Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
Английский язык (Первый иностранный)
УМК: Spotlight. Английский в фокусе. О.В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, В. Эванс, 7 класс.
Технологическая карта урока
Рабочий лист 1
Презентации по английскому языку
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы
по английскому языку для учителя и ученика.
В данном разделе вы в удобном виде можете получить
презентации по
английскому языку.
по русскому языку
Ответьте на вопросы ДА или Нет
Да – зеленая карточка
НЕТ- красная карточка.
Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.
Урок обобщения и систематизации знаний.
совершенствование знаний учащихся о частях слова,
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши
улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.
2. Минутка чистописания.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
улыбка улыбочка улыбчивый улыбается
Улыбка никому не вредит.
– Как вы понимаете данную пословицу?
-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?
(Эти слова родственные)
-Вспомните, что какие слова мы называем родственными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)
-Как называется общая часть родственных слов? Выделим корень в наших словах.
-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
4. Работа по теме урока.
– Сегодня мы будем путешествовать по станциям СТРАНЫ СЛОВ.
Мы приближаемся к первой станции, и нас приглашает в гости ее Правитель.
Также, как и у кустов,
Я бываю и у слов.
-К кому же мы попали в гости?
– Что такое корень слова?
б)Мы предлагаем посмотреть одну инсценировку, которую подготовили наши ученицы.
1 ученик: «Ребята, найдите однокоренные слова в стихотворении».
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Но не дам ей утонуть!
Подрисую что- нибудь!
1 ученик: «Кто справился с заданием? Слушаем тебя, Лена. Давай проверим твою работу».
2 ученик: «Я подчеркнула такие пары»:
1 ученик: «Лена, ты выполнила работу с ошибками».
2 ученик: «Значит, в этом стихотворении совсем нет однокоренных слов?»
-А как вы, ребята, думаете, есть ли в этом стихотворении однокоренные слова? Давайте выпишем их и объясним Лене, в чем её ошибка.
5. Грамматическая сказка.
«Вот так родственники!»
В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.
Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово.
Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для третьеклассников, попросил прислать ему на работу слова ГОРА, ПАР, ОСИНА и ЛИМОН. Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. Гора привела с собой ГОРЛО и ГОРНЯКА, ОСИНА захватила слова ОСИННИК и ОСА, ПАР взял прилагательные ПАРНЫЙ и ПАРОВОЙ, а ЛИМОН явился с АПЕЛЬСИНОМ и МАНДАРИНОМ.
Удивился Автор, когда увидел некоторых родственников, и отправил их домой.
Почему удивился Автор? Какие слова он отправил назад в Словарь?
6. Обобщение знаний о приставке. Работа над ребусами.
Наше путешествие продолжается.
Мы приближаемся к следующей станции. Ее глава приготовил для Вас новую загадку.
Перед корнем могу встать,
Чтоб слово новое назвать.
-Разгадайте ребусы. Запишите слова в тетрадь и выделите в них приставку. ( ПОДАРОК, ПОЕЗД, ПОДРУГА, ПЕРЕДАЧА,)
-Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки?
-Молодцы, справились и с этой задачей!
С при приставкою- присесть.
С под- подпрыгнуть, подмигнуть.
С по приставкой- посмеяться.
С вы- вытягиваем руки.
С о- опустим их опять.
Вот и все настало время
С за- зарядку завершать.
8. Обобщение знаний о суффиксе. Работа с диском.
– Мы продолжаем наше путешествие и делаем остановку на следующей станции.
После корня я стою перед окончанием.
Если я его заменю другое слово получу.
-Почему вы так решили? Что такое суффикс?
-Выполним упражнение (диск «Русский язык. 3 класс (В. П. Канакина) СУФФИКС-УПРАЖНЕНИЕ) Запишем слова в тетрадь и выделим в них суффикс.
-Какой оттенок дал слову суффикс?
Маш—а, слов—о, зим—а, берёз—а. рябин—а, роз—а, мест—о, корзин—а, лис—а, чаш—а. Миш—а.
( Работа в тетради)
-Молодцы, и с этим заданием вы справились!
Обобщение знаний об окончании и основе слова.
-А на какой станции нам осталось побывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку Правителя этой станции.
Часть слова, известная я всем.
Не быть меня может совсем,
Я могу быть звуковое,
А могу быть нулевое.
– Как вы думаете, на какой станции мы оказались?
-Почему так решили? Что такое окончание?
А вот и следующее задание от островитян.
-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?
– А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?
Хорошо ли вы умеете находить в словах окончание, мы узнаем, выполнив проверочную работу (диск «Русский язык. 3 класс (В. П. Канакина) ОКОНЧАНИЕ – ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА)
Я выражаю значение слова
Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Наши действия — не вздор,
-Вернемся к нашему чистописанию и выполним разбор слов по составу.
4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу?
Список использованных источников:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. 2- изд. – М.: 2013; ч. 1 – 160с.
Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: Обобщение знаний о составе слова.
Цель: развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.
Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В. Г. Горецкий.
1 Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок
Проверяй скорей, дружок,
готов ли ты начать урок!
– Ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А гостей принято радовать и удивлять. Предлагаю постараться их в этом не разочаровать.
– Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем друг другу удачной работы.
Растирают ладони, произнося слова:
«Руки мы сейчас согреем.
Всё на свете мы сумеем».
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас?
-Сегодня урок хочу начать вот с такого стихотворения:(на экране)
И глядят уныло
-Прочитали? Что вы заметили?
-Пропущена буква с
-Это, наверное оттого что вы ее иногда обижаете пишете неправильно и соединяете с другими буквами неправильно. Давайте вспомним и напишем правильно букву с (эс).
Сс со св сы сл ес ас
-Прочитайте стихотворение правильно.
Взаимопроверка. (находят себе ученика, которого будут проверять, оценка работ) – слайд на доске
– Прочитайте слова.
Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.
Какое слово лишнее?
Обоснуйте свой выбор.
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
-Правильно, повторять тему “Состав слова”.
– А теперь давайте вместе выведем задачи нашего урока.
закреплять и обобщать знания о составе слова, выполнять разбор слова по составу, соотносить слова со схемами.
Ну что же давайте приниматься за работу. Отгадайте о какой части слова говорится в загадке.
Часть я очень главная, в слове я живу. Без меня нет смысла ни розе, ни ежу. ( Корень)
Что такое корень слова?( Это общая часть родственных слов.) Ребята, у меня для вас есть записка.
«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моем дворце. Корень ДРУГ»
— Поможем корню? Подберите родственные слова с таким же корнем.
(дети по цепочке на доске и в тетрадях записывают однокоренные слова).(дружба, дружить, дружный, дружеский)
Следующее задание выполним в парах. Откройте учебник на стр. 98 Упр. 187. Какое слово у вас получилось? (подружка) Будет ли оно родственным к нашим записанным словам. Выделите в словах корень.
– В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть
Следующая загадка. Ну а я частичка. Обозначусь я, как птичка. Только вот наоборот. Это каждый разберёт. ( Суффикс)
А что такое суффикс? (ответы детей)
козы-козленок, утки – утенок, лев – львенок, слона – слоненок, кошки – котенок. При помощи какого суффикса образованы слова?
Записать в тетради самостоятельно 2 слова, выделить в словах суффикс,
Следующая загадка. Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу, какой смысл в каждом предложении, я всем и сразу расскажу (Окончание)
Что вы можете рассказать об окончании? Как бы вы представили его тем, кто с ним не знаком?
(окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании)
Сейчас я предлагаю выполнить задание на карточке
«Поймай окончание» (выполняет каждый ученик на месте)
возле высокого дом__
к кирпичному дом__
за старым дом___
построили новый дом__
о красивом дом___
выйти из дом___
Ну и последняя загадка. Без окончания, часть слова. Называюсь я (основа) Что такое основа слова? (Часть слова без окончания) Как мы выделяем основу?
Выполним задание в группах. Расположите слова, которые соответствуют схемам
Слоны, ночка, облако, звёздочка, поезд, кормушка, выход, лиса.
7. Итог урока.
-Молодцы.! Что же сегодня вы повторили? Что интересного узнали?
Слово делится на части
Ах. Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
А вы можете собрать слово из частей?
Дети встают с карточками так ,чтобы получить слово
(каждый ряд , кто быстрее)
Ушк и игр (игрушки)
Сад ый ов (садовый)
и ник школь (школьники)
Прозвенел опять звонок и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите.
Это нужно детворе для здоровья, при игре.
— Перед вами лесенка . На какой ступеньке знаний по вашему мнению вы сейчас находитесь? Приклейте свой смайлик.
Спасибо за урок!
9. Домашнее задание
с.98 Упр 189
1 – корень – это часть слова;
2 – корень – это часть предложения.
1 – приставка
3 – суффикс
4 – окончание
1 – основа – это все слово без окончания;
2 – основа – это корень с окончанием.
1 – корень зимн-
2 – корень зим-
1 – окончание – это изменяемая часть слова;
2 – окончание – это неизменяемая часть слова.
1 – основа травушк-
2 – основа трав-
1 – водитель
2 – водить
3 – водяной
4 – приводить
Конспект урока по русскому языку 7 класс
: изучение нового материала.
познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом-предложением с союзным словом «который».
дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми, формировать навыки грамотного письма.
развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.
способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к искусству слова.
формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого, уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой.
1. Организация класса к уроку.
Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать всех на уроке.
2. Актуализация знаний. Работа по образованию причастий. Опрос по прошлым темам.
– Ребята, что называется причастием? (Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола).
– В чём состоит особенность этой части речи? (Причастие объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).
– Перечислите признаки прилагательного у причастия. ( Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).
– Назовите признаки глагола у причастия. ( Возвратность, время, вид).
– Форм какого времени не имеют причастия? (Форм будущего времени).
– На какие вопросы отвечает причастие? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
– В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия? (С именами прилагательными).
– Как же отличить причастие от прилагательного? (У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).
– Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён. ( Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-)).
3. Проверка домашнего задания.
4. Изучение нового материала:
Ребята, вы слышали историю о короле и принцессе из царства Причастий?
В далёкой стране правил в давние времена король Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал: Восхваляйте моё имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно. Я слуга, который служит.
Ты – поданный короля, который изучает.
Ты тот, который читает
Ты тот, который думает
Ты тот, который верил
Ты тот, который знал
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Он говорил ей:
Я хочу посвятить вам.
Представьте, как обрадовались подданные короля!
Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля после вмешательства принцессы
Я слуга, изучающий
-Я поданный короля, читающий
-Я поданный короля, думающий
-Я слуга, веривший
-Я слуга, знавший
А теперь подберите зависимые слова к причастиям.
Мальчик, изучающий (что) книгу.
Слуга, думающий (о чём?) об отдыхе.
Читающий (что?) книгу учёный.
Веривший (во что?) в науку звездочёт.
Дворецкий, знавший (кого?) короля
-Теперь зачеркните красной пастой определяемое слово.
-Что у вас осталось?
-Причастия и слова
-В данных словосочетаниях определите главное слово, поставьте крестики.
Какая часть речи является главным в словосочетаниях?
-Правильно. От него можно задать вопрос к остальным словам. Значит остальные слова являются зависимыми по отношению к причастию.
-Так что осталось?
-Причастие с зависимыми словами
-А кто знает, как называется причастие с зависимыми словами?
-Так как называется тема сегодняшнего урока?
-Молодцы. Теперь вы знаете, что причастие с зависимыми словами называется причастный оборот.
Хорошо. Теперь откройте стр. 37. Проанализируйте словосочетания. В каком из них причастие является зависимым словом, а в каком – главным?
В первом словосочетании причастие является зависимым словом, а во втором – главным.)
Молодцы. Теперь прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом?
Опавшие листья шуршали под ногами.
Опавшие с тополя листья покрывали дорожку. Листья, опавшие с тополя, покрывали дорожку.
(Причастия определяют слово Во 2 и 3 предложениях причастие имеет при себе зависимое слово. Во 2 предложении причастие с зависимым словом стоит впереди определяемого существительного, а в 3 -после него.)
: А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
(Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей).
Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
За полем расположена усадьба, заросшая цветами.
Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
– Найдите причастные обороты
– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту.
Это слово называется (или главным для причастия).
– Обозначим это графически.
– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот?
– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).
– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.
– Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и знака препинания в различных случаях местоположения причастного оборота
– Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Чтение правила (параграф 14).
– Сформулируйте тему и цель урока.
Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.
Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.
Предложения на доске
– Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).
Выписать из текста предложения с причастным оборотом.
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогамиИспуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшелые ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну.
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.
Структура урока:
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
I. Орг. момент. (1 слайд) (Приложение 4)
– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!
II. Мобилизующий этап.
– Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
– Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число.
– Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом. Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
III. Этап формулирования темы урока и целей урока.
Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
(4 слайд) – И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на начало урока. (выбрать смайлик).
IV. Актуализация знаний по теме (Приложение 1)
– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)
– В. И. Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).
– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).
– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
– А как? Поясните.
V. Проверка домашнего задания. (5 слайд)
– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
От движущ.ся коло.ы, спускающ.ся г.рляндами, отр.зивш.ся в озере луна, к отворивш.ся к.литке, осыпающ.ся листьями, соб.рающ.ся в стаи птицы
Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).
(6 слайд) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)
VI. Объяснение нового материала.
Учитель: (7 слайд)
от движущейся колонны отразившаяся в озере
к отворившейся калитке собирающиеся в стаи
– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
(8 слайд) – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.
(9 слайд) – Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.
(10 слайд) – Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).
(11 слайд) Распределительный диктант.
– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.
(12 слайд) – Проверьте себя!
(13 слайд) – Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).
– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).
– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).
– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.
– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.33), прочитайте правило.
– Что такое причастный оборот?
– Что такое определяемое слово?
– Каким членом предложения является причастный оборот?
– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?
– Младший научный сотрудник нашей лаборатории вам поможет найти ответ на этот вопрос.
(14 слайд) Лаборант. Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (знакомит с алгоритмом). Раздает памятки. ( Приложение 2)
(15 слайд) VII. Физпауза.
– Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Зарядка для глаз.
VIII. Закрепление изученного материала
(16 слайд) 1. Групповая дифференцированная работа. ( Класс делится на группы по способу мышления и уровню обученности)
1 группа (репродуктивный уровень) упр.73 (первые два предложения)
2 группа (логическое мышление более развито)
Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод. (см. Приложение 3)
3 группа (с творческими способностями)
Контроль выполнения.
1,2 группа делает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
3 группа делает вывод о месте определяемого слова по отношению к причастному обороту и способах устранения грамматических ошибок.
(17 слайд) 2. Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид работы можно провести на следующем уроке.
– Прочитайте предложенный текст.
– Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.
– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)
– Как называют человека, любящего свою родину?
(18 слайд) 3. Работа со словарем иностранных слов.
Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.
Подберем однокоренные слова к этому слову.
– Ребята, а вы можете назвать себя париотами?
Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (учение у доски)
Задание по тексту. (работа в парах)
– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)
– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.
– Поменяйте причастный оборот и определяемое слово (первые два примера)
– Что произойдет?
– А сейчас попробуйте заменить причастные обороты глаголом с союзным словом который. Подобное задание есть в вариантах ЕГЭ – А6.
– Как изменился текст? Как вы думаете, какая роль причастных оборотов в тексте? (причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной).
– Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, в устной речи мы их практически не используем.
Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми, они выражают мысль точно и кратко.
(19 слайд) IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Какие открытия были совершены?
– Определим, какие цели урока уже реализованы.
Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
(20 слайд) Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
(Запишите на полях букву.)
(21 слайд) X. Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор ученика.
Обязательное задание: П.12.
1) Тот, кто записал букву «А» – упр. 74 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов.
2) «Б» – выписать из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)
3) «В» – упр.69
4) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально 1 учащийся.
XI. Выставление отметок за урок.