Анастасия Михайловна Федорова Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Мы исследователи»
по опытно – экспериментальной деятельности
ТЕМА: «Мы исследователи»
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования.
– воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
Евгения Шупан Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
– Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
-Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Виталина Мащенко Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебница-вода»
«Волшебница – вода».
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой); развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
Дети входят в , здороваются, встают в круг.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
: Ребята, посмотрите, нам кто- то письмо прислал, давайте
(открывает конверт, достаёт письмо, читает): «Иголочку из
колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт
: Ничего не понимаю. А вы, ребята? Хотите разобраться, что же
: Что бы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать
одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи,
почувствуйте тепло товарища.
Давайте вместе скажем
: Я предлагаю вам отправиться в
(Воспитатель переодевается в
Раз, два, три – волшебство скорей приди
Ребята, посмотрите, это И сегодня мы
познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.
Я вам сейчас загадаю
Он не маг и не , но очень
Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит,
Вмиг прилипнет к нему – тяжело оторвать!
Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять –
-Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Ребята, а как вы думаете, какие секреты хранит в себе магнит?
(Свойства, что можем узнать – рассматривание магнита)
: Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь?
Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?
Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?
: Так какой же вывод мы сделаем – магниты гладкие, холодные,
без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера
(большие и маленькие, большие – тяжёлые, а маленькие легче, они бывают
Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним,
какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Надеть специальную одежду.
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
: Ребята, а как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а
какие нет? Что же нужно сделать? Опыт №1 Магнетические предметы из тарелочек.
: Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?
Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?
: Они все из металла.
: Все предметы которые притянул магнит положите в пустую
Какие предметы мы положили в корзинку? (Которые
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их
: Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из
дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?
: магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.
: Так какой же вывод мы сделаем?
: Магнит притягивает только металлические предметы.
: Ой, кто это к нам идёт?
: Здравствуй Машенька, что случилось? Почему ты такая
: Как же мне не печалиться. Потеряла я конверт, в котором ответ
находился, как мне найти мою Украла Баба Яга
иголочку, и где – то спрятала. А без иголочки ни скатерть не вышить, ни
платья не сшить. Что делать не знаю.
: Не печалься, Машенька, мы нашли конверт с письмом, вот он.
(Машенька берёт конверт, читает письмо.)
: Но здесь не сказано, как достать мою иголочку из глубокого
колодца с водой.
: Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь
(вычерпать ведром воду достать, выкачать)
: Может нам магнит поможет?
(да, давайте попробуем)
«Магнит и гайка в воде»
: Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой гайку, а потом
с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось
: магнит её притянул.
: Правильно, молодцы.
Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?
: Сохраняются. И в воде магнит притягивает предметы.
: Но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же
достать с его помощью иголочку со дна?Опыт №3
Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к
магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у
: Большое спасибо за помощь! А не хотите ли со мной
Машенька благодарит за помощь, уходит на поиски своей
(Дети прощаются с Машенькой)
Опыт № 4 «Достань скрепку из воды, не замочив рук и магнит»
: Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как
достать скрепку из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же
это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу)
: Магнит притягивает предметы и через стекло
Проводят опыт №4
: Я вам сейчас покажу фокус
(Скрепка на плотной бумаге, магнит под бумагой)
: Почему она пляшет?
: Магнит притягивает.
: Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон,
магнит притягивает металлические предметы.
: Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали в
: Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте
себе похлопаем! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями
вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните, и других
предметах. ( Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный,
А теперь давайте попрощаемся с волшебной лабораторией и вернёмся в
Дети прощаются с гостями
Государственное бюджетное учреждение
ГБОУ СОШ №878, Умка
Южного Административного Округа города Москвы
Конспект Открытого занятия
Раздел: Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе.
Тема: «Домашний лимонад»
воспитатель Глубоцкая Е. В.
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель) Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Материалы и оборудование:
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
вводная – полив комнатных растений, беседа «Кто пьет воду».
основная опытно – экспериментальная (с элементами здоровье-сберегающих технологий),
итоговая – подведение итогов занятия, проба получившегося напитка.
Педагог: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?
Ответы детей: 2 лейки
Педагог: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
Ответы детей: да
Педагог: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдет с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)
ОД: засохнет, завянет, погибнет
Педагог: А кто еще любит пить воду?
ОД: Люди, животные и т.д.
Педагог: Верно ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей)
Педагог: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
ОД: Сок, чай, молоко и т.д.
Педагог: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
ОД с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Педагог: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
Ответы детей с помощью педагога:
по температуре: теплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная
Педагог и ребенок берут пиалы с сахаром, набирают пол чайной ложки сахар и кладем в свою кружку, после передают по кругу товарищам, чтобы каждый мог взять немного сахара. Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.
Какая стала вода?
по температуре: осталась теплой,
по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Педагог: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Педагог: А теперь ребята надо добыть лимон, давайте разомнемся
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Педагог: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.
Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий лимонад?
Ответы детей с помощью педагога: из сахара, лимона и воды
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Давайте я приготовлю лимонад для гостей, а вы мне напомните, из чего мы его делали.
Педагог: Давайте добавим две чайной ложки.
Педагог: Давайте добавим половину лимона.
Все тщательно перемешаем.
Вот и готов домашний лимонад для гостей (разливаем в пластиковые стаканчики для гостей, дети угощают)
Педагог: Теперь ребята скажу вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нем много витаминов.
После того, как вы допьете свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями Лимонад!
Оформление центра экспериментирования
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).
Материальное оснащение центра экспериментирования:
Примеры оформления уголка практических исследований — фотогалерея
-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа: рассматривание картинок и презентаций. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Рассматривание соли
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
Ребята, посмотрите, мы с вами попали в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).
Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
Стук в дверь входит журналист
Ребята к нам пришёл в гости журналист (он будет у нас брать интервью)
Давайте с вами Пройдём в 1 корпус лаборатории, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. ( Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
Дети садятся на стульчики, воспитатель читает сказку-загадку
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку – загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Давайте пройдём с вами в корпус 2
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .
Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Журналист Задаёт вопросы детям используя микрофон. Понравилось ли вам экспериментальная деятельность? Про что вы сегодня говорили? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось? Рассказы детей.
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и и я вам приготовила подарки. (дарят раскраски и мыльные пузыри)
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Воспитанники младших групп экспериментируют совместно с педагогом
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
Детское экспериментирование похоже на научное, а результаты опытной деятельности имеют большую ценность для детей
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ — таблица
Во время проведения экспериментов дети приобретают исследовательские навыки, делают умозаключения и выводы на основе проведённых опытов
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
Виды детского экспериментирования — таблица
В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.
В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей
Виды занятий по экспериментированию
Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма.
Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.
Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.
Возможность практической работы в подгруппах позволяется осуществить личностный подход в опытно-экспериментальной деятельности
Мотивирующее начало занятий
У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.
Варианты мотивирующих начал — таблица
Привлечение наглядного материала активизирует внимание воспитанников и вызывает интерес к поиску новой информации
Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях в детском саду.
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке — видео
Проведение открытых занятий является одной из составляющих практической части самообразования воспитателя
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
(73 голоса, среднее: 4.6 из 5)
Опытно-экспериментальное занятие в детском саду
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:
Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры), развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).
Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.
Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.
Картотека опытов и экспериментов — талица
Опытным путём ребята узнают, как достать металлические предметы из ёмкости с водой, не намочив рук
Дети устанавливают способ, как убрать пролитую воду с поверхности стола
Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
Воспитанники зарисовывают результаты эксперимента в листах наблюдений
Консультация для родителей
Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях.
Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач:
На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.
Проведение опытов в домашних условиях создаёт положительную атмосферу в семье и надолго фиксируется в памяти
Опытно – экспериментальная деятельность – Открытая образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе «Свойства воздуха»
Экспериментирование с водой в средней группе
Опытно-экспериментальная деятельность «Какой он, песок?» для детей 4–5 лет
Конспект образовательной открытой экспериментальной деятельности «Мой друг — магнит» для детей 4–5 лет
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Песочная страна»
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Я познаю окружающий мир»
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 – 5 лет
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Сладости и здоровье. Конфеты «Скитлс»
: влияние красителей на организм ребенка.
: наблюдать взаимодействие конфет и воды; формировать у детей желание правильно питаться; учить проводить опыты. Объект
: конфеты “Скитлс”
Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ
Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:
О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Мы исследователи“» размещена в разделах
– воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности;
– развивать у детей интерес и конкретные представления о свойствах воды и магнита: через опытно – экспериментальную деятельность.
– познакомить с понятиями «магнит»;
– сформировать представление о свойствах магнита и воды;
– формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Оборудование и материалы:
– коробка с железными, пластмассовыми и деревянными предметами;
– магниты на каждого ребёнка;
– 2 стеклянные банки;
– графин с водой;
– 2 сырых яйца;
– пластмассовые ложки;
– пипетки на каждого ребенка;
– деревянные палочки;
– прозрачные стаканы;
– емкости с окрашенной водой (желтая, синяя, красная, зеленая)
– влажные салфетки;
– цветные карандаши.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Воспитатель: Посмотрите у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам и всем нашим гостям посетить наше мини лабораторию. Где мы с вами поэкспериментируем и узнаем много нового и интересного. Но сначала нам с вами нужно вспомнить правила – не кричать, не шуметь и друг другу не мешать. Предлагаю подойти к первому столу.
Эксперимент № 1 «Свойства магнита»
Воспитатель: Ребята что вы видите на этом столе?
Дети: Сухой бассейн с крупой, а в нем разные предметы.
Воспитатель: правильно, бассейн. А скажите мне, из чего сделаны эти различные предметы?
Дети: из дерева, железа и пластмассы.
Воспитатель: совершенно верно. Значит они какие?
Дети: деревянные, железные и пластмассовые.
Воспитатель: правильно. Ребята нам нужно рассортировать все эти предметы по разным тарелочкам. Как вы думаете, как нам это сделать быстрее.
Дети: разобрать руками.
Воспитатель: Я вас помогу это сделать очень быстро – у меня есть волшебные камни (раздаёт магниты детям) они нам помогут. Нужно только провести над бассейном и вы увидите волшебство.
(Дети по очереди проводят над сухим бассейном магнитом и достают железные предметы)
Воспитатель: этот волшебный камень называется магнит. Скажите какие предметы помог он достать из крупы?
Дети: только железные.
Воспитатель: правильно – железные. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: магнит притягивает только железные предметы.
Эксперимент №2 «Пресная и соленая вода»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стеклянные пустые сосуды, а в графине вода. Налейте, пожалуйста, в оба сосуда одинаковое количество воды. ( Дети наливают воду в банки)
А теперь в одну из банок каждый из вас положите по ложке соли и перемешайте до полного растворения. ( Дети кладут соль и перемешивают)
Скажите, какая вода получилась в банках.
Дети: в одной соленая, а в другой пресная.
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в банку с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с пресной водой (не соленой). Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет – значит, в солёной воде легче плавать).
Воспитатель: Давайте перейдем к третьему столу.
Эксперимент №3. « Смешивание цветов»
Воспитатель: Ребята, теперь присаживайтесь каждый на свой стульчик. Будьте очень внимательны и аккуратны. Мы сейчас будем с вами настоящими волшебниками.
Посмотрите у меня в стаканах жидкости четырех цветов. Перед вами лежат карточки с заданием, на каждой карточке кружочки двух цветов и один пустой кружочек. Вам нужно смешать такого же цвета жидкости в своем стакане и полученным результатом (цветом) раскрасить пустой кружочек.
(Дети пипеткой набираю окрашенную воду и переливают в свой стаканчик, затем набирают воду другого цвета и смешивают их. Получившийся цвет, заносят в свою карточку).
Вывод при смешивании красок мы можем получить другие цвета – оранжевый, зеленый, коричневый, фиолетовый.
Воспитатель: На сегодня наше экспериментирование подошло к концу. Ребята, скажите что сегодня нового и интересного мы с вами узнали?
Ответ детей: Что магнит притягивает только железо.
Что в соленой воде плавать легче чем в пресной.
Что при смешивании цветов можно получить новые цвета.
Воспитатель: Ну а сейчас нам пора, а в следующий раз мы с вами узнаем еще много нового и интересного.
Ход занятия
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро, мальчики и девочки!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки, и хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, Вы слышите? (Включается запись «шум воды»).
Как вы думаете, что это?
Дети: это шум (звук) воды!
Воспитатель: Конечно же – это шум воды!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим?
Дети: О воде.
(звучит спокойная музыка, дети подходят к тучке из гелиевых шаров, на конце которых прикреплены капельки).
Воспитатель: Ребята посмотрите – это что?
Воспитатель: Посмотрите, какие они весёлые. Капельки принесли нам стихотворение. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, о чём говорилось в стихотворении?
Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям, насекомым, птицам.
Воспитатель: А если не будет воды?
Дети: То всё пожелтеет, высохнет и погибнет.
Воспитатель: Поэтому люди должны очень бережно относиться к ней.
Воспитатель: А как мы можем бережно относиться к воде?
Дети: Нельзя тратить воду, нельзя загрязнять воду.
Воспитатель: Ребята, а где вода находится у нас в садике?
Дети: В кране.
Воспитатель: Берёт стакан с водой и пипетку, и каждому ребёнку капает на ладошку одну каплю воды. Ребята, сколько у вас у каждого капелек?
Дети: Одна, по одной.
Воспитатель: А в стакане сколько капелек?
Воспитатель: Ребята, значит вода из чего состоит?
Дети: Из капелек.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы и опыты.
Воспитатель: А вы знаете, где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: И проводят их лаборанты. Специально обученные люди в белых халатах. Вы хотите превратиться в лаборантов?
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной.
И на месте покружись
Раз – хлопок,
Два – хлопок,
Снова сделай поворот
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборанта превратись.
Слайд 1: Лаборатория.
Воспитатель предлагает пройти и надеть халаты.
Дети одевают халаты.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории». А чтобы всё получилось, даже в «волшебной лаборатории» нужно соблюдать правила поведения: как вы думаете какие?
1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. Незабывайте после каждого опыта делать вывод.
Воспитатель: Я приглашаю вас пройти в первую лабораторию, стол с цифрой 1.
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают).
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой ракушки. Видно их?
Воспитатель: А теперь такие же ракушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Воспитатель: Вот мы с вами и убедились, что вода, какая?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Ну что? Устали? Давайте немного отдохнём.
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти во вторую лабораторию, стол с цифрой 2.
Опыт № 2: «На определение вкуса воды».
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите стаканы с чистой водой и опустите в неё трубочки. Попробуйте. Есть вкус у воды?
Воспитатель: А теперь возьмите сахар и положите в стакан с водой, размешайте. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
Воспитатель: Правильно, вода стала сладкая. А чистая вода, какая?
Воспитатель: А если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в третью лабораторию, стол с цифрой 3.
Опыт № 3: «На определение запаха воды».
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Воспитатель: А теперь положите дольку лимона в воду. Есть запах?
Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет?
Дети: Потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
Воспитатель: Ребята вам понравилось работать в «волшебной лаборатории»?
Что больше всего запомнилось?
Давайте еще раз вспомним, что вы сегодня выявили в ходе экспериментов.
Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы давай похлопаем себе и своим товарищам!
И в детишек превратись.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде. Я хочу, чтобы вы взяли эти волшебные капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эти капельки напоминают вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно. Вы сегодня дома расскажите мамам и папам, как правильно беречь воду и с какими свойствами воды Вы познакомились.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Волшебница-вода“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
• Закрепить представления детей о воде, его свойствах;
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воды;
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
• Совершенствовать умение детей пользоваться словами одна, много.
• Расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Материал и оборудование: гелиевые шары; аудиозапись звуки дождя; презентация «выводы»; стаканы с водой и молоком по количеству детей; ракушки; сахар; ложки; трубочки; краситель пищевой; халаты по количеству детей.