Санкт-Петербуржское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
Педтехнологии педагогики сотрудничества или обучения в сотрудничестве.»
1. Понятие и принципы педагогики сотрудничества 4
2. Плюсы и минусы педагогики сотрудничества 7
3. Педагогика сотрудничества на современном этапе 10
Образование должно быть мощным и доступным инструментом для личностного роста и продвижения. Превращение образования в более эффективный и качественный процесс должно стать одним из ключевых приоритетов в социальном плане.
Помня об этой цели, педагогическое партнерство превратилось в сильный инструмент обучения, который, как было доказано, способствует повышению успеваемости учащихся и удержанию их интереса к обучению, одновременно обеспечивая ряд других положительных результатов.
Педагогика сотрудничества как раз и является таким современным подходом к формированию нового, качественного стиля обучения.
Что это? Педагогика сотрудничества как направление возникла в конце ХХ века. Она объединила в себе наработки не только советских педагогов-новаторов (В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко), но и российских (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) и зарубежных (К. Роджерс, Ж. Ж. Руссо).
Как оценить? На данный момент такая технология не имеет аналогов и лежит в основе педагогического подхода. Она внедрила в систему обучения демократический стиль. Ученик стал иметь право голоса, и модель воспитания начала базироваться на диалоге и восприятии воспитанника как отдельной целостной личности.
Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой
В современном информационном обществе знания и навыки становятся приоритетными ценностями в жизни человека. Педагогика, как и любая наука, не стоит на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь.
Времена, когда мнение учителя было единственно верным, а ученики не могли открыто высказать свои пожелания относительно изучения того или иного предмета, постепенно уходят в прошлое.
Для создания идеальных условий для освоения нового материала необходимо выбирать такие методы обучения, которые позволили бы каждому из учащихся проявить активность и индивидуальный творческий подход, направленный на еще большее вовлечение в процесс и формирование желания получать новые знания.
Именно такую цель и ставит перед собой педагогика сотрудничества.
Цели и концепция педагогики сотрудничества
Педагогика сотрудничества в воспитании детей ориентируется на следующие цели:
В тексте «Концепции среднего образования Российской Федерации» под сотрудничеством понимают идею совместной деятельности взрослых и детей, направленной на развитие и получение новых навыков, основанных на взаимном уважении и понимании, духовном единстве, коллективном анализе работы и ее результатов. В фокусе системы отношений оно имеет множество аспектов, но главенствующее положение занимает именно связь учителя и ученика.
Система традиционной учебной деятельности определяет место преподавателя как субъекта, а воспитанника как объекта образовательного процесса. Принципы педагогики сотрудничества ставят ребенка на место субъекта собственного обучения. Это означает, что два субъекта процесса должны действовать сообща, на товарищеских и партнерских основаниях.
Взрослый и ребенок складывают гармоничный союз опыта и молодости без главенствующей роли одного из них. Педагогика сотрудничества на уроке и в общей деятельности школьных коллективов направляет отношения «ученик-ученик» и принимает самые разнообразные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках образовательного общества партнерство возможно между всеми его членами – учителями, руководством, детьми, административными органами. Идеи сотрудничества отражаются также на всех видах взаимодействий между воспитанниками и наставниками с прочими членами социума (семья, родители, группы и организации).
Традиционное обучение связано с тем, что один учитель передает знания большому количеству учеников. Просто нет взаимозависимости или какой-либо групповой обработки.
Учитель является основным источником информации, и ее приоритетом является выполнение работы. Этому методу следовали очень давно, но с течением времени люди почувствовали необходимость создать другой подход, при котором обучение и преподавание предполагают совместную работу студентов.
На смену авторитарному стилю обучения и воспитания приходит стиль демократический. В данном случае речь идет не только о технических средствах, но и о новых формах, методах, подходах и технологиях, используемых в данном процессе. Для создания идеальных условий для освоения нового материала необходимо выбирать такие методы обучения, которые позволили бы каждому из учащихся проявить активность и индивидуальный творческий подход, направленный на еще большее вовлечение в процесс и формирование желания получать новые знания.
Именно такую цель и ставит перед собой педагогика сотрудничества.
рассмотреть педагогическую технологию педагогики сотрудничества или обучения в сотрудничестве.
Что такое педагогика сотрудничества?
Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки. В его основе лежит глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к образовательному учреждению.
Идеи педагогики сотрудничества впервые были выражены педагогом Симоном Львовичем Соловейчиком, ставшим идейным вдохновителем концепции.
Именно он, опубликовав в «Учительской газете» несколько своих статей, первым заявил коллегам о новом современном подходе к обучению и воспитанию. Педагогика сотрудничества была основана на совершенно ином взгляде на образовательный процесс: вместо традиционного авторитета учителя она предполагала переход к формату сотрудничества между ним и учениками.
Симон Львович предложил педагогам уйти от навязывания собственного мнения к открытому диалогу, в котором учащиеся смогли бы открыто озвучивать собственные взгляды, не боясь осуждения и наказания. Автор методики был уверен, что она сможет объединить педагогов с разными стилями работы и подходами к воспитанию, но преследующих общую цель сделать систему образования более демократичной и гуманной.
Концепцию Соловейчика поддержало большое количество советских педагогов, а в сентябре 1986 года ими были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», которые закрепили основные идеи методики и стали ориентиром для представителей всего педагогического сообщества не только страны, но и мира.
Цивилизация движется вперед, в мире многое меняется, образование модернизируется и ориентирует школы не только на усвоение знаний, умений и навыков. Современный выпускник должен освоить универсальные учебные действия, помимо определённого объёма знаний. Результаты ФГОС нового поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. « Человечество должно давать детям лучшее, что оно имеет» из декларации прав ребёнка. Параллельно с этим врачи педагоги наблюдают у детей 6-7 лет снижение показателей здоровья, недостаточное развитие наглядно-образного и действенно-образного мышления, трудности в адаптации.
Использование учителем технологии сотрудничества на уроках приближает к достижению поставленных целей, а так же решают многие проблемы школьников. Положительный эффект несёт личностно-ориентированный подход в обучении. Этот подход гуманистической направленности, где центр – ученик-деятельность познания, а не преподавания.
Я считаю, что у этой технологии много преимуществ:
В учебном сотрудничестве формируется способность учить себя и основными её особенностями можно выделить:
В учебном сотрудничестве зарождаются способности изменять себя, понимать позиции товарищей, доказывать и обосновывать свои позиции для решения ОБЩЕЙ задачи. Ведь все ученики групп заинтересованы в понимании материала каждым учащимся. Успех и неуспех отражается на всей группе. Каждый член группы чувствует личную ответственность за собственный успех и успех своего товарища. У каждого ребенка в разы повышается личная значимость, так как от него зависит успех команды. А успех команды заключается в своевременной помощи товарищу. В итоге команда знает чего достиг каждый участник.
Благодаря этой технологии школьники могут осуществлять и поиск новых знаний, и даже способы разрешения противоречий и конфликтов.
Таким образом, ученик научится учиться и будет готов к жизненным трудностям после выпуска из школы, он выйдет из школы способным анализировать свои удачи и неудачи, способным понять как поступить в той или иной сложившейся ситуации.
Обучение в сотрудничестве – это неоценимый вклад в развитие современной педагогики.
Основные направления педагогики сотрудничества
В педагогике сотрудничества в зависимости от целей и характерных особенностей выделяют четыре основных направления:
Гуманно-личностный подход
Весь комплекс совокупности личностных качеств помещается на центральное место в школьном образовании. Развитие индивида становится главным результатом преподавательской работы, по которому измеряется эффективность деятельности педагогов, воспитателей, руководителей и всего учреждения в целом.
Этот подход фокусирует всю школьную программу на личности школьника и внимании к его внутреннему миру, в котором скрыты еще не проявившиеся способности и умения, нравственные критерии свободы и справедливости, счастья и полноценного развития.
Учреждение призвано разбудить и взрастить эти внутренние ресурсы и возможности, пустить их на пользу полного и всестороннего становления индивидуальных качеств. Гуманно-личностный подход в педагогике составляет основу личностно-ориентированного образовательного процесса.
Он объединяет следующие идеи:
Новый взгляд на развитие личности содержит следующие идеи:
Развитие педагогических отношений в направлении гуманизации и демократизации
Взаимодействие между индивидами – наиболее значимый фактор, по которому дается оценка учебно-воспитательного процесса.
Гуманизм по отношению к детям предусматривает:
Ученье без принуждения
В основе процессов, составляющих суть педагогики сотрудничества, лежит отказ от какого-либо принуждения как от неэффективного и негуманного приема. Но проблема в том, что никакой принцип нельзя возводить в абсолют, всегда требуются мера и трезвая оценка.
Сложно представить воспитательный процесс вообще без принуждения в каком-либо виде. Общество невозможно без определенной системы запретов, это гарантия свободы и безопасности. Но наказание само по себе унизительно для личности, оно тормозит развитие и угнетает характер. Принуждение, если без него не обойтись, должно быть основано не на страхе наказания, а на позитивной мотивации.
Ученье без принуждения характеризует:
Новая трактовка индивидуального подхода
Индивидуальный подход соединяет в себе и плюсы, и минусы педагогики сотрудничества. Суть его в том, чтобы развитие и предметное обучение шло не от учебной дисциплины к ребенку, а наоборот. Образовательный процесс должен строиться с учетом возможностей детей, и задача учителя – их совершенствование, взращивание и обогащение.
Новое видение индивидуального подхода предусматривает:
Формирование положительной Я-концепции личности
Я-концепция представляет собой комплекс представлений личности о самой себе, причем они могут быть как осознанными, так и на уровне подсознания. На эти представления человек полагается при выборе поведенческой стратегии.
В период взросления Я-концепция – основной стимулирующий механизм личности. Имеющая положительный вектор (я могу, я умею, я способен, я значу) она помогает в достижении успеха, делает труд продуктивным и выявляет лучшие качества индивида.
Негативная сторона Я-концепции обнаруживается в отсутствии веры в успех, плохой результативности и деструктивных изменениях.
Личностный подход одной из важнейших задач ставит формирование у детей именно мажорной настройки. Для этого важно придерживаться следующей линии поведения:
Вся группа технологий педагогики сотрудничества открывает широкие возможности решения вопросов «как» и «чему» учить современных детей:
Концепция воспитания
Основополагающие принципы педагогики сотрудничества являются отражением самых современных педагогических тенденций:
Идеологическая база и принципы педагогики сотрудничества не только стоят в основании методологии образовательной системы, но и во многом определяют направленность учебного процесса.
Педагогизация окружающей среды
Рассматриваемая технология признает значительную ответственность школьного образования в сравнении с прочими воспитательными институтами. Также подрастающий индивид формируют семья и социальное окружение.
Результатом педагогической работы становится полноценная личность, и это заслуга всех источников воспитания. Именно поэтому так значимы идеи грамотного направления деятельности, сотрудничества с семьей и окружением, работа с разнообразными институтами защиты детства. Только общая забота о подрастающем поколении способна обеспечить благополучное будущее всей страны.
Образование должно выступать двигателем для роста и формирования личности, становясь с каждым годом качественнее и эффективнее. Педагогика сотрудничества обеспечивает такой подход к обучению, при котором у ребенка вырабатываются стимул и интерес к получению знаний.
Материал основан на следующих источниках:
Понятие и принципы педагогики сотрудничества
Идеи педагогики сотрудничества впервые были выражены педагогом С. Л. Соловейчиком, ставшим идейным вдохновителем концепции.
Именно он, опубликовав в «Учительской газете» несколько своих статей, первым заявил коллегам о новом современном подходе к обучению и воспитанию. Педагогика сотрудничества была основана на совершенно ином взгляде на образовательный процесс: вместо традиционного авторитета учителя она предполагала переход к формату сотрудничества между ним и учениками.
С. Л. Соловейчик, предложил педагогам уйти от навязывания собственного мнения к открытому диалогу, в котором учащиеся смогли бы открыто озвучивать собственные взгляды, не боясь осуждения и наказания. Автор методики был уверен, что она сможет объединить педагогов с разными стилями работы и подходами к воспитанию, но преследующих общую цель сделать систему образования более демократичной и гуманной.
Рассмотрим основные принципы педагогики сотрудничества.
