В статье рассказывается:
Профессиональное развитие личности – это один из важных критериев оценки персонала. Качественное образование дает старт карьере, но ценен именно тот сотрудник, который постоянно стремится к совершенствованию своих способностей. По сути, такого специалиста можно с уверенностью назвать ресурсом компании.
Профессиональное развитие личности происходит постепенно, и на этом пути не обойтись без определенных преград. Если человек способен рассматривать свои ошибки как важный опыт, он сможет использовать его в дальнейшей карьере. Более подробнее о профессиональном развитии личности мы поговорим далее.
Проблема
профессионального
становления
специалиста во многих исследованиях
рассматривается в контексте жизненного
и профессионального самоопределения
человека (Б. Г. Ананьев, Э. Ф. Эсер, Е. А.
Климов, Т. В. Кудрявцев,
Е. С. Романова). Такой
подход
оказывается правомерным, учитывая то
обстоятельство,
что профессиональное развитие человека
нельзя отделить от его
жизненного пути, который рассматривается
как история становления индивида
в конкретном обществе.
Процесс
становления
человека
как субъекта профессиональной
деятельности
охватывает не только период подготовки
и самостоятельной профессиональной
деятельности – он начинается с раннего
возраста, когда ребенок впервые
знакомится с профессиями и заканчивается
далеко за пределами прекращения трудовой
активности. Стадии этого процесса, как
правило, совладают
с этапами общего возрастного развития.
С такой точки зрения можно рассматривать
периодизацию профессионального пути
человека Д. Сьюпера, которая включает:
стадию пробуждения (от рождения до 15
лет); развитие «Я» концепции
через фазы интересов (11-12
лет)
и способностей (13-14
дет);
стадию
исследования (15 лет – 24 года) – поиск
индивидом себя в различных ролях с
учетом своих реальных профессиональных
возможностей; стадию консолидации
(25 лет – 44 года) – стремление сохранить
устойчивую личностную позицию; стадию
сохранения (45 лет – 64 года) – развитие в
рамках найденного профессионального
поля; стадию спада (65 лет и старше) –
частичное участие в
профессиональной жизни, наблюдение за
жизнью других людей.
Подробные
классификации профессионального
развития предложены отечественными
психологами. Так, Е. А. Климов выделяет
три этапа и восемь стадий этого процесса:
II.
Развитие
в период выбора профессии
4.
Стадия оптации (подготовка к жизни и
труду, выбор профессии) – с
11-
12
до 14-18 лет.
Ш.
Развитие
в период профессиональной подготовки
и дальнейшего становления
профессионала
В
качестве
основания
для выделения стадий профессионального
развития
человека Э. Ф. Зеер предлагает:
Профессиональное
становление личности представлено
автором следующими
этапами:
Переход
от одной стадии профессионального
становления к другой означает смену
социальной ситуации развития, изменение
содержания ведущей деятельности,
освоение или присвоение новой социальной
роли, профессионального
поведения и перестройку личности. Эти
существенные изменения не могут
не вызывать психической напряженности
личности, поэтому смена стадий, по
мнению автора, связана возникновением
объективных и субъективных трудностей,
которые, в свою очередь, инициируют
нормативные кризисы профессионального
становления личности.
Профессиональное
развитие человека – динамический процесс,
который,
с точки зрения большинства исследователей,
охватывает весь жизненный путь
человека, опираясь на общее психическое
развитие, осуществляясь на его
фоне. Начиная с поступления в первые
социальные институты (детский, сад,
школа, внешкольные образовательные
учреждения), субъект знакомится с
профессиями, пробует себя в различных
сферах деятельности, формирует
профессиональные
интересы, выбирает профессию, приступает
к ее освоению и
выполнению реальной трудовой деятельности.
Процесс
взаимодействия личности и профессии
является двусторонним. Формируясь в
деятельности, приобретая свойственные
той или иной группе типичные
черты, личность оказывает преобразующее
влияние на саму деятельность.
Вместе с тем профессия может оказывать
как благоприятное, так и неблагоприятное
влияние на развитие личности, выступая
причиной ее изменений,
деформаций.
Ход
профессионального развития зависит от
внешних и внутренних обстоятельств,
качеств и активности самого субъекта
деятельности. Этот процесс
протекает неравномерно, в течение
профессионального
развития бывают моменты
сомнений, испытаний, происходят важные
события, которые отражаются
на
его общем направлении. Ведущая роль в
профессиональном развитии
человека признается за внутренней
средой личности, ее потребностью в
активности и самореализации. Мы считаем
это положение особенно важным для
понимания профессионального развития,
т.к. именно оно раскрывает человека
как субъекта, деятеля своей профессиональной
биографии, подчеркивает его активную
роль в данном процессе.
Профессиональное становление личности нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития.
I. Допрофессиональное развитие
1. Стадия предыгры («эпоха раннего детства», по Б. Д. Эль-конину) – от рождения до 3-х лет. В процессе общения со взрослыми развитие функций избирательного восприятия, координированных манипуляторных действий, речи, усвоение простейших правил поведения и моральных оценок; на основе первичного познавания окружающего мира и исходного формирования личностных структур (потребностных, когнитивных, эмоциональных и др.) создание предпосылок для включения в игровую деятельность.
2. Стадия игры (период дошкольного детства) – с 3 до 6– 8 лет. Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, межлюдскими отношениями, соответствующими действиями в системе игр (планирование действий и поведения, мысленное предвосхищение, ориентация в пространстве, координация движений, развитие когнитивных процессов и т. д.); закладывание элементов эмоционально-волевой регуляции поведения, дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, формирование индивидуального стиля поведения и готовности к школьному образованию.
3. Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста) – с 6–8 до 11 – 12 лет. Начальное ознакомление с содержанием различных сфер жизнедеятельности человека, проявление первичных интересов к труду, в игровой деятельности моделирование элементов трудовой деятельности, развитие способностей самоконтроля и самооценки, воображения, планирования, самоанализа; усвоение новых социальных норм, развитие чувства личной и коллективной ответственности за порученное дело,осознание понятия и чувства долга.
Три первых стадии развития формируют личность ребенка как субъекта будущей трудовой деятельности, закладывают в его психический склад системы регуляции поведения, зарождают интерес к различным проявлениям жизнедеятельности человека, развивают первичные трудовые ориентации, мотивационно-потребностную, когнитивную, эмоционально-волевую и другие сферы личности.
II. Развитие в период выбора профессии
4. Стадия оптации (подготовка к жизни и труду, выбор профессии) – с 11 –12 до 14–18 лет. Овладение системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессиональном пути, усвоение системы должных отношений с товарищами и взрослыми, активный самоанализ отношения к миру взрослых, формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности, самооценки собственной профессиональной пригодности на основе анализа своихвозможностей и степени развития профессионально важных качеств, активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации.
III. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала
5. Стадия профессионального обучения – с 15–18 до 19– 23 лет. Целенаправленное освоение системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, формирование целостных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формирование профессиональной пригодности к обучению профессии (ближняя цель) и к реальной практической деятельности (отдаленная цель) на основе развития профессионально важных качеств и профессионально ориентированных психологических структур личности (операционной основы профессионального самоопределения, элементов профессионального мышления, памяти, психомоторики и т. д.).
6. Стадия профессиональной адаптации – с 19–21 до 24–27 лет. Приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности, дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самоосознание правильности выбора профессионального пути, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, формирование значимых черт личности профессионала, развитие профессионально важных качеств, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств.
7. Стадия развития профессионала – с 21–27 до 45—50 лет. Совершенствование личностной структуры профессионала (практического мышления, восприятия, памяти, психомоторики, характерологических черт, способностей и т. д.), развитие операционных качеств, формирование методов и способов психологического обеспечения трудового процесса, развитие приемов самооценки, саморегуляции, самосовершенствования и т. д.
На данной стадии становления профессионала чаще всего возникают возможность, необходимость периодического изменения характера трудовой деятельности в связи с развитием технических систем, технологических процессов, организации производства, а также смена видов деятельности (от исполнительской до руководящей различного ранга). Это влечет за собой перестройку требований к личности профессионала и сопровождается такими особенностями его развития и становления, которые в определенной степени характерны для 6-й или даже 5-й стадии.
8. Стадия реализации профессионала – с 45–50 до 60–65 лет. Полная или частичная реализация профессионального потенциала, стабилизация основных операционных структур, личностные черты носят, как правило, устойчивый характер, облик личности построен, достаточно хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки снижения активности, корректируются жизненные цели.
Стадия спада – с 61–66 и более лет. Прогрессивное снижение профессиональной активности или сужение ее сферы, угасание многих профессиональных интересов, перестройка жизненных установок, изменение ценностных ориентации, возникновение противоречий между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями, ухудшение функционального состояния (болезни, расстройства), резко меняющее жизненную направленность. Однако в этой стадии представители некоторых профессий (особенно творческих) долго сохраняют не только профессиональную направленность жизнедеятельности, но также психологический и профессиональный потенциал, личностную ориентацию на продуктивную трудовую деятельность.
