Отделка салфетки ручными стежками.
– закрепить представления учащихся о различных видах салфеток, материалов,
из которых их изготавливают;
– осуществлять социально – бытовую ориентировку учащихся;
– расширять представления учащихся о быте;
– закрепить знания учащихся о приспособлениях и инструментах,
применяемых в работе с нитками;
– закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами и иглами;
– учить правильно и аккуратно вышивать салфетки разными швами.
коррекционно – развивающие:
– развивать моторику мелких пальцев рук при выполнении ручных операций;
– развивать познавательные способности учащихся;
– формировать умения контролировать свою работу и оценивать качество готового изделия;
– создать условия психологического комфорта и желания учащихся работать с интересом;
– воспитывать аккуратность при выполнении задания;
– воспитывать настойчивость и трудолюбие.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, презентация, выставка салфеток, коробки с образцами тканей, коробки с набором для вышивания, салфетки, инструкционные карты.
Психологический настрой на урок.
Всем добрый день! Встали ребята, поприветствуйте гостей! А теперь улыбнулись гостям, друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садимся.
Не забываем о том, как необходимо сидеть за партой.
– Итак, начинаем наш урок. И начнем его с игры: догадайтесь, о чем идет речь?
Назначение неоднозначное. Эти предметы изготавливают из тканей, нетканого материала. Используются в процессе еды, сервировки стола, для уборки различных поверхностей.
– О чем идет речь? (О салфетке.)
– А почему я завела разговор о салфетке? (Потому что мы шьем салфетку.)
– Правильно, молодцы!
– А теперь немного вспомним пройденный материал. Я всем раздам карточки, а вы должны в предложениях дописать пропущенные слова.
2. Проверка знаний, полученных ранее.
Работа с карточками.
Задание: вставьте пропущенные слова.
Соединение деталей и обработку срезов выполняют ____________, которые состоят из
ряда повторяющихся _________________. Строчки, выполненные прямыми стежками,
и контрастными нитками, называют строчками ___________________
Стежки в зависимости от их выполнения бывают
Стежки, которыми выполняют вышивку для украшения, отделки изделий,
Учащиеся выполняют задание.
Взаимопроверка выполнения работы
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
Первые же полотняные салфетки появились в том же Древнем Риме, после трапезы в
салфетки заворачивали остатки еды. Пётр I, привез в Россию обычай вытираться после обеда салфеткой.
-Скажите, а сейчас как используются салфетки?
В наше время салфетки применяют при сервировке стола, во время еды кладут на колени, ими украшают жилище, на них ставят посуду, вазы.)
– А теперь вспомним, какие ткани применяются при пошиве салфетки? Для этого вы должны выбрать из предложенных образцов те, которые необходимы. (Ученицы из предложенных образцов выбирают подходящие для пошива ткани. Объясняют свой выбор).
– Молодцы! Итак, мы вспомнили, что салфетки шьют из льняной ткани и хлопчатобумажной.
– А теперь, пожалуйста, скажите, какой шов применяют при пошиве салфетки?
(Шов вподгибку с закрытым срезом)
-Покажите его на экране.
– На экране даются схемы машинных швов. Необходимо выбрать из них тот, которым обрабатываются срезы салфетки.
-Назовите, какие швы еще показаны на экране?
Учащиеся называют все швы, которые даются на экране.
– Итак, вспомнили, каким швом обрабатывали срезы салфетки – это один из краевых швов – шов вподгибку с закрытым срезом.
– А уголки салфетки как обрабатываются?
(Способ обработки уголков – конвертом).
– Чтобы изготовить любое изделие, необходим план работы.
Сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили последовательность изготовления салфетки.
– Посмотрите на экран, вы видите план изготовления салфетки, но порядок пунктов перепутан. Необходимо расположить их в правильной последовательности.
1. Снятие мерок.2. Построение чертёжа.3. Изготовление выкроек.4. Раскрой салфетки.5. Выполнение пошива.
– А что нам осталось выполнить? – Осталось выполнить отделку.
– Верно. 6. Отделка салфетки. 7. Утюжка изделия.
4. Изучение нового материала.
– Вот мы и подошли к теме нашего урока «Отделка салфетки ручными стежками».
– Запишите число, тему урока.
– Сегодня мы продолжим нашу практическую работу по выполнению отделки салфетки.
– Что значит – отделка салфетки? (Украшение салфетки).
– Каким образом вы будете выполнять отделку салфетки?
– Мы отделываем салфетку вышивкой.
– Когда будете выполнять практическую работу, делайте ее аккуратно, качественно.
-Какие швы можно использовать при отделке салфетки?
(Ответы детей: – стебельчатый шов, крестообразный шов, тамбурный шов.)
-Давайте подробнее познакомимся с этими швами.
Называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветов. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». Иногда в узоре стебелёк постепенно переходит в более толстую веточку. Её можно вышить более длинными стежками. Стебельчатым швом можно вышить узор на изделии. Это может быть фартук или косынка, которые мы будем шить позднее. А еще стебельчатым стежком можно вышить – это сплетение из начальных букв имени, фамилии. Монограммы являются украшением изделия, ими можно отделать костюмы, шапочки, платочки.
Этим швом можно отделывать детскую одежду, салфетки, косынки и другие изделия. Шов представляет собой перекрещивающиеся стежки по лицевой стороне и два параллельных ряда стежков по изнаночной. Бархатный шов можно украсить нитями другого цвета. Шов может быть выполнен нитями 3 – 4 цветов. Цвета можно подбирать контрастного цвета или хорошо сочетаемые. Вначале выполняется крестообразный шов нитками одного цвета, а затем нитками другого цвета перевивают стежки или украшают перекрещиванием верхний и нижний ряды крестообразного шва.
Тамбурные швы относятся к свободным декоративным швам и имеют много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шёлковых ковров и покрывал, и похожих на большой барабан — тамбур. В вышивках стран ближнего востока (Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии) ручные тамбурные швы были известны еще до нашей эры. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов. Тамбурные стежки используют для отделки изделий: вышивают рисунок по контуру или заполняют его целиком. Тамбурную цепочку выполняют снизу вверх.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка, плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
И на месте побежали.
5. Выполнение практической работы.
Перед началом практической работы нужно внимательно повторить правила техники безопасности, и давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.
– Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их:
Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. ( Иголка с ниткой)
Игла в работе весела,
Она остра и так мала,
Не будешь класть её на место,
То потеряется в отместку,
То затаится в беспорядке,
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
– Какие правила техники безопасной работы с иглой надо соблюдать?
Сделаны из железа,Умеют стричь и резать. Когда они встречаются,Части разделяются. ( Ножницы)
Работать с ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Хранить в шкатулочке всегда
Не оставлять на ткани.
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперёд колечками подай.
– Какие правила техники безопасной работы с ножницами надо соблюдать? (Ответы детей.)
(Если дети затрудняются ответить у каждого на столе карточки с инструкциями по технике безопасности)
Физкультминутка для глаз.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась, ты молодец!
правильности организации рабочего места,
-о правильности посадки.
– На столах у вас лежат инструкционные карты, во время работы не забывайте обращаться к ним за помощью.
Самоконтроль при выполнении вышивки:
-Нитка хорошо закреплена на ткани.
-Стежки одной длины.
-Нитка хорошо и равномерно натянута.
Требования к качеству готового изделия.
1. Вышивка аккуратная.
2. Стежки одинаковые по размеру, плотно прилегают друг к другу.
3. Изделие хорошо отутюжено.
Задание у Ульяны – вышивка крестообразным швом контура салфетки.
Оля вышьет монограмму тамбурным швом.
Аня тоже будет вышивать монограмму швом иголкой вперед.
-Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.
– Проверить качество работ.
– Как сами считаете, справились вы с заданием?
-А какую оценку себе поставите?
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.
(По мере завершения работы принимать и комментировать оценку изделия, выполненную учащимися).
Подведение итогов занятия.
Вопросы к учащимся:
– Какую работу вы сегодня выполняли на уроке? (Вышивали салфетку).
– Какие швы использовали для отделки?
(Иголка вперед, тамбурный, крестообразный).
– Оля, в каком направлении выполняют тамбурную цепочку? (Сверху вниз).
– Аня, как ты использовала шов «иголка вперед»? (Для вышивки монограммы).
– Как можно использовать крестообразный шов в отделке салфетки? (Вышивать контур).
Выставление оценок с комментариями.
– Посмотрите, как можно свернуть салфетки, сервируя стол, чтобы это было красиво.
(Выставка свернутых красиво столовых салфеток.)
8. Задание на дом:
– Придумать или найти способы украшения столовых салфеток, монограмм для вышивки на других изделиях, которые будем шить на уроках. И тогда мы будем использовать другие швы для отделки.
(Учащиеся записывают задание в дневник).
Выставление оценок в дневник.
Уборка рабочих мест
Прикрепите смайлик на доску магнитиком, который покажет, какое
осталось у вас впечатление после урока.
– Спасибо всем за урок!
Тема урока: Отделка салфетки украшающими стежками. формирование умения самостоятельно выполнять украшение изделия знакомыми способами и приемами для создания комфортной и уютной атмосферы в помещении.1. Продолжить изучение темы по изготовлению салфетки. Формировать навыки выполнения отделки салфетки.2. Развивать творческий потенциал, речевые навыки и мыслительную деятельность в ходе устных ответов и при работе с карточками – заданиями. Совершенствовать координации движений, гибкости рук, точности выполнения задания.3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и устойчивое внимание при длительной работе. Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков. Оборудование и материалы: образцы салфеток, нитки разных цветов, иглы, ножницы, технологическая карта. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. Учитель. Приучай себя к порядку, Не играй с вещами в прятки,Подумайте и ответьте, зачем нужно приучать себя к порядку? (Ответы детей.)Проверка готовности к уроку и состояние рабочих мест. Проверка домашнего задания по переводу рисунка на ткань салфетки для вышивки. Работа с карточками:Задание: Переставить буквы и прочитать словоСАФЕЛТКА (САЛФЕТКА) (Ответы детей.)Образцы салфеток и краткий обзор истории вышивки. Описание изделия по плану:4. Отделка (Показ слайдов.)Вопросы к учащимся1. Из чего получают ткань? (Ткань получают из нитей).2. Как определить на ткани лицевую и изнаночную стороны? (На лицевой стороне окраска ярче, а на изнаночной – бледнее).3. Какая ткань бывает по цвету? (Гладкокрашеная и цветная). Восстановить последовательность плана по изготовлению салфетки. ( Самооценка).1. Выбрать инструменты и материалы необходимые на уроке. ( Самооценка).2. Рассказать технику безопасности при работе с иглой.3. Рассказать технику безопасности при работе с ножницами. IV. Информационная часть.«Отделка салфетки украшающими стежками». Запись темы урока в тетрадь.1. Рассказ учителя. Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Уже в древности человек не только на практике, но и в своем сознании утверждал, что в каждой вещи два начала – польза (удобство) и красота. Вы изготовили салфетки. Салфетки относятся к столовому белью и их используют для сервировки и украшения стола. Тканевые салфетки украшают вышивкой, кружевом, аппликацией и т.п. И сегодня вам предстоит очень интересная, творческая работа. Сегодня мы будем украшать наши салфетки вышивкой. Для украшения салфеток будем применять сметочный стежок (или шов вперед иголку) и «змейку». Достаньте из конвертов образец шва, подберите нитки для вышивания, выполняем сметочные стежки по проведенным на салфетках линиям.2. Обзор видов отделочных стежков .3. Повторить технологию стежка вперед иголку; стежок вперед иголку выполняются справа налево.4. Пропустить нить между стежками «змейкой». Расставить по местам название стежков. ( Самооценка). Гимнастика для рук и ног. V. Практическая работа.«Отделка салфетки украшающими стежками»1. Выполнить на салфетке сметочный стежок (вперед иголку) по заранее проведенным на ней линиям.2. Пропустить нить другого цвета между стежками «змейкой».3. Выполнить В. Т. О. готового изделия. Проверка качества выполнения работы:Анализ работ, разбор ошибок и установление их причин. Сравнение с образцом: стежки одинаковые по длине, стежки выполнены точно по линии. ( Самооценка.)VI. Закрепление материала. Беседа. Вопросы к учащимся:1. Скажите, какое изделие вы выполняли сегодня на уроке? (Ответы детей).2. Какой материал мы с вами использовали? (Ответы детей).3. С чего мы начинали? Какую работу мы выполняли на этом уроке? (Ответы детей).4. Какие украшающие стежки вы применяли в работе? (Ответы детей). VII. Подведение итогов. Оценка работы учащихся. Учитель. Итак, вы изготовили салфетку и украсили ее вышивкой. Если вы сделаете 6 или 12 таких салфеток, то вы сможете ими украсить праздничный стол. Домашнее задание: Придумать, как можно красиво сложить салфетки.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/407751-otdelka-salfetki
в 4 классе коррекционной школы 8 вида
Учитель: Т. А. Караск
Оборудование и материалы: образец, салфетка, нитки разных цветов, иглы, ножницы, технологическая карта.
Сегодня мы будем украшать наши салфетки вышивкой. Для украшения салфетки будем применять сметочный стежок (или шов вперед иголку). Достаньте из конвертов образец шва, подберите нитки для вышивания, выполняем сметочные стежки по проведенным на салфетке линиям.
Повторить технологию выполнения сметочного стежка. Сметочный стежок выполняется справа на лево.