Цели и задачи:
проектор, презентация, воздушные шарики, пластиковые конверты с раздаточным материалом.
Здравствуй, школьное утро!
Здравствуй, школьный звонок!
Ты проснувшись, как будто
Вновь зовешь на урок!
И первый лучик в небе синем
Нам шлет сегодня свой привет.
Над необъятным Казахстаном
Встает торжественно рассвет!
То слово не склоняется,Пример не получается,Всё это начинается со школьного звонка.
Уважаемые ученики! Сегодня такой замечательный день – Праздник Знаний! Совсем недавно – 30 августа – в республике Казахстан был торжественно отмечен государственный праздник – День Конституции.
Наша Конституция дает гарантию бесспорного развития государства и общества, вселяет надежду в граждан страны, воспитывает патриотические чувства к своей Родине, создает культуру соблюдения закона и уважения прав человека.
Свои земли на все времена.
В Казахстане цветет свой флаг
В Казахстане сияет свой герб
В Казахстане, как сбывшийся сон,
Свой счастливый и мудрый закон!
Наш флаг впитал цвет неба голубого
И золото пшеничное полей.
Наш Казахстан — земля родного дома,
Земля отцов и Родины моей.
Парит орёл —
Он празднует свободу,
Над степью вольно крылья распластал.
Семья больших народов,
За много лет богаче, краше стал.
Сверкают снегом горные вершины,
Но нам с дороги этой не свернуть
Мы с Родиною в помыслах едины
Нам солнце к счастью освещает путь.
Особый смысл приобретает значение этого праздника в год 30-летия Независимости Казахстана.
Казахстан – это земля мира, добра, согласия. Мы – часть мирового сообщества, открытый народ, единая нация. Мы единый народ, у нас единая цель, единые интересы, единое будущее! Это делает нас сильными, это защищает нас от ветров истории и выводит на широкую дорогу глобального мира.
Школа всегда величаво
Смотрит на мир с высоты.
Здесь вашей песни начало,
Школа откроет страницу
Жизненной книги большой.
Научит вас к цели стремиться
И закаляться душой.
Абай Кунанбаев – великий сын казахского народа, память о котором сохранилась через века. Его именем названы улицы в Египте, Индии, Германии, России и многих других странах. Казахстанцы стремятся хранить память о мудреце и поэте Абае. 2020 год – год 175 – летнего юбилея Абая Кунанбаева.
Наш холоден Ум наподобие льда,
Горячее Сердце согреет всегда.
Разумность и такт, прозорливость терпенья,
В нас Воли рождает тугая узда.
Держа в триединстве Ум, Сердце и Волю,
Ты к цельности редкой придешь без труда.
Но взяты поврозь, они будут ущербны, –
Не славят явлений, где много вреда.
Живу неспособный смеяться и плакать,
Лишь с сердцем мятущимся, с коим – беда.
Ум, Сердце и Воля – ничто друг без друга,
А Знанье их суть пронесет сквозь года.
Больше всего на свете, больше собственной жизни Абай Кунанбаев любил свой народ. Все думы и помыслы великого мудреца были посвящены будущему страны казахов.
Что это? Абая ли это портрет?
Могущества слава и песни расцвет!
Умом и отвагою равно велик,
Какой же с Абаем сравнится поэт?
Величье акына он гордо вознес,
Грядущего славным примером возрос.
Аргын и найман удивились ему,
Словам, уподобленным яркости звезд.
В этом году все мы столкнулись с общей бедой, с большой проблемой – COVID-19.
– Бактерия по сравнению с вирусом является великаном. Не стоит путать бактерию и вирус.
– На кончике тонкой иголки может поместиться 100 тысяч вирусных частичек.
– Ученых до сих пор не определились: относить ли вирусы к живой или неживой природе. Ведь вне организмов они погибают и могут жить только за счет чужой живой среды. Но, как и живые организмы, они размножаются.
– Многие вирусы неопасны для человека. И тут следует отдать должное иммунной системе человека, которая защищает нас. Она вырабатывалась тысячелетиями. Но существуют новые вирусы, с которыми иммунитет побороться может не всегда. К таким относится коронавирус.
– 1 из 10 зараженных коронавирусом начнет испытывать недомогания. Другие же даже не заметят то, что инфицированы. Но они могут при этом заразить тех, с кем общаются. Особо опасен коронавирус для старших людей. Ведь здоровье бабушек и дедушек хуже, поэтому вирус они переносят тяжело.
– ветрянка, грипп, корь, скарлатина – заболевания, причиной которых также является вирус.
Родился вирус нелюбви
Однажды на планете.
И были им поражены –
И взрослые, и дети.
И целый мир сошел с ума.
И в панике планета.
И просто кругом голова,
Как будто – конец света.
Как этот вирус победить?
Попробуем его лечить,
А формула простая:
Научимся весь мир любить,
Не злясь, не осуждая.
Давайте будем жизнь ценить
И просто ЖИТЬ! Прощая.
Любить себя, своих родных
И нужно без оглядки
Всем навести в домах, в умах
И в действиях порядки!
И пусть исчезнет навсегда
Коварный этот вирус.
А в мире будет Доброта,
Любовь и Справедливость!
Звени, звонок! Звени, звонок!
Веселый, грустный, дерзкий!
Ждёт в жизни вас другой урок,
Уходит тихо детство!
Звени, звонок! Звени, звонок,
Мы к знаниям идём вперед,
Усталости не зная!
В добрый путь, в добрый час!
Школьный год впереди.
Всем желаем его удачно пройти!
Дорогие ребята, начинается новый учебный год. Сколько нас ждет интересных открытий впереди, встреч с любимыми учителями!
Учеба, здравствуй! Школа, здравствуй! Идем за знаньями в поход.
Сегодня праздник! Школьный праздник! Встречаем мы учебный год!
Пусть удачным будет переходный год!
Классный час на тему: Сила России в единстве народов.
Формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей.
Знакомство с историей формирования национального состава населения России;
– Дать представление о народах, проживающих на территории РФ.
-Расширять кругозор учащихся;
-Стимулировать интерес к изучению истории России.
-Воспитание культуры общения;
-Воспитание чувства гордости за свою Родину;
-Воспитание гражданско-патриотических чувств.
Ход классного часаI. Орг. момент.
Цель: Создание эмоционального настроя на работу.
– Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.
II. Введение в тему классного часа.
-есть ли среди нас абсолютно одинаковые люди? (имеется в виду класс)
-что нас объединяет?
-посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Назовите их.
-чем являются эти предметы для нашей страны?
-напомните, как называется наша страна?
-посмотрите на карту нашего государства. Россия- крупнейшее государство мира. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой – в городе Тамбове, третий в селе Афанасово и т.д. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Москве, и в Тамбове, и в Афанасово, и в других городах и селах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия». Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной ? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
– Послушайте басню Л. Н Толстого, и тогда, я думаю, вам все станет ясно.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
– Какому жизненному правилу учит басня?
” Сила России – в единстве народов” так называется наш классный час.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Верно. Мы будем говорить о дружбе россиян, о нашей общей безмерной любви к России, а также о силе России, и о том откуда эта сила берётся. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.
– Внимание на экран. (просмотр видеоролика)
-о чем вы посмотрели ролик?
-какие национальности проживают в нашей стране?
В нашей стране живет много разных народов, которые заметно отличаются друг от друга своими привычками, обычаями и традициями. Её населяют более 190 национальностей. Они живут в разных уголках нашей огромной страны, говорят на своём национальном языке, и все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом записано в Конституции Российской Федерации. Русская Нация сильна единством своего народа и может достойно ответить любому агрессору.
-Так в чём же сила народов России? (В единстве). Рассмотрим карту-схему, которая поможет нам ответить на вопрос.
Пояснить каждый блок.
(Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу. Одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий).
(Одной из главных структурных составляющих исторической памяти являются традиции )
— огромная и дружная страна, состоящая из великого множества народов. Богатство нашей страны заключается в их культурной и многогранности. У каждого народа своя судьба и свой исторический путь, который отражается непосредственно в . К сожалению, в наше время многие национальные находятся на грани исчезновения.)
подразумевают передачу семейных ценностей, определенных взглядов, идей. Иногда проявляются в том, что дети выбирают ту же профессию, что и их родители.)
Любовь к Родине – это очень сильное чувство. Это своей семье и тому месту, где ты родился и живешь. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. делает нас сильными. Это чувство помогло нашим прадедам совершить великий подвиг – победить в Великой Отечественной войне. стране, где мы родились.)
– Артур Шопенгауэр(великий немецкий философ) говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.
Но большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.
Все мы наслышаны и обеспокоены событиями, которые проходят в Украине. На данный момент всё наше внимание занимают новости Украины. Почему так? Да потому, что когда – то несколько лет назад Украина входила в состав России. На территории этой страны проживают не только украинцы, но и русские люди. Когда-то мы считались братьями и сёстрами. А сейчас!? А сейчас на украинской земле всё перепуталось. Где правда, а где ложь уже никто не знает. А раз в стране бардак, хаос, беспорядок, то люди, думая о своем будущем, о будущем своих детей и о будущем своей страны, приняли решение о присоединении к России. Россия, та страна, которая твёрдо стоит на ногах, страна, которая живёт мирно и благополучно. Поэтому жители четырех регионов сегодня считают, что только в составе России они могут быть защищены.
Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них. Запомните: «ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ – ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ЛЮДИ». Главное – не то, какая национальность у тебя или твоего приятеля. Главное, что все мы – люди. Мы – россияне!
Мы живем на прекрасной земле. Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве. Символом мира является голубь. Давайте вырежем бумажных голубей и отпустим в бескрайнее синее небо!
(Дети вырезают голубей, подходят к доске, магнитиками прикрепляют бумажных голубей на рисунок планеты Земля).
2 группа коллаж на тему «Сила России в единстве народов.
Мир трудно построить, но еще труднее – сберечь. Мир очень хрупкий. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир». Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать.
Символом единства является рукопожатие. Пожмите руку тем, с кем бы вы хотели это сделать. Запомните это чувство единения и пронесите его через всю свою жизнь.
Мы, богатый народ, Ни с кем не воюющий, мирный народ. Чтобы счастье с удачей народ наш познал, Чтобы враг на границы не посягал, Наготове мы копья держим свои, Никакому врагу не покорялись мы, Свободой одной наши души полны. Дружбой великой велик наш народ, И хлебом, и солью, благородный народ.
«Мы – народ, и мы – едины!»
Цель: приобщение воспитанников к народным традициям и богатейшей культуре нашей страны, развитие чувства национального достоинства, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, чувства гордости к историческому героическому прошлому России.
Подготовила и провела
Жульнитова Н. С.
Добрый день, дорогие ребята! Друзья, а вы знаете, какой праздник отмечает вся Россия 4 ноября? (Слайд 1)
Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. ( Слайд 2)
Сегодня мы с Вами проведем конкурсную игровую программу, посвященную государственному празднику День народного единства.
В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. ( Слайд 3) Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда – отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. ( Слайд 4) Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому что не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.
Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.
Купец Кузьма Минин отправился в Нижний Новгород к воеводе Дмитрию Михайловичу Пожарскому. ( Слайд 5) Собрали они народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил иконой Минина и Пожарского на святое дело – изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все люди помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.
Освободили Москву от врагов в 1612 году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.
Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери (Богородица). ( Слайд 6) Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.
В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. ( Слайд 7) И наступил в стране мир и покой. А героям-освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом, был поставлен памятник. ( Слайд 8)
История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.
Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!
Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.
Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! (Слайд 9)
Именно поэтому, в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства. Приказом президента РФ в 2005 году установлен праздник 4 ноября.
В честь праздника – Дня народного единство мы проводим конкурсную игровую познавательную программу «В единстве наша сила!». Вас будет оценивать жюри. Те, кто наберет больше всего баллов победят и будут награждены. Каждый правильный ответ один бал. (Представление жюри). Интеллектуальные задания будут сочетаться с подвижными.
1 задание «Символы России»
У каждого государства есть свои символы. Давайте вспомним символы нашего государства.
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Избранный по праву
На четыре года
Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ) (Слайд 11)
2 задание «Моя любимая Россия»
Каждая команда должна нарисовать на плакате Россию так, как она ее себе представляет.
Дети рисуют под песню «Моя Россия». Подводится итог конкурса.
Отгадка: Дружба народов – их богатство (башкирская пословица) (Слайд 13)
День народного единства, а это значит что? Чтобы победить, надо быть в команде, надо быть вместе.
4 задание. Игра с шариком.
Игроки каждой команды встают плечом друг к другу. Получается, что они касаются друг друга левым и правым плечом. И им завязывают руки – левую руку одного с правой рукой другого. И они поднимают руки вверх. Первому участнику дают воздушный шарик в его свободную правую руку. И он также поднимает руку вверх. И задача каждой команды передать шар или мячик в самый конец своей команды. Но передавать верхом, а так как руки связаны, то это будет сложно, ведь надо будет действовать сообща, потому что связаны две руки разных людей. В общем, какая команда вперёд передаст инвентарь, та и победила.
5 задание «История в памятниках скульптуры и архитектуры»
Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Соберите из пазлов иллюстрации, внимательно рассмотрите их и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:
а) Казанский собор;
б) памятник “Тысячелетие России”,
в) памятник Минину и Пожарскому
(Слайд 14)
6 задание. Игра с буквами
Команде из восьми человек даются буквы, из которых надо сложить слово – ЕДИНСТВО. Но дети не знают, какое слово им надо сложить. Они видят только набор букв. И когда ведущий им говорит, что надо составить слово и встать с буквами так, чтобы его можно было прочитать, то дети должны сообразить, что это за слово и встать так, как положено. Держа буквы в руках.
7 задание. Игра «Остров»
А теперь, ребята, я вам предлагаю выполнить упражнение «Остров».
Условия: на пол нужно прилепить скотчем (достаточно крепко) пять листов формата А 4.
Задание: необходимо, чтобы все члены команды поместились на этом острове в течение 2 минут. (можно, чтобы дети стояли на этом острове одной ногой или держали друг друга, главное, чтобы ноги не выступали за границы этих листов)8 задание «Собери пословицы»
Детям предлагается подобрать к началу пословицы их окончания, склеивая их прозрачных скотчем, друг за другом.
9 задание «Расплети косичку»
От каждой команды по три человека. Надо приобрести ленточки одинаковой длины и трех цветов – красного, белого и синего и «сплести» косу из трёх ленточек, и эту косу держит один человек. Задача каждой команды из трёх человек. Размотать свою косу. Они должны действовать дружно и сообща, чтобы распутать косу, ведь она, как вы знаете, плетётся замысловато. Какая команда справится быстрее со своей задачей, та и победила.
10 задание «Строим древнерусский терем»
Задание: необходимо построить без использования слов древнерусский терем с помощью простых бумаг без клея, скрепок и т.д.
Россия – дружная страна. Она гордится своими народами. В России проживают самые разные народы и национальности, с разными религиями и вероисповеданием.
А назовите, друзья мои, какие народы и национальности знаете вы?
Русские, белорусы, татары, башкиры, украинцы, казахи, узбеки и т.д.
А ребята, каких национальностей живут в нашем интернате? (Дети отвечают)
Ребята, чтобы нам вместе жилось дружно, мы должны хорошо относиться друг другу, уважать других и не обижать их. Ведь в дружбе – наша сила!
А теперь пусть каждый из вас обведет свою ладошку.
(Дети обводят ладошки маркером на ватмане с надписью: «Я! ТЫ! ОН! ОНА! -ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»)
Посмотрите, какие мы дружные, ребята! Мы вместе – дружная страна!
Ну что же! Наша встреча подходит к концу. Я надеюсь, что вам было весело и не скучно!
Я хочу верить, что вы, пока ещё молодые и юные ребята, повзрослев, принесёте славу нашей стране и своей родине! С вашей помощью она станет ещё лучше, ещё богаче, ещё красивее! Мы, взрослые, очень вас любим и хотим, чтобы у вас всё было хорошо! Для нас Россия – это вы, наши дети!
Клип «Россия – мы дети твои!»