Стадии 7 и 8, в свою очередь, можно разделить на несколько профессиональных периодов (по Е. А. Климову):
а) период интернала – опытный работник, любит свое дело, проявляет к нему устойчивый интерес, самостоятельно и успешно справляется с основными профессиональными функциями;
б) период мастерства, мастера – работник решает весь диапазон профессиональных задач в нормальных и нештатных условиях, обладает специальными умениями, выделяется универсализмом, выработал свой индивидуальный стиль деятельности, имеет высокий разряд, категорию, звание;
в) период авторитета – обладая предыдущими качествами, работник становится мастером своего дела, широко известен в профессиональном сообществе, отрасли, стране;имеет высокий чин, категорию, звание, ученую степень; с его мнением все считаются; наличие богатого опыта, умения, привлечение помощников компенсируют возможнуюпотерю здоровья, сил, активности;
г) период наставничества, наставника – авторитетный мастер своего дела, у которого можно поучиться; окружен последователями, учениками – есть кому передать свои знания, опыт.
Из всех стадий формирования личности профессионала, пожалуй, наибольшее внимание уделено изучению 4, 5 и 6-й стадиям, которые достаточно полно отражают отрезок развития личности в процессе ее профессионального самоопределения на этапах подготовки и выбора профессии. Значительно меньше внимания в исследованиях проблемы развития личности и формирования личности профессионала уделялось стадиям его развития и проявления в реальной деятельности. В то же время в век научно-технического прогресса и больших социально-экономических перемен к зрелой личности, к ее профессиональной пригодности предъявляются все более высокие профессиональные требования на фоне частых изменений жизненных и профессиональных позиций и установок.
Профессиональные деформации и выгорание как побочное явление
Профессиональное развитие личности как процесс не всегда стабильный и может носить и нисходящий характер. Негативно на него могут влиять такие явления, как профессиональная деформация или психическое выгорание.
Только до 19.10
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Профессиональной деформацией называют изменения личности, которые вызваны профессиональной деятельностью человека. Как правило, они имеют стойкий характер и распространяются на все стороны физической и психической организации человека. В основном профессиональная деформация рассматривается в негативном ключе – как явление, которое затрудняет человеку общение с окружающими и даже снижает эффективность его труда.
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику, негативные изменения начинают медленно, но верно закрепляться как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Поначалу это только временные негативные психические состояния, затем они начинают вытеснять положительные качества. Негативные качества полностью замещают собой позитивные, личность как бы выстраивается заново, искажается, деформируется.
Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. В итоге у человека могут появиться специфические установки и представления. Кроме того, нередко возникают даже новые черты личности. Допустим, если деформация проявилась в мотивационной сфере, человек становится невероятно увлеченным своей профессией в ущерб другим сферам своей жизни.
Если деформацией затронута познавательная сфера, это нередко результат очень узкой специализации в какой-либо области профессии. В этом случае человек интересуется только теми вопросами, которые могут помочь ему в работе, вывести на новый профессиональный уровень, облегчить выполнение задач. При этом он может совершенно ничего не знать о том, что выходит за рамки его профессиональных компетенций.
Иначе этот тип деформации может проявиться в появлении профессиональных стереотипов и установок, основанных на имеющихся знаниях и умениях. Они становятся неотъемлемой частью человеческой личности, это автоматизм, который работает из подсознания. Такие установки и стереотипы могут негативно влиять на человека из-за его упрощенного подхода к решению проблем. Нередко он думает, что имеющийся уровень знаний достаточен для эффективной деятельности, а в реальности это не так.
Непрерывное профессиональное развитие и самореализация личности могут иметь негативные последствия вроде психического выгорания. Оно затрагивает личность полностью, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Рассмотрим основные характеристики этого феномена.
Результатом психического выгорания становятся эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений. Человек оказывается полностью опустошен, он чувствует усталость от профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в циничном отношение к работе и объектам своего труда.
Часто это можно наблюдать у работников социальной и медицинской сферы, которые теряют гуманность по отношению к клиентам и пациентам. Редукция профессиональных достижений выражается в появлении у человека чувства собственной некомпетентности, непрофессионализма и неуспешности.
Феномен связан именно с профессиональной деятельностью человека и чаще всего проявляется в работе с людьми и оказанием им помощи. Выгорание плохо влияет на работника, мешая ему взаимодействовать с клиентами и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Феномен психического выгорания
К сожалению, данный феномен является необратимым. Единственное, что можно сделать – это затормозить развитие процесса. Благодаря отдыху и временному отходу от дел его прогрессирование прекращается, однако после возобновления трудовой деятельности в прежнем объеме все возвращается на круги своя.
Люди выгорают по причине напряженных отношений с клиентами. Работая в социальной сфере, человек становится приёмником проблем большого количества людей, он впитывает эту негативную энергию, которая постепенно замещает позитивный настрой.
Стадии профессионального становления
Профессиональное
становление охватывает длительный
период жизни человека – 35-40 лет. Поэтому
возникает необходимость разделения
данного процесса на периоды, или стадии.
Проанализировав различные подходы к
проблеме возрастной периодизации,
Э. Ф. Зеер предлагает выделить следующие
периоды и стадии возрастного развития
человека:
1)
дошкольное детство (стадии: младенчество,
раннее детство, дошкольное детство);
2)
школьный возраст (стадии: младший
школьный возраст, отрочество, ранняя
юность);
3) ранняя взрослость
(стадия: юность);
4) взрослость
(стадии: молодость, зрелость);
Введение
в возрастную периодизацию социального
бессмертия, считает он, позволяет
рассматривать возрастные изменения
как открытый процесс. Открытость
означает динамичное равновесие
взаимодействующих параметров системы
и исключает ограниченность, замкнутость,
предельность профессионального
пространства. С позиции синергетики
открытость является исходным понятием,
объясняющим вариативность,
вероятностность, нелинейность и
необратимость профессиональной биографии
человека.
1)
допрофессионализм
– этап первичного ознакомления с
профессией;
2)
профессионализм
у нее состоит из
трех этапов:
адаптации к профессии, самоактуализации
в ней и свободного владения профессией
в форме мастерства;
3)
суперпрофессионализм
также состоит из
трех этапов:
свободное владение профессией на уровне
творчества, овладение рядом смежных
профессий, самопроектирование себя как
личности;
4)
непрофессионализм
– выполнение труда по профессионально
искаженным нормам на фоне деформации
личности;
5)
послепрофессионализм
– завершение профессиональной
деятельности.
За
рубежом широкое признание получила
периодизация Дж. Сьюпера, выделившего
пять основных этапов профессиональной
зрелости (в некоторых изданиях – от 4
до 6 этапов):
Проанализировав
различные классификации, Э. Ф. Зеер
предлагает свою периодизацию
профессионального становления личности,
выбрав в качестве оснований для нее
следующие факторы:
В результате
получилась такая картина.
Таким образом,
можно сделать следующие выводы.
2. Такие изменения
личности не могут не вызвать ее психической
напряженности, и как следствие, кризисов
ПСЛ. Но это нормативные кризисы, которые,
в отличие от ненормативных, не вызывают
заметных профессиональных деструкций.
структуры
деятельности и личности
Проектирование профессионального развития
Большинство
из нас выбирают помогающую профессию,
потому что мы
являемся социально активными или для
нас очень
важно чувство связи с другими людьми.
Чаще всего при
выборе этой профессии человеком движут
не столько финансовые соображения,
сколько идеологические.
Сейчас
предлагаю Вам нарисовать свой «жизненный
путь»: разверните лист горизонтально
(альбомный лист), на нем нарисуйте
горизонтальную линию. Это ваш жизненный
путь, путь вашей жизни. В середине ее
отметьте точкой настоящее время, слева
от нее важные события в прошлом, подписывая
даты событий, справа – возможные события
в будущем.
Рекомендации по
ведению: Здесь рекомендуется задать
несколько вопросов участникам. Примерные
вопросы для обсуждения:
–
Какие факты из жизни – профессиональные
или личные – преобладают?
–
Что, по Вашему мнению, играет большую
роль в жизни?
Не
всегда жизнь это профессия, а профессия
это – жизнь. Поэтому давайте выделим
из Вашего общего «Жизненного пути»
«Профессиональный жизненный путь».
Рисуем вторую горизонтальную линию, в
центре отмечаем настоящий момент, то
положение, которое вы занимаете сейчас,
и также слева до настоящего момента
отметьте важные с профессиональной
точки зрения события и подпишите даты
этих событий и их названия.
Посмотрите
на эти линии, на жизненный и профессиональный
пути.
Рекомендации по
ведению: После рекомендуется
задать несколько вопросов участникам.
–
Каких событий больше – личных или
профессиональных?
–
Взаимосвязаны ли события личного и
профессионального характера между
собой?
–
Какие это были события?
Давайте
вспомним, как начиналась Ваша
профессиональная жизнь как спасателя.
Ведь профессиональный путь начинается
не с первого рабочего дня, а с того
момента, когда мы задумались о новой
для нас профессии. Что определило Ваш
профессиональный выбор? Профессия
спасателя стала продолжением Ваших
спортивных увлечений (подводное плавание,
скалолазание), Ваш выбор определил
пример друга, или внутреннее желание
помочь людям, или, может быть, престижность
профессии, или по другим причинам?
То,
как люди попадают в профессию, зачастую
определяет процесс становления в
профессии, его начало, то, как человек
будет адаптироваться в профессии,
кризисно это будет проходить, либо
плавно. Однако в профессиональном
становлении каждый человек проходит
определенные этапы. Давайте вспомним
их.
Этапы профессионального развития
Человек проявляет
и формирует себя через деятельность, в
том числе через профессиональную
деятельность. Возможность кризисов,
сбоев в развитии профессиональной
деятельности, занимающей важное или
ведущее место в жизни человека, является
психологической закономерностью.
Кризисы, переломы – обязательные
спутники всякого живого развития. В
зависимости от обстоятельств эти периоды
могут проходить по-разному – сглажено
или резко, легко или обостренно,
краткосрочно или долговременно, наконец,
они могут вести к профессиональному
развитию или к профессиональной
деструкции.
Профессиональное
становление – это динамичный многоуровневый
процесс, состоящий из четырех основных
этапов:
1)
Формирование профессиональных намерений.
Развитие в
период “выбора профессии”,
проектирования профессионального
“старта” и жизненного пути
определяется как стадия
оптанта. Это этап осознанной
подготовки
к “жизни”, к труду, этап планирования,
проектирования профессионального
жизненного пути.
Этап
оптанта завершается оформлением
специфического для
нее психического новообразования в
самосознании
субъекта деятельности.
Формируется реалистическое представление
о некоторой “референтной”
профессиональной общности, в которую
оптант включает себя в будущем. Формируются
профессиональные планы, принимаются
соответствующие сознательные,
самостоятельные,
конкретные и достаточно твердые решения.
2)
Профессиональное обучение.
Этап развития в период профессионального
обучения и дальнейшего становления
профессионала –
в разных случаях приходится
на возраст 15 — 18 или 16 — 23 лет. Молодой
человек психологически стал
более или менее выраженным приверженцем
определенной
профессиональной общности. Этот период
можно
назвать стадией
или фазой адепта.
К
адептам можно отнести
обучающихся (учащихся) разных уровней
и типов профессионального образования.
Конечно,
если рассматривать многолетнюю подготовку
профессионала, то необходимо различать
тех, кто находится на первом,
на втором и т.д. годах обучения. В течение
периода профессионального образования
происходят
очень существенные изменения самосознания,
направленности
личности, информированности, умелости
и других сторон индивидуальности;
есть свои специфические “кризисы
развития”,
и потребность в психологической поддержке
становления
профессионала.
В
целом, в это время происходит освоение
системы основных ценностных
представлений, характеризующих данную
профессиональную
общность и культивируемых в ней, овладение
специальными
знаниями, умениями, навыками, необходимыми
и важными
как для
успешного профессионального старта,
для будущей профессиональной деятельности,
так и в повседневной жизни.
Развиваются
профессионально важные личные качества,
структурируются
системы этих качеств. Формируется
профессиональная пригодность, понимаемая
как системная организация субъекта и
объекта (субъекта в профессиональной
специфической среде) и выражающаяся
в сочетании успешности учебно-профессиональной,
трудовой деятельности с удовлетворенностью
избранным
путем.
3)
Этап профессиональной
адаптации представлен
следующими стадиями:
Профессиональное
развитие – это не только совершенствование,
но и разрушение, деструкции, деформации.
Это означает, что профессиональное
развитие – и приобретения и потери.
Развитие специалиста проходит через
ряд кризисов развития, возникающих при
переходе с одного этапа на другой.
Успешное разрешение кризисов сопровождается
нахождением новых смыслов профессиональной
деятельности. Даже при осознании
профессионалом необходимости кризисов
в развитии, такие периоды сопровождаются
переживанием напряженности, тревожности,
неудовлетворенности и другими негативными
состояниями. Безусловно, эти периоды
описываются профессионалами как тяжелые,
трудные, подчас снижается эффективность
профессиональной деятельности.
Рекомендации
по ведению: На
данном этапе рекомендуется задать
несколько вопросов участникам:
– Соотнесите эти
этапы с Вашим профессиональным путем.
– На Вашем пути
есть такие этапы?
– Отражены ли они
на Вашем рисунке?
– Если нет,
соотносятся ли события, отмеченные
Вами, с этими этапами прямо или косвенно?
Это делается для
того, чтобы спасатели задумались над
смыслами тех событий, которые с ними
происходили, может быть, события которые
они считали негативными или др. на самом
деле оказались одним из этапов становления.
– С какими
изменениями связан каждый этап Вашего
профессионального становления?
– Что Вы приобрели,
и что Вы потеряли на каждом из них?
На
Вашем «Профессиональном жизненном
пути» найдите глазами тот этап
профессионального становления, на
котором Вы находитесь сейчас. Подпишите
этот этап соответствующим названием
(мастер, авторитет, наставник).
– Какие события
соответствуют этому этапу?
– Что Вы потеряли
с переходом на этот новый профессиональный
этап (меньше стало свободного времени)?
– Что Вы приобрели
(авторитет, опыт)?
– В результате
Вы приобрели больше, чем получили, или
меньше?
Рекомендации
по ведению: Если
спасатели видят, что у них приобретений
больше, чем потерь на этом этапе, значит
все хорошо, можно переходить к следующему
профессиональному этапу. Если вышло
так, что потери преобладают над
приобретениями, надо обратить внимание
спасателя на то, почему так произошло,
обратиться к личному опыту, выяснить,
что происходило там в это время. Прояснить
насколько личная ситуация влияла на
профессиональную жизнь. Если в этот
период в личной жизни происходили
серьезные значимые события (неважно
плохие или хорошие), тогда обратить
внимание спасателей на то, что они могли
«оттянуть на себя большую часть внимания»,
и тогда профессиональное становление
отошло на второй план. Здесь важно
расставить приоритеты, что тогда было
для человека наиболее важным: личное
или профессиональное, и в итоге прийти
к тому, что приобретений у лично него
больше, чем потерь.
Хорошо,
движемся назад по профессиональному
пути к следующему этапу. Подпишите его,
что это был за этап (профессиональная
адаптация).
– С чем он был
связан лично для Вас (может быть с
каким-то событием)?
– С какими потерями
связан этот этап?
– Что Вы приобрели
на этом этапе?
Запишите их под
этим этапом.
Рекомендации
по ведению: Также
прорабатываются последующие этапы
профессионального становления, вплоть
до этапа профессиональной подготовки.
Итак, пройдя столь долгий профессиональный
путь, полный потерь и приобретений,
кризисов и различных метаморфоз,
несомненно, сейчас Ваши представления
о профессии и о ценностях в профессии
(важных для профессии) отличаются от
тех представлений и ценностей, которые
были у Вас, когда вы пришли в профессию.
Давайте вспомним, какими они были?
Спасатели
на листе бумаги в столбик пишут 5-10
ценностей, которые были важны для них
в начале профессиональной деятельности.
Теперь проранжируйте их. Первый ранг
получает самая важная ценность,
соответственно, последняя – наименее
важная для Вас. Давайте попробуем
проследить, как менялись ценности от
начала Вашего пути до настоящего момента.
– Как менялись
Ваши ценности от этапа к этапу?
– Что изменилось
на этапе профессионального обучения,
на этапе адаптации?
– Что изменилось
в Ваших профессиональных ценностях в
настоящем: может, изменились сами
ценности, может, ценности остались те
же, но изменились приоритеты – другие
ценности сейчас на первых местах?
– Запишите Ваши
ценности на настоящий момент и
проранжируйте их.
Спасатели
записывают их ценности в соседнем
столбике и ранжируют их так же, как в
предыдущий раз. Теперь давайте сравним
эти две колонки.
–
Поменялись ли сами ценности?
–
Что повлияло на эти изменения?
Рекомендации
по ведению: Основным
лейтмотивом обсуждения является идея
о том, что каким бы ни было наше прошлое,
без него мы бы не стали такими, какие мы
есть сейчас.
Но
на этом этапе Ваша профессиональная
жизнь не заканчивается, впереди еще
много времени и многое может произойти,
несмотря на то, что Вы находитесь сейчас
в том месте Вашего профессионального
пути, где, казалось бы, учиться Вам уже
не чему. Ваше нынешнее обучение – это
последняя ступень обучения профессии
«спасатель». Вы и Ваши коллеги являетесь
лучшими в своем деле, и у каждого из Вас
есть свой индивидуальный стиль. Этот
индивидуальный стиль проявляется в
том, что Вы эффективно
справляетесь со сложными,
иногда новыми
задачами, связанными с жизнью человека.
Сталкиваясь с новой задачей в работе,
что Вы делаете для того, чтобы быстро и
эффективно ее решить?
Рекомендации
по ведению: При
возникновении затруднений приводим
пример: Вы какое-то долгое время работаете
на ЧС одного вида, например на обрушениях
зданий и конструкций. В одну из смен
происходит вызов и, как часто бывает
из-за нехватки информации, то, что
придется Вам вести водолазные работы,
становится понятным только на месте.
Водолазов нет, и Вы понимаете, что эту
работу придется делать Вам. Это новый
для Вас вид деятельности. Понятно, что
когда-то Вас этому учили, но в последнее
время Вы этим не занимались. Что Вы
будете делать в этой ситуации? Звонить
знакомому водолазу? Посоветуетесь с
коллегами, которые находятся рядом с
Вами? Или нырнете в воду?
–
Находились ли Вы когда-нибудь в похожей
ситуации?
–
Как Вы обычно справляетесь с новыми
задачами?
Сейчас
посмотрите на Ваш «профессиональный
путь» и отметьте на нем следующий этап
Вашего развития.
–
Каким Вы его видите?
–
Что Вы, возможно, потеряете и приобретете
на новом этапе?
–
Изменятся ли как-то Ваши ценности?
Рекомендации
по ведению: на
данном этапе занятия рекомендуется
выполнить упражнение.
Упражнение
«Через много-много лет». Данное
упражнение помогает сформировать
положительный образ старости.
Давайте
пофантазируем и представим себя через
много-много лет в старости. Представьте,
что Вы довольны своей жизнью. Возьмите
чистый лист бумаги и опишите свою жизнь:
–
Чем Вы занимаетесь? Работаете ли? За что
отвечаете? Может быть, у Вас появились
новые увлечения, хобби?
–
Как Вы выглядите в старости? Какую носите
одежду? Может, Вы измените прическу,
отпустите бороду или отрастите усы?
–
Где Вы живете? Какой у Вас дом? Кто живет
вместе с Вами? Может у Вас есть домашнее
животное?
–
Подумайте, какая музыка Вам будет
приятна? Как будут проходить праздники?
–
Представьте, как изменится Ваш день?
Поздно или рано Вы будете ложиться спать
или просыпаться? Как часто будете ходить
на прогулки?
–
Довольны ли Вы описанным образом?
–
Что нравится Вам в этом образе больше
всего?
А
теперь представьте, что «Вы в будущем»
можете передать маленькую записку «себе
в настоящий момент». Возьмите маленький
листочек (7
7 см.) бумаги и запишите это пожелание.
Главное условие – это должно быть всего
лишь одно предложение. Сохраните его,
возможно, оно Вам пригодится!
Ценность профессионального развития личности
Стремление к профессиональному развитию – отличное качество для любого человека, который хочет быть востребованным специалистом и хорошо выполнять свои обязанности. Каких бы высот мы ни достигали, всегда есть области, в которых можно совершенствоваться, увеличивая свой багаж знаний.
Профессиональное развитие личности – это далеко не всегда про карьеристов, которые мечтают о высоких должностях и огромной зарплате. Развиваться в своем деле можно не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, становясь незаменимым специалистом в своей области знаний.
Ценность профессионального развития личности
То есть получать новые навыки может не только начальник отдела на производстве или бизнесмен, но и сантехник, психолог, столяр и т.д. Новое образование, курсы по повышению квалификации, да и просто чтение профессиональной литературы расширяют горизонты, позволяют иначе взглянуть на свое дело, увидеть новые возможности там, где ранее они отсутствовали.
Профессиональное развитие и саморазвитие личности идут рука об руку. Любой прогресс затрагивает разные сферы жизни человека. Повышая свою квалификацию, он становится увереннее в себе, более оптимистично смотрит в будущее.
И, конечно, идет в ногу со временем. Любые знания устаревают. Невозможно всю жизнь пользоваться информацией, полученной в институте или каком-то ином учебном заведении, ведь мир не стоит на месте. Знания нужно постоянно наслаивать друг на друга: внизу база, профессиональный фундамент, а сверху слои из опыта и новых умений и навыков.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Уже скачали 23328
Занимаясь самосовершенствованием, мы приобретаем новый опыт, который помогает нам справляться со всем, что происходит в жизни. Этот опыт может быть разным, не только позитивным. Однако он в любом случае закаляет нас и дает возможность в будущем грамотно решать вопросы, на которые раньше не было ответов.
Профессиональное развитие личности – это длительный и достаточно динамичный процесс, который включает несколько стадий. Перечислим их.
Эта стадия начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом. Человек учиться познавать этот мир, взаимодействовать с ним, выделять интересные для себя направления деятельности, более плотно погружаться в них удобными для себя способами. Ребенок выбирает разные профессии и примеряет их на себя: сегодня он врач, через месяц полицейский, через год он хочет стать пожарным, а еще через несколько лет – программистом и т.д.
Примерно к 11-12 годам у человека начинают формироваться более стабильные интересы, они уже более осознаны. Конечно, говорить о выборе профессии в этом возрасте еще очень рано, однако ребенок уже может провести параллели между своими увлечениями и теми сферами деятельности, в которых их можно применить. Постепенно раскрываются индивидуальные способности и личностные особенности юного человека, приходит понимание того, что они хороши для той или иной профессии.
На этом этапе ребенок более плотно занят определением профессии, в которой он хотел бы реализовываться в будущем. Он выясняет, какие знания, умения и качества ему потребуются для этого. Это происходит примерно в 14-17 лет – период обучения в последних классах школы и выбора учебного заведения, где будет приобретаться профессиональное образование. После этого человек поступает в ВУЗ или колледж, а по его окончании приступает к трудовой деятельности.
7 стадий профессионального развития личности
В возрасте 25-30 лет происходит погружение в профессию, осознание себя в ней. Человек определяется, правильный ли выбор он сделал. Кто-то получает подтверждение того, что текущая работа помогает раскрыть собственный потенциал и реализоваться как профессионал. Другой чувствует, что выбранная деятельность совсем не приносит ему приятных эмоций. Во втором случае человек либо продолжает оставаться в нелюбимой профессиональной сфере, либо уходит из нее в поисках чего-то нового.
На этом этапе человек закрепляется в определенной профессиональной роли и статусе. Он чувствует себя на своем месте, имеет желание работать и замотивирован на успех. Обычно это происходит в возрасте от 30 до 50 лет.
Эта стадия характеризуется стремлением человека к повышению своего профессионализма. Нередко это сопряжено с карьерным ростом, серьезными достижениями на работе. Человек занимается повышением квалификации, приобретает новые знания и умения, хочет стать лучшим в своем деле.
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 22 октября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Есть и другая сторона медали – псевдопрофессионализм. И это настоящая проблема. Профессиональное развитие личности предполагает высокую эффективность труда, именно для этого человек и получает новые знания. Однако деятельность некоторых работников оказывается неэффективной, несмотря на все трудозатраты. Это может быть обусловлено разными причинами: низкой квалификацией, отсутствием нужных знаний, применением устаревших методов работы, нежеланием развиваться и совершенствоваться, зацикленностью на трудовой деятельности и т.д.
Это этап, когда человек завершает свою профессиональную деятельность и уходит на пенсию. При этом он может оставаться ценным наставником и экспертом в своей области, к которому обращаются за советом молодые специалисты.
Рекомендации по самостоятельному профессиональному развитию личности
Компетентность и профессиональное развитие личности являются результатом человеческих стремлений и усилий. Однако важно знать, как правильно действовать, чтобы получить хороший результат и не пасть жертвой выгорания или профессиональной деформации. Нужно здраво оценивать собственные психологические особенности, выбирая профессию. Работа, какой бы интересной она ни была, не должна в корне менять человеческую личность (тем более в негативном ключе).
Профессиональное развитие личности в организации должно быть плавным и органичным. Вот несколько советов работникам.
Существуют разные факторы, влияющие на профессиональное развитие личности. Однако одним из основных можно назвать неподдельный интерес к своей работе. Без него можно бесконечно учиться, но не иметь при этом больших достижений. Кроме того, для многих толчком к собственному развитию становится соперничество. Это тот моторчик, который двигает их к покорению новых карьерных высот.