Выступление на РМО учителя начальных классов
МБОУ «Лицей № им.ак. К. А. Валиева»Бербасовой Людмилы Ивановны
«Одно из самых захватывающих зрелищ на свете — смотреть,
как работает Мастер, и не суть важно, чем именно он занимается.
Пишет картину, рубит мясо, чистит ботинки — не имеет значения.
Когда человек выполняет дело, ради которого родился на свет, он великолепен».
Тема: «Педагогическая техника как компонент мастерства учителя»
Изучение педагогической техники как одной из важнейших элементов педагогического мастерства.
В. А. Сухомлинский писал: «Искусство и мастерство педагога как раз и заключаются в умении сочетать сердечность с мудростью. Это умение должно настраивать себя на задушевный разговор с учеником, уметь владеть собой, держать себя в руках, творчески организовывать учебновоспитательный процесс».
Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда было вложено в этот урок, пользуясь своими «секретами» — приемами управления классом, поддержания дисциплины и внимания, эффективной проверки знаний и др.
– это вершина, которая достигается не сразу и далеко не всеми, чтобы его достичь, необходимо долго и упорно работать над собой, над своей техникой преподавания, не забывая при этом постоянно совершенствовать свои знания. – это мастер, в своей деятельности он использует разнообразные приемы личного воздействия на учеников, но понятно, что одних только личных качеств недостаточно, чтобы достичь конкретного результата, поэтому для реализации педагогических замыслов необходима система знаний, умений и навыков.
Таким образом, важное место в профессиональной деятельности учителя, в становлении его педагогической культуры, мастерства, занимает такой педагогический модуль, как педагогическая техника.
– это компонент педагогического мастерства, выступает обязательным условием реализации педагогической технологии в процессе педагогического воздействия и неотъемлемой частью системы общепедагогических умений педагога, которая позволяет ему лучше управлять собой и взаимодействовать с обучающимися в процессе воспитательного влияния. Приёмы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему, в которой существуют свои принципы.
выбора предполагает, что любое обучающее действие педагога направлено на предоставление учащемуся права выбора, которое уравновешивается осознанной ответственностью за него.
позволяет не просто давать знания, а открывать границы их поиска и использования, что, в свою очередь, стимулирует саморазвитие субъектов педагогического процесса, их познавательную активность.
нужен для того, чтобы теория переходила в практику, только тогда знания, полученные на учебных занятиях, станут базой для педагогической техники.
Принцип обратной связи — своеобразный контрольный барометр, с помощью которого преподаватель определяет эффективность использованных им приемов обучения и воспитания.
характеризуется тем, что любое действие определяется не только пользой, но и энергетическими, психологическими затратами, которые следует учитывать.
Если суммировать все принципы, то можно представить, что основу педагогической техники составляют умения, разделенные на две группы:
Умения взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения разнообразных педагогических задач:
– знания, способности, умения в области техники и культуры речи;
– дидактические, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения;
– умения по использованию средств коммуникативного воздействия на личность воспитуемых, приемов позитивного взаимодействия с ними;
– умения в области технологических приемов предъявления педагогического требования, поощрения и наказания;
– элементы актерского и режиссерского искусства в педагогической деятельности.
Умения управлять собой: умения, направленные на самопознание, саморегуляцию педагогом своего психического состояния; умения управлять и выражать свои эмоции; стрессоустойчивость педагога; владение своим организмом; умения по созданию творческого самочувствия.
Итак, педагогическая техника – это совокупность умений, знаний, приемов, необходимых для применения методов педагогического воздействия. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять вниманием, темпом деятельности, а также навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.
Также педагогическая техника –это совокупность умений, знаний, приемов при управлении классом.
Особенности управления деятельностью детей определяются главной задачей образовательной сферы – способствовать развитию личности ребёнка. Организовать эффективно процесс обучения, составить план уроков на месяц, знать, какие технологии использовать в тот или иной момент урока, установить хорошие взаимоотношения с учениками, создать благоприятную атмосферу в классе – всё это успешное управление классом.
процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины
1. Демонстрация профессионального уровня – учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.
2. Выход за пределы – учитель выходит за пределы учебника.
3. Сравняйте позиции – учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.
4. Советуйтесь – по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми.
Традиции урока позволяют согласовывать свои действия, существовать слаженно, взаимосвязано. Традиции урока – это полезные ритуалы педагогического общения. Они соответствуют этапам урока:
1. Вход в урок – учитель начинает урок с настройки.
2. Завершение урока – учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.
3. Отдых – учитель использует традиционную игру – отдых на уроке.
4. Дирижируем уроком:
– четкая команда – учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.
– невербальное управление – учитель использует для управления классом несловесные команды.
– дай себе помочь – учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
– введите роль – ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.
– мордашки – ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек, смайликов, сердечек.
– резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку.
– наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом участие, поспособствовать.
1. Повышение интереса к учебному материалу:
а)привлекательная цель – перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог;
б) удивляй! – учитель находит такой момент, при котором даже обыденное становится удивительным;
в) отсроченная догадка – в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом;
г) фантастическая добавка – учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой;д) лови ошибку – объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;е) практичность теории – введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
2. Повторение пройденного на уроке.
а) своя опора – ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
б) повторение с контролем – ученик составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
в) повторяем с расширением – ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
г) свои примеры – ученики подготавливают свои материалы к новому материалу.д) опрос – итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. е) обсуждаем домашнее задание – учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
3. Домашние задания: обязательные, тренировочные, творческие домашние задания (составление головоломок, кроссвордов, сочинений, проектов), особые задания.
4. Коллективная учебная деятельность
а) работа в парах – формула: пары получают разные задания.б) работа в группах – формула: группы получают одно и то же задание.в) защита проекта – формула: ребята составляют списки вопросов разбившись на группах.г) мозговой штурм – формула: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
5. Игровая учебная деятельность – игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы урок был не скучным. Дидактические игры, деловые игры, игры-тренинги, игры в случайность, театрализация.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ
Ни для кого не является секретом, что все мы учителя изо дня в день, из урока в урок кропотливо собираем: интересные находки, удачные методы, приемы, затем их храним, формируем картотеки, складываем в копилки, структурируем как части!
Все техники, о которых было сказано сегодня, можно превратить в «Конструктор урока». Педагогическая техника «Конструктор урока» представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Используя «Конструктор урока», планируются не отдельные уроки, а тему целиком. Все уроки одной темы планируются одновременно и параллельно. На основе планируемых результатов освоения программы по предмету, конкретной теме разрабатывается «Базовый лист контроля». В нем перечисляются основные понятия, правила, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый ученик. Подбирается наглядность, книги, эксперименты и т.п. Продумывается. как будет организовано активное участие учеников. На каких уроках и в какой форме будет проходить повторение, а когда и как организовать контроль. Итак, тема запланирована. Теперь очередь за планированием отдельных уроков.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, т.е. приемы, это есть элементы конструктора. Например, для создания интригующей ситуации в начале урока можно выбрать тот, который ближе всего подходит к теме, цели конкретного урока, а можно придумать и свой. Конструктор урока тем и хорош, что оставляет за учителем право на творчество.
Применение современной педагогической техники «Конструктор урока» дает следующие преимущества:
1.значительно возрастает многообразие уроков
2.происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов
3.уроки можно готовить значительно быстрее
4.творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень
5.при подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, домашнее задание
6.разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой,) педагогической техники в деятельности учителя состоит из комплекса умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
а) первая группа связана с управлением своим поведением – мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией;
б) вторая, группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением).
Педагогическая техника и педагогическое мастерство
Стремительно меняющаяся на современном этапе окружающая жизнь неминуемо влечет за собой повышение требований к профессиональной компетентности педагогов, которые должны обеспечить всестороннее развитие здорового подрастающего поколения. Безусловно, этот процесс требует не только глубоких знаний, умений и навыков, разнообразных способностей, но и значительного творческого подхода к самому процессу подачи образовательного материала, а также определенных качеств личности самого педагога.
Педагог – это в первую очередь«специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания»
Показателем высокого уровня профессиональной деятельности во многом является успешное творческое решение различных задач, эффективное достижение образовательных и воспитательных целей посредством использования разнообразных способов. Педагог, любящий детский коллектив, чувствующий его, работающий по призванию, должен обладать как целым комплексом свойств личности, обеспечивающим высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, так и постоянно совершенствовать искусство воспитания и обучения. Он должен владеть , поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Фундаментом же развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание, педагогическая техника
Слово «мастерство» в значении «мастер – лучший в своей профессии» изначально было связано в основном с деятельностью ремесленников, однако с начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться и с творческими профессиями. В связи с тем, что педагогическая деятельность также в значительной степени носит творческий характер, общепринятым стало понятие «педагогическое мастерство».
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
I. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя
Педагог должен позитивно относиться к своей деятельности и к своим воспитанникам. Положительное отношение вызывает больший интерес к своей профессии, ответственность за результативностьпроцесса и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из которых являются высокая нравственность, общественная активность, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др.
II. Профессионально значимые знания
Современный педагог должен овладеть профессионально необходимыми знаниями и методиками их преподавания, а также способностью свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога, как и умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования, что ведет к необходимости овладеть и навыками исследовательской работы.
III. Профессионально необходимые способности, умения и навыки
Чтобы стать мастером своего дела, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.
В совокупности эти способности предопределяют более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Кроме того,важным компонентом является наличие у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др.
IV. Профессиональное творчество
Деятельность педагога в значительной степени требует творческого подхода, поскольку она включает в себя множество различных, часто нестандартных, ситуаций, требующих поиска различных вариантов быстрого решения проблем.
Особенность педагогического творчества педагога обусловливается именно сложностью воспитательно-образовательного процесса, включающего в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения воспитанников. В поиске методов и средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.
Мастерство каждого педагога индивидуально, как и его личность: одни быстро завоевывают авторитет своей активностью во всех делах, другие – интересными занятиями и уроками или досуговыми мероприятиями, третьи – внедряя передовые технологии и методы работы.
В педагогической практике предлагаются следующие критерии оценки уровня сформированности педагогического мастерства:
Кроме того, постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства, совершенствование которого может осуществляться следующими путями:
В профессиональной деятельности педагога большое значение имеют также его личностные качества, которыми педагог должен обладать помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей. Педагог должен быть:
Деятельность педагога требует от него большой социальной ответственности, духовной культуры и высокой нравственности, т.к. педагог должен заботиться о формировании у воспитанников уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для детей.
Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение – основа педагогической деятельности. Свою деятельность он должен строить на основе норм и правил педагогического такта и этики, подчиняя им свое поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.
Неотъемлемой частью педагогического мастерства является педагогическая техника. В связи с этим, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами воспитанников, и индивидуально с каждым ребенком.
Педагогический процесс разнообразен, в нем встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками, т.е.непосредственно педагогической техникой, с другой – творчества, актёрского мастерства и саморегуляции, т.е. способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, адекватностью и стрессоустойчивостью.
Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс. Поэтому в последнее время в научно-педагогической терминологии часто встречаются такие слова, как техника и технология.
«Техника» (с греч. – искусство ремесла) – совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе педагогического.
Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют педагогу управлять своими эмоциями в процессе общения с воспитанниками, их родителями и коллегами.
«Технология» (с греч.технос– искусство, ремесло, логос – наука) – это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педагогическую технику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.
Техника и технология – взаимосвязанные понятия, при этом технология это определённый порядок действий в процессе, а техника – одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе.
Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа занятия или урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, экскурсии и т.д.
Педагогическая техника является важнейшим компонентом педагогического мастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.
Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень близка к театральной актерской деятельности. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.
Любое образовательное или воспитательное мероприятие будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии результатом будет развитие личности ребенка.
Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и другиепсихические процессы, которые являются средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям.
А. С. Макаренко писал: «Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними».
В процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего речи. Культуре речи детей нужно учить с раннего возраста, постоянно развивая её. Педагог же сам должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей.
В этой связи речь педагога должна отвечать определённым требованиям:
Среди множества особенностей речи педагога важное место занимает красноречие, помогающее легче найти общий язык с учениками, их родителями и коллегами, легче воздействовать на их сознание и чувства. В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.
В процессе занятий речь педагога должна быть направлена непосредственно на воспитанников, должна способствовать развитию их интереса к предлагаемой теме, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности, в таком случае смысл материала будет доступней.
Речь взрослого должна активизировать мыслительную деятельность детей, их внимание. Для этого педагог должен уметь правильно задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу.
Речь педагога должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы дети успевали воспринимать информацию.
Помимо вышесказанного для успешной работы педагога большое значение имеет ораторское искусство, т.е. он должен уметь выступать перед большой аудиторией. Для этого ему необходимо владеть хорошо поставленной дикцией, жестами и мимикой, способностью управлять аудиторией, убеждать её, использовать самые разные средства (технические, наглядные) для эффективного воздействия на слушателей.
Человек, живя в обществе, обязательно ощущает потребность общения с кем-либо. Общение –это прежде всего обмен мыслями, мнениями. Кроме того, общение позволяет человеку заниматься вместе с другими людьми различными видами деятельности: игрой, трудом, учебой, творчеством и др. В ходе деятельности люди обмениваются информацией, мнениями, адаптируются друг к другу, поэтому роль каждой личности в обществе, его авторитет, успешность зависят от его способности находить общий язык с другими людьми.
