«Леге́нды ру́сского ро́ка» — серия ретроспективных коллекционных альбомов-сборников групп русского рока, выпускаемая с 1996 года лейблом Moroz Records. Серия была задумана продюсерами Константином Преображенским и Василием Гавриловым. Для каждой группы или исполнителя был подготовлен отдельный альбом в серийном оформлении, разработанном Василием Гавриловым.
В 2000 году серия впервые была выпущена на 5 дисках в формате mp3. Продолжение (диски 6, 7, 8) вышли в 2002 году, а диск 9 вышел в 2007. Первый и второй диски были перевыпущены заново в 2006 году.
В 2001—2005 годах выходила серия из 6 дисков, озаглавленная «Легенды русского рока. The best». В неё вошло ограниченное число треков, отобранных из уже вышедших альбомов. Первые две части вышли в 2001 году, остальные четыре — в 2005.
«Песняры», популярный белорусский ВИА, исполнявший фолк-рок, основан в 1969 году
Андрей Макаревич основал рок-группу «Машина времени» в 1969 году. Группа существует более 50 лет
После распада большинства самых известных команд 1960-х или выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться за счёт более молодого поколения. В 1972 году московская группа «Оловянные солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения». Позднее «Оловянные солдатики» стали известны тем, что записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака».
Родоначальником ленинградской магнитоальбомной истории считается Юрий Морозов (1973), о чём сказано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»). Среди записей ленинградских групп первенство принадлежит сохранившимся в хорошем качестве записям бит-группы «Садко», включавшим кавер-версии и собственные песни на русском языке, сделанным ранее опытов Морозова, — в конце 1960-х годов.
1970-е годы. Распространение
Борис Гребенщиков основал группу «Аквариум» в 1972 году
Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 1970-х на пластинках-миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполнения которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае с иностранными авторами и исполнителями этого было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными, однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не всегда ограничивало — если группа была прикреплённой к отдельному вузу или факультету, это давало возможность выступать на сцене.
Начало 1980-х. Рок-клубы
Группа «Земляне», фото журнала «Soviet Life» (США) октябрь 1984
В конце 1970-х — начале 1980-х на большую сцену профессиональной советской эстрады смогло пробиться немало вчерашних самодеятельных рок-групп, заключивших трудовые соглашения и контракты с различными филармониями СССР, таких как «Земляне» (Кемеровская филармония, позднее Ленконцерт и Москонцерт), «Диалог» (Кемеровская филармония), «Автограф» (Москонцерт), «Круиз» (Тамбовская филармония), «Машина времени» (Москонцерт) и других.
Музыкальный критик Артемий Троицкий писал по поводу первых хард-роковых филармонических рок-групп СССР начала 1980-х годов:
Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен.
Виктор Цой, лидер группы «Кино» — одной из самых популярных советских рок-групп 1980-х
В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб. В разные годы членами рок-клуба являлись такие группы, как «Пикник» (Эдмунд Шклярский), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Секрет» (Максим Леонидов, Николай Фоменко), «Мифы» (Геннадий Барихновский), «Санкт-Петербург» (Владимир Рекшан), «НОМ» (Андрей и Сергей Кагадеевы), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Объект насмешек» (Александр «Рикошет» Аксёнов), «Бригадный подряд» (Николай Михайлов), «Кофе» (Игорь Копылов, Эдуард Нестеренко). Широкой известности добились группы «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (Константин Кинчев), «АукцЫон» (Леонид Фёдоров) и «ДДТ» (Юрий Шевчук). Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 1960-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу. Встречались и металлические группы: «Август», «Фронт», «Союз», «Скорая Помощь».
Группа «Ария», одни из пионеров жанра хеви-метал в СССР
В 1985 году в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме Культуры им. Горбунова. Наиболее известные московские группы того периода: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Карнавал» (Александр Барыкин), «Мозаика» (Вячеслав Малежик), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Вежливый отказ» (Роман Суслов), «Бригада С» (Гарик Сукачёв), «Ва-БанкЪ» (Александр Ф. Скляр), «Небо и земля» (Владимир Сигачёв), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки, особенно её первой волны, была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. В большинстве своём московские рок-группы существовали сами по себе и формировали свой собственный, ни на что не похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп, как «Тайм-Аут», «Несчастный случай», «Манго-Манго», «Ногу свело!», «Бахыт-Компот» и др. Помимо групп, исполнявших «классический» рок, в 1980-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «хеви-метал»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей «Паук» Троицкий). Также заметную роль в истории русского рока играет группа «Умка и Броневик», ставшая фольклором среди советских хиппи.
Группа «Наутилус Помпилиус»
Урал и Свердловск (Екатеринбург)
Сибирь и Новосибирск
«Иван Кайф», «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), «Коридор» (Алексей Костюшкин), «Тёплая трасса», «9-й район», Янка Дягилева, «Пик Клаксон» (Евгений Лищенко, Олег Лищенко), «Кооператив ништяк», «Инструкция по выживанию», «Оргазм Нострадамуса», Ник Рок-н-Ролл. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на постпанк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.
В 1987 году открылся Воронежский городской рок-клуб. Здесь была образована рок-группа «Сектор Газа», первая в СССР рок-группа, игравшая хоррор с элементами славянской мистики, русского фолка и деревенской лирики с элементами западного панк-рока, хард-рока, рэп-рока и метала. Неформально стиль часто называют «колхозным роком» или «колхозным панком».
Наиболее известными рок-группами Киева во времена СССР были: «Вопли Видоплясова», «Коллежский асессор», «Раббота Хо», «Годзадва», «Иванов Даун». Самиздатовские журналы: «Гучномовець».
Группа «День и Вечер», фестиваль харьковского рок-клуба, 1987
Конец 1980-х — начало 1990-х. Выход из андеграунда
Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших культурными символами перестройки: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.
Константин Кинчев из группы «Алиса». С 1990-х многие его песни посвящены темам христианства и пан-славизма
С этого периода стали появляться многочисленные новые группы, дорога которых к зрительской аудитории была теперь открыта. В России услышали о группе «Агата Кристи», игравшей психоделический постпанк с элементами готик-рока. Появились такие проекты, как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», «Ноль», «Ногу свело!» и другие.
Как протестная субкультура русский рок потерял своё значение с конца 1980-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося российского шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным русским рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью своих основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог», «Чёрный кофе».
Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков серии «Легенды русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.
1990-е — начало 2000-х. Новые жанры, фестивали, «Наше радио»
Юрий Шевчук, «ДДТ»
По своему звучанию русскоязычная рок-музыка к середине 1990-х приблизилась к тенденциям в мировой музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс», наиболее ярким представителем которого является основанная во Владивостоке группа «Мумий Тролль».
В 1990-х годах многие группы официально переиздавали старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.
Группа «Би-2» стала популярна в 2000-е
В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных за рубежом. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «Lumen», «7раса», «Небо Здесь») и брит-поп («Мумий Тролль», «Би-2», «Сплин», «Земфира», «Маша и Медведи»). « Тяжёлая» сцена расширилась с появлением исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Арда», «Харизма», «Ольви», «Mechanical Poet»). Особое развитие получил фолк-метал и паган-метал: такие группы как «Аркона», «Темнозорь», «Сварга», «Невидь», Alkonost, Butterfly Temple и десятки других сочиняли песни, основанные на смешении металла с русской народной музыкой и с текстами о славянском неоязычестве или славянском фэнтези. « Аркона» и «Темнозорь» даже добились известности за пределами России.
С 2000 года постепенно набирает обороты развитие русского блюзового и блюз-рокового направления в музыке. Особенностью его является сохранение традиций и привнесение русских особенностей в исполнительские тенденции. Важным элементом являются глубокие и порой философские тексты. Явлением в русском блюзе стали такие группы как «Peter Pan the Band», «Юкон», «Дорога на Миссисипи», «Блюз Анклав», «Бабушкины сказки».
Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись с одной стороны с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентировалась на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок), «Лунная Охота» (славянский обрядовый фолк) и др.
Группы с явным уклоном в готику, такие как «Пикник», «Агата Кристи» и «Телевизор», существовали ещё в конце 80-х. Но после 2000 года «тёмная сцена» обрела новое дыхание с появлением ряда групп в жанре дарквейв (Otto Dix, Roman Rain, Stillife) и готик-метал (Forgive-Me-Not, Luna Aeterna). В 2010 году «Агата Кристи» распалась и образовалась группа Глеба Самойлова The Matrixx.
Конец 2000-х — настоящее время. « Новая русская волна»
Сергей Калугин и арт-рок-группа «Оргия Праведников» обрели популярность в конце 2000-х и 2010-е
В конце 2010-х — начале 2020-х один за другим прекратили проводиться популярные рок-фестивали: «Нашествие», «Максидром», Пикник «Афиши», Park Live Festival, «Рок над Волгой», «Окна открой!», «Владимирский тяжеловоз». Для многих из них причиной отмены стали пандемия коронавируса и последовавшая сразу за этим СВО.
Русский рок за пределами России
Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, такие рок-группы, как «Адаптация», которые, несмотря на нахождение в Казахстане (Алма-Ата и Актюбинск), имеют полное право называться русским роком. То же касается белорусской группы «Красные Звёзды», стилистически сближающейся с сибирской волной русского рока.
Русский рок в Финляндии
Артемий Троицкий — музыкальный критик, знаток русского рока
Рок-фестиваль «Нашествие» проводился с 1999 по 2019 годы, количество посетителей доходило до 200 тысяч человек
Русский рок в кино
По мнению журналиста Сергея Шолохова, фильмы о русском роке помогают понять, можно ли считать контркультуру составной частью культуры:
О рок-культуре сейчас говорят очень много. Иногда берут этот термин в кавычки (как это делает, например, писатель А. Житинский). Иногда объявляют «нравственным СПИДом» (как это делает, например, писатель С. Михалков). Иногда отождествляют с масскультом. Последний соблазн очень велик: кое-кому кажется, что такое отождествление многое объясняет. Например, конфликт между «отцами» и «детьми». Если рок-культура равна масскультуре, то все понятно: водораздел между поколениями объясняется элементарной необразованностью «детей». Вот почему её кумиры — там, в недрах таинственной рок-культуры, где никому нет дела ни до романа А. Рыбакова «Дети Арбата», ни до фильма Т. Абуладзе «Покаяние». Да и вообще вопросы, владеющие умами нашей интеллигенции, им «до лампочки». « Детей» занимают другие проблемы, о существовании которых «отцы» даже не подозревают, хотя уже слышали краем уха и о Курехине, и о Гребенщикове, и о Кинчеве, и о группе «Кино». Нынешнее время вывело лидеров рока из подполья. Можно ли осуждать молодежь за то, что она избрала себе иных кумиров, чем хотелось бы старшему поколению? Конечно, нет. Но отождествление рок-культуры с масскультом, который все человеческие ценности превращает в единицы ритма, равнозначно приговору. И самой рок-культуре, и «детям».
Рок-культура, как и любая культура, подвержена влиянию масскульта, но отнюдь не равна ему. Удивительную способность многих наших интеллектуалов не замечать этого можно объяснить или незнанием, или нежеланием знать. Отсюда невольная подмена понятий: разговор о рок-культуре становится разговором о рок-музыке, как правило, негативным. А ведь она, музыка, всего лишь атрибут этой культуры. Рок-культура возникла не только вокруг гонимого рока (музыкального стиля), но и как консолидация молодежи вокруг определенных ценностей. Русский исповедальный рок, иногда ироничный, иногда безмерно агрессивный, но никогда не фальшивый (за фальшь здесь изгоняют из рядов: «Идите в ресторан, там пойте!»), искренний и свободный (сравните любую песню Кинчева, Гребенщикова или Макаревича с тем океаном фальши, который обрушивается на голову любителей нашей эстрадной песенной лирики), противопоставил себя не только духовной зажатости, скованности, скуке, но и благополучному мироощущению обывателей, и особенно — здесь и кроется причина ненависти многих «отцов» к року — тем «делателям культуры», кто насаждал это благополучное мироощущение.
Пусть многое в рок-культуре было беспомощно и наивно, но привлекало именно потому, что честно. И когда общество и пресса заговорили про период застоя, то самодеятельные рок-музыканты, которые всегда пели то, что думали, вдруг пришлись ко двору. Но недоверие, подозрительность по отношению к рок-культуре остались и, думается, ещё надолго.
Классический пример того, как решалась эта задача, — телефильм режиссёра Ю. Колтуна «Переступить черту». На роли рассерженных молодых людей были приглашены музыканты из рок-группы «Алиса». В фильме они объединены в ансамбль «Бумажный змей». Его функция в фильме как пикантный десерт к ужину, на который герой фильма скульптор пригласил «нужных» людей. Последним нет дела ни до скульптуры, ни до музыки, им подавай экзотику. Эпатаж? Отлично! И мальчики-музыканты убегают разгневанными, потому что это не их аудитория, потому что именно против сытых направлен пафос их песен.
Соединяя в пространстве фильма невозможное в жизни (никогда реальная «Алиса» не будет петь ублюдкам из сферы торговли на чьей-нибудь даче), авторы выполняют свою «культурную миссию» и одновременно избавляются от собственных страхов перед «детьми», ставя естественный молодёжный протест в дурацкое, комичное положение. Вот чего стоит этот протест — как бы говорят они.
Культура едина и неделима. За её пределами — царство кича, который может быть как молодёжным, так и традиционным (атрибуты меняются, суть остается).
Огородников вырвал своего героя из привычного рок-контекста, прилежно сочиняемого и «отцами», и «детьми». И показал его подлинное место в культуре.
Об истории русского рока:
- «Я знаю с десяток песен, которые прикончили СССР». Как русский рок развалил Советский Союз // Лента. Ру, март 2019
- Как накрывали квартирники в СССР и сколько Цой получал за подпольные концерты // Лента. Ру, июнь 2019
Панк из Сибири
Панк-рок в Советском Союзе так и не стал полноправным течением. Единичные эксперименты, вроде группы «Автоматические удовлетворители» Андрея Панова по кличке Свин, так и не вышли на широкую публику. Отчасти здесь дело в негативном имидже, который власти создали западным панкам, ассоциируя их с фашистами. Отчасти — в склонности советских музыкантов к мелодизму.
Но в начале 1980-х в сибирском Омске появилась группа, которая, по сути, создала новое направление этого стиля. Советский панк будет отличался от мировых аналогов. В первую очередь благодаря творчеству Егора Летова и его «Гражданской обороны».
Летов начал играть примерно с 16 лет. Вскоре познакомился с гитаристом Константином Рябиновым, он же Кузьма или Кузьма УО, который станет его постоянным напарником в нескольких будущих коллективах. Вскоре начинающие музыканты нашли басиста, случайно придумали название «Гражданская оборона» (на стене висел плакат с надписью) и даже записали на домашней студии два альбома: «Поганая молодёжь» и «Оптимизм». Вот только издать их не удалось.
Поначалу команда писала максимально абсурдные песни, демонстрируя таким образом протест против реальности. Однако потом их творчество стало всё более политизированным. Тогда-то за группой и начал следить КГБ (возможно, после анонимного доноса). В 1985 году Рябинова отправили в армию, хоть он и не проходил по здоровью из-за сердечной недостаточности, а Летова положили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
На самом деле лечения как такового не было. Пациентов накачивали нейролептиками и галоперидолом, чтобы они максимальное количество времени оставались пассивными. Из-за больших доз лекарств Егор даже на некоторое время ослеп. Чтобы окончательно не потерять себя, он сочинял стихи и рассказы.
Освободили Летова через три месяца, и вскоре он вернулся к музыке, сохранив тот же принцип, который исповедовал в начале: записывался на домашней студии, чтобы оставаться независимым. Причём некоторое время Егор лично исполнял все партии на всех инструментах.
Качество звука на альбомах «Гражданской обороны», разумеется, получалось очень посредственным. Но это соответствовало задумке автора. Как настоящий панк, он отказывался от мастерства в пользу экспрессии и содержания. Зато такой подход позволял Летову выдавать по несколько альбомов в год.
В то же время музыкант познакомился с певицей и гитаристкой Янкой Дягилевой и отправился с ней в поездку по стране. В путешествии он написал множество песен для своего, возможно, главного альбома «Всё идёт по плану».
Параллельно с собственным творчеством он помогал и Дягилевой. Хотя о влиянии Летова на записи этой артистки спорят до сих пор. Она хоть и склонялась к панковской экспрессии, всё же играла акустическую музыку. Егор же превращал её композиции в подобие всё той же «Гражданской обороны».
Летов будет собирать и распускать электрические составы своей группы и выступать с концертами. Запишет сольные психоделические альбомы с командой «Егор и Оп***вшие». Дягилева какое-то время поиграет у него на бас-гитаре. В 1991 году она скончается в результате несчастного случая.
«Гражданская оборона» со временем станет символом панк-рока в СССР и России. Летов будет поддерживать различные радикальные партии, но к началу 21 века открестится от политики. В 2007-м выйдет его последний альбом «Зачем снятся сны?», годом позже музыкант умрёт от сердечной недостаточности.
Вологодский бард
К какому жанру относить творчество Александра Башлачёва — вопрос открытый. Формально его можно считать бардом: музыкант из Череповца исполнял песни собственного сочинения под акустическую гитару, явно делая акцент именно на текстах. Башлачёв играл очень плохо и даже не всегда настраивал инструмент.
Но всё же экспрессия и проблематика его песен явно больше подходила к русскому року. Да и круг общения Башлачёва состоял, в основном, из музыкантов этого жанра.
Артиста открыл Артемий Троицкий, встретившийся с бардом в Череповце и моментально влюбившийся в его творчество. По приглашению журналиста Башлачёв приехал в Москву, потом перебрался в Ленинград, играя в обеих столицах квартирники.
Затем музыкант впервые вышел на сцену — он выступал на одном концерте с Шевчуком. Потом запись этого мероприятия издадут под заголовком «Кочегарка».
Название альбома появилось неслучайно: в кочегарках работали многие музыканты, чтобы избежать ареста по статье «тунеядство». Остальные любимые профессии рокеров Гребенщиков остроумно определит песней «Поколение дворников и сторожей».
Александр Башлачёв совмещал в своём творчестве народные мотивы, что хорошо слышно, например, во «Времени колокольчиков» или «Ванюше», и роковый драйв. Он писал длинные сложные стихи — есть даже монументальное произведение «Егоркина былина», длящееся порядка 20 минут.
Но талантливый поэт так и не смог в полной мере реализовать своё творчество. По сути, все его записи — просто «живое» исполнение на концертах или в домашних студиях. Башлачёв брался за новые проекты, но быстро бросал их. В 1987-м он даже начал сниматься в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», но позже отказался от работы.
В 1988 году Александр Башлачёв умер. Формально считается, что он выпал из окна. Но многие уверены, что музыкант совершил самоубийство, не справившись с депрессией. Ему было всего 27 лет.
Здесь куют металл
Нельзя не упомянуть ещё одно направление рок-музыки, которое тоже оказалось в СССР и России чуть менее развитым, чем в других странах. Речь идёт о хард-роке и металле (кстати, до сих пор идут споры, как писать это название по-русски: по правилам нужно два «л», но сторонники прямой транскрипции с английского пытаются отделить его от обозначения класса химических элементов, оставив одну букву).
Причина, по которой металлу в СССР было трудно появиться и развиваться, очевидна. Эта музыка требует громкого звука и хорошего оборудования. А заодно и большего мастерства исполнителей. Именно из-за отсутствия буквально всех перечисленных составляющих эксперименты с хард-роком у групп вроде «Машины времени» закончились буквально в первые же годы творчества.
Элементы тяжёлой музыки пытались подхватить «официальные» коллективы, получившие больше технических возможностей. Например, те же «Земляне». Но экспрессия стиля никак не укладывалась в сдержанность и прилизанность, которую требовали комиссии.
Поэтому развитие металла и хард-рока в СССР началось уже с середины восьмидесятых, когда внимание властей ослабло, и командам дали доступ к большим сценам и оборудованию (об этом поговорим чуть дальше).
Даже группа «Круиз», которую принято считать одним из первых представителей жанра, хоть и образовалась в 1980-м, поначалу играла более лёгкую музыку. Один из первых хитов «Крутится волчок» и вовсе похож на диско. Однако это не спасло команду от упомянутого запрета в 1984-м.
Через год «Круиз» собрался уже под руководством гитариста Валерия Гаины и только тогда заиграл настоящий хеви-метал. Состав команды будет несколько раз меняться. Группа снова соберётся уже в 21 веке, но лидером станет Григорий Безуглый — один из гитаристов ранних составов.
В том же 1985-м свой первый самиздатовский альбом записал и «Чёрный кофе» Дмитрия Варшавского. Эта команда быстро сумела обрести официальный статус под патронажем Актюбинской филармонии. Во второй половине восьмидесятых именно «Чёрный кофе», успешно гастролирующий по стране, считался главным представителем «тяжёлой» сцены в СССР.
Но параллельно развивалась и набирала популярность, без сомнений, самая известная в будущем металл-группа нашей страны — «Ария».
В противовес подпольным рокерам, собиравшимся по собственной инициативе, тяжёлую команду организовал продюсер Виктор Векштейн. Он пригласил музыкантов ВИА «Поющие сердца»: басиста Алика Грановского и гитариста Владимира Холстинина. Петь позвали вокалиста распавшегося ВИА «Лейся, песня» Валерия Кипелова.
С самого начала группа взяла направление на копирование Iron Maiden и Black Sabbath — и делала это на неплохом уровне. Музыку сочиняли сами участники, иногда очень близко снимая риффы западных коллег. А вот за стихи отвечали профессиональные поэты: Александр Елин и Маргарита Пушкина. Причём в данном случае именно тексты писали под готовую мелодическую основу (русские рокеры часто делали наоборот).
Из-за этого песни группы звучали довольно необычно. В них если и присутствовала социальность, то завуалированно. А чаще стихи и вовсе превращались в абстрактные мрачные истории.
Дальнейшая судьба «Арии» выглядит иронично. Сама группа так и останется мастодонтом российского металла. Но заодно она заполнит своими ответвлениями буквально всю тяжёлую сцену. После выхода двух альбомов команду покинут несколько участников и создадут «Мастер» с вокалистом Михаилом Серышевым.
На одно из освободившихся мест придёт басист Виталий Дубинин, который станет одним из лидеров коллектива. Ещё через несколько лет гитарист Сергей Маврин запустит свой сольный проект. Тогда же в первый раз уйдёт и Кипелов, но потом вернётся. Судьбу Маврина повторит и следующий гитарист Сергей Терентьев — он создаст «Артерию».
Потом Кипелов окончательно отделится от «Арии». Дубинин с Холстининым пригласят на вокал Артура Беркута из «Автографа». Потом он тоже уйдёт и создаст сольный проект. Коротко говоря, от «Арии» примерно раз в пять лет отпочковывается новый тяжёлый коллектив, играющий подобную музыку.
Юбилейный концерт «Арии» с музыкантами разных составов
Пожалуй, стоит кратко упомянуть ещё две группы, которые сильно повлияли на развитие металла в СССР и России. Во-первых, это «Коррозия металла» — единственная массово известная трэш-команда под руководством Сергея Троицкого под псевдонимом Паук.
А также «Чёрный обелиск» Анатолия Крупнова. Последний, правда не замыкался в рамках только тяжёлой музыки. Он играл на бас-гитаре в «Неприкасаемых» Гарика Сукачёва, а потом создал более лёгкую команду «Крупский сотоварищи».
Крупнов скончается от сердечного приступа в 1996 году, не успев закончить свой новый альбом. Позже песни доделают его друзья и коллеги, выпустив двойную пластинку «Postальбом».
Выход из тени и «Рок за мир»
После середины восьмидесятых для рок-музыки наступили более светлые времена. Но пришло время рассказать об этом подробнее.
В 1985 году должность Генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачёв, вскоре объявивший политику «гласности», то есть предания огласке проблем и недостатков существующего строя, а затем и «перестройки». Тут все и обратили внимание на музыкантов, долгие годы пытавшихся рассказывать об этом со сцены.
Конечно, перемены происходили не слишком быстро — на местах оставались всё те же чиновники. Поэтому от «литования» текстов отказались далеко не сразу, а концерты периодически запрещали — достаточно вспомнить историю Борзыкина и поход на Смольный.
Но всё же четвёртый фестиваль Ленинградского рок-клуба состоялся уже во Дворце культуры «Невский», а пятый — так и вовсе в «Ленинградском дворце молодёжи». В Москве и Свердловске основали свои подобные организации.
«Московская рок-лаборатория» объединила самые интересные группы города того времени. Причём в руководящий совет вошли такие музыканты, как Пётр Мамонов из «Звуков Му» и Василий Шумов из «Центра», известные своими радикальными выходками на сцене.
Знаменитый «Серый голубь» группы «Звуки Му»
Но что ещё важнее, по стране прошли первые крупные рок-фестивали. Конечно, ещё существовало формальное разделение на «профессиональные» и «любительские» группы. Первые, например, выступали на «Рок-панораме-86», организованной ВЛКСМ. Но уже и там играли Алексей Романов (без «Воскресения»), «Машина времени», Александр Градский, «Браво», «Ария» и многие другие.
В том же 86-м по инициативе Аллы Пугачёвой состоялся благотворительный фестиваль «Счет №904» в поддержку жертв и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, где тоже выступили «Браво» и Градский, а также «Автограф», «Круиз» и «Динамик» Владимира Кузьмина. Интересно, что мероприятие напрямую разрешил один из руководителей ЦК КПСС, обойдя все согласования программ и текстов песен. Несколькими годами ранее такое было бы просто невозможно.
В это время в США издали первую официальную пластинку с советским роком — Red Wave: 4 Underground Bands From The USSR, в которую вошли песни «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». Эта запись появилась стараниями Джоанны Стингрей — американской журналистки, которая посещала СССР с начала восьмидесятых и сдружилась с ленинградскими музыкантами. Она тайно вывезла их записи из страны, и решила познакомить своих соотечественников с необычным творчеством.
Сологуб, Гребенщиков, Цой, Кинчев
Параллельно режиссёры начали снимать рок-музыкантов в своих фильмах. Константин Кинчев сыграл во «Взломщике», Гребенщиков, Цой и многие другие — в «Ассе», а потом вышла и «Игла» с Виктором Цоем в главной роли.
Но окончательную точку в выходе рок-музыки на большую сцену поставил фестиваль «Музыканты за мир», организованный Стасом Наминым в Лужниках в 1988 году. С 1 по 27 мая в три этапа проводили концерты десятков групп. Сначала выступали «тяжёлые» команды: от «Тайм-Аута» до «Коррозии металла». Потом играл поп-рок и альтернатива, например, «Бригада С» Сукачёва. А 27 мая состоялся «Праздник мира», куда кроме отечественных исполнителей прибыла и американка Мелани.
Годом позже всё в тех же Лужниках Намин и вовсе соберёт не только отечественных артистов, но и Оззи Осборна, Scorpions, Bon Jovi, Mötley Crüe и других звёзд мировой рок-сцены.
Но всё же стоит заметить, что во многом рок-музыке помогла выйти из подполья не столько сменившаяся идеология, сколько чисто экономические причины. Всё больше компаний переводили на хозрасчёт. И та же «Мелодия» быстро осознала, что гораздо выгоднее записывать популярных рок-музыкантов, а не идеологически правильные песни. А появившиеся кооперативные агентства позволили и самим группам зарабатывать на концертах.
Свобода девяностых и поп-рок
Разумеется, самое важное событие этого десятилетия — распад СССР и развитие рыночной экономики.
Классические рок-музыканты в это время вовсю ездили с концертами по стране и отмечали всевозможные юбилеи. « Машина времени» и вовсе отпраздновала 25-летие прямо на Красной площади.
«Бригада С» и Nautilus Pompilius на долгие годы задали тренд на концерты с приглашёнными друзьями. Первые выпустили альбом «Всё это рок-н-ролл», на котором записали кавер-версии любимых песен Сукачёва: от «Поплачь о нём» группы «Чайф» до Telephone Call from Istanbul Тома Уэйтса. Открывала же альбом заглавная композиция Кинчева, которую Сукачёв исполнил вместе с автором. К ним также присоединились Шевчук, Шахрин, Бутусов, Александр Ф. Скляр и Джоанна Стингрей.
Группа устроила презентацию альбома во дворце спорта «Крылья советов», пригласив ещё больше артистов. Концерт завершило совместное исполнение песни Кинчева.
А Бутусов устроил юбилейный тур к десятилетию «Наутилуса». На концертах в разных городах с группой играли местные команды и старые друзья музыкантов.
Возможно, самое необычное событие на рок-сцене девяностых — массовое участие групп в избирательной кампании Бориса Ельцина «Голосуй, или проиграешь». Мотивы понятны: его главным конкурентом на пост президента был коммунист Геннадий Зюганов. В акции приняли участие «Чайф», «Алиса», «Агата Кристи» и множество других рок- и поп-артистов.
Хотя иронично выглядит случай, когда Гарика Сукачёва ещё в начале тура по стране спросили, что именно побудило его принять участие в этой кампании. В ответ музыкант призвал голосовать за Горбачёва и заявил, что вообще не знает, в честь чего устраивают концерт. Вскоре его команду сняли с турне.
Борис Ельцин вручает Кинчеву медаль «Защитник свободной России»
Из новичков, исполнявших типичный «народный» русский рок, можно отметить Сергея Чигракова. Строго говоря, он начал играть намного раньше: сначала в родном Дзержинске в «Группе продлённого дня», потом в Харькове в «Разных людях» Александра Чернецкого (по иронии, команда последнего тоже когда-то называлась «Группа продлённого дня»). Именно работая с Чернецким, Чиж выпустил первый сольный альбом «Буги-Харьков».
Но полноценно его карьера началась уже в Ленинграде. В 1993 году Чиграков перебрался в Северную столицу и при поддержке Бориса Гребенщикова записал альбом «Чиж» (голос лидера «Аквариума», кстати, звучит в песне «Хочу чаю»).
Затем он собрал новую команду из местных музыкантов, тоже не слишком усложняя название — «Чиж & Co». Группа в своём звучании сочетала классический рок и почти народную музыку под аккордеон.
Позже Чиграков всё больше будет склоняться к блюзам, а с 2001 года и вовсе перестанет писать новые песни, выступая со старыми хитами
Кстати, не все помнят, что и многие ранние песни Чигракова — каверы. Самый известный альбом «О любви» примерно на две трети составлен из композиций его друзей, в том числе и заглавный трек. Да и один из самых массовых хитов группы «Фантом» — обработка старой дворовой песни.
Колхозный панк и страшные сказки
Получив свободу, вышли на большую сцену и необычные представители панк-культуры. Массовую популярность обрёл воронежский «Сектор Газа» Юрия Клинских. Группа образовалась ещё в конце восьмидесятых, но с началом нового десятилетия и выходом альбомов «Ночь перед Рождеством» и «Колхозный панк» о ней узнали буквально все.
Клинских по прозвищу Хой сумел совместить панковский драйв с типичными уличными частушками и смешными байками, а то и сказками. На самом деле к панк-року группу относят далеко не всегда: команда многое брала и из других стилей, вплоть до рэпового речитатива.
Но всё же народность вкупе с простейшим построением песен и обилием ненормативной лексики и сделала песни «Сектора газа» популярными среди молодёжи: их было просто и весело учить и играть.
Но, конечно, главный поставщик страшных сказок под панковскую музыку в девяностых — «Король и Шут» Михаила Горшенёва и Андрея Князева. Первый отвечал за драйв, музыку и хулиганский имидж, второй написал большую часть текстов группы — тех самых историй про вурдалаков, зомби и прочих мистических существ.
В 1996 году вышел их первый альбом «Камнем по голове», через год на студии «DDT Records» музыканты перезаписали свои ранние композиции. И тогда же Юрий Шевчук пригласил их принять участие в фестивале «Наполним небо добротой». Так по всей стране загремели «Лесник», «Камнем по голове» и прочие хиты команды.
Звучание «Короля и Шута» смягчилось на «Акустическом альбоме», который записывали почти без участия Горшенёва. Он тогда лежал в больнице и появился только для записи вокала. Это и позволило Князеву реализовать свои старые наработки: многие песни он придумал ещё во время службы в армии. Соответствуя названию, альбом оказался более лёгким, в мелодиях стала играть важную роль скрипка, а в текстах появился юмор.
Именно на «Акустическом альбоме» появилась будущая легенда «Прыгну со скалы»
Тогда в группе и возникли первые споры о дальнейшем развитии. Но всё же «Король и Шут» просуществует как дуэт двух вокалистов аж до 2011 года, и команда выдаст несколько ярких альбомов. После чего Андрей Князев создаст сольный проект.
Михаил Горшенёв скончается двумя годами позже. Остатки группы переименуются в «Северный флот» и продолжат музицировать.
P. S.: мальчишки и девчонки удачи Вам и хорошего настроения! Как всегда говорю “Спасибо!” всем кто читает, подписывается, ставит “+” и поддерживает рублем! Целую, обнимаю и стараюсь для Вас! Еще увидимся)
КТО ПЕРВЫМ ИГРАЛРОК-МУЗЫКУ В РОССИИ?
КТО ПЕРВЫМ ИГРАЛ РОК-МУЗЫКУ В РОССИИ?
Основательницей русского рока можно считать группу «Машина времени», которая официально создана в 1968 году.
В России рок-музыка стала завоевывать популярность в 1960-х годах. Одними из первых в этом направлении были участники московских групп «Сокол» и «Славяне», которые возникли в 1964 году.
Первое упоминание о рок-н-ролле в СССР относится к 1957 году, когда в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В это же время появилась мода на джинсы, кеды и игру в бадминтон.
На формирование отечественной рок-музыки повлияло творчество западных исполнителей: американских певцов Эдди Кокрана, Чака Берри, Элвиса Пресли, а также британских групп The Beatles, The Rolling Stones и The Kinks. Еще до советских рок-н-ролльных коллективов появились первые бит-группы, которые перепевали песни зарубежных коллег. Бит-музыка предвосхитила рок, она сочетала в себе элементы рок-н-ролла, ритм-н-блюза и соула.
Оригинальные тексты песен, которые можно считать первым советским роком, появились в 1965 году. Первая рок-композиция на русском языке называлась «Где тот край». Ее написали участники московской группы «Сокол» Юрий Ермаков и Игорь Гончарук. В это же время оригинальный рок-хит «Весенний дождь» сочинили музыканты из коллектива «Интеграл» — Бари Алибасов и Михаил Арапов.
Постепенно рок-движение в СССР начало набирать обороты. В 1966 году музыковед Сергей Коротков выпустил самиздатовский журнал «Бит-Эхо» — первое отечественное издание, посвященное рок-н-роллу. Со временем музыкальных групп становилось все больше. В основном рок-ансамбли появлялись в учебных заведениях. Один из таких возник в московской школе №19 в 1968 году: это была группа The Kids, которую организовал Андрей Макаревич. Чуть позже участники сменили название на Time Machines, а с 1973 года — на «Машина времени». Сегодня это единственная отечественная рок-группа, которая существует более 50 лет.
Основательницей русского рока можно считать группу «Машина времени», которая официально создана в 1968 году, когда ее участники были не то в восьмом, не то в девятом классе. Более-менее известна эта группа стала году в 1972-м. К тому же времени относятся их первые запоминающиеся песни, типа «Битва с дураками». Можно считать, что с этой песни начался русский рок и до сих пор эту битву ведет и не понимает, что бьется с самим собой, как пел когда-то Майк Науменко.
Артемий Троицкий. « Я введу вас в мир поп»
Всеобщую популярность рок-музыка в СССР обрела в 1980-х годах. В Ленинграде открыли первый в стране рок-клуб, в котором музыканты давали концерты, распространяли записи и проводили фестивали. В это же время появились известные группы «Ария», «Алиса», «Аукцыон», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум» и многие другие. С 1984 года музыканты были частыми гостями в телевизионной программе «Музыкальный ринг». Чуть позже появилась передача «Взгляд», которая транслировала клипы и фрагменты рок-концертов. В 1987 году режиссер Алексей Учитель снял документальный фильм «Рок», а годом позднее Сергей Соловьев представил трилогию «Асса», одну из ролей в которой сыграл лидер рок-группы «Кино» Виктор Цой.
Группа «Сокол» (Юрий Ермаков, Игорь Гончарук). Рок-композиция «Где тот край»
Рок-группа «Машина времени». 1987
Фотография: Владимир Яцина / ТАСС
Рок-группа «Ария». 1988
Фотография: Юрий Масляев / ТАСС
Рок-группа «Алиса». 1992
Фотография: Александр Неменов / ТАСС
Рок-группа «Аукцыон». 2014
Фотография: Марина Лысцева / ТАСС
Лидер рок-группы «ДДТ» Юрий Шевчук. 1991
Фотография: Сергей Мамонтов, Александр Неменов / ТАСС
Рок-группа «Браво». 1988
Лидер рок-группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов. 2017
Фотография: Артем Геодакян / ТАСС
Лидер рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. 1990
Фотография: Виктор Великжанин / ТАСС
Рок-группа «Кино». 1988
Фотография: Александр Чумичев, Александр Шогин / ТАСС