Литература:Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.-сот. В. А. Шамшурин. М. Садовский Б. Гимн в память подвига Нижегородского ополчения 1611-1612. Карташова М. В. Балахна – Минин – Нижегородское ополчение. Сорокина Л. А. Князь Д. М. Пожарский на балахнинской земле//Нижегородский музей.№7.2006. Крымова Ирина. Русь. Смута. Минин и Пожарский. Сборник «Русское сердце тебя не забудет» Нижегородская старина : ист. издание. 2001. № 9. https://ru.wikipedia.org/wiki/http://www.museum.unn.ru/ http://www.stihi.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Афанасовская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
“Сила России – в единстве народов”
классный час в 1 классе
Учитель начальных классов-
с. Афанасово, 2014
Познакомить учеников с историей формирования национального
Стимулировать интерес к изучению истории России;
Вызвать чувство гордости за свою Родину;
Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
карта мира, физическая карта России, карта Крыма, презентация к классному часу
Запись на доске:
“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В. П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой – в городе Тамбове, третий в селе Афанасово и т.д. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Москве, и в Тамбове, и в Афанасово, и в других городах и селах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия». Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной ? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
Верно. Мы будем говорить о дружбе россиян, о нашей общей безмерной любви к России, а также о силе России, и о том откуда эта сила берётся. Но сначала давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.
III. Работа над темой классного часа.
Россия- крупнейшее государство мира. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.
– Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»?
– И почему к Москве какое-то другое отношение?
Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что, если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки , и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
Ребята, а кто из вас знает, откуда появилось такое название “Русь”, “Россия”?
– Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить (строить), умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.
– Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.
– Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.
Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване
тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.
Подготовленные ученики читают стихи
Россия – Родина моя,Прекрасна ты и многолика. Твои поля, леса, лугаИ на речной равнине бликиЯ восхваляю!
Россия – родина мояДетьми своими ты богата. Традиции, обряды предковУзнают все из нас когда-то.
Откуда начинается Россия?С Курил? С Камчатки? Или с Командор?О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр?Россия начинается с пристрастьяК труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, – Россия Не с гор берёт начало, а с тебя.
Вот она какая Родина – Русь, широкая и великая. И везде живут люди. – А как всех их можно назвать одним словом?
Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство.( запись на доске) Её населяют более 180 национальностей, народностей, и этнических групп.
– Да , много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может быть основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом и записано в Конституции Российской Федерации.
– Давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?
Послушайте, пожалуйста, басню Л. Н Толстого, и тогда, я думаю, вам все станет ясно.
Зачем же объединились народы в одно большое государство?
А чем, по вашим наблюдениям, отличаются люди разных национальностей?
Во- первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во- вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.
Но большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран. Вот как об этом сказал В. П. Максаковский (читает учитель запись на доске).
Все мы наслышаны и обеспокоены событиями, которые проходят в Украине. На данный момент всё наше внимание занимают новости Украины. Почему так? Да потому, что когда – то несколько лет назад Украина входила в состав России. На территории этой страны проживают не только украинцы, но и русские люди. Когда-то мы считались братьями и сёстрами. Ведь мы славяне! А сейчас!? А сейчас на украинской земле всё перепуталось. Где правда, а где ложь уже никто не знает. А раз в стране бардак, хаос, беспорядок, а значит и безвластие, то люди, думая о своем будущем, о будущем своих детей и о будущем своей страны, приняли решение о присоединении к России. Россия, та страна, которая твёрдо стоит на ногах, страна, которая живёт мирно и благополучно. Поэтому жители Крыма сегодня считают, что только в составе России они могут быть защищены. Люди и власти видят, что тучи сгущаются. Крымчане понимают, что в случае чего своими отрядами самообороны они просто не справятся.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ1 веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Теперь нашей Российской территории прибавилось ровно на размер полуострова Крым. (просмотр карты Крыма).
IV. Знакомство с достопримечательностями Крыма.
(просмотр презентации “Крым – часть России”)
Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них. Запомните: «ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ – ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ЛЮДИ». Главное – не то, какая национальность у тебя или твоего приятеля. Главное, что все мы – люди. Мы – россияне! И мы вместе! ила России – в единстве народов. Послушайте стихотворение “Мы – народ”:
– В чём же сила России. Как вы думаете?
V. Практическая часть.
Мы живем на прекрасной земле. Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве. Символом мира является голубь. Давайте вырежем бумажных голубей и отпустим в бескрайнее синее небо! (Дети вырезают голубей, подходят к доске, магнитиками прикрепляют бумажных голубей на рисунок планеты Земля).
1. Классный час. 1 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова.- М.: ВАКО, 2013.
2. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, викторины)/ авт.-сост. Е.В. Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.