Необходимость применения новых форм, методик и технологии сотрудничества в педагогике была вызвана социальными процессами вроде гуманизации отношений, усиления роли человеческого фактора и повышения качества образования и воспитания учащихся на основе инновационных процессов.
Педагогика сотрудничества предполагает такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором его объекты и субъекты объединяются в общей деятельности принципами взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма.
Для сторонников концепции, основными ее принципами являются взаимодействие, сотрудничество, партнерские отношения, гуманизм, творчество, развитие личности, коллективизм, совместная деятельность, диалог и взаимообогащение.
Суть метода заключается в том, что он основан не на классическом принципе «делай, как я говорю» и «делай, как я», а на принципе «давай подумаем вместе, как это можно сделать». Именно такой подход позволяет привить учащемуся ответственность и настроить на процесс активного обучения.
Два субъекта одного процесса должны работать вместе, быть товарищами и партнерами, чтобы сформировать союз более опытного наставника с менее опытным учеником, в котором ни один из них не должен стоять над другим.
В таком случае учащийся может смело высказывать свои самые смелые идеи и чувствовать помощь и поддержку, которые так необходимы при решении сложных вопросов.
Идея свободного выбора дает возможность развивать индивидуальные качества личности учащегося. Педагогу же необходимо поставить перед учениками сложную цель, указать на ее исключительную сложность и вселить уверенность в то, что цель будет достигнута.
Развитие творческих способностей. Традиционная образовательная система ориентирована на формирование у учащихся фиксированного набора знаний, что обычно является стандартной формой обучения. Как правило, такое отношение не подразумевает индивидуального подхода к обучению при развитии собственных творческих качеств студента с учетом его индивидуальных особенностей.
Педагогика сотрудничества предполагает использование современных и интересных форм и инструментов обучения, таких как игры, дискуссии, мозговые штурмы, командные соревнования, и т.д. Именно они позволяют найти нестандартный подход к решению самых привычных заданий.
Небольшой выход из зоны комфорта позволяет учащемуся освоить навыки, которые до этого были ему незнакомы, а поддержка педагога и других участников процесса позволяют эти навыки тренировать, не испытывая стресса.
Индивидуальный подход к каждому. Идея индивидуального подхода заключается в использовании таких приемов, при которых каждый ученик чувствует себя так, будто все внимание учителя направлено исключительно на него.
Учителя и преподаватели, придерживающиеся концепции педагогики сотрудничества, стремятся на своих занятиях сделать ученика соавтором урока, вселить в него уверенность и избавить от чувства страха. Они также учитывают психологические особенности и черты характера конкретного человека, воспринимая его, как личность, а не часть группы.
Уважительное отношение к учащимся. Еще одним принципом педагогики сотрудничества является диалог учителя с учениками, доброжелательное и внимательное отношение к их высказываниям, поощрение идей и мыслей, даже плохих или неправильных, содействие активности и сотрудничество в поиске решений.
Что значит педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества – концепция, появившаяся в российской педагогике в середине 80-х годов прошлого века. Это система методологии воспитательных и обучающих приемов, в основе которой лежат принципы диалога, гуманизма и творческого развития индивида.
Идеи педагогики сотрудничества объединяют в себе наработки и традиции советской школы, дополненные достижениями российской и зарубежной психологии и педагогики. Основа этой технологии – индивидуальный подход к личности каждого ребенка, понимание психологии, воспитание в духе коллективизма, высокие нравственные и профессиональные качества учителя и общественный контроль образовательного учреждения.
Автором педагогики сотрудничества и ее вдохновителем, впервые заговорившем о ее идеях, принято считать Симона Львовича Соловейчика.
Данная технология придерживается принципов гуманизма, отражающихся в том, что для каждого ученика создаются подходящие условия для обучения и воспитания исходя из его собственных запросов и возможностей. Соответствие этим условиям помогает наладить связь между наставником и воспитанником, предоставляя при этом ребенку шанс быть самостоятельным в своей учебной деятельности.
Использование педагогики сотрудничества в воспитании младшего поколения подразумевает следующие идеи, на основе которых возможно гармоничное и полноценное развитие личностных качеств:
Педагогика сотрудничества пока не имеет воплощения в виде конкретной группы технологий. В ней нет нормативно-исполнительной базы инструментов; ее отдельные элементы «рассыпаны» по множеству публикаций, книг и исследований. Основные идеи этого направления науки имеют отражение почти во всех современных методиках преподавания и составляют базу «Концепции среднего образования Российской Федерации».
Педагогику сотрудничества стоит оценивать как особую «пронизывающую» технологию, отражающую суть современного учительского мира, как источник, из которого можно черпать самые прогрессивные идеи, активно использующиеся в работе с детьми.
Характеристики технологии
Педагогику сотрудничества характеризуют следующие классификационные признаки:
Педагогика сотрудничества в наши дни
Совместная работа педагога и учащихся позволяет разработать адаптивные ответы не только на текущие региональные вопросы, но и взглянуть под другим углом на глобальные проблемы и даже принять участие в поиске ключевых решений, способных повлиять на весь мир.
Педагогика сотрудничества предполагает подлинные целенаправленные отношения между партнерами для совместного проектирования, разработки или исследования учебных программ.
В педагогике сотрудничества можно выделить основные практики, которые помогают каждому участнику группы обучаться гораздо более эффективно:
Применяя идеи педагогики сотрудничества, учащиеся начинают испытывать радость не только от взаимодействия с партнерами по группе, но и от самого процесса обучения. Они берут на себя ответственность за получение новых знаний.
В их основе лежат ценности уважения, взаимности и ответственности, в которых признается, что партнеры приносят разный опыт и знания. Работа по такому принципу – не «быстрое решение» для вовлечения студентов, а долгосрочный процесс на перспективу.
Конечно, образование не ограничивается стенами учебного заведения и должно продолжаться на протяжении всей сознательной жизни человека. На помощь в таких случаях приходят онлайн-программы, направленные на развитие и прокачку того или иного навыка. В онлайн-курсе «Лучшие техники самообразования» мы подготовили для вас приемы и инструменты, с помощью которых вы сможете обучаться гораздо быстрее, и эффективнее, не теряя при этом интереса к самому процессу. Пройдя его, вы убедитесь, что обучение может быть не только полезным, но и очень насыщенным и увлекательным.
Педагогика сотрудничества на современном этапе
Партнерские отношения предоставляют возможности для глубокого сотрудничества между всеми участниками процесса, но они также требуют времени для развития и внимания к вопросам власти и свободы воли. Неудивительно, что такие типы партнерства в настоящее время считаются одним из радикальных достижений в сфере высшего образования.
Принципы педагогики сотрудничества
Педагогика сотрудничества предполагает использование современных и интересных форм и инструментов обучения, таких как игры, дискуссии, мозговые штурмы, командные соревнования, сторителлинг и т.д. Именно они позволяют найти нестандартный подход к решению самых привычных заданий.
Обучение в зоне ближайшего развития
За годы своего существования данная методика подверглась большому количеству изменений, ставших результатом несовершенства системы образования и неготовности общества к изменениям.
Обучение взаимодействию с другими людьми – важная часть педагогики сотрудничества. Это набор навыков, основанный на компетенциях, как и любой другой, требующий постоянного развития и совершенствования.
Для большинства педагогов концепция сотрудничества оказалась сложной в применении. Главная сложность заключалась в том, что она предполагала адекватное взаимодействие между двумя сторонами. И далеко не всегда одна из сторон была готова идти навстречу другой.
Так, например, не каждый из учителей мог найти индивидуальный подход к ученику. Далеко не все дети обладали открытым и покладистым характером, а потому не были готовы открыто и деликатно обмениваться мнениями.
Принцип сотрудничества предполагает ответственное отношение к процессу с обеих сторон. Педагогу необходимо научиться принимать во внимание мнение абсолютно любого участника группы. Даже самый категорично настроенный участник имеет право открыто озвучить свою точку зрения на тот или иной вопрос, задача же учителя при этом – помочь всем участникам договориться между собой и прийти к консенсусу.
Для достижения необходимого результата, преподавателю необходимо применять в своей работе не только привычные методы и инструменты ведения занятий, но и проявлять инициативу, задействуя при этом творческое мышление и навыки коммуникации. Его задача – выстроить процесс обучения так, чтобы каждый его участник был максимально в него вовлечен, не теряя при этом интереса и вдохновения.