Психолог А. Н. Леонтьев в известной книге «Очерки по психическому развитию» так писал об общении поколений: «Если допустить, что старшее поколение вдруг исчезнет, то очевидно, что прогресс общества не только замедлится, но и вовсе остановится». Действительно, взаимодействие и преемственность поколений, в том числе педагогов с воспитанниками, может быть достигнута лишь путём общения их друг с другом, посредством которого создаются, развиваются и возрождаются культура и другие ценности общества. Понимающие это передовые представители общества стараются сохранить их для новых поколений и передать им эти ценности в процессе обучения и воспитания.
Педагогическое общение – это взаимодействие непосредственных участников педагогического процесса. Его успешность зависит от их умения совместно трудиться, помогать друг другу, координировать свои действия. То есть, успешность общения опять же зависит в большей степени от мастерства педагога.
Мастерство педагога по управлению общением включает в себя следующие компоненты:
Существует несколько стилей общения взрослого с ребенком (педагога с воспитанниками):
Таким образом, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.
Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от собственной личности педагога. В частности, многие практикующие психологи рекомендовать следующие пути и методы овладения секретами педагогически и психологически обоснованного общения:
Таким образом, педагогическое общение, построенное на законах психологии и педагогики, и основанное на общественной активности, инициативе, самовоспитании и самообразовании, стремлении к сотрудничеству с воспитанниками, а также на желании их понять и создать реальные условия для их творческого развития будет способствовать педагогическому мастерству.
Еще одним важнейшим компонентом педагогического мастерства являетсяпедагогический такт.«Такт»– это форма взаимоотношений людей, обеспечивающая успешное взаимодействие друг с другом. Тактичному человеку легче сохранить хорошие отношения с большинством людей, принести им радость. Нетактичным людям это сделать сложнее, так как при общении у них возникают конфликты. Нетактичные педагоги сами осложняют свои отношения с воспитанниками, их родителями и своими коллегами.
Понятия такт и педагогический такт очень близки, но не идентичны: каждый воспитанный, интеллигентный человек может быть тактичным, а педагогический такт – это особенное качество, необходимое педагогу для успешного взаимодействия с учащимися в ходе их обучения и воспитания. В широком смысле педагогический такт – это средство оптимального и эффективного решения проблем в конкретных педагогических ситуациях.
Педагог должен быть прост в общении, но по словам А. С. Макаренко, простота не означает грубость, излишнюю откровенность. Педагогический такт требует от учителя творчества, умственной активности, особенного мастерства. Тактичный педагог с особой осторожностью использует различные методы и средства общения, в этом ему помогают такие личностные качества, как наблюдательность, доверие, осторожность, справедливость, терпение, самообладание и другие.
Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут ученики ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к учёбе, труду, общественной работе.
Педагогический такт –не врожденное качество, оно формируется в процессе деятельности, путем проб и ошибок, поэтому требует глубоких педагогических и психологических знаний, что также имеет непосредственное отношение к педагогической технике, а соответственно к педагогическому мастерству в целом.
Таким образом, педагогическая техника, будучи сложным по структуре образованием, играет очень важную роль в педагогической деятельности. Для повышения своего педагогического мастерства педагог должен постоянно работать над собой, развивая свою технику, свой стиль общения и др. В этом, кроме того, ему должен помогать каждый специалист в педагогическом коллективе, в том числе психолог. Однако он и сам самостоятельно должен осваивать психотренинги, а также различные деловые игры, ролевые ситуации, изучать опыт передовых педагогов.
Важную роль в воспитательно-образовательном процессе играют постоянный поиск нового, творчество и стремление к овладению секретами искусства воспитания, ведь внутренний и социальный мир детей, подростков постоянно меняется, им трудно найти своё место в столь быстро меняющемся современном мире бизнеса, политики, технического прогресса. В этом им могут и должны помогать любящие родители и грамотные педагоги. Именно поэтому решение непосредственных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения в основном зависит от педагогического мастерства взрослого поколения, владения педагогической техникой как одной из основных составляющих.
- Макаренко А. С., Педагогические сочинения – М, 1986
- Немов Р. С., Психология: учебник для студентов высших пед.учеб. заведений – М., Просвещение: Владос,1995
- Синица И. А., Педагогический такт и мастерство учителя – К, 2001
- ПодласыйИ. П., Педагогика: учебник для студентов высших пед.учеб. заведений – М., Просвещение: Владос,1996
- Филонов Г. Н., Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников – М, Просвещение, 2003