«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
По мнению М. Р. Битяновой, сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Е. А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Психолого-педагогическое сопровождение – система профессиональной д-ти педагога – психолога, напрвленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситауциях школьного взаимодействия.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является обучение и психологическое развитие ребёнка в ситуации школьного взаимодействия. Предметом социально-психологические условия успешного обучения и воспитания.
Сопровождение необходимо рассматривать как целостную систему д-ти школьного психолога, где обязательно присутствуую взаимосвязанние компоненты:
– системноое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамике его развития.;
– создание социально–психологических условий для успешности обучения и развития;
– создание спец. условий детям имеющим проблемы в психическом развитии и обучении.
Следственные идеи сопровождения:
Концептуальные следствия – в основе лежит сама идея сопровождения, в д-ти психолога должны присутствовать все компоненты системы сопровождения.
Содержательные следствия – в основе лежит отбор содержания конкретных форм работы, приминительно к каждому ребёнку;
Организационные следствия – в основе лежит система характеристик ежедневной д-ти психолога, организационное закрепление (в текущих перспектмвных планах как психолога так и коллектива). Психологическое сопровждение явл-ся официальным элементом учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, регуляции и контроля за результатом.;
Функционально-ролевые следствия – в основе лежит умение психолога определить: кто явл-ся, а кто не явл-ся объектом его психологической д-ти. Объектом могут выступать либо школьник, либо группа школьников (для них создаются условия; оказыввется психологическое воздействие). Взрослые участники учебно-воспитательного процесса явл-ся субъктами сопровождения.
Подходы к планированию психолого-педагогического сопровождения в школе
В целом планирование работы с каждой из 4-х ученических параллелей, подлежащих психолого-педагогическому обследованию, представляет собой построение следующей последовательности конкретных практических шагов:
1. Организационная и методическая подготовка к проведению цикла. Это четкое почасовое планирование предстоящих диагностических мероприятий, консилиумов, оповещение всех участвующих лиц, подготовка необходимых методических материалов
2. Проведение первого этапа диагностического обследования.
2.1. Наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе (по 2 часа на класс).
2.2. Проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели.
2.3. Проведение экспертного опроса педагогов.
2.4. Проведение экспертного опроса родителей.
2.5. Обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения различных схем углубленной психодиагностики.
2.6. Организационная и методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.
3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования.
3.1. Проведение диагностического обследования школьников.
3.2. Обработка данных, заполнение заключений по обследованию.
4. Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
4.1. Проведение консультаций со школьным врачом и классными руководителями относительно предстоящего консилиума.
4.2. Подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом.
4.3. Составление плана обсуждения: выделение групп психологически благополучных школьников и школьников с разными типами проблем.
4.4. Подготовка бланков для заключения консилиума.
5. Проведение психолого-педагогического консилиума.
5.1. Обмен информацией между участниками консилиума относительно конкретных школьников.
5.2. Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
5.3. Заполнение бланка заключения консилиума по данному школьнику.
5.4. Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
5.5. Разработка и планирование стратегии сопровождения в целом по классу или параллели.
6. Реализация решений консилиума.
6.1. Осуществление общих консультативных мероприятий: проведение родительских собраний, консультирование администрации, проведение групповых консультаций педагогов-предметников.
6.2. Планирование совместных действий классных руководителей и психолога.
6.3. Отбор школьников в специальные развивающие группы, планирование и проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и школьников.
6.4. Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, родителей и старшеклассников.
6.5. Осуществление социально-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий).
6.6. Планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общая развивающая работа и т. д.).
7. Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
7.1. Консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями по итогам проведения психолого-педагогического цикла работы со школьниками данной параллели.
7.2. Перспективное планирование сопровождающей деятельности по завершению цикла (совместно с педагогами и воспитателями).
Осуществление основных, описанных выше, мероприятий по одному циклу (в рамках работы с одной параллелью) занимает при должной организации 14-15 недель.
Определим условия эффективного функционирования предлагаемой модели планирования психолого-педагогического сопровождения:
1. Планирование должно осуществляться в начале сентября на весь учебный год.
2. Ряд направлений деятельности школьного психолога должны быть внесены на стадии планирования в планы школы. Т.е. речь идет, прежде всего, о диагностических минимумах. Первый этап диагностики должен проводиться в дневные часы, вместо уроков, и этот факт должен быть зафиксирован в учебном плане. Это же относится к психолого-педагогическим консилиумам и экспертным опросам педагогов, групповым консультациям учителей-предметников и родительским собраниям по итогам общего диагностического обследования.
3. Сотрудничество с психологом, анализ и творческое внедрение его рекомендаций необходимо превратить из личного дела учителя в его должностную профессиональную обязанность.
Психолого-педагогическое
сопровождение
– это профессиональная деятельность
взрослых, взаимодействующих с ребенком
в школьной среде. Ребенок, приходя в
школу и погружаясь в школьную среду,
решает свои определенные задачи,
реализует свои индивидуальные цели
психического и личностного развития,
социализации, образования и др.
Сопровождающая работа находящихся
рядом с ним взрослых направлена на
создание благоприятных социально-психологических
условий для его успешного обучения,
социального и психологического развития.
В частности, психолог, сопровождая
вместе с педагогом ребенка в процессе
школьного обучения, может, с одной
стороны, помочь ему максимально
использовать предоставленные возможности
для образования или развития, а с другой
стороны, приспособить индивидуальные
особенности к заданным извне условиям
школьной жизнедеятельности.
То
же самое можно сказать и в отношении
социализирующей среды. Она также должна
быть способной приспосабливаться к
каждому конкретному ребенку, но не до
бесконечности. Есть ряд требований,
норм, жестких правил, которые ребенок
должен усвоить, принять и реализовывать
в своем поведении и общении. Невозможно
предложить один общий алгоритм решения
таких конфликтов. В каждом индивидуальном
случае он должен решаться с учетом
приоритета внутреннего мира ребенка и
значения некоторой необходимой и
достаточной системы, предъявляемых ему
требований со стороны образовательной
и нормативной среды. Гарантом справедливого
и продуктивного решения является
психолого-педагогическое сопровождение,
в процессе которого педагоги, психологи,
родители и другие взрослые, окружающие
ребенка, находят наилучшее сочетание
приспособления школьной среды к нему
и его к школьной среде.
Психологическое
сопровождение ребенка в образовательном
учреждении преимущественно осуществляется
педагогическими средствами, через
педагога и традиционные школьные формы
учебного и воспитательного взаимодействия.
По крайней мере, постулируется преимущество
таких скрытых форм воздействия по
сравнению с непосредственным вмешательством
психолога в жизнь ребенка, его
внутришкольные и внутрисемейные
отношения. Это особым образом задает
роль педагога в психологической практике.
Он оказывается соратником психолога в
разработке стратегии сопровождения
каждого ребенка и основным ее реализатором.
Психолог же помогает педагогу «настроить»
процесс обучения и общения на конкретных
учеников.
Утверждение
идеи сопровождения в качестве основы
школьной психологической практики,
постулирование её объекта и предмета
в описанной выше форме, имеет ряд
важнейших следствий, на которые и
опирается вся модель школьной
психологической работы. Следствия эти
касаются целей, задач и направлений
этой деятельности, принципов ее
организации, содержания работы,
профессиональной позиции психолога в
отношениях с различными участниками
учебно-воспитательного процесса, а
также подходов к оценке эффективности
его деятельности. В этой связи важно
выделить следующие концептуальные
следствия психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса
гимназии, школы:
Психолого-педагогическое
сопровождение снижает конфликтность
в образовательном процессе, уменьшает
отсев обучающихся, возвращает детей в
систему дополнительного образования,
оказывает помощь в разрешении сложных
социальных проблем. Все это происходит
лишь при наличии реального сопровождения,
а не имитационного.
Целью
психолого-педагогического сопровождения
ребенка в учебно-воспитательном
процессе является обеспечение его
нормального развития (в соответствии
с нормой развития в определенном
возрасте).
Задачи
психолого-педагогического сопровождения
на разных
уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное
образование — ранняя
диагностика и коррекция
нарушений в развитии, обеспечение
готовности
к школе.
Начальная
школа — определение
готовности к обучению
в школе, обеспечение адаптации к школе,
повышение
заинтересованности школьников в учебной
деятельности, развитие познавательной
и учебной мотивации, развитие
самостоятельности и самоорганизации,
поддержка в формировании желания и
«умения учиться»,
развитие творческих способностей.
Основная
школа
—
сопровождение перехода в основную
школу, адаптации к новым условиям
обучения,
поддержка в решении задач личностного
и ценностно-смыслового
самоопределения и саморазвития, помощь
в решении личностных проблем и проблем
социализации,
формирование жизненных навыков,
профилактика
неврозов, помощь в построении конструктивных
отношений с родителями и сверстниками,
профилактика
девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая
школа —
помощь в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении,
поддержка в
решении экзистенциальных проблем
(самопознание, поиск смысла жизни,
достижение личной идентичности), развитие
временной перспективы, способности к
целеполаганию,
развитие психосоциальной компетентности,
профилактика девиантного поведения,
наркозависимости.
При
этом особое внимание необходимо уделять
переходным этапам в развитии и образовании
детей, что предполагает
выделение уровней сопровождения.
Уровень
класса (группы).
На
данном уровне ведущую
роль играют учителя и классный
руководитель, обеспечивающие
необходимую педагогическую поддержку
ребенку в решении задач обучения,
воспитания и развития. Основная цель
их деятельности — развитие самостоятельности
в решении проблемных ситуаций,
предотвращение дезадаптации ребенка,
возникновения острых проблемных
ситуаций.
Основные
принципы организации сопровождения:
принцип
экологичности
(обеспечивает необходимость постоянного
соотнесения используемых средств и
методов психолого-педагогического
сопровождения с поставленной целью).
сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ.
«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Е ГЭ радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к новым аттестационным технологиям особо актуальна.
По своей сути ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников. Процедура прохождения ЕГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты кропотливой подготовки к ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. По результатам анкетирования учащихся МБОУ СОШ № 3 наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
– сомнение в полноте и прочности знаний;
– сомнение в собственных способностях: умении анализировать, концентрировать и распределять внимание;
– психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
– стресс незнакомой ситуации;
– стресс ответственности перед родителями и школой. Вместе с тем ряд задач подготовки к ЕГЭ, таких, как снижение высокого уровня тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ЕГЭ, повышение уверенности в себе, по моему мнению, вполне может решаться силами психологической службы, что будет способствовать более успешной сдаче этого экзамена. В нашей школе данная работа ведется во всех направлениях психологического сопровождения: психодиагностика, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование и коррекционно-развивающая деятельность со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.
Диагностическая деятельность в рамках подготовки к ЕГЭ осуществляется с целью раннего выявления нарушений в интеллектуально-личностной сфере учащегося, что помогает задолго до экзамена скорректировать его образовательный маршрут и определить оптимальные условия обучения. Осуществляя инклюзивный подход к психологическому сопровождению ЕГЭ, мы не должны забывать о детях с медицинскими показаниями для сдачи ЕГЭ в щадящем режиме. Необходимо отметить, что таких обучающихся мы отслеживаем с начала постановки диагноза, что способствует индивидуально-ориентированному подходу с учетом заболеваний, созданию психологического комфорта в учебно-воспитательном процессе. На мой взгляд, незаменимую роль здесь играет школьный ПМП(к). На заседаниях консилиума учителя-предметники знакомятся с результаты психологической диагностики, на основании которой совместно с психологом выстраивается индивидуальная траектория подготовки к ЕГЭ. Составляются программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, детей «группы риска», одаренных детей.
Таким образом, в ходе психологического сопровождения для эффективной подготовки к экзаменам изучается интеллектуально-личностная сфера, отслеживается эмоциональное состояние учащихся, уровень тревожности, самооценки, уровень притязаний, что позволяет корректировать психоэмоциональное состояние выпускников во время подготовки и сдачи ЕГЭ.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата. Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях даю рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов. Анкетирование детей показало, что 45% испытывают нервно-психическое напряжение именно в период ожидания оценки. Обязательно оговариваются действия родителей при негативном сценарии, например, если ребенок не сдает ЕГЭ или сдает экзамен на баллы, которые ниже его притязаний. Это способствует правильному реагированию на возможные варианты сдачи ЕГЭ, психологической подготовке, как родителей, так и детей к неожиданному развитию событий. При недостатке или отсутствии адекватной психологической поддержки выпускник испытывает разочарование во взрослых. Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя и в свои способности; поддерживает его при неудачах. Для родителей, учащихся и учителей оформляем стенд с рекомендациями.
Не менее актуальное направление психолого-педагогического сопровождения ЕГЭ – психологическое индивидуальное и групповое консультирование. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности имеют личностный характер. В процессе консультаций учащиеся выстраивают профессионально-личностные планы с учетом индивидуальных особенностей, обучаются навыкам саморегуляции, самоконтроля.
Классный руководитель является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива. Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ЕГЭ дает положительный результат специально разработанная система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями) выступают:
– направленность на формирование позитивного отношения к ЕГЭ;
– осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик;
– оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода ЕГЭ;
– ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Коррекционно-развивающую работу с выпускниками провожу в форме деловых игр, практикумов, групповых развивающих занятий с элементами тренинга. С их помощью решаются задачи, актуальные для старшеклассников в период сдачи ЕГЭ: повышение сопротивляемости стрессу; отработка навыков поведения на экзамене; развитие уверенности в себе; развитие навыков самоконтроля; развитие навыков саморегуляции; обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения; помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок; обучение приемам эффективного запоминания.
Тренинг и групповые занятия направлены на ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ, осознание индивидуального стиля деятельности и выработку личной стратегии подготовки к ЕГЭ. Хороший результат, по отзывам учащихся, дает мысленная репетиция предстоящего тестирования в состоянии релаксации. Это помогает снять повышенную тревожность и выявить неосознаваемые проблемы ученика.
Анализ результатов предэкзаменационного анкетирования выпускников показал эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки к ЕГЭ: снижение общей тревожности учащихся в среднем на 28%; более половины учащихся самостоятельно использовали предложенные рекомендации по регуляции эмоционального состояния при подготовке и во время экзаменов; все учащиеся отметили, что они стали более информированными и компетентными по вопросам подготовки и сдачи ЕГЭ.
Таким образом, психологическая подготовка к экзаменам способствует повышению уровня информированности, психологической готовности учащихся, родителей, педагогов в режиме подготовки и проведения ЕГЭ, если это – большая, длительная работа не только психолога с детьми, но и всего педагогического коллектива и родителей.
Иконникова Ирина Александровна.
педагог-психолог МБОУ СОШ № 3
станицы Крыловской МО Крыловский район
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
1.
Понятие психолого-педагогического
сопровождения. Объект, предмет, цель
и задачи психолого-педагогического
сопровождения.
ППС
– это система проф.деятельности
психолога, направленная на создание
социально – психологических условий
для успешного обучения и психологического
развития ребенка в ситуации образовательного
процесса.
Объект
– обучение и психологическое развитие
ребенка в ситуации образовательного
процесса.
Предмет
– социально- психологические условия
успешного обучения и развития.
Цель
– обеспечение развития ребенка в
соответствии с нормой развития в
соответствующем возрасте
2.
Принципы организации психолого-педагогического
сопровождения.
3.
Службы системного сопровождения:
региональные, местные, межшкольные и
внутришкольные ППМС-центры; городские
и районные психолого-медико-педагогические
консультации (ПМПК); логопункты; центры
диагностики, коррекции и реабилитации.
Их характеристика.
Региональные,
местные, межшкольные и школьные ППМС
– центры.
В качестве специалистов сопровождения
развития ребенка в ППМС – центрах и в
образовательном учреждении выступают
– социальные педагоги (социальные
работники), педагоги-психологи,
учителя-дефектологи, учителя-логопеды,
медицинские работники (даже не объединенные
в службу). Социальные и медицинские
службы (приюты, социальные гостиницы и
другие учреждения), психолого-педагогические
центры, реализующие специализированные
коррекционно-развивающие программы в
системе социального обеспечения
населения, являются основными партнерами
служб и центров сопровождения.
Для
специалистов ПМПК важнейшей задачей
является дать ответ на вопрос, при
каких условиях ребенок с выявленной
структурой развития сможет реализовать
свой потенциал развития,
будучи интегрированным в социум.