Еще одной сложностью на пути к переходу на новый формат взаимодействия служит состояние современной педагогической практики, а именно:
Именно поэтому педагогика сотрудничества является достаточно сложной для реализации в большинстве образовательных учреждений, привыкших действовать по старым схемам. Однако это не значит, что сделать это не представляется возможным.
Умение договариваться и находить общий язык с каждым членом группы – задача номер один для любого педагога. Однако навыки отличной коммуникации пригодятся не только учителям и преподавателям, но и всем, кто так или иначе контактирует с другими людьми.
Далеко не всегда установление контакта с человеком, будь то ребенок или взрослый, оказывается легкой задачей. Коммуникация может осложниться разными вещами: от банального незнания предмета до сильной неуверенности в себе одной из сторон. Наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации» поможет вам побороть волнение при общении с людьми. Пройдя ее, вы поймете, как легко можно завязать разговор даже с незнакомым человеком, а также узнаете, как улучшить взаимопонимание с родными и близкими людьми.
И все же, несмотря на все возникающие сложности, подобный стиль взаимодействия учителя с учащимися доказал свою эффективность. Основная идея педагогики сотрудничества – сделать процесс обучения максимально гуманным и демократичным, преодолев инертность мышления. Благодаря возможности открыто проявлять свою индивидуальность, каждый учащийся сможет развить свои сильные стороны и улучшить слабые.
Возможность участвовать в открытом диалоге с педагогом и другими учащимися, позволят тренировать навыки коммуникации, расширять границы и рамки, обмениваться идеями и взглядами, что, несомненно, ведет к росту и развитию.
Уважение всех без исключения участников образовательного процесса позволяет им раскрываться и проявлять больше индивидуальности и творческого подхода при решении даже самых сложных задач. А постановка общей цели для каждого члена команды делает процесс ее достижения максимально эффективным и одновременно интересным. Возможность выбора позволяет каждому учащемуся взять ответственность за свое обучение исключительно на себя.
Плюсы и минусы педагогики сотрудничества
Обучение взаимодействию с другими людьми – важная часть педагогики сотрудничества. Это набор навыков, основанный на компетенциях, как и любой другой, требующий постоянного развития и совершенствования.
Так, например, не каждый из учителей мог найти индивидуальный подход к ученику. Далеко не все дети обладали открытым и покладистым характером, а потому не были готовы открыто и деликатно обмениваться мнениями.
Принцип сотрудничества предполагает ответственное отношение к процессу с обеих сторон. Педагогу необходимо научиться принимать во внимание мнение абсолютно любого участника группы. Даже самый категорично настроенный участник имеет право открыто озвучить свою точку зрения на тот или иной вопрос, задача же учителя при этом – помочь всем участникам договориться между собой и прийти к консенсусу.
Для достижения необходимого результата, преподавателю необходимо применять в своей работе не только привычные методы и инструменты ведения занятий, но и проявлять инициативу, задействуя при этом творческое мышление и навыки коммуникации. Его задача – выстроить процесс обучения так, чтобы каждый его участник был максимально в него вовлечен, не теряя при этом интереса и вдохновения.
Умение договариваться и находить общий язык с каждым членом группы – задача номер один для любого педагога. Однако навыки отличной коммуникации пригодятся не только учителям и преподавателям, но и всем, кто так или иначе контактирует с другими людьми.
И все же, несмотря на все возникающие сложности, подобный стиль взаимодействия учителя с учащимися доказал свою эффективность. Основная идея педагогики сотрудничества – сделать процесс обучения максимально гуманным и демократичным, преодолев инертность мышления. Благодаря возможности открыто проявлять свою индивидуальность, каждый учащийся сможет развить свои сильные стороны и улучшить слабые.
Заключение
Помня об этой цели, педагогическое партнерство превратилось в сильный инструмент обучения, который, как было доказано, способствует повышению успеваемости учащихся и удержанию их интереса к обучению, одновременно обеспечивая ряд других положительных результатов. Педагогика сотрудничества как раз и является таким современным подходом к формированию нового, качественного стиля обучения.