Консультация для педагогов «Портфолио педагога»
Понятие «портфолио» пришло из Западной Европы в XV-XVIвв. В эпоху возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея применений портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80-х годах, в конце 80 – начале 90-х годов начался настоящий бум.
Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений.
Профессиональное портфолио педагога – воспитателя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах совместной деятельности.
Портфолио воспитателя – это:
форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
• средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
• средство самопрезентации и карьерного роста;
• способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога;
• средство мониторинга и индивидуального прогресса;
Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.
Подходы к разработке и ведению портфолио:
Принципы формирования и ведения портфолио:
Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации: Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности.
Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.
воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.
воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», характеристику, данную руководителем (зам. заведующего по ВМР) ДОУ.
В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.
В характеристике на воспитателя, составляемой представителями администрации ДОУ, отражаются: отношение педагога к профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа воспитателя над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и результаты профессионального становления и развития, определить возможные перспективы и направления профессионального саморазвития.
«Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
«Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.
«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
Практическая значимость портфолио:
Опыт показывает, что успеха добиваются не столько способностями, сколько усердием. Побеждает тот, кто душой и телом отдаётся своей работе. (Бакстон Томас Фауэлл- английский филантроп).
Портфолио – быть или не быть?
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов).
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы Х вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХ вв. она становится популярной во всём мире.
Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Несколько лет в нашей стране назад мы заговорили о портфолио ученика. В настоящщее время это уже не идея, а острая необходимость. С первого класса у детей появляется портфолио, который они пополняют на протяжении всего периода обучения.
Позднее появилась идея создания портфолио учителя, портфолио школы. Идея создания портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио представляет собой коллекцию собственных достижений и результатов.
Цель портфолио – показать, на что способен профессионал на практике. Портфолио Учителя рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Портфолио даёт возможность отслеживать развитие профессионального уровня Учителя и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Работа над портфолио очень трудоемкая, но есть высказывание на эту тему « . – Чем больше мы совершаем, тем ещё больше мы способны совершить». ( Уильям Хэцлитт – английский литературный критик и эссеист). Нужно стать исследователем, чтобы переосмыслить свой педагогический опыт, условия развития устойчивого познавательного интереса, результаты диагностики. Овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием формирования учителя как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования (особенно, когда речь идёт о качестве образования). Портфолио – инструмент мониторинга профессиональных достижений учителя.
Сбор информации, систематизация и анализ собранной информации – двигатель Учителя. В нём прослеживается механизм самообразования, самопознания, самоактуализации и рефлексии учителя. Портфолио учителя – это очередной этап в развитии профессии.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
Портфолио является одним из стимулов к самосовершенствованию. Заглянув в портфолио педагога или учителя, можно судить о его компетентности, профессиональном росте, достижениях и заслугах, подтвержденных различными сертификатами, грамотами и поощрительными наградами. Это является своеобразным мониторингом профессиональной деятельности. Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.
Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, родителей об учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.
Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:
Итак, в портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности.
С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.
В начале нынешнего учебного года я начала создавать своё портфолио, но оно в бумажном варианте. Составляла его в соответствии с рекомендациями создания портфолио учителями английского языка, изложенными в методическом журнале «Английский язык в школе», издательство «Титул», г. Обнинск.
В июне, когда приехала с курсов, администрация школы порекомендовала мне поучаствовать в конкурсе «Электронное портфолио перспективы использования в профессиональной деятельности. Рекомендации по содержанию». Решила попробовать . Это новая технология, роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития. Не всё получается, знаний не всегда хватает. Но появилось желание сделать это портфолио. В каком виде представить портфолио – индивидуальный выбор и творческий подход педагога.
Идеей создания электронного портфолио я заинтересовалась в процессе работы. Теперь буду экспериментировать, искать материал, который разбросан по тетрадям, папкам и т. д., приводить всё в порядок (иначе будет стыдно перед коллегами), ведь портфолио не свалка. Хочется сделать его интересны, нескучным, а главное, полезным для других, особенно молодёжи.
Портфолио в электронном виде гораздо удобнее бумажного: здесь можно всё подправить, вставить, удалить, добавить интересную анимацию.
Я думаю, что за электронным портфолио будущее. Сидишь дома, отправляешь его по электронке в организацию (а может и в несколько организаций) и ждёшь ответа.
Захотел обменяться опытом, посмотрел опыт других учителей, при желании скачал себе и пользуйся на здоровье, пополняя копилку уроков, внеурочных мероприятий. Получилось хорошо что-то у самого – поделился с другими. Всё это быстро. Обмен идёт не на уровне школы или района, а принимает глобальный характер.
А какой это плюс для аттестации. Всё собрано, разложено по папочкам. Дома места не занимает и хранить можно на диске. Бумажный вариант, как правило, многотомный, тяжёлый – за один заход не унесёшь.ч
Итог. Портфолио быть! А электронному варианту тем более. Необходимость иметь такое портфолио скоро осознают все. Конечно, я бы добавила ещё несколько рубрик, которые, на мой взгляд, окажутся полезными для молодых педагогов:
Из раздела «Экспертиза и диагностика», добавила бы материалы оценивания: критерии и шкалы оценивания продуктов различных видов деятельности (сочинения, диалогическая, монологическая речь, чтение и т.д.
ПОРТФОЛИО – метод отслеживания личных достижений
ИЗ ИСТОРИИ ПОРТФОЛИО
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
n В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире – как обозначение представленных достижений фирмы.
n Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.
n Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.
• это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину
• это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума
• это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
Портфолио – это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.
Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Правила составления портфолио:
n как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
n определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
n собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
n все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
n важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
n указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.
n Достижения учителя
Ø Классификаторы и др.
n Набор рабочих материалов
Ø Опорные конспекты
Ø Конспекты открытых уроков
Ø Лабораторные, практические работы
n Отражает динамику развития учителя
n Показывает результаты самореализации
n Демонстрирует стиль преподавания
n Помогает проводить рефлексию
n Помогает спланировать деятельность
Типы портфолио учителя
2. Портфолио материалов и творческих работ
3. Портфолио отзывов
4. Комплексный портфолио
I. Портфолио документов как витрина достижений
n свидетельства и т.д.
II. Портфолио материалов и творческих работ
n авторские разработки;
n управленческие концепции и технологии;
n авторские программы и проекты;
n методические рекомендации и т.д.
III. Портфолио отзывов (оценок)
n резюме и т.д.
IV. Комплексный портфолио
n набор документов;
n набор отзывов;
n набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Основными принципами составления портфолио учителя являются:
n полнота и конкретность представленных сведений;
n объективность информации;
1. Учебные достижения учащихся
· Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации.
• Результаты промежуточной аттестации.
• Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).
2. Внеурочные предметные достижения учащихся
• Предметные олимпиады.
• Предметные конкурсы.
• Научно-практические конференции.
• Иные предметные мероприятия.
3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя
• Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе.
• Занятость учащихся во внеурочное время.
• Деятельность органов ученического самоуправления.
• Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня.
• Работа с родительской общественностью.
• Динамика правонарушений в классе.
• Отзывы родительской общественности о деятельности педагога.
• Отзывы учащихся о деятельности педагога.
4. Результаты внутришкольного контроля
• Учебной деятельности учащихся.
• Воспитательной деятельности учащихся.
• Школьной документации.
• Использование современных образовательных технологий.
• Проектная деятельность педагога.
• Исследовательская и экспериментальная деятельность.
• Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.
6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
• Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
• Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.
– реально представить результаты своего труда
– увидеть свои резервы
– иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
– осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
n Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.
n Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;
• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
n Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).
В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:
• обучение педагогов
• оказание помощи педагогам
• информирование коллектива
n Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
n Систематизация деятельности учителя
n Стимулирующий фактор
Требования к портфолио:
n высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки
n общественная и практическая значимость
n возможность разработки учителем избранной темы
n учет своего опыта, особенностей, условий
n анализ и оценка качества знаний
n эффективность и устойчивость результатов
n оригинальность, творчество, новаторство, обобщение опыта работы, выводы