ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Система тематических классных часов

по духовно-нравственному воспитанию
учащихся

«По
каким правилам мы живём?» Ценность человеческой жизни. Возраст и
определённые ценности. Детство. Пора взросления. Зрелость, старость.

«Человек
среди людей”. Человек не может жить вне общества. Социум. Примеры
отчужденности. Дети – Маугли.

«Кем
я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»

Дом.
«Где родился, там и пригодился». Профессия.

«Совесть
как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей».

Стыд и совесть как побудители
духовно-нравственного развития личности. Совесть – внутренний закон каждого.
Что значит «жить по совести»? Добро и зло. Притча про двух волков. Е.Носов
«Кукла», Астафьев «Конь с розовой гривой», Солженицын «Матрёнин двор», Казаков
«Тихое утро» и другие примеры в литературе про поступки «по совести». Притча
«Всё в твоих руках».

«Десять
Заповедей – основа нравственности человечества».

Добродетели: милосердие, совестливость,
целомудрие. Религия. Вера.

«Этикет
и мы! Проблема разговорной речи».

«Всему
начало – отчий дом». Исконные традиции семейного уклада.

«Мои обязанности
в семье».

«Как научиться
управлять собой».

«Не позволяй себе
врать».

«Нет уз святее
товарищества».

«Любовь –
волшебная страна». Любовь – наивысшее состояние человеческой души.

«Человек и его
судьба». Пороки современного
общества. Выбор пути.

«Как измерить
нравственность?» Психология
мужества. Понятие женственности.

«Какие нам
нравятся люди? И почему? А ты такой?»

План мероприятий по духовно – нравственному

развитию и воспитанию

Направление «Я – гражданин и патриот России»

Направление «Я, моя семья, мои друзья»

Направление «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Направление «Земля – общий дом человечества»

Учитель начальных классов:     Клокова И. И.

Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

·                   представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·                  представления о символах государства – Флаге, Гербе России, символах города СПб;

·                   представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·                   представления о правах и об обязанностях гражданина России;

·                  интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·                  уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

·                   представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·                   представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

·                  интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города СПб;

·                  стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи,  города;

·                  любовь к школе,  городу, народу, России;

·                  уважение к защитникам Родины;

·                  умение отвечать за свои поступки;

·                  негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

·      ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому  языку, народным традициям,  старшему поколению;

·       представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, о  традициях и культурном достоянии народов России; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·      опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·      опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·      опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

·       представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

·                   представления о  национальных российских ценностях;

·                  различение хороших и плохих поступков;

·                  представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на  природе;

·                   представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·                  уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·                  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·                  бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·                  знание правил  поведения в коллективе, культуры речи;

·                  стремление избегать плохих поступков; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

·                  представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·                  отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

·       представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·      нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·      уважительное отношение к традиционным религиям;

·      неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·      способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·      уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

·      знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

·                   представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·                  уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·                   представления об основных профессиях;

·                  ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

·                   представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·                   навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·                  умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·                  умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·                  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·                  отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

·      ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·      ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·       представления о различных профессиях;

·       навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·      осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·       опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·      потребности и  умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

·      мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

·                  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

·                   представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

·                   представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

·                  понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·                  знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

·                  интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

·                   представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

·                   представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

·                  отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

·      ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

·       представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

·       личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

·       представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·      знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности:родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

·                  развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·                  ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·                  элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·                  бережное отношение к растениям и животным.

·      ценностное отношение к природе;

·       опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·       знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре русского народа и народов России, нормах экологической этики;

·       опыт участия в природоохранной деятельности ЦО, на пришкольном участке, по месту жительства;

·      личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности:красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

·                  представления о душевной и физической красоте человека;

·                  умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·                  интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

·                  интерес к занятиям художественным творчеством;

·                  стремление к красоте внешнего вида;

·                  отрицательное отношение к некрасивым поступкам.

·       умение видеть красоту в окружающем мире;

·       умение видеть красоту в поведении, поступках людей;

·       представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·       опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора русского народа и народов России;

·       опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·       опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·      мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

•      учебном(в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом, а также дисциплин, изучаемых по выбору);

•      внеурочном(организация педагогического сопровождения и педагогиче­ской помощи учащихся с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитив­ными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления – с проблемными феноменами культуры);

•      институциональном(жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического правового про­странства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращать­ся к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними);

•      социально-проектном(предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребёнка «детский сад №40»

по  духовно – нравственному

Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно –  нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Список используемой литературы:

  • Боровкова Е. Б., Водина Н. И., Ефимов М. К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  • Зябкина В. В., Льговская Н. И., Микляева Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  • Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  • Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

1.»Давайте жить дружно»

2.« Кто и зачем придумал правила поведения»

3. Д/И «Азбука добрых слов»

4. « Тайное становится явным»

1. « Добрые дела живут века»

2.»Почему мы иногда говорим неправду».

3.» Вредные и полезные привычки»

4. « Каким должен быть друг»

1.«Дружба – неприязнь»

2.» В стране добрых сказок»

3. « С кем бы ты хотел дружить»

1.»О фантазерах и лгунишках»

2.«Знаешь ли ты себя»

3. « Что такое настроение»

4.»Как правильно дружить»

1.«Хорошо ли быть недобрым человеком».

2.«Хвастунишки» – кто они такие.

3. « Какими качествами обладает Дед Мороз».

1.«Кого можно назвать правдивым».

3.»Мы все такие разные»

4.»Джентльмены и леди».

1.«Что мы знаем о себе».

2.»Почему мы испытываем чувство стыда».

3.»Хорошо ли быть злым».

1.»Какие поступки можно назвать добрыми»

2.»От одного слова – навек ссора».

3.»Что ты знаешь о своем друге»

4. « Азбука добрых слов».

3. Путешествие по стране «Нравственность»

1.»Дружно жить весело»

2.»Азбука добрых слов»

3.»За что я умею отвечать».

4.»С кем бы я хотел дружить»

1.»Учимся честно говорить о проступке»

2.»Умеем ли мы правильно разговаривать друг с другом».

3.»О дружбе и отзывчивости»

4.»Поговорим о доброте»

2.»Кто щедрый, тот в дружбе первый»

3.»В правде сила»

1.«Терпение и труд все перетрут».

2.«Как и чем можно порадовать близких»

3.«Учителя и ученики»

«Учимся правильно спорить»

2.«Доброе слово всем приятно»

3.«Поведение в общественных местах»

1.«Где добро – там светло»

2.»Дразнилки и прозвища»

3.»Кто врет, тот в сети попадет»

4.»Что такое зависть»

1.»Что такое взаимопонимание»

2. « Дорогой добрых дел»

3.»Путешествие в мир книг»

2.«Как мы общаемся друг с другом»

1.»Добрые слова дороже богатства»

3.«Как я отношусь к другим детям».

«Я и мы».

3.»Снова о честности и правдивости».

4.»Почему возникает дружба»

1.»Какого цвета хамелеон?»

2.»Добро живет вечно»

3.»Добрые и злые прозвища».

4.»Доброе слово и кошке приятно».

1.»Один раз соврал – на всю жизнь вруном остался».

2.»Семь наших Я»

3.»Про разные вредности».

1.»Поделом вору и мука».

3.»Зависимость – это неволя»

4.»Как справиться с обидой».

1.«Всегда ли мы поступаем правильно».

3.»Драгоценности внутри нас»

1.»Еще раз о правилах поведения”

2.«Понимаем ли мы чувства других людей».

3.»Обман для своего блага».

1.»Добрые дела живут века, а злые – канут в лета».

2.»По секрету всему свету»

3.»Как жить не ссорясь».

1.»Два родных брата- зависть и злость».

2.»Учимся управлять своими эмоциями».

3.»Законы настоящей дружбы».

4.«Умеем ли мы признать свою вину»

1.»Почему бывают драки»

2.«Такие разные и такие похожие»

3.»Достаточно ли мы

2.»Нет друга – ищи, а найдешь – береги».

3. « Живи по правде».

4. « Как непрослыть неприятным человеком».

1.»Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен».

2. « Кто скоро помог, тот дважды помог».

4.»Можно ли справиться со злом и гневом».

1.»Добро помни – зло забывай»

2.»Всегда ли мы честны?».

3.»Ложь в правду рядилась, да о нее и разбилась».

2.»Заговор злых сил против людей».

3.»Физическая и эмоциональная боль»

4.«Зачем нужен друг?»

1.«Чувства одинокого человека»

2. « Завистливый по чужому счастью сохнет»

3.«Привычки хорошие и плохие»

1.«Учимся справляться со злом»

2.«Учусь себя оценивать».

3.»Зачем человеку чувство стыда»

1.»Почему трудно признать свою вин7».

2.»Наше поведение при конфликтах».

3.»Нормы и правила общественного поведения».

1.»Что такое обида?».

2. « Насколько я ответственный?»

4.»Когда опасен гнев?».

1.«Все о нравственности воспитанности».

2.»Жизнь дана на добрые дела».

3.»Свобода и моральный выбор человека»

Уточнить у учащихся значение понятия «дружба». Способствовать сплочению дружного коллектива.

Воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими.

Закрепить с учащимися правила поведения в общественных местах гимназии и в классе.

Учить выделять, анализировать и оценивать поведение на основе эталонов и образцов. Воспитывать добрые чувства и хорошие взаимоотношения со сверстниками, повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Продолжать знакомить учащихся с добрыми, «волшебными» словами этикета, с умением правильно их использовать. Воспитывать вежливость, культуру поведения.

На основе художественных произведений  дать учащимся понятия о честности и правдивости, подвести к пониманию того, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения.  Формировать нравственные качества личности, такие  как честность и правдивости.

Продолжать развивать представление учащихся о добре и зле. Воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку. Закреплять умение понимать смысл пословиц  и поговорок о доброте.

Уточнить знания учащихся о лжи, о неправде. Выяснить, какими бывают причины детской лжи. Дать детям понятие «ложь», «правда». Развивать желание говорить правду, поступать честно по отношению к другим детям.

Формировать моральные черты личности, положительные  навыки и привычки. Учить детей различать хорошие и дурные поступки. Способствовать вырабатывать такие качества характера, как трудолюбие, отзывчивость, доброжелательность и сострадание.

Закреплять знания о вредных и полезных привычках. Формировать умение учащихся анализировать поведение сверстников.

Выяснить, как дети понимают значения слов: «друг, дружба», какие качества больше всего ценят в своих друзьях. Продолжать учить обсуждать проблемные  ситуации, находить правильное решение.

Воспитывать дружеские отношения среди учащихся.

Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека. Закреплять знания учащихся о правилах доброжелательного поведения.

Продолжать средствами художественной литературы воспитывать доброту, отзывчивость, взаимовыручку. Формировать умение учащихся оценивать поступки героев сказок, «примерять» их к себе. Закреплять названия и содержания  сказок.

Формировать дружеские взаимоотношения в коллективе детей.  Создать атмосферу взаимного доверия, развивать умения учащихся объяснить, кого можно назвать другом, с кем бы он хотел дружить  и почему.

Дать детям понятие слова «фантазия».

Учить учащихся отличать ложь от выдумки, фантазию от обмана.

Поощрять и развивать в детях умение фантазировать, не принося никому  вреда своей выдумкой.

Сформировать у детей  представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире. Повысить самооценку, их уверенность в себе. Побудить детей их к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций.

Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.

Способствовать общению детей без ссор и конфликтов. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов; воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Продолжать знакомство с понятиями «добро», «зло». Учить определять эмоциональное состояние близких людей и одноклассников. Воспитывать добрые отношения между учащимися.

Уточнить понятие хвастовство, хвастливый человек, учить различать их от выдумки и фантазии. Воспитывать добрые чувства и хорошие отношения со сверстниками.

Формирование умения давать моральную оценку поступкам и качествам характера сказочного персонажа Деда Мороза. Продолжать учить передавать в рисунке настроение и характер людей.

Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», кого можно назвать правдивым человеком. Помочь понять, что ложь не украшает человека.

Уточнить понимание детьми правил взаимоотношений, связи правил с конкретными поступками детей. Воспитывать стремление соблюдать  вежливые, дружеские отношения между сверстниками.

омочь понять, что между детьми при их непохожести, очень много общего, воспитывать уважение к индивидуальности каждого человека.

Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками. Найти сходство и отличия во внешнем виде,  характере и поведении девочек и мальчиков. Воспитывать желания у мальчиков защищать девочек и помогать им, у девочек – благодарить за помощь.

Закладывать основы доверительного отношения друг к другу. Расширять представления о самом себе. Учить давать себе оценку и своим поступкам.

Уточнить у учащихся, что они понимают под словами: « стыд»,» стыдно»., по каким причинам испытывают это чувство и как этого избежать. Воспитывать дружеские, доверительные отношения в коллективе.

Продолжать знакомить детей с понятиями: «добро», «зло», закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей и сверстников. Воспитывать доброе, позитивное отношение к окружающему»

Уточнить у детей, что они понимают под понятием»добрый поступок». Побудить детей с помощью примеров из литературных произведений совершать  добрые , хорошие дела, которые приносят пользу и радость окружающим.

Воспитывать доброту, отзывчивость, взаимопонимание.

Учить детей умению общаться, не говорить друг другу обидных слов, умению просить прощения если виноват . Уточнить значение пословицы «От одного слова – навек ссора». Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам.

Помочь детям лучше узнать друг друга. Формировать представление о положительных чертах характера и нравственных поступках одноклассников. Углублять представления о дружбе.

На основе произведения В. Пантелеева «Честное слово» закрепить, что означает дать честное слово, обсудить моральные качества главного героя. Воспитывать честность, желание говорить и  поступать правдиво.

Цель: продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (весёлый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

Закрепить понятийный аппарат: дружба, друг, правдивость, ложь, добро, зло. Вспомнить «волшебные» слова этикета. Развивать смекалку, сообразительность в умении разгадывать красворды на нравственную тему»

Продолжать знакомить учащихся с понятием «дружба». Способствовать сплочению дружного коллектива.

Знакомить детей с понятием: «ответственность».

Формировать  навыки ответственного поведения, умение называть поступки и обязанности за которые нужно нести  ответственность.

Уточнить у детей с кем бы они хотели дружить и почему, и какими качествами должен обладать настоящий друг. Воспитывать  дружеские отношения в коллективе.

. Развивать умение осознавать свои нечестные поступки,  честно говорить о них, преодолевая страх наказания. Воспитывать честность, правдивость.

Продолжать знакомить  детей с этикетом. Закреплять с учащимися правила культурного общения друг с другом.

На примере литературных произведений, раскрыть значение дружбы и  отзывчивости в жизни  людей. Развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Обобщить представления детей  о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

Помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение. Сформулировать правила, регулирующие отношения между собой и взрослыми.

Дать понятия о таких качествах как щедрость и   жадность. Воспитывать желание делиться со сверстниками сладостями, книгами, кассетами, школьными принадлежностями.

Уточнить знания учащихся о правде и о неправде. Выяснить, почему  иногда дети говорят неправду. Дать детям понятие «ложь», «правда». Развивать желание говорить правду, поступать честно по отношению к другим детям.

Раскрыть содержание пословицы. Уточнить представление о трудолюбии и лени. Развивать в детях трудолюбие, желание не оставлять начатое дело на завтра, своевременно выполнять просьбы и поручения взрослых.

Развить, наблюдательность,  умение чувствовать и понимать другого; воспитать желание помочь, сделать что-то приятное, посочувствовать, порадоваться за другого.

Обратить внимание учеников на отношения их к учителю, выработать правила поведения в школе. Воспитывать уважение к учителю, умение быстро реагировать на замечания и исправляться.

Раскрыть понятие «Манеры», как формы поведения, обращения с другими людьми. Воспитывать хорошие, положительные  манеры. Развивать умение себя сдерживать.

Учить учащихся  быть корректными в споре. Уточнить представления детей об общепринятых нормах при разговоре, общении, выяснении отношений.

Воспитывать культуру речевого общения.

Закреплять устойчивые формы приветствия, прощания, просьбы благодарности, извинения. Воспитывать речевую культуру.

Продолжать закреплять знания учащихся о правилах поведения в общественных местах. Воспитывать культуру поведения.

Продолжать говорить с учащимися о доброте. Научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни. Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Раскрыть понятия: «прозвища», «дразнилки», уточнить нравятся ли детям когда их обзывают или дразнят. Воспитывать желание не применять оскорбительные прозвища к своим товарищам, не дразнить их, развивать дружеские отношения.

Раскрыть понятие зависти, как отрицательном качестве человека. Способствовать в желании побороть это качество в себе, воспитывать желание радоваться за других.

Уточнить с учащимися о том. Что такое взаимопонимание. Развивать умение учиться быть внимательными друг к другу, радоваться победе одноклассников, уважать мнение других людей.

Сформировать в сознании детей такие понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность». Выявить правильные понятия о добре и зле.- Расширить знания школьников о доброте и  её роли в жизни каждого   человека;

Пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте, «справедливости».

Продолжать учить учащихся оценивать поступки героев произведений, находить сходство с поступками самих детей в повседневной жизни.

Уточнить представления о дружбе, о качествах, которыми должны обладать друзья. Формировать умение анализировать и делать вывод в том, кого можно называть верными друзьями. Воспитывать дружеские отношения в школьном коллективе.

Уточнить представления детей об общепринятых нормах поведения при общении, споре друг с другом. Способствовать умению  разговаривать вежливо, не использовать обидные, оскорбительные  слова , не дразнить друг друга.

Учить детей анализировать собственное поведение, свои поступки и  поступки других людей, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками. Помочь раскрыть смысл пословиц о труде и лени. На основе литературных произведений воспитывать желание трудиться, выполнять поручения и просьбы.

Уточнить представление детей о доброте. Научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни. Развивать умения анализировать собственное поведение и поступки других. Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни

Продолжать развивать стремление к дружелюбию. По отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждении.

Продолжать учить умению жить в коллективе, подчиняясь общепринятым правилам, умению взаимодействовать со сверстниками. Способствовать пониманию того, что в коллективе применительно слово «мы». Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитывать культуру общения. Продолжать развивать умения доброжелательно и культурно разговаривать друг с другом и со взрослыми.

Продолжать формировать нравственные качества у учащихся, такие как честность и правдивость. Объяснить, что правдивость и честность – слова, противоположные по значению лжи и нечестности.

Уточнить представления учащихся о дружбе и необходимости ее возникновения.  Развивать умения сформулировать  качества, которыми должны обладать друзья. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

На основе литературных произведений показать учащимся, качества двуличного человека. Развивать стремления к осмыслению себя. Своих поступков и поведения. Формировать нравственные качества личности: честность, порядочность, ответственность.

Продолжать закреплять представления детей о добре и зле. Способствовать развитию умений находить положительные черты характера у героев различных произведений, оценивать и делать правильные выводы.

Уточнить с учащимися понятия о  прозвищах  и причинах  их возникновения. Способствовать осмыслению и пониманию того, что прозвища могут быть обидными для человека и приносить неприятности.

Продолжать закреплять  устойчивые формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Воспитывать культуру речевого общения. Закреплять умения раскрывать смысл пословиц.

Уточнить представления детей о честности и правдивости. Способствовать правильному умению оценивать позитивные и негативные поступки литературных героев. Воспитывать отрицательное отношение к нечестности и лжи.

Продолжать учить смотреть на себя со стороны.  Формировать умения анализировать свое поведение  при различных ситуациях, сдерживать свои отрицательные эмоции.

Формировать нравственные барьеры против отрицательных действий и поступков. Показать отрицательный результат плохих привычек и поступков. Воспитывать чувства любви и внимания к родным и близким людям.

Воспитывать стремление честно трудиться и жить в коллективе. На основе народных сказок показать, какой вред наносит безнравственное поведение, в частности привычка воровать собственному здоровью и окружающим людям. Подвести к выводам об отрицательном действии воровства, безнравственном поведении.

Заострить внимание учащихся на результатах соблюдения и несоблюдения правил хорошего тона, помочь проанализировать свое поведение. Формировать навыки достойного поведения. Способствовать привитию хороших привычек.

Учить совершать добрые дела и поступки, развивать умение сопереживать. Воспитывать культуру поведения и волевые качества. Показать взаимосвязь вредных зависимостей и болезней. Подвести к выводу о необходимости иметь силу воли.

Помочь осознать чувство обиды и действиях связанных с ней. Развивать  умение оценивать негативные поступки связанные с проявлением чувства обиды. Познакомить со способами управления над обидой и выражением их в безопасной, символической форме. Воспитывать дружелюбие.

Продолжать развивать умение оценивать свое поведение, поведение сверстников.

Формировать осознание последствий реакции на поступки детей в  конфликтной ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения и умение бесконфликтно разрешить спор.

Воспитывать волевые качества характера. Познакомить с понятием «воля». Заострить внимания на безвольных действиях и их отрицательных последствиях. Показать необходимость воспитания у себя волевых качеств. Учить понимать чему и почему надо говорить «нет».

Продолжать работу по привитию учащимся положительных качеств личности. Способствовать раскрытию у каждого  доброжелательности, уважения к сверстникам, желания сделать приятное.

Уточнить знания об общих моральных нормах и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации. Формировать умение общаться бесконфликтно и умение принимать другое, отличное от своего мнение.

Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими» стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

Закреплять представление учащихся о правде и лжи. Довести до понимания, что обман рано или поздно будет раскрыт. Развивать чувство справедливости, нежелание лгать даже для своего блага.

Закрепить понятие «равнодушие», активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей; развить умение чувствовать и понимать другого, сочувствовать, сопереживать, развивать желание прийти в трудный момент на помощь.

Продолжать развивать представление учащихся о добре и зле. Воспитывать стремление совершать добрые дела. Формировать стремление самостоятельно оценивать свои хорошие поступки и поступки сверстников. Упражнять в раскрытии смысла пословиц и поговорок.

С помощью учащихся уточнить правила хранения чужих тайн и секретов. Уточнить представление о том, какому человеку можно доверять свои секреты. Воспитывать дружеские доверительные взаимоотношения.

Продолжать учить детей анализировать собственное поведение, свои поступки и  поступки других людей. Способствовать умению находить причину конфликта и дружелюбно его разрешить.

Уточнить  понятие зависти, как отрицательном качестве человека. Показать взаимосвязь этого качества со злостью. Способствовать в желании побороть эти качества  в себе. Воспитывать уважение к успехам других детей, умение радоваться за других.

Продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.

Продолжать учить  выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре. Уточнить правила дружбы, способствующие общению детей. Выделить основные правила – законы крепкой, настоящей дружбы.

Продолжать развивать умение осознавать свою вину за содеянный проступок; умение  честно рассказать о нем, преодолевая страх наказания и попросить прощения. Воспитывать  чувства раскаяния, правдивости.

Продолжать формировать у детей навыки общения. Развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации не доводя ее до кулачной расправы.

Воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками.

Закрепить понятийный аппарат: дружба, друг, правдивость, ложь, добро, зло. Вспомнить правила этикета. Развивать умение учащихся пользоваться моральной оценкой своих нравственных качеств при заполнении тестов.

Дать понять, что наступила пора взросления в поведении, в умении общаться. Продолжать помогать школьникам в усвоении общих моральных норм  поведения в соответствии с которыми следует строить дальнейшие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Продолжать говорить с учащимися о дружбе. о друзьях, о том какими качествами должен обладать настоящий друг. Развивать желание беречь дружеские отношения. Воспитывать взаимопонимание, чувство взаимовыручки.

Помочь сформулировать понятие «ложь», «правда». Развивать желание говорить правду, поступать честно по отношению к другим детям. Подвести к пониманию того, что правдивому человеку живется легко и свободно. С ним будут дружить и общаться, доверять свои секреты.

Продолжать учить детей смотреть на себя со стороны, делать самооценку. Воспитывать стремление  быть приятным для окружающих людей.

Продолжать расширять представления о таких качествах как: щедрость и жадность. Довести до понимания того. Что с щедрым человеком с большим желанием хочется общаться. Воспитывать желание делиться со сверстниками книгами, сладостями, учебными  принадлежностями.

Уточнить представления об отзывчивости. Развивать умение приводить примеры отзывчивости из литературных произведений. Воспитывать желание быстро прийти на помощь другому человеку, не откладывая на завтра и не перекладывая на других.

С помощью словаря дать учащимся понятие конфликта. Формировать умение разрешать конфликтные ситуации, помочь обсудить проблемы человеческой агрессии. Выявить ее причины. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.

Помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения. Учить учащихся конструктивным замещающим реакциям. Формировать осознанность последствий агрессивного поведения. Способов защиты. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Продолжать говорить с учащимися о добре и зле. Формировать у детей доброжелательное  поведение, навыки управления негативными эмоциями. Воспитывать осознанное отношение к нормам социального поведения.

Развивать волевую  саморегуляцию поведения. Воспитывать честность, правдивость, умение осознавать свой нечестный поступок, преодолевая страх и о последствиях защитной реакции – перекладывании своей вины на  других.

Совершенствовать умения учащихся раскрывать смысл пословиц и находить их применение в повседневной жизни.  Способствовать приобщению учащихся к малым фольклорным формам. С помощью пословиц и поговорок воспитывать честность, правдивость.

На примере проблемных ситуаций учить быть корректными в споре. Уточнить представления об общепринятых нормах при разговоре, общении, выяснении отношений в спорной ситуации.

Донести мысль о вреде зависимости. Формировать чувство неприязни к злым жизненным силам, умение мыслить. Делать выводы и принимать правильные решения. Формировать отрицательное отношение к разного рода зависимостям.

Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль». Научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли. Учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. Воспитывать чувства уважения и понимания к сверстникам и взрослым людям.

Закрепить понятия о дружбе и друзьях, выяснить необходимы ли нам друзья и для чего. Воспитывать и развивать осознанные  взаимно доброжелательные, дружеские отношения с ровесниками.

учить анализировать своё эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.

формировать у детей значение слова «зависть»; воспитывать желание порадоваться за другого и учиться добиваться успехов в труде, спорте, учёбе. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способность их усвоению и использованию в поведении.

формировать понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка»; развить способность к анализу и сравнению, способность к самооценке.

Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей и сверстников. Поговорить о способах выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Продолжать развивать у детей способность анализировать своё поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами. Воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно, чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками.

Уточнить у учащихся, как они понимают понятие «чувство стыда» и причины его возникновения. Продолжать обучать осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости. Развивать волевую регуляцию поведения, самоуважение, порядочность.

Поговорить с детьми о жалобах, способствовать осознанию ребенком сути проблемы. Формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых  он испытывает дискомфорт.

Помочь детям осознать чувства вины, страха и действия, которые могут быть с ними связанны. Расширять представления о последствиях защитной реакции – перекладывании своей вины на других. Воспитывать честность и умение признаваться в содеянном.

Уточнить понятие конфликта.  Учить приемам управления эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов. Развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии, умение правильно анализировать конфликтную ситуацию,  формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки.

Уточнить знания учащихся об общих моральных нормах, правилах и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации. Формировать умение общаться бесконфликтно и умение принимать другое, отличное от своего мнение.

Вместе  с учащимися дать определение «обида». Помочь осознать чувство обиды и действий, связанных с ним. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Познакомить  с безопасными способами управления и замещения этого чувства.

Продолжать развить чувство ответственности за свои поступки. Закреплять умения учащихся оценивать свои поступки, сравнивая с нормами  и поступки окружающих людей и доброжелательно высказывать свое мнение.

Уточнить у  детей  понятие «настроение» и его проявление у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.

С помощью учащихся дать определение гневу. Помочь в осознании функций гнева и способов его выражения. Воспитывать добрые отношения между детьми развивать умения использовать замещающие реакции .

С помощью отгадывания красвордов закрепить понятийный аппарат о нравственных качествах, этикете. Продолжать развивать умение учащихся пользоваться моральной оценкой своих нравственных качеств при заполнении тестов.

Способствовать  в умении прогнозировать последствий своих поступков,   выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

Воспитывать доброту и милосердие. Развивать готовность к социальному взаимодействию.

Формировать представление о свободе как основе  выбора человека, понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества. Развивать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе. Воспитывать уважительное отношение к свободе и

Мною разработано 14 занятий по разным темам :” К кому приходит счастье”, “Чудо улыбки”, “Моя мама лучшая на свете”, “Трудолюбие. Как стать трудолюбивым”, “Как научиться быть добрым”, “Богатство доброты”, “Человеческое сердце”, “Дружба”, “Гордость”,”Любовь”, “Братья и сестры”, “Воспитание в семье” . Данные конспекты можно использовать для проведения внеклассных занятий, классных часов,использовать материал на уроках ОРКСЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *