Назила Захид Кызы Мироненко Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной группе
«Путешествие в мир живой природы»
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.
Олеся Филиппи Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Тайны осени» в подготовительной к школе группе
Открытое занятие по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) “Тайны осени” в подготовительной к школе группе.
Открытое занятие по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) “Тайны осени” в подготовительной к школе группе (дети 6 – 7 лет).
наталья сухарева Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое природа!»
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: “Что такое природа!”
Тема: «Что такое природа?»
Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.
Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек часть природы/.
Исполнитель: Кузина Г. В.
Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конусу из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).
просмотр видеофильма «Вулканы»
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).
-Проходите, присаживайтесь на свои коврики.
-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор, Саша и Таня приготовили нам легенду, послушаем ее.
Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. « Вулкан» работает», – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
– В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».(
– А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.
-Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.
– Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
– Извержение вулканов угрожает жизни людей ), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
– Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
– И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
– Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).
– Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
– Посмотрите на карту мира , красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
– Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
– А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.
После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).
Наблюдаем извержение вулкана.
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).
– Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. ( Из кратера макета достаются конфеты).
-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?
– а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?
– Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Кузина Галина Валиевна воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ №6 «Малыш» г. Соль-Илецка
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Что такое природа!“» размещена в разделах
Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных человеком/.
Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/; активизация словаря: живая и неживая природа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе, наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».
Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций, вопросы.
Оборудование: интерактивная доска, фото – слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, а теперь посмотрите к нам пришли на занятие гости, улыбнитесь и давайте поздороваемся.
– Здравствуйте? –
Ты скажешь человеку
– Здравствуйте! –
Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много, много лет.
Воспитатель: Что же мы желаем нашим гостям, когда говорим «Здравствуйте!»?
Дети: Мы желаем им доброго и крепкого здоровья.
Воспитатель: Мы поздоровались с нашими гостями, а сейчас давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся
И занятие начнем.
Воспитатель вносит искусственные цветы.
– Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.
– Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?
Дети: Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.
Воспитатель: Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.
– Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей)
Воспитатель: Природа – это окружающий нас мир, точнее та его часть, которая не создана руками человека. Это – солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения, человек.
-Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.
-Ребята, а вы знаете, что человек – тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.
-Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоён.
-Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).
-Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).
-А как бы вы назвали эти изображения?»
-Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать-
На землю падает опять. ( Вода).
Меня бьют, колотят,
А я всё терплю
И всем добром плачу. (земля, почва).
Красный колобок, По платку катается,
Людям улыбается. ( Небо, солнце).
В густом лесу, под ёлками,
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой. ( Еж).
Стоят два дуба.
На дубах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес. ( Человек).
Много рук нога одна. ( Дерево).
-Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.
-А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).
-Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).
-А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).
-Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/
– все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.
– И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека – это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?
– Подводная лодка на кого похожа?
– На кита.
2. Физ. минутка.
Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево – вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Презентация «Живая и неживая природа»
3. – Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:
– Что изображено на лепестке?
– Из чего оно сделано?
– К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).
4. – Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правильности.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
У природы круглый год
Нас деревьях всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
– Ребята, чему учит нас природа?
– А как вы думаете, природа нуждается в нашей дружбе?
(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).
– Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
– Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/
– Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?
– А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.
– Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.
– Вы хотите ребята, стать защитниками природы?
– Тогда давайте дадим клятву:
Ты дружок смотри не подкачай
Правдивым будь и добрым, обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка,
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется
– Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что относится к живой природе? К неживой?
МКОО СОШ №1 с. Чикола
Учитель Темирова А. К.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. C D-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением цифр. Материалы для изготовления рыб, карточки с изображением животных и буквы.
Воспитатель: – Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: – Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Людмила Николаевна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: – Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: – Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: – Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Номер (цифра) на карточке соответствует номеру вагона, каждый садится в свой вагон. Прежде чем занять место, назовите номер своей карты.
Дети быстро называют номера на карточке и занимают «места в поезде».
Воспитатель: – Замечательно, все на местах, пора в путь!
Воспитатель: – Ребята выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: – В лес.
Воспитатель: – Что такое лес?
Дети: – Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: – Верно! Ребята, а как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить жителей леса?
Дети: нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд. Белка на дереве.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под деревом.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, белка обронила конверт. Интересно, для кого он? Давайте посмотрим. Читает: «Ребятам подготовительной группы 3/1». Интересно, что в нем? (Открывает конверт).
– Ребята, белочка для вас приготовила интересные задания. Она узнала, что вы в этом году идёте в школу и хочет проверить, знаете ли вы буквы? Пройдите к столам и присаживайтесь и послушайте внимательно задание.
Воспитатель: Ребята, что изображено на ваших карточках?
Воспитатель: Правильно. А какие это животные, назовите мне этих. ( Дети называют)
Воспитатель: – Как назвать одним словом изображенных животных?
Воспитатель: Верно, а почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Правильно! А сейчас ребята посмотрите на карточки, под каждой картинкой у вас есть пустой квадрат и вам нужно в этот пустой квадрат вставить нужную букву, на которую начинается слово (изображённое животное).
Дети выполняют задание. Потом воспитатель проверяет задание вместе с детьми, по очереди спрашивая каждого ребёнка.
Слайд Таблица с животными(проверка задания)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!
Воспитатель: А теперь ребята, поиграем в словесную игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу. Кто догадается, поднимайте руку, хором отвечать не надо!
У волка – лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
У Зайца – медвежата, они живут в берлоге.
У лисы – волчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку «Вот под деревом зелёным».
Все вместе: Вот под деревом зеленым (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Только к ночи умолкают и тихонько засыпают (садятся на корточки, руки под щеку). Воспитатель: Замечательно отдохнули!
Слайд. Изображение летящих птиц в неба.
Воспитатель: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны?
Воспитатель: Точно, посмотрите на небо, птицы летят. Лиза скажи, а чем птицы отличаются от животных? Саша, а ещё чем? (Опрашивает ещё пару детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята!!!
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить вас, насколько хорошо вы знаете птиц? Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали!!! Птиц вы знаете, а теперь проверим вашу память и поиграем в игру «Кто внимательный».
Слайд Таблица с картинками
Присаживайтесь на лавочку. Посмотрите внимательно на экран и запомните последовательность изображённых птиц, какая птица за какой стоит. Я сейчас раздам вам птиц и вы по очереди будете подходить к доске и ставите картинки по местам. ( Вернуть слайд с птицами в таблице для проверки).
Слайд Изображение реки.
Воспитатель: Молодцы, какие вы внимательные, всех птиц назвали! А сейчас ребята давайте подойдём к водоёму.
Дети вместе с воспитателем подходят к экрану.
Воспитатель: Ребята, а кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно! Сейчас я предлагаю вам создать свой маленький водоём и запустить в него рыбок. Аквариум у нас уже есть (показывает макет аквариума), а вот рыбок вам нужно сделать самим. Проходите к столу и присаживайтесь. У вас у каждого есть рыбка и вам нужно с помощью техники пластилинографии сделать наших рыбок и поселить их в аквариум! Молодцы, какие красивые рыбки у вас получились!!!! Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам с вами нужно отправляется обратно в группу, а наших рыбок мы поселим в аквариум в группе! Скажите всем. До Свидания!!!! Садитесь каждый в свой вагон и поедем в группу!
Звучит песеня «мы едем, едем, едем!»
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной группе» размещена в разделах
Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о живой природе родного края. Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «дикие», «пернатые».
Развивающие: Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику. Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков.
Воспитывающие: Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: Ноутбук, мультимедийной CD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением цифр. Материалы для изготовления рыб, карточки с изображением животных и буквы.
Ход НОД
1. Организационный момент:
(звучит тихая музыка, дети входят в зал)
Воспитатель: здравствуйте ребята, давайте мы поприветствуем друг друга:
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
-Приложите руки к сердечку и подарите друг другу частичку своего тепла и доброты.
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей давайте поздороваемся с ними (здороваются). И им подарим частичку своего тепла и доброты.
(Во время приветствия раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Ребята кто- то стучит, постойте я, пойду, посмотрю. (возвращается с письмом)
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром „Тайны осени“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Цель: повторить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают, как устроен лист. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приё мы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей :
групповая, подгрупповая и индивидуальная
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Оборудование и материал:
Письмо, снежинки с заданием, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья комнатных растений, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, медиапроэктор, музыкальное сопровождение.
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой необычный конверт, почтальон сказал для детей подготовительной группы. Очень интересно кто его прислал?
Дети предлагают варианты действия. ( Давайте посмотрим)
Воспитатель: (достает из конверта письмо и снежинки). Ребята, здесь снежинки и письмо, давайте прочтём и узнаем от кого оно, но сначала пройдите за столы и присядьте.
Воспитатель: Ребята вы знаете, кто мог прислать вам такое письмо (ответы детей). Всё очень таинственно. А вы знаете, кто без труда разгадывает все тайны и загадки (ответы детей). Правильно сыщики, детективы или следопыты. Давайте и мы станем на время детективами и раскроем все тайны осени. На снежинках номера, я думаю нам они помогут в разгадке тайн.
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Все загадки по порядку.
Воспитатель: (читает задание на первой снежинки)
Ребята нам нужно узнать, что такое осень, какая она бывает и куда уходит.
Ответьте на вопрос – Что такое осень?
Осень – это когда мы прощаемся с цветами, когда снимают свой летний наряд деревья, кусты, улетают птицы. Земля как будто раздевается перед первым зимним сном, умывается осенними дождями и накрывается покрывалом из опавших листьев.
Листопад очень красивое и не забываемое явление природы. Осень – время дождей, серого неба, грусти. Так может многие считают, но в это прекрасное время можно много чего увидеть, наблюдать; как падают листья, как появилась роса, как поспели плоды на деревьях и птицы уже перелетают в теплые края.
Осень – это время года, которое следует за летом. Молодцы, ребята.
Воспитатель: Следующий вопрос – Какая бывает осень?
Мы с вами уже хорошо знаем, что осень бывает разная. У нее есть три периода. Скажите, какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя)
Правильно ребята, а позднюю осень еще называют «предзимье».
Игровое упр-е «Я знаю три осенних месяца»
Воспитатель:Давайте назовем осенние месяцы.
Я знаю три осенних месяца :
Сентябрь – раз, (первый месяц осени. В народе ему давали сразу несколько имён. Листопад и желтень — потому что желтеют и опадают листья, ревун — из-за холодных завывающих ветров и дождей. Хмурень — так как солнечных дней становится всё меньше, Сентябрь дарит нам бабье лето — так в народе называют период осенних тёплых и ясных дней.)
Октябрь – два, (второй месяц осени. В старину его называли грязником из-за осенних дождей, которые приносят слякоть и грязь, или подзимником, зазимьем, так как начинаются первые заморозки — температура ночью опускается ниже нуля градусов.)
Ноябрь – три. (это последний месяц осени. В народе из-за сильных заморозков его называли полузимником, запевкой зимы, ледоставом. В ноябре деревья сбрасывают последние листья. Ноябрьские ночи длинные и тёмные.)
Интересные факты: Осень не везде приходит в сентябре. Например, в южном полушарии она наступает в марте, а заканчивается в мае. В Ирландии некоторые до сих пор придерживаются древних традиций: для них осень наступает 1 августа и заканчивается 1 ноября. На экваторе осени нет вовсе.
И последний вопрос, на этой снежинки – куда уходит осень (ответы детей)
Куда она уйдет? Нагуляется, напроказничает, дальше решит сама где ей “спрятаться”.
Где-то скроется в подворотне, прикрывшись влажными разноцветными листьями, припорошенными первым снегом. Где-то заберется в большое дупло старого дуба. Где-то уцепится за “хвост” косяка перелетных птиц, отправится в южные страны.
У неё много вариантом. Выбор за ней.
Главное. Замкнется круг. Минует год. Она вернётся снова. прогонять ЛЕТО.
Осень не уходит она остаётся в наших воспоминаниях до следующей осени.
Снежинка №2 (назовите приметы осени и какие происходят изменения в жизни животных, птиц)
Воспитатель: Вы ещё не забыли приметы осени, давайте назовем их?
Дети: С деревьев начинают опадать листья, листья меняют цвет, в воздухе – летают паутинки, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче, появляется иней – застывшая роса, выпадает первый снег, часто бывает гололёд, созревают овощи и фрукты, в лесу поспевает брусника, рябина, калина, на болоте клюква.
Воспитатель: А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Жизнь птиц осенью.
Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края). Правильно. Птицы начинают улетать в октябре, а какие птицы улетают?
Дети: Гуси, утки, лебеди, ласточки, трясогузки, скворцы, журавли.
Воспитатель: Правильно, а почему они улетают?
Дети: С наступлением холодов насекомые пропадают, меньше становится еды, водоемы замерзают.
Воспитатель: Как называются такие птицы, улетающие от нас на зиму? ( ответ: Такие птицы называются перелетными) правильно, молодцы.
Воспитатель: Как же называются птицы, которые зимуют у нас? (ответ детей) точно, это зимующие. (зимующие птицы)
Воспитатель: Как мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: нужно их подкармливать, строить кормушки).
Воспитатель: Верно. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой.
Жизнь зверей осенью.
Воспитатель: Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? Ответы детей (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Слайд №8
Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк).
Воспитатель: а как еще готовится животные к зиме? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые; белка и заяц, песец и ласка, меняют и окраску, белка с рыжей на серую, а заяц, песец, ласка серую на белую).
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
Листья осенние тихо кружатся (кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками вправо, влево)
Будто опять закружится хотят (Снова кружатся на носочках)
Воспитатель: Ой, как много осенних листьев закружилось вокруг.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. (раздаёт листочки). Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Молодцы ребята, проходите за столы, у нас ещё 2 снежинки с тайнами.
Снежинка №3 (как устроен лист и почему он зелёный)
Воспитатель: Осенью так красиво, деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали? (ответ детей). Ребята, всегда ли листочки разноцветные? (ответы детей, какого цвета еще бывают листья? (ответы детей). Правильно, зеленые.
Воспитатель: В какое время года листья бывают зеленые? (ответы детей)
Воспитатель: конечно весной и летом. Летом все растения зеленые. А осенью как по волшебству зеленая окраска меняется на красочную: желтую, оранжевую, бордовую. Как вы думаете почему? (предположения детей)
Воспитатель: Хотите знать в чем волшебство? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам ненадолго стать настоящими учеными-исследователями. Согласны (ответы детей).
Воспитатель: Сначала нам нужно узнать как устроен лист. А вам интересно узнать, как он устроен? (Интересно). Раз, два, три улыбнись и в учёных превратись. Чем пользуются ученые когда хотят рассмотреть, что-то маленькое?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой. ( Лупа, осенние листья)
Перед вами на тарелочках лежат лупы (увеличительные стёкла) и листья. Возьмите в правую руку лупу, в левую – листок.
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (ответы детей)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод:
Дети: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, почему листья зеленые? (предположения детей).
Воспитатель: Давайте с вами проведём эксперимент. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята у вас на тарелочках лежит зелёный листочек, возьмите и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно придавим листочек сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
( Дети: На ткани появились зеленые пятна).
Воспитатель: Вы знаете, что это (ответы детей). Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. ( Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Воспитатель: Хлорофилл образуется под воздействием солнечного света. Скажите, пожалуйста, когда солнышка больше-летом или осенью? (ответы детей). Ребята, давайте сделаем вывод, почему же листики осенью теряют свою окраску?
-Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: Оранжевые, красные, коричневые).
Снежинка №4 (Листопад)
Воспитатель: Вот и осталась у нас последняя снежинка, нам нужно узнать, что такое листопад, как он происходит.
Воспитатель: Скажи мне пожалуйста, что такое листопад (ответы детей)
Листопад – это явление природы, при котором наблюдается отделение листвы от ветвей деревьев и кустарников, вызванное сезонными климатическими изменениями осенним похолоданием. А хотите знать, почему деревья осенью сбрасывают свои листья?
Ответы детей. Готовятся к зиме, зимой нет влаги, на листья налипнет снег и деревья сломаются, вместе с листвой деревья сбрасывают накопившиеся за лето вредные вещества.
Проблемный вопрос: Как происходит листопад
Ребята вы знаете почему листья опадают. (ответы детей) Механизм листопада сложный, состоит из нескольких этапов, начинается задолго до того, как с ветки упадет первый лист. Деревья и кустарники начинают подготовку к зиме уже в августе.
Давайте рассмотрим на экране схему листопада:
Иллюстрация схемы листопада
• Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке образуется пробковая перегородка, разрывающей соединение между листовой пластиной и побегом.
• перегородка постепенно расширяется; отделяет черешок от ветки.
• некоторое время лист держится при помощи водоносных капилляров;
• Подует лёгкий ветерок – и листья, падают на землю. Прежде чем мы познакомимся со схемой листопада,
Воспитатель: Ребята как вы думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили, все тайны разгадали. Вы догадались кто прислал нам это письмо (ответы детей). Да это хозяин зимы мороз. Он нам обещал сюрприз, но его почему – то нет. Наверное мы что-то упустили. Но нам пришла пора прощаться.
Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и взяться за руки. Сейчас на минутку мы закроем глаза, вспомним, о чем мы сегодня говорили. Затем каждый из вас скажет, что ему нравится в осени, или назовёт осень ласковым словом. (в это время появляется сундучок с подарками. Воспитатель, обращает на это внимание детей). Смотрите какая корзиночка стоит под столом наверное в ней наш сюрприз. Давайте посмотрим, что это? Да елочные шары. Возьмите по одному себе, а остальные давайте подарим гостям.
Воспитатель: – Все мы в группе, как семья
Рады все и ты, и я.
Очень любим вместе быть.
С добрым утром говорить.
Воспитатель: – ребята, к нам сегодня в группу пришли гости, давайте их поприветствуем?
Слайд (Картинка) Изображение леса.
Слайд (Картинка) Белка на дереве.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, белка обронила конверт. Интересно, для кого он? Давайте посмотрим. Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем? (Открывает конверт).
Воспитатель: Ребята, белочка для вас приготовила интересные задания. Она узнала, что вы в этом году идёте в школу и хочет проверить, знаете ли вы буквы? Пройдите к столам и присаживайтесь и послушайте внимательно задание.
Таблица с животными (проверка задания)
Слайд (Картинка) Изображение летящих птиц в неба.
1. Он по-рабочему одет – Удобно, просто, ловко, На нем красный берет и пестрая спецовка (Дятел)
2. Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря).
3. Угадайте, что за птица скачет по дорожке, словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку- прыг и чирикает: «Чик-чирик» (Воробей).
4. Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прыгает она у дома, А зовут ее? (ворона).
5. А теперь послушайте другую загадку. – Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой (сорока)
Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали! Птиц вы знаете, а теперь проверим вашу память и поиграем в игру «Кто внимательный».
Присаживайтесь на лавочку. Посмотрите внимательно на экран и запомните последовательность изображённых птиц, какая птица за какой стоит. Я сейчас раздам вам птиц, и вы по очереди будете подходить к доске и ставите картинки по местам. ( Вернуть слайд с птицами в таблице для проверки).
Дятел Воробей сорока
сова ворона клест
голубь снегирь синица
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно! Сейчас я предлагаю вам создать свой маленький водоём и запустить в него рыбок. Аквариум у нас уже есть (показывает макет аквариума, а вот рыбок вам нужно сделать самим. Проходите к столу и присаживайтесь. У вас у каждого есть рыбка и вам нужно с помощью техники пластилинографии сделать наших рыбок и поселить их в аквариум!
Воспитатель: Молодцы, какие красивые рыбки у вас получились! Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам с вами нужно отправляется обратно в группу, а наших рыбок мы поселим в аквариум в группе! Скажите всем. До Свидания! Садитесь каждый в свой вагон и поедем в группу!
Звучит песня «мы едем, едем, едем!»