Зачем нужен? Отчет учителя о проделанной работе вопреки мнению некоторых – далеко не пустая трата времени. Подобный документ не только систематизирует то, что успел осуществить педагог за определенный промежуток времени, но и помогает ему совершенствовать свои умения.
Как составить? Сперва следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами по поводу отчетных материалов такого рода. Затем потребуется четкое представление о структуре документа в зависимости от его типа. И только после этого следует приступать к его написанию.
Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой
Аналитическая справка учителя-предметника
по работе с неуспевающим учащимся за _________ четверть 2018-2019 уч.года
Фамилия, имя учащегося___________________________________________ Класс______________
Дата рождения _________________________________
Предмет, по которому учащийся не успевает _____________________________________________
(укажите из приведенных в таблице, дополните при необходимости после таблицы):
Мероприятия по преодолению неуспеваемости
Посещение дополнительных занятий (организованы или нет, регулярность проведения, посещение занятий учащимся) _________________________________________________________
Работа учителя с классным руководителем (проводились ли беседы, регулярность, вопросы бесед)_______________________________________________________________________________
Вызов учащегося к администрации школы, на малый педсовет (обращались ли за помощью к администрации, как часто, по каким проблемам, результаты) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы учителя по преодолению неуспеваемости
Подпись учителя ________________
по работе с неуспевающим учащимся за 2018-2019 уч.год
Отчет учителя русского языка и литературы
за 2018 – 2019 учебный год
: Хасанова Татьяна Михайловна
высшее, 2009 г. – БГУ ФФ, присуждена квалификация «учитель русского языка» по специальности «русский язык и литература»
изучение и внедрение в собственную педагогическую деятельность технологий, методов и приемов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее.
1) продолжить знакомство с информационными технологиями и их возможностями в преподавании русского языка и литературы
2) продолжить внедрение ИКТ в практику преподавания русского языка и литературы.
Основные направления образовательной деятельности
На своих уроках применяла следующие методы:
1. Беседа – это один из самых известных МО. Беседа формирует у учащихся интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
2. Дискуссия. При помощи дискуссии стимулирую познавательный интерес. Дискуссия обогащает содержание уже известного учащимся материала, помогает его упорядочить и закрепить.
3. Работа с книгой. Этот метод даёт возможность обучающимся многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для них темпе.
4. Практический метод. Данный метод стимулирует познавательную деятельность, способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, формирует привычку тщательно организовывать учебный процесс.
5. Упражнения. Данный метод обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.
Применяла комментированные упражнения для активизации учебного процесса и сознательного выполнения учебных заданий, а также устные упражнения, которые способствуют развитию культуры речи, логического мышления и познавательных возможностей учащихся; проблемно – поисковые упражнения, которые способствуют активизации познавательной активности, формируют у учащихся способности к догадке, интуицию.
На своих уроках использую элементы разноуровневого обучения. Данная технология позволяет обеспечить каждому обучающемуся условия для развития его способностей.
Также на своих уроках применяла компьютер и мультимедийные средства обучения. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографических и пунктуационных правил. Но чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к информационным технологиям существенно решает проблему наглядности. Использование данной технологии позволяет:
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации; позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. В урочной деятельности использую ИКТ на всех этапах урока.
В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. В 2018 – 2019 учебном году представила исследовательские проекты на НПК «Школа поиска и открытий» в номинации «Литературное творчество» Кырмыгенов А. (6 класс, участие), в номинации «Русский язык» Хасанова К. (7 класс «Речевой портрет семиклассника», 3 место), Бояркин О. (6 класс, «Речевой портрет посёлка Нижние Тальцы», участие).
В 2018 – 2019 учебном году посетила республиканский семинар «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе как форма проверки метапредметных результатов» (22.01.2019); прошла обучение на курсах БГУ «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением» (15.03.19); получила свидетельство о подготовке победителей (3 диплома) в Международном конкурсе по русскому языку «Олимпис 2018 – Осенняя сессия» (07.12.18); была награждена грамотой от РУО за подготовку победителя районной НПК «Школа поиска и открытий» (19.03.2019).
Итоги ВПР по русскому языку
Итоги 2018 – 2019 учебного года
Цели и задачи на 2019 – 2020 учебный год:
Учитель русского языка и литературы: Хасанова Т. М.
Разновидности отчетов учителей о проделанной работе
Учителя должны составлять несколько видов отчетных документов: годовой, аналитический отчеты и работа по самообразованию педагога. Это обязанность всех специалистов: предметников, педагогов дополнительного образования, логопедов, музыкальных руководителей, старших инструкторов спортивных школ, учителей начальной школы и т. д.
Отчет этого типа позволяет изучить конкретную проблему, проанализировать текущую ситуацию в профессиональной деятельности педагога, а также оценить возможные перспективы ее дальнейшего развития. Из него становится ясно, какие методы и приемы использовал учитель в своей работе.
Аттестационная отчетность представляет собой сложный многоуровневый документ с разветвленной структурой. В нем учитель описывает свою деятельность в рамках изучения и обобщения инновационного опыта и анализирует данные, полученные в ходе педагогической практики.
В основном отчеты составляются раз месяц. За этот период можно собрать материал и обобщить данные, которые позволят оценить проделанную часть работы и при необходимости внести в нее коррективы.
В конце года педагоги также готовят итоговые документы. Отчет учителя о проделанной работе за год составляется с соблюдением определенных требований. Его содержание должно соответствовать плану деятельности, утвержденному руководством.
Для скачивания есть примерный Образец отчёта учителя о проделанной работе за год.
Этот документ представляет собой отчет учителя о проделанной работе, касающейся самообразования. Каждый педагог должен на постоянной основе получать новые знания, которые позволят повысить его профессиональную квалификацию и поспособствуют достижению личностных и общественно значимых целей.
Отчеты проверяются руководством учебного учреждения (директором), а также специальной комиссией, экспертом и другими специалистами.
Структура аналитического отчета
Аналитический отчет имеет конкретную структуру, состоящую из титульного листа, оглавления (содержания), основного текста, который делится на несколько разделов, и приложения (при необходимости). Рассмотрим все компоненты подробнее.
Титульный лист
На лицевой стороне титульного листа отчета, в верхней его части, пишется полное наименование образовательного учреждения, которое представляет учитель.
В центре лицевой стороны титульного листа размещаются сведения об авторе и заглавие документа. Имя автора на титульном листе всегда приводится в именительном падеже в следующей последовательности: имя, отчество, фамилия. Имя и отчество могут указываться как полностью, так и в сокращенном виде — инициалами. Автор сам выбирает форму указания (полную или сокращенную).
В нижней части титульного листа указываются место и год составления отчета. Под местом составления понимается населенный пункт, в котором находится образовательное учреждение, где работает учитель. Дата составления отчета указывается арабскими цифрами без слова «год» или «г.».
Оглавление
В оглавлении приводятся заголовки всех основных разделов отчета, в том числе приложений, с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении и в тексте должны полностью совпадать. Их сокращение, замена формулировок и последовательности могут ввести в заблуждение, оформлять содержание таким образом не рекомендуется.
Основная часть
В основном тексте отчета информация обычно разбита на несколько разделов и подразделов. В основе их формирования и формулирования заголовков должна лежать определенная логика повествования. Текст может делиться на разделы, каждый из которых соответствует определенному типу педагогической деятельности. Если выбрана такая логическая основа, её нужно придерживаться от начала и до конца.
Вот примерные формулировки заголовков разделов:
В своем отчете каждый преподаватель вправе использовать те заголовки и так структурировать информацию, как он считает нужным и логичным. Главное, чтобы в тексте была грамотно и в полной мере отражена проведенная им работа во всей совокупности методик, приемов и проч.
Отчете учителя школы обычно содержит раздел об организации учебно-воспитательной работы в классе. В документе должны быть отражены ее цели. Кроме того, в нем прописываются теоретико-методические подходы к преподаванию учебного предмета. Они должны характеризовать профессиональную индивидуальность учителя и описывать связанные с ней результаты работы. Как правило, результативность отражается в достижениях учащихся, при этом важно оценить их динамику.
В традиционных учебных учреждениях достижения учащихся выражаются в таких показателях качества обучения, как:
Данные об успеваемости содержатся в учетно-отчетной документации образовательного учреждения (классный журнал, справки по результатам инспекторских проверок, экзаменационные протоколы и др.). Для оценки качества знаний и успеваемости учащихся можно воспользоваться удобным калькулятором.
После проведения уроков педагог может продолжить свою деятельность. Ее основные направления такие:
Для оценки результатов внеурочной работы рассматривают следующие показатели:
Все данные и показатели должны иметь подтверждение в виде дипломов, списков, отчетов, журналов успеваемости, грамот, протоколов, приказов и т.д. Нет необходимости прикладывать все эти документы к отчету учителя, однако они должны быть в наличии в образовательном учреждении, к ним должен иметься доступ в любой момент.
Отчет учителя о проделанной работе включает раздел, посвященный классному руководству. Педагоги, которые не имеют такой нагрузки, просто пропускают его. Остальные должны описать свою деятельность в роли классного руководителя, основные методы работы, ее содержание и особенности. Результатами этой деятельности могут быть:
Классный руководитель также занимается организацией внеурочной активности учеников, старается подобрать каждому учащемуся оптимальную форму освоения образовательной программы, для того чтобы снизить процент неуспевающих.
Современные образовательные технологии объединяют развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения (КСО), технологии развития критического мышления, исследовательские и проектные методы в обучении и т.п. Все эти технологии призваны развивать личность учащегося через уменьшение доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижение нагрузки на ребенка, повышение эффективности учебной деятельности.
В отчет о проделанной работе учителя-предметника вопрос об использовании современных образовательных технологий может быть внедрен в виде отдельного раздела. Это имеет смысл, если деятельность с использованием СОТ очевидно отличается от аналогичной работы, в которой применяются традиционные материалы. То есть имеется значительный накопленный опыт использования информационных технологий и конкретные результаты.
В отчете информация о СОТ должна быть представлена в виде описания целей, содержания и результатов индивидуальной опытно-экспериментальной и учебно-методической работы по внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс.
В этом разделе педагог анализирует и описывает свой личный профессиональный опыт. Главная задача составителя отчета – не просто обобщить этот опыт и переложить его на бумагу, но выделить из него ключевую идею, которую можно передать коллегам. То есть учителю недостаточно просто рассказать о том, что конкретно он делает в классе на занятиях и во время внеурочной работы, даже если это описание будет предельно подробным.
Внедрить в чужое сознание собственный опыт невозможно, однако важно вычленить из него важную идею и передать ее другим, оформив в виде концептуальной схемы, теоретической модели, методики и т.п.
Как и в предыдущих разделах отчета, свою работу педагог должен подтвердить документально. У него на руках должны быть соответствующие планы работы и протоколы заседаний методических объединений, видеозаписи мастер-классов, опубликованные программы и материалы семинаров, конференций, совещаний, публикации в журналах, сборниках, на веб-сайтах, научно-методические труды и монографии.
Если педагог принимал участие в профессиональных конкурсах муниципального и более высокого уровней, необходимо изложить это в отчете, перечислив названия мероприятий. Важно помнить, что имеются в виду конкурсы для педагогов, в которых они участвовали лично. Деятельность учащихся, школы или какого-то ее структурного подразделения в этом разделе не описывается.
Кроме того, учитель имеет право перечислить профессиональные мероприятия, в которых он принимал участие в течение всего периода своей педагогической деятельности, а не только за последние три года. Это связано с ситуацией, обусловленной правилами проведения многих профессионально-педагогических конкурсов в Российской Федерации и ее субъектах.
В этом разделе педагогу необходимо сообщить о собственном повышении квалификации и профессиональной переподготовке. Данные приводятся за последние пять лет, что обусловлено действующими нормативными актами относительно периодичности повышения квалификации.
Требования к информации в разделе:
В основном программы повышения квалификации, освоенные педагогом, перечисляются в порядке их прохождения. Однако учитель вправе выбрать не хронологический порядок, а тот, который считает нужным.
Приложения к отчету
Документы прикладываются в конце в том случае, если они дополняют данные отчета, но не являются обязательными для проникновения в его суть. То есть необходимости в том, чтобы помещать эту информацию в главные разделы отчета, нет, при этом она служит отличной иллюстративной или доказательной базой документа.
Важно отметить, что корректное заполнение отчета имеет большое значение. Разумеется, педагоги, которые составляют их регулярно, имеют шаблоны, в значительной мере упрощающие подготовку документа и экономящие время специалиста. В отчете необходимо приводить конкретные данные и факты, имеющие документальное подтверждение. При описании какой-либо совместной деятельности нужно четко разграничить роли участников и рассказать о своем месте в рабочем процессе.