ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕРСОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Консультация для педагогов «Портфолио педагога»

Понятие «портфолио» пришло из Западной Европы в XV-XVIвв. В эпоху возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея применений портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80-х годах, в конце 80 – начале 90-х годов начался настоящий бум.

Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений.

Профессиональное портфолио педагога – воспитателя  – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя.  Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах совместной деятельности.

Портфолио воспитателя  – это:

форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;

•          средство мотивации и стимулирования творческой        активности и самообразования;

•          средство самопрезентации и карьерного роста;

•          способ фиксирования, накопления и оценки  творческих достижений педагога;

•          средство мониторинга и индивидуального прогресса;

Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального  роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.

Подходы к разработке и ведению портфолио:

Принципы формирования и ведения портфолио:

Особенности  Портфолио воспитателя  ДОУ  как  формы                 аттестации: Портфолио  представляет собой  рабочую  папку,  содержащую                       многообразную  информацию,  которая документирует  имеющийся  опыт     воспитателя  ДОУ  и  отражает совокупность  его  индивидуальных                 достижений; это  способ  фиксирования, накопления  и  оценки творческих   достижений  воспитателя, включающий  интеграцию  количественной  и        качественной  оценок педагогической  деятельности;  это  комплект                документов, подтверждающих  результативность  деятельности                       воспитателя  детского  сада,  актуализирующий  рефлексию его                       собственной  деятельности.

Портфолио –  форма  аттестации, в  ходе  которой воспитатель  представляет                      материалы, подтверждающие  его  профессионализм  в  виде                            структурированного  накопительного  документа.

воспитатель  представляет сведения  о                         профессиональном  статусе, стаже  работы,  образовании, личные  данные.   Эти  сведения  воспитателю помогает  формировать  руководитель                  дошкольного  образовательного  учреждения.

воспитатель  включает эссе  «Я  и  моя  профессия»,     характеристику,  данную  руководителем (зам.  заведующего  по  ВМР)  ДОУ.

В эссе  «Я  и  моя  профессия» воспитатель  в  свободной форме  может          отразить следующие  аспекты:  мотивы выбора  профессии,  представления о  качествах,  необходимых для  успешной  профессиональной  деятельности,   этапы  профессионального  становления, личностные  и  профессиональные  интересы, перспективы  и  достижения, изложить  педагогическое  кредо,      дать  самоанализ  профессиональной  компетентности,  обозначить темы       инновационной  и  экспериментальной  деятельности, отразить  творческие   достижения и  т.д.

В характеристике  на  воспитателя, составляемой  представителями                 администрации ДОУ,  отражаются:  отношение педагога  к                               профессиональной  педагогической  деятельности, его  вклад  в  развитие      образовательного  учреждения и  совершенствование  педагогического          процесса, перспективы  профессионального  роста  воспитателя,  степень       участия в  общественной  жизни, профессиональные  и  личные достижения,  личностные  и  профессиональные  качества педагога.  Работа  воспитателя   над  данным  разделом Портфолио  позволяет  отследить динамику  и             результаты профессионального  становления  и  развития,  определить           возможные  перспективы  и  направления  профессионального  саморазвития.

«Папка  профессиональных  достижений»  включает в  себя  следующие   материалы:  планы  воспитательно-образовательной  работы с  детьми,  доклады, сообщения  на  методических и  педагогических  советах, публикации,  описание  опыта  работы,                   иллюстрации и  самоанализ  развивающей среды,  конспекты  открытых         занятий,  перечень  разработанных дидактических  и  методических пособий,  тексты  проектов разной  направленности,  системы конспекты  занятий  или  других  форм  организации  работы с  детьми,  самоотчет о  результатах         работы за  учебный  год,  видеозаписи  разных форм  работы  с  детьми,         родителями, коллегами,  результаты  анкетирования и  отзывы  родителей и  др.  Данный материал  служит  в  качестве  иллюстраций и  подтверждения   профессиональных  достижений, позволяет  воспитателю  создавать личный  банк  разнообразных по  характеру  и  значимости  творческих и                     методических  материалов. В  ходе  работы над  содержательным                     наполнением этого  раздела  Портфолио, воспитатель  имеет  возможность    совершенствования  ряда  педагогических  умений: аналитических,                 прогностических,  рефлексивных, и  др.

«Папка  достижений  воспитанников»  включает сертификаты  об  участии воспитанников  в  различных конкурсах,  спортивных  мероприятиях,             олимпиадах,  количественные  и  качественно  проработанные данные            диагностики  продвижения детей  в  системе образовательного  процесса,      продукты детского  творчества,  сертификаты участия  детей  и  педагога  в   проектах  разного уровня  и  направленности.  Материалы этого  раздела       Портфолио могут  опосредованно  свидетельствовать  о  качестве,  уровне,    содержании  профессионально-педагогической  деятельности воспитателя,  служить  иллюстрацией его        профессионального  творчества, активности,  компетентности.

наполняется сертификатами  об  участии в                  конференциях,  круглых столах,  профессиональных  и  творческих                 конкурсах, документированными  подтверждениями  прохождения курсов    повышения  квалификации, прохождения  стажировок,  дипломы о                 профессиональной  переподготовке  или  дополнительном                                профессиональном  образовании, грамоты  за  успешную реализацию              профессионально-педагогический  или  общественной  деятельности. Материалы  этой  части  Портфолио  могут  достоверно  подтвердить уровень  профессионализма  и   компетентности  специалиста, а  также  уровень его  притязаний,                     официальный статус.

«Папка  экспертных  оценок» включает  в  себя  внешние  и  внутренние     отзывы, рецензии,  благодарственные  письма, официальные  отзывы  о          внедрении  авторских технологий,  патенты  и  т.п.  Данные документы          являются  разнообразными  и  объективными  формами оценки                        результативности  деятельности педагога  и  могут  стимулировать  его  к      дальнейшему профессиональному  росту.

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

Практическая значимость портфолио:

Опыт показывает, что успеха добиваются не столько способностями, сколько усердием. Побеждает тот, кто душой и телом отдаётся своей работе. (Бакстон Томас Фауэлл- английский филантроп).

Портфолио – быть или не быть?

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов).

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы Х вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХ вв. она становится популярной во всём мире.

Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Несколько лет в нашей стране назад мы заговорили о портфолио ученика. В настоящщее время это уже не идея, а острая необходимость. С первого класса у детей появляется портфолио, который они пополняют на протяжении всего периода обучения.

Позднее появилась идея создания портфолио учителя, портфолио школы. Идея создания портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио представляет собой коллекцию собственных достижений и результатов.

Цель портфолио – показать, на что способен профессионал на практике. Портфолио Учителя рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.  Портфолио даёт возможность отслеживать развитие профессионального уровня Учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Работа над портфолио очень трудоемкая, но есть высказывание на эту тему «       . – Чем больше мы совершаем, тем ещё больше мы способны совершить». ( Уильям Хэцлитт – английский литературный критик и эссеист). Нужно стать исследователем, чтобы переосмыслить свой педагогический опыт, условия развития устойчивого познавательного интереса, результаты диагностики. Овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием формирования учителя как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования (особенно, когда речь идёт о качестве образования). Портфолио – инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя.

Сбор информации, систематизация и анализ собранной информации – двигатель Учителя. В нём прослеживается механизм самообразования, самопознания, самоактуализации и рефлексии учителя. Портфолио учителя – это очередной этап в развитии профессии.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

Портфолио является одним из стимулов к самосовершенствованию. Заглянув в портфолио педагога или учителя, можно судить о его компетентности, профессиональном росте, достижениях и заслугах, подтвержденных различными сертификатами, грамотами и поощрительными наградами. Это является своеобразным мониторингом профессиональной деятельности.  Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.

Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.

Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, родителей об учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.

Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.

Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:

Итак, в портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности.

С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

В начале нынешнего учебного года я начала создавать своё портфолио, но оно в бумажном варианте. Составляла его в соответствии с рекомендациями создания портфолио учителями английского языка, изложенными в методическом журнале «Английский язык в школе», издательство «Титул», г. Обнинск.

В июне, когда приехала с курсов, администрация школы порекомендовала мне поучаствовать в конкурсе «Электронное портфолио перспективы использования в профессиональной деятельности. Рекомендации по содержанию». Решила попробовать . Это новая технология, роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития. Не всё получается, знаний не всегда хватает. Но появилось желание сделать это портфолио. В каком виде представить портфолио – индивидуальный выбор и творческий подход педагога.

Идеей создания электронного портфолио я заинтересовалась в процессе работы. Теперь буду экспериментировать, искать материал, который разбросан по тетрадям, папкам и т. д., приводить всё в порядок (иначе будет стыдно перед коллегами), ведь портфолио не свалка. Хочется сделать его интересны, нескучным, а главное, полезным для других, особенно молодёжи.

Портфолио в электронном виде гораздо удобнее бумажного: здесь можно всё подправить, вставить, удалить, добавить интересную анимацию.

Я думаю, что за электронным портфолио будущее. Сидишь дома, отправляешь его по электронке в организацию (а может и в несколько организаций) и ждёшь ответа.

Захотел обменяться опытом, посмотрел опыт других учителей, при желании скачал себе и пользуйся на здоровье, пополняя копилку уроков, внеурочных мероприятий. Получилось хорошо что-то у самого – поделился с другими. Всё это быстро. Обмен идёт не на уровне школы или района, а принимает глобальный характер.

А какой это плюс для аттестации. Всё собрано, разложено по папочкам. Дома места не занимает и хранить можно на диске. Бумажный вариант, как правило, многотомный, тяжёлый – за один заход не унесёшь.ч

Итог. Портфолио быть! А электронному варианту тем более. Необходимость иметь такое портфолио скоро осознают все. Конечно, я бы добавила ещё несколько рубрик, которые, на мой взгляд, окажутся полезными для молодых педагогов:

Из раздела «Экспертиза и диагностика», добавила бы материалы оценивания: критерии и шкалы оценивания продуктов различных видов деятельности (сочинения, диалогическая, монологическая речь, чтение и т.д.

ПОРТФОЛИО – метод отслеживания личных достижений

ИЗ  ИСТОРИИ  ПОРТФОЛИО

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

n  В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире – как обозначение представленных достижений фирмы.

n      Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.

n  Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.

•          это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину

•          это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума

•          это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности

Портфолио – это коллекция работ учителя за определённое время. Форму  его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.

Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста    учителя.

Правила  составления портфолио:

n  как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;

n  определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;

n  собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;

n  все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;

n  важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;

n  указать источники используемой для работы   информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.

n  Достижения учителя

Ø  Классификаторы и др.

n  Набор рабочих материалов

Ø  Опорные конспекты

Ø  Конспекты открытых уроков

Ø  Лабораторные, практические работы

n  Отражает динамику развития учителя

n  Показывает результаты самореализации

n  Демонстрирует стиль преподавания

n  Помогает проводить рефлексию

n  Помогает спланировать деятельность

Типы портфолио учителя

2. Портфолио материалов и творческих   работ

3. Портфолио отзывов

4. Комплексный портфолио

I. Портфолио документов как витрина достижений

n  свидетельства и т.д.

II. Портфолио материалов и творческих работ

n  авторские разработки;

n  управленческие концепции и технологии;

n  авторские программы и проекты;

n  методические рекомендации и т.д.

III. Портфолио отзывов (оценок)

n  резюме и т.д.

IV. Комплексный портфолио

n  набор документов;

n  набор отзывов;

n  набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.

Основными принципами составления портфолио учителя являются:

n  полнота и конкретность представленных сведений;

n  объективность информации;

1. Учебные достижения учащихся

·      Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации.

• Результаты промежуточной аттестации.

• Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).

2. Внеурочные предметные достижения учащихся

• Предметные олимпиады.

• Предметные конкурсы.

• Научно-практические конференции.

• Иные предметные мероприятия.

3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя

• Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе.

• Занятость учащихся во внеурочное время.

• Деятельность органов ученического самоуправления.

• Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня.

• Работа с родительской общественностью.

• Динамика правонарушений в классе.

• Отзывы родительской общественности о деятельности педагога.

• Отзывы учащихся о деятельности педагога.

4. Результаты внутришкольного  контроля

• Учебной деятельности учащихся.

• Воспитательной деятельности учащихся.

• Школьной документации.

• Использование современных образовательных технологий.

• Проектная деятельность педагога.

• Исследовательская и экспериментальная деятельность.

• Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.

6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

• Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

• Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.

– реально представить результаты своего труда

– увидеть свои резервы

– иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

– осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

n  Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.

n  Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;

• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

n  Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).

В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:

• обучение педагогов

• оказание помощи педагогам

• информирование коллектива

n  Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

n  Систематизация деятельности учителя

n  Стимулирующий фактор

Требования к портфолио:

n  высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки

n  общественная и практическая значимость

n  возможность разработки учителем избранной темы

n  учет своего опыта, особенностей, условий

n  анализ и оценка качества знаний

n  эффективность и устойчивость результатов

n  оригинальность, творчество, новаторство, обобщение опыта работы, выводы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *