослые, очень вас любим и хотим, чтобы у вас всё было хорошо! Для нас Россия – это вы, наши дети!

Клип «Россия – мы дети твои!»

Литература:Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.-сот. В. А. Шамшурин. М. Садовский Б. Гимн в память подвига Нижегородского ополчения 1611-1612. Карташова М. В. Балахна – Минин – Нижегородское ополчение. Сорокина Л. А. Князь Д. М. Пожарский на балахнинской земле//Нижегородский музей.№7.2006. Крымова Ирина. Русь. Смута. Минин и Пожарский. Сборник «Русское сердце тебя не забудет» Нижегородская старина : ист. издание. 2001. № 9. https://ru.wikipedia.org/wiki/http://www.museum.unn.ru/ http://www.stihi.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Афанасовская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

“Сила России – в единстве народов”

классный час  в 1 классе

Учитель начальных классов-

с. Афанасово, 2014

Познакомить учеников с историей формирования национального

Стимулировать интерес к изучению истории России;

Вызвать чувство гордости за  свою Родину;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

карта мира, физическая карта России, карта Крыма, презентация к классному часу

Запись на доске:

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В. П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой –  в городе Тамбове, третий в селе Афанасово и т.д. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и  в Москве, и в Тамбове, и в Афанасово, и в других городах и селах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия». Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной ? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Верно. Мы будем говорить о дружбе  россиян, о нашей общей безмерной любви к России, а также о силе России, и о том откуда эта сила берётся. Но сначала давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня  вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

III. Работа над темой классного часа.

Россия- крупнейшее государство мира. Посмотрите на карту.  Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.

– Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»?

– И почему к Москве какое-то другое отношение?

Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что, если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки , и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.

Ребята, а кто из вас знает, откуда появилось такое название “Русь”, “Россия”?

– Давным-давно, в  далёкие времена  жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые  матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить (строить), умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

– Слово  «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

– Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване

тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Подготовленные ученики читают стихи

Россия – Родина моя,Прекрасна ты и многолика. Твои поля, леса, лугаИ на речной равнине бликиЯ восхваляю!

Россия – родина мояДетьми своими ты богата. Традиции, обряды предковУзнают все из нас когда-то.

Откуда начинается Россия?С Курил? С Камчатки? Или с Командор?О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр?Россия начинается с пристрастьяК труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, – Россия Не с гор берёт начало, а с тебя.

Вот она какая Родина – Русь, широкая и великая. И везде живут люди. – А как всех их можно назвать одним словом?

Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство.( запись на доске) Её населяют более 180 национальностей, народностей, и этнических групп.

– Да , много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может быть основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом и записано в Конституции Российской Федерации.

– Давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?

Послушайте, пожалуйста, басню Л. Н Толстого, и тогда, я думаю, вам все станет ясно.

Зачем же объединились народы в одно большое государство?

А чем, по вашим наблюдениям, отличаются люди разных национальностей?

Во- первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во- вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.

Но большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран. Вот как об этом сказал В. П. Максаковский (читает учитель запись на доске).

Все мы наслышаны и обеспокоены событиями, которые проходят в Украине. На данный момент всё наше внимание занимают новости Украины. Почему так? Да потому, что когда – то несколько лет назад Украина входила в состав России. На территории этой страны проживают не только украинцы, но и русские люди. Когда-то мы считались братьями и сёстрами. Ведь мы славяне! А сейчас!? А сейчас на украинской земле всё перепуталось. Где правда, а где ложь уже никто не знает. А раз в стране бардак, хаос, беспорядок, а значит и безвластие, то люди, думая о своем будущем, о будущем своих детей и о будущем своей страны, приняли решение о присоединении к России. Россия, та страна, которая твёрдо стоит на ногах, страна, которая живёт мирно и благополучно.  Поэтому  жители Крыма сегодня считают, что только в составе России они могут быть защищены. Люди и власти видят, что тучи сгущаются. Крымчане понимают, что в случае чего своими отрядами самообороны они просто не справятся.

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ1 веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.

Но я уверенна, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

Теперь нашей Российской территории прибавилось ровно на размер полуострова Крым. (просмотр карты Крыма).

IV. Знакомство с достопримечательностями Крыма.

(просмотр презентации “Крым – часть России”)

Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них. Запомните: «ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ – ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ЛЮДИ». Главное – не то, какая национальность у тебя или твоего приятеля. Главное, что все мы – люди. Мы – россияне! И мы вместе! ила России – в единстве народов.  Послушайте стихотворение “Мы – народ”:

– В чём же сила России. Как вы думаете?

V. Практическая часть.

Мы живем на прекрасной земле. Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве. Символом мира является голубь. Давайте вырежем бумажных голубей и отпустим в бескрайнее синее небо! (Дети вырезают голубей, подходят к доске, магнитиками прикрепляют бумажных голубей на рисунок планеты Земля).

1. Классный час. 1 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова.- М.: ВАКО, 2013.

2. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, викторины)/ авт.-сост. Е.В. Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *