Фамилия, имя _____________________________
№1 Что такое окончание? Выдели окончания:
Лучи, луча, к лучу, у луча.
Землю, о земле, землей, на земле.
Солнце, солнца, к солнцу, на солнце.
Река, у реки, по реке, реку.
№2 Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.
Туча – тучи, абрикос- ________________ ,
ананас – __________________, арбуз -________________, барсук – __________________, берег – _______________, бегемот -____________________.
№3 Что такое основа? Выдели окончание и основу слова:
Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.
№4 Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-. Выдели приставку и корень.
№5 Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.
№6 Прочитай. Найди лишнее слово, зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень.
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
Золото, позолота, зола, золотистый.
Гористый, гора, горчица, горная.
№7 Подчеркни лишнее слово. Выдели в словах суффикс.
№8 Разбери слова по составу:
Подорожник, поход, тропинка, грибок, цветочки, зимушка, школьный, городской, соседская, машинка.
Проверочные работы по русскому языку.
2 класс, 1 четверть
Морковь, пятница, весна, ёлка, зима, юбка.
Кричит, небо, рисует, поёт, голова, сидит, несёт, ковёр, дрова, спит.
Лес, лесной, сад, садовый, море, морской, железо, железный, берёза, берёзовый.
Танцует, книга, красивый, лето, прыгает, танец, мальчик.
Куда? что сделала? какая? кто?
Сорока, на забор, красивая, села.
Как? что сделал? какой? кто? откуда?
Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.
Парта , кино , шкафы , эскимо , руку.
Проверочная работа по теме « Основа предложения »
Проверочная работа по теме «Окончание слов»
Проверочная работа по теме «Начальная форма слова»
Г__ зета, алф__вит, бере___, гру____а, арбу___, адр__с, быстр__, б__лет, вет__р,
вдру__, гор__д, б__рёза, бр__слет, г__рош__на, в__р__бей, м __ л ___ ко,
По крыше- ___________________, на лесных-____________________ ,
на скалах-________________________, весёлая-___________________________,
в пенале- ___________________, на горячих-________________________________ ,
по дорогам-_______________________, звонкая-_______________________________ .
«Род и число слов-названий предметов»
карточка окончание 2 класс
Выдели в словах
окончания:
Домой, утром,
стена, ногами, о работе, школой, стрелка, лисица, в лесу, за обедом, светлое,
красоту, речной, трава, большой, в стране, весной, на горке, на стене,
друзьями.
Выдели в словах
корень:
Новый,
новенький, обновка, обновить.
Волны, волнение,
волноваться, волнистый.
Плясать, пляска,
плясунья, перепляс.
Садовник,
садовый, садик, посадка.
МБОУ «Лицей № 1»
для учащихся 3-4 классов
Составитель: учитель рус.яз. Белёва В. П.
«УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ»
Окончания существительных и прилагательныхпо закону русского письмаслабую позицию проверяем по сильной позиции
не подчиняются закону русского письма.
Как проверить окончания глагола?
2 способа проверки:
ЗАПОМНИ написание слов из СЛОВАРЯ!
Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор орфограмм в подчёркнутых словах.
Вставь буквы. Сверь выбор букв в корне со справкой стр.30. Запомни написание слов с выделенными буквами. Докажи орфограмму в окончаниях.
Выполняй так же, как упр.1.
Запиши доказательство выбора пропущенных орфограмм в окончаниях.
Любым препонам вопреки?
Запиши слова, поставив в 3 л. ед.ч.
лаять –
Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор букв в подчёркнутых словах.
Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.
Загадка. Загадка.
Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях (над словами)
Выдели значимые части слова: о с и н н и к, в б е р е з н я к е,
м а л е н ь к и й, р у с с к а я, н а г р у з к а, н а р я д н ы й
Вставь буквы. Запомни написание слов с выделенными буквами. Докажи выбор букв в окончаниях (над словами).
Сделать разбор слов по составу выделенных
Вставь буквы. Сверь выбор букв в корне со справкой стр.30. Запомни написание слов из словаря.
Выполняй как упр.11
ОКОНЧАНИЯ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЯ
(Не подчиняются закону русского письма.
Окончания проверяют по спряжению)
Вставь буквы. Докажи выбор окончаний.
Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.
Выполняй, как упр.11
Вставь пропущенные буквы. Докажи выбор букв в окончаниях.
Выдели значимые части слова: п р о б е ж к а, ш а п о ч к а, п ш е н и ч н ы й, о х о т н и к , о п а с н о с т ь, о т д ы х
Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях устно.
Выдели значимые части слова: п о д с н е ж н и к, п о д а р о к,
о с и н н и к, г р у с т н ы й, п о б е л к а, п р о г у л к а, п о б е г и, м о х о в о е б о л о т о, п о с л е д н я я
Утуалиева Кенжетай Маженовна, 2 класс
Урок русского языка во 2-ом классе
Тема: Состав слова. Окончание.
Цель: формирование общего представления о составе слова, об окончании, раскрытие места окончания и его роли в слове. Умение выделять окончание в слове, правильно связывать слова в предложении.
-уметь разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
-формировать навык грамотного написания слов;
-развивать память, мышление, речь;
-воспитывать интерес к предмету, уважительное и доброжелательное отношение к товарищам.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями, схема движения, кубики, сказочный герой.
Межпредметная связь: литература, познание мира
А теперь проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
На доске : Р,С,М,Л,О,С,Ц,Т,А,Н,Х,В,Щ
Если вы уберете непарные согласные, то прочитаете лавное слово нашего урока. ( Состав)
– Цель нашего урока (слайд)
-Ребята, сегодня мы не просто ученики, а кладоискатели. Клад находится де-то далеко, и я думаю, что мы непременно справимся со всеми испытаниями.
-Сейчас мы запишем число и подготовимся к поискам
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
В домик спрятались опять!
Учащиеся прописывают строку заглавной и строчной букв «Сс».
– Как называется село, в котором мы живем? (Семеновка) Запишем это слово красиво, аккуратно.
Давайте познакомимся с маршрутом нашего похода. ( На доске схема)
1)Первое испытание: «Мостик» Нам поезд привез кубики. А на них написаны какие-то слоги. Это части слов, чтобы вы догадались, из каких частей может состоять слово. И надо составить слова из этих кубиков. Для того чтобы все знали, как составлять слова, я подскажу вам: есть главная часть в слове. Она называется корнем. (слайд) Перед корнем стоит приставка (слайд). А после корня – суффикс. (слайд) В конце слова стоит окончание.(слайд) Все слово без окончания-основа.
– Составьте слова: цветок, который растет у дороги (подорожник); цветок, который первым показывается из-под снега (подснежник)
– Обозначьте корень, приставку, суффикс, окончание, основу (показ на доске)-Выполнив задание, мы перешли через мостик.
2)продвигаемся дальше. Следующее испытание (горы).
–Работа в парах. Учебник стр. 86, упр.228. Сравните слова. Какая часть слова изменяется. Где она стоит? Обозначь окончания (У доски)
3)А дальше у нас на пути дремучий лес. Здесь Баба Яга придумала нам вот такое испытание (задание по интерактивной доске) (слайд) Молодцы!
4) Мы удачно прошли через лес. Идем дальше. Ой, перед нами озеро, надо нужно переплыть через него. Для этого вам задания (карточки с разноуровневыми заданиями) (Самостоятельная работа)
5) Продвигаемся дальше. Ребята, смотрите, дерево упало. Нам нужно убрать его с дороги. И последнее задание на развитие речи. Сказка.
-Кто правильно поступил? Что такое дружба?
– Ура! Мы достигли нашей цели и нашли клад. ( Сундучок, в нем домашнее задание и поощрительные призы за урок.)
Оказывается, можно подружиться и с Бабой Ягой. Добро всегда побеждает зло. Итоги урока (слайд)
Еремина Ольга Васильевна
Учитель начальных классов
Школы-лицея № 62
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: Окончание.
Цель: изучить состав слова, выявить части слова окончание и основу.
Задачи: 1. Узнать, что такое окончание , определить его место в слове.
2. Развивать умение выделять окончание в словах.
Правильно употреблять слова в предложении, изменяя окончания.
3. Воспитывать любовь к природе, уважение в коллективе.
Оборудование: предметные картинки, сигнальные карточки у учащихся.
1. Орг. момент.
1) Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться , а трудиться.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
– Какое время года приходит на смену осени?
-Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?
2. Минутка чистописания.
ма ме му мы
3. Словарная работа.
– Я буду читать загадки, вы называете отгадку и записываете её в 1 столбик.
В словах поставьте ударение и выделите орфограмму, безударную гласную.
а) Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой.
б) Есть на дереве дворец,
в) Тук да тук, тук да тук –
Слышео из лесочка.
Кто там, кто там мастерит,
Но без молоточка?
– Кто это?
– С наступлением холодов птицам становится труднее выживать.
– Некоторые птицы осенью улетают в теплые края.
– Кто знает, какие птицы осенью улетают на юг? Назовите.
2) Подведение к теме.
-Сколько предметов обозначают эти слова? (один)
– Слова употреблены в ед. числе.
– Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет,
а несколько. Поставьте их во мн. число.
– Как изменилось написание слов во 2 столбике? Что вы замели?
(После согласной на конце слова добавилась гласная.)
– Обведите эту гласную в рамочку.
3) – Измените эти слова 1 столбика так, чтобы правильно употребить их в данном предложении:
– Запишите их в 3 столбик.
-Как мы изменили слова, чтобы предложения были правильными? (Изменили последнюю букву.)
– Выделите последние буквы словах 3-го столбика в рамочку.
4. Работа по теме.
1) Подведение к правилу.
– Какое место в слове занимает та чать, которая изменяется в 1, во 2 и
в 3 столбиках? (Эта чать находится в конце слова.)
Чтение правила в учебнике на с.95.
Правило: Часть слова, которая стоит в конце слова, называется окончанием.
Окончание – это изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов в предложении. Выделяется
– Что вы узнали из правила об окончании?
2) -Выделим окончания в словах 1-го столбика. Такое окончание
называется – нулевое окончание.
– Остальная часть слова, без окончания называется основой слова.
3) – Отгадайте ещё одну загадку, а отгадку запишите в 1 столбик.
– Поставьте ударение, выделите орфограмму.
– Измените слово по образцу и выделите окончания .
(сорока сороки сороку)
4) Составьте предложения со словом сорока из 1 ст. (2 ст., 3 ст.).
На дерево села сорока.
На дереве сидят сороки.
Мы увидели на дереве сороку.
– Можно употребить слово сорока во всех предложения, не изменив окончание?
– Почему меняется окончание в словах? (Для связи слов в предложении.)
6) Закрепление. Учебник с. 94 упр. 235.
На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
С другим словом ищет связь.
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.
– Где в слове нужно искать окончание?
– Какая это часть слова?
– Как выделяется окончание?
7) Работа по учебнику на с. 95 упр. 255.
– С приходом зимы птицам становится труднее находить корм,
поэтому люди делают кормушки и подкармливают птиц.
– В упражнении мы прочтем текст «Снегирь».
– Из текста выпишите слово снегирь в той форме, в какой оно употреблено в предложении.
– Какая часть изменяется?
– Где она стоит? Выделите её в рамочку.
Снегиря, снегирь , снегирём, о снегире.
– В каком слове нулевое окончание?
8) Раздаточный материал. Работа в тетради в паре и у доски.
– Допишите окончание. Объясните смысл поговорки.
– Какую часть слова выделяли?
– Что такое окончание?
9) Учебник , с. 95 упр.254. Комментированное письмо с места.
– Спишите слова, выделите окончания.
10) Индивидуальные задания на карточке.
а) Выделить окончания в словах.
Парта, за партой, у парты, на парте.
б) Допишите окончания в словах.
5. Итог урока.
– Какую часть слова изучили на уроке?
Как выделяется окончание в словах?
6. Д.з. Учить правило, упр.258.
Тема: Окончание. Понятие о нулевом окончании.
Цель: закрепить умение определять окончание в словах
Задачи: формировать умение определять окончания в словах; развивать навыки определения нулевого окончания в словах, логическое мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, ИКТ
Формы: фронтально-коллективные, коллективные, работа по вариантам, работа по рядам, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, тетради, флипчарты, интерактивная доска
Мы сюда пришли учитьсяНе лениться, а трудиться. Работаем старательно,Слушаем внимательно.
Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах.
– Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон.
– Сегодня на уроке мы поработаем над строчной и заглавной буквами С, с. Спишите с доски:
– Из каких частей состоит слово?
– Как вы думаете, какая часть слова является главной? Почему?
Учитель: Живут на свете удивительные части слова. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: оньк, еньк, знь. Иногда словно стучат коблучками: ек, ик, чик, ник. Иногда поют как птички: чив, лив, чив, лив.
Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставки: Ну как вы не понимаете? Возьмём слово играть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам!
Суффиксы: А зато суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!
Учитель: Спорили приставки и суффиксы, спорили и чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.
Корень: Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть врозь что-нибудь без меня, без корня, сказать
Учитель: Приставки и суффиксы пробовали – пробовали, старались – старались – ничего у них не вышло. С тех пор, корень как главный в слове, решил так:
Корень: За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, слева, а вы, суффиксы, – справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: ¬, а у суффиксов совсем другие: ^ . А себе выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .
Учитель: Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы на всех хватает.
Приставки: В корне – смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.
Суффиксы: Рад я в этом ей помочь!
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, –
Все равно я всех проворней!
Учитель: А о какой части слова не было сказано в сказке? (об окончании). А вот к нам уже спешит окончание.
Окончание: И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Я родному морфемному племени!
– Вот и сказки конец!
III. Сообщение темы и цели урока
С чего начнём, друзья, урок?
Нас приглашает окончание,
И у него для нас задание.
А что такое окончание?
Д.: Окончание – изменяемая часть слова
Ну-ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание?
Д.:У некоторых слов есть нулевое окончание.
А почему вы думаете, что есть нулевое окончание?
Д.: Обычное окончание выражается на письме буквой. Например: дома – окончание а, реки – окончание и. А нулевое окончание – это когда на месте окончания нет ни звука, ни буквы. Например: стол, конь, человек.
А для чего нам служат окончания?
Д.: Окончания служат для связи слов в предложении.
IV. Работа по теме урока
-Прочитайте. Получилась ли у вас пословица? Какая часть слова необходима нам, чтобы связать слова в предложении?
Д.: У нас не получилась пословица, потому что слова стоят в неправильном порядке. Нам надо изменить слова, а поможет нам в этом окончание.
Запись пословицы в тетради:
В гостях хорошо, а дома лучше.
– А как вы понимаете пословицу?
Д.:Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше: ведь это твой дом, здесь все твоё, всё родное.
Д.:Дома можно вести себя как захочешь. Здесь тебя поймут, защитят.
– Выписать: слова с нулевым окончанием – 1-й вариант; слова с окончанием -2-й вариант. Обозначить окончания.
– А теперь проверяем.(флипчарт №6)
тигр, коза, гусь, лось, утка, лиса, туча, день, ночь, облако
– Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Придумайте ему название.
– К какому виду относится данный текст? ( смешанный: повествование с элементами описания)
– Найдите однокоренные слова, выделите корень. Найдите слова с нулевым окончанием, обозначьте его.
4. Игра « Найди родственников»
– Определить, какие слова в каждой четвёрке родственные. Запиши их. Обозначь окончания. (флипчарт №8)
V. Итог урока
– Ребята, наш урок заканчивается. Вы сегодня очень много сделали. Как вы думаете, какая была цель нашего урока.
-Д.: Научиться определять окончания в словах.
– Напомните еще раз, что такое окончание?
VI. Дом. задание: стр.38, упр. 87.
КГУ «Средняя школа им. Х. Бижанова с ДМЦ»
Понятие о нулевом окончании»
Учитель: Фирстова М. В.