ОТКРЫТЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

28 октября состоялся Всероссийский Открытый урок «Большая семья – Россия!», посвящённый Дню народного единства. Этот эфир провели из усадьбы Морозовых в Подсосенском переулке, где сегодня располагается Дом дружбы народов.

В Открытом уроке приняли участие:

Ведущие Иван Чуйков и София Хоменко рассказали про историю праздника, познакомили юных зрителей с традициями и культурой разных народов России: в частности, показали национальную кухню и традиционный спорт. А гости Открытого урока рассказали, что общего между такими разными народами России.

Также во время эфира ведущие вспомнили уникальную Всероссийскую акцию Института воспитания РАО «#вГости», которая стартовала в прошлом году. А корреспонденты Открытого урока связались с её участниками и узнали, как поменялась жизнь школьников после проекта.

«Я начала ещё больше изучать историю разных народов, а также съездила в Казахстан, Узбекистан и Азербайджан», – рассказала Анастасия Иванова из республики Башкортостан.

Кроме прочего, гости Открытого урока рассказали о Большом этнографическом диктанте, который в этом году можно будет написать с 3 по 7 ноября. Для этого достаточно зайти на сайт miretno.ru.

Запись Открытого урока традиционно доступна на сайте трансляции.институтвоспитания.рф и в официальных сообществах Института воспитания РАО и Министерства просвещения РФ во Вконтакте.

Для проведения такого Открытого урока в школьном классе специалисты Института воспитания РАО подготовили специальные материалы. Каждый комплект включает в себя сценарии, презентации, видеоролики, игры и инструкции к ведению урока. Они доступны по ссылке.

Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется Институтом воспитания РАО при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».

14 сентября 2023 года состоялся Всероссийский Открытый урок по русскому языку. Школьники узнали о праславянском и старославянском языках, новой светской культуре при Петре I и вкладе Александра Пушкина в развитие литературного языка.

София Хоменко, ведущая проекта, встретилась с экспертами. Они рассказали об эволюции славянских языков. Так, Николай Пронев, учитель русского языка и литературы Классического пансиона Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова, объяснил, как правильно приветствовать знакомых, в чём отличие слова «привет» от «здравствуйте» с точки зрения этимологии.

На открытом уроке школьники узнали, что славяне говорили на общем праславянском языке, позднее из него выделился древнерусский язык, на котором стали разговаривать только восточные славяне. Этот язык использовали для устного общения. А в 9 веке благодаря Кириллу и Мефодию на Руси появилась письменность. Византийские братья создали старославянский язык и перевели на него священное писание. Новый язык стал голосом просвещения: на нём писали первые книги, обучали грамоте и чтению.

Один из познавательных сюжетов открытого урока посвятили реформе Петра I, в рамках которой ввели новый шрифт и исключили из алфавита «ненужные» буквы. Именно в реформаторскую эпоху в русском языке появилось много заимствований, заполонивших устную речь. Иностранных слов стало настолько много, что общество разделилось на тех, кто «за» и «против». После смерти императора обе стороны пришли к компромиссу и поняли, какие заимствования оставить можно, а какие нет.

Корреспонденты открытого урока отправились в усадьбу Захарово, одноимённую деревню Одинцовского района Московской области, где прошло детство Александра Пушкина, и задали вопросы Михаилу Гладилину, старшему научному сотруднику государственного историко-литературного музея-заповедника Александра Пушкина, о деревенском укладе жизни, сформировавший взгляды легендарного поэта.

«Александр Сергеевич записывал народные песни, крестьяне передавали ему старинные русские напевы. В своих произведениях он часто использовал и народные поговорки, и пословицы, о которых узнал еще в детстве», – уточняет Михаил Гладилин.

В уроке сделан акцент на том, что Россия – многонациональная страна. Представители каждого этноса разговаривают на своём родном языке, а общаться с другими им помогает русский язык.

«Русский язык играет большую роль как средство межнационального общения, будь ты татарин, чуваш или мариец. Мы все тебя поймём, если ты знаешь русский язык», – считает Марина Агалкова, учитель из Чувашской Республики.

«В моём маленьком городе живёт более 100 национальностей, и, конечно же, русский язык нас объединяет, помогает нам вместе жить, работать, учиться, сотрудничать, создавать семьи, поэтому знание русского языка очень важно»,  – уверена Татьяна Хохлова, учитель языка коми.

Из сюжета школьники узнали, чему были посвящены первые стихотворения Александра Пушкина и как народная жизнь повлияла на взгляды писателя относительно русского языка.

Эфир урока будет доступен на сайте трансляции.институтвоспитания.рф, в официальных сообществах Института воспитания и Министерства просвещения РФ во ВКонтакте по ссылке.

Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Организатор проекта ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации.

21 сентября 2023 года состоится Всероссийский открытый урок «Мне ко второму» по биологии. Трансляция будет доступна по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *