Каждый
тип урока имеет свои особен. 1. Уроки
смешанные, или комбинированные. В них
обычно имеют место следующие структурные
компоненты: 1) организация учащихся для
занятий. Суть ее – психологически
настроить учащихся к работе, возбудить
у них внимание и активное отношение к
занятиям; 2) повторительно-обучающая
работа по пройденному материалу. Работа
над пройденным материалом на уроке,
проверка и оценка знаний учащихся; 3)
осмысление и усвоение нового материала.
Первичное восприятие и осмысление
нового материала, его последующее,
более глубокое осмысление и запоминание;
4) работа по выработке умений и навыков
применения знаний на практике (связана
с использованием метода устных,
письменных и практических упражнений);
5) задание на дом. 2. Уроки сообщения
новых знаний. Уроки-лекции. 1) организация
учащихся для занятий; 2) краткий опрос
учащихся по пройденному материалу; 3)
постановка темы и определение основных
целей занятий; 4) изложение новой темы;
5) краткий опрос учащихся по новому
материалу; 6) задание на дом. 3. Уроки
закрепления изучаемого материала. 1)
опрос или фронтальная беседа по
пройденному материалу; 2) проведение
тренировочных упражнений; 3) небольшая
самостоятельная работа. 4. Уроки
повторения, систематизации и обобщения
изученного материала. 1) беседа и устный
опрос; 2) организация упражнений по
углублению практических умений и
навыков. 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции.
1. Обсуждение вопросов семинара. 6. Уроки
проверки и оценки знаний. 1) устный
опрос; 2) проведение проверочных работ.
В специальном образоват учрежден для
стимулиро интереса к учению можно
использовать нетрадиционные уроки.
Это уроки-конкурсы (КВН, викторины,
смотр знаний и др.); уроки-драматизации
(спектакль, концерт, утренник и др.);
интегрированные уроки; уроки в игровой
форме; уроки-путешествия.
Педагогические требования к современному учебному занятию (уроку)
Современное учебное занятие (урок) в учреждении профессионального образования – это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование, в первую очередь, должно быть направлено на развитие человека.
Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность (а не имитация последней), где функция педагога не сводится к информативно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения учащихся, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.
Общие педагогические требования к современному уроку состоят в следующем:
Схема общего педагогического анализа учебного занятия
Типология уроков в педагогике довольно сложная. Существуют различные подходы к классификации.
В основу одной классификации положены методы обучения. Тогда уроки выделяют следующие:
1) Уроки беседы
2) Уроки практические работ
Другие классифицируют уроки по степени самостоятельной работы учителя и учащихся, тогда выделяют уроки:
1) Самостоятельной работы учащихся
2) Уроки работы учителя с классом.
Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим задачам.
В соответствии с данной классификацией выделяют следующие типы уроков:
1) Урок сообщения новых знаний
2) Комбинированный урок (элементы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности), что делает урок гибким, идёт реализация нескольких целей обучения – это положительная сторона, а недостатком является то, что недостаточно времени на усвоение новых знаний.
3) Урок формирования и закрепления умений и навыков (здесь основное внимание уделяется практической деятельности учащихся, т.е. преимущественно упражнениям).
4) Обобщающий урок (на этом уроке систематизируется материал по определённым темам и разделам).
5) Контрольный урок (выполняются различного рода проверочные контрольные устные и письменные работы).
6) Урок внеклассного чтения (для начальной школы).
К сожалению и эта классификация уроков не является универсальной,
т.к. она отражает только образовательные задачи и не учитывает реализацию воспитательных задач, поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной дидактики.
Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание структуре урока.
Структура урока – это соотношение и взаимосвязь частей урока, которые отличаются своими задачами и характером деятельности учителя и учащихся.
Каждый тип урока имеет свою структуру, но общими элементами являются:
2) Проверка изученного материала
3) Постановка целей и задач
6) Подведение итогов
7) Домашнее учебное задание
26. Поурочное планирование содержания учебного материала. Подготовка учителя к уроку.
Любое качество проведенного учителем урока зависит от того, как он к нему подготовился. Одним из важнейших этапов подготовки учителя к уроку является составление приблизительного плана урока. Однако стоит отметить, что также важно грамотно распределить учебный материал от урока к уроку, чтобы не перегружать и не расслаблять учеников на отдельно взятых уроках. План урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Составляется на каждый конкретный урок с учетом всех существующих особенностей. В плане урока указываются: тема урока; цели и задачи урока; структура урока – последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся; перечень и место учебных демонстраций; время, отведенное на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.
При разработке плана учитель учитывает степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у малоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и другие специальные меры). План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам – краткие конспекты уроков.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку можно разделить на следующие этапы:
Первый этап. Изучение учебной программы. При этом особое внимание обращается на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.
Второй этап. Изучение методической литературы. Учитель рассматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).
Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).
Третий этап. Изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.
Четвертый этап. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, прослушивает звуковые пособия, но и с аннотациями учебных телевизионных передач.
Пятый этап – разработка плана урока.
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Особенности построения уроков различного типа
(методическое пособие для преподавателей)
преподаватель Мельник О. И.
В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие имеют вспомогательное значение или вовсе отсутствуют. Возникают особенности в построении различных типов урока.
Структура урока сообщения новых знаний
Организация начала урока.
Цель и задачи урока.
Подготовительная работа к объяснению нового (проверка домашних заданий, воспроизведение ранее изученного и др.).
Итоги урока и задание на дом.
Главная часть – объяснение, однако успех урока зависит от всех других компонентов. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху урока. Например, уже в можно сосредоточить внимание на тех положениях нового материала, которые носят воспитывающий характер, привлечь внимание учащихся. При проверке домашнего задания следует воспроизвести те положения, правила, факты, которые имеет отношение к объяснению нового. Поэтому домашнее задание, данное на предыдущем уроке, должно было носить подготовительный характер.
На уроке объяснения нового материала играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностической целью. Преподаватель получает информацию о том, как учащиеся поняли и усвоили новые знания. Поэтому закрепление лучше не выделять в самостоятельную часть, а включать ряд упражнений, специальных вопросов и заданий, доступных самостоятельных работ в систему объяснения. Эти упражнения и задания подбираются таким образом, чтобы в них был представлен в основном новый материал.
преподаватель подводит с точки зрения выполнения образовательных и воспитательных задач. Он указывает на положительные и негативные моменты в работе учащихся. Связывает итоги урока с указанием на то, как нужно выполнить домашнее задание.
Структура урока закрепления
Постановка цели и задач урока.
Итоги и задание на дом.
В начале урока нужно проверить готовность каждого учащегося к работе, подготовить учебные принадлежности и т.д. Именно организованное проведение начала урока создает рабочую обстановку и обеспечивает успешное проведение всего урока.
При постановке цели урока преподаватель напоминает основные положения и правила, которые будут лежать в основе практической учебной деятельности.
Проверку домашнего задания целесообразно совместить с Урок приобретает более строгую последовательность и систему.
Основная часть урока – практические задания, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данной группы.
здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности упражнения, – слишком трудные не дают удовлетворения. Учащиеся затрачивают на них много сил и времени, но не видят ощутимых результатов. Слишком легкие – слабо содействуют закреплению теоретического материала. Упражнения должны соответствовать силам и знаниям учащихся. Однако целесообразно включить и легкие задания, чтобы воспитывать уверенность в силах, и несколько трудных, чтобы дать возможность проявить творческие способности.
При подведении итогов урока, помимо практических выводов, нужно отметить работоспособность и усердие учащихся.
Структура урока обобщения, или повторения
Обобщение и систематизация учебного материала.
Особенность и сложность проведения этого типа урока в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выделить основные идеи, понятия, правила, положения, подобрать соответствующие упражнения.
усиливается внимание к воспитывающей стороне урока. Учебный материал здесь в большей степени связан с интересными фактами, событиями, впечатлениями.
Одна из особенностей систематизации и обобщения состоит в том, что преподаватель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихся. Большое внимание уделяется теоретическому анализу, который приводит к обобщенным выводам и способствует развитию логически правильного мышления.
Подведение итогов урока удобно связать с , которое дается с целью закрепления основных идей и понятий изучаемого материала.
Структура комбинированного урока
Этот тип урока представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть имеет равноценное значение среди других. Структура урока сообщения новых знаний напоминает внешне структуру комбинированного урока. Однако там все подчинено объяснению нового материала. Все элементы урока по отношению к этой задаче играют вспомогательную роль.
В комбинированном уроке также уделяется большое внимание. Однако и другие части урока имеют не менее важное значение. Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как самостоятельный элемент структуры, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового. , а также являются относительно самостоятельными частями урока. Однако преподавателю нужно видеть и распространенные в практике недостатки: слишком изолированно и самостоятельно порой выглядят структурные части комбинированного урока. Нужно стремиться к тесной взаимосвязи и взаимозависимости частей урока. Комбинированный урок – это как бы соединение преимуществ других типов урока в одном учебном занятии.
Структура контрольного урока
Объяснение цели проверки и инструкция об организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания.
Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения.
Самостоятельная работа учащихся.
Предварительное подведение итогов урока.
по существу, состоит в инструкции и проверке готовности учащихся к работе. Сразу нужно пояснить характер контрольной работы, какие знания, по какой теме проверяются.
Преподаватель говорит спокойным, уверенным, доброжелательным тоном, чтобы создать деловую атмосферу без излишних волнений и нервозности.
Далее преподаватель напоминает о том, какое правило, понятие будут проверяться. Говорит о том, в какой форме будет проводиться контрольная работа. Преподаватель указывает путь мыслительной деятельности учащихся: как следует использовать теоретический анализ, как связать теорию с практической работой, какие могут быть способы самоконтроля.
Нужно напомнить в каких случаях в ходе работы учащиеся могут обратиться к преподавателю.
Предварительный анализ итогов состоит в том, чтобы сказать, как учащиеся работали, быстро или медленно, спокойно или слишком волновались. Можно спросить, какие наибольшие трудности вызвало контрольное задание. Преподаватель выясняет, кто из учащихся не успел закончить работу.
учащиеся не получают. Однако можно им рекомендовать дополнительную литературу, близкую к изучаемым темам, или отдельные задания поискового, творческого характера.
Особенности построения урока с учетом требований ФГОС
Урок – управляемый, ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой. В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.
Определяет необходимость формирования индивидуальных траекторий развития, которые различаются по направленности, содержанию, режиму, способам и условиям освоения в зависимости от познавательных, личностных, психофизиологических особеностей конкретного ученика, выявляемых в ходе ежеурочного анализа процесса и результатов образовательной деятельности.
Определяет направленность формирования личности каждого обучающегося, адекватной потребностям общества, социума в процессе организованного педагогами взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Использование в образовательной деятельности коллективных форм развития личности обучающихся.
Организация образовательной деятельности как диалогового взаимодействия субъектов.
Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, обеспечивающая механизм непрерывного образования и выступающая условием реализации других принципов.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у учащихся универсальных учебных действий.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо:
– сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
– сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
– сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
Уроки открытия нового знания
Уроки отработки умений и рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки. Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа. Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания». Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее – по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки могут быть надпредметными и проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Структура урока общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и её рефлексивный анализ. Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объёму в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание;2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
1. Четкость задач обучения, их нацеленность на конечный результат обучения. Поставленные цели – это предвосхищаемый результат деятельности, к которому надо придти. Их надо не только формулировать для себя как педагогическую задачу, но и ставить их перед детьми, как учебную задачу субъекта обучения. Особенно важно отметить необходимость соответствия целей требованиям: – конкретность (четкость формулировки), – реальность, – достижимость.
2. Обеспечить положительную мотивацию учения школьников, заинтересовать, увлечь уроком, предметом с помощью различных средств: творческая задача, проблемная ситуация, красочная наглядность, элементы игры, театрализации.
3. Оптимальный отбор содержания по степени сложности, по силам учеников, объему материала, связи с другими предметами.
4. Использование активных и интерактивных методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, внимание, мышление, самостоятельность. Это касается формирования активной позиции ученика на уроке и в познавательной деятельности в целом, т.е. стимулирование самообразования. Решению этой задачи способствует диалог, беседа, коллективное обсуждение вопроса, дискуссия. На уроке главное, чтобы было активное изучение и усвоение материала, а не изложение, объяснение или рассказ учителя и пассивное слушание учеников. Знание должно быть результатом собственного труда учеников, при направляющей деятельности учителя. В то же время учитель должен учить, помочь разобраться, понять, отработать, а не вести урок по вузовской системе.
5. Создание благоприятного психологического климата учебного процесса, комфортной обстановки на уроке. Стиль отношений зависит от личности учителя – это очень существенный фактор. По данным исследований многих педагогов и психологов, существует прямая зависимость знаний учащихся от отношений с учителем. Создание хорошего эмоционального тонуса обеспечит встречный процесс со стороны учащихся, стимулирует их активность, желание познания, свободное мышление.
6. Преемственность и разнообразие типов уроков, место и цель каждого конкретного урока в общей системе. Каждый урок – это одно звено в общей, единой цепи уроков – самостоятельный, и в то же время тесно связанный с другими. На каждом уроке необходимо:
– четкое целеполагание (основная идея проходит через весь урок),
– продуманная драматургия урока (организованное начало урока, максимальное использование каждой минуты, оптимальный темп, кульминация, логическая завершенность),
– обеспечение подвижной структуры, без шаблонов.
7. Учет индивидуальных особенностей учащихся. Учебная работа в школе протекает коллективно, а каждый член коллектива имеет свои индивидуальные особенности. Если не будет успешной работы отдельных учащихся, не будет и успеха класса, следовательно, необходимо сочетать коллективную учебную работу с индивидуальной:
– дифференциация заданий по степени сложности (и в классе, и на домашнее задание),
– индивидуальное внимание каждому (контакт взглядом, обращение),
– индивидуальные замечания, исправления, похвала,
– индивидуальные вопросы (по пройденному материалу, и проблемные по-новому),
– подготовка индивидуальных сообщений учащимися.
Цели в таких видах работы разные: для слабых – активизировать их деятельность, повторить и закрепить пройденное, для сильных – расширение и углубление знаний.
8. Учет учебных возможностей, оптимальных для данного класса – отбор содержания, методов, видов работы. Необходимо четкое следование замыслу, плану урока и готовность гибко пересмотреть его ход при изменении учебной ситуации.
9. Системное выявление результатов обучения, соотнесение их с поставленными целями и задачами, выявление и устранение причин низкой эффективности обучения, педагогический самоанализ.
10. Требования к личности педагога: – общая эрудиция и знание своего предмета, – общая культура, – коммуникативные и дидактические способности, – владение педагогической техникой, культура речи и умение держать себя, – эмоциональность, артистичность, – профессиональное творчество и т.д.
Соблюдение этих требований поможет преодолеть недостатки учебного процесса, сделать его эффективным для учеников и приносящим профессиональное удовлетворение учителю.
Каждый урокдолжен иметь свою особенность,не повторяться по шаблону. Нетрадиционные, нестандартные уроки – это важный элемент процесса развития методики преподавания. Их можно использовать при решении различных дидактических задач. В основном, эти формы пришли их внеклассной воспитательной работы. Чаще всего они используются на повторении и обобщении тем.
· Уроки-соревнования (типа КВН, брейн-ринг). Формируются команды, жюри, болельщики (или без них), подбираются задания, которые требуют знаний по усвоенной теме, могут быть конкурсы для команд, для капитанов, для болельщиков, подсчитываются баллы, подводятся итоги, объявление победителей.
· Урок-путешествие: в другую страну, в другую эпоху, в гости к какой-либо личности (поэту, писателю, ученому и др.), в вымышленный город или страну (Полиглотия, Вычисляндия, Музыкания) и т. д. Основная задача – знакомство с какой-либо темой.
· Урок-фестиваль (съехались гости из разных стран или городов, времен). Это может быть обобщающий урок по теме. Продумать содержание фестиваля: о чем говорят, с чем выступают и т.д., как завершить и подвести итоги.
· Урок-лекция: ставится проблема, обозначается круг вопросов, подбирается материал, основное содержание, наглядность. Слушая лекцию, ученики составляют план, записывают наиболее важные положения, даты, имена, названия, выводы. Используется в основном на гуманитарных предметах, только в старших классах. Время школьной лекции 20-30 минут.
· Урок-семинар, урок-конференция. Даются вопросы-темы по основному материалу, распределяются между учениками, которые будут готовить сообщения. Можно назначить содокладчиков, оппонентов. Учитель дает список литературы, необходимый для подготовки, проводит консультации. На уроке идет заслушивание и обсуждение сообщений.
· Уроки творчества: работа по творческим группам, где у каждой свое задание и его представление, литературный салон и т.д.
· Урок-аукцион знаний (по пройденной теме, с четкими вопросами)
· Урок-сказка в младших классах (урок ведут литературные или сказочные персонажи: один объясняет, другой ведет физкультминутку, третий спрашивает – загадки, викторины, конкурсы, призы).
Важно на таких творческих уроках не забыть про основные цели и задачи урока.
Несмотря на обилие образовательных концепций и систем уже. 4 столетия классно-урочная система Я. А. Коменского остается преобладающей. Она является наиболее педагогически целесообразной, более адекватна природе процесса обучения и принята в нашей школе как основная. В то же время классно-урочная система имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон.
– обеспечивает организационную четкость, упорядоченность учебного процесса, усвоение учебного материала происходит небольшими порциями на уроке последовательно и систематично, с чередованием различных видов деятельности;
– дает возможность учителю управлять учебной деятельностью учащихся. Познавательная деятельность должна быть управляемой, чтобы быть успешной. Урок позволяет организовать процесс движения от незнания к знанию;
– дает возможность обеспечить коллективность учебной работы. ученический коллектив – достоинство классно-урочной системы, что дает возможность каждому ощутить свою принадлежность к группе, учиться у других, сравнивать свои достижения с другими, имеет стимулирующее влияние;
– обеспечивает эмоционально-чувственное воздействие личности учителя на учащихся, воспитательное влияние на детей. « Только личность воспитывает личность, только характером можно воспитать характер» – говорил К. Д. Ушинский;
– дает возможность использовать все разнообразие методов и средств обучения.
Недостатки классно-урочной системы:
– одним из недостатков является уравнительный подход: равнение на некоего среднего ученика, от чего страдают две другие категории – слабые не успевают за общим движением класса и превращаются в отстающих, а сильные вынуждены топтаться на месте, не используют всех своих возможностей;
– затруднен индивидуальный подход к учащимся: на уроке при 2-3 десятках учеников это трудно. Методы работы рассчитаны в основном на коллектив, индивидуальных заданий мало, самостоятельная работа минимальная;
– конвейерный принцип обучения: по одинаковым программам, одинаковое количество лет обучаются дети с разными способностями. Это, конечно, обеспечивает равенство в образовании, но способности и наклонности не равны. Критики называют это массовым убийством талантов, но ничего не предлагают взамен;
– стандартность построения уроков, отсутствие гибкости: с 1 по 11 класс одинаковые по продолжительности, а иногда и по структуре уроки вызывают неудовлетворенность особенно у старшеклассников.
В последнее время многие недостатки исправляются за счет педагогического творчества учителей, разрабатываются новые формы, методы, технологии обучения, повышающие эффективность учебного процесса, разрабатывается более детально планирование урока с учетом развития и формирования компетенций учащихся.
Один из вариантов усовершенствования педагогического проектирования – технологическая карта урока. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции, их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта отличается от традиционного конспекта прежде всего формой. В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее – в виде таблицы – основные элементы содержания. После таблицы уместно разместить дополнения – например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока.)
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены в первую очередь возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным прежде всего для развивающего образования.
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: 1 – в ней должен быть описан весь процесс деятельности; 2 – должны быть указаны операции, их составные части.
В технологической карте урока описана реализация специфики педагогической деятельности. Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
1 – тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2 – максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
3 – координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока пока не существует, но можно назвать основные тенденции в планировании учителями урочной деятельности:
– популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
– карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
– разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета. В структуре карты можно выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
– блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
– инструментальный (какими средствами достижимо);
– организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Современ пед технолог в спец образован
Педагогическая
(образовательная) технология – это
система функционирования всех компонентов
педагогического процесса, построенная
на научной основе, запрограммированная
во времени и в пространстве и приводящая
к намеченным результатам. Любая
педагогическая технология охватывает
определенную область педагогической
деятельности. Эта сфера труда, с одной
стороны, включает в себя ряд ее
составляющих (и соответствующих
технологий), а с другой – сама может
быть включена как составная часть в
деятельность (технологию) более широкого
(высокого) уровня. В этой иерархии
(вертикальной структуре) можно выделить
четыре соподчиненных класса образовательных
технологий. Метатехнологии представляют
образовательный процесс на уровне
реализации социальной политики в
области просвещения (социально-педагогический
уровень). Это общепедагогические
(общедидактические, общевоспитательные)
технологии, которые охватывают целостный
образовательный процесс в стране,
регионе, учебном заведении. Примеры:
технология развивающего обучения,
технология управления качеством
образования в регионе, технология
воспитательной работы в данной школе.
Макротехнологии, или отраслевые
педагогические технологии, охватывают
деятельность в рамках какой-либо
образовательной отрасли, области,
направления обучения или воспитания,
учебной дисциплины (общепедагогический
и общеметодический уровень). Примеры:
технология преподавания учебного
предмета, технология компенсирующего
обучения. Мезотехнологии, или
модульно-локальные технологии,
представляют собой технологии
осуществления отдельных частей (модулей)
учебно-воспитательного процесса,
направленные на решение частных,
локальных дидактических, методических
или воспитательных задач. Примеры:
технология отдельных видов деятельности
субъектов и объектов, технология
изучения данной темы, технологии урока,
технологии усвоения, повторения или
контроля знаний. Микротехнологии –
это технологии, направленные на ре-шение
узких оперативных задач и относящиеся
к индивидуальному взаимодействию или
самовоздействию субъектов педагогического
процесса (контактно-личностный уровень).
Примеры: технология формирования
навыков письма, тренингов по коррекции
отдельных качеств индивида.
Педагогические особенности построения учебного процесса на уроке. Типология уроков и их структура
Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющими признаками. Одна из первых наиболее обоснованных классификаций принадлежит советскому дидакту И. Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию (например, уроки математики разделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем); способу проведения (уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.). Уроки классифицируют также исходя из цели организации занятий, содержания и способов проведения уроков (М. И. Махмутов); основных этапов учебного процесса (С. В.иванов); дидактических задач, которые решаются на уроке (Н. М. Яковлев, А. М. Сохор); методов обучения (И. Н. Борисов); способов организации учебной деятельности учащихся (Ф. М. Кирюшкин). Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1. Комбинированные (смешанные); 2. Уроки изучения новых знаний; 3. Уроки формирования новых умений; 4. Уроки обобщения и систематизации изученного; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений; уроки практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.). Кроме того, широкое распространение получили нестандартные формы урочных занятий, такие как уроки-семинары, уроки-конференции, уроки – деловые игры, уроки-аукционы, интегративные уроки и т.д. Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие: 1 этап – повторение изученного (актуализация знаний) 10-12 мин; 2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений 20-25 мин; 3 этап – закрепление, систематизация, применение 5-8 мин; 4 этап – задание на дом2-3 мин. Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Комбинированный урок лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям. Целесообразность 45-минутной длительности урока, установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности, а при более длительных – нарастает необходимость волевой регуляции производительного внимания, они утомляют детей. Комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из 3 частей: – организации работы (1-3 мин); – главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т.д. 35-40 мин); – подведение итогов и задания на дом (2-3 мин). Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.