ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС ДАВЛЕНИЕ ЕДИНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МАТЕМАТИКЕ 7 КЛАС НА ТЕМУ

План – конспект «открытого»  урока

Плешкевич Анна Анатольевна

Давление. Единицы давления

Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2013. – 221 с.: ил.

урок формирования новых знаний, умений, навыков.

проведения урока: проблемный урок.

Цели и задачи урока.

1. Организационный момент.

(на фоне музыки).

«Физика! Какая ёмкость слова!Физика – для нас не просто звук!Физика – опора и основа,Всех без исключения наук!

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Записывают в тетрадь число.

2. Мотивационный этап урока

Эпиграфом нашего урока я взяла строки из стихотворения

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг.

Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы на сегодняшнем уроке,  также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.

Ребята, принесла на урок вот этот прибор (тонометр) .

Что с его помощью я могу измерить?

Обратите внимание на экран, попробуйте прочитать предложения полностью.

Во всех предложениях пропущено слово: –

Часто в жизни мы сталкиваемся с этим словом, только в разных ситуациях.

Что в вашем понимании означает это слово?

Родственным к слову давление является глагол «давить».

Прочитайте, что означает это слово в толковом словаре Владимира Ивановича Даля. («Гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью,

А что с точки зрения физики оно может означать? (

Я думаю, что вы уже догадались какая тема нашего урока.

3. Тема урока «Давление. Единицы давления»4. Определение целей урока.

Итак, тема урока «Давление твердых тел».

Для вас данная тема является новой. Мы увидели с вами, что в жизни с этим словом сталкиваемся часто, а что бы вы хотели узнать об этой величине? Подводим итог:

и так, сегодня на уроке мы должны (читают дети) познакомиться с физической величиной – давление; узнать, (цели прописаны на слайде).

5. Актуализация опорных знаний.

У вас на столах лежат грузы массой 100 грамм. Возьмите их в ладонь.

Что вы ощущаете? (Их действие, тяжесть, давят)

Какая сила действует на этот груз? (Сила тяжести со стороны Земли)

По какой формуле находят силу тяжести, действующую на тело?

А что такое сила?

(Сила – это физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое)

От чего зависит результат действия силы? (От точки приложения, от модуля, от направления.)

А зависит ли результат действия этой силы от того на какую грань мы положим этот брусок? (Брусок на столе большой. Показываю различные положения бруска) (Да, нет, не знаю)

Итак, появилось две точки зрения.

6. Изучение нового материала.

С помощью чего в физике можно проверить истинность того или иного высказывания?

Давайте, проверим ваши мнения опытом.

У вас на партах лежит брусок и коробка с песком. Опустите сначала брусок большой гранью, а затем маленькой гранью. Посмотрите на глубину следа, который оставил брусок.

результат действия силы на опору от грани?

(Когда кладем большей гранью чуть-чуть проваливается, след неглубокий. А когда узкой гранью след глубокий.)

Результат действия силы на опору разный в зависимости от того, на какой грани лежит тело на опоре.

Сила действует на всю площадь!

Сила распределяется по всей площади

А теперь главное:

Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть

Таким образом, с точки зрения физики попробуем сформулировать определение:

Давление – это физическая величина, которая показывает силу, приходящуюся на единицу площади.

Итак, мы познакомились с тем, что такое давление.

Оно обозначается буквой

Что еще нам нужно узнать о давлении (формулу, как изменяется)

Давайте получим формулу для вычисления давления с помощью следующего опыта. Для этого мне нужен ассистент.

У меня на столе коробка с песком, дощечка с вбитыми гвоздями и гири.

С помощью этого оборудования установим зависимость между площадью опоры и силой.

Какую зависимость мы наблюдали? (чем меньше площадь опоры, тем результат действия силы больше)

А теперь посмотрите на экран, по данной формуле будет вычисляться давление.

Итак, ребята мы с вами вывели опытным путем формулу, являющуюся физическим законом. Давайте сформулируем этот закон на языке физики. (дети формулируют закон)

А теперь проверим истинность сформулированного нами закона, обратимся к учебнику на страницу 101.

(Далее дети читают это определение в учебнике).

Давление – величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Так как давление – это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте, ее определим.

В чем измеряется сила?

В чем измеряется площадь?

Хорошо! Тогда, что будет единицей измерения давления?

Найдите в учебнике, кто ввел эту единицу и как она называется? (эта единица называется Паскалем, в честь французского ученого Блеза Паскаля).

7. Минута отдыха

Закрепление изученного материала.

Мы узнали, что такое давление, как вычисляется и в чем измеряется, теперь я вам предлагаю решить задачу. (У доски ученик)

Какое давление на пол оказывает ковёр весом 2 Н, площадью 4 м (Решение задачи у доски, учеником)

С какой силой действует танк на поверхность, если при площади его гусениц – 3 м, давление его на поверхность будет 15 000 Па.

Человек идет по глубокому снегу.

А что бы вы могли ему предложить? (

С какой целью? (чтоб не проваливался в снег)

А в жизни можно столкнуться с такой ситуацией: человек провалился под лед. Как ему помочь и при этом не пострадать самому? (предложить ему веревку, лестницу, палку при этом передвигаться по льду лежа)

Вот видите, ребята, зная и применяя данный физический закон, можно сохранить жизнь человеку.

: §35, упр.14(1,2)

10. Подведение итогов урока.

– Ребята вам понравился урок?

-Что понравилось больше всего?

-Какие знание вы, уходя с урока, возьмете в жизнь?

-Сделайте 1 хлопок те, кто плохо понял тему сегодняшнего урока.

Сделайте 2 хлопка те, кто понял тему частично.

Похлопайте те, кто хорошо понял тему.

А я аплодирую вам, потому что мне с вами было приятно работать.

На этом урок окончен.  До свидания.

Урок по физике в 7 классе

Учитель: Соловьёва Наталья Ивановна

: урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Цели и задачи урока:

настрой на работу. Мотивировать обучающихся к изучению темы. «Все готовы к уроку? Мы закончили изучать виды сил. Подвели итог. Сегодня будем продолжать изучать физические явления и отвечать на вопросы – Почему?

Как вы думаете, почему рельсы не кладут прямо на землю?

Почему легковая машина в песке сильнее проваливается, чем такой тяжёлый  экскаватор?

Выслушать все ответы. На эти вопросы мы попробуем ответить ещё раз в конце урока.

3. этап.  Целеполагание. (3 мин)

А сейчас давайте представим что:

1. Папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее? Как называется сила, с которой папа и сын действуют на снег?

2. Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее

. А почему папе стало легче, то изменилось у папы?

Отвечают на вопросы учителя.

1. Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.

2. Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.

3. У папы изменилась площадь опоры. (площадь лыж больше площади сапог)

Существует физическая  величина, которая зависит не только от действующей силы, но и от площади поверхности, на которую она действует. Как называется эта величина, вы узнаете,

4 этап. Актуализация знаний (5 мин)

1. Изменение формы и размера тела. ( Деформация)

2. Физическая величина, мера инертности. ( Масса)

3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. ( Вес)

4. Мера взаимодействия тел. ( Сила)

5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. ( Трение)

6. Единица измерения силы. ( Ньютон)

7. Прибор для измерения силы. ( Динамометр)

8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. ( Тяжести)

И так тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №13). Записываем в тетрадь.

5. этап. Изучение нового материала.

Чтобы ответить на вопрос – что такое давление, и от чего оно зависит, посмотрим опыт.

Опыт с гвоздями, входящими в песок.

:  Вес тела распределяется на всю площадь шляпок, соприкасающихся с песком. Сила, приходящаяся на единицу площади, меньше, чем в первом случае.

Таким образом, с точки зрения физики:

Давление – это физическая величина, которая показывает силу, действующую  на единицу площади  (записать в тетрадь).

Ввести обозначение давления.

Пользуясь результатами опыта попробуем сформулировать вывод – от чего и как зависит давление.

С увеличением силы, действующей перпендикулярно поверхности, увеличивается давление (прямая пропорциональность)

p ~ F,   F –

C увеличением площади поверхности, на которую действует сила, давление уменьшается. (обратная пропорциональность).

Единица измерения давления названа в честь французского учёного Блеза Паскаля.

Наряду с Па для измерения давления используются и другие единицы измерения:  (записать в тетрадь)

1 кПа = 1000 Па             1 Па = 0,001 кПа

1 МПа = 1000000 Па       1 Па = 0,000001 МПа

1 гПа = 100 Па               1 Па = 0,01 гПа

1 Па = 1000 мПа             1 мПа = 0,001 Па

Вернуться к вопросам, которые были поставлены в начале урока.

– Под рельсы подкладывают шпалы, чтобы уменьшить давление на землю.

– У экскаватора колёса имеют большую площадь опоры, уменьшая давление на почву.

Закрепление изученного материала. (14 мин)

Решение задачи  упр. 12 №2,  №4.

7. Фронтальный эксперимент

“Определение давления твёрдых тел”.

Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

Определите давление бруска  на стол. (широкой части и  узкой).

Отчего зависит давление?  Ответы ребят.

Вывод записать в тетрадь.

8.  Домашнее задние (1 мин)

П. 33,34, упражнение 12.№ № 1, 3

9.  Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

– С какой физической величиной мы  познакомились на уроке?

– В каких единицах измеряется эта величина?

– От чего зависит давление?

Знание: понятие давление.

Умение: решать задачи на нахождение давления;
работа с приборами.

Развивающая: развитие теоретического
мышления.

Воспитательная: воспитание культуры
учебного труда.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный
проектор, учебник, приборы для фронтального
эксперимента (динамометры, бруски, линейки),
презентация по теме урока. Приложение 1

1 этап. Организационный

Здравствуйте, прошу садиться. Нарисуйте
настроение, с которым вы пришли на урок.

Вопросы по домашнему заданию (идёт выяснение
трудностей, с которыми учащиеся столкнулись при
выполнении домашней работы).

2 этап. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся к
восприятию нового знания.

Форма работы: индивидуальная.

Метод по характеру познавательной
деятельности: репродуктивный.

Посмотрите на слайд (слайд №2) и объясните
следующие вопросы.

Каждый из вас выдвинул свои гипотезы. Кто из вас
прав, кто заблуждается, мы узнаем, изучив
материал урока. Тему урока вы узнаете, разгадав
кроссворд (слайды 4-12).

3. Сила, с которой тело действует на опору или
подвес. ( Вес)

5. Явление, возникающее при соприкосновении тел
и препятствующее их относительному движению.
(Трение)

8. Сила, с которой Земля притягивает все тела.
(Тяжести)

И так тема нашего урока “Давление. Единицы
давления” (слайд №13). Записываем в тетрадь.

Прошу вас сформулировать для себя цель урока.
Цель должна начинать словами:

После как все высказываются, подвожу итог:

Я должен узнать:

– что называется давлением;

– какой буквой обозначается;

– в каких единицах измеряется;

– формулу, по которой можно рассчитать давление;

– от чего зависит давление.

Я должен научиться:

– применять формулу давления для решения задач;

– научиться рассчитывать давление, которое
оказывают разные тела.

(Слайд № 15,16)

3 этап. Изучение нового материала

Цель: усвоение нового знания.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод по характеру познавательной
деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Предлагаю вам решить задачу.

Какую нагрузку они могут выдержать? (Слайд № 17)

Сначала идёт обсуждение, как решить задачу.
Если решение не предложено, смотрим слайд –
подсказку. ( Слайд № 18)

Записываем решение у доски (работает сильный
ученик).

F – ?
____

F1 =0,1 Н

F= (1см2 /0,01см2 )* 0,1 Н = 10
Н

Устно находим силы, которые выдерживают
остальные канаты 20, 30, ., 100 Н.

F/S = 10

Устно для всех остальных канатов, во всех
случаях отношение равно 10.

Вывод: Канаты разные, а величина F/S =F1/S1
одинакова. ( Слайд № 19)

Величина р = F/S называется давлением. ( Слайд № 20)

Слайды № 21, 22, 23, 24 (запись в тетрадь).

Откройте учебник на странице 78, найдите
определение давления. Один ученик читает вслух.

Величина, равная отношению силы, действующей
перпендикулярно поверхности, к площади этой
поверхности, называется давлением.

Переведите в систему СИ:

5 кПа, 0,2 кПа, 20кПа

Переведите в кПа:

400 Па, 2000 Па, 60000Па

(Считаем устно). Слайд № 25

Что показывает давление? Ответы ребят.

Слайд № 26, запись в тетрадь.

Давление показывает, какая сила действует на
единицу площади

Решите задачу: Определите давление танка
массой 60 т на землю, если площадь одной гусеницы
1,5 м2. Задачу решаем у доски.

Для тех, кто работает быстрее и понял материал
вторая задача. Слайд № 27

4 этап. Фронтальный эксперимент

“Определение давления твёрдых тел”. ( Слайд №
28)

Цель: усвоение способа практического расчета
давления твёрдых тел.

Метод по характеру познавательной
деятельности: исследовательский.

Определите давление учебника на стол.

Определение давления бруска на стол (сначала
широкой части, затем узкой).

Отчего зависит давление? Слайд № 29 Ответы
ребят.

Слайды № 30,31

А теперь давайте вернёмся к вопросам, которые
были заданы вначале урока. Слайды №32, 33.

Предложите способы изменения давления тел.
Ответы ребят. Слайд №34.

5 этап. Домашнее задние

П. 33,34, упражнение 12. Слайд № 35

6 этап. Итог урока

Подведём итог нашего урока.

Вы ставили перед собой цель, мне хотелось бы
узнать достигли ли вы поставленной цели. Ответы
начните словами:

7 этап. Проверка усвоения знаний

Ответьте на вопросы. Слайды № 37-41

1. В каком случае бруски оказывают большее
давление?

2. Почему лопата 2 заточена, а лопата 1 нет?

3. Что произойдет, если шарики в шариковых
ручках будут делать меньшего размера? Почему?

4. Почему при постройке дома все его стены
выводят одновременно почти до одинаковой высоты?

5. Вспомни “Принцессу на горошине”.
Почему она испытала неудобство, лежа на перине,
под которой были положены горошины?

6. Люди, каких профессий применяют на практике
знания о давлении.

Спасибо за урок, сегодня все работали
достаточно хорошо.

Цель урока: Познакомиться с научным
методом познания мира на понятии давление

ТИП УРОКА: Урок исследования.

Шарик надувной, иголка, спица.

См. в карточках для групп.

Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь.

Вам сегодня эта возможность
представится!

Задача физики – состоит в том, чтобы открывать
и изучать законы, которые связывают между собой
различные физические явления.

На сегодняшнем уроке я покажу, как
человечество познавало и познаёт мир.

Мы познакомимся с научным методом
познания мира – методом исследования.

Девизом наших исследований будет
следующее высказывание известного кибернетика
В. Бекелиса.:

“Исследовать – это значит, видеть то,
что видят все, и думать так, как ни думает никто”.

Всякий учёный, совершая своё открытие,
следовал научной схеме

Объектом нашего исследования станет
тема, которая идёт по программе – ДАВЛЕНИЕ.

Записываем в тетради:

Давление. Единицы давления. Это и будет
объект нашего исследования.

Исходя из ваших жизненных
наблюдений, ответьте на вопросы:

Вам знакомо слово давление?

Что вы знаете о давлении?

Исследуя понятие давления, мы сможем
дать правильное научное объяснение этого
объекта изучения.

Сделаем предположение, что такое
давление и от чего оно зависит. Для этого
обратимся к опыту.

(Опыт с детским шариком)

Надутый шар сжимаем с разной силой. На
слабо надутый шар и тонкой опоры кладём гирьки
различной массы по мере увеличения массы,
следовательно увеличивая силу тяжести, которая
оказывает силу давления на шарик. По деформации
шарика, видим зависимость приложенной силы и
деформации.

На шарик действуем различными
предметами: тупой стороной карандаша, иглой.
Делаем вывод, чем меньше площадь предмета, тем
больше давление (шарик лопается при воздействии
иглы), хотя силы действия одинаковые.

Исходя, из опытов сделаем
предположения, то есть выдвинем гипотезу: от чего
зависит давление твёрдого тела.

(Дети выдвигают гипотезу, и записывают
самостоятельно на доске по очереди, остальные
записывают в тетради).

Из схемы научного познания мира
следует подтвердить вашу гипотезу. Возможно,
ваши предположения относятся только к шарику? У
вас на столах имеются карты исследований,
внимательно изучите её и задайте вопросы по
выполнению задания. Выберите того, кто будет
защищать по схеме отчёта и того, кто будет
демонстрировать опыт. Все измерения и отчёт
записываем в тетрадь.

Карточка А Группа №1.

Задание: Исследовать зависимость
давления от площади опоры. Сила одинаковая.

Оборудование: Карандаш, монета, две
пластилиновые полоски.

Карточка А Группа №2.

Задание: Исследовать зависимость
давления от силы. Площадь опоры одинаковая.

Оборудование: штатив, брусок из
пластилина, проволока, набор грузов (по 1Н
каждый)4шт.

Карточка А Группа №3.

Оборудование: опора на гвоздях,
стеклянная ёмкость с песком, груз и 2 листа бумаги

Карточка А Группа №4.

Задание: Исследовать зависимость
давления от силы, действующей перпендикулярно
поверхности. Площадь опоры одинаковая.

Оборудование: опора на гвоздях,
стеклянная ёмкость с песком,2 груза и 2 листа
бумаги

8. Работа с дополнительной литературой
(карточка В)

Чтобы сделать окончательный вывод,
необходимо ответить на предложенные вам вопросы.
Через две минуты представитель каждой группы
записывает на доске ответ.

Карточка В Группа №1(2,3,4.)

(Ответы запишите в тетрадях)

Карточка С Группа №1(2,3,4)

По учебнику физики 7 класса

Данные ответы позволяют убедиться в
том, что в разных источниках и в учебнике дана
одна и та же формула, что подтверждает
фундаментальность сделанных вами
самостоятельных выводов.

Итак, пользуясь данными таблицы,
делаем вывод: давление находится в прямо-
пропорциональной зависимости от силы, и обратно-
пропорциональной зависимости от площади, на
которую действует сила.

Пользуясь методом треугольника

Найдём :F=P x S

Пользуясь методом пропорции, найдём
эти же формулы:

11. Закрепление (физкультурная
минутка).

Поднимите ладонь правой руки вверх,
это будет вашей стрелочкой, направленной вверх.
Ладонь левой руки, опущенная вниз стрелочка,
направленная вниз. На заданные вопросы отвечайте
руками.

Молодцы! Ребята, поднимите руки вверх,
затем опустите голову вниз и наоборот. Повторить
два раза.

12. Индивидуальная работа (тест).

В случае если осталось время,
проводится тест для закрепления (смотри
приложение). Проверка теста предлагается по
готовым картам решения теста.

13. Домашняя работа.

15. Итог урока.

1) Уходя с урока, какие знания вы
возьмёте в свою жизнь?

2) Кто записал домашнее задание по
желанию? Почему?

А теперь сделайте один хлопок те, кто
плохо понял сегодняшнюю тему урока. Сделайте два
хлопка те, кто понял частично. Похлопайте те, кто
хорошо понял тему. А я аплодирую всем вам потому,
что мне с вами было приятно работать! До свидания!

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Приобретаемые навыки детей:

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы организации работы учителя:

Оборудование: две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, гиря 1 кг, два лотка с влажным песком, набор грузов, 2 куска пластилина, 2 тонких проволоки, 2 круглых карандаша, 2 гвоздя, 2 молотка, 2 дощечки; кнопка, дощечка.

Этапы урока

1. Лисовский Л. П., Саломонович А. Е. « Давление в природе и технике», Гостехиздат, 1978 г.

2. Иванов А. С., Проказа А. Г. « Мир механики и техники», Просвещение, 1993 г.

3. Буров и др. « Фронтальные экспериментальные задания по физике», Просвещение, 1981 г.

4. Тульчинский М. Е. « Качественные задачи по физике 7-6 кл.», Просвещение, 1976 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *